В наше время чтение художественной литературы решу егэ

Проблема

В чём заключается взросление.

Отношение автора к проблеме

Взросление – это неизбежный процесс, в результате которого человек становится старше, мудрее, сильнее и духовно богаче. Для этого нет определённого возраста, каждый становится старше по-разному. Некоторые уже в раннем детстве понимают, в чём заключаются правильные жизненные ценности и поступают, словно взрослые и зрелые люди. А бывают ситуации, когда человек в солидном возрасте не может принять ответственное решение, потому что в душе остался всего лишь ребёнком.

Аргументы

  1. Взросление – это процесс, который напрямую зависит от нашего детства.
  2. Взросление зависит от воспитания.
  3. Взросление – это процесс становления личности.
  4. Вокруг взрослеющего ребёнка мир меняется навсегда.
  5. Взросление обусловлено физиологическими и моральными переменами в жизни человека.
  6. Взросление меняет восприятие окружающего мира.
  7. Чаще всего раннее взросление происходит в годы войны.
  8. Во время войны дети находятся в условиях, в которых быстрое взросление является необходимостью.
  9. Взросление может быть резким, а может затянуться на многие годы.
  10.  Стать взрослым означает стать самостоятельным и научиться отвечать за свои поступки.

Эпитеты к слову «взросление»

Быстрое, быстролётное, быстротекущее, быстротечное, вечное, далекое, короткое, мимолетное, наивное, невозвратимое, невозвратное, недолгое, недолговечное, незабываемое, неизгладимое, неповторимое, первое, полузабытое, прошедшее, раннее, туманное, утраченное, беззаботное, безмятежное, безоблачное, беспечальное, беспечное, беспокойное, благополучное, благородное, блестящее, бурное, веселое, взволнованное, вольное, горячее, дерзкое, дивное, жаркое, живое, жизнерадостное, здоровое, златое, золотое, искрометное, кипучее, кипящее, легкое, мятежное, мятущееся, нежное, неомраченное, пламенное, прекрасное, прелестное, пылкое, радостное, радужное, резвое, светлое, свободное, счастливое, тревожное, цветущее, чистое, чудесное, чудное, яркое, солдатское, фронтовое, жизненное, незабываемое, ласковое, тихое.

Бедное, безотрадное, безрадостное, бесполезное, бесприютное, горестное, горькое, грустное, затруднительное, дурное, несчастливое, несчастное, омраченное, печальное, суровое, трудное, тяжелое, унылое, хмурое, безрассудное, безумное, беспутное, буйное, неразумное, нескладное, ошибочное, порочное, преступное, сложное, стеснённое, разгульное, хмельное, бездомное, голодное, горемычное, изуродованное, невеселое, нелегкое, обездоленное, рваное, сиротливое.

Синонимы к слову «взросление»

Мужание, возмужание, подрастание, созревание, формирование, оперение, становление, зрелость, самостоятельность, фаза, ответственность.

Примеры из художественной литературы

  1. Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность».

Основной целью трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» является изображение развития человеческой личности во все этапы её взросления. Действие каждой повести соответствует порядку общей сюжетной линии: детство главного героя проходит в усадьбе Иртеньевых, в его отрочестве – мир значительно расширяется, а в юности раскрываются взаимоотношения Коленьки с окружающим миром.

Окончание детства главного героя связано со смертью его матери, после этого разрушается всяческое взаимопонимание и благополучие в их доме. Отрочество заканчивает после смерти бабушки Коленьки, а юность приносит осознание жизненного притворства и корысти в лице новой мачехи, у которой всегда одна и та же улыбка.

Между частями трилогии существует единая логическая связь, обозначающая то, что становление человека делится на разные стадии, однако на самом деле является непрерывным процессом. Повествование от первого лица сближает читателя с главным героем, позволяет прочувствовать все его эмоции. Также это указывает на автобиографичность произведения.

В трилогии два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, который вспоминает своё детство, отрочество, юность. Л.Н. Толстого всегда интересовало сопоставление взглядов на жизнь ребёнка и состоявшейся зрелой личности, имеющей за плечами значительный опыт. Каждая глава содержит в себе определённую идею, изображает конкретный эпизод человеческой жизни. Герои произведения находятся в тех обстоятельствах, где их личность способна проявиться наиболее ярко. Все три части построены на сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека, потому как главной целью писателя был анализ человеческой сущности на каждом этапе её формирования.

  1. М. Горький «Детство».

Главный герой повести М. Горького «Детство» мальчик Алёша, который оказался на воспитании деда и бабушки после смерти родного отца. Кроме родителей матери в становлении личности Алёши принимало участие большое количество людей – многочисленные дяди и тёти, двоюродные братья, постояльцы и все, кто проживал под одной крышей с мальчиком в определённый период его жизни. Они все оказывали влияние на воспитание главного героя, даже сами того не желая.

Жизнь Алёши была трудной, наполненной множеством сложностей и испытаний. Семья деда Каширина была богатой, но всё изменилось, когда мальчик пошёл в школу. Ему пришлось собирать барахло, воровать дрова, ради того, чтобы выжить в этом жестоком мире. За такой образ жизни над Алёшей издевались в школе, никто не мог понять трудного положения мальчика, из-за которого ему пришлось рано повзрослеть.

М. Горький описывает жизнь и нравы купеческой среды, где мужу было дозволено избивать свою жену, дети были готовы предать родителей ради наследства, а сильный всегда издевался над слабым. С раннего детства смерть и страдания преследовали главного героя. На его глазах умер не один человек: отец, брат, Цыганок, мать. Все эти потери оставили неизгладимый отпечаток в душе Алёши, заставили раньше времени взвалить на свои плечи заботы взрослой жизни. После смерти матери, дед заявил мальчику, что не может больше содержать его и Алёше пора «идти в люди». Именно в этот момент детство мальчика закончилось окончательно.

Примеры из жизни

  1. На судьбах многих людей оставила страшный отпечаток блокада Ленинграда, особенно это ужасное время коснулось детей. Обстоятельства лишили их детства, заставили повзрослеть раньше времени и бороться за жизнь наравне со взрослыми опытными людьми. На момент начала блокады в Ленинграде находилось около 400 тысяч детей разного возраста. Маленькие жители города не сидели и не ждали освобождения, они участвовали во всех событиях. Вместе со старшими они уничтожали неразорвавшиеся снаряды, разбирали завалы после обстрелов, расчищали дороги. Дети заменяли взрослых, которые погибли или ушли на фронт, на заводах. Для них даже были придуманы специальные деревянные подставки, чтобы низкий рост не мешал при изготовлении снарядов для пулемётов и автоматов. Дети успевали работать на огородах и полях, а в свободное время помогали в госпиталях. Взрослые не могли защитить их от обстрелов, голода и болезней, но делали всё, что было в их силах. Именно забота о детях и придавала сил для дальнейшего сопротивления. Всем было понятно, что спасти их было можно, только лишь сохранив город. Для того чтобы поднять дух маленьких стойких защитников Родины в страшную зиму было принято решение организовать и провести новогодние праздники. Исполкомом были организованы праздничные программы, главным достоянием которых был обед. Было всё, кроме игр и танцев, у ослабленных детей просто не хватало на это сил. Маленьким жителям Ленинграда было не до веселья, они ждали обещанную еду. Их праздничный обед состоял из постного супа с маленьким кусочком хлеба, крупяной котлетки и киселя. В блокадном городе неумолимо росло количество детских домов, вместо 17 их стало 98. Дети, оставшиеся сиротами, вопреки всему не теряли надежды и верили в светлое будущее. Каждый житель, который смог выстоять и победить смерть, по праву может называться героем. Несмотря на то, что фашисты хотели уничтожить Ленинград, он продолжал жить и выстоял только благодаря вере своего народа. После окончания блокады более 15 тысяч детей были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
  2. Моему дедушке на начало Великой Отечественной войны было всего одиннадцать лет, а его сестре тринадцать. Они жили в городе Всеволожске, который находился возле Ленинграда. В один из тёплых солнечных дней они пошли всей семьёй в зоопарк и там из громкоговорителя услышали тревожный голос, объявивший о начале войны. Дедушка говорил, что до него не дошёл сразу весь ужас, связанный с этим словом, они с мальчишками целый месяц играли в войну и кричали, что зададут жару немцам. Родители стали работать на оборонном заводе до позднего времени, а потом и вовсе оставались на целые сутки. В июле в их город стали прибывать беженцы, в основном это были женщины, дети и старики. Дедушка искренне не понимал, куда и зачем они бегут, почему они так плохо выглядели и просили хоть какую-нибудь еду. Затем начали летать самолёты над городом и мальчишки восторженно наблюдали за воздушными боями. Однажды один из самолётов рухнул в дом, стоящий на одной улице с домом дедушки и после этого случая детские игры в войну стали прекращаться. Кроме того, теперь было нужно идти стоять в очереди за хлебом, носить воду, топить печку, готовить еду. В редкие моменты, когда взрослые бывали дома, им давали поспать или заготавливали вместе дрова на зиму. В сентябре месяце в городе объявили о блокаде их города и карточках на еду. В октябре мой дедушка своими глазами увидел первого умершего от голода человека. Он пришёл с товарищами к магазину за хлебом и увидел тело мужчины на ступеньках. Постепенно количество умерших людей на улицах росло и к ним уже начали все привыкать. Все домашние заботы легли с этих пор на плечи моего деда и его сестры, их мать приходила домой раз в неделю, а отец уже жил в заводском цеху. Зимой, запасённые с лета дрова не дали погибнуть детям от холода, а вот еда в доме совершенно закончилась. Весной умер от переутомления отец моего дедушки, и он пошёл на завод, попытаться устроиться на работу на его место. Как и следовало ожидать, двенадцатилетнего мальчишку отправили домой. Но он не сдавался и после третьего визита в отдел кадров, выбил себе небольшую должность, которая позволила им не умереть с голода. Мой дедушка всегда говорил, что они с сестрой выжили только благодаря заботам матери и отца. Хоть они и бывали в то трудное время дома редко, тем не менее, сделали всё возможное для обеспечения своих детей самым необходимым.

Народная мудрость

  1. «Молод годами, да стар умом». В этой пословице говорится о том, что взросление часто наступает раньше времени. Такие люди, несмотря на молодой возраст обладают мудростью и жизненным опытом.
  2. «С молодым жить весело, со старым хорошо». В этой пословице говорится о том, что люди, имеющие богатый жизненный опыт намного мудрее молодых. В молодости важнее всего веселье, а с возрастом начинает цениться комфорт.
  3. «Молодость плечами крепче, старость головой». Смысл данной пословицы заключается в том, что основное достоинство молодости заключается в физическом состоянии человека, он находится в расцвете своих сил. А главное достоинство старости – в опыте и мудрости, обретённой в течение всей жизни.
  4. «Молоды опёнки, да червивы». В данной пословице идёт речь о людях, у которых гнилая душа с раннего возраста. Несмотря на приятный внешний вид, они червивы изнутри.
  5. «Дерево стало кривым, когда было молодым». Наши мудрые предки говорили о том, что человек портится с ранней молодости. Все дурные поступки, совершённые по глупости, оставляют отпечаток на всю жизнь.
  6. «Мал родился, а вырос – пригодился». В этой пословице говорится о том, что в детстве рано судить о человеке. Повзрослев, каждый может стать достойным, нужно просто этого захотеть.
  7. «Молодость не в годах, а в делах». В данной пословице говорится о том, что любого человека, не в зависимости от его возраста, судят по поступкам.
  8. «Отца и матери на всю жизнь не хватит». В этой пословице идёт речь о том, что человеку необходимо вовремя взрослеть и становится самостоятельным. Не всю жизнь наши родители будут опекать нас.
  9. «Посеешь привычку – вырастишь характер». Смысл данной пословицы заключается в том, что всё начинается с привычки. Полезные привычки формируют характер, дурные – портят личность.
  10.  «Береги платье снову, а честь смолоду». В данной пословице говорится о том, что запятнанная честь не восстанавливается. Поэтому её необходимо беречь с ранней молодости, как и одежду, которую нужно хранить с самого начала, чтобы избежать скорого износа.

Без системы тяжело идти к хорошему результату. Ребята поделились, в каком режиме они готовились.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Литературой я занималась каждый день: в школе, после школы, на выходных. В понедельник, среду и воскресенье у меня были вебинары в «Умскул» с Фаришей Князевой. В другие дни я делала домашние задания: писала сочинения, решала тестовую часть, читала анализы произведений, учила цитаты. В онлайн-школе мы за год прошли кодификатор три или четыре раза. Сначала была теория литературы. Затем изучали произведения так же, как они даны в кодификаторе. Вместе с ними проходили алгоритм написания сочинений в порядке их расположения в КИМе. Все это три раза, с сентября по май. Про эту систему можно сказать: «Повторение — мать учения». И она для меня оказалась лучшей.

Артем Князьков, 100 баллов:

— Ходил к репетитору 2 раза в неделю, каждый день писал либо 8 и 9, либо 15 и 16, либо 17 сочинение. Это программа минимум, чаще я делал больше. Вдобавок старался каждый день учить либо стихотворение, либо отрывок из него, либо цитаты. Вместо роликов на YouTube под вкусный обед смотрел вебинары по литературе. В самые продуктивные дни я занимался с перерывами часов 8. Но это очень выматывает морально и физически, поэтому такого темпа работы не хватало надолго. Так и выходило, что день занимаюсь усердно и два дня валяюсь на диване, пописывая одно сочинение.

Кристина Михайлова, 97 баллов:

— Усердно заниматься я начала где-то с января и уделяла литературе по 4–5 часов в день. У меня была система, но я не всегда ее придерживалась. Однако старалась заниматься каждый день: читала произведения и анализы, учила стихотворения. За неделю до экзамена повторила весь пройденный материал.

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Я занималась литературой с декабря по 3 июля включительно. Зимой это было что-то ознакомительное, а с начала весны— серьезное. Готовилась усиленно, тратила около 10 часов в день: писала сочинения, читала краткие пересказы, решала тесты, смотрела вебинары и разборы вариантов, советовалась с куратором, решала пробники.

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Я брала крупные произведения на полный обзор в том порядке, в каком они располагаются в кодификаторе. Составляла план анализа произведения, выписывала важные цитаты, которые можно применять в сочинениях. Также готовилась к 17 сочинению. Искала на «Решу ЕГЭ» все задания по конкретному произведению, смотрела темы сочинений и составляла план к каждому.

Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

Немного статистических данных: в 2021 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

Автор: Татьяна Девятьярова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку. На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик. Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две.

Артем Князьков, 100 баллов:

— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно.

Разработчики заданий единого государственного экзамена по литературе 2021 года рассказали об особенностях испытания, указали на самые распространенные ошибки, а также поделились секретами эффективной подготовки.

Единый государственный экзамен по литературе не входит в число обязательных для 11-классников и необходим тем, кто хочет продолжить обучение в российских вузах. ЕГЭ по литературе необходим абитуриентам для поступления на такие специальности, как «Лингвистика», «Филология», «Журналистика», «Телевидение», «Музыковедение» и другие.

Чтобы иметь возможность участвовать в конкурсе на поступление, необходимо набрать минимальное количество баллов, которое ежегодно устанавливает Министерство образования. В 2021 году минимальный балл ЕГЭ по литературе составляет 32 балла. Для успешного поступления, конечно же, необходимо набрать как можно больше. В зависимости от престижности университета средние баллы для поступления в каждом вузе разные.

ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. Экзамен продолжается 3 часа 55 минут.

Первая часть ЕГЭ представляет собой комплекс заданий, в которых необходимо анализировать различные художественные произведения. Задания с 1 по 9 относятся к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Здесь есть 7 заданий с кратким ответом (1–7), которые требуют написания слова, словосочетания или последовательности цифр. Два оставшихся задания предполагают развернутый ответ (8, 9).

В заданиях с 10 по 16 необходимо проводить анализ лирических произведений. В них также есть задания и с кратким ответом, и с развернутым.

Вторая часть экзамена по литературе представляет собой написание полноценного сочинения. Эта часть по праву считается наиболее сложной.

ЕГЭ по литературе нацелен на проверку у выпускников уровня знаний по владению теоретико-литературными понятиями, истории литературы. Практически все задания в ЕГЭ по литературе взяты из школьной программы с 9 по 11 классы.

Перечень литературных произведений, которые могут встретиться на ЕГЭ по литературе, представлен на официальном сайте ФИПИ.

В 2021 году были изменены некоторые критерии оценки экспертами развернутых ответов. В частности, были уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

Также во вторую часть экзамена был введен еще один вариант темы для написания сочинения. Для 11-классников это отличная возможность выбрать именно ту тему, с которой он может справиться лучше всего.

Кстати, к 2021 году ЕГЭ по литературе могут изменить, убрав из него тестовую часть и оставив только одно сочинение. Кроме этого, для школьной программы по литературе хотят установить обязательный перечень изучаемых произведений, а это значит, что появятся и новые задания ЕГЭ.

На что обратить внимание в ЕГЭ по литературе

Эксперты советуют обратить внимание на такой фактор, как оптимальное распределение времени на экзамене. На задания, предполагающие краткий ответ, они советуют затрачивать не более трети всего времени.

Рекомендуется более внимательно выполнять четвертое задание (установление соответствия). Дело в том, что оно требует от учащегося хороших знаний сюжета и образной системы произведения. Также не стоит упускать из вида задание 13, в котором необходимо выбрать изобразительно-выразительные средства из предложенного списка. Успешность выполнения этого задания напрямую зависит не столько от уровня владения литературоведческой терминологией, сколько от способности оценивать художественные достоинства поэтического текста.

Выпускникам разработчики заданий КИМ ЕГЭ настоятельно рекомендуют как можно более внимательно читать формулировки заданий, предполагающих развернутый ответ. В этих заданиях требуется дать прямой ответ на поставленный вопрос, не теряя ключевого смысла.

В процессе работы над сочинением важно как следует продумать его композицию и объем требуемого литературного материала для того, чтобы в полной мере раскрыть предложенную тему.

Как уже говорилось выше, самой сложной и важной частью ЕГЭ по литературе является сочинение. Чтобы написать его успешно, необходимо помнить самое главное – созданный на экзамене текст рассуждения должен полностью соответствовать предложенной теме. Если вы не сможете осмыслить тему, то не сможете ее и полноценно раскрыть. Поэтому обязательно продумайте общую стратегию работы, а именно пропишите тезисы для вступительной и заключительной частей, выстройте логику рассуждения, запишите список необходимого цитатного материала. Если вы недостаточно владеете литературоведческой терминологией, которая необходима для анализа текста, то сможете потерять баллы данной части экзаменационной работы. Не забывайте про цитаты, ссылки на эпизоды, характеристики персонажей и другие нюансы. Избегайте нарушения логики, искажения авторской позиции, фактических ошибок.

Очень часто выпускники совершают ошибки по глупой невнимательности. Они поверхностно читают инструкции к заданиям и не обращают внимания на рекомендации, содержащиеся внутри самых заданий. В итоге задание выполняется лишь частично. Таким образом, обязательно «погружайтесь» в суть предложенных зданий и условия их выполнения. Данный навык успешно отрабатывается на этапе подготовки к экзамену.

Также об особенностях подготовки, выполнению заданий, экзамене в целом можно узнать из видеоконсультации по литературе.

Желаем успеха на экзамене!

Главные советы выпускников:

Пишите.

Самое первое сочинение дастся кровью и потом, но с практикой все будет получаться. Главное выработать структуру, чтобы избежать страха белого листа на самом экзамене.

Готовьтесь в комфортном режиме.

Один день вам захочется потратить все время на подготовку к ЕГЭ, на другой вы можете устать и ничего не хотеть. Это нормально. Главное — придерживайтесь плана, чтобы успеть пройти весь материал

.

Следите за речью и фактами.

Такая мелочь может отнять у вас три вторичных балла. Узнайте, какие речевые ошибки встречаются, а затем, выясните, какие делаете именно вы. Запомните их, периодически повторяйте, чтобы не ошибаться снова.

Не учите все стихотворения полностью.

Лирику в экзамене нужно освоить рационально. Подобрать по три стихотворения на основные темы или заучивать по выборочным строчкам.

Уделяйте время анализам.

Они помогут понять общепринятую авторскую позицию, основные темы и мотивы. Ваш абсолютно новаторский взгляд на произведение не захотят понимать. Это все же экзамен, где проверяются знания, а не олимпиада с творческими заданиями.

Научитесь распределять время заранее.

На экзамене важно все успеть написать. На тест уходит всего лишь пара минут. Мини сочинения (8,9, 15, 16 задания) лучше сразу писать в чистовик. На них уделите примерно 20–30 минут. На 17 сочинение оставьте час. Оставшееся время — для проверки и форс-мажоров.

Прислушайтесь к этим советам. Они помогут вам понять, как подойти к проблемам и нюансам экзамена. Не бойтесь ЕГЭ. Все по силам. Истории высокобалльников доказывают это.

Тексты

Полный перечень произведений, которые нужно знать, также содержится в кодификаторе – в разделах со второго по восьмой.

Он объемный, включает материал всего школьного курса литературы, поэтому, готовясь к ЕГЭ, не стоит начинать с перечитывания всех перечисленных книг, а сначала надо сгруппировать их по главным признакам: например, по теме, проблеме, времени действия, жанру и т. п. Одни и те же произведения окажутся в разных списках, при этом материал структурируется, что поможет выполнить задания с развернутым ответом. А вот стихов лучше выучить как можно больше.

Текстами произведений на ЕГЭ по литературе пользоваться нельзя. Ежегодно эксперты обсуждают предложение разрешить выпускникам обращаться к оригиналам произведений для цитирования в сочинениях, но вопрос пока открыт, и приносить с собой на экзамен можно только ручку.