В религии древних египтян решающее значение имели их представления егэ

В религии древних египтян решающее значение имели их представления егэ

Живопись Египта | Turazbuka NEWS™

Фараоны и высшая знать чиновников готовилась к загробной жизни заранее. Помимо построения гробниц они большую роль уделяли их украшению и убранству. Особенно пользовалась популярностью роспись потолка и стен. На рисунках представлялась земная жизнь человека и представления о его загробной жизни.

Живопись в Египте соответствовала некоторым правилам, например при изображении одушевленных предметов. Окунемся в историю и попробуем понять, чем руководствовались древние египтяне в своих произведениях.

Изображение людей в Древнем Египте

Великое произведение искусства « Охота на птиц в зарослях папируса» очень точно передает нюансы изображения одушевленных тел в живописи уникальной цивилизации. Следует отметить, что представители флоры и фауны изображались в реалистичном виде. Кроме того, очень часто они находились в творческих композициях египтян в движении. При большом желании можно не только определить вид животного, но и более мелкие детали окраски, шерсти и т.д. Кошка считалась священным животным у египтян. Поэтому ее изображали с особым старанием. Очень часто она возвышается над людьми.

Что же касается людей, то их изображали в искаженном виде. Очень часто голову и ноги располагали сбоку, а туловище и руки – спереди. Невозможно при любом желании принять такую позу. Египтяне совсем не пытались придать образу человека реалистичные черты. В их живописной культуре сложилось глубокое убеждение, что на переднем плане должна быть лишь одна сторона тела человека. Как правило, ее выбирали по критерию лучшей узнаваемости.

Ноги людей всегда изображались в движении, что свидетельствовало о пути к истине и приближению с каждым днем к загробной жизни. Глаза всегда увеличены, иногда их специально подчеркивали. Очень часто такой творческий штрих связан с легендой о боге Ра. Именно в его образе глаза играли одну из главных ролей. С ними связано много легенд и мифов. В гробницах фараонов око изображали с помощью прозрачного полудрагоценного камня кварцита. Вместо зрачка выкладывалась прозрачная капля хрусталя, поэтому глаза в живописи обладали гипнотическими свойствами.

Большое внимание уделялось росту человека. Как правило, мужчина изображался выше всех на рисунках. Считалось, что именно он основной добытчик и кормилец в семье, поэтому ему должны все приклоняться. Очень редко можно увидеть на произведениях женщину, которая доставала до плеча мужчины. Дети изображались как маленькие взрослые. Если ребенок совсем маленький, то его изображали полностью голым.

В каноне было четко оговорена возможность изображения высокопоставленных персон. Они изображались по определенным правилам, которые нельзя было нарушать. В Древнем Египте сформировалась определенная закономерность: чем ниже человек по социальной лестнице, тем больше возможностей в его изображении. Именно поэтому детей и животных можно встретить в египетских творениях живописи в различных ракурсах. Они могут летать и бегать, прыгать и нырять.

Очень часто можно встретить произведения, на которых изображены представители высшего слоя общества и их слуги. Аристократы, как правило, были не подвижны и высоко стояли над своими рабами. Слуги же в свою очередь занимались черной работой и ремеслом.

Мужчины и лошади изображались чаще всего коричневыми красками. Египетские женщины – желтыми. Следует отметить, что туземцев древние египтяне изображали в пестрых костюмах. В то же время как свой народ – только в белых льняных одеяниях.

Особенности египетского рисунка

Основная особенность египетской живописи отсутствие большой разницы между ближними и дальними объектами. Отсюда большие искажения в образе человека.

Следует отметить, что большинство рисунков предназначалось для загробного мира человека. Поэтому их не рассматривали с точки зрения эстетической привлекательности. На них изображались предметы, которые потребуются умершему в потустороннем мире. Египетские живописцы старались не пропустить ни единую деталь. Очень часто в гробницах фараонов изображались дворцы с прудами, деревьями и т.д. Основная цель рисунков в гробницах - прославление умершего и обеспечение ему всех загробных благ. Однако на рисунках был представлен не сам египтянин, а его двойник – Ка. Считалось, что у каждого человека есть душа и двойник. Душа после смерти поднимается вверх подобно птицы, о чем соответствовали древние рисунки. Двойник остается жить жизнью своего хозяина. Его изображали в образе цветущего юноши. Все изображения подписывались именем Рен, которое также олицетворяло сущность египтянина. Работа перед такой надписи считалась незавершенной.

В гробницах очень часто можно встретить изображение божественного цветка – лотоса. По легенде именно он дал жизнь знаменитому богу солнца Ра. Считалось, что лотос возник из стихии Нуна. Когда он начал распускаться, то в нем можно было разглядеть младенца –Ра. Считалось, что лотос – цветок жизни, вечности и воскрешения. Чаще всего он изображался в 3 цветах: розовый, голубой и белый. Розовый цветок символизировал таинственность и веру в магическое перевоплощение. Древние Египтяне были уверены, что можно воскреснуть подобно богу солнца.

Перспективы в египетской живописи

Египетские художники были слишком далеки от понимания перспективы. Особенно данный факт четко прослеживается в изображениях пейзажей и природы. Следует отметить, что нельзя древние египтяне никогда не изображали природную красоту без одушевленных существ на переднем плане. Поэтому пейзажи носят незаконченный характер, они в большинстве случаев похожи на картографический план местности. Их изображение никогда не было отдельным направлением живописи в Древнем Египте.

Об отражении атмосферных явлений не могло идти и речи. Цветовая гамма наносилась одним тоном, без возможной игры цветов. Не было четкого разграничения между светом и тенью. В основном все краски добывались из натуральных природных минералов. Источником белого цвета служил всем известный известняк, именно с его помощью рисовалась одежда египтян. Сажа или уголь применялась в качестве черной краски. Из медной и железной руды добывались красные, зеленые, желтые и синие краски. Все краски перед использованием смешивались с вязкой жидкостью и разделялись на небольшие куски. В дальнейшем их смачивали в воде и творили над своими величественными произведениями истории.

Факторы, влияющие на развитие живописи в Древнем Египте

Древний Египет – рабовладельческая страна, которой управляют фараоны и их приближенные. Данный политический строй наложил глубокие отпечатки на культуру народа. Жесткая иерархия и насильственное подавление любого народного протеста не могли остаться незамеченными. На рисунках отчетливо возвышается культ личности правящей верхушки, а простой люд - рабы расположены где-то на уровне их ног.

Нередко фараоны, считающие себя сынами богов, изображались как сверхлюди. Очень часто их можно увидеть в живописных произведениях наравне с богами. Сокол – священная птица Египта, изображалась поверх головы царя. Таким образом, она сохраняла и поддерживала его неприкосновенную власть.

Большое значение в развитии живописи играла религия. Древние египтяне свято верили в существование богов – сверх существ, наделенных магическим даром. В их образах переплеталась человеческая и животная сущность. Очень часто они были изображены в образе людей, но с головами животных. Такие представления сохранились со времен, когда основным занятием являлась охота.

Следует отметить, что в своих творческих произведениях подчеркивалось величие и торжественность богов. Они не воспринимались как страшные магические силы, пытающиеся навредить египтянам. Боги – помощники и покровители во всех начинаниях. Именно с ними связывали любые явления в жизни древних египтян.

В формировании живописи Древнего Египта большую роль сыграла религия и мифология. Вера в загробное существование превознесла художников на высокий пьедестал. Именно в этой стране считалось, что художник «творит жизнь». Со временем живопись Египта претерпела незначительные изменения. Помимо изображений в гробницах и усыпальницах, рисунки появились на предметах повседневного обихода, в частности бытовой утвари. Шедевры, дошедшие до наших времен, поражают взор неповторимой техникой изображения и позволяют окунуться в историю древней цивилизации.

Поделиться:

Похожее

Рисунки на тему "Древний Египет"

Глава 4: Древний Египет.

Рис. 44. Берег Нила. Земледелие было возможно только на узкой полосе земли от реки до горного обрыва.

Рис. 45. Тростник папируса.

Рис. 46. Часть древнеегипетского папируса с математическим чертежом.

Рис. 47. Короны царей.

Рис. 48. Двойная корона фараона.

Рис. 49. Древнеегипетская плитка из камня с изображением царя Южного Египта (около 3000 г. до н.э.).

Рис. 50. Пахота, посев и жатва (древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 51. Сбор винограда и выжимание сока. Перебродив, сок превращается в вино (древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 52. Шадуф (рисунок нашего времени).

Рис. 53. Шадуф (древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 54. Дойка (древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 55. Растирание зерна на зернотёрке (древнеегипетская статуэтка).

Рис. 56. Строительство дома (древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 57. Горшечники (древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 58. Изготовление кожаных щитов (древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 59. Дом египетского земледельца (рисунок нашего времени).

Рис. 60. Карлик-бес. По верованиям египтян отгоняет злых духов (древнеегипетская статуэтка).

Рис. 61. Корабль на Ниле (древнеегипетская настенная роспись)

.

Рис. 62. Меновая торговля.

Рис. 63. Писец.

Рис. 64. Усадьба вельможи (рисунок нашего времени).

Рис. 65. Древнеегипетская деревянная статуя вельможи.

Рис. 66. Фигура работницы. Найдена в древнеегипетской гробнице.

Рис. 67. Наказание провинившегося (рисунок по древнеегипетскому изображению).

Рис. 68. Фараон Рамзес на троне (древнеегипетская статуя).

Рис. 69. Воины (древнеегипетские статуэтки).

Рис. 70. Боевые сцены с изображением фараона. Моское сражение. Египтяне отражают натиск «народов моря».(древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 71. Боевые сцены с изображением фараона. Штурм крепости. 

(древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 72. Египетская боевая колесница (реконструкция).

Рис. 73. Военный отряд (древнеегипетская настенная роспись).

Рис. 74. Пленник (древнеегипетский рельеф).

Рис. 75. Пленники (древнеегипетский рельеф).

Рис. 76. Войско фараона в походе (рисунок нашего времени).

Рис. 77. Сверху вниз - нубиец, ливиец, житель Азии (рисунок по древнеегипетским изображениям).

Рис. 78. Иноземный наёмник (рисунок по древнеегипетским изображениям).

Рис. 79. Так выглядел древнейший храм богини войны и охоты Нейт (реконструкция).

Рис. 80. Бог Солнца Амон-Ра в небесной ладье (рисунок по древнеегипетскому изображению).

Рис. 81. Бог Амон-Ра в облике кота вступает в схватку с богом тьмы Апопом (рисунок по древнеегипетскому изображению).

Рис. 82. Богиня Неба Нут (рисунок по древнеегипетскому изображению).

Рис. 83. Бог земли Геб (рисунок по древнеегипетскому изображению).

Рис. 84. Богиня Бастет (древнеегипетская статуэтка).

Рис. 85. Богиня Исида с младенцем Гором (древнеегипетская скульптура).

Рис. 86. Бог Гор с головой сокола побеждает Сета в облике осла (рисунок по древнеегипетскому изображению).

Рис. 87. Богиня правды Маат (древнеегипетская статуэтка)..

Рис. 88. Бог Тот с головой птицы ибиса (древнеегипетская статуэтка)..

Рис. 89. Суд Осириса (на древнеегипетском рисунке умерший изображён дважды: с Анубисом и с Гором, который после взвешивания сердца ведёт его к Осирису).

Рис. 90. Пирамида фараона Хеопса в разрезе.

Рис. 91. Большой сфинск на фоне пирамиды фараона Хеопса.

Рис. 92. Строительство пирамиды. На деревянных полозьях каменный блок тащат наверх (рисунок нашего времени).

Рис. 93. Древнеегипетская статуя вельмож. Царевич Рахотеп и его жена Нефрет.

Рис. 94. Гроб фараона Тутанхамона с изображением лица умершего.

Рис. 95. Жрецы выносят из храма статую бога (рисунок нашего времени).

Рис. 96.

Рис. 97. В главном зале древнеегипетского храма. Колонны похожи на связки стеблей папируса (рисунок нашего времени).

Рис. 98. Вход в гробницу вельможи охраняет сокол. Умерший пьёт живительную влагу.

Рис. 99. На саркофаге изображён Осирис. Умершему и его жене приносят жертвенные дары.

Рис. 100. Мумия крокодила. Египтяне боялись крокодилов и почитали их как богов.

Рис. 101. Позолоченная статуэтка Тутанхамона. Фараон держит знаки власти – посох и плеть.

Рис. 102. Спинка трона Тутанхамона. Солнечный бо Атон благословляет юного фараона и его супругу.

Рис. 103. Столик с игральной доской из чёрного дерева и слоновой кости (из гробницы Тутанхамона).

Рис. 104. Египетские иероглифы. 1. Пирамида. 2. Ибис. 3. Змея.

Рис. 105. Древнеегипетская статуя писца.

Рис. 106. Египетские иероглифы.

Рис. 107. Письменные принадлежности, найденые в Египте.

Рис. 108. Обозначение чисел.

Рис. 109. Древнеегипетские медицинские инструменты из бронзы.

Рис. 110. Как была разгадана тайна иероглифов.

Рис. 111. Голова Нефертити в царском уборе (древнеегипетский скульптурный портрет).

Презентация на тему " Живопись Древнего Египта"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Выполнила: Воспитатель МБДОУ №364 Шматова Екатерина Евгеньевна ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

2 слайд Описание слайда:

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий.

3 слайд Описание слайда:

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

4 слайд Описание слайда:

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет. Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

5 слайд Описание слайда:

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

6 слайд Описание слайда:

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками: голубой – обещание новой жизни; зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости; красный –  символ зла и бесплодной земли; белый – признак победы и радости; черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире; желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти. Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

7 слайд Описание слайда:

Живопись Древнего царства Особенности Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей. В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

8 слайд Описание слайда:

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

9 слайд Описание слайда:

Живопись Среднего царства На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

10 слайд Описание слайда:

Особенности В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого. Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

11 слайд Описание слайда:

Живопись Нового царства Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н. э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

12 слайд Описание слайда:

Особенности Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы. Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

13 слайд Описание слайда:

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

14 слайд Описание слайда:

Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных. Интересные факты

15 слайд Описание слайда:

В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей. В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

16 слайд Описание слайда:

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век. Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

В презентации на тему " Живопись Древнего Египта" рассказывается об искусстве Древнего Мира; первой настенной росписи;самых значительных памятников Древнего царства ; размещение росписей подчинявшись строгим нормам, которые диктовали жрецы; особенности в пещерных гробницах ; значение главных цветов, использовавшихся художниками; интересные факты.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-1176798

Похожие материалы

Живопись Древнего Египта | Блог художника

Тема обучения рисунку в Древнем Египте, о которой я писал ранее, вызвала интерес у некоторых пользователей. Оказывается меня читают любители истории искусств, которым есть что добавить по теме. Было бы глупо не попросить написать гостевую статью. Так и получилось, что Ольга Живило решила написать этот пост о древнеегипетской живописи, который вы можете прочитать ниже.

А это ссылки на статьи, которые вызвали интерес.

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

История Древнего Египта занимает огромный по продолжительности период времени. Мне кажется, что современный человек совершенно не в состоянии охватить его каким-то мысленным взором. И хотя в искусстве, как и во всех сферах жизни, соблюдался незыблемый канон, всё равно за такую долгую историю наблюдались периоды, очень не похожие друг на друга.

Самое грубое деление можно свести к Древнему, Среднему и Новому Царствам. Мне хочется сейчас чуть-чуть заглянуть за завесу последнего — Нового (а это, чтоб вы понимали 16-11 века до н. э!!!). Живопись в это время продолжала подчиняться всё тем же правилам, о которых уже нам рассказал уважаемый автор блога. То есть по-прежнему наблюдался всё тот же знаменитый, узнаваемый древнеегипетский стандарт в изображении: ноги и лицо в профиль, а плечи — анфас. По-прежнему несоразмерны разные фигуры в одной композиции.

Но изменилось вот что: гораздо более жизненными и разнообразными стали сюжеты росписи. В какой-то мере можно уже говорить о появлении жанровых сценок: фигуры не застыли неподвижно и неестественно, они приобретают гибкость, в них чувствуется движение.

Значительно расширилась палитра красок. Во время Древнего Царства (а это, боюсь выговорить: 28-23 века до н. э.!) вопрос с цветом решался просто. Мужская фигура окрашивалась в красновато-коричневый цвет, а женская имела светло-желтый оттенок. Спустя шесть веков этих цветов оказалось уже недостаточно. Теперь в живописи наблюдаются и тона, и полутона, и разные оттенки. Исчезла схематичная условность окраски, теперь художники стараются передать более естественный цвет кожи. На лицах появляется румянец, а через прозрачную ткань одежды можно разглядеть прекрасный силуэт.

Да вы всё это увидите сами, если сравните.

Вот типичные образчики росписи времён Древнего Царства:

Образчик росписи статуй времён Древнего Царства — царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. Египетский музей, Каир

А вот прекраснейшие, я бы сказала одухотворенные картинки более позднего периода:

Тутанхамон — имя этого фараона знает каждый, кто имеет уши. У меня лично история с гробницей Тутанхамона вызывает благоговение, близкое к экстазу! И моё опять-таки личное мнение: в истории археологии нет находки более сенсационной и волнующей. Так вот, Тутанхамон тоже жил (совсем недолго жил, увы!) в период Нового Царства. А теперь посмотрите на картинку со спинки парадного трона фараона. Трогательно до слёз!

Мне бы хотелось пару слов сказать о художественном явлении уже

Рисунки Древнего Египта: особенности

Важнейшим средством выражения египетского искусства была настенная живопись. Чаще всего египтяне делали свои «рисунки» на стене с барельефами. Размещение таких рисунков и рельефов подчинялось строгим нормам и канонам, которые диктовали жрецы. Рисунки Древнего Египта служили для его жителей ни чем иным как «двойником действительности» – отображением их жизни.

Древний Египет: значение рисунков

Почему египтяне делали свои рисунки такими детальными, вкладывали в них огромное количество времени и лучшие ресурсы? Ответ есть. В Древнем Египте основной целью живописи было увековечивание жизни умершего в загробном мире. Поэтому египетское искусство не воспроизводит никаких эмоций и пейзажей.
Египтяне наносили живопись в основном на стены усыпальниц, гробниц, храмов и различных предметов, которые имели погребальное или сакральное значение.

Древний Египет: правила нанесения живописи

Сцены, которые изображены на стенах всегда соответствуют прилагающим к ним иероглифам, они как-бы объясняют суть всего изображения.
Самое главное правило художников Древнего Египта – правильно изобразить каждую из частей тела, чтобы она была легко различима и совершенна. Следует отметить, что египтяне рисовали исключительно в профиль, однако глаз всегда делали в анфас, все по той же причине – чтобы он был правильным, поскольку если он нарисован в профиль его изображение искажается, что являлось недопустимым.
Чтобы все пропорции тела человека были соблюдены, художники сначала рисовали сетку, а потом уже фигуры с правильными размерами.
Идеализация фигур прямо пропорциональна социальному положению человека, который изображен на рисунке. Так, например, фараон изображается вечно молодым, сам он неподвижен и невозмутим (у египтян было правило: чем сильнее изображенный неподвижен, тем выше его социальный статус). Также характерным для живописи является фактор размера – чем выше стоял человек в обществе, тем он больше на рисунке, пример – фараон на поле битвы кажется гигантом если сравнивать его с солдатами.
Животных же изображали наоборот – живыми, быстро движущимися.
Каждый цвет, который наносился на стену имел свою конкретную символику. В основном наносились ярки цвета, особенно в местах куда попадал дневной свет, но и темные гробницы могли похвастаться яркими изображениями.
Зеленый цвет обозначал жизненную силу, черный – черноземы, белый – признак радости и победы, желтый – вечную силу богов, голубой – море и вечную жизнь.

Рисунки Древнего Египта. Культура и искусство Древнего Египта

В результате объединения Нижнего и Верхнего царств к 3000 г. до н. э. сложилось Древнее государство. Согласно исчислению жреца Манефона, существовало тридцать династий. Государство развивалось по всем направлениям. Особенно активно совершенствовалось искусство Древнего Египта. Кратко рассмотрим основные его особенности.

Общие сведения

Как выражало свои идеи искусство Древнего Египта? Кратко говоря, его цель заключалась в обслуживании потребностей существовавшей в то время религии. Прежде всего, это относилось к государственному и заупокойному культу фараона. Его образ был обожествлен. Это подтверждают дошедшие до настоящего времени рисунки Древнего Египта. В целом идеи были выражены в строгой канонической форме. Однако искусство пережило эволюцию, которая отразила изменения как в духовной, так и в политической жизни государства.

Основные результаты развития

В Древнем Египте было сформировано достаточно много классических архитектурных типов и форм. К ним, в частности, можно отнести такие элементы, как колонна, обелиск, пирамида. Появились новые виды изобразительного искусства. Достаточно популярным стал рельеф. Достаточно интересна и монументальная живопись Древнего Египта. Были сформированы локальные художественные заведения.

В это время проявилось множество творческих индивидуальностей. Древнеегипетские художники осмысливали и претворяли в систему базовые средства пластических видов искусств. В частности, в архитектуре появились опоры и перекрытия, масса и объем.

Настенные рисунки Древнего Египта включали в себя силуэт, линию, плоскость, цветовые пятна. В изображениях чувствовался определенный ритм. В скульптуре стали использоваться текстуры дерева и камня. Немаловажно и то, что с течением времени сформировалась канонизированная форма, в соответствии с которой изображалась фигура человека на плоскости. Она была показана в профиль (ноги, руки и лицо) и в фас (плечи и глаза) одновременно.

Главные принципы

Основные каноны в искусстве Древнего Египта стали складываться в период 3000-2800 г. до н. э. Архитектура того времени приобрела ведущую роль. Она была достаточно тесно связана с загробным миром. В архитектуре господствовали принципы статичности и монументальности. Они воплощали в себе представления о сверхчеловеческом величии Египетского Фараона и незыблемости социального устройства. Эти каноны имели большое влияние и на прочие сферы культуры. В частности, живопись и скульптура Древнего Египта отличались статикой и симметрией, геометрической обобщенностью, строгой фронтальностью.

Следующий этап развития

С 2800 по 2250 г. до н. э. сформированные ранее художественные приемы стали обретать стилистическую завершенность. Была разработана новая архитектурная форма гробницы Фараона. Использовалась геометрическая простота пирамиды. Ее формы в сочетании с огромными размерами создавали архитектурный образ, исполненный сверхчеловеческого, отчужденного величия. Церемониальная упорядоченность и иерархия египетского общества отражена в строгих рядах мастабаобразных гробниц, поминальных храмов, соединенных с входными павильонами крытыми длинными коридорами, в величественной фигуре сфинкса. Рисунки Древнего Египта в гробницах иллюстрировали благополучную жизнь в царстве мертвых. В картинах проявляется чувство ритма, острая наблюдательность, свойственная художникам, красота силуэта, контурной линии и цветового пятна.

Период яркого расцвета

Он приходится на эпоху Нового царства. Благодаря успешным походам в Азию быт знати приобрел исключительную роскошь. И если в период Среднего царства преобладали драматические образы, то теперь стали использоваться утонченно-аристократические формы. Архитектурные тенденции прошлой эпохи также получили развитие. Так, храм в Дейр-эль-Бахри (царицы Хатшепсут) представляет собой целый комплекс, развернутый в пространстве. Он частично вырублен в скалах. Протодорические колонны и карнизы своими строгими линиями и разумной упорядоченностью контрастируют с хаотическими расщелинами в скалах. Живопись и скульптура Древнего Египта становятся изящнее. Это видно в мягко моделированных статуях, рельефах, росписях. Обработка камня стала тоньше. Особо популярен стал углубленный рельеф с использованием игры светотени. Рисунки Древнего Египта приобрели свободу ракурсов и движений, изящность красочных сочетаний. В изображениях стал присутствовать пейзаж. В наземных храмах в качестве основных элементов использовались обнесенный колоннадой открытый двор, гипостиль с папирусовидными или лотосовидными колоннами.

Рисунки Древнего Египта

Изображения отражают многогранность талантов людей той эпохи. Во все времена Царства были распространены рисунки богов Древнего Египта. Религиозная тематика прослеживалась во всех направлениях культуры. Рисунки богов Древнего Египта украшали саркофаги, гробницы, храмы. Жители Царства верили в то, что земное существование представляет собой только этап перед смертью, за которой последует вечная жизнь. Рисунки Древнего Египта должны были прославить умершего. В изображениях присутствовали мотивы перемещения усопшего в мертвое царство (суд Осириса). Они иллюстрировали и земную жизнь человека. Так он мог и в царстве мертвых заниматься тем же, что и на земле.

Статуи

Скульптурный портрет отличался особым развитием. В соответствии с представлением людей той эпохи, статуи были двойниками умерших. Скульптуры служили вместилищами для душ усопших. Статуи были достаточно четко разделены на типы. Например, изображался идущий человек, выставивший ногу вперед или сидящий со скрещенными конечностями. Портретные статуи, торжественно статичные, отличаются точностью и ясностью передачи самых значимых характерных черт, а также социального статуса портретируемого. При этом были тщательно проработаны ювелирные украшения, складки на одежде, головные уборы и парики.

Особенности технического исполнения

В течение практически четырех столетий живопись Египта была подчинена строгим канонам. Они обуславливались не только несовершенством техники, но и требованиями существовавших обычаев. Художники допускали ошибки в перспективе. В связи с этим древние изображения больше походят на карту местности. При этом фигуры на заднем плане были сильно увеличены.

Для нанесения на поверхность рисунка египтяне использовали сажу, древесный черный уголь, белый известняк, железную руду (желтую или красную). Также у них был и синий, и зеленый цвета. Их получали, используя медную руду. Краски египтяне перемешивали с вязкой жидкостью, затем делили на куски. Смачивая их водой, они рисовали. Для сохранения изображения его покрывали сверху лаком или смолой. Живопись Египта отличалась яркостью и красочностью. Однако во дворцах, храмах, гробницах картин было не так много.

В заключение

Следует сказать, что, несмотря на достаточно большое разнообразие цветов для той эпохи, передача тени, оттенков и света была весьма условной. При рассмотрении можно отметить, что рисункам древних египтян не хватало реалистичности. Тем не менее, несмотря на определенные неточности и ошибки, в изображениях заложен достаточно глубокий смысл. Их значимость утверждает положение, которое занимал в искусстве человек.

Рисунок Древнего Египта в GetDrawings

9

300x200 Как рисовать искусство Древнего Египта

3

300x200 Как рисовать древние египетские иероглифы

1

640x487 Фермер Древнего Египта Стоковые Фото Фермер Древнего Египта Amp Сток

1

544x800 Древние египетские костюмы

1

562x900 Тяжело вооруженный древний египетский солдат, рисунок винтажного дизайна Pics

1

800x518 Книга для рисования Ральфа Масиелло «Древний Египет» Charlesbridge

1280x720 10 удивительных фактов о Древнем Египте, которых вы не знали

1300x1300 Древний Египет

469x300 Древний Египет

1632x984 Царь Тутанхамон (Тут) Рисунок Мелом Древний Египет

568x368 Современный рисунок Фреска Бени Хасана в Древнем Египте

636x900 Queen Of Ancient Egypt Digital Art By Michal Boubin

1280x720 Бык нарисованный плугом в Древнем Египте

736x582 Настенные рисунки Греческие бляшки Древние настенные фрески

7

721x924 Раскраски Древнеегипетские боги и богини Искусство Египта

6

600x837 Дизайн египетского саркофага, затем я нарисовал линию

5

680x880 21 лучший египетский рисунок в раскрасках, раскраски

3 1

Раскраски 1500x1600 Привлекательный рисунок Раскраски египетских богов

3

1300x1000 Бесплатные раскраски для печати изображений Идеи для детских рисунков

2

684x954 Древняя мода на костюмы

2

566x800 Древние египетские боги

2

Раскраски 820x1060 Боги и богини Древнего Египта

2

230x230 Топ-10 раскраски Древний Египет для малышей

2

274x400 Как сделать топиарий из папиросной бумаги

1

280x307 92 Лучшие изображения Lapbookunit Древнего Египта на египетском

1

Раскраски Древний Египет 600x856 Мода

1

753x1024 условный цветок лотоса клипарт и т. Д.

1

550x752 Раскраска Золотой Саркофаг Царя Тутанхамона из Древнего Египта

1

1379x1785 Раскраска Нефертити Бесплатные раскраски для печати

1

500x655 Бумага Дали Древний Египет Человек

1

800x800 Эскиз иллюстрации сокола, древнеегипетский символ акций

1

768x1024 Артефакт Древнего Египта Stock Vector Perysty

1

236x343 Урок искусства египетских кошек

588x800 Древний Египет (Дизайны для раскрашивания) (050199) Подробности

650x866 Раскраска Древний Египет

220x240 Художественный проект Древнего Египта Рисование автопортретов Quatr.нас учиться

500x581 Древний Египет Мотивы Клипарты

306x470 Древнеегипетское оружие

600x974 Клеопатра

450x470 Клипарт испуганного кричащего древнеегипетского фараона

320x444 Египетское Искусство

320x444 Египетское Искусство

Древнеегипетский рисунок в GetDrawings

3

1920x1080 Искусство Древнего Египта

2

670x339 6.Опишите ключевые темы истории Египта.

2

1500x568 Древнеегипетские развлечения

1

728x354 Древний Египет Рисунки Inhabitat Green Design, Innovation

1

890x594 Home Awesome Древние египтяне

1

450x300 Дом

1

469x300 Qv71

370x232 Древние египтяне, фестивали и браки, факты и детали

568x368 У Древнего Египта когда-то был другой Голос Защитника Экологии

626x441 Древний Египет Векторное Искусство Древнего Египта Древний Египет

600x813 Art Classes Уровень IV Artachieve Art Lessons

1099x210 Открытие Древнего Египта Иероглифы Фараоны Пирамиды Мумификация

890x704 Египетский Древний Египет Искусство Древние Египтяне Искусство Стены, Древний

300x240 египетские произведения искусства Качество искусства и ремесел Загробная жизнь, Косметика

600x442 Как нарисовать голову древнего египтянина

2

450x470 Древнеегипетский бог Анубис, голова, векторный усилитель, фото Bigstock

2

1288x423 Filepsm V18 D467 Древнеегипетская мотыга и плуг.jpg

2

Раскраски древнеегипетские боги 2500x3636.

1

500x688 Древние египетские кошки Книжка-раскраска для взрослых и детей

1

2000x1414 Ancient Egypt Chariot Egypt Amp Hieroglyphs

1

420x303 Египетское Искусство

1

Бесплатные раскраски 800x1000 для печати изображений Идеи для детских рисунков

1

450x450 значок скарабея в стиле структуры, изолированные на белом фоне.Древний

1

680x880 Раскраски Древнего Египта

500x320 10 интересных фактов о египетских богах

2480x3508 Египетские раскраски для взрослых

676x956 Древняя мода на костюмы

718x957 Древний Египет Раскраски с изображением древнего кота

300x259 Древний Египетский Бог Гор Египетский Царь

439x347 Древние египетские украшения Сексуальный этикет в Древнем Египте

299x350 Маска древнеегипетской кошки Бастет Кэтлин Гамильтон Ресурсы

566x800 Раскраски Красивый рисунок Раскраски египетских богов

285x400 Египетская цивилизация

569x800 Египетский Клипарт Корона

465x304 египетские раскраски с заданиями египетские мумии

Раскраска Древнеегипетский Бог 210x480.

2592x1944 Как нарисовать Сфинкса

1620x1215 Изображение Результат Для Египта Рисунки Рисовать Арт Зебра

618x1226 Львы

564x559 Онлайн-база данных древнеегипетских демонов, созданная для помощи в работе

Раскраски Египетские Перспективы (1017x1967) для бесплатной печати Древний Египет

Египетский рисунок на GetDrawings | Бесплатно скачать

5 1

640x640 Женский Древний Египетский Эскиз

Книга для рисования Древнего Египта 500x500

500x500 рисунок цветные пирамиды и сфинкс в Гизе, Египет.Вектор

640x640 Египетский пейзаж Diy Картина Рисунок по номерам Ручная роспись

695x900 Египетский гуляющий Рисунок Майкла Кулика

600x422 Египетский рисунок Аргусова

300x200 Как рисовать искусство Древнего Египта

480x360 Как рисовать египетских богов

1632x984 Царь Тутанхамон (Тут) Рисунок Мелом Древний Египет

636x900 Queen Of Ancient Egypt Digital Art By Michal Boubin

200x250 Книга для рисования Ральфа Масиелло «Древний Египет» Charlesbridge

300x300 Прогулка как египтянин 1-дюймовый 25-миллиметровый значок кнопки Египет

11

1500x1600 Рисование египетских богов и богинь Теги Рисование египетских богов

2

600x601 4 конструктора 4 известных зданий Египта рисования линий вектор материала

2

726x1000 Египетский парень, Тоби

1

Раскраски Искусство Древнего Египта 820x1060

1

3300x1941 Рисование египетских богов Урок искусства Теги Рисование египетских богов

1

2480x3508 Egypt Cleopatra Queen By Bimdeedee Egypt Amp Hieroglyphs

1

Раскраски египетская царица 600x776

1

258x400 Египетская цивилизация

1

230x230 Топ-10 раскраски Древний Египет для малышей

530x636 7df26274bebfc8f9e934eb0b2a8625aa Египетские Рисунки Искусство Египта

Раскраска Аврам Амп Сарай, покидающая Египет, 1920x1269.

500x581 Древний Египет Мотивы Клипарты

242x300 Древнеегипетские рисунки Fine Art America

566x800 Древние египетские боги

236x305 Древние египетские боги ~ Информация о богах и как их рисовать.Круто

798x1002 Чернила Bnn's Egypt, автор Jcoelho

1914x2400 Клипарт

575x756 Конкурс Раскрась меня в Египте

850x613 Божественный Андрогин, Египет. Автор Chael

1300x1300 Рисование пирамид и сфинкса в Гизе, Египет. Векторные иллюстрации

765x1000 Египет Раскраски Сфинкс Раскраски Карта Древнего Египта

1300x1300 Египет символы набор эскизов.Рисование руки. Векторные иллюстрации

800x800 Египетские символы набор эскизов. Рисование руки. Векторные иллюстрации

1024x1024 Египет Mystik Mask Art

420x303 Египетское Искусство

372x640 египетский мужской костюм клипарт и т. Д.

721x924 Египетская Мифология

712x1072 Египетская Мифология

Раскраска египетский саркофаг 750x818 Бесплатные раскраски для печати

680x880 Египетский хлеб

432x380 Египетская цивилизация

Древнеегипетские технологии и изобретения

Многое можно отнести к древним египтянам, даже некоторые из самых ранних форм технологий и изобретений, которые мы используем до сих пор.Они были новаторами в астрономии, математике, медицине, языке и даже архитектуре. На самом деле список изобретений в Древнем Египте может быть довольно длинным документом.

В то время как Древний Египет обычно ассоциируется с фараонами, мумиями и пирамидами, большое количество древнеегипетских изобретений до сих пор используются в нашей повседневной жизни.

Бумага и письмо

Иероглифы

Древние египтяне были среди первых групп людей, которые написали и вели записи событий, которые произошли в их жизни.Самая ранняя форма письма была в форме иероглифов, которые, попросту говоря, были рисунками, изображающими историю. Иероглифы - одни из старейших артефактов в современном мире, и египтяне использовали их, чтобы вести точные записи и поддерживать контроль над своей империей.

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Иероглифы

Папирус

Папирус был первой формой из прочных листов бумаги, на которых можно было писать, и именно древние египтяне разработали его.Этот материал получил название «папирус», потому что он был сделан из растения папирус.

Древние египтяне в основном использовали папирус для записи религиозных текстов и других важных документов. Папирус был массово произведен в Египте и продан другим древним цивилизациям, например, Древней Греции, для ведения учета.

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о Папирусе

Чернила

Одним из изобретений в Египте было, что удивительно, черных чернил .Египтяне были очень талантливы в создании не только черных чернил, но и многих разноцветных чернил и красителей. Процесс и глубина цвета, использованные в египетском изобретении чернил и красок, были настолько изумительны, что эти яркие цветные цвета все еще можно увидеть сегодня, тысячи лет спустя.

Time Telling

Календари

Древний египетский календарь был изобретен более 5000 лет назад и первоначально основывался на 12-месячном лунном цикле .Они сгруппировали месяцы в три сезона по четыре месяца, которые, казалось, совпадали с течением реки Нил.

Однако этот календарь был недостаточно точным. Вскоре они заметили, что, хотя река будет разливаться каждый год примерно в конце июня, наводнение произошло в пределах 80 дней .

Таким образом, заметив, что разлив и подъем реки совпал с гелиакическим восходом звезды Сириус , они основали свой год на цикле повторного появления этой звезды, эффективно применяя принципы астрономии для разработки более точного календаря, с помощью которого можно было бы отслеживать дни в году.Мы по-прежнему используем календарную модель древних египтян для отслеживания сегодняшних дней.

Часы

Древние египтяне также были одной из первых групп людей, разделивших дни на равные части с помощью приборов для хронометража и устройств. Некоторые из самых ранних форм часов были солнечными часами, теневыми часами, мерхетами и обелисками.

Как правило, течение дня определялось положением солнца , а течение ночи определялось восходом и падением звезд.

Есть даже свидетельства о водяных часах в Древнем Египте. Они имели форму чаш, а на дне было небольшое отверстие. Они плавали на поверхности воды, и им позволяли наполняться таким образом, чтобы поднимающаяся вода представляла собой несколько часов.

Водяные часы в основном использовались священниками , поскольку они позволяли измерять время независимо от солнца и были более точными измерителями времени для выполнения особых религиозных церемоний.

Строительство

Древние египтяне известны своими массивными постройками и выдающейся архитектурой .Многие из их самых ранних построек больше не стоят, подвергаясь войнам, разрушениям и другим стихиям. Те, что остаются чудесами архитектуры, такие как Великая пирамида в Гизе, которая является одним из семи чудес света.

Пирамиды

Остается предположение относительно того, как были построены древние пирамиды. Тем не менее, первые действительно треугольных пирамид в форме считаются одними из многих древнеегипетских изобретений, хотя им потребовалось несколько попыток, чтобы создать идеальную модель.

Профсоюзы

Египтяне первыми изобрели и наняли организованных рабочих в массовом масштабе, чтобы построить эти великолепные каменные сооружения.

Если принять во внимание, что строительство одной пирамиды часто длилось несколько десятилетий , объем необходимого организованного труда становится огромным.

Простые машины

Частично то, что позволило египтянам построить некоторые из великих зданий и памятников, было использование определенных простых машин, которые они изобрели, чтобы помочь им в этом процессе.Пандус и рычаг были парой самых известных строительных изобретений, разработанных древними египтянами, и принципы, которыми они руководствуются, до сих пор широко используются в строительстве.

Корабли и навигация

Торговля была важной частью древних культур, поэтому наличие рабочих кораблей было чрезвычайно важным. Древние египтяне использовали научные знания в области аэродинамики в процессах строительства кораблей, чтобы создать корабли, которые ловили ветер и толкали суда по воде.Они разработали использование многочисленных парусов , которые можно было отрегулировать для управления кораблями против ветра с использованием бокового ветра.

Они также придумали концепцию использования веревочных ферм для усиления балок своих кораблей, и они также были первыми, кто установил на своих кораблях рули на выносе. Сначала они строили небольшие лодки из тростника папируса, но со временем они начали строить более крупные корабли из кедрового дерева.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство было чрезвычайно важным для древних цивилизаций, как и сегодня.Без достаточного количества урожая людям не хватит еды.

Плуг, запряженный быком

Первые плугов, запряженных волами, появились в Египте еще в 2500 году до нашей эры, хотя и не рассматриваются в тех же аспектах, что и инструменты, которые мы знаем сегодня. Этот прогресс в сельском хозяйстве потребовал квалифицированной обработки металла для создания работоспособного плуга, а также животноводства.

Можно задаться вопросом, зачем древним египтянам понадобились плуги, запряженные волами, если большая часть египетской нации состоит из пустынь.Несмотря на то, что в Египте, безусловно, много обширных пустынных земель, эта страна также является домом для чрезвычайно плодородных черноземов вдоль берегов реки Нил. Этот район был очень гостеприимной средой для выращивания таких культур, как пшеница, в дополнение к множеству овощей.

Ирригация

Конечно, люди не могут контролировать количество осадков, поступающих на Землю. Поэтому древние египтяне разработали ирригационные системы, используя гидротехнических принципов и принципов.Такие системы были разработаны для замены дождя в периоды засухи. Ранние свидетельства указывают на то, что ирригационные системы использовались в Древнем Египте еще при двенадцатой династии, когда озеро Фаюм использовалось в качестве резервуара для хранения излишков воды.

Оружие

До появления египетской цивилизации оружие, используемое для защиты, охоты или боя, было очень простым. Во времена древнеегипетской цивилизации оружие становилось все более и более совершенным.Примеры: стрелы с каменными наконечниками, боевые топоры, колесницы, хопеш, булавы, бронежилеты, рогатки и многое другое.

Узнайте больше о древнеегипетском оружии

Поделки

Стекло

Древние египтяне знали стекольных дел. Они предположительно изготавливали стеклянные бусины разных цветов еще в 1500 г. до н.э., во времена Нового Царства. Их способности работать со стеклом давали им преимущества в торговле, поскольку такие работы считались очень ценными.

Бусы были сделаны путем наматывания расплавленного стекла на металлический стержень и, как полагали, обладали магической силой. Однако древние египтяне делали не только стеклянные бусины. Они также изготавливали стеклянные банки и бутылки, а также стеклянную нить и литое стекло, которое помещали в форму.

Мебель

Есть даже свидетельства того, что египтяне изобрели самую разнообразную мебель. Некоторые древнеегипетские артефакты включают кровати, столы и табуреты

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Класс делится на 4 группы, каждой из которых будет предложено выполнение заданий.

Мотивация

Фрагмент фильма Богатенький РИЧЧИ, ключевой фразой в котором является

«Я не могу с ними общаться, они не люди моего круга!!» Отвечая на наводящие вопросы («как они понимают эту фразу», «эта ситуация возможна только в современных условиях?»), ребята приходят к общему выводу, что подобные социальные разногласия существуют тысячелетия. Египет - это одно из первых государств, появившееся на берегах Нила, а, значит, именно здесь и стали зарождаться первые социальные противоречия. Тему урока формулируем вместе.

Слово учителя

Развитие хозяйства, ремесла, торговли, завоевательные войны привели к имущественному неравенству на богатых и бедных. Большинство богатств находилось в руках фараона и вельмож.

Дошедших до нас сведений о социальной структуре Египта древнейших эпох очень мало, поэтому ученые могут лишь делать предположения. Однако даже этих скудных материалов достаточно для того, чтобы познакомиться с социальной структурой Древнего Египта и ее особенностями, некоторыми интересными фактами.

Мы с Вами знаем, что государством называют территорию, на которой организовано управление проживающим здесь населением. Государства появились тогда, когда в результате развития хозяйства появилось неравенство и усложнились отношения между людьми. Тогда и понадобилась организация власти для решения всех вопросов.

Каждый человек в государстве занимал свое место и отличался от других своими обязанностями и правами, и поэтому общество этого периода изображают в виде пирамиды . Чем выше в пирамиде положение человека, тем большей властью он обладает, но тем меньше таких людей. Чем ниже располагается группа, тем она многочисленнее, и тем меньше у нее власти в государстве.

Усвоение новых знаний и способов действий

Организационный момент

Класс разделен на 4 группы, каждой из которых необходимо составить коллаж, отражающий особенности одной из предложенных социальных групп.

В ходе работы группы происходит распределение обязанностей: поиск необходимого иллюстративного материала на общем столе, составление коллажа (работа с иллюстрацией), защита коллажа (продукта).

По мере представления своего продукта каждой группой все учащиеся заполняют таблицу

ЖИТЕЛИ ЕГИПТА

Линии сравнения

Земледельцы

и ремесленники

Писцы

Вельможи

Воины

Как жили?

Жилище, обстановка.

Что ели?

Как одевались?

Основные занятия. Важность для государства и общества

Какие имели права

Предположительные ответы 1 группы

Фразой: «Пришли доложить его величеству...», - начинаются надписи на многих стенах. Фараону помогали управлять чиновники – люди на службе у фараона. Высший слой чиновников – самые знатные и богатые – назывались вельможами. Вельможи служили фараону, заботились о состоянии оросительной системы. За службу они получали владения, жили в богатых домах и вели праздный образ жизни. В течение своей службы чиновники часто меняли должности.

Предположительные ответы 2 группы

Владыки Египта стремились расширять свою территорию и преумножать богатства. Для того, чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско , большое и хорошо обученное. С появлением хорошо обученной армии фараоны стали совершать завоевательные походы в соседние страны почти каждый год.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос. При нем египтяне захватили огромные территории соседних стран. Но всем ли воинам доставались почести и завоеванные богатства, какой была их жизнь, права и обязанности?

Предположительные ответы 3 группы

В Египте у фараона и вельмож на службе состояли писцы. Они записывали приказы, собирали налоги, подсчитывали доходы для казны. Писцов можно видеть на древнеегипетских изображениях: на коленях они держат листки для записей, а правой руке у них тростинка для письма. Писцы сосчитают и запишут всё, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать. Писцы играли большую роль в древнем Египте. Многие египтяне вынуждены были нанимать писца для составления писем. Писцами могли стать только некоторые мальчики. В 6 лет их отправляли в специальную школу для писцов, где они занимались около 12 лет. Мальчикам приходилось трудиться в поте лица. Вместо 33 букв, как в нашем алфавите, они учили 700 знаков. Эти знаки назывались иероглифы. Одни из них были картинками, изображающими слово, другие, как наши буквы, передавали звуки. Ученик, окончивший школу с наилучшими отметками, мог попасть на государственную службу. Такие писцы вели, в частности, записи о налогах, уплаченных жителями, или работали в суде, записывая речи судей.

Предположительные ответы 4 группы

Невозможно представить себе повседневную жизнь без труда ремесленников и земледельцев. Именно они обеспечивали процветание египетского общества. Они составляли большинство египетского народа. Тяжелый труд (осушали болота, проводили каналы) Земледельцы должны были прокормить не только себя, но и фараона, его приближенных, воинов. Также обязаны были платить налоги – отдавать в казну значительную часть урожая и приплода скота.

Физкультурная минутка

Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока

Слово учителя

Представители и 3 и 4 группы говорят о налогах. Что такое налоги? Какие виды налогов платили египтяне? (вопросы всему классу)

Налоги –продукты труда, которые собирались в казну фараона для организации жизни государства.

Обратите внимание на доску, на мой взгляд, чего-то или кого-то не хватает.

Ребята предлагают варианты. Среди правильных:«Пирамиду возглавляет фараон, рабы в социальную пирамиду не входят».

Фараон – верховный правитель. Египтяне верили в божественное происхождение фараона. Боялись произносить даже имя («Великий дом повелел…»). Все, что происходило в государстве, было во имя фараона!

Фараон обладал неограниченной властью – деспот. Государство – деспотия.

В данную структуру египетского общества не включены рабы. Они находились на самой низшей ступеньке общества, не имели никаких прав. Попадали в рабы пленники. Сначала их просто убивали, т.к. прокормить их было невозможно, но с развитием хозяйства пленных стали оставлять в живых и использовать на самых тяжелых работах. С этих времен сохранились образные названия рабов: «живые мертвые» «живые убитые» «говорящие орудия труда». Они были не свободны и не имели прав («говорящие орудия труда»).