В чем заключается героизм сочинение егэ

Алгоритм решения

8 задание на ЕГЭ по литературе заключается в интерпретации эпического, лиро-эпического или драматического фрагмента. Это номер повышенного уровня сложности, а среднее время на его выполнение равняется 15 минутам. Само задание представляет собой отрывок из текста и вопрос к нему, на который нужно ответить развернуто. Примеры вопросов

  • Как Д.И. Фонвизин создает образы учителей Митрофанушки? («Недоросль»)
  • Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге? (Н.В. Гоголь — «Ревизор»)
  • Как в данной сцене проявляется внутренняя противоречивость Лопахина? (А.П. Чехов — «Вишневый сад»)

Алгоритм выполнения 8 задания следующий: 

  1. алгоритм выполнения задания 8Внимательно прочитайте текст. Определите, о чем идет речь, какое событие происходит в отрывке, выделите для себя важные моменты.
  2. Прочитайте вопрос и определите, о чем именно спрашивают: требуется ли анализ героев, конфликта, средств художественной выразительности или общей проблемы фрагмента. 
  3. Найдите 2 сцены или фразы, которые отвечают на поставленный вопрос. Выделите конкретные цитаты. 
  4. Сформулируйте 2 тезиса, которые можно доказать выбранными цитатами. 
  5. Оформите аргументацию в связный текст и запишите его. 

Требования к выполнению и оценивание работы

требования к выполнению 8 задания егэ по литературеПримерный объём ответа — 5-10 предложений. Однако определенных минимальных и максимальных значений нет, все зависит от содержания и качества текста. Критерии 8 задания по литературе следующие: 

  • Соответствие заданию. Необходимо давать ответ на поставленный вопрос, при этом показывая свое понимание текста. Максимальный балл — 2. Если выпускник получает по этому критерию 0, то работа дальше не проверяется, итоговый балл тоже равен нулю.
  • Привлечение текста произведения. Максимальный балл — 2. Его можно получить, если найти и использовать важные для понимания текста фрагменты, умеренно цитировать. Балл могут снизить за фактические ошибки, пересказ, простое рассуждение. Если позиция автора в ответе искажена, ставят 0.
  • Логичность и речевые нормы. 2 балла можно получить за отсутствие логических и речевых ошибок. 1 балл ставится, если допущена 1 ошибка каждого вида. Если их больше, школьник получает 0.

Характеристика героев в прозаическом произведении

Сочинение по литературе часто включает в себя характеристику героев. Нужно либо самостоятельно описать персонажа, либо указать, что автор использовал для описания и зачем. Напомним, что прозаический текст написан без рифмы, в нем присутствуют не только реплики героев, но и авторские слова: рассуждения, описания, размышления. По сути это наша повседневная речь. В прозаическом произведении героев можно характеризовать следующим образом: 

  1. Портрет. Это простое описание внешности. В литературе внешность может отражать характер: плохие персонажи имеют острые или отталкивающие черты лица, а у хороших оно располагающее, приятное. Почти всегда у героев есть отличительная особенность, деталь, которая выделяет его среди других и дает подсказки относительно его личности. Например, в «Отцах и детях» И.С.Тургенева Базаров носил балахон. Это подчеркивает его пренебрежение к общепринятым ценностям, нежелание нравиться людям. 
  2. Интерьер. Место, в котором живет герой, помогает сделать выводы о его характере. Ленивые люди будут жить в грязи, пугливые и несоциализированные — в маленьких темных комнатах, похожих на пещеру. Раскольников в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского жил в крохотной пыльной комнате с поломанной мебелью. Ужасные условия связаны с характером самого героя, который планировал убийство. 
  3. Действия. Внешность и место жительства — лишь намеки на личность персонажа. Поступки же прямо указывают на его характер. По ним можно понять отдельные черты, приоритеты в жизни. Например, Гринев из «Капитанской дочки» А.С Пушкина — человек благородный, и для него очень важна честь. Он подтверждает это, не присягая Пугачеву и спасая Машу. 
  4. Речь. Во-первых, мысли и мотивацию героев можно понять по их словам. Они говорят о своих желаниях и взглядах на жизнь. Во-вторых, речь показывает общий уровень культуры и образованности. Крестьянин разговаривает просто, с ошибками и диалектизмами. Дворяне же используют высокую лексику, очень вежливы. Характер Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л.Н.Толстого показывается через ночь в Отрадном. Там девушка вслух восхищается красотой ночи. Читатель понимает, что она чувствительная натура, восприимчивая ко всему прекрасному. 
  5. Размышления и монологи. Герой может врать окружающим или скрывать свои секреты. Сам с собой он всегда будет честен. Кроме того, в размышлениях видно отношения персонажа к тем или иным событиям, его проблемы и причины тревог. Через монолог Андрея Болконского в «Войне и мире» Л.Н.Толстой показывает изменение его внутреннего мира после сражения на Аустерлице. Он начинает думать не только о великих свершениях, но и о ценности самой жизни. 
  6. Природа. Если авторы описывают пейзаж, то чаще всего он приближает нас к пониманию произведения. Природа может давать подсказки по поводу сюжета (она мрачная перед плохими событиями и прекрасная перед хорошими), а также отражать внутреннее состояние героев: страх, разочарование или, наоборот, душевный подъем. Прием использован в «Слове о полку Игореве», где затмение становится предвестником беды. 
  7. Композиция. Часто произведения строятся не линейно. В них есть лирические отступления, переход из одного времени в другое, переход между действующими лицами или «рассказ в рассказе». Таким образом авторы стараются раскрыть личность героев, дать нам более глубокое понимание их жизни и мотивов. Например, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов называет главы разными классами населения (солдаты, крестьяне и т.п.). Таким образом он раскрывает судьбу народа с разных сторон, показывает жизнь разных людей. 
  8. Рассказчики. Оценку персонажу дает не только сам автор, но и другие герои. Они характеризуют его через призму своих взглядов и ценностей. С одной стороны, это может запутать. С другой, дает более глубокое понимание. Таким приемом пользовался М.Ю.Лермонтов в «Герое нашего времени». В произведении несколько рассказчиков: сначала Максим Максимыч отзывается о Печорине как о загадочной личности, потом офицер описывает его более реалистично, а в конце сам герой дает оценку своим поступкам. 

Характеристика героев в драматургическом произведении

Драматургия встречается в 8 задании ЕГЭ по литературе не реже прозы. Такое произведение представляет собой пьесу: реплики героев с редкими комментариями автора об интерьере, интонации, действиях. Напрямую описать персонажей в такой литературе нельзя, поэтому авторы используют другие интересные приемы. Рассмотрим основные способы характеристики: 

  1. Списки действующих лиц. Как правило, упоминаются не только имена (но и они дают много информации, так как часто являются «говорящими»), но и описание персонажа. Автор упоминает о его отношениях с другими людьми, возрасте, роде занятий. Некоторые писатели дают краткую характеристику и историю героя. Например, это делает Н.В.Гоголь в «Ревизоре». Еще перед началом пьесы мы узнаем, что городничий взяточник, он серьезен и лицо его сурово, а еще он начинал службу с самых низких позиций. 
  2. Обстановка. В начале каждой сцены дается краткое описание места действия. С одной стороны, это демонстрирует характер героев (шикарно обставленная или неубранная комната). С другой, авторы могут передавать общее настроение сцены через детали интерьера. В «Вишневом саду» А.П.Чехов пишет, что несмотря на весну, на улице холодно и жители дома даже не открывают окна. Это описание демонстрирует тревогу и грусть, которые сохранятся на протяжении всей пьесы.
  3. Речь. Пьеса состоит из разговоров, поэтому больше всего выводов можно сделать по речи героев. Слова говорят о характере, образовании и культуре. Они отражают отношения с другими людьми, цели, взгляды на жизнь. В «Недоросле» Д.И.Фонвизин показывает госпожу Простакову жестокой, грубой и не очень образованной, но при этом подчеркивает любовь к сыну. Это видно в ее разговорах с крепостными и Митрофанушкой. 
  4. Ремарки. Ремарками называют пояснения к тексту. Они указывают на поведение героев, их внешний вид, обстановку. Ремарки не формируют портрет персонажа, но дополняют его. Например, можно понять, насколько герой эмоциональный. В «Вишневом саду» А.П.Чехов передает радость героини от возвращения в родной дом. При это упоминается, что она стремилась поцеловать своих близких, говорила сквозь слезы радости. 
  5. Отзывы других героев. Как и в прозе, в драме образ героя дополняется рассказами других людей. В пьесах этот прием используется часто: в монологах или диалогах один персонаж раскрывает личность и даже секреты другого. В «Грозе» А.Н.Островского все отзываются о диком как о грубом человеке, которому не чужда жестокость к окружающим. 
  6. Монологи. Свои мысли и взгляды на жизнь герои высказывают в монологах. В них они искренни и делятся тем, что на душе. Это одно из самых ярких средств характеристики, так как помогает глубоко понять персонажа. Монолог Чацкого в «Горе от ума» А.С.Грибоедова показывает, что он не похож на фамусовское общество и является человеком нового времени. 
  7. Поступки. В пьесах не очень много действий, но практически все играют важную роль в сюжете. Поступки героя помогают лучше понять его и его отношения с другими людьми. Например, Правдин в «Недоросле» Д.И.Фонвизина занимается не только своим поместьем, но и общественной работой. Это характеризует его как доброго и неравнодушного человека. 

Вариант 1

Русский солдат… Сколько верст он прошел по пыльным фронтовым дорогам, сколько тягот и лишений вынес он на своих могучих плечах, сколько подвигов совершил! Никто и никогда, не считал, наверное. Но никто и никогда не сомневался в том, что русский солдат, действительно, совершил подвиг. В чем же он заключается? Для ответа обратимся к произведениям художественной литературы.

М.А. Шолохов убеждает читателей, что подвиг русского солдата заключается в его невероятной силе духа, которая не позволяла ему сдаваться трудностям, сгибать спину перед врагом. Невозможно не вспомнить Андрея Соколова – главного героя рассказа «Судьба человека». Он смог пройти через всю войну, вынес немало лишений. Война оставила его без семьи, лишила уютного теплого дома, провела через ужасы плена, но не сдался обстоятельствам русский солдат. Благодаря волевому характеру и твердости духа он смог выстоять. Попав в плен в самые первые месяцы войны, Соколов не опустил  руки, а попытался сбежать. Через сорок километров его поймали и вернули обратно. Два года провел он в плену. Это были годы унижений, невыносимых работ в каменоломне, голода и издевательств. Однажды, не выдержав, он в сердцах сказал, что для могилы достаточно и одного кубометра земли, а немцы требуют выработку в четыре кубометра. Нашелся предатель, который донес это фашистам, и Соколова вызвали в кабинет к коменданту лагеря Мюллеру, где Андрей показал себя настоящим героем: он отказался выпить за победу немецкого оружия, а за свою погибель выпил два раза, не закусывая, чем даже вызвал уважение немцев. Не каждый смог бы на его месте выстоять, но невероятная сила духа еще не раз поможет русскому солдату: и когда он смог сбежать и привезти к своим «языка», и когда узнал о гибели жены и дочерей, а потом и о смерти сына. Сила духа – основа любого подвига.  

Поэт А.Т. Твардовский, прошедший через всю войну в качестве военного корреспондента, в поэме «Василий Теркин» утверждает, что подвиг солдата в его жертвенности, а также в умении даже в грозное военное время сохранять чувство юмора, оптимизм и веру в прекрасное будущее. Всеми этими качествами обладает главный герой произведения – простой русский солдат Василий Теркин. С большим волнением наблюдает читатель за тем, как в холодной воде герой перебирается с одного берега реки на другой, чтобы передать важное донесение, от которого зависит жизнь сотен людей. Теркин понимал, что может погибнуть в воде, но жертвует собой и своей жизнью ради жизни других солдат, ради победы. В бою он не прячется за спины друзей, чтобы сохранить и спасти себя,  а смело и мужественно громит немцев. Теркин дважды был ранен, но остался жив. Герой утверждает, что на войне солдат должен забыть о себе, а помнить только о деле, быть готовым отдать свою жизнь во славу родины. В любой ситуации он сохраняет оптимизм, никогда не унывает, не отчаивается, а продолжает шутить, балагурить, веселить других. Когда можно, он берет в руки гармонь и играет на ней, напоминая солдатам о родном доме и плясках по вечерам и праздникам. Василий Теркин твердо уверен в победе, поэтому и на вопрос старика в главе «Два солдата» одолеем ли немцев, он уверенно отвечает, что обязательно победим.

 Эти произведения, рассказывающие о войне и ее героях, об их незабываемых подвигах, позволяют нам, потомкам победителей, утверждать, что подвиг русского солдата заключается в силе его духа, в умении верить в победу и оставаться оптимистом в самых трудных ситуациях.

Вариант 2

О подвигах русских солдат сложено немало песен, написано немало художественных произведений, снято много фильмов.  Каждый раз, открывая книгу о войне или с замиранием сердца вглядываясь в кадры военного фильма, мы восторгаемся и гордимся героизмом наших предков, русских солдат, вынесших немало лишений в той страшной войне, совершивших настоящий подвиг. В чем же он заключается? Попытаемся найти ответы на страницах любимых книг.

Произведения К.Д. Воробьева рассказывают всю правду о войне. Его герои – простые русские солдаты, совершенно разные, настоящие. Есть среди них и те, кто отличается трусостью, но больше всего тех, кто был способен на подвиги во имя Родины. По-моему, для писателя подвиг заключается прежде всего в умении побеждать свой страх. Автор рассказывает о подвиге молодых кремлевских курсантов, безусых, не оперившихся юнцов, которых готовили для парадов, праздничных церемоний и охраны важных кремлевских объектов, а отправили защищать столицу от фашистской армии. Выполнять приказ пришлось в нечеловеческих условиях: не хватало продовольствия, не было боеприпасов, оружия. В руках вчерашних мальчишек были только бутылки с зажигательной смесью, пара гранат и винтовка против сильнейшего танкового батальона противника. Отступать было нельзя: позади Москва, сдать которую означало потерпеть поражение. Двести тридцать девять кремлевских солдат положили головы на подступах к Москве в течение пяти суток. Умирать было страшно, но эти молодые ребята были настоящими русскими солдатами, героями, которые сумели победить свой страх и умирали, твердо уверенные в том, что совершили благое дело, не подпустив врага к столице.

О великом подвиге русского солдата, летчика-истребителя М.П. Девятаева рассказывается в повести «Побег из ада». Эта книга о невероятном мужестве и отчаянной смелости, о реальном случае из жизни автора. Во время одного из вылетов он попадает в немецкий плен, и его увозят в концлагерь, расположенный на острове Узедом в Балтийском море. Выживать приходилось в тяжелейших условиях: девятьсот человек в бараке, адский голод, холод, изнурительная работа. Но даже в таких страшных условиях шла антифашистская работа, пленные продолжали поддерживать друг друга, как могли. Девятаев, благодаря лагерному парикмахеру, который срезал нашивной номер с умершего пленника и заменил номер рассказчика, остался жив. Он попал на службу в аэродром, где тайно изучал устройство немецких самолетов, панельные приборы, конструкции бомбардировщика. Уже тогда он задумал побег на одном из истребителей, чтобы добраться до родины. Эта мысль не давала ему покоя ни днем, ни ночью, он готовился к ней и наконец смог осуществить свой план. На немецком бомбардировщике «Хейнкель» десять русских военнопленных смогли добраться до родины, совершив невероятный подвиг, который стал возможен только благодаря мужеству и смелости.

Почитав произведения этих известных писателей, знающих о войне не понаслышке, еще больше утверждаешься в мысли, что любой подвиг начинается с внутреннего содержания русского солдата, с его внутренней силы, умения побеждать страх, сохранять самообладание, оптимизм и чувство юмора  в критической ситуации.

Вариант 3

Подвиг – это бескорыстный самоотверженный поступок во имя жизни людей.  На войне ни дня нельзя вычеркнуть из жизни, посчитать неважным, незначительным. На войне каждый день является подвигом. Героизм вызван любовью к Родине, стремлением защитить своих родных и близких. Достичь этого можно, только сплотившись всем вместе. Все вместе и каждый по отдельности люди приближают победу в схватке с врагом.

В готовности совершать невозможное, жертвовать жизнью ради жизни других людей, не прятаться за чужие спины, сознавать свою личную ответственность заключается подвиг простого русского солдата. Эту мысль я могу подтвердить примерами из художественных произведений.

Повесть В. Кондратьева «Сашка» рассказывает о буднях простых солдат в годы Великой Отечественной войны. Главный герой молодой солдат воюет на передовой под Ржевом. Несколько дней из его жизни показывают ежедневный героизм, трудности быта, нравственные проблемы бойцов. Сашка не сразу, но привык к свисту пуль, ракетам в небе, трассирующим пулям. Он привык постоянно рисковать жизнью. Мы видим, что война не убила в герое нормальных человеческих чувств. Он заботится о своем командире, с риском для жизни пытается добыть для него валенки. Он не хочет убивать пленного немца, даже после того как комбат приказал его расстрелять. Не может он убивать безоружного еще и потому, что в листовках командование обещало, что пленным будет сохранена жизнь. Герой не может обманывать людей, пусть даже это пленный враг. Понимая, что комбат сейчас не в себе из-за смерти любимой женщины, Сашка нарушает приказ и ведет немца в штаб бригады. Он понимает, что нарушает приказ командира, но не может нарушить свой нравственный закон. Одумавшийся командир отменяет приказ, иначе Сашка мог бы попасть под трибунал. Доброта, сострадание, спасение людей определяют суть подвига Сашки. Он сумел сохранить человеческое лицо в нечеловеческих условиях.

О таком же бойце, как Сашка, идет речь в стихотворении А. Т. Твардовского, которое называется «Я убит подо Ржевом». Героев объединяет возраст, эпоха, возможно, они воевали в одном полку. Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Он погиб в бою и обращается к своим однополчанам, оставшимся в живых. Мы узнаем, что он очень переживает за исход битвы. Это высоконравственный человек. Его характер воплотил лучшие черты русского человека: гордость, ответственность, любовь к Родине, самопожертвование, мужество. В голосе героя звучат тысячи голосов, мы чувствуем великое народное единство и равенство в этом монологе. Это собирательный образ всех русских солдат, погибших в боях под Ржевом. Каждый из них мог бы сказать слова, с которыми герой обращается к однополчанам, потомкам. Необходимо, чтобы их смерть не была напрасной. Русские должны отбить Ржев, они должны одержать победу в этой войне, «а иначе даже мертвому – как?». Герой даже мысли не допускает, что его товарищи отступают. Он предполагает, что они уже на границе, заставляют врага идти вспять. Подвиг солдата в том, что он своей жизнью и смертью обеспечил потомкам жизнь и счастье. Его подвиг, как и подвиг миллионов солдат, стал трагической и героической частью истории одновременно. Живым остается священная обязанность – хранить память о погибших.

Подводя итог, можно сказать, что роль простых солдат на войне велика. Благодаря их храбрости, мужеству, стойкости достигалась победа. Каждый день они находились вдали от дома, от семьи. Каждый день они стояли под пулями, жертвовали жизнями, чтобы враг не захватил родную землю, чтобы могли жить их дети и внуки. В этой самоотверженности и заключается подвиг простого русского солдата.

Вариант 4

Подвиг можно понимать по-разному. Это может быть единичный самоотверженный поступок, а может жизнь человеческая стать подвигом. Самоотверженность, мужество, сильная воля, проявленные бойцами, сделали каждого из них героем.  Мудрость генералов, командующих войсками, имеет значение. И все же победа на войне зависит от простого русского солдата, от духа всего войска.  Годы, проведенные на войне, также можно приравнять к подвигу. Это можно подтвердить примерами из художественных произведений.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» рассказывается о великой битве, решившей исход Отечественной войны 1812 года. Бывалый солдат рассказывает молодому о подвиге, совершенном простыми солдатами ради независимости Отечества. Лермонтов не наделяет рассказчика именем, этим он подчеркивает его типичность. Таких людей, как он, в российской армии большинство. Сам рассказчик гордится своими товарищами. Он сравнивает русского солдата с богатырем. Его устами выражены мысли и чувства всего поколения. Они долго отступали под натиском французов, но он считает, что «на то была господня воля». В битве под Бородино русское войско проявило небывалое мужество. Русские солдаты пошли стеной на французов, они обещали умереть, но не отступить. «И клятву верности сдержали», – говорит старый солдат. Русские воины показали врагам свою удаль, бесстрашие, мужество. Любовь к родине и ненависть к врагу в этот день достигли апогея. Простые русские солдаты заставили отступить французскую победоносную армию. Это событие вызывает гордость за наш народ, за российскую армию. Готовность пожертвовать жизнью, мужество русских солдат по праву можно считать подвигом, который помнит вся Россия. Лермонтовский герой ошибался, думая, что новое поколение уступает старому. Великая Отечественная война показала непобедимость русского оружия.

В рассказе А. Н. Толстого «Русский характер» говорится о подвиге простого русского воина Егора Дремова. Толстой описывает его внешность, сравнивая с русскими былинными богатырями. Когда же он был на танке, то рассказчик видел в нем бога войны, такая у него была величественная внешность. Воевал он также под стать богатырю. За свои подвиги получил он звание Героя Советского Союза, медали и ордена. На фронт его призвали из небольшого села Саратовской области. Егор попал в танковые войска. Во время боя танк загорелся, герой получил тяжелые ожоги. Его спасает водитель танка. Внешность Дремова после операции изменилась до неузнаваемости, внешность стала отталкивающей, уродливой. Ему дали отпуск, чтобы съездить домой. Он вошел в дом, родители его не узнали. Герой так и не смог сказать старикам, что он их сын. Только материнское сердце не обманешь. В письме мать попросила его признаться. Великие человеческие качества Егора проявляются не только на фронте, но и в его отношении к родителям, любимой девушке. Его скромность не позволяет ему рассказывать о том, как он воевал, за что получил награды. Все эти поступки, вся жизнь героя являются подвигом, беззаветным служением людям.

Подводя итог сказанному, хочется еще раз подчеркнуть заслуги солдат в исходе любой войны. На их долю выпадали основные трудности. Они всегда находились под огнем противника. Солдаты стойко переносили все капризы погоды. На них лежала огромная ответственность за исход любой операции, любого боя. От них зависела победа и жизнь последующих поколений. Они справились со своей задачей, совершив свой главный в жизни подвиг. Это заслуживает вечной памяти потомков.

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема свободы?

(390 слов) Тема свободы является одной из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Лирические герои его произведений часто тяготились неволей, воплощенной в духовных, материальных и эмоциональных границах. Автор изобразил ощущение духовной несвободы и на страницах знаменитой поэмы «Мцыри», написанной в 1839 году. 

Главный герой стал пленником еще в детстве: русский генерал взял его с собой, вырвав ребенка из семьи. Но из протеста мальчик перестал есть, заболел, и похититель оставил жертву в монастыре. Там герой и вырос, став послушником. Правда, идеалы чужой веры так остались ему чужды: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог» — говорит он в предсмертной исповеди. Свой выбор он выразил новым протестом — побегом из «тюрьмы своей». Но попытка воссоединиться с отчим домом провалилась, потому что Мцыри не хватило сил и знания местности. Уже на уровне сюжета читатель видит раскрытие темы свободы: герой лишается ее, но готов поставить на карту жизнь, лишь бы вернуть ее обратно. Значит, свобода в поэме «Мцыри» — это воплощение идеала, ради которого стоит жить.

Рассмотрим тему свободы глубже — на уровне ассоциаций и символов. Мцыри повторил судьбу своей Родины: Кавказ тоже был захвачен, ему тоже насаждали чуждые ему устои и порядки, он тоже не смог спастись. В то же время именно Кавказ ассоциировался у автора с воплощением вольности. В царское время там находили приют непокорные придворные, отличающиеся инакомыслием и бунтарством. Сам Лермонтов был сослан именно на Кавказ. Благодаря высокой концентрации диссидентов и оторванности от центра власти на Кавказе сформировалась атмосфера вольности. Нельзя игнорировать и природные особенности региона, куда так хотел вернуться Мцыри. Раздолье южной природы, гордые профили гор, близость к первозданному и дикому — все это является олицетворением свободы в поэме. К этому бежит Мцыри от формализма и бездушности цивилизации, воплощенной в монастыре. Его аскетизм противопоставлен богатству естественного мира, его тишина — шуму грозы и рычанию барса. Автор применил прием антитезы, чтобы вывести тему свободы на духовный уровень. Монастырь, символизирующий цивилизацию, закрепощает людей, делает их зависимыми. А природа с ее диким раздольем олицетворяет волю, которая так нужна личности для самореализации и счастья. Без нее нет полноценной жизни, поэтому герой умирает в финале поэмы.

Таким образом, свобода в поэме М.Ю. Лермонтова — это не только стремление героя к Родине и физической независимости от монастыря, но и духовное состояние личности, являющееся главным условием ее развития. Автор находит его за пределами рамок, навязанных обществом. Свободу нам дарят близость к естественному миру и следование его законам.

В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

(438 слов) Одной из главных тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является нигилизм. Это понятие, отражающее особое отношение к миру, которое заключается в полном скептицизме и отрицании общепринятых основ. В произведении эту философскую позицию защищает главный герой — Евгений Базаров. У его точки зрения есть слабые и сильные стороны, в которых интересно разобраться подробнее.

О слабости нигилизма не раз говорит Павел Петрович Кирсанов — главный оппонент Базарова. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе» — замечает он. Подтверждение его словам читатель находит, когда знакомится с описанием образов Ситникова и Кукшиной. Это глупые, примитивные, безнравственные люди, которые прикрывают свое бескультурье и невежество красивыми словами. Действительно, нигилизм оправдывает тех, кто отвергает все то, чего попросту не знает. Его используют для отвода глаз те, кто ничем всерьез не интересуется. Кроме того, Кирсанов-старший дает свое определение нигилисту: это человек, «который ничего не уважает». Разве может переделать мир к лучшему тот, кому все дозволено, кто ничего не считает святым? Конечно, в патриархальных основах общества того времени были пороки, но они все же не так страшны, как полное отрицание всех ценностей и нравственных ориентиров. Отсутствие определенной программы и созидательного элемента в нигилизме признает сам Базаров, говоря о том, что сначала нужно разрушить, а строить будет кто-нибудь другой. Абстрактность, категоричность, цинизм — вот минусы мировоззрения Евгения.

Но есть у нигилизма и сильные стороны. Критическая точка зрения позволяет увидеть ошибку и оперативно ее исправить, в то время как конформизм создает иллюзии полного порядка. Например, Базаров не боится поднимать проблему снохачества — домогательств свекра по отношению к невестке. «Вы, чай, слыхали о снохачах?» — говорит он Павлу Петровичу. Благородные дворяне много рассуждали о семейных ценностях народа, но не замечали реальное положение дел. Отрицание помогает не только лучше видеть, но и быть лучше. Человек, который не верит на слово, нацелен на самостоятельный поиск истины, который заложен в основе прогресса. Например, пока Аркадий и его родственники «сибаритствуют», Евгений встает раньше всех и работает, чтобы внести свой вклад в науку. У него есть интеллектуальная и духовная неудовлетворенность, которая толкает его вперед. В это же время его оппоненты год за годом вкладывают деньги в убыточное предприятие и ждут чудес. Они не могут сомневаться в том, что делают. На основании этих доводов можно сделать вывод, что сила базаровского нигилизма заключается в том, что он заставляет человека работать над миром и над собой, раскрывает глаза на существующие проблемы и расчищает дорогу новым веяниям.

Таким образом, нигилизм имеет и положительные, и отрицательные стороны. Эта позиция может быть категоричной и бесперспективной в некоторых аспектах, но нельзя отрицать ее силу — стремление к совершенствованию мира в себе и вокруг себя.

Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака

(323 слова) Тема природы встречается в стихотворениях каждого поэта. Все творческие люди неразрывно связаны с нею, ведь черпают вдохновение из красоты окружающего мира. Нельзя не заметить этого и в творчестве Б.Л. Пастернака — известного советского поэта, удостоившегося Нобелевской премии. Его произведения погружают читателя в царство природы.

Одним из любимых стихотворений поэта считается произведение «Февраль». В нем автор связывает свои творческие порывы с миром за окном: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Каждое природное явление проецируется в литературе: «С деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей». Видя пейзажи, поэт обретает настроение, необходимое для создания «стихов навзрыд». Лирический герой нанимает пролетку, чтобы уехать из дома оказаться наедине с февральской оттепелью, которая является источником его вдохновения. Этот пример позволяет сделать вывод, что природа для автора — кладезь новых идей, эмоций и сюжетов.

В описании природы Пастернак чаще всего использует прием олицетворения. Например, в стихотворении «Июль» жаркий летний месяц «снял комнаты у нас внаем» и «везде болтается некстати». Он становится одушевлённым героем произведения, который активно действует и вмешивается в жизнь лирического героя. Благодаря его активности меняется все вокруг, преображается весь домашний мир. Для поэта «отпускник» становится другом, всегда желанным гостем, который приносит душистые запахи и свежий ветерок. Это говорит о близости Пастернака к природе, об исключительной любви к ней.

Природа в творчестве Пастернака — это не только источник вдохновения и олицетворенный персонаж. Это еще и пример для подражания, мотивация для труда. В стихотворении «Ночь» поэт проводит параллель между звездой и художником. Небесные светила работают по ночам, освещая землю, даря надежду и красоту. Так и творческие люди должны неусыпно трудиться, чтобы их произведения излучали свет и радовали людей. «Не прерывай труда, не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда» — пишет автор. Именно неиссякаемая энергия окружающего мира заставляет поэта двигаться вперед.

Таким образом, окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака неразрывно связан с поэтом и его творчеством. Природа вдохновляет, поддерживает, дает пищу для размышлений. Она становится другом, музой, советчиком. Без нее не обходится ни одно произведение автора.

Героизм на ВОВ

«Судьба человека» М.А. Шолохов. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – это печальная, страшная и невероятно тяжёлая страница в истории нашего государства (и не только нашего). Однако именно на войне всегда есть место подвигу – а вместе с ним и героизму. Одну из таких историй (а в действительности подобных было очень и очень много) запечатлел Михаил Александрович Шолохов в своём рассказе «Судьба человека». Главный герой – Андрей Соколов. До фашистского вторжения у него была замечательная семья, но война отняла у мужчины всё самое ценное. Однако кое-что у Соколова всё-таки осталось – сила духа, непоколебимая воля, доброе сердце, храбрость и человечность. В какой-то момент мужчина попадает в плен к фашистам. Когда комендант концлагеря Мюллер предлагает герою выпить «за победу немецкого оружия», Андрей отказывается и пьёт вместо этого «за свою погибель и избавление от мук». Примечательно и то, что оказался у коменданта Соколов за свои смелые и дерзкие высказывания – его чуть было не расстреляли. В этот момент пришло известие о том, что немецкие войска заняли Сталинград – в честь этого пленного помиловали и даже выдали буханку хлеба и кусок сала. Андрей Соколов и тут проявил себя как герой – разделил еду с товарищами. Таким образом, главный герой рассказа «Судьба человека» – это яркий пример того, что достойные, благородные люди даже на войне остаются настоящими Людьми и совершают подвиги. Их не страшат ни угроза смерти, ни пытки, ни лишения – они готовы стойко защищать свою родину и свои принципы. Такие герои служат примером для будущего поколения. 

«А зори здесь тихие…» Б. Васильев. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» – это история о трагических судьбах пятерых девушек во время Великой Отечественной войны. Героизм не имеет пола. Пятеро девушек, Рита, Лиза, Галя, Соня и Женя, которые должны были оказаться в тихом и безлюдном месте, где не было боев, по воле случая отправляются на сложное задание в лес – выслеживать врага. Командует небольшим отрядом старшина Васков. Во время похода героини проявляют невероятную силу духа: хоть их и страшат пули и ножи, пугают затаившийся враг и опасность, которая кроется повсюду, они побеждают свои страхи и сомнения. Каждая из них выполняет свой долг и одерживает нравственную победу над собой. В конце повести весь отряд, кроме командира, погибает – героически и самоотверженно. Молодые женщины приносят себя в жертву, чтобы спасти Родину, и им это удается: отряд диверсантов остановлен. Таким образом, Б. Васильев доказал, что героизм – это внутреннее состояние человека, которое не зависит от обстоятельств или пола. Повесть «А зори здесь тихие…» запечатлела на долгие годы эту страшную страницу в истории нашего государства и пример настоящего подвига настоящих людей, чтобы грядущие поколения помнили о героизме предков и стремились быть столь же храбрыми и достойными личностями.

«Василий Тёркин» А.Т. Твардовский. Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» воодушевляла многих бойцов во время Великой Отечественной войны. Главный герой произведения – солдат Василий Тёркин стал собирательным образом всех советских воинов – храбрым, оптимистичным, простым, добрым, скромным. Он в одиночку переплывает ледяную реку, чтобы доставить важное сообщение на другой берег, и как будто бы даже не замечает, что произошло что-то необычайное. Сам автор пишет так: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Эти слова описывают отношение Василия Тёркина к своим подвигам – он совершает геройские поступки не ради славы и признания, а из искреннего стремления защитить родину и людей. Василий Тёркин регулярно проявляет смелость, великодушие, самоотверженность. Таким образом, истинному героизму чужды притворство, тщеславие, алчность. Настоящие герои действительно добры, самоотверженны, нравственны и благородны, и именно желание помогать другим побуждает их совершать подвиги.

Герои в мирной жизни

«Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Героизму есть место не только на поле битвы. Героизм – это сила духа, это воспитание, это нравственные ориентиры, это доброе сердце, сохраняющее отзывчивость, несмотря на испытания, лишения, неудачи. Доказательство этого утверждения мы находим в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня, Матрёна, названа писателем «праведницей». На таких, как она, держится мир. Матрёна готова бескорыстно и самозабвенно помогать другим людям. Она с радостью приходит на помощь, поддерживает, выполняет даже тяжёлую работу без жалоб и ропота. Более того, героиня ничего не ждёт взамен. Она совершает добрые поступки не ради ответных действий, а по душевной доброте, чтобы порадовать окружающих, облегчить их нищенскую долю в послевоенной деревне. Ей доставляет истинное удовольствие счастье других. И эта самоотверженность Матрёны – проявление настоящего героизма в повседневной жизни. Таким образом, рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» служит доказательством того, что героизм – это состояние души и показатель его нравственных ориентиров и внутренней силы.

«Человек на часах» Н.С. Лесков. Главный герой рассказа Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» – солдат Измайловского полка Постников. В описываемую писателем ночь Постников стоит на часах – то есть занимает пост часового. Но вдруг слышит крик о помощи. Согласно уставу, герой не имеет права покидать свой пост. За нарушение следует наказание. Тогда перед солдатом встаёт сложная нравственная дилемма: нарушить устав, но спасти чью-то жизнь или сохранить верность военному уставу, но, возможно, упустить возможность помочь человеку, который попал в беду. Дело в том, что нет уверенности, что крики о помощи настоящие, что это не чья-то злая шутка или хитрая уловка, чтобы выманить часового с поста. В конце концов, в душе Постникова побеждают нравственность, человечность, доброта – он покидает пост и спасает человека, который в самом деле оказался в опасности. Это яркий пример настоящего героизма, которому не страшны ни выговоры, ни наказания. Настоящий герой готов жертвовать своим удобствами и благами ради помощи другим людям. И далеко не всегда подвиги оценивают по достоинству. Например, для героя рассказа «Человек на часах» история закончилась весьма печально – он был наказан за нарушение устава, а его геройский поступок себе присвоил проезжавший мимо офицер. Таким образом, становится понятно, что героизм заключается вовсе не в количестве наград или медалей, а в реальных поступках и в личности человека. 

Что такое героизм?

«Старуха Изергиль» М. Горький. Героиня рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» повествует об истинном герое. Старуха Изергиль делится с путником легендой о Данко. Некогда очень и очень давно одно племя прогнало другое, более слабое племя людей в глубь леса. Но настал момент, когда из-за участившихся болезней и недостатка ресурсов для жизни люди решили выбраться из чащи – это было необходимо. Однако с одной стороны их окружал сильный враг, а с другой – непроходимые дебри деревьев и других растений. Тогда нашёлся среди них смельчак по имени Данко. Он предложил отправиться сквозь густой лес под его предводительством. Соплеменники поверили Данко и пошли за ним. Тяжёлый и долгий путь утомил людей. Но признаваться в собственном бессилии и усталости они не желали, так что начали упрекать храброго Данко в том, что он предложил неверное решение. Более того, путники захотели убить юношу. Но в сердце героя продолжал гореть огонь доброты, отзывчивости, благородства, самоотверженности и невероятного сочувствия к своим соплеменникам. Он искренне желал помочь им и облегчить их страдания. Тогда он «разорвал руками себе грудь», достал оттуда своё ярко пылающее сердце и осветил им оставшийся путь. Вскоре густой лес закончился, и люди увидели прекрасную степь. Данко радостно засмеялся и умер. Это пример необычайного героизма – самоотверженного и искреннего. Несмотря на ненависть народа, на его подлые мысли, слова и намерения, Данко поистине хотел помочь людям, спасти их, уменьшить их боль.

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь. В центре внимания Николая Васильевича Гоголя в произведении «Тарас Бульба» донские казаки, которые защищают родину от польского вторжения. Тарас Бульба – по имени которого названа повесть – настоящий герой. В битвах Тарас проявляет недюжинную храбрость и силу духа. Героический поступок он совершает даже перед смертью – когда оказывается в плену врага, прикованный железными цепями к дереву, когда костёр вот-вот отнимет у него жизнь, Тарас Бульба успевает крикнуть своим товарищам, куда двигаться, чтобы избежать опасности и скрыться от недругов, – ведь с высоты, на которой он находится, ему виднее путь отхода. Козакам удаётся оторваться от неприятели и спастись. Таким образом, не остаётся сомнений, что героизм – это состояние души, он не бывает временным. Герой найдёт способ помочь другим, даже когда сам находится в шаге от неминуемой гибели.

«Бородино» М.Ю. Лермонтов. Примеры героизма можно найти не только в прозе, но и в лирических произведениях. Например, стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» посвящено событиям Отечественной войны 1812 года и её героям. Поэт пишет: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». Далее автор описывает подвиг солдат, которые долгое время защищали Москву, а потом приняли тяжёлое, но необходимое решение покинуть столицу. Вспомним следующие строки: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Таким образом, героизм заключается в бескорыстном стремлении защищать своё отечество, свой народ и всех тех, кто нуждается в этой защите и помощи. Героя не пугает даже угроза смерти – как, например, и солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова. Безусловно, война – не единственное место, где человек может совершить героический подвиг. Однако такие поступки точно входят в историю, потому что на кону жизни огромного количества людей и судьба целого государства. Это большая ответственность, взять которую на себя – тоже героизм. А покинуть Москву было тем более трудным и крайне ответственным решением. Но об исходе сражения поэт гордо заявляет: «не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана». 

Вариант 1

Подвиг – это бескорыстный самоотверженный поступок во имя жизни людей.  На войне ни дня нельзя вычеркнуть из жизни, посчитать неважным, незначительным. На войне каждый день является подвигом. Героизм вызван любовью к Родине, стремлением защитить своих родных и близких. Достичь этого можно, только сплотившись всем вместе. Все вместе и каждый по отдельности люди приближают победу в схватке с врагом. В готовности совершать невозможное, жертвовать жизнью ради жизни других людей, не прятаться за чужие спины, сознавать свою личную ответственность заключается подвиг простого русского солдата. Эту мысль я могу подтвердить примерами из художественных произведений.

Повесть В. Кондратьева «Сашка» рассказывает о буднях простых солдат в годы Великой Отечественной войны. Главный герой молодой солдат воюет на передовой под Ржевом. Несколько дней из его жизни показывают ежедневный героизм, трудности быта, нравственные проблемы бойцов. Сашка не сразу, но привык к свисту пуль, ракетам в небе, трассирующим пулям. Он привык постоянно рисковать жизнью. Мы видим, что война не убила в герое нормальных человеческих чувств. Он заботится о своем командире, с риском для жизни пытается добыть для него валенки. Он не хочет убивать пленного немца, даже после того как комбат приказал его расстрелять. Не может он убивать безоружного еще и потому, что в листовках командование обещало, что пленным будет сохранена жизнь. Герой не может обманывать людей, пусть даже это пленный враг. Понимая, что комбат сейчас не в себе из-за смерти любимой женщины, Сашка нарушает приказ и ведет немца в штаб бригады. Он понимает, что нарушает приказ командира, но не может нарушить свой нравственный закон. Одумавшийся командир отменяет приказ, иначе Сашка мог бы попасть под трибунал. Доброта, сострадание, спасение людей определяют суть подвига Сашки. Он сумел сохранить человеческое лицо в нечеловеческих условиях.

О таком же бойце, как Сашка, идет речь в стихотворении А. Т. Твардовского, которое называется «Я убит подо Ржевом». Героев объединяет возраст, эпоха, возможно, они воевали в одном полку. Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Он погиб в бою и обращается к своим однополчанам, оставшимся в живых. Мы узнаем, что он очень переживает за исход битвы. Это высоконравственный человек. Его характер воплотил лучшие черты русского человека: гордость, ответственность, любовь к Родине, самопожертвование, мужество. В голосе героя звучат тысячи голосов, мы чувствуем великое народное единство и равенство в этом монологе. Это собирательный образ всех русских солдат, погибших в боях под Ржевом. Каждый из них мог бы сказать слова, с которыми герой обращается к однополчанам, потомкам. Необходимо, чтобы их смерть не была напрасной. Русские должны отбить Ржев, они должны одержать победу в этой войне, «а иначе даже мертвому – как?». Герой даже мысли не допускает, что его товарищи отступают. Он предполагает, что они уже на границе, заставляют врага идти вспять. Подвиг солдата в том, что он своей жизнью и смертью обеспечил потомкам жизнь и счастье. Его подвиг, как и подвиг миллионов солдат, стал трагической и героической частью истории одновременно. Живым остается священная обязанность – хранить память о погибших.

Подводя итог, можно сказать, что роль простых солдат на войне велика. Благодаря их храбрости, мужеству, стойкости достигалась победа. Каждый день они находились вдали от дома, от семьи. Каждый день они стояли под пулями, жертвовали жизнями, чтобы враг не захватил родную землю, чтобы могли жить их дети и внуки. В этой самоотверженности и заключается подвиг простого русского солдата.

Вариант 2

Подвиг можно понимать по-разному. Это может быть единичный самоотверженный поступок, а может жизнь человеческая стать подвигом. Самоотверженность, мужество, сильная воля, проявленные бойцами, сделали каждого из них героем.  Мудрость генералов, командующих войсками, имеет значение. И все же победа на войне зависит от простого русского солдата, от духа всего войска.  Годы, проведенные на войне, также можно приравнять к подвигу. Это можно подтвердить примерами из художественных произведений.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» рассказывается о великой битве, решившей исход Отечественной войны 1812 года. Бывалый солдат рассказывает молодому о подвиге, совершенном простыми солдатами ради независимости Отечества. Лермонтов не наделяет рассказчика именем, этим он подчеркивает его типичность. Таких людей, как он, в российской армии большинство. Сам рассказчик гордится своими товарищами. Он сравнивает русского солдата с богатырем. Его устами выражены мысли и чувства всего поколения. Они долго отступали под натиском французов, но он считает, что «на то была господня воля». В битве под Бородино русское войско проявило небывалое мужество. Русские солдаты пошли стеной на французов, они обещали умереть, но не отступить. «И клятву верности сдержали», — говорит старый солдат. Русские воины показали врагам свою удаль, бесстрашие, мужество. Любовь к родине и ненависть к врагу в этот день достигли апогея. Простые русские солдаты заставили отступить французскую победоносную армию. Это событие вызывает гордость за наш народ, за российскую армию. Готовность пожертвовать жизнью, мужество русских солдат по праву можно считать подвигом, который помнит вся Россия.

Лермонтовский герой ошибался, думая, что новое поколение уступает старому. Великая Отечественная война показала непобедимость русского оружия. В рассказе А. Н. Толстого «Русский характер» говорится о подвиге простого русского воина Егора Дремова. Толстой описывает его внешность, сравнивая с русскими былинными богатырями. Когда же он был на танке, то рассказчик видел в нем бога войны, такая у него была величественная внешность. Воевал он также под стать богатырю. За свои подвиги получил он звание Героя Советского Союза, медали и ордена. На фронт его призвали из небольшого села Саратовской области. Егор попал в танковые войска. Во время боя танк загорелся, герой получил тяжелые ожоги. Его спасает водитель танка. Внешность Дремова после операции изменилась до неузнаваемости, внешность стала отталкивающей, уродливой. Ему дали отпуск, чтобы съездить домой. Он вошел в дом, родители его не узнали. Герой так и не смог сказать старикам, что он их сын. Только материнское сердце не обманешь. В письме мать попросила его признаться. Великие человеческие качества Егора проявляются не только на фронте, но и в его отношении к родителям, любимой девушке. Его скромность не позволяет ему рассказывать о том, как он воевал, за что получил награды. Все эти поступки, вся жизнь героя являются подвигом, беззаветным служением людям.

Подводя итог сказанному, хочется еще раз подчеркнуть заслуги солдат в исходе любой войны. На их долю выпадали основные трудности. Они всегда находились под огнем противника. Солдаты стойко переносили все капризы погоды. На них лежала огромная ответственность за исход любой операции, любого боя. От них зависела победа и жизнь последующих поколений. Они справились со своей задачей, совершив свой главный в жизни подвиг. Это заслуживает вечной памяти потомков.

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (4 июня)


Текст 1. Б.Л. Пастернак о музыке

Исходный текст: "Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства..."

Примерный круг проблем:
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?  

Текст 2. Т. Скок про великодушие

Исходный текст: "В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир»..."

Примерный круг проблем:
1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?
2. Как проявляется величие духа?
3. Что значит быть истинно смелым?
4. Как стать великодушным?

Текст 3. Соловейчик о свободе и совести

Исходный текст: "Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения..."

Примерный круг проблем
1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: "Кого можно назвать свободным человеком?"


Текст 4. К.М. Симонов о жизненных ценностях

Исходный текст: "Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева...."

Примерный круг проблем:
1. Как война раскрывает качества человека?
2. Какими должны быть жизненные цели человека?
3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?
4. Чем опасна алчность?
5. Как страх влияет на поступки человека?
6. Что важнее: материальное и духовное?
7. Чем опасно стремление к наживе?
8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?

Текст 5. Л.Н. Толстой о любви к человеку

Исходный текст: "Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним"

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?
2. Как нужно общаться с людьми?
3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?
4. Как полюбить человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?

Текст 6. Ю. Лотман о культурных ценностях

Исходный текст: "Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки".

Примерный круг проблем:
1. Что такое настоящие культурные ценности? 
2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?
3. Какую роль играет культура в жизни человека?
4. Есть ли незаменимые люди в культуре?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: "Что такое культурные ценности?"

Текст 7. И. Грекова о взрослении

Исходный текст: "Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом"

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет школа в жизни человека?
2. Какую роль играет школа в становлении личности?
3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?
4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?
 

Текст 8. О.К. Кожухова о детстве

Исходный текст: "Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься..."

Примерный круг проблем:

1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?
2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?
3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?
4. В чем проявляется родительская любовь?
5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?
6. Какое влияние на формирование человека оказывают впечатления, которые он получил в детстве?
7. Когда человек осознает любовь к Родине?
8. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
9. Какую роль играют родители в жизни человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: "В чем ценность воспоминаний о детстве?"

Текст 9. В.А. Солоухин о техническом прогрессе

Исходный текст: "Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней..."

Примерный круг проблем:
1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества
2. Экономил ли развитие технологий человеку время?
3. Сделала ли техника человека могущественней?

Текст 10. В.А. Солоухин об искусстве

Исходный текст: "До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека..."

Примерный круг проблем:

1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?

Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина "Каковы истоки искусства?"

Текст 11. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве

Исходный текст: "Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров..."

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

Пример сочинения по тексту Ф.А. Абрамова: Какие качества должны быть воспитаны в человеке?

Текст 13. Л.Н. Толстой о любви к ближнему

Исходный текст: "Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я"

Примерный круг проблем:

1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?
2. В чем заключается радость самоотречения?
3. В чем заключается истинная доброта?
4. В чем проявляется истинное бескорыстие?
5. Чем опасен эгоизм?
6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?
7. Что представляет собой истинная любовь к людям?