В первой редакции мастера и маргариты встреча московских литераторов егэ

Главные герои «Мастера и Маргариты»

Произведение Булгакова представляет собой «роман в романе», и главные герои «Мастера и Маргариты» Булгакова в части, повествующей о пребывании Сатаны в Москве – Воланд, Мастер и Маргарита, Иван Бездомный.

Воланд

Сатана, Дьявол, «дух зла и повелитель теней», могущественный «князь тьмы». Посетил Москву в роли «профессора черной магии». Воланд изучает людей, разными способами стараясь проявить их суть. Посмотрев на москвичей в театре-варьете, делает вывод о том, что они «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Давая свой «великий бал», вносит беспокойство и смятение в жизнь горожан. Бескорыстно принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты, возрождает сожженный роман Мастера, позволяет автору романа сообщить Пилату, что тот прощен.

Настоящее обличье Воланд принимает, оставляя Москву.

Мастер

Бывший историк, отрекшийся от своего имени, написавший гениальный роман о Понтии Пилате. Не выдержав травли критиков, оказывается в психиатрической лечебнице. Маргарита, возлюбленная Мастера, просит Сатану спасти любимого. Воланд выполняет и просьбу Иешуа, прочитавшего роман – дать Мастеру покой.

«Прощание свершилось, счета оплачены», и Мастер с Маргаритой обретают покой и «вечный дом».

Маргарита

Красивая и умная женщина, жена «очень крупного специалиста», ни в чем не нуждавшаяся, не была счастлива. Все изменилось в момент встречи с Мастером. Полюбив, Маргарита становится его «тайной женой», другом и единомышленником. Она вдохновляет Мастера на роман, побуждает бороться за него.

Заключив сделку с Сатаной, исполняет роль хозяйки у него на балу. Милосердие Маргариты, просящей пощадить Фриду вместо просьбы для себя, защита Латунского, участие в судьбе Пилата смягчают Воланда.

Стараниями Маргариты Мастер спасен, оба покидают Землю со свитой Воланда.

Бездомный Иван

Пролетарский поэт, написавший по заданию редактора антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В начале романа –, «человек невежественный», недалекий, считает, что «сам человек и управляет» своей жизнью, не может поверит в существование Дьявола и Иисуса. Не справившись с эмоциональным напряжением от встречи с Воландом, оказывается в клинике для душевнобольных. После встречи с Мастером начинает понимать, что стихи его «чудовищны», обещает никогда больше не писать стихов. Мастер называет его своим учеником.

В финале романа Иван живет по настоящей фамилией – Понырев, он стал профессором, работает в институте истории и философии. Вылечился, но иногда так и не может справиться с непонятным душевным беспокойством.

Список героев романа велик, все, кто появляется на страницах произведения, углубляют и раскрывают его смысл. Остановимся на наиболее значительных для раскрытия замысла автора персонажах «Мастера и Маргариты» Булгакова.

Главные герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение Булгакова включает две сюжетные линии, в роман входит ещё один роман, написанный героем. В части, посвящённой московским похождениям сатаны, одни герои, в романе Мастера — другие.

Воланд

— одно из имён сатаны, центрального героя произведения. В Москве он представляет себя «профессором чёрной магии». Прибыл в столицу, чтобы посмотреть, как изменились москвичи. Уяснив в разговоре с двумя встречными их атеизм, изумляется: «какая прелесть!». Наблюдая в театре-варьете за москвичами, делает заключение, что люди похожи на прежних, но испорчены квартирным вопросом.

Воланд обаятелен, чего в принципе быть не должно. Эпиграф к роману из «Фауста» Гёте раскрывает отношение писателя к сатане: зло невольно порождает добро, то есть зло и добро у него равнозначны. Здесь проявляются манихейские взгляды Булгакова. И действует Воланд справедливо: наказывает негодяев, помогает нуждающимся в помощи.

Вполне себе положительный герой. Воплощённое зло в элегантной обёртке, которое уже не отпугивает. Помощь его любовникам не была бескорыстной: Маргарита продала ему душу, была королевой на чёрной мессе, где оскверняются христианские святыни; Мастер написал роман, искажающий Евангелие.

Мастер

— бывший работник музея, историк. Однажды он выиграл большую сумму денег, бросил службу в музее и засел за написание романа о Понтии Пилате. Советская критика роман на религиозную тему не приняла, началась травля автора, вдобавок Мастер лишается жилья. Став душевнобольным, герой находит приют в психиатрической клинике. Маргарита, любимая женщина Мастера, обращается к сатане с просьбой спасти возлюбленного.

Воланд идёт ей навстречу за определённые услуги, и Мастер будто бы обретает покой, но это покой временный, до Страшного суда. Вечного покоя сатана обеспечить не может. Да и есть ли покой в его царстве тьмы, с ведьмой? Что будет с героем, написавшим роман по вдохновению от Воланда, в дальнейшем — вопрос открытый.

Маргарита

— красивая женщина тридцати лет. Она замужем за человеком значительным, известным специалистом. Маргарита Николаевна не знала материальных проблем, её любит муж, добрый, молодой, красивый, но счастливой героиня себя не чувствовала никогда. Встреча с Мастером изменила всё. Полюбив его, Маргарита стала вести двойную жизнь: тайно приходила к Мастеру, помогала ему в быту, вдохновляла на творчество. В неудаче с выходом романа она поддерживала возлюбленного.

Когда любимый пропал, героиня однажды выразила готовность заложить душу дьяволу, только бы узнать, жив Мастер или нет. И бес из свиты Воланда не замедлил появиться. Так Маргарита Николаевна свела знакомство с сатаной, заключила с ним сделку, изменила свою природу, став ведьмой, потом — жрицей на балу у сатаны, то есть на чёрной мессе. Стараниями Маргариты сатана избавляет Мастера от душевной болезни, восстанавливает сожжённый роман, и они покидают земной мир.

Маргарита умна, в ней есть благородство. Она выполняет обещание: просит Воланда за Фриду, чем лишает себя права на собственную просьбу. Она обманывает мужа, но не желает причинять боль человеку, от которого видела только добро. Безвозвратная погибель героини в том, что она в своём горе призывала прародителя зла, не вспомнив о Боге. Когда получила желаемое, восславила сатану: «Всесилен!». Его она признала единственной силой, ему поклонилась.

Иван Николаевич Бездомный

— двадцатитрёхлетний поэт, подлинная фамилия его Понырев. Псевдоним подчёркивал пролетарское происхождение. По заданию редакции он написал поэму антирелигиозного толка, речь в ней шла об Иисусе Христе. Иван писал на тему, в которой почти ничего не понимал.

В начале романа поэт Бездомный ещё малообразованный человек. В атеистическом духе своего времени юноша не верит в существование Христа и дьявола. Последний, однако, довёл поэта до шизофрении. Иван оказывается в одной клинике с Мастером, встреча с которым помогла ему понять чудовищность своих стихов.

От занятий поэзией герой отрёкся, вслед за Мастером он заинтересовался историей, пошёл по стопам своего учителя. В конце романа Иван уже профессор исторических наук Понырев. Он почти здоров, болезнь до конца так и не оставила его.

Понтий Пилат

— римский правитель Иудеи, прокуратор, игемон. Как полагается по должности, он деспотичный и жестокий. Иешуа, приведённый к Пилату на допрос, симпатичен прокуратору. Для него очевидно, что никакой вины за этим мирным философом нет. Тем более Га-Ноцри избавляет его от мучительного приступа мигрени.

Пилат уже мечтает оставить арестанта при себе как врача и скрашивать свою жизнь беседами с ним. Но тут выяснились взгляды Иешуа на государственную власть, и, опасаясь за своё положение, Пилат смалодушничал: не посмел противиться решению Синедриона о казни Га-Ноцри.

Пилату передают слова Иешуа о трусости как об одном из самых главных пороков, игемон понимает, что они адресованы ему. Прокуратор обречён на долгое раскаянье. Мучась им, он около двух тысяч лет сидит на каменной площадке, жалуясь на плохую должность. Во сне Пилат видит только одно: вместе с арестантом Га-Ноцри он идёт по лунной дорожке.

Мастер, дописав роман, отпускает своего героя на свободу. Пилат получает прощение, встречается на лунной дорожке с Га-Ноцри и беседует с ним. Прощение, между тем, не вводит Пилата в Царство Божие. Над бездной загорелся город с золотыми идолами, куда он и устремился.

Иешуа Га-Ноцри

. Этим образом писатель подменяет Иисуса Христа. Иешуа просто бродячий философ, которому ничего не известно о его родителях, в отличие от Христа, твёрдо знающего, что он Сын Божий. На вопрос Пилата об истине, евангельский Иисус отвечает молчанием, потому что Истина стоит перед прокуратором. Га-Ноцри многословен, называет истиной текущий момент — головную боль Пилата.

Герой Булгакова не похож на бессмертного и всезнающего Христа, пришедшего в мир искупить Своими страданиями грехи рода человеческого. Иешуа стремится вызвать сочувствие к себе, просит прокуратора отпустить его. Христос умирает с именем Божиим на устах, Га-Ноцри произносит: «Игемон…».

В последней главе романа выясняется, что за Иешуа просил Воланда за Пилата. В первой редакции романа было — приказал. Поправкой во второй редакции автор не только уравнял свет и тьму, но дал князю тьмы преимущество.

Свита Воланда

Фагот-Коровьев

Старший подручный в свите Воланда, ему поручаются самые ответственные дела. В общении с москвичами Коровьев представляется секретарем и переводчиком иностранца Воланда, но непонятно, кто он в действительности: «маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто». Он постоянно в действии, и, что бы ни делал, с кем бы ни общался, кривляется и паясничает, кричит и «орет».

Манеры и речь Фагота резко меняются, когда он говорит с теми, кто заслуживает уважения. С Воландом разговаривает почтительно, чистым и звучным голосом, Маргарите помогает распоряжаться на балу, ухаживает за Мастером.

Лишь при последнем появлении на страницах романа Фагот предстает в истинном образе: рядом с Воландом скакал на коне рыцарь «с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом». Когда-то наказанный за неудачный каламбур на тему света и тьмы ролью шута на долгие века, теперь он «свой счет оплатил и закрыл».

Азазелло

Демон, помощник Воланда. Внешность «с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию», с бельмом на правом глазу, отталкивающая. Его основные обязанности связаны с применением силы: «надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде». Покидая землю, Азазелло принимает настоящий облик – облик демона-убийцы с пустыми глазами и холодным лицом.

Кот Бегемот

По определению самого Воланда, помощник его – «шут гороховый». Он является пред жителями столицы в виде «громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами» кота или полного человека с физиономией, похожей на кошачью. Шутки Бегемота отнюдь не всегда безобидны, а после его исчезновения по всей стране начали истреблять обычных черных котов.

Улетая в свите Воланда прочь от Земли, Бегемот оказывается «худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире». Гелла. Служанка Воланда, ведьма-вампир.

Второстепенные герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»

Коровьев-Фагот

— главный помощник Воланда, выполняет ответственные поручения. На вид — длинный тип, странно одетый, с глумливой физиономией. Персонаж называет себя бывшим регентом, в некоторых случаях представляется москвичам секретарём или переводчиком иностранного профессора.

Все его действия сопровождаются кривляньями, Фагот всегда орёт неприятным голосом. Поведение его разительно меняется в общении с мессиром: голос Коровьева приобретает чистое звучание, он становится почтителен. В отношении Маргариты и Мастера Фагот тоже обходится без шутовства.

В конце романа он обретает истинный свой облик угрюмого рыцаря, никогда не улыбающегося. Однажды герой неудачно скаламбурил насчёт света и тьмы, за что расплачивался долгие века шутовской ролью. Пришло время — он рассчитался.

Азазелло

— демон, являющийся москвичам в виде рыжего типа с мерзкой физиономией: торчит клык изо рта, правый глаз затянут бельмом. Ему поручают дела, где надо применить грубую физическую силу. Когда Воланд со свитой уносятся в поднебесье, Азазелло предстаёт в настоящем обличье демона-убийцы: пустоглазый, с холодным белым лицом.

Бегемот

— демон, подручный Воланда, шут под стать Коровьеву, с которым неразлучен. По Москве он разгуливает в виде огромного чёрного кота или толстяка с лицом, в котором было что-то кошачье. Шутил персонаж так, что после того, как «шайка гипнотизёров» пропала, по стране началась охота на чёрных котов.

В последней главе Бегемот тоже меняется. На самом деле этот демон-паж стройный юноша, непревзойденный в мире шут.

Персонажи романа Мастера

Понтий Пилат и Иешуа – главные герои повествования, написанного Мастером.

Понтий Пилат

Прокуратор Иудеи, правитель жестокий и властный.

Понимая, что приведенный на допрос Иешуа ни в чем не виноват, проникается симпатией к нему. Но, несмотря на высокое положение, прокуратор не мог противостоять решению о казни, смалодушничал, опасаясь потерять власть.

Слова Га-Ноцри о том, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость», игемон принимает на свой счет. Мучаясь раскаянием, проводит в горах «двенадцать тысяч лун». Отпущен на свободу Мастером, написавшим о нем роман.

Иешуа Га-Ноцри

Путешествующий из города в город философ. Он одинок, ничего не знает о своих родителях, считает, что по природе своей все люди добры, и придет время, когда «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины» и никакая власть не будет нужна. Он говорит об этом с людьми, но за свои слова обвинен в покушении на власть и авторитет кесаря и казнен. Перед казнью он прощает своих палачей.

В заключительной части романа Булгакова Иешуа, прочитавший роман Мастера, просит Воланда наградить Мастера и Маргариту покоем, встречается вновь с Пилатом, и они идут, разговаривая, по лунной дороге.

Левий Матвей

Бывший сборщик налогов, считающий себя учеником Иешуа. Записывает все, что произносит Га-Ноцри, излагая услышанное в силу своего понимания. Предан своему учителю, снимает его с креста, чтобы похоронить, собирается убить Иуду из Кариафа.

Иуда из Кириафа

Молодой красавец, за тридцать тетрадрахм спровоцировавший Иешуа при тайных свидетелях высказаться о государственной власти. Убит по тайному приказу Понтия Пилата. Каифа. Иудейский первосвященник, возглавляющий Синедрион. Его обвиняет Понтий Пилат в казни Иешуа Га-Ноцри.

Характеристика героев романа Мастер и Маргарита

Произведение отличается наличием нескольких сюжетных линий, в которых изображается большое количество персонажей.

Главными героями романа являются Мастер и его возлюбленная Маргарита, Воланд, а также Иван Бездомный.

Воланд представляется в произведении в образе сатаны, дьявола, могущественного повелителя тьмы, который по сюжету посещает российскую столицу в качестве профессора, преподающего черную магию. Образ Воланда позволяет автору продемонстрировать человеческие пороки и недостатки в виде алчности, жадности, ненасытности, трусости, зависти, из-за которых герой осуществлять наказание в отношении ничтожных людей.

Другим главным героем является Мастер, предположительно являющийся прототипом писателя, представленного в образе несчастливого творца слова, бывшего историка, который отрекается от собственного имени, написав гениальное творение о судьбе Понтия Пилата. Под воздействием критики психика героя не выдерживает и его помещают в психиатрическое заведение. Возлюбленной Мастера является Маргарита, которая пытается спасти любимого мужчину, прося помощи у Воланда, помогающего Мастеру обрести вечный покой вместе с героиней, покинув земное существование вместе со свитой Сатаны.

Маргарита изображается в романе в качестве красивой, умной, милосердной женщины, которая обретает женское счастье лишь со встречи с Мастером, став его тайной супругой и вдохновив на создание произведения. Для спасения любимого Маргарите приходится пойти на сделку с Сатаной, при этом на его балу ей приходится выполнять роль хозяйки мероприятия.

В образе Ивана Бездомного автор изображает пролетарского поэта, написавшего антирелигиозное сочинение, посвященное Иисусу Христу, которое обуславливает его дальнейшую встречу с Воландом и под воздействием эмоционального напряжения помещение его в лечебницу для душевнобольных. В финале произведения героя излечивается, однако также ощущает непонятное душевное беспокойство, вспоминая беседы в клинике с Мастером, считающим Бездомного собственным учеником.

Второстепенных героев в романе огромное количество, но, в первую очередь, ими являются представители свиты Воланда в лице Фагота-Коровьева, старшего подручного Сатаны, Азазелло, помощника Дьявола, отвечающего за мероприятия, связанные с применением силы, Кота Бегемота, шута горохового, Геллы, служанки Воланда, являющейся ведьмой-вампиром. Помимо этого, во время посещения Воландом Москвы в повествовании участвуют жители столицы: Берлиоз, Барон Майгель, Варенуха, Степан Лиходеев, Жорж Бенгальский, Никанор Иванович Босой.

Кроме того, в части, повествующей о главах романа Мастера, изображаются основные персонажи в лице Понтия Пилата, представленного в образе прокуратора Иудеи, жестокого и властного правителя, и Иешуа, путешествующего по миру одинокого философа. В романе Мастера представляются также второстепенные персонажи в качестве Левия Матвея, Иуды из Кириафа.

Другие сочинения: ← Отзыв о романе Мастер и Маргарита↑ БулгаковНравственный выбор в романе Мастер и Маргарита →

Герои московского мира

Характеристика героев романа «Мастер и Маргарита» будет неполной без описания персонажей литературной и художественной Москвы, современной автору.

Алоизий Могарыч. Новый знакомый Мастера, представившийся журналистом. Написал донос на Мастера, чтобы занять его квартиру.

Барон Майгель. Работник зрелищной комиссии, в обязанности которого входило знакомство иностранцев с достопримечательностями столицы. «Наушник и шпион», по определению Воланда.

Бенгальский Жорж. Конферансье театра Варьете, известный всему городу. Человек ограниченный и невежественный.

Берлиоз. Литератор, председатель правления МАССОЛИТа, крупного московского литературного объединения, редактор большого художественного журнала. В разговорах «обнаруживал солидную эрудицию». Отрицал существование Иисуса Христа, и утверждал, что человек не может быть «внезапно смертен». Не поверив предсказанию Воланда о неожиданной своей смерти, гибнет, попав под трамвай.

Босой Никанор Иванович. «Деловой и осторожный» председатель жилищного товарищества дома, в котором находилась «нехорошая квартира».

Варенуха. «Известный всей решительно Москве знаменитый театральный администратор».

Лиходеев Степан. Директор Театра Варьете, сильно пьющий и не выполняющий своих обязанностей.

Семплеяров Аркадий Аполлонович. Председатель акустической комиссии московских театров, настаивающий во время сеанса черной магии в Варьете на разоблачении «техники фокусов».

Соков Андрей Фокич. Маленький человечек, буфетчик театра Варьете, жулик-сквалыга, не умеющий получать радость от жизни, зарабатывающий нетрудовые деньги на осетрине «второй свежести».

Краткое описание героев понадобится для того, чтобы легче разобраться в событиях краткого содержания романа «Мастер и Маргарита» и не теряться в вопросе «кто есть кто».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Часть 1. Сведения по теории и истории литературы

  1. Художественная литература как искусство слова
  2. Фольклор. Жанры фольклора
  3. Художественный образ. Художественное время и пространство
  4. Содержание и форма. Поэтика
  5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
  6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
  7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
  8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
  9. Деталь. Символ. Подтекст
  10. Психологизм. Народность. Историзм
  11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
  12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
  13. Стиль
  14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
  15. Литературная критика

Часть 2. Список литературы

Кодификатор по литературе 2021 ЕГЭ также включает список всех произведений, которые выпускник должен прочитать и знать содержание. На деле, при подготовке к экзамену ученику потребуются не все книги из школьной программы.

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ в.

  • Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
  • Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
  • Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)