В конце гете сказал добрые люди не знают сочинение егэ

В конце гете сказал добрые люди не знают сочинение егэ

Проблема

Нравственное возрождение человека.

Отношение автора к проблеме

Жизненные обстоятельства, в которых оказываются люди, могут стать причиной их нравственного падания или возрождения. Важно помнить, что судьба человека зависит только от него самого. Только от нас самих зависит то, какую дорогу в жизни мы вы берем.

Аргументы

  1. Любовь способна стать причиной нравственного возрождения человека.
  2. Гордыня приводит человека к нравственному падению.
  3. Путь нравственного возрождения долог и труден.
  4. От нравственного выбора человека зависит его дальнейшая судьба.
  5. Отсутствие нравственности делает человека распущенным и недостойным.
  6. Во избежание нравственного падения необходимо контролировать каждый свой шаг.
  7. Человек всегда способен на нравственное возрождение, нужно просто этого сильно захотеть.
  8. Нравственное возрождение всегда приходит после раскаяния.
  9. Осознание собственной вины и пороков является вестником нравственного возрождения человека.
  10.  Нравственное возрождение позволяет человеку стать совершенно другой личностью.

Эпитеты к слову «возрождение»

Духовное, нравственное, человеческое, собственное, грядущее, культурное, позднее, послевоенное, моральное, раннее, будущее, чудесное, творческое, высокое, постепенное, возможное, долгожданное, неожиданное, великое, истинное, настоящее, всеобщее, глубокое, полное, божественное, земное, молчаливое, неземное, неотразимое, пустынное, царское, царственное. далекое, живое, забытое, неизъяснимое, неистребимое, неопределенное, неясное, полузабытое, полусознательное, робкое, скупое, смутное, таинственное, туманное, тусклое, четкое, яркое, безрадостное, беспокойное, благодарное, мучительное, невеселое, неприятное, волнующее, отрадное, поэтическое, прекрасное, приятное, радостное, радующее, светлое, сентиментальное, славное, сладкое, сладостное, тревожное, трогательное, тягостное, тяжелое, тяжкое, чистое, волшебное, всеохватывающее, душевное, живительное, животворное, лирическое, лучезарное, молитвенное, небесное, невольное, необъяснимое, огненное, озаряющее, ослепительное, пламенное, плодотворное, рабочее, светозарное, светоносное, слёзное, слепящее, смутное, необыкновенное, чарующее, чудесное, чудодейственное, чудотворное, яркое, ясное.

Синонимы к слову «нравственный»

Моральный, духовный, этичный, благой, душевный, сердечный, душеспасительный, добродетельный, благонравный, праведный, возвышенный, неиспорченный, благочинный, благородный, непорочный, достойный, порядочный, невинный, безгрешный, неповинный, добропорядочный, нравоучительный, внутренний.

Синонимы к слову «возрождение»

Преображение, обновление, воскрешение, преобразование, перерождение, пробуждение, исправление, воссоздание, восстановление, оживление, подъём, возобновление, развитие.

Примеры из художественной литературы

  1. И.А. Бунин «Чистый понедельник».

Ярким примером нравственного возрождения человека является рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». Главные герои произведения – мужчина и женщина. У них нет имён, но они и не имеют значения. Автор описывает главного героя как молодого, красивого и богатого мужчину, который безумно влюблён в загадочную и таинственную женщину. Он готов на всё что угодно, лишь бы быть рядом со своей возлюбленной.

Героиню Бунин называет в рассказе «Она», это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть то, что для Бога имена не важны, для Него единственную ценность представляет человеческая душа. Она с самого начала была молчаливой, странной и необыкновенной. Эта женщина было словно чужая всему окружающему миру: машинально читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки. Всё это делалось по привычке, особого желания со стороны героини заметно не было. Всё земное её страшно тяготило, душа тянулась к чему-то более светлому, нематериальному – к вере, Богу. Она часто ходила в церковь, посещала кладбище. Только там её сердце чувствовало необходимое умиротворение и покой. И вот, наконец, она решилась. Познав все мирские радости, в Чистый понедельник ушла в монастырь. Именно в этот день произошло её нравственное возрождение, она выбрала свой путь и осознала собственное предназначение.

И.А. Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» вершиной своего творчества. Судьба его героини символизировала судьбу всей России, писатель надеялся на то, что родное государство сможет очиститься от кровавых событий революционной эпохи.

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – ярко выраженное свидетельство беспрерывных душевных исканий писателя. Главной своей задачей он считал раскрытие внутреннего мира героев. Духовная красота персонажей проявляется в постоянной борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы человечества. Прежде всего, тема нравственного возрождения касается Пьера Безухова. Он является символом постоянного становления и духовного самосовершенствования.

В начале романа Пьер изображается как обыкновенный представитель светского общества, проводивший свободное время в поисках удовольствий, а в конце – отец семейства, значимый общественный деятель. В поисках смысла жизни, главный герой совершает множество ошибок, одной из которых была женитьба на порочной и подлой Элен Курагиной. Затем душевные искания приводят Пьера в масонскую ложу, где на время у него создаётся видимость внутреннего умиротворения. Однако и здесь графа ожидало разочарование: он увидел, что в рядах масонов распространена фальшь, лицемерие, личная корысть, карьеризм. Следующим его предназначением, по мнению самого Пьера, было убийство Наполеона. Правда, он быстро смиряется с тем, что цель невыполнима, так как к Бонапарту не пробраться.

Нравственное возрождение к Пьеру пришло после соприкосновения с народом во время Бородинского сражения, затем в Москве и плену. Только попав к неприятелю, граф обретает душевную свободу, потеряв физическую. Отношение к жизни у Пьера меняется в полной мере после встречи с Платоном Каратаевым, который при помощи народной мудрости дал ему возможность увидеть мир с другой стороны. Наградой за духовное развитие главному герою стала любовь Наташи Ростовой. Она словно ангел вошла в его жизнь, озаряя её тёплым и ласковым светом. Своё счастье Пьер обрёл в тихой семейной жизни с любимой женщиной.

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Часто литературным героям предстоит пройти трудный и тяжёлый путь нравственного возрождения, в результате которого станет возможным вернуть душе человеческий облик. К числу таких персонажей относится главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников.

С первых страниц произведения становится понятно, что Раскольников находится в каком-то болезненном и угнетённом состоянии. Размышляя и наблюдая за окружающей действительностью, он пришёл к выводу, что любые изменения, происходящие в обществе, осуществляются только за счёт лишений, жертв и крови. В связи с этим все люди подразделяются на два типа – «право имеющие» и «твари дрожащие». Первые имеют право нарушать общественные устои и моральные принципы ради более высоких целей, а вторые обязаны безропотно принимать происходящее.

Вынашивая свою теорию о «сверхлюдях», Раскольников представлял себя спасителем и властителем всего мира. Излишняя увлечённость собственной идеей толкнула студента на совершение преступление, которое погубило его душу и привело к нравственному падению. Он думал, что убийство возвысит его, сделает «сверхчеловеком», а в итоге опустился до уровня Лужина и Свидригайлова. Ожидаемое возрождение стало сплошным упадком. Единственное, что дарило надежду на исправление – это муки совести. Именно из-за них главный герой начал анализировать совершённое преступление и потянулся к Соне. Родион чувствовал, что в моральном плане девушка гораздо выше его самого. Только её мировоззрение заставило Раскольникова по-другому посмотреть на людей вокруг, осознать провал собственной теории. После наступившего просветления главный герой принял решение во всём сознаться и понести положенное наказание. А раскаяние пришло позже, уже на каторге. Родион понял, что он ничем не отличается от других людей, даже от каторжников, ставших ему соседями на долгое время.

Благодаря Соне Мармеладовой главный герой пришёл к Богу, а после обретения веры и произошло его нравственное возрождение. Раскольников смирился с тем, что для большинства людей он навсегда останется преступником, убийцей. Это клеймо так просто смыть невозможно, зато он смыл грязь с души и раскаялся. Выходит, что возрождение Родиона произошло не в момент признания в убийстве, а тогда, когда пришло искреннее раскаяние. Первым шагом на пути исправления можно считать отказ от теории о «сверхлюдях», Раскольников признал человеческое равенство и наличие души у всех людей.

Ф.М. Достоевский считал, что духовное возрождение и очищение возможно после совершения даже такого страшного греха как убийство. Но воскресить человеческую нравственность способна только вера и любовь.

Примеры из жизни

  1. Л.Н. Толстой происходил из знатного дворянского рода. Его родители умерли рано, но тётя, назначенная опекуном, смогла обеспечить мальчику безбедное и полноценное детство. Лев Николаевич вырос упрямым и высокомерным. После окончания Крымской войны, в которой он принимал участие, писатель вернулся на родину и объявил себя анархистом. После громкого заявления Толстой уехал в Париж, где проиграл все свои деньги и вынужден был вернуться в Россию. По возвращению он решил остепениться и женился на Софье Андреевне Бернс. Проживая с женой и детьми в Ясной поляне, писатель трудился над своими самыми значимыми романами «Война и мир» и «Анна Каренина». После завершения последнего писатель впал в глубокую депрессию, которая стала причиной духовного кризиса. С этих пор Льва Николаевича волновала только одна проблема: в чём заключается смысл жизни. Вначале он обратился в русскую православную церковь, но не нашёл там ответов на свои вопросы. Более того, он пришёл к выводу, христианские церкви проповедовали не религию, а собственные убеждения в корыстных целях. Он неприкрыто выражал свои идеи, касающиеся церковного вопроса, в новом издании «Посредник». Результатом таких смелых высказываний стало отлучение от православной церкви. За ним даже была приставлена наблюдать тайная полиция. После изучения богословия, Толстой начал искать смысл жизни в философии и точных науках. Нравственное возрождение пришло к великому писателю именно во время этих поисков. Постепенно он отказался от всех прихотей и удобств богатой жизни, оделся в самую простую одежду, которую носили крестьяне, перестал употреблять в пищу мясо и начал много заниматься физическим трудом. Лев Николаевич хотел раздать все свои сбережения нуждающимся, но его жена была категорически против. Поэтому писатель нашёл компромисс, передав супруге свои авторские права и отчисления за литературное творчество, а накопленные деньги пожертвовал. Этот период искреннего стремления к нравственному усовершенствованию ознаменован новой литературной деятельностью, отличающейся от предыдущего творчества отрицанием всех общепринятых норм государственной, социальной и религиозной жизни.
  2. Пример нравственного возрождения человеческой личности есть у нас в семье. Моя родная тётя всю жизнь была скандальным и эгоистичным человеком. Её ничего не волновало, кроме собственной судьбы. Когда она познакомилась с дядей, моей старшей сестре было всего 6 лет. Любая женщина, желающая стать частью семьи своего возлюбленного, попыталась бы подружиться с его племянницей, но не она. Моя тётя даже испытывала некую ревность к девочке, которой дядя уделял много внимания и дарил дорогие подарки. Однажды дядя привёз из заграницы моей сестре набор янтарных украшений. Не успев приехать к нам в гости, он позвонил и обрадовал племянницу по телефону. Он не приехал в обещанный день, а появился лишь спустя месяц. В подарок сестре он привёз куклу, а она так ждала кольцо и колье. Каково же было её удивление, когда невеста дяди зашла в новых янтарных украшениях. Как оказалось, она выпросила у дяди подарок, уговорив его тем, что девочки интереснее будут игрушки. Подобных низких поступков было с её стороны великое множество. У моей тёти даже не было толком подруг, никто не мог ужиться с её подлой натурой. Быть может, она осталась бы такой до конца своих дней, но произошла трагедия. После долгого недомогания она отправилась на обследование, результатом которого стал неумолимый диагноз РАК. Врачи прогнозировали максимум год жизни. Смирившись со своей судьбой, тётя словно переродилась. Её было не узнать. Она стала намного сдержаннее, мудрее и заботливее. Даже не верилось, что она искренне могла раскаяться во всём, но это было правдой. После долгого и упорного лечения ей удалось выстоять и победить страшную болезнь. Возможно, силы для этого у неё появились только после нравственного возрождения. Уже прошло пять лет после последней химиотерапии, а тётя продолжает совершенствовать свой духовный мир. Она не вернулась к прежнему образу жизни, потому что осознала все свои ошибки.

Народная мудрость

  1. «Грешное дело ест душу». В данной пословице говорится о том, что совершённые грехи постепенно лишают человека души.
  2. «Золото – огнём, а человек бедой познаётся». В этой пословице говорится о том, что истинная сущность человека проявляется в трудных условиях.
  3. «От запада до востока нет человека без порока». Наши предки знали, что идеальных людей не существует, поэтому говорили о том, что всем свойственно ошибаться. Главное – осознавать свою вину.
  4. «Каждый человек имеет свою цену». Все люди разные и каждый сам выбирает, каким ему быть. У одного человека душа бесценна, а у другого – гроша ломаного не стоит.
  5. «Мудрость в голове, а не в бороде». Наши предки говорили о том, что человек становится мудрым не от возраста, а от осознания жизненного предназначения.
  6. «Глаза – зеркало души». С давних пор говорили о том, что глаза отражают внутренний мир человека. По взгляду можно понять человеческую душу.
  7. «Доброму человеку – все хороши, плохому – все плохи». В этой пословице говорится о том, что добрый человек видит во всём добро, а плохой – зло.
  8. «Беды учат, победы мучат». Смысл данной пословицы заключается в том, что к человеку после страдания приходит нравственное возрождение и мудрость. А победа, добытая нечестным путём, приносит лишь муки совести.
  9. «Есть слёзы, есть и совесть». В этой пословице говорится о том, что человек, имеющий совесть, всегда переживает о содеянном. Если есть слёзы – значит не всё ещё потеряно.
  10.  «Счастье в нас, а не вокруг да около». Смысл этой пословицы заключается в том, что не нужно искать везде счастье. Необходимо разобраться в самом себе и привести душу в порядок, тогда обретётся и счастье.

Проблема

Что такое свобода и как она проявляется?

Отношение автора к проблеме

Понятие свободы подразумевает возможность поступать в соответствии с собственными взглядами и предпочтениями. Во все времена свобода очень высоко ценилась, люди были готовы даже расстаться со своей жизнью ради идеи всеобщей свободы. Большинство войн и революций начиналось именно из-за желания свободы, которая притеснялась. Современному обществу повезло больше своих предков: человек имеет гражданские права, может свободно передвигаться по миру, свободен в выборе веры, у него есть возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни в целом. В прошлом люди могли только мечтать об этом. Но всё же абсолютной свободы не существует, у человека есть не только права, но и обязанности. Его свобода заканчивается там, где начинаются права другого человека.  

Аргументы

  1. Свобода – это важнейшее условие для самовыражения человека.
  2. Часто свободу символизирует образ птицы.
  3. В современном мире основными понятиями являются «свобода выбора» и «свобода слова».
  4. Свобода каждого человека должна ограничиваться ответственностью.
  5. Полной свободы быть не может, для всего есть свои ограничения.
  6. Свобода – это жизнь.
  7. Все люди стремятся к свободе, но иногда, получив её, не знают, что с ней делать.
  8. Справедливые законы обеспечивают человеку свободу.
  9. Свобода – это возможность самому принимать решения.
  10.  Внутренняя свобода гораздо важнее физической.

Эпитеты к слову «свобода»

Абсолютная, безбрежная, безграничная, безусловная, бесконтрольная, благоденственная, бродяжническая, благотворная, вечная, временная, всемирная, всеобщая, всесильная, гордая, действительная, дорогая, драгоценная, желанная, заветная, золотая, исключительная, истинная, ложная, любимая, мимолетная, мнимая, настоящая, неограниченная, неприкосновенная, нерушимая, ограниченная, подлинная, полная, полноправная, полноценная, постылая, прекрасная, призрачная, разумная, святая, священная, совершенная, угнетенная, тайная, фальшивая, веселая, новорожденная, просвещенная, убогая, буржуазная, внутренняя, гражданская, демократическая, душевная, интеллектуальная, крестьянская, литературная, личная, моральная, народная, национальная, нравственная, общественная, политическая, социалистическая, творческая, физическая, экономическая, великая, гордая, громадная, железная, закаленная, каменная, крепкая, могучая, монолитная, настойчивая, неколебимая, необоримая, непоколебимая, непреклонная, несгибаемая, несокрушимая, неукротимая, огромная, сильная, слабая, смелая, стальная, стойкая, страстная, сумасбродная, твердая, твердокаменная, титаническая, упорная, упрямая, фанатическая, холодная, целеустремленная, безукоризненная, безупречная, блестящая, высокая, громкая, добрая, заслуженная, идеальная, исключительная, кристальная, незапятнанная, непогрешимая, общепризнанная, отличная, отменная, превосходная, прекрасная, признанная, прочная, святая, солидная, упроченная, хорошая, чистая, чудесная.

Синонимы к слову «свобода»

Независимость, освобождение, вольность, право, суверенитет, выбор, воля, непринуждённость, доступность, непосредственность, простота, простор, приволье, раздолье, развязность, беспрепятственность, раскованность.

Примеры из художественной литературы

  1. М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» – это образ человека, который стал рабом поневоле и больше всего в жизни мечтал о свободе. Ещё ребёнком он попал в плен, а сжалившийся над ним монах забрал ребёнка в монастырь. Однако монастырские стены не стали ему домом, они были для Мцыри тюрьмой. Он не был монахом по своей натуре, в его венах текла горячая кровь горца. Юношу безумно влекла свобода, и поэтому он совершил побег.

Мцыри хотел повидать родные места, мечтал ступить на землю, где был его дом. Однако этой мечте не было суждено исполниться. Три дня он скитался, рисковал собственной жизнью, но ни на минуту не пожалел о содеянном. Перед смертью Мцыри с гордостью рассказывает во время исповеди о том, что ему всё же удалось увидеть свободную жизнь. Эти несколько дней на свободе стоили целой жизни в неволе для него. Молодой горец вдохнул горный воздух, увидел живописные пейзажи лесов и рек, наслаждался женской красотой. Юноша любовался бушующей природой, такой же мятежной, как и он сам. Буря, гроза, горящее от удара молнии дерево – всё это символизировало внутреннюю борьбу главного героя. Мцыри был по своей натуре истинным бойцом, поэтому, не раздумывая, вступил в смертельную схватку с барсом, в которой победил дикого зверя ценой собственной жизни.

В конце поэмы главный герой погибает, но он умирает свободным и непобеждённым. М.Ю. Лермонтов показал на его примере, на что способен человек ради своей свободы.

  1. М. Горький «Старуха Изергиль».

Тема свободы является одной из основных в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Во всех трёх частях поднимается данная проблема. Старуха Изергиль, Ларра и Данко понимают свободу по-разному, хотя для всех них она является неотъемлемой частью жизни.

Ларра желает своей личной свободы, он рос вдали от общества и не признавал человеческие законы. Он осуждал и презирал старейшин, отрицал общественные порядки и правила. Единственное, что имело значение в его жизни – это собственные интересы и нужды, чужие чувства сыну орла были безразличны. Получив отказ от понравившейся девушки, Ларра жестоко её убивает, даже не задумываясь о том, что нарушил чужую свободу. Он не понимает, что не имел права посягнуть на чужую жизнь. Выходит, что свобода для Ларры заключается только в вольности поступать, как ему вздумается. Поэтому она же и стала его наказанием: после убийства невинной девушки он обрёл полную свободу, но, не выдержав полнейшего одиночества, стал мечтать о смерти. Такая свобода была ему не под силу, ведь Ларра был человеком, а не орлом, как его отец.

Понимание свободы старухой Изергиль было в чём-то схоже с позицией Ларры. В отличие от него она не отказывается от общества, но живёт только ради собственного удовольствия, не считаясь с чужими чувствами и желаниями. Она делает всё, что ей захочется. Свобода для неё заключается в независимости от мужчин. Однако подобный образ жизни не сделал главную героиню счастливой, она не смогла стать свободной внутренне, чувство невыполненного предназначения тяжким грузом легло в её душе.

Совсем в другом смысле представлялась свобода Данко. Он мечтал не о собственной свободе, а о свободе своего народа. Данко пожертвовал собой ради счастья других, он отдал сердце, чтобы вывести из тьмы своё племя. Он оказался свободным душой, что намного важнее физической независимости.

М. Горький в своём рассказе противопоставил свободу Ларры свободе Данко, а отношение к этому понятию самой старухи Изергиль оказалось смешанным.  

  1. Легенда о Дедале и Икаре.

Ещё в давние времена люди мечтали о безграничной свободе, эта мечта отразилась в древнегреческой легенде о Дедале и его сыне Икаре. Афинянин Дедал был самым талантливым скульптором и строителем своего времени. В каждом городе были его творения, статуи Дедала называли живыми. Его единственным учеником был родной племянник Тал, который даже превзошёл своего учителя. Ещё в юности он изобрёл гончарный станок, сделал первую пилу из змеиных зубов и множество других строительных инструментов, упрощающих жизнь человека.

Дедал завидовал Талу, не хотел оставаться в тени своего ученика, поэтому в порыве злости столкнул его с городской стены. Чувство вины и стыда за содеянное убийство заставили его сбежать из родного города на остров Крит, где царь Минос дал известному скульптору сложное задание. Ему нужно было построить лабиринт для Минотавра, в котором бы он смог скрыться от человеческих глаз. Дедал блестяще справился с заданием, создав целую сеть извилистых ходов, из которых было невозможно найти выход.

Каждые девять лет народ Крита должен был отдавать в жертву Минотавру семь красивых юношей и девушек. Их приводили в лабиринт и отпускали навстречу чудовищу. Дедалу были не по нраву такие жестокие обычаи, и он начал безумно тосковать по своей родине. Однако Минос не хотел отпускать от себя такого талантливого мастера, поэтому о возвращении домой не было и речи.

Поразмыслив, Дедал пришёл к выводу, что раз не получается сбежать по морю, он это сделает по воздуху. И начал создавать искусственные крылья, связывая короткие и длинные перья нитками и воском. Маленький сын Дедала Икар с удовольствием помогал своему отцу, поэтому работа была быстро окончена. После испытания собственных крыльев, греческий скульптор сделал такие же для своего сына.

В день, когда Дедал и Икар собрались бежать, отец дал своему сыну наставление, чтобы он летел прямо за ним, опустившись слишком низко, он намочит крылья в морской воде, а поднявшись слишком высоко – пострадает от солнца, которое расплавит воск, скрепляющий перья. Их полёт начался прекрасно, они словно две большие птицы летели в родные края, и вот, когда уже был виден берег Греции, Икар, опьянённый безграничной свободой, отстал от отца и полетел вверх к солнцу. Жаркие лучи мгновенно растопили воск и крылья распались за считанные секунды. Мальчик упал в морские волны, так и не успев позвать отца на помощь. Когда Дедал обернулся, уже никого не увидел, лишь заметил остатки крыльев на морских волнах.

Этот миф является напоминанием о том, что у любой свободы есть ограничения, которых необходимо придерживаться.

Примеры из жизни

  1. Ф.М. Достоевский признан классиком русской литературы и лучшим создателем романов на мировом уровне. Его судьбу трудно назвать лёгкой и безоблачной, чего стоил хотя бы арест. Писатель имел в числе своих приятелей М.В. Петрашевского, который устраивал пятничные встречи, где обсуждались запрещённые темы: отмена крепостного права, изменения в политике, свобода книгопечатания. На одном из этих вечеров Ф.М. Достоевский познакомился со Спешневым, который создал тайное общество с целью переворота в стране и создания противозаконной типографии. 23 апреля 1849 года Достоевского вместе с другими петрашевцами арестовали. Писатель отрицал свою вину и причастность к революционной деятельности, но власти были хорошо осведомлены и даже приговорили его к смертной казни. На долгих восемь месяцев забыл Фёдор Михайлович о свободе, ожидая своей смерти. К счастью, смертную казнь заменили восьмилетней ссылкой, а позже Николай I лично распорядился сократить срок ссылки в Сибирь до четырёх лет. Кроме свободы, Достоевский лишился чина и своего состояния, а по истечении срока отбытия наказания был произведён в рядовые солдаты. Император пожалел молодого писателя, не лишая полностью его гражданских прав. Годы, проведённые на каторге, произвели на Фёдора Михайловича неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал одиночество, не мог принять происходящие события. Лишь в 1856 году всем петрашевцам было даровано помилование новым императором Александром II, а спустя год Достоевский получил полную амнистию и обрёл возможность снова публиковать свои произведения. Каторга сформировала личность Достоевского, он стал глубоко религиозным человеком и построил собственную систему жизненных принципов. Иногда отсутствие свободы оказывает на человека необходимое действие.   
  2. Статуя Свободы – это один из самых величественных и значимых монументов США. Идея создания статуи приписывается французского мыслителю, писателю и политическому деятелю Эдуарду Рене Леферву де Лабулэ. Он возглавлял антирабовладельческое общество во Франции. Находясь под впечатлением от победы над рабством в результате гражданской войны США, он представил скульптору Фредерику Батольди свою идею, который давно мечтал о создании подобного монумента на входе в Суэцкий канал. Статуя была задумана как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости. По договорённости Америка должна была подготовить пьедестал, а Франция построить саму статую. В первый же год создания будущего шедевра Батольди отправился в США на выставку, представив там публике руку статуи Свободы с факелом. Экспозиция имела ошеломительный успех, что помогло с финансированием проекта в будущем. Готовая статуя была разобрана на 350 частей и отправлена на французском фрегате к берегам Нью-Йорка. Там она пробыла в коробках почти год, потому что пьедестал оказался неготовым. Начало его строительства откладывалось из-за недостатка средств и только после напечатанной просьбы родоначальника жанра жёлтой прессы Джозефа Пулитцера в самой популярной газете страны эта проблема решилась. Статую собрали на новом постаменте за четыре месяца, и на торжественном открытии президент Гровер Кливленд сказал, что этот монумент является воплощением духа свободы всего американского народа.

Народная мудрость

  1. «Свободный человек ничего не боится». Наши мудрые предки считали, что свободному человеку нечего бояться. Страхи не дают быть по-настоящему свободными.
  2. «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка». В данной пословице говорится о том, что никакая золотая клетка не заменит свободы. Богатство не главное в жизни, оно не позволяет человеку быть самим собой.
  3. «В чистом поле четыре воли». Наши предки говорили о том, что свободный человек волен идти, куда ему угодно, на все четыре стороны.
  4. «Воля велика, да тюрьма крепка». В данной пословице говорится о том, что человек может лишиться своей свободы, совершив преступление. Нет худшего наказания, чем быть заключённым в тесных тюремных стенах.
  5. «Была бы шея, а хомут найдётся». В этой пословице идёт речь о подчинении чужой воли. Всегда найдётся тот, кто захочет ограничить свободу другого человека для своей выгоды.
  6. «Вольному воробью и соловей в клетке завидует». Смысл данной пословицы заключается в том, что свобода ценится превыше всего. Лучше иметь низкое происхождение и быть свободным, чем находиться в золотой клетке.
  7. «И медведь в неволе пляшет». В данной пословице говорится о том, что ограничив чужую свободу, можно заставить человека делать то, что нужно другим. Даже медведя можно заставить танцевать.
  8. «Плохая воля лучше неволи». Наши мудрые предки знали, что лучше трудная свобода, чем её отсутствие.
  9. «Своя воля всего дороже». В этой пословице говорится о том, что человеку всего в жизни дороже его свобода.
  10.  «И золотые удила коню не милы». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку не приносит радость богатство, если оно ограничивает его свободу.

Как провоцировать детей на вдумчивое чтение

— Вы работаете в одном из самых престижных университетов страны. Вот сидит несчастный школьник с родителями перед компьютером, смотрит проходные баллы и думает: «В такие вузы вообще реально поступить, если ты не гений и не миллионер?»

— Видимо, не очень (смеется). Нет, ну как вам сказать… Есть люди, которые действительно сдают ЕГЭ на 298 баллов. Есть путь через олимпиаду школьников, которую мы сами проводим, и соответствующую Всероссийскую, победителей которой мы тоже принимаем без конкурса. Цена платного образования безумно высока, но здесь существует взаимная хитрость: ВШЭ предоставляет значительную скидку, и на первом курсе получить ее довольно легко, а дальше уже сложнее. Это все равно дорого, но уже не миллионы.

На мой взгляд, победители олимпиад не гении, а просто люди, которые к 11-му классу действительно готовы вдумчиво заниматься своим предметом. Сочинение призеров — это не что-то умопомрачительное, а то, чего, вообще говоря, ждешь от почти любого выпускника в 11-м классе. Литература и русский — это не сложные ЕГЭ. Русский легко сдается на 95. Литература… в литературе существует, увы, некоторый дисбаланс объективности и субъективности.

— Как человек, который два раза сдавал литературу, я это понимаю. И не могу сказать, что во второй раз я была готова гораздо лучше, чем в первый.

— Много лет я работал на наших подготовительных курсах, и всегда те, кто получал меньше баллов, чем хотелось бы, присылали мне сканы своих работ и просили проконсультировать, чтобы подать апелляцию. Был такой довольно выразительный пример. Среди работ, оцененных очень низко, что-то вроде 68 баллов, на мой взгляд, две претендовали почти на 100. Я с коллегами написал подробный разбор. Обе девушки подали апелляцию в разных местах Москвы. Одна поднялась под 90, а другой не изменили ни балла. Лотерея в какой-то степени… Вообще говоря, жизнь тоже состоит из лотерей.

Константин Поливанов

— Чтобы подготовиться к ЕГЭ, нужен хороший учебник. Вы написали свой. Чем плохи предыдущие 100500?

— Понимаете, по поводу учебника у меня как раз большие сомнения в том, что он особенно нужен. Настоящий учитель литературы преподает без учебника. Да, разумеется, когда школьник пропустил неделю-две, ему надо каким-то образом наверстать материал. И лучше иметь хороший учебник, чем плохой. Когда мы с моей коллегой Евгенией Семеновной Абелюк принялись его писать, нам казалось, что другие авторы просто не очень умеют это делать.

— Структура у вас не новая. Сначала краткий очерк эпохи и литературного процесса, потом биография автора, творческий путь и анализ произведений. Выходит, важен авторский взгляд на текст. Я права?

— Разумеется. Но это анализ не только авторский и даже не только построенный на опыте сугубо современной филологии. Он сочетает подходы к текстам от XIX века до наших дней. Наша установка с первых шагов — стараться не давать готовых ответов (хотя они в каком-то количестве должны присутствовать в любом учебнике), а показывать пути для размышления и сопоставления. Такого, по-моему, и сейчас почти нет. За последние три-четыре года я не особо слежу за ситуацией, но не думаю, что принципиально что-то изменилось.

Понимаете, у учителя никогда не бывает много времени. Поэтому учебник — вещь, которая нужна больше для учителя, чем для школьника.

Он помогает быстро что-то освежить в памяти или узнать то, чего раньше не знал. А дальше все равно любой урок — это все-таки импровизация. Ты не знаешь, куда заведет мысль. Мое ощущение, что у нас получилось сделать учебник, который не столько дает готовые ответы, сколько провоцирует на абсолютно самостоятельное мышление.

— А расскажите про такие провокации на уроке.

— Кто-то начинает буквально с 5-го класса провоцировать детей, чтобы они, исходя из отдельных слов и строчек, выдавали сперва эмоциональное восприятие, а потом на это накручивали общее содержание, общее устройство. Думаю, что мне это тоже иногда удается. 

Я заставляю вспоминать тексты, которые они читали прежде, где можно найти параллели. Очень важно наслаивать материал, как при катании снежного кома. Мы с вами сегодня обсудили «Онегина», а дальше будем до 11-го класса по разным поводам про него вспоминать, зайдет ли речь про Блока, Пастернака или Солженицына. Мне кажется, то, чему я все-таки умею научить, — это чтение текста через такую многослойную призму.

— Многослойная призма — это хорошо, когда все в классе читают. Но вот четыре тома «Войны и мира», «Преступление и наказание» и дальше по списку. Вы говорили, что если принуждать ребенка к чтению, то неизбежно рушатся эмоциональные связи между ним и учителем. Как их сохранить и при этом ненавязчиво заставить прочитать роман?

— Ну как… Разумеется, навязчиво! Но это должно строиться на доверии к учителю. 

Я начал преподавать в школе в 1993 году. И когда мне говорили, что современные школьники ничего не читают и не знают, я был склонен не соглашаться, но это было вызвано рядом специфических обстоятельств. Во-первых, я пришел не в стандартную школу, а в лицей на Воробьевых горах, куда поступали дети, которые хотели заниматься литературой. Во-вторых, они проходили через совершенно замечательный курс «пропедевтики». В 8-м классе моя коллега их серьезнейшим образом дрессировала по древнерусской литературе. После этого преподавать в 9–11-м классах было легко: у меня возникало ощущение, что даже и «Войну и мир» в конечном итоге читают почти все.

К тому же, пока мы читали с ними небольшие вещи — тексты XVIII века, а потом «Капитанскую дочку», «Онегина», «Героя нашего времени», стихи, — я бы сказал, что у них появлялось ко мне некоторое доверие. Они знали, что если прочтут за лето «Войну и мир», то им будет интересно на моих уроках. А вот несколько лет назад была ситуация, когда я начал вести литературу в двух 10-х классах: в одном я работал с 9-го, а другой был свеженабранный, и большая его часть к «Войне и миру» не прикасалась. Удалось ли мне их спровоцировать с этим текстом всерьез познакомиться? Да, удалось. Ну да, это требует…

— Я поняла, «не читки требует с актера».

— Точно! Попытки честно одолеть по крайней мере первый том предприняли практически все. И как это ни грустно, можно ведь и на примере первого тома, если он действительно прочитан, многое увидеть. 

Татьяна все знает про Онегина и без Instagram

— Учителя на уроках литературы пытаются детям говорить про литературоведение, а они часто в ответ — про жизнь. Например, какая Наташа Ростова дура или как Татьяна Ларина могла влюбиться в Онегина, не видя его посты в Instagram. У вас такое бывает? Что делаете?

— Здесь нужно задуматься, чем занимается учитель с детьми с 5-го класса. Простой пример. Сегодняшнему читателю, тем более неподготовленному, совершенно непонятно, в чем проблемы Анны Карениной, Вронского и ее мужа. Но есть очень простой способ. Надо вовремя читать «Дубровского»! Это короткая, увлекательная, ясная вещь. И после того, как вы прочитаете — ну только действительно прочитаете, а не посмотрите наискосок краткое содержание, — у вас не возникнет идей о том, что все должно быть так же, как в наши дни.

Да, в Instagram ничего про Онегина нельзя было посмотреть. Но, вообще говоря, социальные сети вполне заменяли слухи. Татьяна что пишет? «Но говорят, вы нелюдим…» Она про него много чего знает без всякого Instagram! Поэтому главное, что должен школьник делать на уроках литературы, — задавать вопросы по тексту.

— Вот когда вы так выкладываетесь, рассказываете на уроках одно-второе-третье, а потом выпускники лицея, допустим, поступают не на филологию. Вас это не огорчает?

— Я бы сказал, что меня немножко огорчает, когда мои студенты выбирают филологию и вдруг начинают заниматься чем-то совсем далеким от моих интересов. А когда идут на другие специальности, огорчает только то, что в последнем классе у них практически нет времени на литературу, но это факт современной жизни. Я бы так сказал: меня это вообще не огорчало, пока баллы ЕГЭ не стали требоваться такие заоблачные.

Теперь у меня глубокое убеждение, что школьник в 11-м классе, если он не собирается сдавать ЕГЭ по литературе, с неизбежностью литературой пренебрегает — ему нужно выжать максимум по другим предметам. Поэтому с десятиклассниками всегда гораздо живее получается вести урок, здесь еще можно заинтересовать. 

— Как преподаватель, который работает и со школьниками, и со студентами, можете сказать, с кем вам проще и почему?

— Вы знаете, это очень разные вещи. С кем-то из студентов получается уже гораздо больше, чем со школьниками, в силу их профессиональной подготовки. Но все-таки в школе есть возможность говорить о произведениях гораздо подробнее. До 11-го класса я себе позволяю вообще ни на что не оглядываться.

Например, мы можем потратить один урок на Салтыкова-Щедрина и быстро, почти что в лекционном жанре провести «Грозу», если у нас получился длинным диалог о «Преступлении и наказании». В университете этой возможности ты лишен. Выпустить студентов-филологов, которые ничего не слышали о каком-то произведении, — это все-таки безответственность.

— Можно ли научить человека преподавать?

— Думаю, что нет. Наверное, всякие удобные средства, которые помогают оценивать ответы, расшевеливать интерактивность, так или иначе работают: вооружить человека и знаниями, и умениями общаться с аудиторией можно. А дальше все-таки либо получается, либо нет.

Я помню, как лет 17 тому назад мы с Сергеем Владимировичем Волковым были на коллегии министерства, где обсуждался очередной стандарт по литературному образованию. Он поднялся и сказал: «А что мы будем с вами разговаривать? Вы нас все равно не поймете. Здесь сидят те, у кого в школе не получилось». 

«Что это за барство?»

— Как вышло, что вы, сын крупного советского физика, стали филологом?

— Мой отец выбирал себе профессию в 1949 году. Это мрачнейший период советской истории вообще: степень несвободы любого гуманитарного знания на тот момент была гораздо больше, чем даже в конце 30-х. Да, тогда же в филологию пришли люди, составившие потом славу этой науки, — Гаспаров, Аверинцев, Чудаков, Зализняк, Иванов, Топоров. Большинство из них, если не все, на тот момент резкого неприятия режима не испытывали. Но это, разумеется, не значит, что они были верными сталинистами и были готовы писать доносы на соседей.

У моего отца враждебность этой идеологии была ощутима, поэтому он выбрал не историю и не литературу, а точные науки. Но дальше на протяжении многих лет его интересы часто были связаны с сугубо гуманитарными вещами, он участвовал в подготовке первого относительно полного собрания стихотворений Пастернака в 1965-м. Он, например, опубликовал свои воспоминания о Надежде Мандельштам, о Пастернаке, написал о нем статью. Отчасти этим были спровоцированы и мои собственные интересы. Хотя, наверное, в большей степени меня привлекла научная филологическая жизнь моей тети и ее мужа. 

— Поливановы — древний род, который уходит корнями в XIV век. Дворянское происхождение как-то отзывается в крови?

— Ну бросьте, какое дворянское происхождение (смеется)! Расскажу семейный анекдот. Моя прабабушка выговаривала отцу и дяде за то, что они бросают на пол конфетные бумажки: «Что это такое, что это за барство? Вот ваш дед был настоящий демократ». Понимаете, вот не знаю. Наверное, это существенно для моих общих представлений об устройстве истории. Да, интересно, когда род возводится к татарскому воину XIV века, перешедшему на службу к Дмитрию Донскому. Но это очень типовая основа дворянских родословных, они все восходят или к литовцам, или к татарам.

Мне более интересна даже не дворянская линия. Вот в Нижнем Новгороде есть знаменитая Чкаловская лестница, ее построил троюродный брат моего деда — известнейший архитектор, которому принадлежит половина зданий в Нижнем Новгороде 30–40-х годов. Причем дед про него толком ничего не знал, это выяснилось только сейчас.

— А правда, что Густав Шпет, ваш прадед, преподавал в гимназии, где училась будущая Ахматова? Сохранились какие-то семейные воспоминания?

— Семейных воспоминаний не сохранилось, зато есть воспоминание одноклассницы Ахматовой. Шпет спросил, где в современной поэзии для отвлеченных предметов подбираются материальные конкретные метафоры, а Ахматова ему процитировала Брюсова: «Столетия — фонарики! о, сколько вас во тьме».

— Вы и с Борисом Пастернаком в родстве. Ваша двоюродная тетя — жена Евгения Борисовича. То, что вы исследуете «Доктора Живаго» и вообще занимаетесь литературой ХХ века, — это семейный долг? Чем вам дорог именно этот период?

— Нет, здесь много разных причин. В университете я вообще учился на лингвистике, но мои склонности, видимо, были направлены к более филологическим вещам, поэтому диплом и все курсовые я писал у Никиты Ильича Толстого по материалам, которые извлекал из древнерусских книг. 

А дальше сразу после университета я попал в учреждение, которое не могло мне выдать отношение в рукописный отдел Ленинской библиотеки. Я спросил, а кто бы мог. «Ну вот сходи в “Энциклопедию”». Я пошел и там познакомился с Константином Михайловичем Черным, редактором отдела ХХ века словаря «Русские писатели», он сказал: «А не хотите попробовать что-нибудь написать для нас?»

И я этим серьезно увлекся. А дальше, когда стало возможным публиковать гораздо больше разных материалов, тяжело заболел Евгений Борисович, и на год с лишним фактически из публикационной активности выпал не только он, но и ухаживавшая за ним Елена Владимировна, его жена. Они меня попросили подготовить сначала одну публикацию, потом другую, потом я участвовал в издании пятитомника Бориса Пастернака. А дальше получилось, что Пастернак превратился в главный предмет моих занятий.

Удалиться от жизни и носить дрова

— На лекциях по литературе ХХ века в каком ключе вы рассказываете студентам о революции 1917 года? Как вы вообще к ней относитесь?

— Это трагическая катастрофа, несомненно. Страшный разлом, который, наверное, все-таки был неизбежен. В особенности после того, как Россия вступила в войну 1914 года, страна была переполнена вооруженными дезертирами с фронта. Большевики сделали все, что можно было сделать для усиления самых анархических начал, а дальше сумели это обуздать и выстроить железное государство. Поэтому, конечно, величайшая катастрофа, как и любая подобная революция. И через сто с лишним лет не можем вполне прийти в себя.

— Вы говорили, что ваши исследования «Доктора Живаго» странным образом не теряют своей актуальности сегодня. Почему?

— Я думаю, что Живаго обладает — говоря примитивным языком — определенной позицией относительно участия в окружающих его событиях, которые совершенно явно перекликаются с событиями наших дней. Да, у нас нет войны, но общественного противостояния и радикализации его точек более чем достаточно. Одним из уроков этого романа может быть как раз сомнение в возможности искать правду в радикальных решениях как с одной, так и с другой стороны.

Еще важно то, как Живаго восхищенно переживает исторический слом, который буквально через несколько месяцев оборачивается сначала сверхтрудностями, а дальше приводит к разочарованию. Нет, я, наверное, не могу сказать, что всем нужно маргинализироваться, как Живаго, ни в чем не участвовать и носить дрова. Но то, что такой путь внутри социальной жизни тоже есть, полезно себе представлять.

— Тогда хочу задать вам тот же вопрос, который задает Толстой в вашей любимой «Войне и мире». Кто управляет историей: личность или народ? 

— Ну подождите, Толстой не задает вопрос, а прямо отвечает, что никакая личность историю определить не может. И он осознанно выбрал эпоху Наполеона, потому что про любую другую с ним бы еще могли согласиться. Ну уж Наполеон-то точно вершил историю! А нет! Толстой вот изо всех сил от первой до последней страницы доказывает, что Наполеон просто человек в сером сюртуке. 

— Да с Толстым ясно все. А вы как считаете?

— Думаю, что в конечном итоге он прав. Наиболее прямолинейно и в то же время метафорически это выражено во сне Пьера с капельками, которые сливаются — и каждая стремится отразить Бога. Мне кажется, что это и есть закон устройства человеческой истории, Толстой действительно его понимает.

— Раз уж заговорили про романы-эпопеи… Вы не любите «Тихий Дон» и считаете, что читать его в школе не обязательно. Ваш коллега Лев Соболев разрешает читать этот роман в кратком содержании. А Дмитрий Быков говорит, что первые два тома — не очень, зато последние — мощные. Вы все меня запутали. Что не так с «Тихим Доном»?

— Вероника, у меня твердое ощущение, что как раз третий и четвертый тома просто никуда не годятся! Понимаете, кроме всего прочего 30-е годы для Шолохова были очень страшными. Он делал все, что мог, для помощи людям вокруг, ему многое удавалось. А дальше, простите, он просто страшно пил — думаю, на фоне того ужаса, в который он пытался вмешиваться. Скорее всего, это на него повлияло. А может быть, он просто очень торопился. Или над первым томом много работали редакторы, а над последними — нет.

— Начало «Тихого Дона» воспринимается как живой текст.

— Вот именно, там яркая казацкая жизнь. Мне не очень нравится, но тем не менее. В третьем и четвертом томах все перепутано! И это нестыковки не толстовского уровня. Любому писателю, создавшему такого размера произведение, не удастся избежать ошибок, но здесь это просто производит впечатление неряшливости. 

Собственно, моя главная претензия к включению «Тихого Дона» в школьную программу состоит в другом.

В 11-м классе рассчитывать на то, что кто-то, кроме сдающих ЕГЭ, прочтет этот роман, просто неразумно. Уж если они «Войну и мир» не прочитали, то какой тут «Тихий Дон»?

Я не любитель этой книги, в том числе и ее яркости — в ней проглядывает некоторая неумелость. Хотя по большому счету вторая половина «Тихого Дона» важна. Не то чтобы до Шолохова никто этого не увидел, но Шолохов это показал прямо, однозначно и страшно: гражданская война — время, когда ты оказываешься не на той стороне, которой симпатизируешь. Григорий по всему должен быть с красными, однако он не просто выброшен красными к белым, у белых он становится жестоким человеком. Этот ужас гражданской войны — прямой результат революции, что одинаково понимали и Булгаков, и Шолохов, и Пастернак.

Отец читал стихи на похоронах Пастернака

— Что вы думаете о Нобелевских премиях Пастернака и Шолохова?

— Мне трудно быть объективным, отказавшись от идеологизированности этой оценки. Пастернак выдвигался на премию с 1946 года. К 58-му году, когда они оказались соперниками, Шолохов выдвигался в третий раз. Первый был сугубо номенклатурным. Сергеев-Ценский обратился в ЦК с вопросом, кого выдвинуть, ему сказали: «Выдвигай Шолохова». Но дальше его выдвигали сами шведы, и в этом есть большая логика.

Я бы сказал, что Швеция — страна победившего социализма. Шведские пенсионеры получают пенсию, на которую могут путешествовать по всему миру, шведские налоги одни из самых больших, но на эти налоги устроена вся социальная сфера, и это результат ровно того, что социалистические партии играли там очень большую роль, начиная с 40-х годов. А из-за железного занавеса им казалось, что СССР — это источник социализма и справедливости.

— То есть здесь только политика?

— И да, и нет. Шолохова переводили на скандинавские языки. Кажется, и «Тихий Дон» распространялся не только через советское посольство. Хотя оно изо всех сил поддерживало популярность Шолохова, государство специально выделяло деньги на его турне по Скандинавии, отправляло распоряжения прославлять Шолохова через дружественных журналистов.

— А в случае с Пастернаком?

— Вот тут вопрос. То, что слава романа оказалась решающей при выборе кандидатуры Пастернака, думаю, верно. Слава заключается не только в том, что «Доктор Живаго» политизирован. Он как раз мало политизирован. Когда роман впервые напечатали через тридцать лет в СССР, все удивились, почему его называли антисоветским. У людей очень короткая память, они просто забыли, что тогда не могло быть никаких разговоров о религиозных сюжетах. Политические сюжеты из «Живаго» можно вырезать, а без религиозных, простите, от романа ничего не останется.

Думаю, не случайно Пастернак отдает его одновременно и в Польшу, и в Болгарию, и в Италию. Он обращается не только к русскому, но и к европейскому читателю. В Европе его прочли, в Италии роман действительно стал событием культурной жизни. Как вам сказать, это политическое обстоятельство? Нет, в общем, обстоятельство восприятия Пастернака аудиторией за пределами его страны. Это не значит, что у Шолохова такого не было, но советские инстанции в одном случае прикладывали много дополнительных усилий, а в другом категорически препятствовали.

— Вот воспоминание о похоронах Пастернака. «Чтец Голубенцев читает “О, если б знал, что так бывает…”. И другой, незнакомый мне, совсем юный и искренний голос читает до сих пор не напечатанного, но широко известного “Гамлета”. Трудно сделать выбор лучше». Это был ваш отец. Он рассказывал вам о том дне?

— Для него это не было каким-то демонстративным поступком. Для моего отца и многих людей его поколения «Доктор Живаго» стал некоторым учебником жизни и противостояния, источником обретения свободы. Для него не было никаких сомнений, идти или нет на похороны Пастернака.

А в ситуации, когда начинают создавать истерическую атмосферу и вот-вот дело дойдет до провокации или столкновения, нужно читать стихи. Что же еще делать над могилой поэта?

— А вы бы пошли на похороны Пастернака?

— Да, наверное.

— Михаил Леонович Гаспаров надеялся дожить до смерти, не перечитав «Доктора Живаго». Как вы думаете, почему?

— Михаил Леонович успел в жизни очень много, он был человеком фантастически продуктивным. К тому же он обладал очень хорошей памятью. Думаю, что ему хватило одного раза. 

Но как-то на конференции, где выступала одна из самых интересных исследовательниц «Живаго», он внимательно слушал ее доклад. Более того, когда в институте мировой литературы в конце 80-х годов решили издавать академические собрания Мандельштама и Пастернака, их возглавил Гаспаров. За десять с лишним лет Пастернак стал для него очень важным поэтом. 

Когда Михаил Леонович лежал в реанимации в своей последней больнице, у него рядом с кроватью на тумбочке я увидел стихи Пастернака и американскую книжку про «Сестру мою жизнь».

— Почему именно вы курируете подготовку посмертного собрания сочинений Гаспарова?

— Я думаю, Ирина Дмитриевна Прохорова решила, что у меня есть необходимые дипломатические умения, у членов редколлегии и у вдовы Михаила Леоновича Алевтины Михайловны Зотовой были далеко не во всем совпадавшие представления, как должно быть построено собрание сочинений. Мне, похоже, удается всех убеждать и находить согласованные решения.

— Первый том уже вышел, когда ждать остальные? Какие трудности есть?

— Единственные трудности могут быть, если мы впадем в тяжелый период кризиса, но пока что все идет достаточно хорошо. Второй том должен быть к концу мая – началу июня, третий точно выйдет до конца года. А всего их шесть. Первые два посвящены античности, третий — работам по русской поэзии, четвертый — по стиховедению, в пятом томе будут переводы, в последнем — интервью и «Записи и выписки».