В чем заключается сила и слабость базаровского нигилизма сочинение егэ

История создания

Роман «Отцы и дети», в котором описано столкновение двух сил, революционно настроенных молодых людей и консервативных дворян-либералов, был написан в непростой период в истории России, когда в стране усиливалось общественное противостояние.

Иван Сергеевич долгое время сотрудничал с популярным журналом «Современник», в котором главным его оппонентом был литературный критик Добролюбов. Тургенев зачастую не соглашался с его статьями, и между литераторами не раз возникали идеологические разногласия. Иван Сергеевич был сторонником постепенных реформ, в то время как радикально настроенный Добролюбов считал, что Россия способна преобразиться только посредством революции. В тот период редактором журнала «Современник» был Николай Некрасов, который также поддерживал революционные настроения в литературных кругах. Это стало причиной того, что редакцию покинули сразу два классика русской литературы: Тургенев и Толстой.

Впервые идея написать роман «Отцы и дети» посетила Ивана Сергеевича в 1860 году, во время его пребывания на английском острове Уайт. Писатель приступил к наброскам будущего произведения, определил основные черты Евгения Базарова. Он хотел изобразить прогрессивно мыслящего молодого человека, который не признавал бы никаких авторитетов и компромиссов. Идеи нигилизма были чужды Тургеневу, однако он невольно проникся симпатией к своему герою. Немалую роль в этом сыграл дневника Базарова, который вел писатель: проживая жизнь своего персонажа, он смог лучше понять его душевные переживания, стремления.

Год спустя писатель вернулся в родовое имение Спасское, где и завершил свою работу. В феврале 1862 года роман «Отцы и дети» был впервые опубликован в «Русском вестнике».


Основные проблемы

  1. Проблема взаимоотношений поколений является центральной в произведении Тургенева. И «отцы», и «дети» в равной степени обеспокоены поиском ответа на вопрос, в чем же заключается смысл жизни. Люди новой формации находили смысл жизни в честном труде, борьбе за правду и справедливость, неустанном движении вперед, в то время как для представителей старого поколения более привычной была неспешная, размеренная жизнь, обеспеченная тяжелой работой крестьян. Этот взгляд на жизнь и лег в основу конфликта между отцами и детьми, которые не могли и не хотели понять и принять жизненные позиции оппонентов. Особенно ярко это противостояние показано на примере непростых взаимоотношений Павла Кирсанова и Евгения Базарова, ставших героями-антагонистами в романе «Отцы и дети».
  2. Иван Сергеевич поднимает не менее важную проблему нравственного выбора – на чьей же стороне правда? Писатель уверен, что ни в коем случае нельзя отрицать прошлое, поскольку лишь на его основе можно построить будущее. На примере Базарова он демонстрирует, какими страшными последствиями может обернуться полный разрыв со своим прошлым: одинокий, никем не понятый герой очень несчастен, но ведь и он, в свою очередь, никогда не стремился к сближению с другими людьми и их пониманию. Также очень важно понимать, что жизнь не стоит на месте: она постоянно развивается, принимает новые формы, предлагает новые ценности. К этим переменам нужно быть готовым, особенно это касается людей прошлого, которые очень тяжело принимают перемены вокруг себя. Типичным примером таких закоренелых консерваторов в произведении является Павел Кирсанов, для которого было очень важно следовать устаревшим канонам. Тургенев призывает читателей не игнорировать происходящие перемены, пытаться понять их, раскрыть для себя их сущность, а не приниматься ругать все новшества, как следует не разобравшись в них. Выходит, что решение проблемы поколений – это терпимое, толерантное отношение людей друг к другу и попытка понять противоположную точку зрения на тот или иной вопрос. С этой стороны наиболее мудрым человеком проявил себя Николай Кирсанов, который никогда не торопился судить новые веяния. По стопам отца пошел и его сын Аркадий, сумевший найти в своей жизни важное компромиссное решение.
  3. Тургенев показывает, что за личной трагедий Евгения Базарова кроется важная миссия, поскольку именно такие отчаянные люди ценой своего личного счастья прокладывают всему человечеству дорогу вперед. И потому признание этого предназначения также занимает немаловажное место в жизни общества. Лишь на смертном одре Евгений осознает, что не совсем правильно выстроил свою жизнь. Это понимание лишает героя последних сил, и он умирает.
  4. Проблема социального неравенства. Молодые люди, как представители разночинной интеллигенции, были вынуждены кровью и потом зарабатывать себе на жизнь, в отличие от представителей дворянства, которые только лишь по факту своего рождения уже обладали всеми возможными привилегиями. У разночинцев же не было ни доходных имений, ни веского положения в обществе, и им не оставалось ничего иного, как много и усердно работать, чтобы выбиться «в люди».  Неудивительно, что жизнь, полная тяжелого труда и разного рода лишений, вызывала у разночинцев внутреннее ожесточение, которое особенно сильно контрастировало с расслабленностью и инфантильностью отпрысков богатых аристократов. Именно в этом и крылись истоки нравственного кризиса целого поколения.
  5. Проблемы таких вечных ценностей как дружба, любовь, искусство, отношение к окружающей природе. При помощи любви Тургенев мастерски раскрывает характеры своих персонажей, каждого из них он испытывает сильным чувством, проявляя тем самым их истинную сущность. Вот только не все достойно проходят эту проверку: Базаров не в состоянии принять любовь, что в итоге делает его глубоко несчастным человеком.

В своем произведении Тургенев поднял самые важные, самые насущные проблемы своего времени, которые не утратили своей актуальности и в наши дни. Именно потому роман «Отцы и дети» признан нестареющей классикой: все поднятые в нем вопросы заставляют о много задуматься, переосмыслить собственное поведение.


Характеристика героев романа

  1. Евгений Васильевич Базаров – молодой человек, выходец из народа, получивший медицинское образование. Он понял, что только своим умом и старанием сможет пробить себе дорогу в жизни. Поставив перед собой цель, он уже не обращал внимания на то, что казалось ему несущественным: манеры, одежду, воспитание. Будучи типичным представителем нового поколения, для которого были характерны революционные взгляды, он стремился как можно быстрее разрушить старый уклад жизни. Ради этого он готов был до конца бороться с людьми, которые в силу своих привычек тормозили общественный прогресс. Евгений Базаров был гордым, сложным, вечно сомневающимся человеком. Он отрицал старый мир, но при этом не совсем отчетливо представлял, как изменить общество, поставить его на новые рельсы.
  • Тургенев отобразил в главном героя тип человека, который принципиально отрицал религию и верил исключительно в силу науки. С детства привыкший к труду и учебе, он видел ценность лишь в научной деятельности.
  • Евгений Базаров гордился своим простым происхождением, но при этом осуждал народ за невежество и отсутствие стремления к знаниям. Вот только подобные взгляды Базарова не нашли единомышленников, за исключением никчемных подражателей, Кукшиной и Ситникова.
  • К своему большому удивлению Евгений Базаров ощутил неведомые ранее душевные муки. Он стал страдать еще более от того, что совершенно не понимал, что с этим делать: будучи нигилистом, Базаров отрицал существование души, поскольку не мог ее ни увидеть, ни потрогать.
  • Тургенев намеренно подверг своего героя разного рода искушениям. Базарова всем сердцем любили его старики-родители, красавица Одинцова, но любовь совершенно не вписывалась в жизненные принципы Базарова. Его последним испытанием стала смерть, которую герой принял очень мужественно. Умирая, он понял, что прожил жизнь впустую, поскольку в ней не было любви.
  1. Павел Петрович Кирсанов – мужчина средних лет, знатный дворянин, у которого нет семьи. Павел Петрович очень следит за своей внешностью и манерами – это его маленькая слабость. Даже живя в деревне, он не изменяет своим аристократическим привычкам, и всегда выглядит очень аккуратно и изящно.
  • В молодости Павел Петрович пережил серьезную любовную драму, из-за которой даже бросил военную службу, поставив крест на блестящей карьере. Так и не сумев пережить несчастную любовь, он уединился у брата в деревне: Павел Петрович замкнулся в своем страдании, и так и не сумел найти новый смысл своей жизни.
  • Герой был способен на страстные чувства к женщине, однако он не в состоянии был понять любимого человека.
  • Павел Петрович был глубоко равнодушен к природе. Подобное отношение указывает на духовную ограниченность человека.
  • Не сумев найти себя ни в каком-либо деле, ни в любви, Кирсанов бесцельно проживал жизнь, и был глубоко несчастным человеком.
  1. Николай Петрович Кирсанов – родной брат Павла Петровича, отец Аркадия. Мечтал о военной карьере, но она не заладилась, и Николай Петрович поступил в университет. После смерти любимой супруги в одиночку воспитывал Аркадия, в котором души не чаял. Все свои силы герой направил на воспитание сына и благоустройство родового имения.
  • Николай Петрович обладал мягким, дружелюбным, покорным характером. Будучи настоящим романтиком, он высоко ценил поэзию, музыку, искусство. Герой обладал врожденной интеллигентностью, и в общении даже с самыми нетерпимыми людьми всегда старался находить разумный компромисс.
  • Кирсанов-старший жил в полной гармонии со своей совестью и сердцем. Он был противником нигилизма, поскольку не представлял свою жизнь без любви.
  1. Аркадий Николаевич Кирсанов – единственный сын Николая Петровича, который очень на него похож. Аркадий обладал от природы мягким характером, и потому быстро попал под влияние своего решительного старшего друга, Базарова. Не имея собственных взглядов, он во всем подражал Евгению, однако со временем осознал, что подобные жизненные принципы были для него чуждыми.
  • Когда Аркадий понял, что способно сделать его счастливым, он женился на любимой девушке, создал крепкую дружную семью, стал хорошим хозяином.
  • Базаров видел все сильные и слабые стороны своего товарища, и презрительно называл его не иначе как «славный малый», но «мякенький, либеральный барич».
  1. Одинцова Анна Сергеевна – умная, прекрасно образованная молодая женщина, вдова, ставшая родственной душой Базарову. Как и Евгений, она в свое время принесла в жертву личное счастье, и потому в ее характере преобладал холодный, расчетливый ум, но не сердце.

Конфликт «отцов» и «детей»

В произведении конфликт между двумя поколениями не несет в себе исключительно отрицательную окраску. На этом настаивал и сам писатель, который хотел показать, насколько важным для развития общества является диалог между представителями разных жизненных укладов.

В романе «Отцы и дети» главным композиционным приемом служат споры между главными героями, благодаря которым читатель может определиться с собственной точкой зрения на тот или иной важный вопрос, будь то природа, наука, искусство, нравственные понятия. Кроме того, данный прием, когда «дети» и «отцы» находятся в состоянии непрекращающегося спора, указывает на тот факт, что жизнь многогранна и динамична – она никогда не стоит на месте, и все время движется только вперед.

Следует осознать и принять тот факт, что противостояние между поколениями никогда не завершится. Однако этот бесконечный конфликт несет в себе большую пользу, поскольку является фактором развития всего, что происходит на земле.

Главные темы

В своем произведении Тургенев постарался раскрыть немало важных тем, каждая из которых несет в себе большой посыл для социума.

  1. Тема непростых взаимоотношений «отцов» и «детей» раскрывается на примере одной семьи, однако она охватывает гораздо больший социальный срез общества, и указывает на проблемы между разными поколениями в целом.
  2. Появление «нового» человека на переломе двух эпох. Ярким представителем такого человека служит Евгений Базаров: он не приемлет старые ценности, но, не в силах предложить новые, неистово отрицает все, что только можно.
  3. Идейные противоречия интеллигенции в непростой исторический период в российском обществе, когда происходила подготовка реформы об отмене крепостного права.
  4. Любовь как проявление самых сильных и искренних чувств не только к женщине, но и к родителям,  детям, искусству, родине.
  5. Тема взаимодействия человека и природы. На примере героев и их отношения к окружающей среде автор раскрывает значимость природы для всего человечества в целом.

В чем смысл книги?

Произведение Ивана Сергеевича Тургенева несет в себе важную миссию – объяснить русскому обществу то, насколько важно помнить свое прошлое, но при этом не закрываться от настоящего, ведь только так можно построить светлое будущее. По сути, роман «Отцы и дети» является призывом для россиян объединиться и задуматься о том, что может принести истинную пользу для страны. Название романа указывает не на младшее и старшее поколение в одной семье, а на людей старой и новой формаций. Произведение напоминает обывателям о вечных ценностях, поскольку затрагивает множество важных нравственных проблем.

В основе любого человеческого общества лежит семья, в которой традиционно все знания и накопленный опыт старшие  («отцы») передают младшим («детям»). В свою очередь, младшие уважают старших, перенимают у них все самое лучшее, что может пригодиться для строительства новой жизни. В социуме, в котором такие связи крепки и здоровы, всегда будет царить гармония.

Произведение Тургенева несет в себе важную воспитательную функцию, поскольку молодое поколение учит серьезно относиться к себе, своему жизненному выбору, а старшему поколению напоминает, что не стоит цепляться за прошлое, когда есть возможность попробовать что-то новое и прекрасное.


Кратко о романе

После публикации романа в обществе разгорелись ожесточенные споры относительно тех проблем, которые были подняты Тургеневым. Так, М. А. Антонович в своей статье в журнале «Современник» назвал произведение как «разрушительную критику молодого поколения».

В «Русском слове» Д. Писарев очень высоко оценил роман «Отцы и дети» в целом и, в частности, образ нигилиста, мастерски созданный Тургеневым. Литературный критик не преминул отметить твердость и решительность Евгения Базарова. Он был согласен со своими коллегами, считавших, что люди нового поколения могут вызывать раздражение, но Писарева очень привлекала искренность и открытость этого героя. Появление Евгения Базарова в русской литературе – это принципиально новый способ освещения важных социальных проблем, назревших в обществе.

Если говорить о других персонажах романа, то Д. Писарев сравнил Павла Петровича Кирсанова с Печориным, только «маленьких размеров». Революционно настроенных героев он считал совершенно несчастными людьми, потому что им было чуждо сострадание. Критик считал, что сам Тургенев не сочувствует ни одному из своих героев.

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема свободы?

(390 слов) Тема свободы является одной из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Лирические герои его произведений часто тяготились неволей, воплощенной в духовных, материальных и эмоциональных границах. Автор изобразил ощущение духовной несвободы и на страницах знаменитой поэмы «Мцыри», написанной в 1839 году. 

Главный герой стал пленником еще в детстве: русский генерал взял его с собой, вырвав ребенка из семьи. Но из протеста мальчик перестал есть, заболел, и похититель оставил жертву в монастыре. Там герой и вырос, став послушником. Правда, идеалы чужой веры так остались ему чужды: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог» — говорит он в предсмертной исповеди. Свой выбор он выразил новым протестом — побегом из «тюрьмы своей». Но попытка воссоединиться с отчим домом провалилась, потому что Мцыри не хватило сил и знания местности. Уже на уровне сюжета читатель видит раскрытие темы свободы: герой лишается ее, но готов поставить на карту жизнь, лишь бы вернуть ее обратно. Значит, свобода в поэме «Мцыри» — это воплощение идеала, ради которого стоит жить.

Рассмотрим тему свободы глубже — на уровне ассоциаций и символов. Мцыри повторил судьбу своей Родины: Кавказ тоже был захвачен, ему тоже насаждали чуждые ему устои и порядки, он тоже не смог спастись. В то же время именно Кавказ ассоциировался у автора с воплощением вольности. В царское время там находили приют непокорные придворные, отличающиеся инакомыслием и бунтарством. Сам Лермонтов был сослан именно на Кавказ. Благодаря высокой концентрации диссидентов и оторванности от центра власти на Кавказе сформировалась атмосфера вольности. Нельзя игнорировать и природные особенности региона, куда так хотел вернуться Мцыри. Раздолье южной природы, гордые профили гор, близость к первозданному и дикому — все это является олицетворением свободы в поэме. К этому бежит Мцыри от формализма и бездушности цивилизации, воплощенной в монастыре. Его аскетизм противопоставлен богатству естественного мира, его тишина — шуму грозы и рычанию барса. Автор применил прием антитезы, чтобы вывести тему свободы на духовный уровень. Монастырь, символизирующий цивилизацию, закрепощает людей, делает их зависимыми. А природа с ее диким раздольем олицетворяет волю, которая так нужна личности для самореализации и счастья. Без нее нет полноценной жизни, поэтому герой умирает в финале поэмы.

Таким образом, свобода в поэме М.Ю. Лермонтова — это не только стремление героя к Родине и физической независимости от монастыря, но и духовное состояние личности, являющееся главным условием ее развития. Автор находит его за пределами рамок, навязанных обществом. Свободу нам дарят близость к естественному миру и следование его законам.

В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

(438 слов) Одной из главных тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является нигилизм. Это понятие, отражающее особое отношение к миру, которое заключается в полном скептицизме и отрицании общепринятых основ. В произведении эту философскую позицию защищает главный герой — Евгений Базаров. У его точки зрения есть слабые и сильные стороны, в которых интересно разобраться подробнее.

О слабости нигилизма не раз говорит Павел Петрович Кирсанов — главный оппонент Базарова. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе» — замечает он. Подтверждение его словам читатель находит, когда знакомится с описанием образов Ситникова и Кукшиной. Это глупые, примитивные, безнравственные люди, которые прикрывают свое бескультурье и невежество красивыми словами. Действительно, нигилизм оправдывает тех, кто отвергает все то, чего попросту не знает. Его используют для отвода глаз те, кто ничем всерьез не интересуется. Кроме того, Кирсанов-старший дает свое определение нигилисту: это человек, «который ничего не уважает». Разве может переделать мир к лучшему тот, кому все дозволено, кто ничего не считает святым? Конечно, в патриархальных основах общества того времени были пороки, но они все же не так страшны, как полное отрицание всех ценностей и нравственных ориентиров. Отсутствие определенной программы и созидательного элемента в нигилизме признает сам Базаров, говоря о том, что сначала нужно разрушить, а строить будет кто-нибудь другой. Абстрактность, категоричность, цинизм — вот минусы мировоззрения Евгения.

Но есть у нигилизма и сильные стороны. Критическая точка зрения позволяет увидеть ошибку и оперативно ее исправить, в то время как конформизм создает иллюзии полного порядка. Например, Базаров не боится поднимать проблему снохачества — домогательств свекра по отношению к невестке. «Вы, чай, слыхали о снохачах?» — говорит он Павлу Петровичу. Благородные дворяне много рассуждали о семейных ценностях народа, но не замечали реальное положение дел. Отрицание помогает не только лучше видеть, но и быть лучше. Человек, который не верит на слово, нацелен на самостоятельный поиск истины, который заложен в основе прогресса. Например, пока Аркадий и его родственники «сибаритствуют», Евгений встает раньше всех и работает, чтобы внести свой вклад в науку. У него есть интеллектуальная и духовная неудовлетворенность, которая толкает его вперед. В это же время его оппоненты год за годом вкладывают деньги в убыточное предприятие и ждут чудес. Они не могут сомневаться в том, что делают. На основании этих доводов можно сделать вывод, что сила базаровского нигилизма заключается в том, что он заставляет человека работать над миром и над собой, раскрывает глаза на существующие проблемы и расчищает дорогу новым веяниям.

Таким образом, нигилизм имеет и положительные, и отрицательные стороны. Эта позиция может быть категоричной и бесперспективной в некоторых аспектах, но нельзя отрицать ее силу — стремление к совершенствованию мира в себе и вокруг себя.

Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака

(323 слова) Тема природы встречается в стихотворениях каждого поэта. Все творческие люди неразрывно связаны с нею, ведь черпают вдохновение из красоты окружающего мира. Нельзя не заметить этого и в творчестве Б.Л. Пастернака — известного советского поэта, удостоившегося Нобелевской премии. Его произведения погружают читателя в царство природы.

Одним из любимых стихотворений поэта считается произведение «Февраль». В нем автор связывает свои творческие порывы с миром за окном: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Каждое природное явление проецируется в литературе: «С деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей». Видя пейзажи, поэт обретает настроение, необходимое для создания «стихов навзрыд». Лирический герой нанимает пролетку, чтобы уехать из дома оказаться наедине с февральской оттепелью, которая является источником его вдохновения. Этот пример позволяет сделать вывод, что природа для автора — кладезь новых идей, эмоций и сюжетов.

В описании природы Пастернак чаще всего использует прием олицетворения. Например, в стихотворении «Июль» жаркий летний месяц «снял комнаты у нас внаем» и «везде болтается некстати». Он становится одушевлённым героем произведения, который активно действует и вмешивается в жизнь лирического героя. Благодаря его активности меняется все вокруг, преображается весь домашний мир. Для поэта «отпускник» становится другом, всегда желанным гостем, который приносит душистые запахи и свежий ветерок. Это говорит о близости Пастернака к природе, об исключительной любви к ней.

Природа в творчестве Пастернака — это не только источник вдохновения и олицетворенный персонаж. Это еще и пример для подражания, мотивация для труда. В стихотворении «Ночь» поэт проводит параллель между звездой и художником. Небесные светила работают по ночам, освещая землю, даря надежду и красоту. Так и творческие люди должны неусыпно трудиться, чтобы их произведения излучали свет и радовали людей. «Не прерывай труда, не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда» — пишет автор. Именно неиссякаемая энергия окружающего мира заставляет поэта двигаться вперед.

Таким образом, окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака неразрывно связан с поэтом и его творчеством. Природа вдохновляет, поддерживает, дает пищу для размышлений. Она становится другом, музой, советчиком. Без нее не обходится ни одно произведение автора.

Сила и слабость базаровскго нигилизма

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо — Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это «человек, относящийся ко всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров? Главное в его жизни — изучение естественных наук. Он выбрал для себя профессию врача , поэтому даже пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров — настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы — все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, даже самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах. Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал. И в то же время герой Тургенева — человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его «дед землю копал», напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом. Идеологическим оппонентом Базарова в романе становится Павел Петрович. Он не преемлет нигилистическую точку зрения и не понимает её, вступая в спор с Базаровым. Эта полемика достигает своего апогея в тот момент, когда на вопрос п.п. неужели Базаров отрицает всё, последний сознательно отвечает: «Все», понимая что под этим словом имел в виду п.п. Религия, политический и социальный строй, общепринятая мораль… Возможно, цели Базарова, цели преобразования, изменения достойны признания их рациональности, однако можно придти разными путями к одному итогу, Базаров выбрал путь отрицания, путь более разрушения, чем созидания, хотя конечной целью он все же считает создание чего-то нового, к чему следует, по его убеждению, стремиться. Нигилизм Базарова, проявляясь в различных сферах жизни может нести как положительные идеи, направленные на улучшение, созидание, так и отрицательные, разрушительные. Поэтому, можно сказать, что нигилизм Базарова имеет свои сильные и слабые стороны.

Билет 72

Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

Уроки любви повели за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они привели к кризису его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бездны: одна – загадка его собственной души, другая – загадка мира, который его окружает. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий – к звездному небу над головой. Намного более неоднозначна история любви Павла Петровича Кирсанова. Ради любви Павел Петрович бросил все, перечеркнул всю свою карьеру, что привело его к духовной гибели. Любовь его к княгине Р. – мучительное и унизительное чувство. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. Вводится не как вставной эпизод. Он является в романе как предупреждение заносчивому Базарову. Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия надменному Базарову, считающего любовь романтической чепухой: она раскладывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всякого рода принципов, теперь служит, тайно ощущая, что служба его слепа, что жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней «физиологи». Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал. Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу. В своем чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми: чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам: «На остальных баб непохожа». Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения. Развязное поведение Базарова – это его же смущение и робость. Одинцова поняла это и была польщена. Она царственно прекрасна, сдержанна и величава, требует к себе особого внимания и уважения. Базаров хочет полюбить Одинцову, но не может сделать этого, поэтому бежит от своей любви в силу нигилизма. Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной барыне, аристократке, не способной откликнуться на чувство Базарова, робеющей и пасующей перед ним. Но Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что этот демократ, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. «Непонятный испуг», который отделяет базаровское признание в любви от ненависти по отношению к любимой женщине? Стихия жестоко подавленного чувства прорвалась в нем, наконец, но с разрушительной по отношению к этому чувству силой. Базаров охотно делится с Одинцовой своими мыслями, и из их бесед она понимает, что ради нигилизма он не пойдет на уступки. С точки зрения Тургенева, любовь таинственна и всесильна, и отрицание ее ведет к трагедии. Несчастная любовь приводит Базарова к душевному кризису и ужасной трагедии. В любви Павла Петровича и Базарова есть что-то похожее. Но Базаров борется, он не раскис и не стал унижаться, как Павел Петрович. Тургенев показал, что Базаров и в любви выше уездных аристократов, в том числе умной, но холодной и эгоистичной Одинцовой. «Обе стороны до известной стороны правы», — этот принцип построения античной трагедии проходит через весь роман, а в любовной истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее простотой, народным инстинктом выверяет того и другого героя. Павла Петровича привлекает в Фенечке простота и непосредственность, но любовь его к Фенечке слишком заоблачна и бесплотна. Базаров же, наоборот, инстинктивно ищет в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как на простое и ясное чувственное влечение. Но эта простота оказывается хуже воровства: она глубоко оскорбляет Фенечку, и нравственный укор, искренний, неподдельный, слышится из ее уст. Неудачу с Одинцовой Базаров объяснял для себя барской изнеженностью героини, но применительно к Фенечке о каком «барстве» может идти речь? Очевидно, в самой женской природе (не имеет значения, крестьянской или дворянской) заложена отвергаемая героем одухотворенность и нравственная красота. В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил несколько любовных линий, благодаря которым особенности характера главного героя раскрываются полностью, давая читателю возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души. При этом история любви Базарова становится тем ярче, чем ироничнее описываются отношения других героев романа. Возьмем, к примеру, любовь Николая Петровича к Дуняше. Это самый спокойный, обыденный вариант любви, в которой не наблюдаем мы ни бушующих страстей, ни каких-либо сильных и страстных эмоций. Или любовь Аркадия к Одинцовой: перед нами безответное чувство, легкое юношеское увлечение, в то время как к Кате он уже испытывает чувство чистое и нежное. Однако, как и дружбе, так и в любви младший Кирсанов подчинен воле более сильной натуры, чем он сам.

Билет 67,42 Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места

. Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Билет 6