В мещерском крае можно увидеть егэ

В мещерском крае можно увидеть егэ

«Мещорская сторона», анализ повести Паустовского

История создания

Повесть «Мещорская сторона» была напечатана в 1939 г. отдельной книгой. Это едва ли не самое известное произведение Паустовского. Повесть переиздавалась семь раз и была переведена на многие иностранные языки.

Паустовский прожил в Мещорском крае с небольшими перерывами больше 20 лет, самых плодотворных в его жизни (с 1931 по начало 50-х), и называл его своей второй родиной. По словам Паустовского, там он впервые прикоснулся к народной жизни и к истокам чистого народного языка.

Литературное направление и жанр

В собрании сочинений Паустовского жанр произведения «Мещорская сторона» определяется как маленькая повесть. Она занимает 35 страниц, но не имеет единого повествовательного сюжета. Основной тип повествования повести – описание с небольшими вкраплениями повествовательных сюжетов и рассуждений. Поэтому жанр близок к очерку, для которого характерна документальность, фрагментарность, описательность.

Рассказчик описывает всё, что достойно его внимания, отражает увиденную жизнь, как зеркало. Это основной принцип реалистического литературного направления. Рассказчик выражает своё отношение к природе Мещорского края, к его талантливым людям. Но он никак не оценивает рассуждение жителей Мещорского края о том, как изменилась к лучшему их жизнь за последнее время: голосистая деревенская девушка поёт в Москве, потомственный бедняк обзавёлся радио и книгами, набожный старик теперь не уповает на Бога, верит в собственные силы. Все эти люди – типичные герои своего времени в типичных обстоятельствах, но едва ли они годятся на роль героев соцреализма. Рассказчик воспринимает их как часть мещорской природы, не оценивая, но только наблюдая их жизни, как наблюдает жизнь леса, болота, щуки или волчицы.

Тема и проблематика

Тема повести – описание богатств Мещорского края. На первый взгляд описательная повесть лишена социальной проблематики. В ней поднимаются проблемы философские и психологические: умение видеть скромную красоту, сила и выносливость человека, его связь с природой и противостояние ей.

Сюжет и композиция

Повесть состоит из 15 главок. В некоторых описывается природа Мещорского края: луга, леса и боры, лесные озёра и мещорские болота – мшары. В других главках герой рассказывает, как попал в Мещорский край, как путешествовал по нему, пользуясь старинной картой, как ночевал в палатке в разное время года, как ловил рыбу, общался с встреченными аборигенами. Рассказчик восхищается главным богатством края – его талантливыми жителями.

Рассказчик рассуждает об изменениях, которые произошли в природе по сравнению с отражёнными в старинной карте, о приметах, связанных с погодой и с дорогой.

Между описаниями природы вклиниваются рассказы о судьбах местных жителей и разные истории, случившиеся с рассказчиком во время путешествий или рыбалки. Каждая из таких историй подобна рассказу, имеет свою завязку, развязку и кульминацию. Такова история о том, как путешественники ходили на Поганое озеро через мшары, как писатель Гайдар заблудился без компаса и был найден уже в темноте, как путники всё-таки попали на Поганое озеро через год и заслужили славу «вовсе отчаянных мужчин».

Во многих эпизодах описаны лесные животные: красноглазые водяные крысы, охотящиеся за рыбой, рыжие лесные муравьи с сильными челюстями, безобидные медведи-медвежатники, старые мудрые щуки, которые дают оплеухи неудачливым рыбакам и угрожают разрезать плавниками надувную лодку, волчица с двумя волчатами.

Есть в повести и несколько исторических экскурсов. Рассказчик сообщает о природе лесных каналов, вырытых при Александре втором экспедицией генерала Жилинского, о доме знаменитого гравёра Пожалостина в деревне Солотча, доме, хранящем память о многих великих 19 века.

Герои повести

Повесть написана от первого лица. Рассказчик – главный герой повести. Этот образ автобиографичен. Паустовский наделил рассказчика не только свои отчеством (Егорыч –народный вариант отчества Георгиевич). Рассказчик любит природу и саму жизнь, восхищается красотой родной земли и ценит каждого встреченного человека. При этом рассказчик не вмешивается в жизнь, а только наблюдает её и очень точно описывает, предоставляя читателю самому формировать отношение к людям и событиям.

Герои повести – простые жители Мещорского края. Каждый из описанных людей – человек хороший и добрый. Знакомство с местными жителями начинается с малограмотного старика, везущего в город сведения о научных открытиях края, с предприимчивых жителей, бесстрашно выпрыгивающих на ходу с поезда вслед за выброшенными вещами. Жители Мещорского края выносливы и бесстрашны. Бабы ходят к Поганому озеру, у которого вместо берегов плавучие корни растений, даже девочка-подросток не боится искать тёлку в лесах до темноты.

Жители Мещорского края с удовольствием вспоминают прошлые времена и сравнивают его с нынешним житьём-бытьём. Ворчливый дед-корзинщик Степан даже жалеет умирать, так хорошо нынче жить стало: «Жить бы нам и жить… Родились мы чуть-чуть рановато». Этот же герой рассуждает о несчастном прошлом: «Житьишко наше было плохое… не хватало ни мужикам, ни бабам счастья. Ребята у ней были не питые, не сытые».

Пример такого бабского счастья – обладательница удивительного голоса Манька Малявина, поющая нынче в театре в Москве и присылающая родителям по 200 рублей в месяц.

Казалось бы, герои написаны в соответствии с законами соцреализма: крестьяне, обретшие счастье после 1000-летнего прозябания и сумевшие реализовать свои таланты. Но эту идиллическую картину нарушает академик Пожалостин, бывший солотчинский пастух. Этот знаменитый гравёр выбился в люди в 19 в., а вовсе не благодаря советской власти.

Художественное своеобразие

Язык повести «Мещорская сторона» так красив, что она часто используется учителями для языкового анализа. Текст поэтичен и ритмичен, в нём Паустовский использует риторические фигуры, свойственные скорее поэзии: единоначатия и рефрены. Паустовский пользуется всем богатством тропов для описания природы. Особенно хороши описания смены времени суток в разное время года: «Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха».

Длинные, но совсем не скучные пейзажи в повести чередуются с философскими рассуждениями и сюжетными зарисовками, что делает повесть динамичной, гимном родному краю, признанием ему в любви.

“Мещерская сторона” – краткое содержание повести Константина Паустовского

В русской литературе есть много произведений, рассказывающих о красоте и неповторимости родины и ее природы. Одним из таких проведений является повесть Константина Паустовского «Мещерская сторона», краткое содержание которой будет рассмотрено ниже.

Главные герои повести

Текст повести построен в виде нескольких отдельных разделов. Главным ее героем является сам писатель, выступающий в роли рассказчика.

Константин Паустовский (1892 – 1968)

Далее, в ходе повествования, автор знакомит читателя с дедом Степаном, Маней, писателем Аркадием Гайдаром, стариком, ловившим рыбу, и семейством Зотовых.

«Мещерская сторона» К. Паустовский – краткое содержание

Автор от первого лица рассказывает о своих приключениях во время путешествия по родным краям, вооружившись воспоминаниями детства и старой картой, на которой не все места обозначены точно. Из-за этого герою приходится петлять и вносить в карту поправки, попутно проводя для читателя экскурсию и знакомя его с дивной природой и живущими там людьми.

Мещерская сторона — это озерный край, расположенный в паре сотен километров от Москвы, между Владимиром и Рязанью, утопающий в полноводных реках и зелени лесов. Сначала автор говорит о том, что эта земля самая обыкновенная, сравнивая при этом местные пейзажи с картинами Левитана.

С развитием истории читателю приоткрывается то, насколько богат и разнообразен растительный и животный мир этого края.

Жители Мещеры — суеверные люди, в чьей жизни большое значение имеют поверья. В приметах Мещерского края часто заключались точные знания и поэзия, опираясь на них люди возделывали поля, ловили рыбу и предсказывали погоду.

Значительное место в жизни Мещерской стороны занимали торфяные болота — мшары, о которых среди местных жителей ходила дурная слава. Одно такое озеро, представляющее собой жуткое зрелище и нагоняющее страх на местных баб, вместе со своими друзьями и решил исследовать главный герой. Собрав экспедицию, отряд отправляется на разведку.

Ночью один из компаньонов теряется, и, по возвращении, подтверждает слова молвы о Поганом болоте. Несмотря на плохую репутацию, озеро оказывается богатым источником рыбы. Вернувшихся с богатым уловом путешественников местные жители встречают как героев.

Автор во всей красе описывает лесные пейзажи, на чьих просторах скрывались древние русичи при нападениях монголов-татар. Мещерские леса являются своего рода заповедной зоной, частью лесного массива, чудом уцелевшей после войны. Писатель со всей серьезностью рассуждает о ее разрушительных для природы последствиях.

Богатством красот и величественностью отличаются и живописные луга Мещеры, где над головой нависают шатры черных ив, а реки и озера полны рыбы и чистейшей воды.

Автор ведет рассказ не только о самой Мещере, но и об окрестных селах. Одним из них была деревня Солотча — вотчина талантливейших и трудолюбивых людей, где в старом доме можно найти редчайшие книги по искусству и медные гравированные доски, а обычная местная жительница, продающая сметану, может оказаться родной теткой самого Есенина.

Далее герой описывает свой небольшой домик, в котором даже не спит, проводя ночи под открытым небом, любуясь яркими звездами и колыханием пламени свечи. По мнению рассказчика в этом и состоит настоящая романтика и ничего более умиротворяющего ему не приходилось видеть.

Автор восхищается тем, насколько богата природа реками, лесами и озерами, хранящими в себе древние загадки, тайны и ответы на все вопросы.

Последний раздел посвящен рассказу автора о причине любви к Мещерскому краю — его тихому спокойствию и красоте. Герой уверен в том, что в случае войны будет защищать свою родину всеми силами.

Анализ произведения «Мещерская сторона»

Автор произведения «Мещерская сторона» затрагивает тему любви к родине, природе и родной земле. Через удивительные образы окружающего мира писатель отображает всю его многогранность и красоту. Паустовский умеет видеть живописность и волшебство в самых обычных вещах и явлениях и пытается передать свое виденье читателю.

Как и в других своих произведениях, в «Мещерской стороне» Паустовский проводит параллель между землей и людьми, живущими на ней. Автор написал рассказ, который приоткрывает перед читателем дверь в историю своего народа, описывает его жизнь, проблемы и тревоги.

Повесть помогает по-новому взглянуть на привычную жизнь, отринуть мирские заботы и обратиться к первозданной природе в поисках внутренней гармонии и согласия с собой и окружающим миром.

Произведение показывает нам новые стороны поверий и предрассудков, учит тому, что даже проклятые и опасные места по-своему прекрасны, а люди, живущие в отрыве от цивилизации, честны, добры и всегда готовы прийти на выручку.

Со слов автора читатель также может узнать о редких видах растений, о произрастании и сборе кипрея, о мире животных и древних сельских обычаях. Природа в повести писателя — это не только движущая сила жизни, но и сила любви, против которой беспомощен человек.

Сочинения и очерки Паустовского наполнены умиротворением, поиском смысла жизни и гармонии между человеком и мирозданием.

Через всю повесть проходит единая мысль: самое большое сокровище человека — его родина, только на ее земле человек может почувствовать себя полноценным и великим.

Даже городской житель, никогда не спавший в стогу сена под открытым небом и не ходивший босиком по травяному ковру леса, поверит писателю на слово и откроет для себя этот мир завораживающей природы, который совсем рядом, стоит лишь протянуть руку.

Заключение

Обилие особенных речевых приемов автора, описывающих колорит природы делает произведение уникальным образцом русской литературы, выдержки и цитаты из которого можно целиком использовать для читательского дневника. Анализ и сжатое изложение произведения поможет учащемуся любого класса лучше понять смысл и художественные особенности текста.

Открытый урок по повести К. Паустовского “Мещерская сторона” план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

Анализ стихотворений и прозы Паустовского.

Знакомство с Паустовским — художественные слова.

Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, любви к родной природе и родной земле.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_paustovskiy_meshcherskaya.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

МБУО «Яндыковская СОШ»

Урок литературы в 7 классе

Гармония человека и природы.

(по рассказам К. Паустовского и

повести «Мещерская сторона»)

Минав Нина Федоровна

Человек и природа в поэзии и прозе. Прекрасное в поэзии и прозе.

Произведения Паустовского «Мещерская сторона», «Бакенщик», «Колотый сахар», «Ленька с Малого озера» и др.

Анализ стихотворений и прозы Паустовского.

Знакомство с Паустовским — художественные слова.

Анализируя, познать гармонию человека и природы; возбудить чувство прекрасного, наблюдательность, любви к родной природе и родной земле.

I Прекрасное в поэзии.

I Вступительное слово.

Жизнь природы достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано благожелательно, правдиво и вдумчиво, благородно и обстоятельно.

II Любимые поэты в чтениях и высказываниях учеников.

– Какие стихотворения русских поэтов ХХ века о природе вам больше всего понравились, затронули вашу душу, взволновали, возбудили какие-то чувства?

– Обоснуйте свой выбор.

Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении; хочет вызвать у вас?

III Обобщение учителя.

Сейчас вы прочитали замечательные стихи русских поэтов о прекрасном. Самое высокое, яркое слово: прекрасное. Как много оно значит и как хорошо, что оно есть. И как прекрасно, что есть люди, которые могут увидеть это прекрасное, и не просто увидеть, а запечатлеть и подарить нам, чтобы мы, читая их стихи, слушая их музыку, любуясь их картинами, тоже прикоснулись к этому прекрасному, учились его видеть, замечать, любить.

IV Теория литературы.

– А как случается, что самые обыкновенные картины, скромные, порой даже неброские, под пером художника слова оживают, преображаются, становятся прекрасными?

– Что использует автор для этого? Какие средства?

– Найдите примеры из стихотворений.

Прекрасное в прозе.

– Только ли в поэзии можно увидеть такие прекрасные картины?

-может ли проза соперничать с поэзией в красоте описаний?

– Давайте докажем, что повести и рассказы Паустовского являются достойными соперниками поэзии.

(ответ получить в конце урока)

– Нередко писателя называют художником слова, даже поэтом, хотя он пишет прозу. Немногие авторы удостаиваются этих определений. Достоин ли их Паустовский? Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы.

Чтение отрывка из рассказа «Коротко о себе»

Паустовский о своей повести

Рассказ о жизни и творчестве писателя.

(рассказывают подготовленные учащиеся)

Обобщающее слово учителя.

– Когда называешь имя Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовкий — это и юг, с которым связаны «Кара-Бугаз» и «Черное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для него оказалось знакомство именно со средней полосой России.

Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля.

Именно средняя полоса — Мещёрская сторона стала последней земной привязанностью писателя.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей, у него много интересных очерков и рассказов о Чехове, Блоке, Лермонтове, Гоголе и других великих людях. Но все-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, и мы с волнением читаем о них, хотя в этих произведениях ент ни острого сюжета, ни каких-то захватывающих происшествий. В чем же дело? Может в великой любви к людям. А может быть, в умении остановиться, внимательно посмотреть на то, что тебя окружает, и в самом простом увидеть прекрасное.

– А как и при каких обстоятельствах Паустовский открыл для себя эту землю?

Сам Паустовский о своей повести говорил:

Это — записи размышлений, простой разговор с друзьями. Это – признание в любви к нашей природе и всей России.

Географическое расположение Мещоры.

– А где же находится Мещера?

Географическое расположение Мещерской низины. (подготовлены сообщения)

– А что Паустовский рассказал в своей повести о карте?

«Географическая карта», «Первое знакомство»

– А теперь давайте обратимся к самой повести. Какова композиция повести. В чем ее особенности?

Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение, они не соединены общим сюжетом. Вообще в повестях нет захватывающего сюжета, хитро завязанной фабулы, но все-таки эти отдельные очерки представляют собой единое целое, они объединены общим героем. Герой этот — автор-рассказчик. В повести можно выделить два плана: описательный и повествовательный (событийный), но есть еще и познавательный, то есть точное знание.

Анализ очерка «Обыкновенная земля».

Рыленкова «Все в тающей дымке»

-Как вы объясните название очерка?

– Не кажется ли оно вам полемичным, обманчивым?

Обыкновенной она кажется только тому, кто пробыл здесь всего несколько дней, а если вглядеться, всмотреться, вслушаться, если сжиться с этой землей?

– Что можно увидеть в Мещерском крае?

– Что можно услышать?

– Много это или мало?

– Какова идея этого очерка?

Как необыкновенна кажущаяся на первый взгляд самая обыкновенная земля.

– Как переплетаются между собой эти два произведения?

– Перед нами картины замечательного русского художника Левитана. Внимательно посмотрите на них и скажите, что общего между картинами природы Мещёрской стороны и картинами природы у Левитана?

– Что общего между художником слова Паустовским и художником Левитаном?

– Поэтическое изображение неяркой русской природы?

– Что побудило обоих художников к созданию своих произведений?

Любовь к Родине, родной природе.

Анализ очерка «Мшары»

– Когда при чтении повести вам было, может быть, страшно? ( Мшары. Поганое озеро)

– Случайно ли в повести появляется А. Гайдар?

Гайдар — друг писателя.

– Этот очерк условно можно разделить на две части.

I часть — описательная.

II часть — повествовательная.

– Что описывает в этом очерке писатель? (дорога в лесу, ночь, рассвет).

Когда и почему «Страшно»

Постарайтесь близко к тексту пересказать описание дороги, закаты, ночи, рассвета, не забывайте рассказать о том, что видит и слышит писатель.

– Можно ли сказать, что писатель всматривается и вслушивается?

– как называет писатель леса? (разбойничьи, глухие).

– Почему ему так нравится бывать в них, что его привлекает? (они глухие, непроходимые, в них темно, немного жутковато, но автор с наслаждением идет по незнакомым дорогам).

– А о чем мы узнаем из повествовательной части? (сюжетный элемент)

(Рассказ о случае, который произошел на рыбной ловле)

– Почему рыбаки так испугались щуки?

По своей структуре он похож на очерк «Леса». Автор дает художественное описание заливных лугов.

– С чем сравнивает писатель луга? Чем они похожи на море?

– Прочитайте или передайте своими словами описание реки Прорвы.

– Что видит писатель, наблюдая за Прорвой в течение дня?

Рассказ об Окском заповеднике.

Юмор в повести. Смешное.

– А когда при чтении «Мещерской стороны» вам было смешно, может быть, вы даже хохотали?

– Как написана глава «Небольшое отступление от темы»?

– Почему так не везло старику?

– Какие детали говорят о его полной неприспособленности к жизни среди природы?

Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле.

– Кто они, эти люди?

Доброжелательные пастухи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые, но замечательные: добрые, портреты их написаны зоркой кистью, в каждом из них автор находит какую-то замечательную черту.

– О каких талантах рассказал Паустовский?

(Солотча — родина замечательного гравера Пожалостина,живописцев Архипова и Малявина, скульптора Голубкиной, здесь родился поэт С. Есенин.

Разговор Паустовского с теткой поэта.

– А как ко всему этому относятся люди? (берегут в памяти)

– А почему в этой же главе автор рассказал нам историю жизни Кузьмы Зотова?

– Какие точные знания дает нам Паустовский в своей повести? (приметы, знаменитые люди, торф, палатка и др.)

Итак, повесть Паустовского подарила нам много и радостных, и страшных, и таинственных открытий. А какими же мы увидели самого автора?

– Что узнали о его доме?

– Где и как он живет?

Автор хорошо знает и понимает поведение животных, птиц, умеет интересно об этом рассказать. Он опытный охотник, рыболов, романтик. Он настоящий художник слова.

Бескорыстие — чудо корысти.

Корысть — выгода, материальная польза.

– Что нового узнали из этой главы об авторе?

(он патриот своей Родины)

Решение задачи, поставленной в начале урока.

– Можно ли назвать Паустовского художником слова?

Проза Паустовского похожа на стихи. В ней светится Левитанская пейзажная лирика, русские мелодии Чайковского.

– какие чувства пробудила у вас поэзия Паустовского?

– О чем заставила задуматься?

Мы заканчиваем встречу с этим замечательным человеком и художником, но расстаемся не навсегда и даже не надолго. Читая его произведения, мы вновь и вновь будем открывать для себя новое. Пропущенные оттенки, а иногда вас поразят даже целые страницы. Предположим, вы читали «Мещёрскую сторону» и совершенно не обратили внимания на то, какие там идут дожди (что-то другое задержало ваше внимание), но взяв книжку снова,вы вдруг с удовольствием обнаружите, что мелодии небесной влаги звучащей, щемящей, ворчащей, поющей, вкрадчивой, сосредоточенной не менее важны, чем пение птиц или шум деревьев.

Так бывает и в самой жизни. Вдруг совершенно неожиданно, даже для себя, вы находите в ней то, что, конечно же, всегда было, на что вы смотрели сотни раз, но не видели, не замечали. Но это что-то в какой-то день вдруг четко и выпукло проявилось, как будто только что родилось на ваших глазах. И вы удивились, изумились!

Может, здесь и заключена одна из причин особой прочности такой на вид хрупкой, лирически нежной, похожей на на прекрасные стихи прозы Паустовского.

О взаимности, о взаимоотношениях человека и природы.

Толкование слов: гармония, взаимность.

Чтение стихотворений «Взаимность», «Берегите землю».

Беседа по другим рассказам Паустовского.

– Какие еще рассказы прочитали?

– О ком из них узнали? (о бакенщике семене, о Леньке, о дедушке Александре Федосьеве, сеятеле и собирателе. Раньше он хлеб сеял и хлеб собирал, а сейчас доброе сеет и чудесные слова собирает)

– Как появляется Пушкин?

1. Каким я увидел К. Паустовского.

2. Что больше всего понравилось мне в очерках Паустовского.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бу дәреснең максаты укучыларда милли үзаң тәрбияләү, аларны яшәү кадерен белергә өйрәтү, гореф- гадәт, йолаларыбызны саклау. Укучыларның әдәби әсәрне мөстәкыйльукый һәм анализлый белү күнекмәләр.

Это методический материал, как провести урок по внеклассному чтению. Повесть Железникова “Чучело” была прочит.

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

13 слайдов к конспекту урока по повести Короленко.

Урок для учащихся 11 класса -комбинированный (русский язык и литература).

Открытый урок по повести Н. В. Гоголя “Записки сумасшедшего” , проведённый в 10 классе. Мастерство писателя в создании многолюдного Петербурга, страшного, бессердечного, в котором “маленьк.

Конспект урока и презентация по географии на тему : “Стороны горизонта.Ориентирование".

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

24.07.2019

Паустовский К. “Мещерская сторона”

Главные герои рассказа “Мещерская сторона” и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Любитель природы, знатный рыболов.

Кратчайшее содержание рассказа “Мещерская сторона” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор приезжает в Мещеру и начинает исследовать эту землю.
  2. Он знакомится с лесами, озерами и мшарами Мещеры.
  3. Он ловит рыбу на озерах, на старом русле Оки, Прорве, и вспоминает смешные случаи на рыбалке.
  4. Автор знакомится с местными жителями и узнает, что из этих мест родом многие известные люди.
  5. Автор живет в маленьком домике, и почти каждое утро отправляется на рыбалку.
  6. Он любит Мещеру не за то, что она богата, а за то, что ее прелесть проявляется постепенно.

Главная мысль рассказа “Мещерская сторона”
Родной край всегда будет для человека милее всего на свете, каким бы он не был.

Чему учит рассказ “Мещерская сторона”
Повесть учит любить природу, радоваться ее красоте, удивляться ее чудесам, любить прогулки по лесам и озерам. Учит наслаждаться каждым прожитым днем, находить счастье в самых простых вещах. Учит никогда не терять способность удивляться.

Отзыв на рассказ “Мещерская сторона”
Мне очень понравилась эта романтичная повесть. Автор с большой любовью рассказывает о Мещерской стороне, и читая его описания тоже начинаешь хотеть отправиться куда-нибудь в глушь, и пожить на природе, в тишине и покое, вдали от шумных и грязных городов.

Пословицы к рассказу “Мещерская сторона”
Родной край – в сердце рай.
Где сосна взросла, там она и красна.
Всякому мила своя сторона.
Каковы глаза, такова и природа.
Летом с удочкой, зимой с сумочкой.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Мещерская сторона” по главам:

В Мещерском крае нет особых красот, он скромен, как картины Левитана, и в нем заключена вся прелесть и разнообразие русской природы.
Здесь есть луга, боры, озера, стога сена.
В борах торжественно и тихо, озера с темною водой, болота покрыты осиной и ольхой, и всюду стоят полуразвалившиеся домики лесников.
Здесь слышны крики ястребов, стук дятлов, вой волков, звуки гармони и по утрам разноголосье петухов.
И с каждым днем этот край кажется вам все богаче и милее сердцу.
Край этот лежит между Владимиром и Рязанью.

Впервые автор попал в Мещерскую сторону из Владимира, на стареньком поезде, где пассажиры сидели даже на площадках.Станции были завалены свежими бревнами и дикими цветами.
На станции Пилево в вагон забрался бородатый дед, и стал жаловаться, что его опять послали в музей с сообщением. В сообщении говорилось о незнакомых птицах на озере и предлагалось прислать ловцов.
Дед рассказал, как в прошлом годы был найден торчак, рога огромного оленя. Потом автор слышал много рассказов о мамонтах и кладах, но этот первый больше всего запал ему в душу.

Автор достал старинную карту 19 века, многие места на ней изменились, но она была надежней, чем советы местных жителей. Следуя этим советам, автор всегда плутал, ведь приметных ориентиров оказывалось множество. Поэтому он больше доверял собственному чутью.

Чтобы не заблудиться в лесу надо знать приметы. Например, зарубки на соснах, которые оставлял сам.
Но главные приметы – погодные. Самая простая – дым от костра. Можно предсказать погоду по росе, рыбе, заходу солнца.

На юге карты показана Ока. К северу от нее тянутся лесистые и болотистые места. В сосновых лесах скрываются озера и торфяные болота. А южнее Оки раскинулись обжитые рязанские степи.
На западе Мещеры есть боровые озера, и чем меньше по размеру озеро, тем оно глубже.

Мшары – это бывшие озера, которые со временем заросли. На них есть возвышенности – бывшие острова.
Раз автор пробирался к Поганому озеру, которое получило свое название за поганые грибы и клюкву, величиной с орех. Возле этого озера были “зеленущие трясины”, смотреть на которые было боязно.
Идти по мшарам было трудно, надо было перескакивать с кочки на кочку, а между кочками стояла вода и торчали сухие острые корни берез. Мшары заросли сфагнумом и брусникой, и нога тонула во мху по колено. Путники добрались до острова и решили отдохнуть. С ними был Гайдар, который вскоре нашел следы лося. Гайдар пошел искать Поганое озеро, которое было где-то рядом, и пропал. Его не было три часа и на крики он не отзывался. Только волки подвывали с той стороны, куда он ушел. На поиски писателя отправился человек с компасом.
Стало темно, откуда-то послышались звуки автомобиля. Все удивились, а с той стороны вышел Гайдар и искавший его товарищ. Это Гайдар, которому надоело кричать, подражал сигналам автомобиля.
Гайдар рассказал, что видел Поганое озеро, и оно показалось ему страшным. Вода в озере была черной.
На следующее лето автор все-таки добрался до Поганого озера. Вода действительно оказалась черной, а в озере водились черные окуни, которых писатель ловил на леску.
Местные жители после этого стали считать автора отчаянным.

Через леса текут две реки. Солотча извилистая и богатая язями, а Пра более крупная, на ее берегах много деревень и есть ватная фабрика, из-за которой дно реки покрыто слоем ваты.
Кроме рек есть каналы. Болота собирались осушать еще при царе, но земля оказалось бедной, и осушение забросили. А каналы заросли и в них гнездятся утки и лини.
Эти каналы очень живописны, заросли нависают над ними арками, по берегам растут камыши. Тишина нарушается лишь звоном комаров.
Здесь водятся водяные крысы, которые успешно ловят рыбу.

Сосновые леса Мещеры светлые и сухие. В ветер они шумят. От них идет стойкий смолистый запах. Есть здесь и еловые леса, березовые, и дубовые перелески. Последние непролазные и в них живет множество злющих муравьев.
Тишина этих лесов завораживает, в них хочется говорить шепотом.
Однажды автор ночевал на Черном озере вместе с друзьями. Они взяли лодку и поплыли ловить рыбу. Внезапно совсем рядом вынырнул огромный острый плавник щуки, она легко могла потопить лодку. Рыбакам пришлось срочно возвращаться на берег, а щука преследовала их.
На берегу люди увидели волчицу с волчатами, ее пришлось спугнуть камнем.
Черное озеро названо так из-за черной воды. Озера Мещеры разного цвета, но черных больше всего. Но есть озера фиолетовые,желтоватые, оловянные. Черный цвет озер объясняется торфом, чем он старее, тем чернее дно озера.

Между лесами и Окой тянутся заливные луга. В них находится старое русло Оки – Прорва, глубокое, заросшее, с крутыми берегами. На одном плесе автор видел огромные репейники и дождевики, большая часть русла заросла такими густыми травами, что невозможно пристать к берегу, над руслом почти всегда дымка – туман или мгла.
Автор полюбил бывать на Прорве осенью. Он приезжал с лодкой, ставил палатку и ловил рыбу. Ночное небо над Прорвой полно ярких звезд.

Однажды в Солотчу приехал старик из Москвы, рыбак. Он ловил рыбу на спиннинг. Ходил по берегам, забрасывал спиннинг и неизменно вытаскивал пустую блесну. Старик жаловался на судьбу, особенно когда рвал леску.
Раз его взяли на озеро Сегден. Всю ночь старик простоял на ногах, боясь сесть на мокрую траву. Потом наступил в яичницу, и разбил кувшин с молоком. Все смеялись до упаду.
И вот старика взяли рыбачить на Прорву. Старику повезло, он вытащил пудовую щуку и положил на берегу возле воды. Потом достал пенсне и стал разглядывать рыбу, любуясь ее красотой. Но щука не хотела просто лежать. Она смахнула хвостом пенсне и прыгнула обратно в воду.
В тот же день старик уехал обратно в Москву.

В лугах много озер. На дне одного лежат мореные дубы, в другом водились бобры, в третьем золотые лини, четвертое тянулось на многие километры, а пятое славилось капризной рыбой. На озере Музга отдыхают журавлиные стаи, а Селянское озеро облюбовали стаи уток. Одно озеро автор в шутку назвал Лангобардским, в честь бородатого сторожа, а вскоре местные жители окрестили озеро Амбарским.
Разнообразие трав в лугах огромное. Здесь растут цикорий, клевер, ромашка, укроп, гвоздика и сотни других трав. Есть и луговая клубника.

На лугах в землянках и шалашах живут болтливые старики – сторожа огородов, паромщики, корзинщики. Знакомство с ними случается обычно во время грозы. Старики любят поговорить о вещах необыкновенных – водяных еропланах-глиссерах, французской кухне, барсучьих бегах.
Как-то автор заночевал у деда Степана, худого и бородатого. У его костра сидела девочка лет двенадцати, которая до ночи искала в лугах телку, и приблудилась. Степан угостил девочку огурцом, и стал варить в котелке похлебку.
Он стал рассказывать, что все окрестные места когда -то были монастырскими, и житье в те времена было жуткое. Мужики еще ничего, справлялись, а у баб даже черви в глазах заводились от постоянной близости к огню на кухне.
Девочка испугалась, но Степан успокоил ее, сказав, что сейчас у девок совсем другая жизнь. И вспомнил некую Малявину, которая теперь певица в Москве и деду присылает каждый месяц по двести рублей.

Целый год автор прожил в Солотче у портнихи Марьи Михайловны, одинокой женщины. В ее избе висели две картины итальянского художника. Тот приезжал в эти места и оставил картины отцу Марии.
В соседнем саду стоял большой дом, академика Пожалостина, умершего до революции, и в нем жила его дочь, уже старуха.
Автор недоумевал, Пожалостин – известнейший гравер и вдруг в этих местах. А тут еще колхозники стали ждать художника Архипова. Пожалостин, Архипов, Малявин, Голубкина – все родом из этих мест. А деревня славилась своими иконописцами.
На следующий год автор поселился в доме Пожалостина. Ему приносила сметану старуха, тетка поэта Есенина, который тоже был родом из этих мест.
На одном из озер автор познакомился с Кузьмой Зотовым, бывшим бедняком, который своих сыновей вывел в люди. Один стал заведовать ихтиологической станцией, второй стал учителем ботаники, а Вася еще учится в школе, но хочет стать художником. Именно он нашел краски французского художника, который потерял их в спешке из-за грозы.

Про свой дом автор рассказал особо. Это бывшая баня, которая стоит в густом саду. По саду вечером шныряет множество котов, которые мечтают украсть пойманную автором рыбу.
Осенью сад засыпан листьями и в домике становится светло. Автор редко в нем ночевал, но когда оставался дома, старался ночевать в старой беседке, где воробьи пытались клюнуть тикающие часы.
Автор просыпается на рассвете, идет в дом, заваривает чай, потом берет весла и спускается к реке. Он отплывает в тумане, и эта затерянность в огромном мире кажется автору счастьем.

Можно много писать о Мещере. Этот край прекрасен и его любишь за то, что его прелесть раскрывается не сразу. Чем больше ее узнаешь, тем больше начинаешь любить.

Тема: Константин Георгиевич Паустовский – певец Мещёры. «Мещерская сторона». Очерк «Леса»

Тема: Константин Георгиевич Паустовский – певец Мещёры. «Мещерская сторона». Очерк «Леса».

Эпиграф к уроку: «Пойми живой язык природы –

И скажешь ты: прекрасен мир! ()»

· раскрыть мастерство «живописать словом», обратить внимание школьников на красоту, поэтичность описаний природы; учиться видеть прекрасное в обыкновенном;

· развивать у детей чуткость к художественному слову;

· привлечь внимание учащихся к достоверности к достоверности, документальности как особенностям очерков.

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. На предыдущем уроке мы начали анализировать очерк «Мещерская сторона», и одним из заданий домашней работы было выразительное чтение наизусть отрывка из очерка «Обыкновенная земля».

II. Проверка домашнего задания (выразительное чтение наизусть отрывка из очерка «Обыкновенная земля»).

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Сегодня мы продолжим анализ очерка «Мещерская сторона», проанализируем рассказ «Леса». Итак, откройте тетради, запишите число, тему урока: «Константин Георгиевич Паустовский – певец Мещёры. «Мещерская сторона». Очерк «Леса».

Внимательно посмотрите на тему урока, какие задачи перед нами сегодня стоят? (Ответы детей).

-Вспомните, что такое очерк?

Очерк – это небольшое прозаическое художественное произведение, но в отличие от рассказа очерк создается на документальной основе, повествует о том, описывает то, что происходило, было или происходит, есть в действительности, а не создано только воображением писателя.

– Какие можно выделить особенности в очерке?

Несмотря на то, что Паустовский писал прозу, его нередко называют поэтом. Лишь немногие авторы удостаиваются такой высокой оценки. Давайте постараемся ответить в конце урока на проблемный вопрос:

– Достоин ли Паустовский высокой оценки называться поэтом?

Беседа по прочитанному:

– Вспомните, с какими очерками мы познакомились на предыдущих уроках? («Обыкновенная земля», «Мшары»)

– Что стремился передать Паустовский в этих очерках?

(Свои впечатления, ощущения, чувства от увиденного в Мещёрском крае.)

2. Слово учителя. Дома Вам нужно было перечитать очерк «Леса», разделить его на части и озаглавить каждую часть.

Откройте учебники (с. 175-177).

1) На сколько частей можно разделить очерк «Леса»? (на 3 части). Чтение очерка по частям и составление плана.

I. День и ночь в лесу.

II. Хозяева леса (щука и волчица).

III. Черное озеро.

3) Что нового о лесах Вы узнали из I части?

4) О чем рассказал автор? Только ли знания он хотел передать?

(Паустовский заставляет нас вслушиваться и всматриваться в окружающее, не оставляет нас равнодушными, учит нас быть наблюдательными, открывает наши глаза и уши.)

5) Что видим мы? (с. 175)

Задание. Найдите ответ в тексте.

6) Что слышим мы? (с. 175, 176)

7) Какие еще у нас возникают ощущения?

8) Какие ощущения вызывает выражение (2 абзац): «липкие маслюки, облепленные хвоей…» Как автор добивается такого эффекта? Какой прием использует автор, описывая звуки леса? (Звукопись.)

9) – Как преображается лес в следующем эпизоде (3 абзац): «…Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой?

– Какие краски привлекают автора? (Красный, золотой)

– Почему автор использует повтор «золотит позолотой»?

10) – Как Паустовский добивается зрительного эффекта в описании озера (4 абзац): « …А вечером блеснет, наконец, озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, – ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь (болотная цапля), и на мшарах – бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра»? (Прием сравнения, олицетворения)

11) – С чем ассоциируется выражение «тлеет заря»?

12) – Как бы Вы передали читателю ощущение тишины, не употребляя слово «тихо»? Как это делает Паустовский?

13) – Какие чувства и ощущения возникают у Вас во время чтения I части очерка?

14) – Какие краски использует Паустовский, чтобы нарисовать картину ночи. Какие абзацы нам об этом говорят? (Чтение 3, 4, 5 абзацев под mp3. «Веселый переполох»№31)

15) – Какие краски использует Паустовский, чтобы нарисовать картину утра? Какие абзацы нам на это указывают? (Чтение 6, 7 абзацев под mp3. «Птичьи разговоры»№ 26)

(Вывод: Разнообразие красок и оттенков, их плавный переход от ярких закатных до темных и светлых утренних.)

16) – Какие приемы использует автор?

(Эпитеты, метафору – «голубой хрусталь»; олицетворение – «котелок бормочет», «ночь смотрит в темную воду».)

17) – В чем особенность предложения: «Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы…»? (Повтор)

18) – С какой целью использует автор повтор?

(Это поэтический прием. Он передает ощущения, чувства. В данном случае он позволяет нам лучше почувствовать тишину, погруженность природы в сон.)

19) – Зачем Паустовский во II части вводит событие?

20) – Почему появляются герои – щука, волчица?

(Человек вторгается на родину зверей; и только звери являются хозяевами этого края, и ведут они себя как хозяева – это их дом. Звери не боятся человека.)

21) – Как рассказывает об этом автор? С какими чувствами? Что сближает человека и зверей.

(Этот край и для него милый сердцу и родной. Любовь к своему уголку, дому, земле – вот что сближает человека и зверей, и они не трогают друг друга.)

Работа с иллюстрациями(на доске рисунки детей и фотографии).

1. Защита рисунков с изображением Черного озера (предварительно дома нужно было нарисовать Черное озеро и найти описание в III части очерка.)

2. Работа с иллюстрацией «Золотой вечер» художника 1976г.

22) – Какая из работ может быть иллюстрацией к тексту. Почему?

23) – Какие характерные детали сумел увидеть художник?

(Использование цвета и света в этом отрывке.)

24) – Сколько иллюстраций можно нарисовать? (2: 1) «…этот цвет особенно хорош осенью…»; 2) «…но этот цвет хорош и летом».)

25) – Как помогает нам в этом Паустовский?

26) – Почему без его помощи мы не смогли бы нарисовать действительно Черное озеро?

27) Чем эти три части отличаются друг от друга?

I и III передаются чувства и ощущения через описания. Во II – рассказывается о волчице и щуке.)

IV. Обобщение наблюдений.

Слово учителя. Обобщим наблюдения по тексту.

Вы убедились, как мало можно увидеть при первом, поверхностном взгляде. И как много – если вместе с автором вслушиваться и всматриваться в окружающую природу.

Чтобы создать такие описания, нужно увидеть природу глазами души. Паустовский умеет передать прелесть природы в запахе, звуке, цвете.

Работа с эпиграфом:

Эпиграф к уроку: «Пойми живой язык природы –

И скажешь ты: прекрасен мир! ()»

Как Вы понимаете слова ?

Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока:

– Достоин ли Паустовский высокой оценки называться поэтом? Аргументируйте свою точку зрения.

– Какие задачи сегодня стояли перед нами? Достигли мы их?

Закончить сегодняшний урок мне хочется словами : «Леса учат человека понимать прекрасное» и словами : «”Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей”.

VI. Д. з. : Прочитать очерки «Мой дом», «Бескорыстие», ответить на вопросы после этих очерков. Найти в словаре значение слова «бескорыстие».

VII. Выставление и аргументация оценок.

Краткое содержание «Мещёрская сторона»

Рассказ «Мещерская сторона» Паустовского был написан в 1939 году. Произведение состоит из пятнадцати глав, небольших очерков, не связанных между собой. Они представляют собой описание природы средней полосы России.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мещерская сторона» на нашем сайте.

Главные герои

Рассказчик – заядлый рыбак, тонко чувствующий, глубокий человек.

Краткое содержание

Обыкновенная земля

Природа Мещерского края не отличается особым разнообразием, « но все же край этот обладает большой притягательной силой ». Скромную красоту этих мест можно сравнить с картинами Левитана. В Мещерском крае можно полюбоваться цветущими или скошенными лугами, лесными озерами, величественными соснами.

Первое знакомство

Рассказчик впервые попал в Мещерский край « с севера, из Владимира », приехав на неспешном паровозе узкоколейки, который местные жители прозвали «мерином». На одной из станций « в вагон влез косматый дед ». Он рассказал, что в мещерских озерах обитают « незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три ». Также в местных болотах был найден скелет доисторического оленя.

Старинная карта

По Мещерскому краю рассказчик путешествовал со старинной картой, составленной « по старинным съемкам, произведенным до 1870 года ». Она во многом была неточна, и автору приходилось постоянно ее подправлять. Однако путешествовать с ней было куда надежней, чем выслушивать путанные объяснения местных жителей.

Несколько слов о приметах

Чтобы не заблудиться в лесах, очень важно знать приметы. При этом « мир примет бесконечно разнообразен », и находить их или даже самому создавать – весьма увлекательное занятие. Самыми верными, настоящими приметами считаются те, что « определяют погоду и время ». Они бывают простыми и сложными. Например, самой простой приметой является дым от костра. Глядя на него, « можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине ».

Возвращение к карте

Незнакомый край всегда лучше изучать по карте – « это занятие не менее интересное, чем изучение примет ». К югу от реки Оки простираются плодородные Рязанские земли, на севере берут свое начало глухие сосновые леса и торфяные болота Мещерского края. На западе расположены восемь Боровых озер с удивительным свойством – чем меньше площадь озера, тем оно глубже.

Мшары

К востоку от Боровых озер « лежат громадные Мещёрские болота — «мшары», или «омшары» » . Раньше это были озера, которые успели зарасти в течение многих тысячелетий. Они занимают « площадь в триста тысяч гектаров ». Мшары усеяны песчаными островами, служащих пристанищем для лосей.

Однажды рассказчик с друзьями решил отправиться к Поганому озеру, которое так боялись местные бабы. Берега его были плавучими и « качались под ногами, как гамак ». Каждый шаг сопровождался появлением фонтанчиков теплой воды. Ни в коем случае нельзя было останавливаться и стоять на одном месте – ноги тут же засасывало. Вернувшись невредимыми, товарищи заслужили у баб славу « людей отпетых, готовых на все ».

Лесные реки и каналы

Помимо болот на старинной карте Мещерского края были отмечены могучие лесные массивы с загадочными белыми пятнами в глубине, реки Солотча и Пра, а также множество каналов.

Вода в неглубокой извилистой Солотче окрашена в красный цвет – « такую воду крестьяне зовут «суровой» » . В верховьях реки Пры расположена старинная ватная фабрика, из-за работы которой речное дно сплошь укрыто толстым слоем слежавшейся черной ваты.

В Мещерском крае очень много живописных каналов, которые уходят вглубь лесов. Они были вырыты еще при Александре II, « но на этой земле никто не захотел селиться — она оказалась очень скудной ».

Мещерский край – « остаток лесного океана ». Здесь есть и величественные, « мачтовые и корабельные », сосновые леса, а также еловые, березовые леса с вкраплениями дубрав и широколиственных рощ. Дорога в таких лесах – « это километры тишины, безветрия ».

Между Окой и лесными массивами « тянутся широким поясом заливные луга », которые в сумерках очень напоминают море. Посреди этих лугов тянется Прорва – старое русло Оки с крутыми берегами и глубокими омутами. В некоторых местах на Прорве растут такие густые и высокие травы, что невозможно высадиться с лодки на берег – « травы стоят непроходимой упругой стеной », отталкивающей человека.

Небольшое отступление от темы

С Прорвой у рассказчика было связано « много всяких рыболовных происшествий ». Однажды в село Солотчу приехал вежливый столичный старик с английским спиннингом. Несмотря на дорогую удочку, ему крайне не везло в рыбной ловле, в то время как местные мальчишки таскали рыбу « на обыкновенную веревку ». Но однажды старику крупно повезло, и он поймал крупную щуку. Он надел пенсне и принялся рассматривать ее « с таким восторгом, с каким знатоки любуются редкой картиной в музее ». Но неожиданно щука со всего размаха ударила старика по щеке, подскочила и скрылась в воде. В тот же день незадачливый рыбак вернулся в Москву.

Еще о лугах

В мещерских лугах очень много озер с говорящими названиями. Например, в Бобровке когда-то давно водились бобры, « в Тиши всегда затишье », а в Промоине водится такая капризная рыба, что выловить ее может только рыбак с очень крепкими нервами.

Луга поражают воображение разнообразием душистых трав. Нескошенные луга так ароматны, что « с непривычки туманится и тяжелеет голова ».

Старики

В лугах можно было встретить живущих здесь болтливых стариков: паромщиков, корзинщиков, сторожей колхозных огородов. Однажды рассказчик познакомился « с ворчливым дедом- корзинщиком », у которого было странное прозвище – «Борода на жердях». Старик долго рассуждал о том, какой тяжелой жизнь была при царе. Особенно нелегко приходилось девкам и бабам. При советской же власти у каждой появилась возможность заявить о себе. В качестве примера он привел голосистую односельчанку Маньку Малавину, которая теперь поет в московском театре.

Родина талантов

На краю Мещерских лесов « лежит село Солотча ». До революции здесь жил академик Пожалостин – « один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду: у нас, во Франции, в Англии ». В селе нет дома, в котором не было бы картин – « солотчинцы были когда-то знаменитыми богомазами ». Неподалеку от Солотчи родился и знаменитый русский поэт Есенин, и однажды рассказчику довелось покупать молоко у его родной тетки.

Мой дом

В Мещере рассказчик жил в маленьком доме. Это была « бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом » и стоявшая в глубине густого сада. Но в самом доме рассказчик ночевал редко. Он предпочитал спать в старой беседке, на свежем воздухе, чтобы туманным утром отправиться на рыбалку и затеряться в « огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба ».

Бескорыстие

Рассказчик пишет, что любит Мещерский край не за его природные богатства, а за « то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно ». Он благодарен этой земле, научившей его « видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было ».

Заключение

Рассказ Паустовского учит находить прекрасное в малом, ценить и беречь природу, уметь наслаждаться красотой родного края, даже если на первый взгляд она может показаться неприметной.

После ознакомления с кратким пересказом «Мещерская сторона» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.