В спорах о современном стиле часто проскальзывает сочинение егэ проблема

В спорах о современном стиле часто проскальзывает сочинение егэ проблема

Частые ошибки комментариев

Какие же ошибки можно допустить при в ЕГЭ по русскому языку при написании комментария к проблеме? Рассмотрим частые случаи ошибок.

  1. Комментарий не полностью основывается на тексте: автор говорит об актуальных проблемах сегодняшней жизни. К великому огорчению, среди писателей и художников много тех, которые при первой возможности убегают за границу, потому что не любят свою родину. Таких нельзя назвать настоящими творцами. Писатель должен любить страну, в которой родился.
  2. Плохой пример комментария: обозначая сюжетную проблему, рассказчик говорит о художнике по имени Дэню. Писатель не случайно говорит, что художник не смог создавать пейзажи. Автор говорит, что настоящие чувства к родине проснулись «и сделали его жизнь неописуемо уютной и теплой, воодушевленной и более привлекательней, чем до этого момента».
  3. Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом: автор говорит о полковнике Комарове, который пошел на войну по неизвестным причинам. Но после долгого расставания с семьей и родным краем внезапно ощущает прилив любви к родине. После чего полковник отличается боевыми заслугами и возвращается домой героем.

Вооружившись этими примерами 2020 и порядком написания комментария к проблеме в ЕГЭ по русскому языку, вы сможете легко сдать экзамен.

Способы написания комментария

Прямая речь

Прямая речь – это дословное написание слов автора в том виде, в котором они представлены в тексте. Указывая на конкретный пример из текста, процитируйте его. Не обязательно цитировать целое предложение или даже несколько, если они являются важными для аргументации. Укажите лишь отдельные фразы, заключив их в кавычки. А остальное можно пересказать своими словами. Используйте такие конструкции:

  • Автор пишет: “…”
  • Автор говорит: “…”
  • Автор настаивает: “…”

Косвенная речь

Самым распространенным способом является использование косвенной речи при указании на примеры из текста. Косвенной речью называют слова какого-либо лица, переданные в предложении говорящим и подчиненные его фразе, с помощью которой он вводит чужие слова в предложение. Типичные конструкции выглядят так:

Автор обращает наше внимание на тот факт, что… Автор приводит доводы о том, что… Автор рассказывает о том, как…

Ссылка на номер предложения

Чтобы сочинение содержало минимум пересказа, можно прибегнуть и к такому способу формулировки примеров:

  • В предложении 26 говорится о …
  • Описанная в предложении 2 ситуация свидетельствует о …
  • Яркий пример этого описан в предложении 14.

Сколько нужно примеров?

Зачастую в тексте может присутствовать несколько примеров: три, четыре, пять. Некоторые находятся на поверхности и бросаются в глаза при первом прочтении текста. А другие спрятаны в паутине авторских рассуждений. Если вы нашли несколько примеров, определите, какие из них самые очевидные, самые яркие. Выберите только два из них. Ведь в комментарии обязательно должно присутствовать два примера из текста. Причем это должен быть не пересказ прочитанного фрагмента, а его анализ. Включить примеры в рассуждение можно двумя способами:

  • Своими слова сказать о том, что делает герой (например, пишет письмо матери), о чем он подумал (например, вспомнил случай из детства), какой момент описан в тексте (например, рассказчик увидел мечущуюся неподалеку самку выхухоли);
  • Процитировать несколько слов из текста (не нужно переписывать предложения, достаточно двух-трех слов, но действительно важных, ключевых);
  • Указать номер предложения, в котором содержится информация для примера (ярким примером служит описанный в предложениях 16-17 эпизод).

Прежде чем начать писать комментарий, обратите внимание, от чьего лица ведется повествование: автора или рассказчика. Определитесь с главными героями (если их несколько), кто говорит цитируемые вами слова, кто совершает анализируемые вами поступки

Если вы перепутаете героев, это будет грозить вам потерей баллов.

Самой распространенной ошибкой выпускников является отсутствие анализа текста, а его простой пересказ. Если комментарий будет содержать лишь краткое содержание текста, он не принесет заветных 5 баллов. Чтобы примеры не превращались в простой пересказ, используйте речевые клише перед каждым из них:

Автор обращает внимание на…
Автора волнует, возмущает, удивляет…
Автор упоминает, говорит, делится впечатлениями…

Подобные шаблонные фразы позволят разграничить примеры и укажут на понимание выпускника их роли.

Как оформить связь?

Связь между примерами также важна. Она не только делает сочинение логически правильным, но и приносит выпускникам дополнительный балл. Какими бы замечательными не были приведенные примеры, они не принесут 5 баллов без связывающего из предложения. Связка объединяет две разные мысли, два примера. Ее также можно оформить несколькими способами. Обратимся к тексту В. А. Солоухина о выхухоли и на его примере посмотрим, как оформить связь. Для начала определим проблему этого текста. В нем, как и во многих текстах, автор затрагивает не один проблемный вопрос. Остановимся на проблеме родительского самопожертвования (На что способны родители ради спасения своих детей?). В качестве примеров возьмем следующие факты из текста:

  • выхухоль, которая так боится человека, не скрылась при виде рассказчика, ведь в беде были ее дети, которых она самоотверженно защищала;
  • рассказчик поставил себя на место выхухоли и представил, как было бы тяжело ему смотреть на своих детей, которые могли бы оказаться в беде, и он тоже бы сделал все, чтобы их спасти.

Перед примерами

  • Автор на протяжении всего текста рассуждает о силе родительской любви.
  • В прочитанном тексте можно найти подтверждение моей точки зрения о том, что родители способны на многое ради своих детей.
  • Родительская любовь настолько сильна, что они не пожалеют собственной жизни ради спасения детей. В тексте есть этому подтверждение.

После примеров

  • Эти примеры доказывают тот факт, что родители готовы пожертвовать всем, лишь бы их дети были живы и здоровы.
  • Приведенные мной примеры показывают роль родительской заботы в жизни детей.
  • Примеры, приведенные мной, свидетельствуют о жертвенной любви родителей к своим детям.

↑ Пример комментария № 3.

За этот комментарий можно получить 3 баллаАвтор этого текста не только талантливый писатель, но и педагог. Наверное, именно поэтому его волнует проблема: кто способен воспитать в ребенке нравственные качества, привить лучшее, что может быть в человеке? Кого послушает подросток? Иными словами, в данном текст А. Лиханов поднимает проблему взаимопонимания, духовной близости педагога и воспитанника.А. Лиханов убеждает читателя в том, что ни жизненные невзгоды, ни дорогие подарки и престижные школы не смогут развить лучшие нравственные качества человека (предложения 5-13). Эти качества воспитываются только близкими людьми. А если близкие люди «пытаются отгородиться от подростка», то все хорошее, что есть в маленьком человеке, может никогда не раскрыться, не будет развиваться. Пример «неразвитости» доброты, сочувствия по отношению к родным людям показан автором в предложениях 20-27. 

Как написать комментарий

В комментарии очень важно то, как пишущий видит проблему, как он ее понимает, как он пришел к таким определенным выводам. Пишите, что думаете

Чтобы написать хороший комментарий, не нужно использовать много умных слов и цитат

Пишите, что думаете. Чтобы написать хороший комментарий, не нужно использовать много умных слов и цитат.

Достаточно просто открыть свой разум и поразмышлять над парочкой вопросов, связанными с текстом, который вы собрались комментировать:

  • определите кому адресован текст, почему проблема интересна этому кругу читателей;
  • определите, отрицательное или положительное впечатление на вас производит текст, на какие детали автор акцентируется больше всего, как он пытается решить данную проблему;
  • прочувствуйте настроение автора, отметьте в чем оно проявляется, в каких фразах и деталях текста;

Подумайте о том, что пытается подчеркнуть автор, рассматривая эту проблему, к каким умозаключением он подводит своего читателя.

Работа по теме урока

Вопросы теории

Слайд 2

Что такое проблема? (работа с «Толковым словарём»)Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Слайд 3

Способы формулировки проблемы, рассматриваемой в тексте.Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:1) проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;2) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Слайд 4
Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов?Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Слайд 5

С какими словами сочетается слово «проблема»? (ИД). Проект «Речевые клише для формулировки проблемы» Определим грамматический и лексический ряд слова «проблема». Работа со «Словарём сочетаемости слов русского языка»

Составить проект памятки.Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… какой-л

проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему. Коснуться какой-л. проблемы
Уделить внимание какой-л. проблеме
Над какой-л. проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

3.2. Работа в парах.

Определив тему, формулируй проблему! Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. . Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:

Автор Тема Проблема
1. Ю.Котлярский Любовь Проблема эгоизма в любви
2. В.Солоухин Телевизор Проблема пассивного отношения к жизни
3. М.Мартынов Современная школа Проблема сохранения лучших традиций образования
4. Детская игрушка Проблема нравственного воспитания
5. Н.В.Гоголь Чинопочитание Проблема лицемерия, хамелеонства. Проблема морального облика современного человека. Как остаться самим собой, занимая новое положение в обществе

3.3. Слово учителя. Слайд 6

Тема Проблемы
Роль книги Проблема нравственного воспитания
Человек, любящий свою родину Проблема патриотизма
Война Проблема сохранения человеческого достоинстваПроблема патриотизмаПроблема мужества
Природа Проблема отношения человека к природеЭкологическая проблема
Честь и достоинство Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке;
Музей Археологические раскопкиПроблема исторической памятиПроблема сохранения духовного наследия
Язык Проблема бережного отношения к языкуПроблема экологии языка
Спор, дискуссия Проблема общенияПроблема этики, хороших манер

Природа и экология

Проблема взаимоотношений человека и природы, как и проблема экологии — не самая сложная в ЕГЭ по русскому языку

В сочинении важно проявить свое понимание данного вопроса и его важности для всей планеты. Это глобальная тема, в которой можно развернуться и весьма удачно

Вот характерный пример, где комментарий написан по принципу логического разделения текста на пункты, каждый из которых говорит о значимости и роли природы в жизни людей.

Аргументацию можно найти в следующих книгах:

  1. «Дядя Ваня» (А. Чехов). Астров рассуждает о вырождении своей малой родины: леса бездумно вырубаются, животные не могут жить вне привычной экосистемы, а землю, лишенную деревьев, занимает болото, образовавшееся из засоренных и застоявшихся рек. Безотрадные виды гибели окружающего мира оказывают эффект и на людей. Все обитатели тех мест несчастны и лишены жизненного тонуса, как скрюченные кустарники в мелколесье.
  2. «Людочка» (В. Астафьев). В городском парке, увешанном жизнерадостными плакатами, давно уже произошло экологическое бедствие. Под протекающей трубой сформировалась целая речка с мусором и отходами, а также неестественно горячей зловонной жидкостью. Из-за этого вся растительность оскудела, остались лишь чахлые тополя, на которые было жалко смотреть. Из парка это место превратилось в развалины, где на свой страх и риск гуляли люди. Вот подробное краткое содержание рассказа по главам, которое поможет Вам написать свой пример.
  3. «Плаха» (Ч. Айтматов). Автор описывает то, как жестоко и необдуманно люди истребляют природу. Чтобы выполнить план по добыче мяса, они решили истребить естественную пищу для волков — сайгаков. Тогда хищники остались ни с чем, и охотники уничтожили многих из них на облаве. Волчья пара скиталась по всему лесу, но никак не могла сберечь потомство от ненасытных убийц. В финале волчица утащила сына одного из местных жителей, отомстив за кражу своих детей.
  4. «Антоновские яблоки» (И. Бунин). В рассказе автор описывает чудесные дни, проведенные на лоне природы. Тогда крестьяне и помещики жили в гармонии с окружающим миром, и он щедро расплачивался с ними за труд на полях. Каждая пора была отмечена своим особым очарованием, и все люди из прошлых эпох, живущие в деревне и никогда не видящие нечего другого, умели чувствовать и ценить красоту того, что их окружало. Именно она и запомнилась рассказчику, разлученному с Россией.
  5. «Олеся» (А. Куприн). Близость к природе помогает людям обрести новые знания и умения. Например, героиня Куприна, находясь в лесу, сумела постичь тайны окружающего мира и его лечебных свойств. Травы и цветы стали для нее открытой книгой, где она черпала знания и силу для борьбы с болезнями.

↑ Клише для комментария

АвторЧтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту ФИО.Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли…Для того, чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о …Автор начинает рассуждения с того, что…Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о …Автор раскрывает проблему, рассказывая …Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о …Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет…Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация:Исследуя проблемный вопрос, ФИО….вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к …Автор раскрывает понятие … через описание …Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…».Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что…Также автор упоминает о…Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова:Также нельзя не обратить внимание на слова…В продолжении текста мы узнаем, что …. Обратим внимание на следующую мысль:Развивая эту тему, писатель утверждает, что Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, чтоКроме того, автор рассказывает оНе менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора оАвтор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни….В центре внимания автора….Особого внимания заслуживает…Автор не случайно описывает…Далее автор повествует о …Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, чтоНа этом примере видно, как …Это пример убедительно доказывает, что …Благодаря этому мы понимаем, чтоИз этого описания мы понимаем, …Этим примером автор показывает/доказывает нам, что…Данные строки помогают читателю понять…Данным примером автор показывает…Это свидетельствует о том, чтоВот почему…ФИО убеждает читателя в том, что…Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о…С помощью данного эпизода ФИО показывает, как….Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что …Оба примера показывают…Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять:Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора.Иначе поступает … (имя героя)… автор противопоставляет …… автор сравнивает …Сравним две ситуации/ двух героев…Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается …Оба примера являются ярким доказательством мысли:

Правописание слова

Итак, данное слово пишется правильно с удвоенной ММ в корне и с гласной Е после них: КОММЕНТАРИЙ, с ударением на гласную А. Ошибки в правописании могут возникать из-за того, что на слух удвоенная согласная иногда не воспринимается.

Этимология слова восходит к латинскому commentaries («заметка» или «записка»), означающему обсуждение или объяснение написанного. В наше же время КОММЕНТАРИЙ обрел более широкое значение: это и ответ на сообщение в соцсетях, и обсуждение статьи, и просто любая реакция на новость в интернете. И если еще пару десятков лет назад при слове «комментатор» мы представляли спортивное мероприятие и голос за кадром, то ныне комментатором может стать любой из нас, написав несколько строчек в информационной ленте социальных сетей.

Кроме того, это иностранное существительное ассимилировалось в русском языке настолько, что его трансформация никого не удивляет. Так, например, глагол «комментить» или «комментнуть» означает то же, что «обсудить, прокомментировать».

Никакого правила, чтобы проверить двойную согласную, нет, слово можно отнести к словарному и, как в школе, просто запомнить. Либо использовать мнемонический прием, например, такой:

И тогда вы сразу вспомните, как пишется: КОММЕНТАРИЙ или КОМЕНТАРИЙ.

Также может возникнуть вопрос: правильно «без комментариев» или «без комментарий»? Это существительное мужского рода, 2 склонения, склоняется по падежам так же, как и любое другое подобное существительное:

Как видим, правильно – «без (чего?) комментариев»

Примеры предложений

  1. — Никаких комментариев по поводу инцидента не будет, — буркнул директор.
  2. Последняя Пашкина статья набрала в интернете пятьсот комментариев за несколько часов.
  3. Ирина Федоровна читала монографию внимательно и делала комментарии на полях карандашом.
  4. Иван Палыч дал корреспонденту длинный и пространный комментарий, но так толком ничего и не сказал.
  5. — Пять строк, три комментария… это все?! – удивился редактор.

Цветистое жеманство

Пошлость нельзя оправдать модой. Ещё Мольер в комедии «Смешные жеманницы» высмеивал прециозный стиль. Галантные манеры, изысканные выражения, принятые в аристократических салонах, бездумно копировались в мещанской среде. В результате превращались в нечто абсурдное и даже пошлое.

…Лагранж и Дюкруази неблагосклонно были встречены кузинами Мадлон и Като. Как оскорбительно для девушек, что разговор начался с предложения законного брака! Никакой поэзии! Так все романы заканчивались бы на первой странице! И манеры-то у кавалеров не такие, и к нарядам претензии найдутся. Сами же барышни не забывали об изяществе, за речью тоже следили. К примеру, зеркало именовали не иначе, как «наперсник граций». А «удобства собеседования» — это всего лишь кресла.

Отвергнутые кавалеры прислали к жеманницам переодетых слуг. Пусть те изобразят всё то, что так нравится капризным барышням.

«Маскариль, мой слуга, слывёт острословом; в наше время нет ничего легче, как прослыть острословом. У этого сумасброда мания строить из себя важного господина. Он воображает, что у него изящные манеры, он кропает стишки, а других слуг презирает и зовёт их не иначе как скотами».

Картина Витторио Реджианини Фото: Источник
Мнимые маркиз и виконт отменно сыграли свои роли. Цветистые выражения заставили Мадлон и Като растаять от восторга: «Прелести же ваши предъявляют суверенные права на людей всех званий». А от наспех состряпанных стишков жеманницы потеряли остатки разума. Завершилась же шутка скандалом, весьма нелестным для взбалмошных девушек.

Примитивная незаурядность

…Есть люди, которые, на первый взгляд, безупречны. Но… Рядом с ними чувствуешь себя как будто не в своей тарелке. В манерах ли, в речи — нет-нет, да проскальзывает что-то неприятное. Если у одержимого показухой всё же сохраняется ощущение, что его благопристойность — лишь видимость, то пошлый человек на полном серьёзе считает себя чем-то незаурядным.

Иной свои скудные мыслишки воображает гениальными изречениями. Несладко придётся тому, кто в этом усомнится — его ждёт откровенное презрение. Нет, пошлые люди совсем не обязательно открытым текстом выразят недовольство. Но не упустят случая высмеять то, что дорого другому. И сделают это весьма изощрённо, от чего рана будет только глубже.

Чьи-то совершенно невинные слова любитель пошлости способен истолковать в самом невероятном (если не сказать — извращённом) значении. Комментарии порой делаются прилюдно, чтобы все показывали пальцем на объект насмешек.

Подобная манера поведения нередко становится способом привлечения к себе внимания. Пошлые натуры — часто совершенно неинтересные люди. Но им непременно надо блистать, их не устроит никакая другая роль, кроме мегазвёздной. А для этого оказываются хороши даже самые неприглядные средства.

Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов — писатель-юморист, писатель-сатирик, откликнувшийся на общественную обстановку современной ему России и поднявший в своих рассказах злободневные проблемы своего времени. Все рассказы писателя не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» — это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства — главное в его произведениях. Действительно, пошлость и мещанство жизни людей — вот чем наполнены рассказы Чехова (в основном сатирические, а не юмористические), вот против чего он восстает и что обличает в своих произведениях «Крыжовник», «Ионыч», «Душечка», «Человек в футляре», «Палат № 6» и многих других. А знаем ли мы, что такое пошлость, мещанство, мещанский образ жизни? В словаре пошлостью называется все низкое в нравственном отношении, то есть деградировавшее, а мещанами — людей с мелкими, сугубо личными интересами, с узким кругозором и неразвитым вкусом. Такое понимание пошлости и мещанства мы видим прежде всего рассказе «Ионыч», в котором знакомимся с Дмитрием Старцевым, врачом, назначенным в уездную земскую больницу. В начале рассказа это хороший врач, прекрасно выполняющий свои обязанности: год он проводит в «трудах и одиночестве». Молодой, целеустремленный, мечтательный, с высокими идеалами — таким нам рисуется главный герой. Он терпеть не может «картежников, алкоголиков, крикунов» — обывателей города, которые долгое время раздражали Старцева «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Доктор не вписывается в эту общую массу. Он другой. «Где же пошлость и мещанство? Что обличает Чехов в этом рассказе?» — спросите вы. Сначала — семью Туркиных. Это ограниченные, зацикленные на чем-то одном люди: госпожа Туркина пишет никому не нужные романы, Котик играет на фортепиано, хотя совершенно не умеет этого делать, Пава всю жизнь изображает одну и ту же пьеску. В этой атмосфере формируется «новый» доктор Старцев. Если постепенно он жиреет только физически, то потом происходит и его моральное «ожирение». И вот он уже не ходит пешком, не поет песенки, не умеет любить, не имеет высоких устремлений. Он живет в своем ограниченном маленьком мирке, где важны лишь бумажки (деньги) да, позже, смотр домов и их покупка. Это уже не прежний молодой человек, бегущий на свидание ночью на кладбище. Он обленился не только физически, но и духовно настолько, что стал таким же обывателем и мещанином, как и все жители в городе С. Но самое страшное — то, что Старцев сам знает: он «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Герой деградировал, деградировал окончательно и бесповоротно. Нравственная жизнь этого человека завершена. Он стал пошлым человеком в пошлом мещанском обществе, которое с такою правдивостью и реалистичностью изображает Чехов и которое так смело обличает. В рассказе»Крыжовник» деградация героя показана почти с самого начала произведения. Тоска, незанятость, ощущение пустот жизни и одиночества привели к тому, что наш герой — Николай Чимша-Гималайский — решил купить усадебку и посадить там крыжовник. И эта мечта, а позже — навязчивая идея, заставляет нашего героя жить впроголодь. Круг интересов этого героя замкнулся на одном — на покупке дома: «Он чертит план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом, б) людская, в) огород, г) крыжовник». Можно даже сказать, что главное его устремление — не покупка дома, а наличие крыжовника, своего крыжовника. И вот мечта Гималайского сбылась, и нашему новоиспеченному барину уже и нужно только, чтобы его называли «ваше высокоблагородие» и кормили досыта. А самое главное, чтоб под рукой всегда был кислый твердый крыжовник с собственного огорода. «Вот так и становятся мещанами!» — думаем мы. Одна мечта, стремление к ее исполнению сделали жизнь нашего героя настолько скудной, что он «опустился» нравственно, морально. И мы не рады за него, а, скорее, презираем. Высокая цель, желание, мечта должны не способствовать деградации человеческой души, а наоборот, делать ее возвышеннее, целеустремленнее, благороднее. А тут — пошлость и ограниченность, замкнутость на личном интересе. Как же схожи образы Чимши-Гималайского и Оленьки из рассказа Чехова «Душечка»! Только если в рассказе «Крыжовник» звучит яркая и обличительная насмешка, ирония, то в рассказе «Душечка» мы чувствуем другое (иное) отношение автора к героине, его ироническое и, в то же время, презрительное отношение к ней. Да, Душечка тоже зациклена на одном интересе, да, она ограничена и замкнута. Чем? В чем? Почему? Своим стремлением обязательно кого-то любить. Сначала это был антрепренер Кукин, затем — управляющий лесным складом Василий Андреевич Пустовалов, потом — ветеринар, после побега которого «сама Олечка постарела, подурнела…» Но самое главное — у героини не было своего мнения, и это -самое страшное. Душечка настолько была ограничена, что могла выражать только чье-то мнение, а своего не имела. У героини не было своей жизни, своих взглядов, а была лишь душа, которая потом полностью была отдана другим людям. Главным для нее было заботиться о ком-то, выражая чье-то мнение, соглашаться с ним. Как такового, человека Оленьки, дочери отставного коллежского асессора Племянникова, не было. В рассказе, думается, показаны не постепенное оскудение души героини, не ее нравственная деградация. Автор обратил внимание на самое страшное, что может быть, — отсутствие как души как таковой, отсутствие, как такового, своего мнения, отсутствие настоящего человека. Из рассказа в рассказ Чехов смело и безбоязненно рисует то, что его окружает. Рисует страшное в ярких иронических красках, скрывая за этим свою боль и обиду, презрение к пошлости и мещанству человеческой жизни, а самое главное — человеческой души. И мы с ужасом взираем вокруг себя и понимаем: пошлость и мещанство никогда не изживут себя, они часть этого мира, они — его порождение. И пока сама наша жизнь, действительность не перестанет «рождать» ограниченных и безнравственных людей, одной из основных тем русского литературы будет тема: «пошлость пошлого человека».

Неоценённая «утончённость»

Иные личности очень хотят чувствовать себя причастными к чему-то возвышенному. Например, к науке или искусству. Однако внутренне расти, чтобы понять нечто серьёзное — это им не по вкусу. И тогда они используют «лёгкий» способ — стараются опустить высокое до себя.

Фото: Depositphotos

А раз такое желание есть, то находятся те, кои ему охотно подыгрывают. Скандальные подробности из жизни великих — это стало уже отличительной чертой массовой культуры. Сколько у кого из классиков литературы было любовниц, кому из учёных и с кем изменяли жёны — потребителей такой информации предостаточно. Причём достоверность этих «сенсаций» — вопрос далеко не первостепенной важности.

И вот личности с претензией на высокий интеллект «блистают» знанием подобных «истин». Бывает, поступают и так: запоминают два-три высказывания кого-то из великих. И начинается повторение этих цитат, часто неуместное. Сопровождается это непременно «умным лицом» и витиеватыми фразами в духе мольеровских жеманниц.

При этом склонные к пошлости личности на полном серьёзе считают себя утончёнными натурами с богатым внутренним миром. Таковыми они, понятное дело, не являются — это для окружающих очевидно. Но пошлые люди очень любят воображать себя страдальцами. Ещё бы: они ведь так мучаются из-за чёрствости других и непонимания!

Профилактика

Возможно ли бороться с пошлостью? Вряд ли есть смысл увещевать заражённых ею людей — они в ответ начнут лишь изливать свою желчь или всё повернут так, что перед ними же окажешься виноватым. Поэтому лучше критически посмотреть на себя.

Самое разумное — не пополнять собою ряды пошлых натур. Для этого бдительно следить за своей интеллектуальной и духовной пищей.

Бдительно следите за своей интеллектуальной и духовной пищей Фото: Depositphotos
Не стоит осуждать падких на пошлость людей. Они сами не очень-то счастливы, пусть и не осознают этого. Если вернуться к комедии Мольера, то в ней не только отвергнутые кавалеры, но и слуги поняли, что к чему: «Я вижу, здесь дорожат мишурным блеском и не ценят добродетели без прикрас». Любить в таком случае оказывается возможным лишь «ради их прекрасных глаз». Едва ли это способно кого-то осчастливить.

…Моральные принципы — и высокие и низкие — присутствуют в каждом человеке. Необходимо стараться развить первое и затормозить второе. Но беда, если человек нечто низменное в себе начинает почитать за возвышенное. Пошлость похожа на болезнь, при которой профилактика эффективнее, чем последующее лечение. А оно, увы, не всегда заканчивается полным выздоровлением.

Теги: моральные принципы, пошлость, показуха, манера поведения