В рыночной экономике огромную роль играет сфера услуг егэ

В рыночной экономике огромную роль играет сфера услуг егэ

Понятие экономической системы

Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.

Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.

Тип экономической системы характеризует:

  • формы собственности;
  • способы распределения ограниченных ресурсов;
  • способы регулирования экономики.

Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.

Основные типы экономических систем

В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:

  1. Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.

    Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.

  2. Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.

    Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.

  3. Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

    Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.

  4. Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

    Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.

Типы экономических систем

Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем

К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:

  1. Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.

  2. Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.

  3. Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.

  4. Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.

Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.

Отличительные черты экономических систем

Черты традиционной экономики

  • Ручной труд преобладает во всех отраслях экономики.
  • Характерно натуральное хозяйство.
  • Медленное развитие техники и технологий производства или их отсутствие из-за противоречий с действующим укладом и традиционными религиозными и культурными особенностями.
  • Широкое развитие обмена товарами и услугами (бартер).
  • Незначительная роль предпринимательства.
  • Преобладание традиций и обычаев. При этом главные экономические вопросы решаются в соответствии с ними.
  • Активная роль государства.
  • Объединенность членов экономических отношений.
  • Религиозные и культурные особенности имеют первостепенную важность в экономической деятельности.

Особенности командно-административной экономики

  • Все экономические решения принимают государственные органы через централизованное (директивное) планирование. То есть на каждом предприятии есть производственный план и исходя из него принимается решение, что и в каком объеме производить.
  • Производители не могут решать, что им производить.
  • У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.
  • Преобладает государственная форма собственности практически на все ресурсы.
  • Управление всеми предприятиями из единого центра.
  • Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.

Черты рыночной экономики

  • Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.
  • Рынок ориентируется на покупателя.
  • Экономические субъекты реализуют деятельность в соответствии с личными экономическими интересами.
  • Государство почти не играет роли в распределении ресурсов, в том числе не производит общественные блага, не борется с безработицей и др.
  • Преобладание частной собственности.
  • Свободная конкуренция.
  • Самостоятельный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции.
  • Рыночная экономика развивается, при этом является крайне нестабильной.
  • Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Характерные черты смешанной экономики

У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:

  • Сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.
  • Наличие частного и государственного сектора экономики.
  • Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.
  • Развитая инфраструктура.
  • Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономики, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.

О курсе

Экономика общественного сектора – одна из многих областей применения микроэкономического анализа. Этот курс фокусируется на роли государства в современной рыночной экономике. В частности, аргументируется вмешательство государства в функционирование частных рынков, обсуждаются цели, формы и методы такого вмешательства. Особое внимание уделяется неизбежному конфликту эффективности и справедливости при разработке и реализации государственных программ. Та же проблема возникает и при создании налоговой системы, необходимой для обеспечения доходов государственного бюджета.

Главные вопросы, которые рассматриваются в курсе экономики общественного сектора: Каковы последствия государственного вмешательства в экономику (налогов, отдельных программ государственных расходов)? Как построить государственные программы таким образом, чтобы максимизировать общественное благосостояние?

Формат

Видеолекции;
Cамостоятельная работа с источниками;
Выполнение домашних заданий для самопроверки;

Требования

Необходимо знание микроэкономики в объеме вводного курса.

Программа курса

1. Введение. Общественный сектор как объект изучения. Рынок и государство. Провалы рынка и государственное вмешательство. Государственная собственность и государственные финансы. Масштабы государственного сектора. Экономика общественного сектора.

2. Общественные блага и критерии эффективности. Дилемма «эффективность-справедливость». Критерии эффективности. Теории справедливости и функция общественного благосостояния. Неравенство и перераспределение. Принцип «второго лучшего».

3. Общественный выбор. Правила принятия коллективных решений. Теорема о медианном избирателе. Теорема Эрроу о невозможности. Теория бюрократии. Рациональное неведение и представительная демократия. Логроллинг. Группы специальных интересов и погоня за рентой. Модель Нисканена. Изъяны государства.

4. Основы теории налогов: налоговое бремя. Доходы государства. Виды налогов. Критерии оценки налоговой системы. Перемещение налогового бремени.

5. Основы теории налогов: оптимальное налогообложение. Цели и ограничения налоговой политики. Парето-оптимальные налоговые структуры. Проблема уклонения от налогов.

6. Расходы государства. Формы государственных расходов. Сферы действия программ государственных расходов. Перемещение выгод и искажающее влияние программ государственных расходов. Социальная помощь и социальное страхование.

7. Оценка эффективности общественных расходов. Оценка затрат и результатов: критерии и виды анализа. Реальные и денежные экстерналии. Оценка издержек и выгод проекта в денежном выражении. Общественная ставка дисконтирования. Учет риска.

8. Финансирование и производство услуг в общественном секторе. Общественные расходы и производство в государственном секторе. Приватизация, контрактация, квазирынки. Государственно-частное партнерство.

9. Введение в экономику отраслей общественного сектора: образование, здравоохранение, жилищная сфера.

10. Бюджетный федерализм. Понятие федерализма. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу. Доходы и расходы субфедеральных бюджетов. Межбюджетные трансферты и «эффект липучки». Федерализм, сохраняющий рынок.