В редакцию пришло письмо от рабочего нечаева сочинение егэ проблемы

Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. Цыбулько 2018. № 7. (ЕГЭ по русскому)

На чём основываются отношения между представителями разных поколений? Именно этот вопрос возникает при чтении текста В. П. Крапивина.
Раскрывая проблему взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми, детский писатель знакомит нас с мальчиком по прозвищу Журка и его дедом Юрием Савельевым. Дед оставил Журке послание в книге «Три мушкетёра», зная, что этот роман внуку нравится. В этом послании дед делится с внуком своими детскими воспоминаниями, советует поступать по-своему, не оправдывая себя чужими правильными словами.
Прочитав это письмо, мальчик понял, тосковал дед в одиночестве, и почувствовал любовь дедушки к себе, о которой он не знал.
Позиция автора заключается в следующем: представители разных поколений строят свои отношения на любви, дружбе, взаимопонимании. Взрослые, стремясь поддержать молодое поколение, дают ему мудрые советы. Общаясь с детьми, взрослые начинают вспоминать своё детство.
Я согласна с мнением автора. Несомненно, между старшим и младшим поколениями должна существовать тесная духовная связь, не прерывающаяся с годами. Крепкой дружбе и любви между родителями и детьми способствует взаимопонимание. Часто наставления взрослых предостерегают детей от ошибок.
Старшие поколения, общаясь с младшими, погружаются в воспоминания о своём детстве, которые рождают в душе светлые чувства.
Чтобы доказать правильность наших рассуждений, обратимся к литературным аргументам. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» полное взаимопонимание и преемственность поколений показаны на примере взаимоотношений между отцом и сыном Болконскими. Старый князь Николай Андреевич Болконский, попавший в опалу при императоре Павле Первом, живёт безвыездно в своём имении в Лысых Горах, ни минуты не сидит без дела, его день подчинён строгому распорядку, который он не нарушает даже в момент приезда сына. Он признаёт только две добродетели: деятельность и ум, а пороками считает праздность и суеверие.
Одобряя решение сына идти на войну с Наполеоном, старый князь даёт ему напутствие вести себя достойно, но мог бы этого и не говорить. Как и отец, князь Андрей – человек чести, ответствен, деятелен, трудолюбив, свой личный успех видит в успехе общего дела.
Пример преемственности поколений мы можем найти и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ожидая своего сына на постоялом дворе, Николай Петрович Кирсанов погружается в сладостные воспоминания и мечты. Когда-то и он, закончив университет кандидатом, возвращался в родительский дом, а теперь это же происходит с его сыном Аркадием. Отец мечтает об общении с сыном, о том, что тот будет помогать ему в управлении имением. Так и происходит. Освободившись от влияния нигилиста Базарова, Аркадий становится хорошим хозяином, отцом семейства. Ниточка, связывающая поколения, не прерывается, а тянется дальше.
Мы пришли к выводу о том, что отношения между поколениями строятся на взаимопонимании, любви и дружбе, только в этом случае связь между младшими и старшими поколениями не прерывается, а общество развивается эволюционным путём, совершенствуясь.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
http://www.kritika24.ru

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Ещё один сайт на WordPress

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.

Взаимопонимание поколений (сочинение)

Автор: Свободная тема
Произведение: Сочинение на тему «Взаимопонимание поколений»
Это сочинение списано 157 443 раз
Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится.
Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому.
Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна будет до тех пор, пока существует человечество. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, выразитель современных идей века, вступает в конфликт с фамусовским обществом, приверженцами идей века минувшего.
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодёжь вступает в борьбу с самодурами, отживающими свой век. Поэт Лермонтов наоборот в уходящем поколении видел то лучшее, что утратили его современники. Общим во всех этих случаях является то, что сущность конфликта заключается в различии жизненных принципов, а чаще всего — в политических воззрениях. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» писатель не делит героев просто по возрасту. В произведении конфликт между дворянами-либералами и демократами. Точку зрения детей в романе отстаивает только Базаров. Аркадий Кирсанов, ровесник по возрасту Евгению и поначалу его единомышленник, в итоге выбирает принципы отцов. Базаров — нигилист. Он проповедует идею полного отрицания того, что отстаивают «отцы». Он считает, что таким образом можно изменить мир и покончить с противоречиями общества. Но самыми трагичными в романе являются страницы, где Тургенев рассказывает о взаимоотношениях Базарова с отцом. Преданность идее заставляет Евгения отказаться от близких людей, от дома, семьи. И только перед лицом смерти герой открывает для себя человеческие ценности: любовь к родителям, к женщине, религиозные чувства. Отторгая родительский дом, Евгений теряет связь, так необходимую каждому человеку, со своими истоками. И этим обедняет себя душевно и нравственно.
Но не только представители 19 и 20 веков сталкивались с проблемой взаимопонимания поколений. Отношения отцов и детей волнует и нас, поколение века двадцать первого. Старшее поколение считает, что их жизненный опыт даёт право диктовать молодёжи манеру поведения, делать замечания, заставлять следовать их советам. А молодёжь, в свою очередь, думает, что имеет достаточное количество знаний, и при чём тут возраст. А выход так прост: нужно быть терпимее друг к другу. Старшему поколению дать возможность молодёжи проявлять инициативу, считаться с ёё взглядами и интересами. А молодёжи есть чему поучиться у старших. А кто лучше, старшее поколение или младшее, — вопрос, на который трудно дать ответ. Просто мы, молодое поколение, живём в другую эпоху. Мы другие. А чтобы пропасть, которая отделяет одно поколение от другого, стала меньше, нужно всем набраться терпения и уважать взгляды друг друга.
resoch.ru

Проблема конфликтов поколений

Проблема взаимоотношений между представителями различных поколений не нова. Поскольку в жизни каждого человека возникали ситуации, когда отсутствует взаимопонимание с близкими людьми старших или младших поколений, появляется несогласие и даже агрессия.
Со сменой поколений меняются методы воспитания, ценности, отношение к людям и материальным объектам. На современном этапе развития нашего общества эта проблема является глобальной и в ней можно выделить ряд аспектов: различия в образе жизни молодых и пожилых людей, превалирование материальных ценностей над духовными для молодого поколения и наоборот для старшего поколения, минимальное привлечение людей пожилого возраста в социальную и культурную жизнь современного общества. Еще одной проблемой, на почве которой может возникнуть конфликт поколений, является материальная нестабильность и неуверенность молодых людей.
Из-за отсутствия работы, молодые люди не могут купить или снять жилье. А проживание на одной небольшой жилплощади людей разных поколений не всегда способствует формированию счастливой семьи, а зачастую даже наоборот – вносит конфликтные ситуации в жизнь семьи. Ведь люди разных поколений видят свою жизнь по-разному, всячески пытаются отстоять свою точку зрения и даже переубедить других в своем решении.
Хотя оно могло быть правильным десять или сорок лет назад, а в современном мире оно уже неактуально. Очень часто конфликтные ситуации между людьми различных поколений в семье возникают в период принятия каких-либо сложных решений – выбор учебного заведения (в большей мере это касается высшего учебного заведения), выбор друзей для ребенка, подростка (родители часто пытаются навязать “правильных” друзей), выбор спутника жизни, работы, места проживания.
Я считаю, что всегда нужно помнить, что конфликт будет решен, а след от неудачно выбранной фразы останется. И если человек пытается как-то повлиять на ваш выбор или жизнь в целом, значит, вы ему не безразличны. Поэтому нужно любить, понимать, уважать своих близких.
school-essay.ru

Проблема взаимоотношений поколений и пути её решения

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой. Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?
Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье. Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.
Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту. Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.
Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.
Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.

Семья как источник непонимания

Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности. Нестабильная политическая ситуация, насаждение идеологии вседозволенности порождает неуправляемую распущенность как норму жизни. В сознании молодежи формируется ошибочное мнение о бесполезности людей преклонного возраста и вместо почета и уважения, старики получают негативное к ним отношение.

Как найти доверие и взаимопонимание

Решением данных проблем являются доверительные отношения в семье, когда ребенок может обратиться со своими проблемами к взрослым, не ожидая порицания и запретов, а знаю, что мама, папа или бабушка постараются вникнуть в суть вопроса и максимально лояльно смогут помочь. В противном случае, будущий взрослый замкнется в себе, что приведет либо к подавленности и неуверенности в себе на всю жизнь, либо необузданному протесту, что впоследствии приведет к конфликтам сторон.
Нужно помнить о том, что ваша семья – это ваша крепость, которую вы должны оберегать и защищать, поскольку родные люди – это самые главные в жизни. Не стоит также забывать о пословице: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И сегодня мы – дети, а завтра – мамы и папы, и от того, как и на каких принципах мы будем строить отношения в своей семье будет зависеть, по сути, вся наша жизнь.
ponchikov.net

Что такое Сочувствие – сочинение

Сочувствие – это умение человека поставить себя на место другого. Способность понять чувства и обстоятельства другого человека. При этом внутри возникает острое ощущение жалости или боли по отношению к другому. Тогда мы понимаем боль другого человека.

Когда человек проявляет к кому-либо сочувствие, он разделяет его участь, страдает вместе с ним или помогает ему перенести трудности. Такой человек не упускает возможности помочь людям. Именно так проявляется сочувствие.

Чтобы развить это качество, важно внимательно относиться к другим и не думать только о себе. Когда мы внимательно выслушиваем человека, то будет легче понять его проблему и поставить себя на его место. Так мы проявим одну из важнейших особенностей человека. Но сочувствие не только лишь чувство, оно заключается в делах.

Движимый чувствами жалости к другому, человек желает ему помочь и на деле проявляет добро. Сочувствие говорит о твоей заботе в действии. Все мы так или иначе проявляем сочувствие, когда видим бездомного котенка на улице под дождем, где холодно и дует ветер. Мы представляем себя на его месте и понимаем, как это неприятно оказаться в таких условиях.

Понимая это, мы берем котенка домой и теперь все счастливы. А когда мы видим, как голодают дети или люди в разных странах, то у нас болит сердце. Потому что мы понимаем чувства этих людей. Вот что такое сочувствие.

Сегодня в мире все меньше людей проявляет это прекрасное качество. Многие просто сосредоточены на себе, а другие проявляют эгоизм. Кто-то считает, что проявляя сочувствие к другим, он наживет себе проблемы. Мы видим, что в современном мире так мало сочувствия. Но нужно помнить, что это глубокое качество говорит о внутреннем мире человека.

Проявляя его, обязательно случиться так, что однажды его проявят и к тебе. Всем нам хотелось бы, чтобы с нами были добры и понимали наши чувства. Поэтому проявлять сочувствие необходимо. Это еще одно замечательное качество, которое сегодня имеет огромную ценность.

Великодушие героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


1.Высокими душевными качествами обладал главный герой повести Петр Гринев. Он писал о том, что с ним случилось во время службы в Белогорской крепости. Защищая честь понравившейся ему девушки, Гринев был ранен. Комендант крепости арестовал Алексея Швабрина, и, когда Гринев выздоровел, он попросил капитана Миронова освободить его. Вспоминая об этом, П. Гринев объяснял этот поступок своим миролюбивым, доброжелательным характером. Он писал, что был от природы не злопамятен и простил Швабрину и ссору и ранение, которое он получил во время дуэли. П. Гринев понимал, что самолюбие юноши было оскорблено, потому что девушка отвергла его. Главный герой проявил благородство, осознавая, что соперник его несчастен. Когда П. Гринева арестовали, привели главного доносителя Швабрина. Гринев изумился перемене этого человека. Тот был ужасно бледен и худ. Волосы его поседели. Говорил он слабым голосом. Но П. Гринев даже и не думал радоваться такому состоянию своего соперника.
2.В повести показано величие души и исторических личностей – Екатерины II и Емельяна Пугачева. Екатерина II проявила милость к государственному преступнику, когда узнала истинную причину его поведения. Когда П. Гриневу вынесли приговор о пожизненной ссылке, Маша Миронова решила ехать к императрице и рассказать о том, что послужило причиной его тесной связи с бунтовщиком Пугачевым. Во время их встречи Екатерина II сказала девушке, что она убеждена в отсутствии вины ее жениха и что она рада была исполнить ее просьбу. Е. Пугачев изображен не только как представитель народа, как бунтовщик, жестоко расправляющийся с дворянами, но и как человек, способный на великодушные поступки. Он помиловал Гринева. Пугачев не остался равнодушным к судьбе сироты, которую обижали. Когда он увидел беззащитную девушку в полуобморочном состоянии, он помог не допустить несправедливости. Даже узнав об обмане Гринева, который скрыл от него информацию о том, что Маша – дочь капитана Миронова, Пугачев понял объяснение Петра и смилостивился, отпустив влюбленную пару на все четыре стороны. Проявление великодушия во имя добра и справедливости – это ценное качество людей независимо от их социального положения. Оно говорит о стремлении человека делать добро для других, стараться не быть злопамятным, жить не обманом, а правдой.

Сочинение на тему Сочувствие

Каждому человеку свойственно чувствовать, каким бы черствым человек не был внешне, он тоже испытывает различные чувства и эмоции. Поэтому в какой-то степени мы живем в мире чувств и эмоций. Ведь люди регулярно чувствуют и обмениваются различными эмоциями.

Как правило, каждый заботится в первую очередь о собственных чувствах, как бы не расписывали преимущества нравственности и заботы о других, люди изначально думают сами о себе. Поэтому сочувствие является в основном достоинством и нарабатываемым качеством, которое выделяет человека из ряда других. Особенно, если речь о подлинном и искреннем сочувствии.

Например, сочувствие бывает совсем не искренним. Иногда люди внешне выражают какое-то сопереживание, но делают такое из лицемерия и поиска личной выгоды. Иногда люди на самом деле стремятся просто посмотреть на беды других людей под предлогом выражения сочувствия.

Часто люди смотрят на другого человека в беде и внешне выражают собственную скорбь, но про себя думают: «Как хорошо, плохо не мне, но кому-то другому». Такое сочувствие на самом деле является распространенным, и оно может даже становиться тонкой формой удовольствия.

Подлинное сочувствие зачастую выражается в действиях, причем они не всегда делаются открыто и не всегда так, чтобы другой человек узнал об этой помощи. В этом проявляется деликатность, которая часто сочетается с искренним сочувствием.

Если человек действительно сопереживает другому, то относится к какой-либо проблеме с глубоким пониманием и его мотивацией является только поиск того как сделать другому лучше.

Поэтому, на мой взгляд, настоящее сочувствие не является пассивным и созерцательным, оно проявляется и в делах тоже. Добрые слова тоже могут быть полезным делом, которое выполняется для другого, но не всегда нужны только слова.

Подлинно сочувствующие люди всегда скромны, они не выставляют собственные чувства перед всеми, даже, зачастую, перед теми, кому сочувствуют. Секрет заключается в отношении к боли и несчастьям других людей. Они рассматривают эти факторы как собственные, а, как известно, изначально люди думают о собственных чувствах и переживаниях.

Что я понимаю под словом Сочувствие

Людям свойственно чувствовать, выражать свои эмоции – это совершенно естественно, заложено в нас самой природой. Одним из важных человеческих чувств, на мой взгляд, является сочувствие.

Проявлять жалость, искренне переживать за кого-то, разделять чужую боль и бескорыстно помогать – вот что значить сочувствовать. На мой взгляд, сочувствие одно из самых благородных чувств человека, но оно дано не каждому, только очень отзывчивые и добрые люди, умеют проявлять неподдельное сочувствие.

Хотя, наверно, каждому человеку становилось жаль просящего милостыню калеку, и он давал ему немного денег или кормил на улице голодных животных.

Иногда сочувствуют именно те, которые, казалось бы, не умеют этого делать.

В нашей школе был такой случай. Мальчишка-хулиган по имени Миша, который неоднократно нарушал дисциплину, мешал проводить уроки, не выполнял домашнее задание и т.п. сделал то, чего от него никто не ожидал. Зимой после школы, он возвращался домой. Накануне выпало много снега, и был сильный мороз.

Он случайно обнаружил в сугробе маленькую девочку, она была легко одета, обута в босоножки. Он спросил ее, почему она сидит в сугробе в таком виде, ведь на улице очень холодно. Оказалось, девочка была из неблагополучной семьи, родители пили, и она была предоставлена сама себе. Ребенок был голоден и очень замерз.

Миша пригласил ее к себе домой, накормил и дал свои старые теплые вещи, которые были на него малы. Вечером, когда пришла его мама, он ей все рассказал, они оставили девочку у себя на время. Потом мама обратилась в правоохранительные органы, они занялись этим делом и в итоге лишили родителей девочки родительских прав.

Милиция и попечительский совет объявили мальчику благодарность, ему вручили почетную грамоту на глазах у всей школы. Никто не мог поверить, что этот хулиган способен сочувствовать и помогать.

Нынешние люди и, правда, стали более жестокие, черствые и бесчувственные. Учитель истории нам рассказал об эксперименте с лежащим человеком, тридцать лет назад, когда человек лежал в парке будто бы без сознания к нему подходил почти каждый проходящий мимо и предлагал помощь.

Этот эксперимент повторили в наши дни, результат был неутешителен: никто не подошел к лежащему, а один даже снял с него шапку и убежал. Вот оно современное сочувствие.

Я думаю, мы должны что-то менять, становится более отзывчивыми к чужой беде, проявлять сочувствие и предлагать свою помощь. Ведь когда-нибудь и вы можете оказаться в беде.

Сострадание и сочувствие – сочинение

Сочувствие и сострадание – это такие качества характера, которые позволяют человеку быть добрым по отношению к людям, к природе. Такой человек всегда придет на помощь, поддержит, сможет пожертвовать своим достатком ради нуждающегося человека. Сочувствующий человек всегда выслушает, даст совет.

Хорошая тема для сочинения «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание», и обсудим ее подробнее на примере рассказа Платонова «Юшка». Почему для сочинения уместно будет выбрать именно это произведение?

На примере рассказа Платонова «Юшка» можно четко понять, как люди утратили сочувствие и сострадание. Они обижали человека, который не делал для них ничего плохого. А повели бы они себя по-другому, возможно, и исход был бы иной. Юшка никогда не отвечал злом на их некрасивые и злые поступки, а считал их действия проявлением любви.

Удивительно! Об этом он и рассказывал Дашке — сиротке, которую он приютил. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» — сочинение Сострадание и сочувствие присуще сильным людям, готовым делиться своим временем и возможностями с другими людьми. Такие люди могут и защитить, и заступиться за слабого.

Такого человека в жизни не хватало Юшке, хотя он этого никому не показывал и не рассказывал. После смерти главного героя народ понял, каким же добрым человеком был Юшка. Он отдавал еду, деньги сироте, а сам пил воду и ходил в обносках.

Человек, некрасивый снаружи, может быть красив душой, каким и был главный герой рассказа Юшка. Он был убежден — нужны в жизни и сочувствие, и сострадание. Люди, которые обижают людей слабее себя – не личности. Это слабые и гнилые внутри натуры.

Человек, считающий себя личностью и человеком чести, никогда никого не обидит. А обидев ненароком, попросит прощения. Как же так получилось, что дети обижали человека — больного, который по возрасту был ровесником их родителям? Потому что его обижали и взрослые. А когда он умер, злобу вымещать было не на кого, и они стали ругаться между собой.

Обратите также внимание на рассказ Л. Андреева «Кусака». Здесь весьма остро поставлена проблема сочувствия и сострадания. Автор повествует о собаке, которая прожила свою жизнь в страхе, в побоях и голоде. Но с помощью человеческой ласки она научилась играть, а вот ластиться не смогла. Ласка казалось ей чудом, и она не понимала, что это такое и как надо на нее отвечать.

Таким образом, без чувства сострадания собака отучилась испытывать обычную радость, отвечать взаимностью. Но собаку вскоре снова предали и оставили. Только Лёля искренне переживала за нее. После такого поступка, собака утратила веру в человеческую любовь, заботу доброту. Все потому, что чувство сострадания не мимолетно. Оно должно быть заложено в характере, в душе человека.

Если человек добрый по своей натуре, то он никогда не станет злым, не перестанет сочувствовать и помогать.

Выводы для сочинения

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? Конечно, нужны. Без них человек становится злым, грубым, отшельником. Он не доверяет людям и боится любого действия с их стороны. Неумение сострадать приводит к страшным и непоправимым последствиям.

Жестокостью характера можно убить человека, задавить как личность, сломать. А что же делать человеку, который не чувствует руки помощи от других людей? Такой человек закрывается в себе и старается справляться со всеми бедами сам. Но даже такого сильного человека может сломить отсутствие сострадания и сочувствия.

Все равно хочется, чтобы был друг рядом, который поможет и поддержит. Но помимо того, что человеку нужны в жизни сочувствие и сострадание, он должен проявлять эти качества и к другим людям. Недаром говорят: «Относись к людям так же, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

Нужно делать добрые дела безвозмездно и проявлять свою заинтересованность в чужих проблемах. Ведь неизвестно, когда нужна будет помощь тебе, будет ли тот человек помогать. Сочувствие и сострадание в жизни неразделимые понятия.

Однако, порой достаточно и теплого слова, чтобы поддержать одинокого, нуждающегося человека. Но в таких сложных ситуациях не нужно обещать того, чего ты не можешь сделать. Чтобы потом человек вообще не утратил веру в людскую помощь. Не нужно сворачивать золотые горы, человеку порой и теплого слова достаточно, чтобы снова поверить в себя.

Сочувствие и сострадание, безусловно, нужны в жизни каждого человека. Можно и не замечать того, как ты делаешь добрые дела. Но, увидя благодарность в глазах, ты поймешь, что поступил правильно. Добрый человек и не сможет поступить иначе, ведь такие благородные качества как сочувствие и сострадание у него в крови.

Как же все хорошо начиналось

Я побывал в ОКБ «Ильюшин», где меня ознакомили с самолетом, которому еще на стыке веков предстояло решить задачу полноценной замены в основном уже поставленным к заборам аэропортов тысячам трудяг Ан-2. Разработку этой новой небольшой машины начали в 1998 году по инициативе тогдашнего директора Федеральной пограничной службы России генерала армии Андрея Николаева. Встретившись с генеральным конструктором Генрихом Новожиловым, он высказал пожелание получить для погранвойск простой, небольшой многоцелевой самолет, способный не только перевозить до полутора тысяч килограммов грузов, но и по тревоге оперативно доставлять в заданное место до 12 пограничников. Естественно, с возможностью базироваться вне подготовленных площадок.

Многочисленные попытки приспособить конструкцию Ан-2 к современным требованиям за счет установки турбовинтового двигателя не решают проблемы

По сути речь уже тогда шла о требованиях к новой машине, полностью копирующих условия эксплуатации биплана Ан-2. Тема была мало сказать больной и не только для пограничников – современного самолета, способного заменить многоцелевой «кукурузник», рожденный сразу после Великой Отечественной, катастрофически не хватало для обслуживания более чем сорока тысяч населенных пунктов, куда можно добраться только по воздуху. По замыслу Новожилова и отталкиваясь от требований пограничников, в ОКБ сформировали облик многоцелевого самолета в пассажирском варианте, которому дали имя Ил-100. На воздушные трассы должен был выйти цельнометаллический высокоплан с убирающимся шасси и силовой установкой с двумя двигателями.

Рассказывает человек, которого не надо представлять читателям, знакомым с продукцией прославленного ильюшинского КБ. Николай Дмитриевич ТАЛИКОВ трудится здесь более полувека, прошел путь от техника-конструктора до генерального конструктора и заместителя генерального директора. Принимал участие в создании самолета Ил-76 как конструктор, представитель КБ на летных испытаниях, начальник комплексного отдела по самолету. Решал сложнейшие вопросы боевого применения Ил-76 и его модификаций в части десантно-транспортного оборудования ЛА с обеспечением десантирования личного состава, воинских грузов и техники. Автор более 60 изобретений, внедренных в практику самолетостроения. Он – главный конструктор регионального турбовинтового пассажирского самолета Ил-114, выход которого в серию уже заждалась страна.

– Я уверен, и сегодня эта машина Ил-100 вполне могла бы заменить Ан-2. Во-первых, в пассажирском варианте она должна была перевозить не менее 12 пассажиров, что вполне вписывается в требования современных авиационных правил АП 23. Планировалось применение турбовинтовых двигателей зарубежного производства, в частности широко распространенных во всем мире канадских «Пратт-Уитни». Использование их, работающих на значительно более дешевом керосине по сравнению с высокооктановым авиационным бензином, позволяло снизить прямые эксплуатационные расходы в различных регионах России.

– А как обстояло с универсальностью в эксплуатации, чем особенно и поныне славится Ан-2?

– Мы при проектировании своей машины учли все достоинства «аннушки». Она должна была решать чрезвычайно широкий круг задач – обеспечивать транспортную связь крупных городов с районными центрами, использоваться в интересах Минобороны, Минздрава, МЧС, Федеральной пограничной службы, гражданской авиации, лесного хозяйства. Предполагалось ее применение и для обучения летных кадров, в частной и административной авиации. Естественно – а куда же без этого на нашей огромной территории – и в сельскозварианте: для борьбы с вредителями и болезнями растений, внесения на поля минеральных удобрений. Не забыли и о вариантах использования в полярной авиации, в том числе и с лыжами вместо шасси, с поплавками в прибрежных районах для патрулирования морской экономической зоны и поисков рыбы. Рассматривались и удлиненные варианты самолета на 16–18 пассажиров с более мощными турбовинтовыми двигателями. А отвечающая времени аэродинамика в сочетании с экономичными ТВД позволяла перевозить коммерческую загрузку до тысячи килограммов с крейсерской скоростью 400 километров в час с посадкой и взлетом с ВПП длиной всего 300 метров. И при этом в полтора раза меньше расходовать более дешевого керосина по сравнению с дорогим авиабензином у Ан-2. В целом эксплуатационные расходы Ил-100 оказывались почти на 40 процентов меньше, чем у «аннушки», и при этом пассажирский вариант полностью соответствовал современным требованиям по шуму на местности и экологии. По состоянию до безопасного отказа конструкция рассчитывалась на эксплуатацию на минимально оборотных базах с использованием уже имеющейся наземной инфраструктуры. Предусматривалась и возможность технического обслуживания силами летного экипажа, состоящего из двух человек.

– В вашем рассказе, Николай Дмитриевич, легко улавливаются грустные нотки прошедшего времени: предусматривались, использовались, были… Что же не получилось и почему?

– Генеральный конструктор Генрих Васильевич Новожилов утвердил эскизный проект машины 24 апреля 2000 года. Одновременно с разработкой эскизного проекта велась проработка программы ее серийного производства, которое предполагалось начать в Луховицах. Отводилось после начала финансирования проекта всего три года на создание самолета. Однако еще в процессе работы над эскизным проектом в адрес генерального конструктора пришло письмо от руководства авиации ФПС РФ об отсутствии возможности финансировать работы. А все попытки привлечь отечественных инвесторов к программе в экономических условиях того времени оказались безрезультатными. Что, естественно, означало прекращение всех работ и не только по Ил-100, но и по созданию для него перспективного отечественного двигателя НК 134.