В россии егэ а в других странах

В россии егэ а в других странах

Великобритания

Здесь ученики обычно сдают более десятка стандартных тестов.

В 16 лет каждый школьник в Великобритании сдает порядка 15-20 экзаменов. Это обязательное условие дальнейшего обучения в школе. А для поступления в университет английским школьникам приходится дополнительно проходить двухлетнее обучение и сдавать еще один, более сложный экзамен.

При этом программа проведения аттестации разрабатывается независимыми компаниями, а Министерство образования от себя дает лишь некоторые рекомендации. Большая часть британских вузов требуют отличной сдачи 2-3 экзаменов.

Финляндия

В этой стране не проводятся тонны различных тестов, но у них есть один масштабный тест в конце учебного года - государственный экзамен для получения аттестата. И он чрезвычайно важен.

Общенациональный экзамен предполагает проверку знаний сразу по нескольким предметам: шведский, финский и иностранный языки, естественные науки и математика. Хотя сам по себе тест для школьников довольно прост и не составляет особого труда для них. Большинство учеников успешно справляются с этим экзаменом.

Несмотря на отсутствие в Финляндии десятков стандартных тестов, страна занимает довольно-таки хорошее положение, по сравнению с другими государствами. Так, на сегодня финны занимают второе место в сфере науки, третье - в литературе и шестое - в математике.

Япония

Местные школьники подвергаются тестированиям гораздо чаще, чем в Финляндии. Первым важным экзаменом в жизни учеников является аттестация при переходе из средней школы в старшие классы. Именно от ее результатов зависит, сможет ли ребенок и дальше учиться в школе. Если же вы не справитесь с этим экзаменом, то не сможете никуда пойти, даже в старшие классы. Вы только представьте себе, какое давление оказывается на учеников!

Для поступления в университет школьники проходят два тура испытаний. Сначала они сдают централизованные тесты по 12 предметам еще за полгода до выпуска. Этот экзамен обязателен для всех, кто планирует поступать в государственный вуз. Притом он настолько сложен, что нередко родители начинают готовить своих детей чуть ли не с детского сада. А второй тур уже проводится самим университетом. Здесь уже все зависит от требований вуза.

США

С 2001 года ученикам США нужно ежегодно сдавать хотя бы один тест. По информации Washington Post, среднестатистический школьник к моменту окончания школы в 2015 году сдал примерно 112 тестов.

Самыми востребованными в США являются тесты ACT и SAT. Первые предполагают проведение независимого тестирования по четырем предметам: математике, литературе, естествознанию и английскому языку. Дополнительно престижные учебные заведения требуют от абитуриентов сдачи профильных предметов.

SAT состоит из трех частей и заключается в проверке знаний по математике и английскому языку. Сдавать такие тесты можно семь раз в год.

Кроме того, каждому выпускнику требуется сдать дополнительные экзамены для поступления в колледж или университет. При поступлении еще учитывается средний балл, полученный в школе.

Не зря считается, что в США создана одна из самых сложных систем оценивания.

Китай

Государственные экзамены в этой стране называются гаокао. Они проводятся перед поступлением в колледж и длятся целых 12 часов. При этом оцениваются знания учеников по разным предметам: английский и китайский языки, математика и одна из наук на выбор, например, физика, биология, химия, история или география.

По окончании гаокао абитуриенты получают трехзначную оценку, которая определяют их возможности, касающиеся поступления. Выпускники, которые получают высокий балл, удостаиваются публичной похвалы.

Южная Африка

Матрица - так называется африканский экзамен, который проводится по окончании школы. Но в этой стране все не так просто, как хотелось бы.

Дело в том, что многие школьники оказались недовольными своими оценками, а уровень их успеваемости значительно понизился. И здесь, по мнению педагогов, все дело в различиях между бедными и богатыми учениками. Ведь в Южной Африке хороший доход позволяет получить престижное образование, в то время как бедные школьники не получают полноценного объема знаний. Именно поэтому многие склонны считать, что двухуровневая система образования и оценивания - это именно то, что нужно Южной Африке.

Бразилия

Вокруг стандартного оценивания знаний в Бразилии тоже идет немало споров. Абитуриенты в этой стране не так давно начали сдавать государственный экзамен под названием Enem. Это стандартная система оценивания знаний, которая используется непосредственно перед поступлением в колледж.

Но в последние годы частые обвинения в краже результатов и слишком низкие показатели оценивания расстроили местных студентов. В результате начали ходить слухи, что на подготовку к экзаменам влияет уровень дохода.

Мексика

В последние годы Мексика стала намного серьезнее относиться к проведению стандартных экзаменов в образовательных учреждениях. Так, с некоторых пор в возрасте 15 лет все ученики должны проходить свой первый экзамен для поступления в старшие классы.

Кроме того, в Мексике проходит обязательное тестирование для поступления в университет. Именно этот экзамен и определяет, может ли ученик поступить в колледж или вуз.

А еще по окончании факультета многие университеты устраивают для своих выпускников дополнительную проверку знаний, которая называется общим выходным экзаменом.

Такая сложная система оценивания вызывала громадное количество споров и недовольства среди учителей.

Канада

Так же, как и в США, в Канаде проводится стандартное тестирование практически во всех штатах. Большинство экзаменов включают в себя вопросы по нескольким предметам: литературе, математике и языку.

Правда, существует мнение, что эти тесты далеко не всегда охватывают темы, которые были пройдены в период обучения. По словам учителей, местные экзамены зачастую полностью противоположны тому, что делают ученики во время обучения.

Китай

«Гаокао» — так называются государственные экзамены в этой стране. Традиционно они проводятся во всех китайских школах в один день и в один час. Школьникам разрешено взять с собой лишь самое необходимое, а именно: ручку, карандаш, стирательную резинку, линейку  и циркуль. Всё остальное запрещено. Даже питьевую воду в бутылках проносить не разрешается. В экзаменационных помещениях находятся детекторы, камеры, подавители мобильных сигналов. За экзаменами не могут наблюдать непосредственные учителя школьников – их заменяют сторонние педагоги. К тому же, присутствуют люди из управления образования и несколько просто посторонних людей.

Экзамены занимают два дня. Утром первого дня 2,5 часа отводится на ответы на вопросы по литературе и китайскому языку, а после обеда – по иностранному языку и математике. Во второй день сдаётся ещё один из обязательных предметов, а также один из предметов на выбор, который зависит от выбранного учеником ВУЗа. Результаты определяются только компьютером. Это делается для исключения человеческого фактора.

Особое внимание следует уделить тому, что любые списывания, использования шпаргалок и другие подобные трюки караются пожизненным лишением свободы и шанса быть помилованным или пересдать экзамен практически нет. А о том чтобы поступить в ВУЗ за деньги не идёт вообще никакой речи. Кстати, правительство Китая специально выделяет из казны средства, чтобы было возможным сохранить все экзаменационные билеты в тайне.

США

Ситуация в штатах иная. Здесь выпускные испытания по какой-то причине очень просты для всех выпускников. Проведённые исследования показали, что американские выпускные экзамены по математике для учеников 12 класса по сложности равны аналогичным европейским экзаменам для учеников 7 и 8 классов. А чтобы поступить в колледж или университет предусмотрены стандартизированные тесты, состоящие, как правило, из математической части, сочинения и анализа текста. Если ученик не сдал тесты в первый раз, у него есть возможность ещё пять раз повторить попытку.

Что же касается недобросовестной сдачи экзаменов, то фантазия американских учеников развита очень хорошо. Чтобы облегчить себе сдачу экзаменов,  они применяют такие методы как списывание, использование различных гаджетов (планшетов, телефонов и т.п.), сайты-шпаргалки и даже специальные препараты, которые стимулируют активность мозга. Но в отличие от ситуации в Китае, никаких особых наказаний, кроме дальнейшего не допуска к экзаменам, ученики американских школ могут не бояться.

Финляндия

Финским ученикам несказанно повезло – при желании они вообще могут не сдавать экзамены, т.к. поступить в профессиональное училище возможно просто благодаря свидетельству о том, что окончена школа. Только после трёхлетнего обучения в гимназии финский ученик может поступить в ВУЗ, для чего предусмотрена сдача одного общенационального экзамена: финский язык, шведский язык, иностранный язык, математика или естественная наука. Этот экзамен считается довольно простым и без проблем сдаётся подавляющим большинством выпускников.

Экзамен проходит примерно так: присутствуют всего два педагога, которые контролируют, чтобы ученик оставил все личные вещи. Всё необходимое уже находится в аудитории. Но разрешено брать любые словари и справочники. Строго запрещается советоваться с кем-то или списывать, иначе ученика ждёт наказание – удаление и «прекрасная» возможность остаться на второй год. Интересно, что результаты этих экзаменов никак не влияют на поступление в ВУЗ — для поступления придётся сдавать вступительные экзамены.

Кстати, планируется, что к 2016 году в Финляндии большинство гимназий перейдёт на систему электронных выпускных экзаменов.

Израиль

Положение экзаменационных дел в Израиле довольно интересное. Для поступления в  ВУЗы Израиля ученики должны сдавать психометрический экзамен, результаты которого считаются действительными ещё 7 лет! Принимать в нём участие можно сколько угодно раз, но между попытками сдать его должно пройти не менее полугода.

Экзамен представляет собой сборник тестов по трём главным направлениям: английский язык, математические способности и вербальное мышление. Для разных учеников экзамен проводят на разных языках: испанском (1 раз в год), французском (1 раз в год), арабском (4 раза в год), русском (2 раза в год) и иврите (5 раз в году).

Несмотря на довольно щадящие условия израильскими школьниками были неоднократно предприняты попытки сдать экзамены при помощи хитростей. Так, например, в 2010 году ученики взломали электронную почту своего классного руководителя и от его имени написали письмо в департамент образования с просьбой прислать билеты на вопросы тестов.

Южная Корея

Как таковые, выпускные экзамены в этой стране отсутствуют, а среднее образование  — это гарантия для всех и диплом обеспечен практически каждому. Но по причине того, что в Южной Корее образование является чуть ли не культом, поступать в ВУЗы намеревается большинство учеников, а значит и экзамены типа ЕГЭ собираются сдавать многие.

Само же государство относится к этому предельно внимательно. Во время экзаменов самолётам, например, запрещено совершать посадки, чтобы не отвлекать учеников, и все рейсы утром и днём совершаются со сдвигом на полчаса. Что касается самого экзамена, то он проводится по основным четырём предметам: корейский язык, английский язык, история и математика, а также трём отдельным дисциплинам на выбор. На экзаменах присутствуют только сторонние педагоги, а пакеты, в которых находятся вопросы, вскрывают одновременно по всей стране. Ученик может взять с собой только удостоверение личности, ручку, карандаш и стирательную резинку. Ни телефонов, ни планшетов брать с собой нельзя.

Уже неоднократно были зафиксированы случаи, когда после неуспешной сдачи экзаменов в разных частях страны разочарованные выпускники совершали самоубийства. Это говорит о предельно серьёзном отношении учеников к образованию, ведь здесь – это действительно путь в будущее.

Англия: «ЕГЭ» в конце «шестого класса»

У английского школьника после окончания 11-го класса и получения аттестата об общем среднем образовании есть три варианта дальнейшего образования: получить высшее, ограничиться профессиональной подготовкой или вообще закончить учебу.

Если решение принимается в пользу высшего образования, будущий студент идет на два года учиться в так называемый «шестой класс», по сути, 12-й и 13-й годы обучения. На этом этапе он изучает три-четыре предмета, которые должен сдать в конце второго года учебы. Комплекс предметов и объем материала варьируются в зависимости от желаний и возможностей ученика. Можно продолжить изучать уже известные предметы, а можно начать осваивать новые области знаний.

В зависимости от объема пройденного материала по одному предмету можно сдавать экзамен разного уровня сложности. Количество предметов и объем материала определяют «стоимость» оценок. На этом этапе очень важно правильно выбрать изучаемые предметы, так как этот выбор непосредственно влияет на поступление в университет.

В «шестом классе» сдаются выпускные экзамены, в чем-то похожие на российский ЕГЭ. Результаты этих экзаменов оценивает специальная экзаменационная комиссия вне школы. Полученные оценки являются вступительными в высшее учебное заведение.

Осенью второго года обучения в «шестом классе» уже абитуриент заполняет особую форму, которую ему выдает специальная комиссия по поступлению. Комиссия - своеобразный посредник между абитуриентом и университетом: она принимает и сортирует заявки на поступление, помогает абитуриентам собрать документы и связываться с университетами, а университетам - контактировать с поступающими.

Решение о зачислении принимают только университеты. Они высылают абитуриенту свое решение, в котором определены условия приема на выбранный курс. При этом условия приема для двух учеников с одинаковыми оценками могут быть разными.

Тем не менее после этих осенних экзаменов, у абитуриента еще есть полгода в запасе, чтобы соотнести свои знания с полученными из университета требованиями и постараться достичь необходимых результатов на выпускных экзаменах.

Франция: поступают только бакалавры

Во Франции будущие студенты больше всего боятся экзамена на степень бакалавра. Но «бак», как его все называют, это совсем не диплом о высшем образовании, а всего лишь аналог современного российского ЕГЭ. Сдача этого экзамена обеспечивает гарантированное поступление во все университеты страны в прямом смысле слова. Счастливый обладатель «бака» может пойти в любой университет страны, и все, что от него требуется - это вписать свою фамилию в список желающих учиться.

Французские университеты обязаны принимать на учебу абсолютно всех кандидатов, подавших заявления о поступлении. Конечно же, в самых престижных и серьёзных ВУЗах существует негласный отбор по результатам «бака». Но он считается незаконным, и поэтому любой абитуриент с положительными результатами выпускных экзаменов может спокойно рассчитывать на возможность бесплатно получить высшее образование.

Кстати, во Франции для тех, кто хочет учиться, но не получил по каким-либо причинам «бака», в отдельных случаях предусмотрены и специальные вступительные экзамены. Таким образом реализуется постулат о всеобщем бесплатном и доступном образовании.

Но у такой системы поступления есть и определенные изъяны: в университетах зачастую оказываются те студенты, которые не смогли найти себе другого занятия, найти работу или поступить в более престижные учебные заведения. В результате 40% поступивших бросают учебу уже в течение первого года обучения.

Впрочем, во Франции существует и другой тип высших учебных заведений. Это так называемые Высшие школы, которые предназначены для подготовки государственных служащих и управленцев самого высокого ранга. Диплом об окончании любой Высшей школы обеспечивает своему обладателю гарантированное трудоустройство и, более того, высокую заработную плату. И если в Университеты может поступить практически каждый житель Франции, то стать студентом Высшей школы можно только после очень серьезного и строгого конкурсного отбора.

Китай

Ситуация та же, что и в России: в техникумы поступают дети из более бедных семей. Поступить после 9 класса в техникум – означает признать, что твое будущее предопределено: ты никогда не станешь студентом вуза, ты пойдешь работать, и у тебя будут не слишком высокие заработки. Поэтому китайские школьники неохотно выбирают специальности, связанные с сельским хозяйством: они хотели бы учиться в техникуме по той специальности, по которой можно найти работу в городе.

Что мешает им поступить в старшую среднюю школу? Вступительные экзамены! Каждая старшая школа принимает экзамены по своему собственному усмотрению, хотя и по государственным программам. Если это обычная школа, то у способного сельского школьника еще есть шансы поступить в 10 класс. Но сдать экзамены в хорошую городскую полную среднюю школу для него практически невозможно. Китайские деятели образования официально признают, что и по оснащению, и по качеству преподавателей сельские школы гораздо хуже, а следовательно, ниже и шансы их выпускников на поступление в хорошую старшую среднюю школу. Кроме того, в городах создано много элитных школ, готовящих к поступлению в университеты, и попасть туда – все равно что поступить в Москве в Высшую школу экономики. Чаще всего в такой школе старшая ступень имеет свою неполную среднюю школу, тоже элитную. У детей, которые уже в ней учатся, шансов в тысячу раз больше, ибо они начали путь с престижного детсада.

Поэтому тема равных шансов на образование для сельских школьников в Китае очень актуальна. Пока там смогли обеспечить равные шансы только на ступени неполного среднего образования. Ради этого правительство некоторое время назад даже запретило на этой ступени так называемые «ключевые школы», т.е. лучше обеспеченные и материально, и учителями. Но это не меняет сути. В китайской и российской системах образования существует одинаковая социальная дифференциация: для детей из более бедных семей фактически все предопределено с детского сада. Но в Китае – еще более жестко, чем у нас, потому что они начинали в 80-е годы реформы с несопоставимо более низкого уровня, чем мы: в КНР шли к обязательной девятилетке, параллельно решая вопрос ликвидации неграмотности.

Сегодня в Китае активно обсуждаются новые идеи: например, сдавать ЕГЭ два раза в году, как в США: если выпускника не устраивает полученный результат, он может еще раз попробовать сдать экзамены. Или сдавать ЕГЭ по разным предметам в течение года, чтобы у школьника не было такой безумной нагрузки. Сегодня китайцы говорят и пишут о том, что ЕГЭ в его существующем виде значительно усиливает неравенство высшей школы. В прошлом году на Всемирном форуме в Пекине я слышала целый доклад о том, насколько ЕГЭ способствует неравенству в доступе к качественному образованию.

Поэтому китайцы всегда интересовались советской и российской системой поступления непосредственно в данный вуз. Они считают систему поступления при помощи стандартизированных тестов несовершенной. Сегодня 5% китайских университетов начали эксперимент, при котором студенты сдают экзамены непосредственно в этот вуз. Обсуждаются также разные формы профилирующих экзаменов: абитуриент сдает базовые экзамены, общие для всех вузов, и профилирующие, в зависимости от направления вуза.

В Китае есть форма домашнего обучения, но она не слишком распространена (так же как и в России), тем более на селе. Впрочем, в отличие от России в КНР действует крупный центр по приему экзаменов экстерном. Ученик может подготовиться к ЕГЭ с домашними учителями (сдав соответственно сначала школьные экзамены). Но для сельских школьников это нереально. Ведь в Китае подготовка к поступлению в университет – целая индустрия, которая раза в два сильнее (и дороже) российской. Китайские родители тратят безумные деньги на репетиторов в надежде на то, что их дети смогут поступить в престижные университеты, входящие в программу «211» (100 лучших вузов, на поддержку которых выделяются крупные государственные средства) или, еще лучше, в программу «985», в которую включено около 40 вузов, обязанных выйти на мировой уровень. Диплом такого вуза гарантирует работу в международных фирмах и корпорациях, высокие заработки и многое другое.

Как только дети моих китайских знакомых приближаются к окончанию полной средней школы – учеба превращается в сплошной родительский кошмар. Последний, 12-й год обучения – это интенсивная подготовка к поступлению. Правительство КНР пытается бороться с этим злом. Оно призывает преодолеть ужасную традицию, ориентирующую школу на подготовку в вузы. Но пока мало что получается! Традиции в Китае сильны.

Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук Нина Боревская
По материалам статьи http://www.ifes-ras.ru/component/content/a...venstvo-shansov