В неприметной лесной деревушке сочинение егэ 2022

В неприметной лесной деревушке сочинение егэ 2022

Сочинение 2

(1) В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина. (2) У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. (3) Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей.


В нынешнее спокойное время мало кто задумывается над тем, как, например, не так давно, 75 лет назад, страдали, погибали от голода, холода и заражения такие же, как и мы, обычные люди. Как ежедневно приходилось рисковать своей жизнью, когда каждый встретившийся тебе соотечественник был близким человеком, как приходилось наблюдать за тем, как гибнут родные люди. А нужно ли вообще хранить в памяти эти фрагменты истории? В данном мне тексте В.В. Быков предлагает читателю порассуждать над проблемой сохранения исторической памяти.

Писатель, анализируя фрагменты тех роковых лет, приводит в пример одну из историй, в которой девушка спасла от гибели полдюжины осиротевших детей. И каждый, вышедший из-под её крыла ребенок, хранит в своей памяти этот подвиг и передает его своим детям и родственникам, дабы он не потерялся во времени. В.В. Быков делает акцент на том, что и этот случай, и десятки, сотни тысяч других сломанных судеб являются по меньшей мере хорошим уроком для будущих поколений, а ветеранов, способных рассказать все, что происходило в те года, уже почти не осталось.

Автор считает, что историческую память сохранять нужно, поскольку наша память ограничена в своих возможностях и не всегда, не во всех красках может сохранить те события, помнить о которых важно в первую очередь в качестве сохранения уважения к погибшим. Великая Отечественная война уходит все дальше в невозвратимое прошлое, забываются самые достойные подвиги и свершения, а вместе с тем теряется их ценность, и потому долг тех, кто пережил те страшные события, кому есть, что рассказать последующим поколениям, – сделать это в любой доступной форме.

Мысль В.В. Быкова мне близка, и я тоже считаю, что любые факты из истории роковых 1940-х, рассказы очевидцев, дошедшие до нас рукописи и фрагменты – это золотой запас нашего поколения, то самое важное, что должен хранить в своей памяти и своем сердце современный гражданин России. Историческая память – это, во-первых, задача литературы и искусства успеть остановить время и повернуть его вспять, вернув и оживив в памяти людей те народные подвиги. Задача тех, кто слышал, видел и знает что-то – рассказать, описать и запечатлеть это в любой доступной форме, чтобы не дать этим важнейшим историческим урокам раствориться в бездне постоянно нарастающих и сменяющих друг друга исторических фактов.

Еще М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» в уста своего лирического героя вкладывает слова о том, что в «нынешнее время» люди не предают значения событиям военных лет, и вместе с тем теряют ориентир, пример достойнейших личностей, способных встать на защиту Отечества. Во времена Бородинской битвы, как и во времена Великой Отечественной войны, каждый из солдат был героем, и хранить это в своей памяти – значит проявлять уважение и благодарность к погибшим, передавать это своим близким – значит не давать исчезнуть исторической памяти.

Человек – это его прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих звеньев он просто перестает существовать. Наше прошлое – это и есть та самая историческая память, и забывая его, мы начинаем терять собственный человеческий облик. В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой» приводит в пример как раз таких «современных» жителей, не желающих чтить память о тех событиях и тех людях, которые хранили земли острова. Коренные жители Матеры прекрасно понимали, насколько важно для них сохранить их плодородные земли, дома и усадьбы, которые могут быть затоплены из-за простой жажды наживы. Ведь каждая из этих мелочей в купе и составляла прошлое всех жителей, их историческую память, и затопить все это означало стереть с лица земли их самих.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что подвиг тех, кто отдавал свою жизнь за наше светлое будущее, неоспорим и велик, и наша задача, задача будущего поколения состоит в том, чтобы сохранить имеющиеся факты, даты и события и передать их дальше с той лишь целью, чтобы они не потеряли своей значимости и не растворились во времени.

Сочинение по повести Сотников Быкова

Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига. В повести «Сотников» автор поднимает проблему подлинного и мнимого героизма.

Герои повести – Сотников и Рыбак – бойцы одного из партизанских отрядов. Морозной ночью они вдвоем отправляются на задание. Рыбак – лучший партизан в отряде, сильный, мужественный. В бою, под огнем, он не трусит, на него можно положиться. В Сотникове нет ничего героического. Он обыкновенный солдат, человек мирной профессии, интеллигент. На задание Сотников идет с тяжелой простудой, хотя мог бы отказаться, как это сделали другие до него. Как он объясняет Рыбаку, потому и пошел, что другие отказались. Сотников самолюбивый и упрямый человек, у него развито чувство долга. Еще мы узнаем о нем, что он два раза бежал из плена, так и оказался в партизанском отряде.

Наших героев преследуют неудачи. Сначала оказался сожженным хутор, где они должны были добыть продовольствие, потом в перестрелке с немцами ранили Сотникова.

Рыбак вначале, хотя и недоволен болезнью Сотникова, помогает ему нести оружие, не бросает его. Он надежный товарищ, готовый прийти на выручку. Но это в обычной боевой обстановке. Когда их преследуют полицаи, у Рыбака проявился страх за свою жизнь, и он даже хотел бросить Сотникова. Он боится быть схваченным фашистами. В плену Рыбак говорит Сотникову о предложении служить в полиции.

Сотников не боится смерти, он боится стать для других обузой. Он решил не сдаваться живым. При пытке Сотников потерял сознание, но не сказал ничего. На допросе он всю вину взял на себя. Сотников не пошел на сделку со своей совестью и смерть встретил с достоинством.

А Рыбак на допросе не выдержал, выдал отряд и согласился служить в полиции, стараясь убедить себя, что он не предатель, и думая при удобном случае бежать к своим. Но эта хитрость оборачивается предательством. По приказу немцев Рыбак участвует в казни своего товарища по отряду. Потом пытается покончить с собой, но это ему не удается.

Итак, мы видим, как в экстремальных обстоятельствах по-настоящему проявляются моральные качества персонажей. Герои делают свой выбор. Подвиг Сотникова в том, что он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Рыбак становится предателем, врагом народа. Он убит морально. Его наказание – жить дальше.

Автор делает вывод: источник подвига лежит внутри человека и зависит от его нравственного стержня.

2 вариант

Несмотря на то, что война закончилась уже давно, о ней помнят, снимают кино и пишут рассказы. Многие авторы, в чьих произведениях упоминается Великая Отечественная война, знают о ней не понаслышке. Большинство на своем опыте знают, что это такое. Среди таких авторов Василий Быков, младший лейтенант.

В своем рассказе автор пытается разобраться в характерах своих персонажей. Он специально создаёт им невыносимые условия и тупиковые ситуации, ставит перед выбором: умереть достойно или жить и осознавать, что ты трус и предатель. Потому что при благоприятных условиях человек не может показать свое истинное лицо.

Два главных героя описываемых событий, Сотников и Рыбак, отправляются на задание. В этой истории Рыбака можно назвать героем в большей степени, чем Сотникова. Последний, не поставив командира в известность о том, что болен, осложнил выполнение операции. Они были найдены у Демичихи на чердаке немецкими солдатами именно из-за того, что Сотников мучился кашлем.

Но по-другому он поступить просто не мог. Солдат не желал становиться обузой кому бы то ни было, не в его правилах было думать о себе, когда другим угрожала опасность.

Самым запоминающимся эпизодом стало пребывание товарищей в плену. Сотников пообещал сам себе, что ни за что не выдаст партизан, какие бы пытки ему не угрожали со стороны врага, он будет молчать. Рыбак же наоборот дал себе слово выжить любой ценой, даже ценой предательства своих друзей. Когда Сотникова, еле живого, бросили в камеру после очередной пытки, Рыбак втайне ликовал, что его не тронули. Он оказался невредимым только потому, что сообщил врагу секретную информацию, а проще говоря, оказался предателем. Впоследствии Рыбак становится полицаем у немцев и не моргнув глазом, вышибает из под ног товарища пень во время казни.

Автор рассказа не принимает ни чью сторону в этой истории. Он просто констатирует факты, а они заключаются в том, что каждый человек, под давлением определенных обстоятельств, обнажает свою сущность. Один становится настоящим героем, другой подлым предателем. В этом произведении его осудил Сотников, выкрикнул: «Сволочь!», когда узнал, какое решение принял его бывший товарищ и этим словом все было сказано.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Сотников Быкова

Популярные сегодня темы

Большинство литературных произведений писателей-классиков направлены на глубокий психологический анализ человека. В 19 веке обострилась актуальность раскрытия человеческой души, когда А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой

Конфликт старших и младших является одной из наиболее важных социальных проблем. Поколение за поколением консервативные взгляды

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему

Радищев написал огромное количество разных произведений. Но самым известным, а также уникальным является произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

С детства Робинзон мечтал о путешествиях, но его родители были против. Когда Робинзону уже исполнилось 18 лет, он отправился в Лондон на корабле.

Анализ сочинение повести Обелиск Быкова

“Обелиск” – исторически бессмертная повесть Василя Быкова. В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.

С самого начала повести раскрывается основная тема – уважение современниками фронтовиков, чтение их памяти. Рассказ ведется журналистом, который так и не встретился с человеком, прошедшим войну.

Рассказчик хочет восстановить справедливость и повествует об учителе Алесе Морозе. Он до самого конца остается верен и предан своей профессии. В годы войны этот учитель помогал

Учитель попал в плен немцев, чтобы спасти своих учеников, но был повешен вместе с ними. В повести восстановлена историческая справедливость. Имя учителя Алеся Мороза и одновременно героя войны прописано на обелиске в селе Сельцо.

Писатель наполнил всю повесть атмосферой раздумья. Нравственная сторона поступка главного героя была вынесена на дискуссию, после первого издания. Его действие рассматривали как подвиг, и одновременно, как необдуманное действие.

Сочинение по рассказу Быкова Обелиск

Сама повесть была закончена в 1971 году, но опубликован первый экземпляр только в 1972 году. И молниеносно был подвергнут сильной критике. Эта критика развивалась над моральным обликом главного героя Алеся Мороза. “Обелиск” – это историческая повесть, имеет большой уклон на военную тематику.

В повести затронуты вечная тема, конфликтов, отношений между разными поколениями, соблюдение традиций старшего поколения. Размышления, поведанные в повести о событиях далекого прошлого нужны для формирования морального обличия новых поколений.

С первых строк Василий Быков повествует об отношении того времени людей к памяти погибших фронтовиков. Повествование ведет журналист, он искал встречи с участниками боевых действий. Но так и не удалось пообщаться с такими людьми. Журналист, стремиться восстановить справедливость и ведет рассказ о наставнике, учителе Алесе Морозе, который до последнего оставался верным своей профессии.

В военные годы он бескорыстно помогал детишкам того времени во всем: убранством, обувью, образованием, всячески оборонял ребят от пылкого нрава отцов.

Во время боевых действий вел обзор всех событий и доносил до всех своих соотечественников. Но по стечению не благоприятных для него обстоятельств был полонен немцами. Алесь Мороз героически защищал своих учеников, но потерпел поражение и был повешен вместе с ними.

Повесть воспроизводит общеисторическую действительность. По окончанию всех боевых действий был возведен монумент в селе Сельце. И присутствует там и имя учителя, наставника и совместно героя войны Алеся Мороза.

Рассказ В. Быкова “Обелиск” переполнен раздумьями и рассуждениями. Этическая составляющая действий Алеся Мороза подверглась бурному дисконтированию. Его поступки считали геройство и единовременно, как неосмотрительными действиями.

Проносятся года, но помысел к решительности и мужественности во имя Родины живет в этой повести. Это процветает в стариках, в “детях войны”, которые дали жизнь и подняли на ноги новое поколение, и проявили всю ту отвагу и преданность Родине. Описывается героизм – способность совершить подвиг, выйти за рамки собственных возможностей в мирное и военное время.

Сочинение на тему Летние радости Сочинение №1 на тему Летние радости для 5 класса Люблю лето. Летом можно гулять целый день, играть в компьютер или заниматься изучением нового неизвестного для тебя дела. Летом я встречаюсь.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Воспитывая грамотных читателей, учитель-словесник может показать школьникам, что стихи о природе – это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят.

Сочинение на тему Я и взрослый мир Почему все дети хотят стать взрослыми, а полные опыта и мудрости старшее поколение всегда вспоминает детство с радостью и ностальгией, а возможно с желанием вернуться в детские годы? Почему мы.

Конспект урока ИЗО “Весенняя природа” Управление образования администрации города Прокопьевска Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Специальный детский Дом № 6 для детей-сирот и детей, Оставшихся без попечения родителей.

Твір роздум на тему Добро Чому потрібно творити добро? В нашому жорстокому світі сьогодні багатьом не вистачає доброти та тепла від близьких людей. Шалений темп життя вимушує людей пристосовуватись до реалій буденності. Ми не завжди.

Сочинение по пословице Гнев твой враг твой С самого детства родители учат и воспитывают своих детей, чтобы те выросли вежливыми, аккуратными, осторожными, неторопливыми, послушными. “Относиться к другим стоит так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе”.

Каренин – характеристика персонажа Произведение: Анна Каренина КАРЕНИН – центральный персонаж романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” , муж героини произведения Анны Карениной, высокопоставленный петербургский чиновник. Прототипами для создания образа К. Толстому служили его.

Сочинение по картине Левитана Березовая роща Картину “Березовая Роща” Исаак Левитан писал четыре года. Главными героями картины являются белоствольные березы. Долгая работа над картиной неслучайна. Автор прекрасно знал с какой нежностью к березе относится русский народ.

Сочинение на тему Бабье лето Бабье лето мне нравится. Осень пришла, дожди и холодно. Грустно. И тут оказывается, что дадут еще кусочек лета. Становится тепло и красиво. Листья уже пожелтели. Приятный запах листрвы. Астры обычно.

Поздравляю победителей и призеров областных олимпиад! Благодарю учеников, достойно представляющих лицей на областном туре ученических олимпиад, и учителей, активно занимающихся подготовкой одаренных детей. Молодцы! Вот имена наших звезд:- Химия: Дзюба Влад – 1 место ; Короленко.

Сочинение-рассуждение Женщина на войне Когда приходит война не имеет значение кто ты. Ты можешь быть женщиной, мужчиной ребенком. Война не щадит никого, поэтому в ней принимают участие все свои населения, а также люди всех.

Нилус С. биография Сергей Нилус – русский мыслитель, духовный писатель, общественный деятель. Поразительно, но факт, за рубежом его знают гораздо больше, чем на родине. “Только в США вышло около четырехсот книг о Нилусе.

А. П. Чехов – мастер художественной детали Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего.

Надсон С. Я. биография Надсон Семен Яковлевич – известный поэт, родился в СПб.; по отцу еврейского происхождения, мать – из русской дворянской семьи Мамонтовых. Отец – чиновник, человек даровитый и очень музыкальный, умер от.

Пьер Безухов и Андрей Болконский Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех. На мой взгляд, это высказывание во многом перекликается с романом-эпопеей Толстого и находит в произведении.

“О, весна без конца и без краю…”, сочинение по стихотворению Блока В поэтический цикл молодого, но уже известного в кругах писателей-символистов Александра Александровича Блока вошло стихотворение, ставшее хрестоматийным. Название его – “О, весна без конца и без краю…”. Стихотворение написано в.

Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец – место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне. Художественное полотно поражает своей нежностью, от него веет легкой утренней прохладой.

Сочинение по картине Поповича Письмо дедушке Мальчику предстоит написать письмо дедушке. На картине он еще не пишет его, а только рассуждает, как начать и с чего. Первое, что я вижу на картине – это фотография дедушки.

Сочинение Что сказала мама с прямой речью Несколько лет назад в моей жизни произошло странное событие. Был особенный день. В этот день родилась моя мама. Нужно было подготовить большой и красивый подарок. Для этого я достал все.

Давыдов – характеристика персонажа Произведение: Поднятая целина Давыдов Семен – рабочий-двадцатипятитысячник из Ленинграда, бывший матрос. В начале 1930 г. приезжает в Гремячий Лог для проведения коллективизации. В сельсовете Д. знакомится с Нагульновым и Разметновым.

Сейчас вы читаете: Анализ сочинение повести Обелиск Быкова

Сберечь в себе человеческое… (Размышления над повестями Василя Быкова о Великой Отечественной войне)

Школьное сочинение

Прошло более 60 лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которых с годами раскрывается все полнее. Многие писатели в своем творчестве пытались осмыслить истоки героического в человеке, глубинные движения души, которые помогали выстоять и победить.

Вглядываясь в судьбы героев таких произведений В. Быкова, как “Знак беды”, “Сотников”, “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Волчья стая”, “Пойти и не вернуться”, мы делаем и свой нравственный выбор, намечаем и свою судьбу.

В повести “Знак беды” внимание писателя приковано к выяснению тех сущностных сторон человеческого характера, которые определяют поступки героев и их поведение в суровых испытаниях военных лет. И хотя герои Быкова — не солдаты, не партизаны, а мирные жители, хлебопашцы, это произведение написано именно о борьбе с врагом. Выбор в качестве персонажей крестьян, представителей самого мирного труда, дает автору возможность сделать исключительно глубокие обобщения. “Знак беды” — книга о том, как нарастает дух сопротивления врагу, книга о непримиримости народа к захватчикам. Это и составляет главный конфликт между вооруженным врагом и двумя стариками с дальнего хутора, поведение и поступки которых определяются не оружием, а верностью нравственным идеалам народа.

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, в которой проявляется его истинная сущность. Об этом свидетельствует опыт поколений, отразившийся, например, в произведениях устного народного творчества: направо пойдешь, сам погибнешь, налево пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь… И выбирая между этими возможностями, народный герой отвергает одни нравственные решения, утверждая другие и проявляя тем самым те внутренние качества, которые характеризуют самое существенное в нем. Тему нравственного выбора исследует В. Быков на примере судеб Сотникова и Рыбака в новелле “Сотников”, учителя Мороза в “Обелиске “. Герои повести “Знак беды” Петрок и Степанида Богатьки также делают свой выбор, определяющий их судьбу и место в суровых военных испытаниях.

Почему повесть названа “Знак беды”? Что стало знаком беды для ее героев? Знаком беды для Петрока и Степаниды стала общая беда народа — война. Может, все еще обойдется, надеются герои повести. Но знак беды уже повис над всей их жизнью, проявляя одну за другой свои чудовищные черты. Вот на хутор приходит полицай Гуж и угрожает Степаниде расправой за активную работу в колхозе, за то, что трудилась, что человеком была. А затем появляются и немцы, строящие мосты. Они размещаются во дворе. Нужна комната для офицеров. Выселить хозяев — пусть живут в истопке! Нужно молоко. Выпивают все, что Степанида надоила, а когда на другой день выдоила корову не до конца, фельдфебель под хохот солдат избивает ее пистолетной цепью. Немецкая солдатня уничтожает все Степанидино хозяйство: кур, корову — все, что можно съесть, съедено. Знак беды проявляется и в убийстве Янка, в насильственном угоне на работу Петрока, в том, что даже водкой хозяин хутора не только не откупается, но навлекает на себя еще большую беду. Знаком беды становится картина запустения, которой начинается повесть. Здесь царит атмосфера несчастья, все живое — в прошлом, и суровый тон размышлений автора настраивает читателя на восприятие разыгравшейся трагедии. Суровы и трагичны детали опустошения: кое-где выглядывает на поверхность угловой камень фундамента, осевший бугор кирпича, две каменные ступеньки возле бывшего входа в сени; овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступает вплотную ко двору; на месте истопки — густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов и крапивы; от колодца ничего не осталось: вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли; стоит опаленная однобокая липа, и даже вороны чуяли в изуродованном дереве знак какой-то беды. Гордая, независимая Степанида, и мягкий, уступчивый Петрок едины в главном — в конечном выборе, в принятии единственно возможного в такой ситуации решения. Натуры патриархальные, Петрок и Степанида не испытывают враждебности к другим людям, но немцы с железной закономерностью проявляют право завоевателей, сознающих свою безнаказанность, и совершают все то, что делать между людьми нельзя. Если, видя это, Степанида сразу решает, что хорошие отношения с ними вряд ли возможны, то Петрок еще пытается отвести беду. Но сама логика поведения оккупантов не совместима с нравственными идеалами героев повести: несовместимы человеческое достоинство и требования рабской униженности, покорности. В этом противостоянии твердость Петрока проявляется с такой же силой, как и решимость Степаниды: “Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку всем вам!”.

Эта сцена напоминает другую. В горящей истопке, задыхаясь, Степанида видит, как рыщут фашисты, ищущие бомбу. Не знать им покоя ни днем, ни ночью. И эта неожиданная мысль приносит успокоение и становится последним проблес ком истерзанного сознания перед забытьем, из которого она уже не вернулась… Когда Петрок и Степанида понимают, что война — это и личная их победа, все их житейские заботы уходят на задний план. Страх за хозяйство и собственную жизнь исчезает, появляется нечто более важное — ненависть к новой власти, непокорность перед насилием. Поэтому они, гордые, несокрушимые в своей человеческой правде, принимают смерть. Так в подвиге Степаниды и Петрока проявили себя скрытые за повседневными заботами, за внешней уступчивостью великие силы человеческой души. По-горьковски романтически и одновременно сурово, мучительно гибнут герои В. Быкова, и в их гибели мы видим то “безумство храбрых”, перед которым бледнеют от страха враги.

Война в творчестве В. Быкова многообразна, она обращена к нам, читателям, разными сторонами своей жестокой сущности, одну из которых автор исследует в повести “Карьер”. Война изображается здесь сквозь призму воспоминаний главного героя повести, Павла Петровича Агеева, который был расстрелян полицаями, брошен в карьер, но выжил. Его подобрали, вылечили, и он снова воевал. Бесконечны проявления военной беды. Бесконечны проблемы, которые ставит она перед человеком. Судьба забрасывает раненого Агеева в небольшое местечко в Белоруссии. Здесь он устанавливает связь с партизанами, включается в борьбу с фашистами. Здесь же знакомится с Марией, приехавшей еще до войны из Минска к родственникам, да так и застрявшей в этом городе. И любовь, красивая и горькая, приходит к героям повести. Но неожиданно случается провал: арест Марии, подпольщиков, Агеева. Расстрел в карьере. И многие десятилетия ищет Марию Агеев, надеясь, что она жива, постоянно думает о ней. Опыт научил его, что за все надо платить, за хорошее и плохое, которые так крепко связаны между собою. В свое время герой заплатил жизнью Марии и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления. Да, это он послал Марию отнести на станцию взрывчатку, стремясь хоть каким-нибудь действием побыстрее оправдаться перед подпольщиками за свое вынужденное согласие служить в полиции. И Мария не вернулась. Но в списке расстрелянных в карьере ее нет. И Агеев перебирает руками песок в надежде убедиться, что никаких ее следов здесь не осталось: ни туфельки, ни обрывка платья — ничего: значит, жива, значит, нет его вины… В повести глубоко и всесторонне исследуется тема веры в человека, ценности его жизни. Практически ни Агеев, ни Мария ничего еще не успели сделать для гибели фашистов, но подвигом стало их поведение на допросах и во время расстрела.

Также заставляют нас о многом задуматься страницы, посвященные Семену Ивановичу Семенову, его похоронам. Собрались фронтовики после похорон, среди них — бывший военком, подполковник в отставке Евстигнеев. Он все время только и говорит об общественном, но его внешняя, кажущаяся правда выглядит убого по сравнению с правдой фронтовиков, людей дела. Это он не дал рекомендации в партию Семенову и этим как бы подрезал ему крылья. А Шароварову, умеющему казаться правильным, с гладкой биографией, дал, и тот вскоре был исключен из партии за спекулятивные махинации. Опять старая истина: нельзя оценивать человека по бумажке… И, фактически, одной из причин провала Марии и Агеева тоже стала боязнь, что ему перестали доверять… Так тема войны и тема веры в человека сплетаются воедино — а точнее, тема веры утверждается в суровой атмосфере войны.