Деньги их роль и значение план егэ

Деньги их роль и значение план егэ

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя. Объявление темы и плана урока.

-Сегодня на имя нашей школы пришли посылки. Адресованы они учащимся 7 б класса. Одну из них я открыла. А сейчас я предлагаю тоже самое сделать вам. (Учащиеся открывают розданные заранее посылочные ящички. В каждом из них они находят кусочки бумаги, ткани, перья, разноцветные камешки).

- Как вы считаете, что эти посылки могут означать?

Учащиеся отвечают, что посылки связаны с темой урока.

- Как вы считаете, о чем же пойдёт речь сегодня на уроке? (Выслушиваются разные версии).

Учитель предлагает прочесть написанные на листах бумаги изречения:

-Обладают способностью размножаться.

-Там делать законам нечего, где они есть!

-Не пахнут, но улетучиваются

-Вещь очень важная. Особенно когда их нет.

-Портят характер

-Любовь к ним — корень всех бед

-Либо господствуют, либо служат

-Как навоз: если их не разбрасывать, то от них будет мало толку.

-Для людей умных составляют средство, для глупцов - цель.

-Нужны даже для того, чтобы без них обходиться.

-Не приносят счастья... Но зато сколько они приносят радости!

-Они лишними не бывают.

-Нужны, чтобы ничего не делать.

-В них прятать можно книги ...

-Чем их больше у тебя, тем больше знакомых

-Какова же тема урока? ( Ученики называют тему: деньги. Учитель открывает тему, написанную на доске).

План изучения.

  • что такое деньги;

  • история возникновения денег

  • какие виды денег ;

  • каковы их функции;

  • роль и значение денег в нашей жизни

Эпиграф урока:

Деньги очень хороши,

когда они служат нам, и очень плохи –

когда повелевают нами.

Ф. Бэкон

Изучение нового материала.

. Учитель: Откройте ваши учебники на странице 135 (§ 13). Пожалуй, сложно найти человека, который бы не сталкивался с необходимостью решать денежные вопросы, будь то недостаток средств или необходимость приобрести что-то необходимое. А что значат деньги для вас? (слайд 4)

3. Изучение новой темы

Рассказ учителя с элементами беседы о товарах - посредниках

В ходе обсуждения поставленной проблемы с учителем учащиеся понимают, что деньги играют весьма важную роль в современном мире. Без них сложно осуществлять сделки (купли-продажи и т. д.)

Учитель: На прошлых уроках вы узнали об обмене. Мы говорили о том, что еще в древнейшие времена существовал бартер. Расскажите об этом виде обмена, опираясь на иллюстрации, размещенные на слайде. (слайд 5)

Ожидаемый ответ: Бартер – это обмен товара на товар. Предположим, что у одного человека был гончарный сосуд у другого – нож. Владельцу сосуда понадобился нож, а владельцу ножа – сосуд. Если оба человека были согласны на сделку, они меняли одну вещь на другую.

Учитель: Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Тот же нож можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли эквивалента.

Запись в тетрадь: Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его. (слайд 6)

Учитель: В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Начертите в тетради следующую таблицу (слайд 7). В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».

Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица

Предметы, выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Приемлемость

Соль

-

-

+

+

-

Каменные колеса

-

+

+

+

-

Рыба

-

-

-

-

-

Золото

-

+

+

+

+

Медные монеты

+

+

+

+

+

В ходе работы учащиеся приходят к выводу, что люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части.

История денег

Считается, что первые монеты появились в Китае и в Лидии в 7 в. до н. э.(слайд 8) Около 500 г. до н. э. персидский царь Дарий ввел монеты вместо бартера. Бумажные деньги появились в Китае в 8 в. н. э. Вначале это были расписки, которые выдавались под ценности, сдаваемые на хранение, либо свидетельства об уплаченных налогах (слайд 9). Марко Поло писал, что бумажные деньги – способ достичь той цели, к которой стремились алхимики. В 13 в. правительство Чингисхана обменивало бумажные деньги на золото, и их стали подделывать. В 1500 г. в Китае прекратили выпуск бумажных денег из-за финансовых трудностей, но некоторые частные банки все равно продолжали эмиссию. В разное время в разных странах деньгами были слитки металлов, раковины, перья, бобы какао, скот и т. д.

Дополнительно учитель может привести ряд интересных фактов из истории денег с опорой на иллюстративный материал

  • Жители острова Яп использовали в качестве денег огромные каменные диски диаметром до 4-х метров. (слайд 10)

  • Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.(слайд 11)

  • Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке. (слайд 12)

  • 1993 год. Изобретены "цифровые деньги" - DigiCash. На основе этой технологии чуть позже были созданы смарт-карты - карточки с компьютерным чипом, на который записывается информация о количестве денег на счете. (слайд 13)

  • Дополнительная информация

«Деньга (от татарского «танге») –небольшая серебряная монета

«Названия денег, используемых в России».

Последующие слайды рассказывают о разных видах денег, которые когда-либо появлялись в России: гривна, рубль, копейка и т.д. Показ сопровождается рассказом учителя или докладом подготовленного учащегося.

-В старину славянки носили на шее ожерелье из драгоценного металла - гривну ("грива" - шея). Украшения всегда были ходовым товаром. За гривну давали кусок серебра определенного веса. Этот вес назвали гривной. Он равнялся 0.5 фунта.

В VIII – IX вв. на Руси появляются дирхемы – крупные серебряные монеты с арабскими надписями.

-Первый русский рубль - удлиненный брусок серебра весом приблизительно в 200 граммов, грубо обрубленный по концам. Появился он на свет в XIII веке.

- Деля рублевую гривенку на две части, получили полтины, на четыре - четвертаки. Из рубля делали мелкие монеты - деньги. Для этого рублевую гривенку вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них расплющивали и чеканили монету. В Москве из рубля изготовляли 200 денег, в Новгороде - 216.

- В 1534 году в правление Елены Глинской, матери Ивана Грозного, была создана единая для всего государства денежная система. Были установлены строгие правила чеканки монет, созданы образцы. На деньге мелкого веса, сделанной из серебра, изображался всадник с мечом. Эти монеты получили название мечевых. На деньгах крупного веса, тоже серебряных, изображался всадник с копьем в руках. Они назывались копейными денгами. Это и были наши первые копейки. Они имели неправильную форму, а размер - с арбузное семечко.

- Самой мелкой монетой была "полушка". Она равнялась четверти копейки. До царя Федора Ивановича на русских монетах не ставился год выпуска. Этот царь впервые стал выбивать на копейках дату.

- В марте 1704 года по указу Петра I впервые в России начали делать серебряные рублевые монеты. Одновременно выпустили полтинник, полуполтинник, гривенник, равный 10 копейкам, пятачок с надписью "10 денег" и алтын.

- При Елизавете Петровне была выпущена новая золотая монета в 10 рублей. Она называлась в соответствии с императорским титулом царицы империалом. Был и полуимпериал - монета в 5 рублей.

- Екатерина II осуществила проект: взамен громоздких медных денег выпустила бумажные ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. Они свободно обменивались на медные деньги, и для этой цели в 1768 году в Москве и Санкт-Петербурге учредили два банка. Ассигнации Екатерины II были первыми русскими бумажными деньгами.

До конца XIX века денежная система России почти не изменялась.

В середине 1917 года появились новые деньги. Это были керенки, сделанные на плохой бумаге, без номеров и подписей, достоинством в 20 и 40 рублей. Их выпускали неразрезанными листами, величиной с газету. Подделать их было легко, и в стране появилось множество фальшивых денег.

В 2001-м году в обращение выпущены модифицированные банкноты (Билеты Банка России) образца 1997 года, достоинством 10, 50, 100, 500 рублей, на банкнотах имеется обозначение: "Выпуск 2001".

Первичное закрепление.

-Что означает слово «деньги»?

-Откуда появилось это название?

-Какие деньги существовали в нашем государстве на разных этапах?

Изучение третьего вопроса.

-Какие бывают деньги? Заполните схему:

hello_html_m2f6e676b.gif

hello_html_1d8245bd.gif

Изучение четвёртого вопроса « Функции денег». (Беседа)

-А как вы считаете, нужны ли вообще деньги?

-Для чего?

-Какие функции они выполняют?

-Что бы было, если бы денег не было?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учитель: Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег? Самостоятельно заполните схему «функции денег» и будьте готовы объяснить каждую из функций.

Результатом работы учащихся должна стать заполненная схема «Функции денег» (слайд

В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар

Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки

Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.

Средство накопления хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем

Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.

Какие валюты можно считать мировыми?

( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)

Работа в группах

Язык монеты. Практическая работа учащихся

Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, в некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета)

Запись в тетрадь: Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. (слайд 15)

Одному из учащихся предоставляется монета. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монете, какие надписи есть на монете, где и когда она выпущена.

В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.

Учитель: Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет. (слайд 16)

Запись в тетрадь: Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.

Номинал – нарицательная стоимость монеты

Легенда – надписи на монете

Гурт – боковая поверхность монеты

. Монета — источник информации

Монеты дополняют записи древних писателей, данные археологических раскопок. На них часто изображали пра­вителей, празднества, спортивные игры, сцены из мифов. Они помогают изучить древний быт, религию, превраща­ются в прекрасные иллюстрации истории.

На монетах Древней Греции часто изображались бо­жества или священные животные. А монеты Ольвии (гре­ческого города на северном берегу Черного моря) отли­вали даже в форме дельфина, считавшегося покровителем города.

В Древней Руси на монетах помещали портрет царя, его титул, с XVIII века стали ставить даже дату и место чеканки.

Нумизматика оказала большую помощь в изучении истории архитектуры. Как ни миниатюрны изображения древних зданий, встречающиеся на монетах, все же они помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек.

На одной монете Римской империи изображен театр Диониса на фоне афинского Акрополя. Когда археологи исследовали холм Акрополя, они обратили внимание на эту монету. По тому, как расположены здания на холме, можно определить, с какой стороны нужно искать и театр Диониса. Монета помогла отыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры.

Монеты — ценный источник по истории торговли и экономике

4. Закрепление изученного материала

Ответьте на следующие вопросы: (слайд 17)

- Почему у человека появилась потребность в деньгах?

- В чем преимущества и недостатки бартера?

- Почему появились металлические деньги?

- Каковы основные функции денег?

- Какую информацию может дать изучение монеты?

5. Подведение итогов

Проблемный вопрос Что для вас значат деньги?

Учитель: Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами (слайд 18)

5. Домашнее задание (слайд 19)

Учитель: Дома вы изучите § 13 учебника до раздела «Человек в истории» (с. 135-141) и ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» (с. 147). Желающие могут подготовить небольшие сообщения на темы: «Деньги на Руси», «Денежная реформа С. Ю. Витте»

Рефлексия ЗУН

6. Выставление учащимся оценок за работу на уроке

- А вот, что думает простой народ о деньгах, мы сможем узнать, когда познакомимся с пословицами и поговорками о деньгах.

(Учитель раздаёт карточки с разрезанными пословицами, которые нужно сложить и объяснить смысл пословиц).

1.Где работают, там и густо.

2. Кто не умеет беречь гроша, тот не сбережет и миллион.

3. Ищи себе там прибыли, где нет другому гибели.

4. Чужая денежка впрок не идет.