В пушкинских стихах петербургского периода егэ

Содержание

Введение

Человек, как и весь окружающий его мир, не статичен. Каждый день по совершенно разным причинам внутри человека происходят незначительные или коренные изменения. И в окружающей человека действительности происходят перемены, которые не могут не оказать влияние на этого человека. Изменения, происходящие внутри человека и в окружающей его действительности, могут носить разный характер и давать позитивные или негативные результаты как для одного человека, так и для всего общества.

Проблемы социальных перемен и изменений, происходящих внутри человека, отображались во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» на примере конфликта представителя «отцов» Павла Петровича Кирсанова и представителя «детей» Евгения Базарова продемонстрирован конфликт между либеральными дворянами и революционными демократами.

Павел Петрович Кирсанов был типичным представителем дворянства. В споре с Базаровым он защищает аристократию, потому что не смыслит жизни без нее. Базаров же, причисляющий себя к нигилистам, отрицает необходимость аристократии, она, по его мнению, уже давно изжила себя и только затормаживает развитие страны. Автор показывает, что Базаров отрицает необходимость аристократии, а Кирсанов отрицает течение нигилизма, которое, по его мнению, разрушает общественные традиции. Взгляды персонажей, представляющих разные поколения, совершенно противоположны. Это демонстрируется и на примере отношений Кирсанова и Базарова к природе, искусству и любви, у противоборствующих в социальных взглядах сторон разные позиции даже в этих вещах. Центральным конфликтом романа становится конфликт двух поколений с разными мировоззрениями.

Сам И.С. Тургенев говорил о том, что его произведение «направлено против дворянства как передового класса». Писатель отмечал, что поместил в повествование «хороших представителей дворянства», чтобы заставить читателя задуматься: «Если сливки плохи, то что же молоко?». Все это означает, что И.С. Тургенев выступал за общественные изменения. Литературоведы и многие современники писателя отмечали, что И.С. Тургенев был одним из первых, кто осознал неизбежность общественных перемен.

В романе «Отцы и дети» звучит тезис: «Преобразования необходимы». Автор показывает, что совершать эти преобразования должны люди нового поколения, представители «детей», коим является разночинец по происхождению Евгений Базаров. Однако нигилизм Базаров сталкивается с реальной действительностью, и мировоззрение Базарова рушится на глазах читателя. В романе происходит развенчивание нигилизма Базарова. Автор романа показывает несостоятельность взглядов не только Павла Петровича Кирсанова, но и Евгения Базарова. И.С. Тургенев уважает главного героя за стремление к изменениям в обществе, однако писатель, выступающий за постепенные преобразования, показывает свое неверие в то, что можно изменить общество революционным способом.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Центральным персонажем романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» является Григорий Пантелеевич Мелехов. Автор уделяет особое внимание внутреннему миру Григория Мелехова, его переживаниям и изменениям.

В романе-эпопее особую роль играют исторические события, на фоне которых живет Григорий Мелехов. В повествовании уделяется внимание следующим событиям: Первая мировая война, революционные события и Гражданская война. Все эти исторические события оказывают огромное влияние на народ в целом и на личность Григория Мелехова в частности.

Оказавшись на Первой мировой войне, Григорий Мелехов совершает различные подвиги, получает офицерское звание и Георгиевский крест. Вскоре, оказавшись в больнице и познакомившись с Гаранжой, Григорий Мелехов меняет свою позицию относительно царской власти и встает против нее. Когда начинается Гражданская война, Григорий Мелехов встает на сторону большевиков. Однако вскоре Григорий Мелехов разочаровывается в «красных» и присоединяется к восстанию против Красной Армии. Затем Григорию Мелехову приходится вновь перейти на сторону «красных». Потом Григорий Мелехов оказывается в бегах, потому что «красные» преследуют его из-за того, что он воевал против большевиков и имел офицерский чин.

М.А. Шолохов ярко демонстрирует, что Григорий Мелехов – личность переменчивая. На изменения, происходящие в душе главного героя, влияли исторические события. Во время революционных событий и событий Гражданской войны, где от людей требовали выбрать определенную сторону, Григорий Мелехов не мог понять, на чьей стороне находится правда. Он мечется от «белых» к «красным» и наоборот, потому что его толкают на это внутренние изменения. Григорий Мелехов отмечает: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». События, происходящие в стране, заставляют Григория Мелехова выбирать свой дальнейший путь, но он не может этого сделать, потому что находится в постоянных поисках самого себя. Его самого тяготит то, что он постоянно мечется от «красных» к «белым»: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби…»; «Душой болел, туда-сюда качался».

События Первой мировой войны и Гражданской войны заставляют Григория Мелехова менять свою позицию и переходить от одного явления к совершенно противоположному явлению. В итоге главный герой приходит к следующему выводу: война – это бессмысленное явление, которое не может принести человеку пользу и счастье.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» носит социально-политический характер, а многие исследователи отмечают, что в мировоззрении центрального персонажа Чацкого отображены идеи декабризма.

Чацкий, вернувшийся в Россию, начал обличать пороки современных ему соотечественников. Обличение Чацким общественных пороков связано не с его желанием самоутвердиться и показать собственное превосходство. Нет, обличение тесно связано с желанием Чацкого изменить жизнь своего народа к лучшему.

Обличая фамусовское общество, Чацкий отмечал, что главными интересами и жизненными ценностями людей того времени были социальный статус и материальные средства. Главному герою противно от того, что окружающие люди готовы на все, чтобы быть успешным в карьере, чтобы получить высокое положение в обществе, чтобы обрести огромное количество денег. Чацкий – сторонник изменений в обществе. Он хочет, чтобы людей ценили за их внутренние качества, а не за внешние признаки. Чацкий выступает против старых общественных предрассудков.

В комедии «Горе от ума» показано не только то, что Чацкий как представитель «века нынешнего» выступал за необходимость общественных изменений, но и то, что представители «века минувшего» по-настоящему боялись перемен. Фамусовское общество даже не хочет слышать то, о чем говорит и к чему призывает Чацкий. А.С. Грибоедов, который соглашался с декабристами в необходимости общественных изменений, но считал, что у декабристов нет той силы, чтобы изменить общество, показывает, что представители «века минувшего» настроены решительно против изменений, потому что они боятся. Автор показывает, что представители «века минувшего» боятся потерять свою власть, боятся, что те принципы, по которым они жили всю свою жизнь, изменятся. Фамусовское общество не хочет отказываться от того, что успело получить. Фамусовскому обществу проще назвать Чацкого сумасшедшим, чем признавать необходимость изменений. Представители «века минувшего» боятся изменений, потому что они понимают, что в новом обществе им уже не будет места, что в измененном обществе они станут никем.

А.С. Грибоедову удалось продемонстрировать в комедии два социальных явления того времени: стремление к переменам, свойственное Чацкому и некоторым внесценическим персонажам, и боязнь перемен, свойственное всему фамусовскому обществу.

Л.Н. Толстой «После бала»

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» продемонстрировано, как внутри центрального персонажа Ивана Васильевича произошли изменения в результате одного случая. Иван Васильевич рассказывает своим собеседникам об одном произошедшим с ним случае, «от чего переменяется и направляется вся жизнь человека».

В последний день масленицы Иван Васильевич находился на балу, где он танцевал с Варенькой – девушкой, в которую он был влюблен. На этом же балу был и отец Вареньки – Петр Владиславич, к которому Иван Васильевич отнесся весьма положительно. После бала Иван Васильевич, которому не удавалось заснуть, отправился на улицу. Герой стал свидетелем того, что Петр Владиславич командует экзекуцией. Этот факт поменял отношение Ивана Васильевича к Петру Владиславичу, вскоре герой отказался и от любовных чувств к Вареньке. Увидевший страшные картины жестокости, которой управлял Петр Владиславлич, Иван Васильевич ощутил следующее: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Л.Н. Толстой показывает внутренние изменения Ивана Васильевича, которые произошли после одного случая. Будучи типичным представителем светского общества, Иван Васильевич меняет свое мировоззрение. Увиденные картины, связанные с Петром Владиславичем, открыли Ивану Васильевичу глаза относительно светского общества, представителем которого он был. Главный герой увидел, что за внешней красотой и великолепием светское общество скрывает пустоту и даже жестокость. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, помогает ему бросить вызов жестокому и несправедливому обществу, отрицательные черты которого раньше он попросту не замечал. Один только случай из типичного представителя общества делает Ивана Васильевича человеком, который противопоставлен обществу. Как отмечает Иван Васильевич, после увиденного он не смог «поступить в военную службу, как хотел прежде». Он больше не мог благосклонно относиться к Петру Владиславичу и его дочери, как это было раньше.

Бал, который носит в повествовании символический характер, становится тем, что делит жизнь Ивана Васильевича на до и после. То, что наблюдает Иван Васильевич после бала, коренным образом меняет его жизнь и его мировоззрение.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется внутреннему конфликту главной героини Катерины.

А.Н. Островский неслучайно вкладывает в уста своей героини рассуждения о ее прежней жизни. В драме показано, что внешние изменения, с которыми столкнулась Катерина, оказали огромное влияние на ее душу. Если раньше Катерина чувствовала себя счастливой, так как «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», то после замужества она чувствовала себя несчастной, так как в доме Кабановых ей не давали той свободы, к которой она привыкла и которую она так сильно ценила. Воспоминания о жизни в родительском доме, где ей «таково хорошо было», делают существование Катерины в доме Кабановых еще болезненней. С каждым днем Катерина чувствует себя более несчастной, одиночество и тирания Кабанихи до ужаса тяготят ее. Возможно, если бы Катерина родилась в Калинове и сразу же воспитывалась в соответствии с принципами «темного царства», то она бы реагировала на жизнь в Калинове не так болезненно, но Катерина воспитывалась свободной личностью, поэтому несвобода в доме Кабановых и в Калинове в целом не могла не сказаться на душе Катерины.

Сначала Катерина пытается подчиниться тем принципам, по которым живет город Калинов. Неравнодушная к Борису Катерина оказывается перед нравственным выбором: остаться верной мужу, которого она не любила, или отдаться любви человеку, в которого она была влюблена. Не сразу, душевно мучаясь от выбора, Катерина все же выбирает второй вариант, однако внутренний конфликт остается неразрешенным. Она тяготится тем, что нарушила традиции того патриархального общества, в котором она находилась. Душевные терзания во время встреч с Борисом и после приезда Тихона приводят Катерину в тому, что она признается мужу и его семье в измене.

После признания Катерина еще больше тяготится «жестокими нравами» города Калинова. Она больше не хочет жить той несвободной жизнью, которой жила все это время, находясь в доме Кабановых. После отказа Бориса сбежать вместе с ней Катерина задумывается о самоубийстве, а вскоре и совершает его. Самоубийство главной герои становится своеобразным бунтом против несправедливого и жестокого «темного царства», в котором не было место свободе и возможности развития индивидуальных черт. А.Н. Островский показывает, что Катерина долгое время пыталась привыкнуть к своей новой жизни, однако внутренние терзания не позволяли ей вести существование, которое ей было противно.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особенно ярко продемонстрированы изменения, происходящие внутри центрального персонажа Петра Гринева.

Жизнь Петра Гринева меняется кардинальным образом, когда он в шестнадцать лет отправляется на службу. До шестнадцатилетнего возраста Петр Гринев был типичным недорослем: в двенадцать лет главный герой занимался с французом Бопре, который не дал ему никаких знаний. Петр Гринев отмечает, что его образование закончилось в тот момент, когда его учителя-бездельника выгнали из дома. Петр Гринев до отправления на службу представлен в повествовании как недоросль, гонявший голубей.

А.С. Пушкин показывает первоначальное отношение Петра Гринева к службе: он мечтал о том, что будет служить в Петербурге, где его будет ждать праздная и разгульная жизнь. Главный герой представлен как типичный дворянин, стремящийся к веселью и получению удовольствий.

Вопреки своим ожиданиям Петр Гринев отправился на службу в Оренбург, потому что так захотел отец главного героя, человек с довольно строгим характером. По пути на службу Петр Гринев все еще ведет себя беспечно, проигрывая деньги Зурину. Но уже здесь происходят явные изменения: Петр Гринев отдает вожатому, который вывел их из бурана, заячий тулуп; разве мог типичный разбалованный недоросль совершить такой милосердный поступок?

Когда Петр Гринев оказывается на службе в Белогорской крепости под началом капитана Миронова, он начинает вести себя как настоящий мужчина. Он честно ведет службу, а когда в стране начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, Петр Гринев остается на стороне государства, рискуя собственной жизнью. Центральный персонаж защищает и Родину, и всех своих родных и близких. Он поступает в соответствии с честью и достоинством.

А.С. Пушкин показывает, что мировоззрение Петра Гринева меняется в результате нескольких факторов. Главный герой повзрослел, поэтому на многие вещи он стал смотреть по-другому. Во многом на становление характера центрального персонажа повлиял наказ его отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Также на Петра Гринева повлияла служба, которая заставляла пересмотреть свои прежние приоритеты. Важно также то, что на личность Петра Гринева не могли сказать те события, которые происходили в стране.

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»

В романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия» показаны внутренние изменения представителей молодежи в результате изменений, происходящих в окружающей действительности.

Центральными персонажами романа являются представители молодежной организации «Молодая гвардия». А.А. Фадеев показывает, что на внутренний мир героев повлияли события Великой Отечественной войны.

Когда к городу Краснодону, который является центром почти всех сюжетных событий, подходили немцы, многие представители молодежи начали задумываться над тем, как противостоять врагу. А.А. Фадеев показывает, как меняют свое мировоззрение еще школьники или только закончившие школу ребята. Великая Отечественная война заставила еще совсем юных парней и девушек повзрослеть и принимать по-настоящему серьезные решения, от которых зависело очень многое. В романе подчеркивается, что взросление главных героев произошло вынужденно и слишком быстро, буквально в один миг, ведь этого требовали военные события, повлиявшие на всех жителей страны.

Вмиг повзрослевшие ребята, находящиеся в оккупированном немцами городе, начали подпольную деятельность против врага. Вскоре в городе Краснодоне появилась целая организация «Молодая гвардия», которая отличалась тем, что в ней находились ребята от 14 до 20 лет. Ребята понимали весь риск, который несет их подпольная деятельность, однако они не отказывались от совершения тех действий, которые подрывают деятельность немцев и полицаев. Юноши и девушки, у которых впереди была целая жизнь, думали о благе Отечества, перенося собственные интересы и цели на второй план. Опасность не пугала героев, представители «Молодой гвардии» были готовы жертвовать собственными жизнями, чтобы помочь Родине победить врага. Все члены «Молодой гвардии» выдерживают все испытания, с которыми им пришлось столкнуться, когда их арестовали, и остаются верными Родине и самим себе до самой смерти. То, что все ребята, кроме Стаховича, не признавали своей причастности к подпольной деятельности и не сдавали немцам друг друга, говорит о том, что еще юные ребята и девушки действительно внутренне изменились, став преданными собственным нравственным ценностям. Военные события раскрыли жизненные ценности каждого жителя Краснодона: и если некоторые взрослые люди переходили на сторону немцев, то члены «Молодой гвардии» оставались верными Родине до конца, до самой смерти.

И.А. Гончаров «Обломов»

В романе И.А. Гончарова «Обломов» поднимается проблема «обломовщины». Данное понятие обозначает не столько образ жизни центрального персонажа Ильи Ильича Обломова, сколько социальное явление, которое связано с распадом крепостных устоев дореформенной России. Образ Обломова важен в идейно-смысловом содержании романа, так как он является олицетворением всего угасающего дворянства. Это бездеятельный общественный тип, который не может найти себе применение в жизни. С помощью образа Обломова И.А. Гончаров демонстрирует деградацию помещичьего дворянства, которое не может и не хочет приспособиться к происходящим изменениям.

Любовь заставляет Обломова измениться физически и душевно. Чувства к Ольге Сергеевне Ильинской помогают главному герою обрести смысл жизни, помогают встать с дивана и снять свой засаленный халат. Однако перемены, произошедшие в жизни и в душе Обломова, не долгосрочны. Со временем он понимает, что новая жизнь, которую он обрел из-за желания быть рядом с Ольгой, ему не приносит никакого удовольствия. Он вновь возвращается к прежнему образу жизни, прогресс заменяется регрессом.

Илья Ильич Обломов и Ольга Сергеевна Ильинская не могут быть вместе из-за разных взглядов на жизнь: если Обломов понимает пустоту существования общества, но ничего не делает для его изменения, то Ольга Ильинская выступает за общественные изменения. Неудивительно, что Ольга Ильинская выходит замуж за деятельного Андрея Штольца, ведь они смотрят на жизнь в одном направлении. Многие исследователи и критики именно в Ольге Ильинской, а не в Андрее Штольце, видели человека настоящего, способного предложить пути развития России, способного повести всю Россию за собой, освободив ее от «обломовщины».

И.А. Гончаров, демонстрируя образ жизни Обломова, выражает мысль о том, что дворянско-помещичья среда обречена на гибель. Неслучайно центральный персонаж погибает, а писатель устами Штольца прощается с «обломовщиной». Прощание с Обломовкой и «обломовщиной» выражает идею необходимости коренных общественных преобразований. То, что после смерти центрального персонажа повествование продолжается, указывает на авторскую позицию: гибель дворянско-помещичьей среды не станет причиной общественных потрясений, так как в обществе уже есть люди, готовые вести Россию по новому пути развития.

А.С. Пушкин «Медный всадник»

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» продемонстрировано, как на жизнь отдельного человека влияют изменения, происходящие в окружающей среде.

Центральным персонажем поэмы является Евгений. В начале повествования он представлен как ничем не примечательный человек, живущий и служащий в бедном районе Санкт-Петербурга. У Евгения была возлюбленная Параша. Главный герой имел скромные и весьма обыденные цели: жениться на Параше и получить «местечко». А.С. Пушкин показывает, что для Евгения целью в жизни является обретение семьи и возможности работать на более успешной работе, нежели у него была.

Жизнь Евгения в один момент кардинально меняется. Когда на Санкт-Петербург обрушивается наводнение, возлюбленная Евгения Параша погибает. В собственном мире «маленького человека» на момент, когда его возлюбленная еще была жива, Евгений был счастлив. Та совместная жизнь с Парашей, о которой мечтал Евгений, после наводнения не может стать реальностью, поэтому Евгений стал по-настоящему несчастным человеком. То, что было самым ценным в его жизни, то, что давало Евгению смысл жизни, лишило наводнение. Потеряв возлюбленную, Евгений лишился рассудка. Пусть жизнь Евгения до наводнения была повседневна и скучна, но у героя хотя бы были цели и явления, которые приносили ему счастье. После наводнения же Евгений не жил, а существовал, он стал призраком, который был ни живым, ни мертвым. Оставшись в живых без своей возлюбленной, Евгений вынужден был постоянно корить себя и мучить страданиями от гибели Параши и от гибели возможного счастья, которое уже не может исполниться.

То, что произошло с Евгением, заставило его задуматься о государственной несправедливости. Находясь рядом со статуей Петра I, Евгений начинает обвинять царя, который построил город рядом с бушующей стихией, способной лишить человека жизни, не задумываясь о судьбах простых людей. Произошедшее в жизни Евгения несчастье заставляет его задуматься над более глубокими и философскими явлениями, чем собственное существование. Евгений, на несколько минут ставший бунтарем, задумывается над тем, что его жизнь была разрушена самодержавной властью.

Поэма «Медный всадник» заставляет задуматься над тем, что внешние обстоятельства способны вмиг изменить жизнь человека, что эти внешние обстоятельства меняют человеческое мировоззрение.

А.П. Чехов «Вишневый сад»

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» все персонажи разделены на три временных категории: прошлое, настоящее и будущее.

Прошлое представлено образами Любви Андреевны Раневской, Леонида Андреевича Гаева и Фирса. Автор показывает, что эти герои боятся прощаться с прежними порядками, потому что они привыкли к ним. Раневская, Гаев и Фирс привыкли к тому образу жизни, которой они вели всю жизнь. Раневская и Гаев считают, что такая жизнь является прекрасной и идеальной, ведь фактически им ничего не приходилось делать, так как за них все делали слуги, они только получали различные удовольствия. Любовь Андреевна и ее брат Леонид Андреевич, а также верный им Фирс, не могут смириться с теми изменениями, которые произошли в обществе, им тяжело приспособиться к новой жизни, они пытаются противостоять будущему, все еще живя по старым порядкам. Имение Раневской находится на грани продажи из-за долгов, однако она отказывается от предложения Лопахина сдать имение под дачи. Любовь Андреевна не хочет прощаться со своим вишневым садом, однако ей приходится это сделать, так как имение все же оказалось продано. А.П. Чехов сюжетно подчеркивает, что прошлое изжило себя. На это особо ярко указывает смерть представителя прошлого Фирса, которая становится весьма символичной.

Происходят перемены: с пьедестала уходят представители дворянства Раневская и Гаев, на их место приходит Лопахин – представитель настоящего. Именно он покупает имение Раневской, которое планирует сдавать под дачи. А.П. Чехов не отрицает достоинств Лопахина, но подчеркивает и его недостатки. В пьесе «Вишневый сад», где показан приход капиталистического общества, воплощенный образом Лопахина, купившим бывшее имение дворян, выражается мысль о том, что время Лопахиных будет таким же трагичным, как и время Раневских и Гаевых.

Демонстрируя смену старого поколения новым, А.П. Чехов выступает за еще большие общественные преобразования, поэтому он помещает в повествовании образы людей будущего: Ани и Пети Трофимова. Они довольно равнодушно отнеслись к продаже имения, автор показывает, что они понимали необходимость общественных перемен. И они готовы бороться за лучшее будущее и дальше. А.П. Чехов показывает, что в отличие от представителей прошлого, которые пользовались вишневым садом, созданным чужими руками, в отличие от представителей настоящего, которые вырубают вишневый сад ради наживы, представители будущего планируют вновь посадить вишневый сад, символизирующий в пьесе всю Россию, только сделать это не чужими, а собственными руками.

У. Голдинг «Повелитель мух»

В романе У. Голдинга «Повелитель мух» показаны коренные изменения в жизни ребят, оказавшихся на необитаемом острове, а также изменения, происходящие в душах этих ребят.

Герои романа, которыми оказываются дети, оказываются на необитаемом острове и почти сразу придумывают правила, по которым им стоит жить. Автор показывает, что первоначально жизнь ребят была вне опасности и под защитой, потому что все герои жили дружно, думая не только о себе, но и об окружающих. Мальчиками, которые становятся своеобразными вожаками, являются Ральф и Джек.

У. Голдинг показывает изменения, происходящие в душе Джека. В один момент ему больше не хотелось делить власть с Ральфом, он хотел получить всю власть в собственные руки. Он был готов пойти на все, чтобы добиться желаемого.

Перемены, происходящие в душе одного человека, становятся причиной изменений в окружающей действительности. Все общество ребят, оказавшихся на необитаемом острове, делится на две группы: одни ребята поддерживают восставшего против прежних правил Джека, а другие остаются на стороне Ральфа, который призывал к единению для благополучного выживания на острове. С каждым днем конфликт между Джеком и Ральфом становится сильнее. Когда конфликт уже приобретает кровавый характер, многие ребята из группы Ральфа переходят на сторону Джека, превращаясь в настоящих животных. Другие же ребята, поддерживающие Ральфа, погибают. На Ральфа организуется охота, Джек хочет навсегда избавиться от своего противника.

Демонстрируя появившийся конфликт между представителями одной и той же группы людей, вынужденной выживать на необитаемом острове, У. Голдинг выражает мысль о том, что не всегда изменения, происходящие в окружающей действительности, к лучшему. Революционные действия Джека приводят не к всеобщему благу, а к разрушениям и гибели многих ребят. У. Голдинг показывает, что изменения, негативно сказывающиеся на личности людей, становятся причиной того, что люди становятся похожими на животных, охотящихся друг на друга. У. Голдинг поднимает в романе проблему нравственной и общественной деградации.

Роман «Повелитель мух» становится аллегорией тех трагичных событий, которые происходили в первой половине XX века. Жестокое поведение детей на острове символизирует поведение человечества во время Второй мировой войны.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» становится своеобразной иллюстрацией конечного этапа развития техносферы.

В романе поднимается проблема технического прогресса, которая в свою очередь тесно связана с проблемой нравственной деградации человечества. Р. Брэдбери изображает, что люди настолько привыкли к тому, что за них все делает техника, что уже разучились думать. Общество представлено в романе как бездумное стадо, в котором нет места для индивидуальностей. Автор рисует тоталитарное общество, которое запрещает всякое проявление инакомыслия. Общество принимает к себе только людей-копий, которые имеют одинаковое, разрешенное властями мировоззрение. Властями разрешено только то, что не может угрожать самой власти. В романе показано, как уничтожаются книги, в которых может оказаться информация, противоречащая принципам государства, как преследуют людей, имеющих собственное мнение, отличающееся от мнения большинства. Читатель видит, что общество вместе с книгами уничтожает само себя. Р. Брэдбери в своем романе показывает, что общество стремится к прогрессу для того, чтобы жизнь человека была идеальной, однако измененная жизнь превращается в сущий кошмар, который вряд ли можно назвать настоящей жизнью.

Главный герой романа Гай Монтаг первоначально является типичным обывателем. Гай Монтаг работает в организации, сжигающей книги. В начале повествования показано, что центральный персонаж ничего не имеет против той жизни, которая была создана прогрессом. Но Р. Брэдбери показывает образ Гая Монтага как личность развивающуюся и внутренне изменяющуюся. После знакомства с Клариссой Маклеллан главный герой с каждым днем осознает ничтожность своего существования. В итоге Гай Монтаг отказывается от работы по уничтожению книг и оказывается среди бродяг, которые заучивают тексты произведений, чтобы иметь возможность передавать их содержание. Главный герой бунтует против деградирующего общества и выступает за изменение окружающей действительности.

Роман «451 градус по Фаренгейту» можно назвать романом-предупреждением, ведь Р. Брэдбери фактически предостерегает человечества от тех последствиях, которые может принести технический прогресс, если его поставить превыше человеческой личности.

Любовь в лирике русского поэта Пушкина: кратко для сообщения, доклада, реферата

Дамы, которым были посвящены творения Пушкина, известны практически каждому. Вот допустим, знаменитое «Я вас любил…» было написано еще в далеком 1829 году.


Любовь в лирике русского поэта Пушкина

Ниже вы найдете краткую информацию для сообщения, доклада, реферата про любовь в лирике такого русского поэта, как Александр Сергеевич Пушкин:

Прообразом чувств поэта стала аристократичная и возвышенная Каролина Собаньская. Однако Каролина была старше и играла чувствами поэта. Тем не менее, безответная любовь к ней все же вылилась в определенное количество творений.

Стихотворение «Я вас любил…» — яркий тому пример. Поэт говорит, что его чувства больше не потревожат красавицу, поскольку он не хочет ее печалить. Он считает, что испытал ее власть над собой и обязан ей за муки любви. Пушкин говорил, что боится ее и просит, если она не будет его любить, сможет ли он рассчитывать, хотя бы на дружбу?

Кстати, лирический герой у поэта, всегда человек самоотверженный, благородный, и безусловно, очень любящий и жертвенный. К возлюбленной он всегда относится очень бережно, можно даже сказать, как к божеству. Причем вышеописанное стихотворение, написано в формате обращения. Оно обладает маленьким объемом, но в то же время трактует довольно глубокие мысли. Используются особые изобразительные средства, красота и точность мысли. Размер двусложный. Есть как строфы-откровения, так и признания.

Любовь в творениях поэта является одним из основных достояний культурного наследия. Кстати, невозможно утверждать, что настроение «Я Вас любил…» пессимистичное. Рифма и образы — легкие и прозрачные, присутствует задумчивость и приятная отрешенность. Да, гений стремится к любви, но учитывая ситуацию, он желает счастья возлюбленной, не важно, с ним либо без него. Все любовные стихотворения Пушкина достаточно напевные, многие из них использовались при создании известных романсов.

referat5vip.ru

Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы. Его лирика многотемна и многогранна, но любовь и дружба занимают особое место в ней, поскольку эти чувства сопутствовали поэту на протяжении всей его жизни; они были основными источниками его вдохновения. С течением времени взгляд поэта и отношение к ним менялись, но верность этим идеалам он пронес через всю жизнь. Дружеские послания лицейских лет в большинстве своем описывают юношеские пиры и веселья, прославляют жизнь ради жизни. Уже в этот период появляется мотив братства, который пройдет через все творчество поэта. Даже через много лет после окончания Лицея Пушкин помнит всех тех, с кем он учился, и посвящает им такие стихотворения, как “19 октября” (1825), “Бог помочь вам, друзья мои” (1827), “Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину” (1831), “Была пора: наш праздник молодой” (1836). Своему другу П. Я. Чаадаеву Пушкин адресует несколько стихотворений: “К Чаадаеву” (1818), “Чаадаеву” (1821). В произведении 1821 года автор, обращаясь к товарищу, благодарит его за поддержку и наставления: Во глубину души вникая строгим взором, Ты оживлял ее советом иль укором. Особое место в творчестве Пушкина занимает послание, адресованное друзьям-декабристам, “Во глубине сибирских руд…” (1827), в котором автор хочет морально поддержать сосланных на каторгу борцов. Поэт выражает уверенность в том, что “скорбный труд и дум высокое стремленье” не пропадут. Заканчивается стихотворение на оптимистической ноте: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Верность идеалам декабризма поэт провозглашает и в стихотворении “Арион” (1827): “Я гимны прежние пою”. Он останется верен идеалу дружбы и свободы до конца своей жизни. Одним из главных источников вдохновения у Пушкина всегда была любовь — чувство, захватывающее все его существо, занимающее все помыслы. Любовь для лирического героя — чувство светлое, прекрасное, вспоминать о нем “грустно и легко”. Ведь даже несостоявшаяся и безответная, она была для Пушкина источником вдохновения, что подтверждают следующие строки: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. Любовь у Пушкина — это любовь к своей избраннице, а не к своему чувству, поэтому поэт будет всегда восторженно относится в женщине, которую он когда-то любил, пусть и безответно: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Одним из прекрасных произведений любовной лирики поэта является стихотворение “Я помню чудное мгновенье” (1825), обращенное к А. П. Керн, с которой поэт встречался в Петербурге, но жизнь разлучила их: Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты… В жизни Пушкина наступили тяжелые годы изгнания: В глуши, во мраке заточенья, Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Любовь и слезы — вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. А поэтому новая встреча “пробуждает” душу, вдохновляет на написание этого стихотворения. Метафора (“бурь порыв мятежный”), сравнения (“как мимолетное виденье”, “как гений чистой красоты”) — все это способствует усилению образности и выразительности. Стихотворение написано любимым пушкинским размером — четырехстопным ямбом. Последние строки повторяют первое четверостишие (кольцевая композиция), что свидетельствует о возврате чувств. В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как “Храни меня, мой талисман” (1825), “Сожженное письмо” (1825). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это “письмо любви”, но и с ним надо проститься: “она велела”. И поэт предает огню “все радости свои”. Жадное пламя отняло последнее утешение, а печать, оставленная “перстнем верным”, превратилась в “растопленный сургуч”, а “пепел милый” остался “на горестной груди” как напоминание о несостоявшемся счастье. Обилие пауз, многоточий придает произведению тревожное настроение. Любовь и дружба, как два величайших чувства, проходят через всю жизнь и творчество поэта. Именно они были тем источником вдохновения, благодаря которому родились подлинные шедевры пушкинской поэзии.

Похожие материалы:

  • Краткая биография Пушкина — .
  • Биография А.С. Пушкина — .
  • Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» — .
  • Пугачев Пушкина — .
  • Пугачёв в романе Пушкина «Капитанская дочка» — .
  • Пугачев — разбойник или освободитель? (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») — .
  • Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») — .
  • Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — .

Более новые статьи:

  • Лирика — .
  • Лирика дружбы у Пушкина — .
  • Лирический герой поэзии Пушкина — .
  • Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина — .
  • Личность и государство в творчестве А. С. Пушкина — .
  • Личность и история в творчестве А. С. Пушкина — .
  • Любовная лирика Пушкина — .
  • Любовь в лирике А. С. Пушкина — .

Любовь русского поэта Пушкина к Анне Керн: лирика


Любовь русского поэта Пушкина к Анне Керн
Анна Керн — русская дворянка. Известность приобрела именно благодаря отношениям с Пушкиным. Вот описание любовной лирики русского поэта к Анне Керн:

Первая встреча произошла у тетки Анны, Олениной. Молодая генеральша славилась случайными связями. Конечно же, на нее поэт не произвел впечатления – мало того, даже показался слишком уж навязчивым. А вот Анна ему сразу понравилась. Он отпускал льстивые возгласы и старался получить взаимность.

Впоследствии Керн стала вдохновением и мимолетной музой. Казалось, чувства нахлынули извне. Именно в тот период было рождено знаменитое стихотворение:

«Я помню чудное мгновение – Передо мной явилась ты, Как мимолетное видение, Как гений чистой красоты».

Анна была сама автором многих мемуаров. Ее замужество со стариком заставило много размышлять и переносить свои мысли на бумагу. Пушкин также написал много творений благодаря этой любви.

Любовь русского поэта Пушкина к Елизавете Воронцовой: лирика


Любовь русского поэта Пушкина к Елизавете Воронцовой
Еще одна возлюбленная поэта, для которой написано много мемуаров — Елизавета Воронцова. Вот описание любовной лирики и любви русского поэта Пушкина к этой женщине:

П. Губер — известный критик утверждает, что если близкие отношения между великим русским поэтом и Воронцовой и были, то они были окружены завесой тайны, практически никто этого не видел. Даже Раевский, который души не чаял в графине и следил за каждым ее шагом.

Тем не менее, догадки подвигли его устранить конкурента. Сам же Пушкин понимал, что запретный плод не принесет ничего, кроме страданий. Но не любить он не мог. Мало того, поэта возмутило столкновение с Раевским в Одессе. Он посчитал это коварством и предательством. Венчала встречу унизительная командировка. Соперник просто посчитал отослать Александра Сергеевича подальше. Пушкину даже пришлось написать Воронцову послание и попросить об увольнении.

Конечно же, пылкие чувства к супруге графа у поэта были. В конце концов, его отправили в родительское имение, в Псковскую губернию. Но графиня продолжала тайную переписку. Именно ей посвящены лирические стихотворения «Ангел», «Сожженное письмо», «Талисман».


Любовь русского поэта Пушкина — стих «Ангел»

Кстати, антипатичного Раевского, Пушкин изображает демоном:

«Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман».

Пушкин нравился многим женщинам, потому что он был статным, любезным и никогда не повышал голос. Однако возлюбленных у него было не так много. О еще одной любви поэта читайте далее.

Любовь русского поэта Пушкина к Наталье Гончаровой: лирика


Любовь русского поэта Пушкина к Наталье Гончаровой
О любви Пушкина к Наталье Гончаровой знает каждый и школьник, и взрослый. Поэт воспевал эту красавицу. Любовная лирика русского поэта Пушкина к Наталье Гончаровой:

Эта встреча была предначертана свыше. В ту пору Пушкин уже имел популярность в стихотворной нише. Что же касается Гончаровой, она была одной из самых красивых женщин страны. Можно сказать, что в жизни каждого из них, это были последние сильные чувства. К слову, это было испытанием. Мало кто верил, что этот союз будет прочным. Но, как выяснилось зря.

Конечно же, союз базировался на вдохновении, которое возлюбленная дарила поэту. Однако это была любовь не стихийная, а глобальная и осмысленная. Вот что поэт пишет:

«Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем.

Восторгом чувственным, безумством, исступленьем,

Стенаньем, криками вакханки молодой,

Когда, виясь в моих объятиях змией,

Порывом пылких ласк и язвою лобзаний

Она торопит миг последних содроганий!»

Но поэт умел не только любить, но и дружить. Подробнее читайте далее.

Тема лирики, любви и дружбы в поэзии русского поэта Пушкина: кто был его другом?


Русский поэт Пушкин
Как много написано мемуаров про светлое чувство поэта. Но также нам известны стихи и про друзей Александра Сергеевича. Тема лирики, любви и дружбы в поэзии русского поэта Пушкина близка каждому современному человеку. Поэт ценит дружбу, особенно в тех случаях, когда она закалена годами и проверена невзгодами. Он считает данное чувство святым. Тем не менее, не важнее творческой свободы и любви.

Однако данная тема – это также лейтмотив его творчества. Имена друзей Пушкина известны многим. Ведь он изобилует посвящениями:

  • П.Я. Чаадаеву
  • В.К. Кюхельбекеру
  • И.И. Пущину
  • В.А. Каверину

Со многими из этих людей поэт был очень близок. Причем большая часть преданных товарищей, осталась у него еще со времен лицейского прошлого. Что касается юной дружбы, она представляется взбалмошной, непокорной. Словно веселая и игривая стихия. Поэзия того периода удалая, легкая:

«Друзья, досужий час настал, Все тихо, все в покое. Скорее скатерть и бокал, Сюда вино златое!»

Однако с годами поэт понимает, что дружба – это не только веселое застолье вместе, но и сопереживание, горечь потерь. Значение данного чувства для него видоизменяется в правильную сторону.

Prigorok

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

В начале или в конце разговора нужно, наверно, высказать общую идею, которая принадлежит Д.С. Лихачеву: в своих стихах Пушкин запечатлел «эталоны» человеческих чувств, некое идеальное «качества» и любви, и дружбы. Не так уж много поэтов вообще пишет о дружбе, не так уж много людей умеет по-настоящему дружить, далеко не каждый способен тепло и благородно пожелать красавице, которая его не любит: «Как дай вам Бог любимой быть другим». И вообще о любви несчастной писать не всякий отважится: самолюбие мешает. Для Пушкина важно все, что связывает людей, – не абстрактно, не теоретически, а на самом деле. Мы помним по биографии, что он почти никого не «потерял», всех сумел удержать в неравнодушном своем сердце. Об этом и писал.

Дружба

1. Перечитайте стихотворение «19 октября 1825 года». Назовите все, что связало лицеистов в единую семью.

Стихи недавно (в прошлом году) подробно разбирались. Пусть перечислят то, что связывает лицеистов: детские воспоминания, пережитая вместе война 1812 года, пристрастие к музам (вкусы и интересы), братское доверие друг к другу. И надо вспомнить кольцевую композицию этих стихов: они начинаются с того, кто оторван от дружеского круга в пространстве (автора), который празднует лицейский день в одиночестве, и заканчивается тем, кто будет праздновать его один в чужом, грядущем времени (им, кстати, будет Горчаков). За этим, кроме всего прочего, стоит сугубо пушкинское чувство поколения – некой дружины, которой в истории уготованы свои задачи и свое место. От других стихов, написанных ко дню лицейской годовщины, эти отличаются множеством названных имен: Пушкин полвыпуска там перечислил. И одинокое пиршество только подчеркивает, что ни один из них на самом деле не одинок, потому что дружеский союз «как душа, неразделим и вечен». Можно вспомнить те стихи о загробном мире, которые мы уже читали: Пушкин очень хочет, чтобы все потом собрались там, и никто не потерялся, а круг обрел бы свою вечную законченность. Антитезу «родина – чужбина» тоже можно обсудить. В стихах достаточно патриотических восторгов (и даже есть тост за царя), но Царское Село – это, можно сказать, «родина души». Она была бы романтической в своей идеальности, но при этом она и реальна.

2. Сопоставьте «19 октября 1825 года» со стихотворением «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…», 1826 г.) и «19 октября 1827 года». Чем стала лицейская дружба в жизни Пушкина, Пущина и др.?

В этих стихах идет речь о тяжелых жизненных испытаниях (с глухими намеками на каторгу декабристов) и о том, что детская дружба стала для лицеистов серьезной опорой в жизни. Нам сейчас кажется, что это нечто само собою разумеющееся. Но можно спросить: много ли вы знаете людей, которых в жизни поддерживает школьная дружба. (Я знаю, но это из истории редких школ).

3. Что говорит Пушкин об опыте другой, «не лицейской» дружбы в стихотворениях «19 октября 1825 года» и «Дружба» (1824)?

Сравнение лицейской дружбы и дружбы «светской» показало, какое же сокровище – этот сложившийся в детстве дружеский круг. И какая редкость в жизни.

4. Как видит Пушкин судьбу лицейского дружеского круга на фоне больших исторических событий и быстротечного времени в стихотворениях «19 октября 1825 года», «Чем чаще празднует лицей…» (1831), «Была пора: наш праздник молодой…» (1836)?

Как заметил один ребенок, Пушкин жил в то время, когда происходили большие исторические события. Став в 12 – 15 лет свидетелями величайшей войны, лицеисты (и Пушкин в первую очередь) привыкли думать, что у каждого поколения в жизни будет шанс совершить нечто великое, оставить след в истории. Пушкин трижды писал о том, как мимо ограды парка в Царском Селе проходили войска: в «Воспоминаниях в Царском Селе» 1815 года, 1829 года и в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой…» – все искал слова, которые бы выразили это их переживание. В конце концов нашел: «Вы помните: текла за ратью рать, //Со старшими мы братьями прощались // И в сень наук с досадой возвращались, // Завидуя тому, кто умирать // Шел мимо нас…» Те, кто успел принят участие в войне 1812 года, были всего лишь «старшими братьями» – но это было другое поколение, главным событием в жизни которого стала эта война. Жажда стать новой «дружиной», которая свершит свой, еще неведомый подвиг на благо и во славу России, слышна у Пушкина в послании «К Чаадаеву», заметна в том, как Пущин поспешил вступить в тайное общество… Однако история творилась словно бы без их участия – и точно вопреки их воле. Подвиг одних был отвергнут страной, другие же так и остались свидетелями истории – но они переживали ее вместе. Пушкин остро чувствовал то историческое время, которое отпущено каждому поколению. Он вообще мерил историческое время поколениями: вот время подвигов Олега и его дружины; вот настало время князя Игоря и Ольги – и оно тоже пройдет; вот ворвался в историю Петр со своими соратниками… Императора Александра Пушкин упрекал за лень (!): он не давал своей «дружине» отличиться в исторических свершениях; а Николая похвалил за то, что он оживил русскую жизнь войной (с турками) и трудами. Друзья – это соратники, сотрудники в созидании русской истории. А впрочем, они в первую очередь друзья (вспомним «Кто из богов мне возвратил…»).

Любовь

Разбирать любовные стихи с серьезным видом (да еще в конце всех разговоров о лирике) может оказаться скучно. В последний раз я просто почитала им вслух некоторые, с остальными велела знакомиться по списку и в классе предложила написать свое эссе: «Каким образом любовь действует на душу?». Потом мы читали их работы и соотносили с конкретными стихами.

1. Прочитайте стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Мадонна» (1830), «Нет, нет, не должен я…» (1830), «Красавице» (1832), «Я думал, сердце позабыло…» (1835). Как действует красота на душу поэта? Почему он называет красоту святыней?

Вообще в 19 веке красавиц воспевали и прославляли (в альбомах например) – это была часть культуры, своего рода условность. Но Пушкин эти традиционные комплименты наполнил смыслом: красота возвышает (пробуждает, очищает) душу. Поэтому он назовет ее «святыней», не побоится сравнить красавицу (Наталью Николаевну) с Мадонной. «Я помню чудное мгновенье…» придется разбирать «формально». Спросить, какая связь между любовью и вдохновеньем (оживлением души)? Оказывается, что любить способна только пробудившаяся душа – к ней-то и является «гений чистой красоты» (а не наоборот). Ну и строение стихов, основанное на параллелизме: внутреннее состояние героя – внешнее течение его жизни. Роль рефрена…

2. Прочитайте стихотворения «Подъезжая под Ижоры…» (1829), «Нет ни в чем вам благодати…» (1825), Е.Н. Ушаковой («Вы избалованы природой…», 1829), «Признание» (1826). Насколько, на ваш взгляд, серьезны описываемые в них чувства? Как вы думаете, зачем написаны эти стихотворения?

Еще несколько слов о культуре пушкинской эпохи. В этих стихах своего рода любовная игра, причем очень тонкая. Автор (по правилам) должен сказать даме приятное (что она умна, например, и прекрасна). Но при этом дать понять, что это еще не формальное предложение руки и сердца, что его восхищение чуть-чуть не слишком серьезно (и вообще все тут «некстати» и «невпопад» – то есть еще не сложилось счастливым образом). И сделать это надо так, чтобы не обидеть, но и самому не стать жертвой своих неумеренных восторгов. Большим успехом пользовалось в нашем классе «Признание» («Я вас люблю, хоть я бешусь…»), и его охотно учили наизусть – гораздо охотней, чем «Чудное мгновенье».

3. Сравните стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829) и «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830). Попробуйте объяснить состояние «светлой печали», о котором пишет Пушкин.

Тут речь идет о самом чувстве (состоянии героя), а не о конкретном сюжете или конкретной красавице. Любовь для Пушкина есть жизнь (без нее душа впадает в хладный сон), она сродни вдохновенью (как мы выяснили). «На холмах Грузии» удивительно тем, что героиня (предмет любви) в стихах отсутствует, есть только нарастающее чувство в сердце, которое заведомо не получит сию минуту удовлетворения. Первая строфа печальная и спокойная, вторая – взволнованная и почти ликующая. Не потому что его вдруг полюбили – потому что он не может не любить.

«Элегия» – стихотворение «из списка философских», но оно объясняет эту странность. Для Пушкина смысл жизни не в том, чтобы быть веселым и счастливым (от веселья остается тяжкий осадок), а в том, чтоб мыслить, страдать, любить – то есть жить. И для того, кто рискует жить полной жизнью, кроме печали, есть на свете и утешение. Приносит его нечто прекрасное: восхищение гармонией в создании искусства или в человеческом существе. Мы начинали ведь с того, что любовь очищает душу. Вообще «Элегию» бы надо выучить наизусть.

4. Сравните стихотворения «Что в имени тебе моем?» (1829) и «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829). Что в них общего? Как выражено в них особое, пушкинское благородство чувств?

Вот те самые редкие стихи о несчастной любви. За них многие Пушкина благодарили в своей жизни, потому что это очень тяжело переживать наедине с самим собой. А когда рядом Пушкин говорит о том, как он такое пережил, все-таки становится полегче. Вообще эта готовность Пушкина стать личным другом каждому читателю удивительна тем, что она вполне искренняя. Читатель в самом деле друг, и автор ему благодарен за то, что он читает, а в ответ одаривает своим невидимым участием. К Пушкину у всех, кто удосужился его прочитать, очень личное отношение. (Это так, замечания по ходу дела и на будущее: если вдруг приключится несчастная любовь – искать утешения можно тут). Ну и смысл обоих стихотворений: «любовь не ищет своего» и не о себе печется, а о любимом. И желает ему счастья – великодушно и бескорыстно.

Стихи, не попавшие в списки

В этом году в списки к ЕГЭ включили несколько стихотворений, которые остаются вне основных тем: «Погасло дневное светило…», «Няне», «Зимнее утро», «Туча» и «Подражания Корану» (то ли все, то ли только последнее: «И путник усталый на Бога роптал»…). Когда и как их разбирать – сложный вопрос. Попробую что-нибудь предложить.

«Погасло дневное светило» – элегия, с которой начинается пушкинский романтизм. Значит, в ней надо найти двоемирие (второй мир – тот, что остался в воспоминаниях); сравнить с песней Чайльд-Гарольда (прощанье с родиной); обсудить роль моря (и как символа жизненного пути, и как «двойника» лирического героя, и как своеобразный мрачноватый романтический пейзаж); взглянуть на эпитеты; конечно, образ героя – разочарованного изгнанника – тоже весьма романтичен… Да, еще можно обратить внимание на то, что герой согласен отказаться от всего, кроме ран прежней любви. А читать ее можно по ходу биографического рассказа.

«Няне» – реалистические стихи (можно поискать детали: спицы, глушь, дорога –и поговорить о том, как через них передаются чувства). О способности к сопереживанию, о чувстве вины… О том, что это «фрагмент» (как «Осень»), и в нем есть недоговоренность. Можно спросить: счастлив ли автор, живущий где-то своей жизнью (молодой, бурной, интересной)? Похоже, что и у него есть своя тоска и свои заботы. Можно обратить внимание, что тема стихотворения могла бы в недалеком прошлом показаться «низкой», но Пушкин делает ее «высокой», причем без ходульности и пафоса. Такая истинная человечность, сама мера. И опять эта пушкинская потребность сохранять человеческие связи… Когда его лучше читать? По ходу биографии? Или добавить к любви и дружбе?

«Зимнее утро» разбирать можно только формально: вот контраст вечера и утра, вот какие роскошные эпитеты. Единственный существенный вопрос: если Пушкин и впрямь не пишет «чистых» пейзажей, то про что эти стихи? Наверно, про любовь, про радость жизни… Тоже в тему любви, в то, как она преображает восприятие мира?

«Туча» – практически аллегория, стихи с политическим подтекстом: автор сравнивает себя с этой тучей, оставшейся от прежней, бурной эпохи. В финале есть горечь от осознания себя «пережитком прошлого». Можно сопоставить с «Арионом» – такое же невеселое осознание себя обломком другого мира, рожденным для бури, а не для ясной погоды. Добавить ее к свободе?

«И путник усталый на Бога роптал…» – стихи, конечно, философские. Посмотрев, что о ней пишут, я накопала таких идей:

– по жанру это романтическая баллада (мистика, историчность, сюжет);

– романтизм проявляется в том, что выбран экзотический материал и осмыслен как бы «изнутри»: Пушкин честно воспроизводит свое понимание мусульманского мировосприятия;

– баллада о мгновенности человеческой жизни: если искать земного благополучия – все потеряешь, а если идти вперед и трудиться, то все (включая молодость) вернется;

– другая трактовка: тема – смерть и воскресение, переход человека от безверия (сомнения, ропота) к вере, которая воскрешает в нем жизнь;

– про связь земного и духовного, про то, что духовное «первично»: раскаянье (скорбь) путника возрождает не только его самого, но и мир вокруг (включая ослицу);

– интересно сравнить эту балладу с «Тремя пальмами» Лермонтова: у того все наоборот. За ропотом следует кара, причем в виде исполнения желания, и ничто уже не возрождается;

– сравнивают эти стихи и с «Пророком»: тот же образ пустыни и духовного возрождения: от ропота (жажды) до того, как герой «с Богом» пустится в путь.

Что с ним делать – не знаю. Отнести к философским и спросить народ, как они понимают смысл этих стихов? А потом предложить известные трактовки?

Сочинение на тему «Любовь в лирике русского поэта Пушкина»: материал, примеры, стихи

Любовь в лирике русского поэта Пушкина
Школьники часто на уроках русского языка и литературы пишут сочинение по теме лирики Пушкина. Такая тема даже попадается и на ЕГЭ. Задание на итоговое, президентское сочинение также часто бывает по этой теме. Вот материал и примеры на тему «Любовь в лирике русского поэта Пушкина»:

Практически все стихотворения великого русского поэта пропитаны любовью. Ни в юности, ни в более осознанном возрасте Пушкин не стесняется своих привязанностей (даже запретных), а открыто и поэтично говорит о них, упивается чувствами. Читателю близки такие переживания. Делится с аудиторией поэт и своими неудачами.

Но, несмотря на пылкость, Пушкин не «ходок» — к каждой новой возлюбленной он относится трепетно и серьезно. Чувства его подобны переливающемуся по весне ручью, который бурлит, окрашен разными красками, и поет на тысячу голосов.

Любовь поэта жертвенная. Он не приемлет эгоизма. Для него главное – счастье объекта обожания. Возвышенное отношение к любимой проявляется в стихотворении «Я Вас любил». Он говорит: «Так дай Вам Бог любимой быть другим». И это очень благородно. Понимая, что чувствам не суждено иметь место, Пушкин желает, чтобы его возлюбленная все равно была счастлива. Не важно, с ним или с иным мужчиной, с соперником.

А вот что касается «Чудного мгновения», здесь автор показывает все те чувства, которые испытывает человек, что мучается без влюбленности: «В глуши во мраке заточения тянулись тихо дни мои». Вот полностью этот стих:


Любовь в лирике русского поэта Пушкина — стих «Я помню чудное мгновенье»

Наталью Николаевну Гончарову он сравнивает с Мадонной, утверждает, что она чистейший образец прелести. Кстати, даже по этим строкам заметно, что влюбленность взрослеет вместе с Пушкиным, становится более глубокой и возвышенной.

Любовь для Пушкина – дар небес, наивысшая благодать. Это словно целебный эликсир, что позволяет жить и творить. Мне очень нравится в творчестве Александра Сергеевича то, что в отличие от некоторых поэтов и писателей, он открыто говорит о любви и не стесняется ее.

Часть 1. Сведения по теории и истории литературы

  1. Художественная литература как искусство слова
  2. Фольклор. Жанры фольклора
  3. Художественный образ. Художественное время и пространство
  4. Содержание и форма. Поэтика
  5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
  6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
  7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
  8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
  9. Деталь. Символ. Подтекст
  10. Психологизм. Народность. Историзм
  11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
  12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
  13. Стиль
  14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
  15. Литературная критика

Часть 2. Список литературы

Кодификатор по литературе 2021 ЕГЭ также включает список всех произведений, которые выпускник должен прочитать и знать содержание. На деле, при подготовке к экзамену ученику потребуются не все книги из школьной программы.

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ в.

  • Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
  • Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
  • Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)