В центре зала храма воскресения в иерусалиме пробник егэ ответы

В центре зала храма воскресения в иерусалиме пробник егэ ответы

Как же возникла такая своеобразная церковь?

Троицкий храм был открыт в 1787 году на территории имения Александровское, принадлежавшего князю А. А. Вяземскому. Однажды Екатерина II сделала своему придворному вельможе щедрый дар — двести тысяч рублей. Князь употребил эти деньги на постройку храма для прихожан своей усадьбы. На стене церкви до сих пор сохранилась табличка, свидетельствующая об этом факте. Надпись на ней гласит: «В память твоих щедрот».

Но первоначально идея придать храму такие формы не была связана с пасхальными яствами. По замыслу заказчика, служившего в должности генерал-прокурора, и зодчего Н.А. Львова, ротонда должна была олицетворять храм закона, а античный образ пирамиды – совокупность человеческих добродетелей.

Церковь Святой Троицы Живоначальной знаменита еще и тем, что была действующей практически постоянно. За всю историю своего существования она закрывалась всего на восемь лет, с 1938 по 1945 год. В это трудное военное время в церкви работал клуб расположенного поблизости завода «Большевик».

Интересные факты

  • В 1874 году в Церкви Святой Троицы Живоначальной был крещен известный русский адмирал Александр Колчак.
  • В 2010 году Сбербанком была выпущена серебряная монета с изображением церкви Святой Троицы.
  • Сегодня в храме хранится чудодейственная икона «Всех Скорбящих Радость».

Загадочная история ее появления и многие исцеления, произошедшие после молитвенной просьбы у иконы, сделали ее особо почитаемой среди верующих. На образе Божьей Матери, запечатленной на иконе, вы можете увидеть медные грошики. История их появления такова. Летом 1888 года в часовню, где хранилась икона, ударила молния. Несмотря на то, что часовня сгорела, икона совершенно не пострадала.

Свидетели отмечают, что лик ее стал более светлым, а к поверхности прилипли медные монетки из чаши с пожертвованиями, стоявшей рядом. Были в ней и золотые, и серебряные монеты, но на икону попали только медные грошики, оставленные бедными прихожанами. Многие паломники стремятся сегодня попасть к целительному образу, чтобы помолиться о чуде.

Еще одной подлинной и почитаемой святыней Санкт-Петербурга является Свято-Исидоровская церковь, статью о которой вы можете найти на нашем сайте.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы (Кулич и Пасха)

Храм построен в 1785 — 1790 годах архитектором Николаем Александровичем Львовым близ Петербурга, в селе Александровском, — загородной усадьбе екатерининского вельможи генерал-прокурор Александра Алексеевича Вяземского расположенной на левом берегу Невы в 10 верстах от столицы. Церковь размещалась в центре приусадебного парка. Престол храма должен был быть освящён во имя праздника Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресения Словущего). По некоторым источникам, средства на строительство церкви пожертвовала Екатерина II и потому по желанию императрицы храм освятили в 1790 году во имя Святой Живоначальной Троицы.

Прозвание церкви «Кулич и Пасха» появилось среди прихожан позднее, но оно не совсем правильное. Заказчик церкви, князь А.А. Вяземский, служил генерал-прокурором в ведомстве юстиции. И потому, по замыслу заказчика и архитектора проекта, ротонда символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида» — «неколебимую купность. трёх добродетелей»: Истины, Человеколюбия и Совести т.е. символ Зерцала Петра I.

Церковь представляет собой круглое здание в виде ротонды, окружённое колоннадой из 16-ти колонн ионического ордена и увенчанное низким куполом без барабана. Само здание покрашено в жёлто-коричневатый «питерский» цвет, купол — в зелёный. Капители колонн декорированы ионическими волютами, украшены гирляндами, на втором ярусе имеются овальные окна. Подкупольная часть церкви декорирована фризом. Купол увенчан яблоком с крестом. Высота храма равна диаметру внутреннего зала. Все эти приемы характерны для русского раннего классицизма.

Из-за отсутствия светового барабана на куполе, в алтарной части храма достаточно темно; кроме того, усиливается иллюзия размеров здания — изнутри он выглядит гораздо больше, чем снаружи. Внутри круглый зал оштукатурен голубым цветом и декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента. Над проемом алтарной апсиды сохранились фигуры парящих ангелов (скульптор неизвестен). Голубой купол, имитируя небо, создаёт ощущение лёгкости и воздушности.

Несмотря на всю оригинальность проекты храм был неудобен для богослужений, так как в нём было слишком мало места для алтаря, в связи с этим в 1858 году к храму был пристроен притвор, несколько исказивший первоначальный композиционный замысел архитектора.
В 1859 году построены ризница и ограда.
В 1905 престол храма украсили мраморной с инкрустацией одеждой.

Колокольня, расположенная с западной стороны церкви, по форме напоминает пасху. Она представляет собой узкую четырёхгранную пирамиду, отделанную серыми металлическими листами и разделённую на два яруса. В нижнем ярусе располагается крестильня, в верхнем — звонница с колоколами. В крестильне с каждой стороны имеется по два маленьких окошка вверху. Два яруса отделены друг от друга карнизом. Звонница в колокольне устроена необычным образом: в качестве проёмов с четырёх сторон колокольни в стенах прорезаны небольшие арки, в нижней части которых имеется металлическая ограда, толщина арок увеличивается по мере наклона стены, проём арок сверху декорирует сандрик. Выше звонницы со всех сторон колокольни на стене установлены небольшого размера часы; венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом.

Главной святыней храма была икона Пресвятой Троицы. Она была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году, впоследствии украшена серебропозлащёной ризой.

Традиционно в приходе совершалось два крестных хода: 8 июля — в Мурзинку, 20 июля — вокруг села.
Недалеко от храма имелось кладбище (Александровское) с небольшой приписной церковью Успения Пресвятой Богородицы.
С 1871 года при храме работало попечительство о бедных со школой и богадельней.
В 1913 был создан «Детский союз» для детей 6-14 лет.

С 1904 года в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский; с осени 1915 по 1917 год настоятелем был о. Николай Алексеевич Клериков; в 1921 году — Базарянинов В.П.; 1924 — 1928 годы — Вертоградский Михаил Николаевич; с 1935 по 19 февраля 1936 — Спиридонов Василий Григорьевич; с 22 июля 1936 по март 1938 — Дьяконов Леонид Васильевич (расстрелян).

С 16 августа 1931 года здание ещё действующей церкви находится под охраной Главнауки как памятник архитектуры I категории.

В марте 1938 года решением Ленгорисполкома от 2 февраля 1938 церковь была закрыта. Все церковные ценности, в том числе и главная святыня — икона Святой Троицы, были изъяты, а затем бесследно пропали. Здание было признано «памятником всесоюзного значения» находящегося под охраной государства. Для лучшей охраны памятника всесоюзного значения его стали использовать под клуб.

В послевоенные годы отмечалось «некоторое потепление» отношений советского государства и церкви. Но и тут возникали многочисленные препятствия. Совет по делам РПЦ при СНК СССР по Ленинграду и области одобрил решение от 17 ноября 1945 года открыть храм «Кулич и Пасха» для богослужений. Однако райисполком не дал этого сделать. И только после ходатайства митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) председателю Ленсовета П.С. Попкову, секретариат Ленсовета дал вторичное указание Володарскому райисполкому не препятствовать открытию церкви. После чего был возобновлён ремонт здания храма, и Троицкая церковь была открыта для верующих 17 апреля 1946 года.

Всё современное убранство церкви было собрано после возобновления богослужений в 1946 году из других закрытых храмов города: нынешний синий с золотом резной иконостас (середины XVIII века) перенесен сюда из бывшей Благовещенской церкви на Васильевском острове; чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» с грошиками (1888 г.) из Скорбященской церкви на Стеклянном заводе; чудотворный образ Святителя Николая (1713 г.) из Троицкого собора Колпина.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Невского благочиния. Настоятель — протоиерей Виктор Андреевич Голубев.
Богослужения совершаются по праздничным, субботним и воскресным дням.
В Воскресения и Двунадесятые праздники служится две литургии: ранняя в 7 и поздняя в 10 часов утра. По субботам и другим праздникам служится одна литургия, начало в 10 часов утра. Начало вечернего богослужения в 18 часов.
Адрес: 193012, г. Санкт-Петербург пр. Обуховской Обороны (бывший Шлиссельбургский тракт), 235.
Телефон: 8 (812) 262-13-87.
Проезд: станция метро «Пролетарская».

Вход на территорию храма со стороны пр. Обуховской обороны.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Северный фасад церкви.

Северные двери храма. Над входом надпись: «ВЪ ПАМЯТЬ ТВОИХЪ ЩЕДРОТЪ НАЧАТА ВЪ 1785 ГОДУ».

Фрагмент северного фасада храма, притвор и колокольня.

Колокольня храма Живоначальной Троицы.

Фрагмент западного фасада, притвор храма и колокольня.

Колокольня храма «Кулич и Пасха».

Храм с юго-восточной стороны.

Притвор Троицкого храма.

Колокольня, притвор и фрагмент фасада храма с южной стороны.

Колоннада ионического ордена (фрагмент).

Звонница на втором ярусе колокольни.

Колокольня Троицкого храма.

Служебное помещение на территории церкви.

Восточный фасад (алтарная сторона) храма. Вид со стороны трамвайного кольца.

Храмовый комплекс со стороны ул. Грибакиных.

Церковь Святой Живоначальной Троицы (Кулич и Пасха) со стороны ул. Грибакиных.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

Свято-Троицкая Церковь («Кулич и Пасха»)

Есть в нашем городе храм удивительного вида: сама церковь, круглая в плане, напоминает пасхальный кулич, а стоящая рядом колокольня-пирамида похожа на творожную пасху. Освященная во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь эта, в народе называемая «Кулич и Пасха», стоит на Троицком Поле, юго-восточной окраине Петербурга.

Небольшой каменный храм, давший название местности, возвышается посреди большой (б. Церковной) площади, в уютном сквере, обнесенном белой каменной оградой с металлической решеткой. Он считается памятником архитектуры и охраняется государством.

В конце XVIII века здесь, на Шлиссельбургском тракте, была основана мануфактура, которая по имени будущего Императора Александра I получила название Александровской. Из флигелей, выстроенных для рабочих и служащих мануфактуры, образовалось селение, вскоре превратившееся в богатое пригородное село Александровское. Близ села, на Неве, находилось имение генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского, который в начале 1780-х годов был назначен управляющим Императорским фарфоровым заводом и избрал летней резиденцией находившееся рядом свое поместье, где начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк.

После того, как в 1783 году Императрица Екатерина Великая пожаловала князю 200 тысяч рублей за верную службу, он задумал возвести рядом с домом в центре парка храм и посвятить его празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). При этом он пожелал выстроить церковь такой, чтобы она напоминала собой пасхальный хлеб (кулич), а колокольня — пасху.

В 1783 году Святейший Синод дозволил строительство в усадьбе каменного храма, и через два года по благословению митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова) оно было начато, закончившись в 1787 году. Однако, из-за того, что средства на постройку церкви были пожертвованы Императрицей Екатериной II, храм по желанию Государыни был освящен на Троицу 1790 года в честь Святой Живоначальной Троицы.

О царских щедротах напоминают надписи на мраморных досках, помещенных на стенах храма: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» — на северной стене церкви; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» — на южной, и «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II» — над главным входом в храм с западной стороны.

Строительство Троицкой церкви было осуществлено по проекту известного зодчего русского классицизма Н. А. Львова. Снаружи ротонда храма окружена 16-ю колоннами ионического ордена и перекрыта плоским куполом; овальные окна второго яруса придают храму особое изящество. Внутреннее пространство церкви просто и гармонично,— круглый в плане зал, высота которого равна диаметру, украшен коринфскими пилястрами.

В верхнем ярусе колокольни помещается звонница; в двух нижних ярусах, соединенных внутренней лестницей, находятся крещальня и жилые помещения. Архитектура храма в свое время так поразила Д. Кваренги, что он зарисовал его в своем дорожном альбоме.

Само здание храма с XVIII века изменилось мало, лишь в 1857—1859 гг. на средства Свято-Троицкой церкви и Александровской мануфактуры было произведено обновление, и с запада к церкви пристроен каменный притвор и ризница, а также сооружена новая церковная ограда с аркою из плитняка и двумя часовнями по бокам ее (не сохранились). В 1905 году престол храма прихожане украсили мраморной с инкрустацией одеждой.

Первым настоятелем храма с 1790 года был священник Илия Петров (до 1806 года). Почти 30 лет, с 1872 по 1904 годы причт храма возглавлял прот. В. Китаев; в 1904—1915 гг. в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский, автор большого количества назидательно-духовных брошюр для простого народа. В наши дни во главе причта стоит прот. Виктор Голубев, епархиальный секретарь.

В начале века храм находился за городом, в пяти верстах от городской черты; приход его составляли крестьяне сел Александровского, деревень Леснозаводской и Мурзинки, а также питомцы местного отделения Воспитательного дома, рабочие и служащие Обуховского сталелитейного завода, мастеровые и мещане.

Трижды в год в приходе свершались крестные ходы: 8 июля — в деревню Мурзинку, в Ильинскую пятницу — в деревню Леснозаводскую, 20 мая — вокруг села Александровского, в память избавления от холеры в 1848 году.

Прихожан храма хоронили на небольшом местном кладбище, находившемся в одной версте от церкви. На нем стояла приписная к Троицкой церкви кладбищенская Успенская часовня, где на Успение совершали поминание усопших. В 1852 году вместо нее была выстроена церковь Успения Божией Матери, уничтоженная после революции вместе с кладбищем.

16 октября 1883 года при церкви Святой Троицы земской управой была открыта народная школа на 50 человек, в 1871 году — устроено приходское попечительство, просуществовавшее почти полвека. Работала при храме и библиотека, имеющая достаточное количество книг для любителей благочестивого чтения. Имела церковь также два каменных дома — один для причта, другой для богослужений в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека, например, из деревень Леснозаводской и Царской Славянки.

В 1935 году власти закрыли храм и вывезли его убранство. Закрытым он стоял до конца войны, богослужения в нем возобновились в 1946 году. Из Благовещенской церкви на Васильевском острове был перенесен и поставлен в храме синий с золотом барочный иконостас. Тогда же было восстановлено внутреннее и внешнее убранство. В середине 1960-х годов колокольня храма была поновлена: крошившаяся кирпичная кладка ее была покрыта сшитыми между собой металлическими листами.

Поныне церковь Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха») остается единственной действующей на огромные районы левого и правого берегов Невы, новостроек Веселого Поселка, Обухова, Рыбацкого, Купчина. Рассчитанный на 800 человек, сегодня храм явно тесен и существует насущная потребность в открытии в упомянутых районах новых храмов и молитвенных домов.

До 1936 года главной святыней храма была икона Святой Троицы, сооруженная в 1824 году крестьянами села Александровского, пропавшая вместе с другими образами по закрытии храма. Хранящиеся ныне в храме иконы попали сюда уже после возобновления его в 1946 году.

Главными святынями церкви Святой Троицы являются особо почитаемые иконы: знаменитая чудотворная Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), прославившаяся в 1888 году чудом обновления, и чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, находившийся раньше в Свято-Троицкой церкви в Колпино.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), по преданию, была сооружена и пожертвована в Тихвинскую часовню близ Стеклянного городка одним благочестивым купцом, который возвращался по делам из Петербурга в Ладогу и спасся во время бури на Неве, причалив к берегу против Тихвинской часовни. 23 июля 1888 года во время страшной грозы молния ударила в деревянную часовню и, попалив все иконы, оставила невредимой одну только икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», обметав ее мелкими медными монетками в пол-копейки, принесенными богомольцами в храм и положенными ими в ящик у киота. При этом икона дивным образом обновилась, стала будто заново написанной. Монеты не врезались в образ, а прилипли к его поверхности. От этой иконы проистекали и проистекают многие чудесные исцеления притекающим к образу с верой в заступничество Царицы Небесной. Икона эта простого письма суздальской работы, а монеток всего — одиннадцать.

На месте Тихвинской часовни на берегу Невы, где произошло чудо обновления, была сооружена часовня большего размера. А прежнюю, дабы сохранить ее как реликвию, перенесли в выстроенный рядом большой каменный храм в русском стиле во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»). Неизвестно, где хранился чудотворный образ после сноса храма в 1936 году, но после 1946 года он был передан прихожанами в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха», где пребывает и поныне.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» («с грошиками»).

Другой чудотворный образ — святителя Николая Чудотворца попал в храм из Колпина, где пред ним молились тысячи богомольцев. Еще до основания посада Колпино, образ этот явился 23 декабря (5 января— н. ст.) 1713 года пришедшему из Каргопольского уезда Олонецкой губернии работному человеку Иакову, который, страдая цингой и опухолью ног, лежал при смерти в больнице на старой пильной мельнице на реке Ижоре. И «явися образ святителя Николая Чудотворца сицевым образом. лежал на земли, никому не ведом и не брегом, весьма обветшавши». От него Иаков и другие работные люди получили исцеление. После закрытия Свято-Троицкой церкви в г. Колпино, где хранился образ, он был в числе других икон отдан на один из колпинских заводов для сожжения в печи. На заводе, в мусоре его нашла одна благочестивая женщина и унесла домой. В 1947 году ею он был передан в Свято-Троицкую церковь («Кулич и Пасха»).

Интересен запрестольный крест в серебряном окладе, помещающийся в алтаре храма. Богомольцы почитают также находящиеся в храме иконы Божией Матери Тихвинской и Казанской, прп. Серафима Саровского, молящегося на камне, прпп. Нила Столбенского. Молясь пред иконами прп. Серафима и Нила, прихожане храма испытывают особое благоговение: и в один и в другой образы вложены частицы св. мощей преподобных.

Каждый вторник перед образом прп. Серафима Саровского всенародно поется акафист преподобному, каждый четверг — святителю Николаю Чудотворцу перед его образом, а по воскресеньям — Божией Матери («с грошиками»).

В наши дни причт храма продолжает традиции благотворения, милосердия и помощи нуждающимся. С 1989 года местом постоянного попечения причта и прихожан Свято-Троицкой церкви о душах одиноких людей престарелого возраста стала больница № 34 близ станции Понтонная. Там призреваются 60 человек, из которых каждый раз исповедуются и причащаются Св. Тайн 15—20 человек. С 1990 года церковь перечисляет средства на детский дом.

С этого же года по средам, субботам и воскресениям при храме действует воскресная школа на 85 человек. Занятия Закона Божия и церковно-славянского языка ведут клирики храма: прот. Виктор Сажин, священник Георгий Артемьев и диакон Владимир Рождественский. Обучаются в школе совместно мальчики и девочки в возрасте от 7 до 18 лет. Порой они приходят на занятия вместе с родителями (что приветствуется клиром церкви), дабы прививаемые в школе начала добродетельной христианской жизни окружали ребят не только в стенах храма, но и дома. С будущего года в школе планируется также преподавание церковного пения.

Престольным праздником храма является день Святой Троицы. Кроме того в храме празднуются торжественно:

2(15) января—преставление преподобного Серафима Саровского.
9(22) мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.
19 июля (2 августа) —обретение мощей преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
23 июля (5 августа) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»),
24 октября (6 декабря) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
6(19) декабря—преставление святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Ежегодно 7(20) декабря, в день памяти прп. Нила Столбенского, пред его образом читается акафист прп. Нилу Столбенскому, накануне в храме служится всенощное бдение.

Пасхальные службы 2018 в храмах Санкт-Петербурга: расписание

Уже в это воскресенье, 8 апреля, православные будут отмечать самый главный христианский праздник – Воскресение Христово. Пасхальные службы в 2018 году пройдут во всех храмах Санкт- Петербурга . Мы публикуем расписание служб, которые проведут в самых главных храмах города.

КАЗАНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Казанская площадь, 2.

Адрес сайта: kazansky-spb.ru

Здесь пройдет главное Пасхальное богослужение – в ночь с субботы на воскресенье. Службу возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.

10.00 – божественная литургия.

12.00 – 20.00 – освящение куличей.

23.00 – пасхальная заутреня.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха

10.00 – божественная литургия.

17.00 – великая вечерня.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

Исаакиевская площадь, 4.

Адрес сайта: www.cathedral.ru

Впервые в современной истории Исаакиевского собора богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы будут совершены в главном Алтаре.

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы

09.00 – божественная Литургия.

22.00 – освящение куличей.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха

00.00 – Светлое Христово Воскресение. Полунощница. Пасхальная утреня и Божественная Литургия.

09.00 – божественная Литургия. Пасха Христова.

16.00 – великая вечерня.

Праздничные службы будут идти во всех храмах Петербурга. Фото: Евгения ГУСЕВА

СОБОР ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Владимирский проспект, 20.

Адрес сайта: vladimirsobor.spb.ru

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.

12.00 – 22.00 – освящение куличей.

22.00 – чтение Книги деяний святых апостолов.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха.

00.00 – Крестный ход, пасхальная заутреня, часы Пасхи, литургия, благословение Артоса.

10.00 – Поздняя Литургия. По окончании литургии – крестный ход.

17.00 – Великая Пасхальная Вечерня.

ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Малоохтинский проспект, 52

Адрес сайта: moyhram.org

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы

10.00 – божественная литургия.

23.00 – пасхальная полунощница.

00.00 – крестный ход, светлая заутреня, божественная литургия.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха

17.00 – Пасхальная Царская вечерня.

ХРАМ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ

Храм из храмового комплекса Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина

Проспект Косыгина, 7а

Адрес сайта: vk.com/mm.hram

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.

7.00 – литургия. Освящение куличей

9.30 – вечерня, литургия Василия Великого . Освящение куличей

23.30 –полунощница, крестный ход, пасхальная утреня, литургия.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха.

9.30 – литургия, крестный ход.

14.00 – великая вечерня.

Освятить пасхальную снедь можно будет практически везде накануне, в субботу. Фото: Александр ГЛУЗ

ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Московский проспект, 100.

Адрес сайта: вноводевичий. рф

7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.

08.00 – литургия (Казанский храм).

09.40 – литургия ( Введенский храм). По окончании богослужения — освящение куличей до 17.00.

22.00 – исповедь. Чтение деяний святых апостолов.

23.40 – крестный ход.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение. Пасха.

00.00 – Пасхальная утреня, часы, литургия (Казанский храм).

10.00 – Пасхальные часы, литургия, крестный ход.

18.00 – великая вечерня.

КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

Адрес сайта: vladimirskysobor.ru

7 апреля. Великая суббота, Благовещение Пресвятой Богородицы

6.45, 9.30 – исповедь.

7.00 – ранняя божественная литургия.

10.00 – поздняя божественная литургия.

10.30 – 22.00 – освящение куличей

20.00 – чтение книги деяний святых апостолов.

23.00 – пасхальная полунощница.

8 апреля. Светлое Христово Воскресение

00.00 – Крестный ход, пасхальная утреня, божественная литургия.

9.00 – исповедь, пасхальная утреня, божественная литургия, крестный ход.

18.00 – великая вечерня

СОБОР СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА

Измайловский проспект, 7а

Адрес сайта: izmsobor.ru

7 апреля. Великая суббота, Благовещение Пресвятой Богородицы

8.00 – 22.00 – освящение пасхальной снеди.

09.00 – часы, вечерня, литургия святого Василия Великого

22.15 – чтение деяний апостольских

23.45 – крестный ход

8 апреля. Светлое Христово Воскресение

00.00 – пасхальная утреня, литургия

10.00 – пасхальная литургия

17.00 – пасхальная вечерня

ХРАМ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ

Миргородская, 1в, литера А

Адрес сайта: feosobor.ru

7 апреля. Великая суббота, Благовещение Пресвятой Богородицы

9.30 – вечерня и литургия святого Василия Великого

23.20 – пасхальная полунощница, крестный ход

8 апреля. Светлое Христово Воскресение

9.45 – пасхальные часы

10.00 – поздняя литургия

18.00 – пасхальная вечерня

КСТАТИ

Крестные ходы вокруг храмов Санкт-Петербургской митрополии будут проходить в течение недели после Пасхи, называемой Светлой седмицей. Традиционно празднование Пасхи в православии продолжается 40 дней.

ВАЖНО!

С 23.00 07 апреля до 01.30 08 апреля будут закрыты для автомобилей:

— Казанская улица от Невского проспекта до пер. Сергея Тюленина,

— Нечетная сторона наб . канала Грибоедова от Невского проспекта до Гороховой.

Схема перекрытий предоставлена КРТИ

НА ЗАМЕТКУ

Полный список храмов Санкт-Петербургской митрополии можно найти на сайте mitropolia.spb.ru.

Петербургское метро будет развозить верующих в Пасху всю ночь

В Петербурге с каждым днем становится все теплее — весна вступает в свои права, а вместе с ней приближайется и праздник всех православных – Пасха. В этом году она приходится на 16 апреля. Традиционно во всех храмах пройдут богослужения, которые будут длиться до самой ночи. Пропускать священнодействие не придется – петербуржцы смогут спокойно добраться домой на метро, которое будет работать всю ночь (подробности).

Синоптики рассказали, какая погода будет на Пасху 2018 в Санкт-Петербурге

Грядущие выходные – это не просто рядовые суббота и воскресенье. 8 апреля верующие будут отмечать один из самых главных церковных праздников – Воскресение Христово. И тоже интересуются, какая погода будет на Пасху 2018 в Санкт-Петербурге. Конечно, хочется, чтобы светило солнышко (подробности).


Твитнуть Поделиться Поделиться Отправить Класснуть Adblock
detector

В этом году главный церковный праздник Пасха отмечают 28 апреля.

Богослужения во всех храмах поселения начнутся 27 апреля в Великую Субботу и продолжатся в само Светлое Христово Воскресение.
Расписание богослужений:

Храм святителя Тихона(г. Московский, микрорайон 1, д. 50).
27 АПРЕЛЯ, СУББОТА
08.30 Часы. Вечерня. Божественная Литургия свт. Василия Великого
11.00-19.00 Освящение куличей
21.50 Исповедь
22.00 Чтение Деяний святых апостолов
23.15 Полунощница
Также в этот день настоятель храма отец Максим в 11.30 освятит пасхи и куличи в ЦСО (3-й микрорайон).
28 АПРЕЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
00.00 Крестный ход. Утреня. Часы. Божественная Литургия.
09.15 Часы. Божественная Литургия.
17.00 Великая Вечерня

Храм святого великомученика Георгия (г. Московский, мкр. Град Московский, рядом с Передельцевским кладбищем и домом No29 по улице Радужная).
27 АПРЕЛЯ, СУББОТА
08.00 Исповедь.
08.30 Часы. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого.
11.00-18.00 Освящение пасх, куличей и яиц.
22.00 Исповедь.
23.20 Полунощница.
28 АПРЕЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
00.00 Крестный ход. Пасхальная заутреня. Литургия.

Церковь Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Московском (поселок Ульяновского лесопарка).
27 АПРЕЛЯ, СУББОТА
08.40 Литургия Василия Великого.
11.00-17.00 Освящение куличей, яиц и пасх
23.00 Полунощница.
28 АПРЕЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
00.00Крестный ход. Пасхальная заутреня. Божественная Литургия.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Говорово (д. Говорово, ул. Полевая, д. 1а).
27 АПРЕЛЯ, СУББОТА
08.00 Часы. Исповедь. Литургия свт. Василия Великого.
До 18.00 Освящение пасхи, яиц и куличей.
22.30 Освящение пасхи, яиц и куличей. Исповедь.
23.30 Полунощница.
28 АПРЕЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ
00.00 Пасхальная утреня с Крестным ходом. Часы. Литургия. Праздничная трапеза.
09.00 Исповедь. Литургия. Освящение куличей.
17.00 Великая Вечерня

Свято-Троицкая Церковь («Кулич и Пасха»)

Есть в нашем городе храм удивительного вида: сама церковь, круглая в плане, напоминает пасхальный кулич, а стоящая рядом колокольня-пирамида похожа на творожную пасху. Освященная во имя Святой Живоначальной Троицы, церковь эта, в народе называемая «Кулич и Пасха», стоит на Троицком Поле, юго-восточной окраине Петербурга.

Небольшой каменный храм, давший название местности, возвышается посреди большой (б. Церковной) площади, в уютном сквере, обнесенном белой каменной оградой с металлической решеткой. Он считается памятником архитектуры и охраняется государством.

В конце XVIII века здесь, на Шлиссельбургском тракте, была основана мануфактура, которая по имени будущего Императора Александра I получила название Александровской. Из флигелей, выстроенных для рабочих и служащих мануфактуры, образовалось селение, вскоре превратившееся в богатое пригородное село Александровское. Близ села, на Неве, находилось имение генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского, который в начале 1780-х годов был назначен управляющим Императорским фарфоровым заводом и избрал летней резиденцией находившееся рядом свое поместье, где начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк.

После того, как в 1783 году Императрица Екатерина Великая пожаловала князю 200 тысяч рублей за верную службу, он задумал возвести рядом с домом в центре парка храм и посвятить его празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). При этом он пожелал выстроить церковь такой, чтобы она напоминала собой пасхальный хлеб (кулич), а колокольня — пасху.

В 1783 году Святейший Синод дозволил строительство в усадьбе каменного храма, и через два года по благословению митрополита С.-Петербургского Гавриила (Петрова) оно было начато, закончившись в 1787 году. Однако, из-за того, что средства на постройку церкви были пожертвованы Императрицей Екатериной II, храм по желанию Государыни был освящен на Троицу 1790 года в честь Святой Живоначальной Троицы.

О царских щедротах напоминают надписи на мраморных досках, помещенных на стенах храма: «Екатерина II. В память твоих щедрот. Начата 1785 г.» — на северной стене церкви; «Твои щедроты соорудили. Окончена в 1787 г.» — на южной, и «Здесь благословятся благодеявшие мне в роды и роды. Освящена в 1790 году. Екатерина II» — над главным входом в храм с западной стороны.

Строительство Троицкой церкви было осуществлено по проекту известного зодчего русского классицизма Н. А. Львова. Снаружи ротонда храма окружена 16-ю колоннами ионического ордена и перекрыта плоским куполом; овальные окна второго яруса придают храму особое изящество. Внутреннее пространство церкви просто и гармонично,— круглый в плане зал, высота которого равна диаметру, украшен коринфскими пилястрами.

В верхнем ярусе колокольни помещается звонница; в двух нижних ярусах, соединенных внутренней лестницей, находятся крещальня и жилые помещения. Архитектура храма в свое время так поразила Д. Кваренги, что он зарисовал его в своем дорожном альбоме.

Само здание храма с XVIII века изменилось мало, лишь в 1857—1859 гг. на средства Свято-Троицкой церкви и Александровской мануфактуры было произведено обновление, и с запада к церкви пристроен каменный притвор и ризница, а также сооружена новая церковная ограда с аркою из плитняка и двумя часовнями по бокам ее (не сохранились). В 1905 году престол храма прихожане украсили мраморной с инкрустацией одеждой.

Первым настоятелем храма с 1790 года был священник Илия Петров (до 1806 года). Почти 30 лет, с 1872 по 1904 годы причт храма возглавлял прот. В. Китаев; в 1904—1915 гг. в храме служил прот. Николай Иоаннович Успенский, автор большого количества назидательно-духовных брошюр для простого народа. В наши дни во главе причта стоит прот. Виктор Голубев, епархиальный секретарь.

В начале века храм находился за городом, в пяти верстах от городской черты; приход его составляли крестьяне сел Александровского, деревень Леснозаводской и Мурзинки, а также питомцы местного отделения Воспитательного дома, рабочие и служащие Обуховского сталелитейного завода, мастеровые и мещане.

Трижды в год в приходе свершались крестные ходы: 8 июля — в деревню Мурзинку, в Ильинскую пятницу — в деревню Леснозаводскую, 20 мая — вокруг села Александровского, в память избавления от холеры в 1848 году.

Прихожан храма хоронили на небольшом местном кладбище, находившемся в одной версте от церкви. На нем стояла приписная к Троицкой церкви кладбищенская Успенская часовня, где на Успение совершали поминание усопших. В 1852 году вместо нее была выстроена церковь Успения Божией Матери, уничтоженная после революции вместе с кладбищем.

16 октября 1883 года при церкви Святой Троицы земской управой была открыта народная школа на 50 человек, в 1871 году — устроено приходское попечительство, просуществовавшее почти полвека. Работала при храме и библиотека, имеющая достаточное количество книг для любителей благочестивого чтения. Имела церковь также два каменных дома — один для причта, другой для богослужений в зимнее время и для приюта богомольцев, приходящих издалека, например, из деревень Леснозаводской и Царской Славянки.

В 1935 году власти закрыли храм и вывезли его убранство. Закрытым он стоял до конца войны, богослужения в нем возобновились в 1946 году. Из Благовещенской церкви на Васильевском острове был перенесен и поставлен в храме синий с золотом барочный иконостас. Тогда же было восстановлено внутреннее и внешнее убранство. В середине 1960-х годов колокольня храма была поновлена: крошившаяся кирпичная кладка ее была покрыта сшитыми между собой металлическими листами.

Поныне церковь Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха») остается единственной действующей на огромные районы левого и правого берегов Невы, новостроек Веселого Поселка, Обухова, Рыбацкого, Купчина. Рассчитанный на 800 человек, сегодня храм явно тесен и существует насущная потребность в открытии в упомянутых районах новых храмов и молитвенных домов.

До 1936 года главной святыней храма была икона Святой Троицы, сооруженная в 1824 году крестьянами села Александровского, пропавшая вместе с другими образами по закрытии храма. Хранящиеся ныне в храме иконы попали сюда уже после возобновления его в 1946 году.

Главными святынями церкви Святой Троицы являются особо почитаемые иконы: знаменитая чудотворная Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), прославившаяся в 1888 году чудом обновления, и чудотворный образ святителя Николая Чудотворца, находившийся раньше в Свято-Троицкой церкви в Колпино.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), по преданию, была сооружена и пожертвована в Тихвинскую часовню близ Стеклянного городка одним благочестивым купцом, который возвращался по делам из Петербурга в Ладогу и спасся во время бури на Неве, причалив к берегу против Тихвинской часовни. 23 июля 1888 года во время страшной грозы молния ударила в деревянную часовню и, попалив все иконы, оставила невредимой одну только икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», обметав ее мелкими медными монетками в пол-копейки, принесенными богомольцами в храм и положенными ими в ящик у киота. При этом икона дивным образом обновилась, стала будто заново написанной. Монеты не врезались в образ, а прилипли к его поверхности. От этой иконы проистекали и проистекают многие чудесные исцеления притекающим к образу с верой в заступничество Царицы Небесной. Икона эта простого письма суздальской работы, а монеток всего — одиннадцать.

На месте Тихвинской часовни на берегу Невы, где произошло чудо обновления, была сооружена часовня большего размера. А прежнюю, дабы сохранить ее как реликвию, перенесли в выстроенный рядом большой каменный храм в русском стиле во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»). Неизвестно, где хранился чудотворный образ после сноса храма в 1936 году, но после 1946 года он был передан прихожанами в Свято-Троицкую церковь «Кулич и Пасха», где пребывает и поныне.

Чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» («с грошиками»).

Другой чудотворный образ — святителя Николая Чудотворца попал в храм из Колпина, где пред ним молились тысячи богомольцев. Еще до основания посада Колпино, образ этот явился 23 декабря (5 января— н. ст.) 1713 года пришедшему из Каргопольского уезда Олонецкой губернии работному человеку Иакову, который, страдая цингой и опухолью ног, лежал при смерти в больнице на старой пильной мельнице на реке Ижоре. И «явися образ святителя Николая Чудотворца сицевым образом. лежал на земли, никому не ведом и не брегом, весьма обветшавши». От него Иаков и другие работные люди получили исцеление. После закрытия Свято-Троицкой церкви в г. Колпино, где хранился образ, он был в числе других икон отдан на один из колпинских заводов для сожжения в печи. На заводе, в мусоре его нашла одна благочестивая женщина и унесла домой. В 1947 году ею он был передан в Свято-Троицкую церковь («Кулич и Пасха»).

Интересен запрестольный крест в серебряном окладе, помещающийся в алтаре храма. Богомольцы почитают также находящиеся в храме иконы Божией Матери Тихвинской и Казанской, прп. Серафима Саровского, молящегося на камне, прпп. Нила Столбенского. Молясь пред иконами прп. Серафима и Нила, прихожане храма испытывают особое благоговение: и в один и в другой образы вложены частицы св. мощей преподобных.

Каждый вторник перед образом прп. Серафима Саровского всенародно поется акафист преподобному, каждый четверг — святителю Николаю Чудотворцу перед его образом, а по воскресеньям — Божией Матери («с грошиками»).

В наши дни причт храма продолжает традиции благотворения, милосердия и помощи нуждающимся. С 1989 года местом постоянного попечения причта и прихожан Свято-Троицкой церкви о душах одиноких людей престарелого возраста стала больница № 34 близ станции Понтонная. Там призреваются 60 человек, из которых каждый раз исповедуются и причащаются Св. Тайн 15—20 человек. С 1990 года церковь перечисляет средства на детский дом.

С этого же года по средам, субботам и воскресениям при храме действует воскресная школа на 85 человек. Занятия Закона Божия и церковно-славянского языка ведут клирики храма: прот. Виктор Сажин, священник Георгий Артемьев и диакон Владимир Рождественский. Обучаются в школе совместно мальчики и девочки в возрасте от 7 до 18 лет. Порой они приходят на занятия вместе с родителями (что приветствуется клиром церкви), дабы прививаемые в школе начала добродетельной христианской жизни окружали ребят не только в стенах храма, но и дома. С будущего года в школе планируется также преподавание церковного пения.

Престольным праздником храма является день Святой Троицы. Кроме того в храме празднуются торжественно:

2(15) января—преставление преподобного Серафима Саровского.
9(22) мая — перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град.
19 июля (2 августа) —обретение мощей преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
23 июля (5 августа) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»),
24 октября (6 декабря) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
6(19) декабря—преставление святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Ежегодно 7(20) декабря, в день памяти прп. Нила Столбенского, пред его образом читается акафист прп. Нилу Столбенскому, накануне в храме служится всенощное бдение.

Расписание

Службы в храме Живоначальной Троицы на Грязех совершаются в праздники, а также по субботам и воскресеньям. По понедельникам совершаются молебны в честь преподобного Давида Гареджийского. По средам проходят молебны у иконы Божией Матери «Три Радости», а по четвергам — акафист в честь святого Николая Чудотворца.

Литургии проводятся ежедневно, начиная с 8:00. В воскресенье — в 8:30. В будние дни богослужения начинаются в 18:00, в субботу и воскресенье проводятся в 17:00.

Святыни храма

Главной святыней церкви является икона Божией Матери «Трех Радостей». В каждую среду икону выносят для поклонения из алтаря и проводится молебен. На эту службу приезжают люди со всего города и окрестностей, чтобы помолиться и попросить помощи у чудодейственной иконы Божией Матери.

Еще одной святыней храма является икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей. Каждый понедельник совершаются у нее молебны, на которые приезжают люди, чтобы попросить исцеления от болезней, попросить о даровании ребенка и удачных родах. Давид Гареджийский — великий восточно-христианский монах, который помогал женщинам в исцелении их болезней и даровал чудо рождения детей.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех

Храму пожертвовали старинную икону в очень плохом состоянии, на которой сохранились только очертания изображений двух святых. Было решено изобразить почитаемых в этом храме святых Петра и Февронию. Эти русские православные святые помогают молящимся им супругам, нуждающимся в решении семейных проблем. В 2004 году из города Мурома были доставлены частицы мощей святых Петра и Февронии, которые прикрепили к их иконе.

В храме также есть икона архиепископа Симферопольского и Крымского, святителя Луки, с тремя укрепленными на ней капсулами. В них хранится частичка его гроба, земля с могилы и частица мощей. Еще в этом храме верующие могут поклониться иконе святого праведника Иоанна Кормянского с частицей его мощей. Здесь же хранится антиминс с частицей мощей священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) Рижского и Латвийского, епископа Русской православной церкви.

История

Первые деревянные постройки на этом месте появились в XVI веке. Тогда же была построена и первая церковь, предшественница нынешнего храма. Церковь была документирована 1547 годом и освящена в честь святого архиепископа Василия Великого.

Название «на Грязех» храм получил из-за своего месторасположения у реки Рачки, которая склонна к большим разливам. Часто в церковном дворе образовывалась большая лужа и была непролазная грязь. Сам поток шел из Поганых, которые сейчас называют Чистыми прудами. В 1759 году Рачку заключили в трубу, проблема грязи решилась, но название храма так и осталось с ним на века.

Недалеко от церкви в конце XVI века возвели знаменитые Покровские ворота. В 1619 году был построен придел с алтарем и престолом для богослужений во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Еще через 6 лет возвели второй придел Святой Троицы. Когда был построен первый каменный храм, точно неизвестно. Существуют лишь документальные свидетельства того, что в 1701 году здесь происходило строительство новой церкви.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех в 2008 году.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех в 2008 году., © NVO

Неустойчивый грунт приводит к разрушению в 1741 году колокольни и двух трапезных. В 1745 году было решено построить новый храм, но без Васильевского придела. По некоторым известным данным, автором того здания был Иван Федорович Мичурин, известный архитектор, автор «Плана императорского столичного города Москвы». В течение нескольких последующих лет освятили приделы Святой Троицы и Введения Пресвятой Богородицы.

Разрушения Отечественной войны 1812 года не коснулись храма Живоначальной Троицы на Грязех. Не осталось никаких документальных свидетельств и об утрате церковного имущества. Но в результате полной перестройки Москвы после пожара и военных разрушений, в 1819 году все же началась постройка нового здания церкви. Она была освящена и открылась для прихожан в 1826 году. Нынешний храм построен и освящен в 1861 году. Во время его строительства были использованы фрагменты стен старого здания. В западной части раньше располагалась многоярусная высокая колокольня, которая не сохранилась до наших дней.

Капитальному ремонту здание подверглось в 1899 году. Стены церкви были заново расписаны, восстановили полностью мраморный иконостас и всю позолоту, совершили закупку необходимой утвари. В 1930 году церковь была закрыта большевиками, ее начали использовать в качестве зернохранилища.

С середины 1950-х годов церковь начинают использовать в качестве Дома культуры. Для этих целей проводится масштабная перепланировка внутренних стен храма. К северному приделу церкви достраивают третий этаж. Концертный зал расположили в центральном приделе, а на месте алтаря возвели сцену. Зыбкая почва этого места опять дала о себе знать, когда в 1979 году потолок здания покрылся трещинами. Капитальный ремонт производили до 1981 года. После этого, вплоть до 1990-х годов в здании размещался досуговый центр московского областного комитета профсоюзов.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех

В 1992 году церковь вернули в лоно Православной церкви. Троицкий придел храма был освящен 14 июня 1992 года, тогда же провели и первую Литургию. Службы проводились только в этой части церкви, актовый зал из центрального придела закончили демонтировать в 2001 году. Центральный придел освятили в январе 2002 года. Полы находились в аварийном состоянии, поэтому понадобился очередной ремонт здания. Во время ремонтных работ была построена современная система отопления. В день Входа Господнего во Иерусалим, который отмечается 4 апреля, в 2004 году было проведено первое богослужение в обновленном храме Живоначальной Троицы на Грязех.

Билеты

Для посещение Римского форума, Колизея и Палантина нужно приобрести единый билет. Обычно, именно в кассе Форума самая небольшая очередь. Касса находится по адресу Via di San Gregorio, дом 30. Касса Колизея находится на площади Piazza Santa Maria Nova, дом 53.

Полная цена билета 16 евро. Льготная цена действует при предъявлении карты ISIC, ITIC, IYTC. Для посетителей младше 18 лет вход свободный. Также билеты можно приобрести заранее на официальном сайте министерства культуры Италии. За бронирование взимается комиссия 2 евро. Билет действует в течение двух дней. Римский форум и Палантин нужно посещать в рамках одного визита, так как они находятся на одной территории, выйти и зайти снова по одному билету нельзя.

Также посещение Римского форума входит в билеты Roma Pass и Roma Archeologia Card.

Архитектура Римского Форума

Сегодня от былого великолепия Римского форума остались только руины. Посещать это место рекомендуют с экскурсоводом. Не зная истории Римского Форума, очень трудно угадать в обломках каменных плит величественные дворцы и храмы.

Первой постройкой на площади Римского Форума стал Храм Венеры — Очистительницы. Здесь проводили обряды очищения римских воинов и плененных сабинянок. Строение до наших дней не сохранилось.

Черный камень

Памятник Черный камень представляет собой мраморный обелиск, установленный на месте гибели Ромула. Черный камень датируется VI веком до н. э. На плитах высечены древние записи, которые представляют большой интерес для ученых-лингвистов. Эти письмена позволяют изучить формирование латинского языка как производного от греческого.

Комиций

Комиций, что в переводе значит «собрание», — это место для дебатов. Комиций представлял собой амфитеатр, окруженный несколькими рядами трибун. Он был построен в V веке до н. э. На протяжении пяти веков римляне выступали на этой трибуне.

Пуп города

Сегодня от великолепного здания остались лишь руины. А в древности этот небольшой храм был призван подчеркнуть ключевую роль Римского Форума в жизни города.

Храм Диоскуров

Храм Диоскуров предназначался для почитания в нем Кастора и Поллкса — сыновей Юпитера. Постройка этого храма принадлежит к периоду с V по II века до н. э. В это время Римская империя активно участвовала в войнах, в том числе с финикийцами. Военные походы были успешны, в столице были деньги для постройки монументальных сооружений. Сегодня от величественного храма Диоскуров остались только колонны, именуемые «Три сестры».

Римский форум

Священная дорога

Древний Рим славился не только красотой архитектуры, но и продуманными инженерными и инфраструктурными решениями. В V веке до н. э. в Риме активно шло укрепление городских дорог. Вглубь Форума была проложена Священная дорога. Спустя век дорогу украсили колоннадой и выложили туфом. По Священной дороге проходили триумфальные шествия римских правителей. Процессию возглавляли знатные граждане и политики, за ними несли завоеванные трофеи. Центром шествия была колесница, на которой восседал сам правитель в парадном облачении — в пурпурных одеяниях, в венке из лавровых листьев, со скипетром в руке. За колесницей следовали воины. Замыкали шествие захваченные пленники.

Храм Сатурна

Грандиозный храм Сатурна находится на юго-западе Форума. Величественное сооружение было воздвигнуто в честь победы римской армии над этруссками. Долгое время храм Сатурна был сокровищницей. Здесь 17 декабря открывалось ежегодное празднество Сатурналий. Во время торжеств границы между господами и рабами стирались. Все вместе пировали, дарили друг другу подарки — свечи и глиняные изделия.

На западе Форума в IV веке до н. э. был воздвигнут Храм богини согласия — Конкордии. Храм был построен в знак примирения между знатными жителями города и простым народом. Рядом с храмом Конкордии некогда возвышался храм Веспасиана. Сегодня от него остались лишь несколько колонн.

Римский форум

Три базилики

Во II веке до н. э. в архитектурном облике форума произошли большие изменения. Жилые дома римлян были снесены, а на их месте появились три базилики. Базилику Порция построили по указанию известного римского политика Марка Порция Катона. В Базилике Порция находился зал суда, где проходили процессы над взяточниками, а также разрешались финансовые вопросы. В I  в. до н. э. базилику уничтожил пожар. Базилика Эмилия также выступала в роле суда. До наших дней от нее сохранились только основания пола и колонн.

Величественная Базилика Юлия была построена по приказу Юлия Цезаря. Она расположилась на юго-западной стороне Форума, её длина составляла чуть более 100 метров, ширина почти 50 метров. Согласно исследованиям археологов, базилика была трехэтажной. Как и остальные базилики, Базилика Юлия предназначалось для ведения судебных дел. Здесь рассматривались имущественные вопросы. Базилика Юлия была уничтожена пожаром в III веке н. э.

Храм Цезаря

Храм Цезаря является одним из наиболее значимых строений на территории Форума. Юлий Цезарь был первым императоров Рима. До 27 года до н. э. в Риме действовала республиканская форма правления. Юлий Цезарь, а затем и его приемник Октавиан Август стремились сделать Форум культурным, религиозным и политическим центром всего государства. Храм Цезаря был построен на месте, где предали огню тело погибшего первого императора Рима.

Курия Юлия

Курия Юлия — еще одно некогда величественное здание на Форуме, от которого остались только половые плиты. Курия была местом для советов Римского сената. В VII веке курию превратили в церковь. Сегодня здесь можно увидеть элементы внутреннего убранства курии.

Табуларий

Табулирий — это одно из немногих мест Форума, которое частично сохранило свой внешний облик. Табуларий был построен в I веке до н. э. и имел три этажа. На сегодняшний день хорошо сохранились фундамент, первый этаж и внутренние декоративные элементы. Табуларий служил для римлян архивом, здесь хранились различные юридические документы.

Римский форум

Арка Тита

Арка Тита была построена в I веке н. э. по указу императора Доминициана в честь императора Тита. Арка до сих пор отличается своей монументальностью и изысканностью отделки. Арка была отделана белоснежным мрамором. Ее украшали сцены сражений при Иерусалиме и изображения богини победы Виктории.

Римский форум

Храм Весты

Веста — покровительница домашнего очага. От ее храма сегодня остался круг белых колонн. Круглые сутки в храме горел огонь, дым которого уходил к небесам. Императорские дочери и жрицы проводили здесь обряды.

Храм Венеры и Ромы

Этот величественный храм был построен во II веке н. э. по указу императора Адриана. Он посвящен богиням Венере и Роме — покровительницам Рима. Два купола храма были возведены напротив друг друга. Такое архитектурное решение было несвойственно постройкам того периода. С двух сторон храм окружали ряды античных колонн. Храм Венеры и Ромы соединял восточную сторону Форума с Колизеем.

Римский форум

Храм Антония и Фаустины

Это святилище Антоний Пий посвятил своей трагически погибшей жене. В XI веке христиане построили на основании этого здания Храм Святого Лаврентия. Сегодня посетители Форума могут увидеть базилику, окруженную колоннадой.

Римский форум

Арка Септимия Севера

Эта триумфальная арка украшает собой северный вход в Римский Форум. Торжественный монумент посвящен победам Септимия и его сыновей.

Базилика Максенция и Константина

Эта базилика до сих пор остается самой масштабной постройкой Римского форума. Ее размеры 100 на 65 метров. По найденным во время археологических раскопок деталям, ученые смогли получить представление о внешнем облике и внутреннем убранстве базилики. Во времена величия святилища, его украшала великолепная статуя Максенция. Позже она была заменена монументом, изображавшим Константина. Внутри базилика была отделана золотом и мрамором.

Римский форум

Режим работы

Посетить Римский форум можно ежедневно. Выходных в году всего два — 1 января и 25 декабря. Кассы закрываются за час до окончания работы. Расписание работы лучше уточнять на официальном сайте. В среднем в зимние месяцы Форум открыт с 9.30 до 17.00 часов. В летние с 8.30 до 19.00 часов.