В суровые военные годы пример сочинения егэ

Введение

Начальная часть плана исторического сочинения — введение. Включает 3-5 предложений. Требуется описать период, особенности, ключевые события, господствующие тенденции. Важно отметить хронологические границы периода. Фразы-клише: 

  • период с … по… — время…
  • временные рамки периода — ...
  • указанный период — время…
  • период характеризуют...

Пример, как писать введение «Становление государственности на Руси»: 

«Период создания Древнерусского государства — важный для истории России, время объединения разрозненных земель, княжеств. Началось международное взаимодействие, стало формироваться законодательство, налоговая система. Начало отсчитывают от объединения Киева с Новгородом, реже — от призвания варягов на Русь» 

Основная часть

План исторического сочинения ЕГЭ включает основную часть. Она нужна для раскрытия темы. Требования — перечислить личности, события, причинно-следственные связи с использованием, объяснением исторических понятий. Советуем придерживаться плана: 

  • внутренняя политика. Укажите ее этапы;
  • внешняя политика. Опишите войны, сотрудничества, дипломатические операции;
  • социальное, экономическое развитие. Опишите общественные изменения;
  • культура. Распишите памятники истории и культуры федерального значения, общее состояние.

При написании не получается отделить внутреннюю политику от внешней? Используйте собственное разделение. Пример — периоды одной эпохи. Информация пригодится при описании периода 1917-1921, так как внешнее и внутриполитическое развитие находятся в непрерывной связи. Рассмотрим пункты подробнее. 

События

Требования написания — называть событие, указывать дату. Не помните конкретный день, год —  пишите примерно: «середина 20 века», «1870-е года». События выбираются не наугад. Требуется описать ключевые. Нельзя говорить о дворцовых переворотах, не упомянув кондиции — важнейший момент периода. Иначе снизят баллы. Помимо даты, опишите: 

  • место. Страну, более точную локацию — город, территорию, реку;
  • участников. Перечислите ответственных за событие, руководителей, врагов (при военных действиях), других лиц, оказавших большое влияние;
  • причины. Собственный анализ важен, но советуем опираться на мнение историков;
  • последствия. Оценивайте описываемый период глобально. Пример — крещение Руси стало новым витком развития культуры (письменность, живопись), определило внешнеполитическое взаимодействие с Византией. 

Личности

Этот пункт плана исторического сочинения важен для раскрытия темы. Личность нужно упомянуть, расписать. Расскажите, какое событие она пережила, причины исхода. Принимаются военные действия, дипломатические миссии, даже создание памятников культуры. Пример — Иван Грозный был тяжелым человеком из-за трудного детства, никому не доверял. Не нашел общий язык со своим окружением, распустил Избранную Раду. Рекомендуется писать о родственных связях династии князей, царей, императоров. 

Причинно-следственные связи

Причины, последствия связаны друг с другом, одно невозможно без другого. При написании укажите несколько причин из списка: 

  • объективные. Не зависят от желания людей. Пример: Ледовое побоище. Немецкие рыцари надели тяжелые доспехи, провалились под лед;
  • субъективные. Зависят от воли людей. Пример: Анна Иоанновна порвала кондиции по собственному желанию. Могла оставить их;
  • политические. Зависят от положения страны на мировой арене;
  • социально-экономические. Исход событий определяют «настроения» внутри страны, финансовое состояние;
  • культурные. Иногда особенности культуры влияют на течение событий.

В этой части плана исторического сочинения требуется указать причины, их характеристики. Проведите связь с господствующими тенденциями, особенностями периода. При возможности пишите причины события и причины, вызвавшие определенный исход. Пример: Наполеон отступил от Москвы из-за холода, отсутствия еды. 

Термины

Написание исторического сочинения требует минимум одного термина. Поясните его так, чтобы даже не знакомый с предметом человек понял. Избегайте тавтологии, не используйте сравнения, метафоры. Есть исключение: если термин вписан органично, то разрешается отказаться от расшифровки. 

Вариант 1

(510 слов) В жизни человечества бывали смутные дни, когда людям приходилось очень тяжело. В периоды войн, эпидемий, природных катаклизмов наши предки мучились и приносили большие жертвы, чтобы полоса неудач закончилась. В нашей отечественной истории такими трагическими страницами можно назвать годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг). Сами мы эти времена не застали, но можем найти подтверждение ужасов той поры в литературе.

Например, в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» описывается судьба простого советского солдата. До войны Андрей Соколов жил счастливо: у него была любимая жена, росли трое детей, он имел работу и жилье. Но угроза оккупации и уничтожения советского народа разрушила его идиллию. Одним из первых добровольцев он отправился на фронт. На передовой ему пришлось нелегко: в бою его контузило, и он попал в плен. Среди бойцов нашелся предатель, который хотел выдать комиссара нацистам, и Андрею нужно было сделать сложный выбор — он убил доносчика. В те смутные времена цена человеческой жизни была невысока: враги определили пленников в трудовой лагерь и обрекли их на медленную смерть от изнеможения, побоев и недоедания. Там Соколов не раз пытался бежать, но его вновь и вновь возвращали назад. Однажды за критику в адрес начальства его едва не казнили, но мужество и стойкость перед мучителями обеспечили ему уважение коменданта, и он помиловал Андрея. Вскоре удача вновь улыбнулась пленнику: он сбежал из лагеря, прихватив немецкого инженера. Однако возвращение домой не принесло ему радости: жену и дочерей убили осколки снаряда, а сын погиб прямо в День Победы. Соколов не был исключением: все люди в то время переживали потери и лишения. Жестокая пора войны покалечила души всех выживших, ведь забрала с собой более 20.000.000 мужчин, женщин и детей. 

Не менее мрачные и пронзительные картины войны нарисованы в произведении Василя Быкова «Сотников». В суровые времена оккупации многие люди уходили в подполье. Партизанская работа была очень рискованной: родственников и пособников этих людей ждала казнь, а сами партизаны попадали в Гестапо — тайную полицию, где их пытали. Жертвой пыток оказался и главный герой произведения. Сотников был учителем, но хотел помочь освободить свою Родину, поэтому стал работать в подполье. Однако слабое здоровье мешало ему эффективно выполнять задания. Но у него был сильный и находчивый напарник, который пошел вместе с ним в тот злополучный день, когда отряду понадобилась еда. Их обнаружили, уйти от преследования не удалось, и даже помощь местной жительницы оказалась напрасной. Рыбак был гордостью отряда, и все же он не выдержал испытания страхом. Когда он увидел, как нацисты расправились с Сотниковым, как они изуродовали его руки пытками, он решил сотрудничать с врагами и стать полицаем. Первым его заданием была казнь товарища. Можно долго судить Рыбака и таких, как он, но мы не вправе выносить приговор: нам не приходилось жить в такие жестокие времена, когда человеческая жизнь совсем ничего не стоила. Война — это апогей жестокости, и во время нее страдают абсолютно все люди.

Таким образом, жестокими можно назвать времена Великой Отечественной войны, когда люди страдали от бесчеловечных и аморальных законов военного периода. Судя по статистике и приведенным примерам из книг, в этом вооруженном конфликте погибло больше мирного населения, чем солдат. Оккупация не щадила ни женщин, ни детей. Будем надеяться, что такие времена никогда больше не повторятся.