В русской литературе начало которой исчисляется со второй половины егэ

Содержание

Кодификатор ЕГЭ по литературе выглядит необъятным. Одна «Война и мир» как всех пугает. Стоит ли все читать? Как поглотить большой объем лирики?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Самой большой ошибкой будет учить все 148 стихотворений. Никогда так не делайте! Нужно выделить часто встречающиеся на ЕГЭ темы по лирике и найти любимые или универсальные стихотворения. Обязательно запомните название и автора. Также прочитайте несколько разборов к каждому стихотворению, чтобы на экзамене не ошибиться в анализе. С прозаическими произведениями придётся помучиться, потому что их нужно знать все. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— При подготовке лучше выбрать для себя два периода в истории русской литературы. Один как основной: вы должны знать все произведения от корки до корки; второй как запасной, если вдруг одна из тем в 17 задании не устроит. Лучше всего подойдет начало и конец 19-го века. Произведения этого времени изучите особенно внимательно. Что касается стихотворений, учить всё не обязательно. Найдите основные темы, которые могут встретиться вам, подберите по три стихотворения для каждой и выучите их полностью, либо отрывки. Также есть всеобъемлющие лирические произведения, поднимающие много тем. Их стоит отыскать и запомнить — точно пригодятся. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Учить все стихи и знать все произведения необязательно, это может даже сбить с верного пути, так как вся информация перепутается в голове. Я сдала на 100 баллов, хотя более половины произведений не прочитала. Советую рассматривать произведения с литературоведческой точки зрения, пытаться понять позицию автора, выделить основные проблемы, темы, характеры. В этом помогут анализы или критические статьи. 

Самое сложное — начать. Многие откладывают подготовку, потому что боятся ошибиться: «Я же не умею, я же не знаю». Ребята рассказали о сложностях в подготовке и о том, как с ними бороться:

Артем Князьков, 100 баллов:

— На меня наводили ужас обилие цитат и необходимость учить стихотворения. Но самое трудное — соблюдение речевой грамотности в сочинениях. Мы так привыкли говорить в повседневной жизни как колхозники, что иногда такие огрехи попадают и в сочинения. Мой совет — будьте внимательнее, изучите все виды речевых ошибок, и какие часто встречаются у вас. Ведь обидно терять баллы из-за мелочей. 

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Было сложно распределить время. Мне приходилось устраивать самой себе пробники, чтобы понимать, успеваю ли я все сделать, если буду писать сочинения в черновик, а потом в чистовик. Не получилось, поэтому училась работать сразу в бланках. 

Основной упор в подготовке к ЕГЭ по литературе нужно делать на отработку сочинений. Так ли страшно, если до этого ты не умел их писать?

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Если разобраться с шаблонами, критериями, то написание сочинений не составит никакого труда. Чем больше пишешь, тем лучше получается. Первое 17 сочинение я написала на 9 баллов, в конце года всегда получалось на 14/14. Создайте для себя шаблон, чтобы не испугаться белого листа на экзамене. Придумайте введение и заключение в 8,9 и 15,16 заданиях. В 17 не забывайте о терминах. За их отсутствие могут снять баллы. Перед тем, как писать сочинение, выпишите себе список понятий в черновик, которые можно было бы использовать. При проверке следите, чтобы не было речевых и фактических ошибок. Я заводила отдельный блокнот, куда записывала ошибки из сочинений. Пролистывала его раз в неделю и запоминала, как делать нельзя.

Помимо сочинений в КИМе есть еще и тест, который проверяет знания теории литературы. Как не потерять баллы на нем?

— Он простой, вопросы повторяются. Порешаете пару десятков раз и уже будете во всём разбираться. Термины из теста пригодятся вам еще и в сочинениях. Лирика без них плохо анализируется, а в 17 сочинении даже критерий особый есть. Так что вам в любом случае нужно ими владеть, чтобы  показать свой литературоведческий уровень подготовки. (Артем Князьков, 100 баллов)

Без системы тяжело идти к хорошему результату. Ребята поделились, в каком режиме они готовились.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Литературой я занималась каждый день: в школе, после школы, на выходных. В понедельник, среду и воскресенье у меня были вебинары в «Умскул» с Фаришей Князевой. В другие дни я делала домашние задания: писала сочинения, решала тестовую часть, читала анализы произведений, учила цитаты. В онлайн-школе мы за год прошли кодификатор три или четыре раза. Сначала была теория литературы. Затем изучали произведения так же, как они даны в кодификаторе. Вместе с ними проходили алгоритм написания сочинений в порядке их расположения в КИМе. Все это три раза, с сентября по май. Про эту систему можно сказать: «Повторение — мать учения». И она для меня оказалась лучшей. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— Ходил к репетитору 2 раза в неделю, каждый день писал либо 8 и 9, либо 15 и 16, либо 17 сочинение. Это программа минимум, чаще я делал больше. Вдобавок старался каждый день учить либо стихотворение, либо отрывок из него, либо цитаты. Вместо роликов на YouTube под вкусный обед смотрел вебинары по литературе. В самые продуктивные дни я занимался с перерывами часов 8. Но это очень выматывает морально и физически, поэтому такого темпа работы не хватало надолго. Так и выходило, что день занимаюсь усердно и два дня валяюсь на диване, пописывая одно сочинение. 

Кристина Михайлова, 97 баллов:

— Усердно заниматься я начала где-то с января и уделяла литературе по 4–5 часов в день. У меня была система, но я не всегда ее придерживалась. Однако старалась заниматься каждый день: читала произведения и анализы, учила стихотворения. За неделю до экзамена повторила весь пройденный материал. 

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Я занималась литературой с декабря по 3 июля включительно. Зимой это было что-то ознакомительное, а с начала весны— серьезное. Готовилась  усиленно, тратила около 10 часов в день: писала сочинения, читала краткие пересказы, решала тесты, смотрела вебинары и разборы вариантов, советовалась с куратором, решала пробники. 

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Я брала крупные произведения на полный обзор в том порядке, в каком они располагаются в кодификаторе. Составляла план анализа произведения, выписывала важные цитаты, которые можно применять в сочинениях. Также готовилась к 17 сочинению. Искала на «Решу ЕГЭ» все задания по конкретному произведению, смотрела темы сочинений и составляла план к каждому. 

Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку. На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик. Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две. 

Артем Князьков, 100 баллов:

— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно. 

История успеха заряжает. Однако никто никогда до конца не уверен в своем высшем балле. Ребята переживали различные чувства после экзамена и такой результат стал для них большим сюрпризом:

Анастасия Шереметьева:

— Я знала, что напишу на 90+, потому что готовилась весь год, но 100 баллов я не ожидала. Мне не понравилось моё 17 сочинение, я могла бы лучше, но спасибо проверяющему, который дал мне шанс и поставил максимум. 

Кристина Михайлова:

— Я выходила из аудитории с чувством, что сделала все, что зависело от меня. Не идеально, но я показала все свои знания. В итоге я получила 97 баллов. Если честно, я была готова к такому результату, но думала, что получу меньше. 

Артем Князьков:

— После экзамена хотелось то ли чаю выпить, то ли повеситься. Склонялся ко второму. Рассчитывал баллов на 80, так как не был уверен в твердости аргументов 17 задания и из-за нехватки времени не успел перепроверить сочинения. 

К ЕГЭ готовятся долго: год или даже два. Этот период проверяет на прочность, самостоятельность и ответственность. Ребята получают не только знания, но и жизненные уроки.

Анастасия Шереметьева:

— Экзамен научил меня, что ничего в мире не стоит моих нервных клеток. Нужно было больше спать и есть. Даже где-то наслаждаться последними занятиями в школе и ловить ностальгическую волну. Я это упустила из-за боязни не сдать и выбрала подготовку. Но сейчас не жалею, ведь 100 баллов помогают пройти во многие вузы, а поступить в университет я хотела больше, чем гулять с одноклассниками и спать по 9 часов в сутки. Стоит расставить все приоритеты ещё в сентябре, чтобы потом не жалеть. Экзамен — это о работе, об усердной подготовке. Не стоит надеяться на удачу или помощь свыше.

Кристина Михайлова:

— Я поняла, что если хочешь добиться высоких результатов, то нужно прикладывать много усилий для их достижения, ничего не даётся просто так. И, конечно, важно следить за временем и правильно его распределять. 

Термины для ЕГЭ по истории 2021 год (буквы А,Б,В)

Список терминов по истории для ЕГЭ 2021 года специально подобран из тем, которые могут присутствовать в заданиях Единого государственного экзамена, который будет проходить в 2021 году. Данный список необходимо выучить, чтобы было легче отвечать на заданные вопросы. Сам по себе список терминов подобран из школьного курса по истории, по этой причине многие термины должны быть вам знакомы по школьной программе.

Термины по истории, начинающиеся на букву А

АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия) — форма феодального государ­ства с неограниченной монархической властью, опирающейся на закон; с наивысшей степенью централизации, развитым, полностью зависи­мым от монарха, бюрократическим аппаратом; высоким уровнем эконо­мики; сильной армией и органами охраны порядка; ликвидацией пред­ставительных организаций; развитой дипломатией.
АВАНГАРДИЗМ — художественное направление XX в., выступающее за разрыв с принципами прошлого и поиск новых форм и средств выра­жения окружающего мира, что проявилось в таких течениях, как ку­бизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.
АВАНТЮРИЗМ — рискованная, сомнительная деятельность, рассчитан­ная на достижение легкого успеха без учета реальных возможностей.
АВТОКЕФАЛИЯ — статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей.
АВТОНОМИЗАЦИЯ — идея, выдвинутая И.В.Сталиным в 1922 г., со­гласно которой все советские республики не объединяются в новое го­сударство, а входят в состав РСФСР на правах автономий, что нару­шало их самостоятельность и равноправие. Идея отвергнута В.И.Лени­ным, выступившим за Союз равных республик, что стало основой соз­дания СССР, где равенство на практике оказалось формальным.
АВТОНОМИЯ (гр. — самоуправление) — широкое внутреннее управление определенного региона государства, как его неотъемлемая часть, дейст­вующая в рамках Конституции.
АВТОРИТАРИЗМ (лат. — власть) — система политической власти, унич­тожающая демократические принципы и устанавливающая всевластие отдельной (авторитарной) личности, подчиняющей себе все стороны жизни общества. Авторитаризм ведет к тоталитаризму, основан на ут­верждении террористического режима, всеохватывающей централиза­ции, командно-волевых методах руководства и беспрекословном подчи­нении, достигаемых силой и идеологической обработкой общественного мнения в поддержку властных структур.
АГРЕССИЯ (лат. — нападение) — военное нарушение суверенитета госу­дарства, его независимости и целости границ. Вооруженное вторжение в другое государство проводится для того, чтобы силой навязать ему свой диктат. Страна, подвергшаяся нападению, ведет справедливую борьбу. Предотвращение агрессии — обязанность всего мирового сооб­щества. Международное право предусматривает политическую ответст­венность за агрессию.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ — здания, в которых размещаются органы власти.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ — относящийся к власти.
АДЪЮТАНТ — офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений.
АКАДЕМИЗМ — направление в изобразительном искусстве XVI-XIX вв., основанное на отрыве от жизни, формальном использовании классиче­скихустановок античности, идеализации образов, условности избирае­мыхсюжетов.
АКМЕИЗМ (гр. — наивысший расцвет) — направление в русской поэзии нач. XX в. (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), высту­павшее за поэтизацию чувств, познание «идеального», точность значе­ния слова.
АКЦИЗ — вид косвенного налога, в основном на предметы массового по­требления и на услуги. Включается в цену товаров и в тарифы на услу­ги. Важный источник государственного бюджета.
АКЦИЯ — 1. Какое-либо предпринимаемое действие, направленное на достижение поставленной цели. 2. Ценная бумага, подтверждающая внесение определенных средств в акционерное общество, за что ее вла­делец получает часть прибыли в виде дивиденда (доход из прибыли).
АЛЬМАНАХ – литературно-публицистический сборник.
АЛЬТЕРНАТИВА (лат. — один из двух) — выбор единственного решения из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей.
АМНИСТИЯ (гр. — прощение) — освобождение от наказания или его смягчение, даваемое высшей государственной властью; помилование.
АМПИР — стиль в архитектуре и декоративном искусстве в первой поло­вине XIX в., завершивший развитие классицизма: монументальность форм, богатство убранства (архитекторы А. Захаров, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы И. Мартос, Ф. Щедрин).
АНАРХИЗМ (гр. — безвластие) — политическое течение, выступающее за уничтожение государства, как принудительной формы власти, и замену его свободным, добровольным объединением граждан.
АНАФЕМА – церковное проклятие, отлучение от церкви.
АННЕКСИЯ (лат. — присоединение) — насильственный захват победите­лем части территории побежденного государства.
АННУЛИРОВАТЬ – отменить, объявить недействительным.
АНТАГОНИЗМ (гр. — борьба) — форма общественных противоречий противоборствующих сил, отличающихся непримиримостью противопо­ложных интересов, приводящих к политическим конфликтам.
АНТАНТА (фр. — согласие) — военный блок Великобритании, Франции и России, оформившийся в 1907 г. и выступавший в I Мировой войне против Тройственного союза во главе с Германией.
АНТИСЕМИТИЗМ — одна из форм национализма, направленная против семитского народа — евреев.
АНТИХРИСТ — в христианстве – противник Христа, который должен явиться накануне «конца света» и будет побеждён Христом.
АНТОНОВЩИНА — название, данное в советское время восстанию кре­стьян Тамбовской и части Воронежской губерний, выступивших против политики «Военного коммунизма» (1920-1921 гг.) за свободу торговли и отмену продразверстки. Движение, названное по имени руководителя А. С. Антонова, подавлено регулярными силами Красной Армии во гла­ве с М. Тухачевским. Руководители восстания расстреляны.
АПЕЛЛЯЦИЯ – обжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пересмотра этого решения.
АПСИДА (гр. — свод) — выступ здания, полукруглый или прямоуголь­ный, перекрытый полукуполом — алтарный выступ.
АРЕНДА (лат. — отдавать взаймы) — наем на определенный срок за ус­тановленную сторонами плату имущества (земли, помещения, предпри­ятия и т.д.) для самостоятельного использования.
АРИСТОКРАТИЯ (гр. — власть лучших) — 1. Форма государственного правления, при которой власть принадлежит родовой знати. 2. Наибо­лее привилегированные слои населения.
АРТЕЛЬ – объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью.
АРХЕОЛОГИЯ (гр. — учение о древности) — наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей (ве­щественным памятникам).
АРХИТЕКТУРА (гр. — строительство) — искусство возводить здания (зодчество), входит в сферу духовной культуры, эстетически формиру­ет окружение человека.
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ – единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.
АСКЕТИЗМ – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.
АССАМБЛЕЯ (фр. — собрание) — вечера встреч, балы, проводимые с участием женщин в домах знати, введенные Петром I в 1718 г.
АССИГНАЦИИ — бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769 г. при Екатерине II. Вытеснены серебряной монетой и аннулированы в 1849 г.
АТАМАН — 1. Глава независимого от государственной власти отряда (разбойничьей шайки). 2. Высший начальник казачьего войска.
АТЕ ИЗМ – отрицание религии.

Термины по истории, начинающиеся на букву Б

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» («Чтения месячные») — собрание патери­ков (жизнеописаний отцов церкви), житий святых и других церковных источников, составленных под руководством митрополита Макария в 30-40-х гг. XVI в. Состоят из 12 томов, имеют 27 тысяч страниц руко­писного текста, украшенных орнаментами.
БАНКРОТСТВО — положение несостоятельности, когда нет средств по­гасить долговые обязательства.
БАРОККО (итал. — причудливый) — направление в искусстве конца XVI — сер. XVIII вв., связанное с дворянско-церковной культурой пе­риода абсолютизма, стремящееся к отражению величия, пышности, па­радности.
БАРРИКАДНАЯ ТАКТИКА: в революции 1905-1907 гг. в России ши­роко использовались баррикады — искусственные оборонительные со­оружения, перекрывавшие улицы, дороги, мосты для того, чтобы оста­новить продвижение государственных войск. Укрывшиеся за баррика­дами люди вели оборонительную тактику, сочетая ее с партизанскими действиями — выступлением небольших боевых групп против врага.
БАРЩИНА — форма феодальной земельной ренты (дохода, не связанно­го с предпринимательской деятельностью), бесплатный принудитель­ный труд крепостного, работающего со своим инвентарем в хозяйстве феодала. На Руси появилась во времена Киевского государства, укре­пилась во второй половине XVI в., широко использовалась до первой половины XIX в. Барщинная система держалась на натуральном хо­зяйстве, прикреплении крестьян к земле, личной зависимости от фео­дала, дававшего своим крестьянам земельные наделы. Крепостные сами себя кормили, вносили оброк феодалу, платили налоги государству.
БАСКАК — представитель Ордынского хана в русских княжествах для контроля над местными властями и сбором дани. Баскачество отменено при Иване I Калите в первой половине XIV в.
БАСМА — ханский ярлык (пайцза), представлявший собой пластинку с надписью. Служил верительной грамотой, пропуском, знаком власти.
БАСМАЧЕСТВО — выступление антисоветских сил в Средней Азии за восстановление прежних порядков. Басмачи (налетчики) совершали нападения, проводили тактику военного террора, поддерживались на­ционалистическими организациями, феодально-байскими элементами. Разгромлено в 30-е гг.
БАТРАК — наемный сельскохозяйственный работник, обычно из обед­невших крестьян.
БЕЛАЯ ГВАРДИЯ — военные формирования антибольшевистских сил, выступивших после Октябрьской революции против Советской респуб­лики. Белый цвет считался символом «законного правопорядка». Со­стояла в основном из офицерства, возглавлялась Л. Г. Корниловым, М. В. Алексеевым, А. В. Колчаком, А. И. Деникиным, П. Н. Врангелем и др. Военная сила Белого движения.
«БЕЛЫЕ» — название противников советской власти, распространившееся в годы Гражданской войны.
БЕЛЫЕ СЛОБОДЫ — название различных поселений (стрелецких, монастырских, ямских, иноземных, ремесленных), население которых временно освобождалось от государственных повинностей.
БИОСФЕРА — область распространения жизни на Земле.
БИПОЛЯРНАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ– система, основанная на противостоянии двух сверхдержав и созданных ими военно-политических блоков – НАТО и ОВД.
БИРЖА — учреждение для заключения финансовых и торговых сделок с капиталом и крупными партиями товаров.
БИРОНОВЩИНА — засилие немцев в сер. XVIII в. при Анне Ивановне и ее фаворите Э. Бироне; реакционный режим разграбления богатств России, всеобщей подозрительности, шпионажа, жестокого преследова­ния недовольных.
БИТВА — самое крупное явление войны, существенно влияющее на ее исход; подразделяется на бои, сражения, удары, операции.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — оказание материальной помощи бедным из милости.
БЛИЦКРИГ (нем. — молниеносная война) — созданная в нач. XX в. так­тика немецкого военного командования, основанная на ведении скоро­течной войны, приводящей к победе в самые сжатые сроки, пока про­тивник не собрал силы. Потерпела крах в I и II мировых воинах.
БЛОКАДА (англ. — преграда) — изоляция территории государства или его части для того, чтобы принудить к выполнению определенных тре­бований.
БОБЫЛИ — 1. Бедное, иногда бездворовое феодально-зависимое населе­ние XV — нач. XVIII вв. в России, несло некоторые повинности. С вве­дением подушной подати приравнены к крестьянам. 2. Обнищавшие, бездомные, одинокие люди.
БОЙКОТ (англ. — по имени управляющего Ч.Бойкота, к которому ир­ландские арендаторы в 1880 г. применили эту меру) — прекращение отношений с определенным лицом, организацией, государством в знак протеста против чего-либо.
БОЛЬШЕВИЗМ — течение политической мысли и политическое движе­ние во главе с В. И. Лениным. На II съезде РСДРП (1903) во время вы­боров руководящих органов, сторонники В. И. Ленина получили боль­шинство и начали называться «большевиками». Их оппоненты во главе с Л. Мартовым по меньшинству голосов стали «меньшевиками». Боль­шевизм, исходя из марксистской теории, выступал за победу социали­стической революции и захват власти, установление диктатуры проле­тариата, строительство социализма и коммунизма.
БОНАПАРТИЗМ — форма военно-политической диктатуры, проводящей политику лавирования между классами. Характеризуется стремлением установить контроль над государственной машиной, опорой на армию, демагогическими обещаниями быстрого решения социально-классовых проблем. Название возникло в связи с курсом, который установил На­полеон Бонапарт во Франции в период неустойчивого равновесия сил, сочетая демагогию с наступлением на демократию, балансированием, заигрыванием с разными слоями населения.
БОЯРЕ — высшее сословие феодалов в Русском государстве в IX-XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии.
БОЯРСКАЯ ДУМА — в Киевском государстве — совет при князе в соста­ве старшей дружины и приближенных лиц. В период раздробленности — Совет знатных вассалов при князе. В конце XV — нач. XVIII вв. — по­стоянный сословно-представительный законосовещательный орган ари­стократии при князе (царе). Думные чины: думные бояре, окольничие (возглавляли приказы, полки), придворные, думные дворяне, думные дьяки.
БРАНДЕР — судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру.
БРОНЗОВЫЙ ВЕК — исторический период, сменивший энеолит (медный век). Характеризуется изготовлением и использованием брон­зовых орудий и оружия (конец IV — начало первого тысячелетия до н.э.), появлением кочевого скотоводства, поливного земледелия, пись­менности, рабовладельческих государств. Сменился железным веком в 1-ом тысячелетии до н.э.
БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — разработанный в июле 1905 г. министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, закон об учреждении Думы — высшего законосовещательного представительного органа и положение о выбо­рах в нее. Большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщи­ны и др.) не имело избирательных прав. Созыв Булыгинской думы со­рван революционными событиями в октябре 1905 г.
БУНД (союз) — «Всеобщий еврейский союз в Литве, Польше, России» — национальная социал-демократическая организация, основанная в 1897 г. состояла из полупролетарских слоев еврейских ремесленников Западных областей России. В 1898-1903 гг. и с 1906 г. автономная организа­ция в РСДРП, стояла на позициях меньшевизма, действовала до 1921 г.
БУРЖУАЗИЯ (капиталисты) — владельцы частной собственности на средства производства, использующие наемный труд. Буржуазия сыг­рала прогрессивную роль в борьбе с феодализмом, способствовала бы­строму росту производительных сил, возглавила буржуазные революции и установила свое господство.
БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — общественный пе­реворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии и прово­дятся широкие демократические преобразования. В движении участву­ют народные массы (крестьянство, городская беднота, пролетариат), выступающие самостоятельно и выдвигающие свои требования. Если в ранних буржуазных революциях гегемоном (руководителем) выступала буржуазия, то в буржуазно-демократических революциях буржуазия часто утрачивает революционную роль, которая переходит к пролета­риату, как передовой части трудящихся, хотя победа революции укреп­ляет политические позиции буржуазии.
БУРЛАКИ — наемные работники в России XVI-XIX вв. в основном из оброчных крестьян, передвигавшие речные суда волоком вручную с по­мощью бечевы и весел.
БУФЕРНОЕ ГОСУДАРСТВО — как правило, небольшое или зависимое государство, расположенное между двумя или несколькими крупными странами и вынужденное маневрировать между ними.
БЫДЛО — в прямом значении – рабочий скот; в переносном – люди, бессловесно и покорно выполняющие для кого-то тяжёлую работу.
БЫЛИНЫ (старины) — русские народные песни-сказания, складывав­шиеся в IX-XIII вв., воспевали богатырей и героев, отражали нравст­венные и социальные идеалы народа.
БЫТ — повседневная жизнь.
БЮДЖЕТ — роспись количества доходов и расходов государства, организации или отдельного человека.
БЮРОКРАТИЯ — власть чиновников, система управления, осуществ­ляемая с помощью аппарата власти, обладающего определенными функциями и привилегиями, стоящего над обществом. Отличается про­изволом, формализмом, взяточничеством, очковтирательством. Слова: бюрократ, аппаратчик, чиновник стали нарицательными.