В каком произведении много проблем для егэ

В каком произведении много проблем для егэ

Содержание

Введение

Современное поколение не существует отдельно от прошлого и будущего. Оно стремится к лучшему будущему, опираясь на опыт прошлого. Время неумолимо бежит вперед, поэтому современное поколение отличается от предыдущих поколений, хоть и имеет множество схожих черт. Современное поколение должно помнить об ошибках прошлого и не совершать их, стремясь к коренным общественных изменениям.

Сравнить современное поколение с предыдущими поколениями позволяют художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, драматургов и поэтов.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема преемственности поколений.

Главной особенностью романа «Отцы и дети» является яркий конфликт между «отцами» и «детьми». Яркий конфликт действительно происходит между представителем «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым и представителем «детей» Евгением Базаровым, герои вступают друг с другом в спор, пытаясь доказать свою точку зрения, кардинально отличающуюся от точки зрения оппонента.

Однако можно ли сказать о полном непонимании друг друга «отцов» и «детей»? В начале повествования нигилистом представляется не только центральный персонаж Евгений Базаров, но и Аркадий Кирсанов. Дядя Аркадия Павел Петрович негативно относится к нигилизму, но в конфликт вступает в большей степени с Евгением Базаровым, а не со своим племянником. Отец Аркадия Николай Петрович вовсе не вступает в конфликт с называющими себя нигилистами Евгением и Аркадием. Несмотря на то что он, как и Павел Петрович, является представителем дворянства, Николай Петрович старается понять взгляды своего сына Аркадия и уважать их.

Называющий себя в начале повествования нигилистом Аркадий Кирсанов больше близок с традициями и принципами, в соответствии с которыми жил его отец. Со временем Аркадий Кирсанов осознает, что нигилистические идеи не находят отражения в его собственном «я». И. С. Тургенев сближает два поколения.

Евгений Базаров в начале повествования является ярым нигилистом, отрицающим все общепринятые ценности: любовь, природу, искусство. И. С. Тургенев проводит своего героя через различные испытания, главным из которых становится испытание любовью: Евгений Базаров, отрицающий любовь, влюбляется в Анну Одинцову. Автор показывает, что нигилистические убеждения Базарова не находят отражения в реальной действительности. И.С. Тургенев демонстрирует, что в споре Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова не права ни та, ни другая сторона.

Роман «Отцы и дети» актуален по сей день. Он учит тому, что невозможно перейти к будущему без опыта прошлого. Многие современные представители молодежи хотят полностью разрушить прошлое, чтобы построить идеальное будущее, как это хотел Евгений Базаров, И.С. Тургенев через развенчивание теории Базарова показывает, что это сделать просто невозможно. Роман учит тому, что представители настоящего должны стремиться к лучшему будущему, не забывая о прошлом и пользуясь его опытом, что представители прошлого не должны мешать представителям настоящему двигаться вперед.

И.А. Гончаров «Обломов»

Великий критик Н.А. Добролюбов относительно центрального персонажа романа И.А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова высказался следующим образом: «коренной, народный наш тип». Восприятие Обломова как русского национального типа позволяет сравнить Обломова с современными представителями общества.

Илье Ильичу Обломову свойственны такие качества, как мечтательность, пассивность к собственному сегодняшнему и будущему существованию. Обломов довольно равнодушно относится к своей жизни, лишь мечтая о каких-то преобразованиях, но ничего не делая для исполнения своих желаний. Конечно, пассивность Обломова в романе доведена до максимума, и в современном обществе насчитывается не так много людей, не готовых встать со своего дивана. Однако мечтательность и пассивность не в гиперболизированном виде присущи и современному поколению. Большинство людей надеется на то, что все его проблемы исчезнут сами собой и несчастье сменится счастьем, даже если для этого человек ничего не будет делать. Многие люди живут мечтами о лучшем будущем, ничего не делая для того, чтобы это лучшее будущее наступило. Это касается как личной, так и общественной жизни. Многие современные люди мирятся с окружающей действительностью, как с ней мирился и Обломов, видевший пустоту жизни своих соотечественников.

В современном мире также есть такое деление, которое изображено в романе «Обломов». Есть люди, подобные посещающим Обломова Волкову, Судьбинскому, Пенкину, Алексееву, Тарантьеву, которые думают о том, что ведут интересный образ жизни, однако существуют также пусто и бессмысленно, как Обломов. И.А. Гончаров показывает, что не борется за общественные изменения не только Обломов, но и представители светского общества, не готовые отказываться от собственного образа жизни, боясь перемен в общественной жизни. Несмотря на то что сам автор романа в повествовании прощается с «обломовщиной», многие исследователи отмечают, что явление «обломовщины» останется с русским народом на долгие времена. Действительно, за масками идеальной и прекрасной жизни многие современные люди скрывают пустое существование. Однако есть в современном обществе и люди, подобные Штольцу и в особенности Ольге Ильинской, которые готовы повести страну за собой к лучшему будущему.

А.Н. Островский «Гроза»

В драме А.Н. Островского «Гроза» продемонстрировано зарождение борьбы старого и нового. Главная героиня Катерина как представитель нового вступает в конфликт с городом Калиновым, живущим в соответствии со старыми общественными предрассудками.

Яркими представителями старого мира являются Кабаниха и Дикой. Они привыкли к тому, что все окружающие люди уважают их и подчиняются им. Тирания и деспотизм – основные черты Кабанихи и Дикого. А. Н. Островский показывает, что Кабаниха и Дикой стремятся держать жизнь своих близких и всего города Калинова под контролем, потому что они осознают, что их время скоро пройдет. Самодуры боятся лишиться того, что у них есть, они боятся лишиться традиций патриархального строя, потому что понимают, что в новом мире они будут занимать не царствующее место. К сожалению, не готовые к положительным переменам и борющиеся против общественных изменений люди, подобные Кабанихе и Дикому, существуют и в современности.

Правильнее сказать, что с образом Катерины связана не борьба старого и нового, а зарождение борьбы старого и нового. Катерина вступает в конфликт с «темным царством», которое негативно относится к общественным преобразованиям, но долгое время мирится с «жестокими нравами» Калинова и подчиняется домостроевским традициям. Катерина выступает за свободу и искреннюю любовь, но она не может вести явный бунт против общества.

Особенностью конфликта между Катериной и «темным царством» является даже не то, что главными в обществе являются люди, подобные Кабанихе и Дикому, а то, что все окружающие этих самодуров люди мирятся с царствующими несправедливостями. Так бывает и в современности: многие люди ведут себя смиренно, терпя по отношению к себе различные притеснения.

Поступки Катерины и в особенности ее самоубийство всколыхнуло привыкший к статичности город Калинов. Главной героине удалось показать жителям Калинова, что в доме Кабанихи не все так гладко, как она привыкла всем рассказывать. То, что всегда смиренный и подчиняемый своей матери Тихон обвиняет Кабаниху в гибели Катерины, говорит о приближающихся общественных изменениях. А.Н. Островский выражает актуальную во все времена мысль: смирение с общественными несправедливостями никогда не сделает жизнь лучше, изменения начнутся лишь тогда, когда о них кто-нибудь заговорит.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Тем самым недорослем из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является Простаков Митрофан Терентьевич. На момент повествования герою пятнадцать лет. Читатель имеет возможность сравнить образ подростка из написанной в 1781 году комедии с современными подростками.

Комедия Д. И. Фонвизина не теряет своей актуальности даже спустя несколько веков благодаря тому, что в ней поднимаются многие вечные проблемы. Одной из таких проблем является проблема воспитания. Автор показывает, что от родительского воспитания зависят нравственные качества ребенка, его отношение к окружающему миру, в том числе и к окружающим людям. Госпожа Простакова потакала Митрофанушке, избавляла его от какой-либо работы и учебы, демонстрируя жестокость по отношению к крепостным. Митрофанушка вырос таким же жестоким неучем, какой была и его мать. Комедия заставляет современных читателей задуматься над тем, что пример родителей занимает особое место в жизни ребенка, что дети ведут себя в жизни так, как ведут себя их родители.

Отличительной чертой Митрофанушки является отсутствие желания получать какие-либо знания. Он негативно относится к обучению. Автор показывает, что если бы в те времена не было бы обязательным формально получить образование, Митрофанушка бы делать этого точно не стал. На это указывают и слова Митрофанушки, ставшие афоризмом: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Конечно, в современном мире есть Митрофанушки, которые не хотят ничему учиться. Для них образование носит лишь формальный характер: некоторые современные дети целью имеют не получение знаний, которыми можно пользоваться в жизни, а получение аттестата об образовании. Однако нельзя сказать о том, что все современные школьники похожи на Митрофанушку из «Недоросля». Большинство современных подростков осознанно подходят к своему образованию: они стремятся получить максимальное количество школьных знаний, которые пригодятся в реальной жизни, и занимаются самообразованием. Если во времена Д.И. Фонвизина недорослей, не желавших тратить свое время на реальное образование, было много, то сейчас такие люди есть, но их не так уж и много. Сравнение собирательного образа Митрофанушки из фонвизинской комедии с современными подростками позволяет сказать об огромном общественном развитии: с 1781 года по 2020 год поменялась не только жизнь взрослых людей, но и отношение подростков к образованию и собственному будущему.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» поднимается большое количество социальных проблем, поэтому произведение является актуальным и на сегодняшний день. В современном мире можно найти и отрицательные, и положительные явления, описанные в рассказе «Чудесный доктор».

Семейство Мерцаловых находится в очень трудном положении. У родителей и трех детей, которые и так живут в нечеловеческих условиях, совершенно нет материальных средств для выживания. Члены семейства стараются найти выход из сложной ситуации, обращаясь за помощью к окружающим людям, которые в свою очередь равнодушны к проблемам Мерцаловых и даже жестоки по отношению к ним. Швейцар прогнал Володю и Гришу, даже не взяв у них письмо; люди, видевшие просившего милостыню Емельяна Мерцалова, грозились вызвать полицию. А. И. Куприн демонстрирует равнодушное и жестокое общество, которое не способно помочь ближнему. К сожалению, такие равнодушные и жестокие люди есть и сейчас, они не способны понять проблемы бедных слоев населения и оказать им помощь, которая бы расценивалась людьми, находящимися в трудном положении, как чудо. В современном обществе очень много эгоистичных людей, которые думают лишь о собственном существовании, не обращая внимание на жизни окружающих людей. Людям, нуждающимся в помощи, не нужно что-то сверхъестественное, им нужна поддержка окружающих людей, которую часто на сегодняшний день получить очень трудно. В рассказе «Чудесный доктор» отражены пороки, которые свойственны многим поколениям, включая и наше.

Единственным человеком, который не прошел мимо проблем семейства Мерцаловых, стал доктор Пирогов. Он выслушал Емельяна Мерцалова и сразу же предложил ему помощь. Потратив свое время, доктор Пирогов пришел в подвал, в котором жили Мерцаловы, выписал Машутке рецепт, помог семейству в материальном плане и дал важный совет: никогда не падать духом. А.И. Куприн показывает, что в жестоком и равнодушном обществе все же есть место для добрых и способных с состраданию людей. Таких милосердных докторов Пироговых можно найти и в современном обществе. Они совершают добро и помогают окружающим людям совершенно бескорыстно, от чистого сердца, ничего не требуя взамен. Поступки современных докторов Пироговых, которые может совершить абсолютно каждый человек, являются настоящим спасением и чудом для отчаявшихся, потерявших надежду людей.

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» поднимаются многие социальные проблемы, актуальные по сей день. Та жизнь, которую описывает И.А. Бунин в своем рассказе, сопоставима с жизнью многих современных людей.

Господин из Сан-Франциско – богатый и влиятельный человек, который может себе позволить все, что угодно, однако его жизнь совершенно пуста. Автор показывает, что за маской величественной и прекрасной жизни скрывается нравственное уродство. Такие люди, которые внешне имеют идеальную жизнь, но на самом деле ничего из себя не представляют, существуют и сейчас. В рассказе И.А. Бунина подчеркивается, что господин из Сан-Франциско был уверен в том, что он «только приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет». Это тоже роднит главного героя бунинского рассказа со многими современными людьми, которые не живут настоящей жизнью, а лишь существуют. Многие люди откладывают свои истинные желания на потом, но так и не дожидаются этого «потом», как это случилось и с господином из Сан-Франциско, который умер в тот момент, когда только решил жить, а не существовать.

В рассказе показано, что главными жизненными ценностями людей становятся социальный статус и материальное положение. Господину из Сан-Франциско прислуживают и выказывают уважение только тогда, когда он воспринимается окружающими людьми как кошелек с деньгами, которыми можно оплатить хорошее отношение к господину из Сан-Франциско. Окружающие героя люди сразу же забывают его, когда он умирает, помещают его в ящик из-под содовой, находящийся в подвале. В современном мире оценка человека также происходит по его деньгам и положению в обществу, люди, которые выделяются не своими талантами, способностями и личностными качествами, а материальным положением, быстро забываются, так как за всю свою жизнь они не принесли обществу никакой пользы, только эгоистично потребляя чужие ресурсы. Хотелось бы верить в то, что в современном мире люди не судят по внешней оболочке, обращаясь к внутреннему миру человеку, но наблюдение над многими людьми современности позволяет сказать, что, к сожалению, сходств современной действительности с рассказом «Господин из Сан-Франциско» много.

Сходств действительно много, однако не все в современном обществе так плохо, как изображено в бунинском рассказе. В современном мире важное место занимают такие жизненные ценности, как любовь, семья, дружба, которые не находят отражения в «Господине из Сан-Франциско».

А.П. Чехов «Злоумышленник»

Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», написанный еще в XIX веке, не теряет актуальности и в наши дни, так как в нем поднимаются важные общественные проблемы.

Сюжет рассказа довольно прост: мужика Дениса Григорьева судят за то, что он откручивал гайки с железной дороги. Важны в повествовании позиции двух конфликтующих сторон: мужика Дениса Григорьева, образ которого является собирательным образом крестьянства, и следователя, олицетворяющего государственную власть. А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев не понимает, что от того, что он и другие мужики выкручивает гайки, поезда, наполненные людьми, могут сойти с рельс, что приведет к настоящим трагедиям. Как Денис Григорьев не понимает следователя, так и следователь не понимает крестьян, которые с помощью выкрученных с железнодорожных путей гаек ловили рыбу, то есть находили способ прокармливать себя и свою семью. Следователь не понимает, что Денис Григорьев и другие крестьяне неосознанно совершали преступление не от хорошей жизни.

Таких людей, подобных Денису Григорьеву, в современном мире много. Некоторые люди с ограниченным мышлением совершают какие-то поступки, совершенно не думая о других, заботясь лишь о собственных интересах. Часто современные люди, не зная законов, неосознанно становятся преступниками, так и не понимая, в чем заключается их вина, как это произошло с Денисом Григорьевым. Рассказ А.П. Чехова преподает следующий урок, выраженный в современном обществе статьей Конституции РФ: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Но есть в современном обществе и люди, подобные следователю. Представители властьимущих никогда не поймут проблемы бедных людей, пока сами не столкнуться с ними.

А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев и следователь не понимают друг друга, потому что говорят фактически на разных языках. В нашем обществе наблюдается нечто подобное, когда бедные люди и богатые люди не могут найти общий язык, так как живут по разным понятиям. Рассказ А.П. Чехова построен так, что можно понять и Дениса Григорьева, который был настолько беден, что для ловли рыбы пользовался тем, что находилось в окружающем мире, и следователя, который не мог закрыть глаза на совершенное преступление, которое могло привести к крушению поездов и гибели людей. Так и в современном обществе: невозможно сказать, кто в конкретной ситуации прав, а кто виноват, ведь нужно анализировать все точки зрения относительно данной ситуации.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Написанный в конце XIX века рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» не теряет актуальности по сей день, так как в нем поднимаются важные общественные и философские проблемы взаимоотношений человека и общества и смысла жизни.

Поднимая довольно философский вопрос смысла жизни, М. Горький демонстрирует три отношения отдельного человека к обществу. Один из героев легенд – Ларра – отказывается от жизни в племени, герой другой легенды – Данко – полностью отдается благу своего племени. Старуха Изергиль, рассказывающая две легенды и историю собственной жизни, выбирает направленную на достижение собственных целей жизнь внутри общества. Такое неодинаковое отношение к обществу свойственно и современным людям: кто-то эгоистично идет к достижению собственных целей, буквально идя по головам окружающих, не думая о судьбах других людей, кто-то полностью отдается общественному благу, забывая при этом о личной жизни и личных интересах, кто-то живет в соответствии с общественными правилами, но в первую очередь думает о себе.

Проблемы эгоизма и альтруизма, связанные в рассказе М. Горького с образами Ларры и Данко, находят отражение и в современном мире, несмотря на то что образы Ларры и Данко носят большое количество фантастических черт и характеристик. Четко выражена негативная авторская позиция относительно эгоизма Ларры. Рассказ учит тому, что человек – является частью общества, поэтому он не может жить отдельно от него. Более размытое отношение М. Горького к альтруизму Данко. С одной стороны, он восхищается Данко, который ради блага своего племени вырывает свое сердце, чтобы осветить им путь, с другой стороны, поступок Данко приводит его к гибели и невозможности как жить самостоятельно, так и продолжать помогать окружающим. Многие исследователи считают, что автор выбирает и не эгоизм Ларры, и не альтруизм Данко, неслучайно в повествовании центральное место занимает жизнь старухи Изергиль, которая выбирает промежуточный между образом жизни Ларры и Данко вариант. Современный читатель, задумываясь над тем, на стороне Данко или старухи Изергиль находится М. Горький, имеет возможность самостоятельно выбрать свой путь, уже зная о том, что полный альтруизм, как и полный эгоизм, может привести к трагическим последствиям.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Написанный в первой половине XX века рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» не теряет своей актуальности и в XXI веке. Между героями и событиями рассказа и современностью можно найти много общего.

Сюжетной основой рассказа становится то, что девушка Настя уже давно не навещала свою проживающую в деревне маму Катерину Петровну. Мать старалась не отвлекать Настю от работы, но когда она поняла, что дни ее скоро подойдут к концу, написала дочери письмо, в котором просила ее приехать хотя бы на день. Занятая на работе Настя почувствовала угрызения совести лишь тогда, когда получила телеграмму, в которой говорилось о том, что Катерина Петровна умирает. Настя отправляется проститься с матерью, но не успевает: Катерина Петровна уже умерла.

Важными в повествования становятся внутренние переживания главной героини. Только тогда, когда она потеряла свою маму, Настя поняла, что на протяжении долгого времени она не вспоминала о самом дорогом для нее человеке. Настя чувствовала вину перед своей мамой за то, что не приезжала к ней, не заботилась о ней и даже не справлялась о ее здоровье в течение целых трех лет. К.Г. Паустовский оставляет свою героиню тогда, когда она с чувствами «непоправимой вины, невыносимой тяжести» уезжала из деревни, в которой похоронена ее мать, однако читатель понимает, что чувство вины будет мучить Настю до конца ее жизни.

Описанная в рассказе ситуация может происходить и в современной действительности. Люди часто обращают свое внимание на преходящие ценности, забывая при этом о самом главном – о своей семье. Как и Настя, наши современники часто тратят время на пустые занятия, пытаясь прикрыть свое невнимание к близким этими пустыми делами. Конечно, работа тоже важна в жизни современного человека, однако нужно правильно расставлять приоритеты. Работу всегда можно найти другую, а возможности находиться рядом с родными и близкими, к сожалению, ограничены временем. Часто молодое поколение забывает о своих родных, предоставляя их самим себе, а потом горько плачет от осознания невозможности увидеть своих родных, поговорить с ними и взять за руку. Люди думают о том, что на общение с близкими у них еще хватит времени, что у них впереди еще целая жизнь, однако суровая реальность показывает, что человек тратит свое время на менее важные вещи, чем общение с близкими. Рассказ «Телеграмма» учит современных читателей тому, что нужно заботиться о своих родных и близких, когда для этого еще есть возможность.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

В написанной в 1976 году повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» отразились не только черты того времени, но и черты современного поколения.

Основой сюжета повести является то, что для строительства гидроэлектростанции планируют затопить деревню Матеру. Центральное место в повести занимают отношения старого и молодого поколений к затоплению острова, символизирующему изменения в обществе.

Герои, представляющие старое поколение, негативно относятся к тому, что Матеру собираются затапливать. Живя в деревне всю свою жизнь, они не готовы переехать в данные им властями городские квартиры. Старики ценят малую родину, потому что здесь прошли их детство и молодость, взросление и старение. Особую ценность Матера приобретает для представителей старого поколения из-за того, что в деревне похоронены все их родных и близкие.

Герои же, представляющие молодое поколение, относятся к затоплению Матеры совершенно по-другому. Они радуются приближающимся изменениям, считают их частью развития общества. В.Г. Распутин показывает, что одни представители молодежи относятся к затоплению острова равнодушно, а другие даже проявляют жестокость по отношению к тем, кто не хочет покидать Матеру. Многие молодые люди радуются тому, что теперь они будут жить в предоставленных им городских квартирах, некоторые из них сжигают не только собственные жилища, но и дома тех, кому тяжело дается смирение с переездом.

В.Г. Распутин демонстрирует конфликт между представителями старого и нового поколений. Однако этот конфликт рассматривается не в традиционном формате. Автор повести находится не на стороне молодого поколения, выступающего за перемены, как это происходило среди авторов большинства художественных произведений, а на стороне старого поколения, стремившегося сохранить свою малую родину. В повести выражается мысль о том, что представители настоящего, стремясь к лучшему будущему, совершают неправильные поступки. Ради технического прогресса молодое поколение готово пойти на уничтожение целого острова с растениями, животными и захороненными останками людей. Такое стремление молодого поколения совершить общественные изменения любыми путями, описанное в повести «Прощание с Матерой, характерно и для современного поколения, часто забывающего о заботе об окружающем мире и о сохранении памяти. В.Г. Распутин призывает представителей всех поколений смотреть на то, какой ценой совершается общественный прогресс.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» является своеобразным романом-предупреждением. Писатель показывает, что будет с человеческим обществом, если в мире самым важным станет технический прогресс. В романе-предупреждении отображены те черты, которые уже наблюдаются в современном обществе.

Р. Брэдбери показывает стремление власти полностью контролировать жизнь людей. Появление людей-копий, не имеющих ни капли индивидуальности, связано с желанием власти как можно проще контролировать людьми, ведь если люди будут одинаковыми, то они будут жить в соответствии с теми принципами, которые помогают властьимущим сохранить власть в своих руках. Большинство персонажей романа не пытаются бороться с общественными несправедливостями, они мирятся с ними и даже не замечают, что в обществе существуют огромные проблемы, не дающие людям выражать собственное «я».

Конечно, в современном мире не сжигают книги, как это происходит в романе Р. Брэдбери, однако то, что интерес людей к книгам упал, нельзя не заметить. В книгах отображен опыт прошлых поколений, сжигание книг в романе символизирует историческое забвение. Многие современные люди не интересуются прошлым, из-за незнания ошибок прошлого происходят многочисленные трагические события, связанные как с отдельными личностями, так и со всем обществом в целом.

Роман «451 градус по Фаренгейту» заставляет задуматься над тем, что не все представители настоящего ведут общество к лучшему. Р. Брэдбери показывает, что, будто бы стремясь к идеальному будущему, люди вычеркивают прошлое и забывают о том, что важнее является не технический прогресс, а человеческая личность. Современные читатели, анализируя то, что описано в романе, должны понимать, что поколение настоящего может привести общество к лучшей жизни, а может привести общество и к по-настоящему трагическим событиям. Р. Брэдбери показывает, что вместе с книгами общество уничтожает само себя. Писатель предостерегает последующие поколения от совершения подобных ошибок.

Главный герой Гай Монтаг и ему подобные являются не представителями настоящего, а представителями будущего (при благополучном раскладе). Люди, которые учат содержание запрещенных книг, не согласны с существующими принципами жизни, они готовы вести общество к другому – по-настоящему лучшему будущему.

М. Зусак «Книжный вор»

В романе М. Зусака «Книжный вор» отображены события, которые произошли в мире сравнительно недавно. Современные читатели могут сравнить собственную жизнь с тем, с чем пришлось столкнуться нашим бабушкам и дедушкам.

Вынужденные жить в эпоху формирования и развития фашизма, герои романа встречают на своем жизненном пути различные испытания: вступление к фашистскую партию, наступление Второй мировой войны, проходящие через город колонны с евреями, постоянные бомбежки, смерть родных и близких и многое другое. Нашему поколению повезло, что мы не живем в военное время. М. Зусак с помощью своего романа выражает позицию современных людей относительно правления Гитлера и Второй мировой войны: это жестокие события, которые никогда не должны повториться. Роман «Книжный вор», где повествование ведется от лица Смерти, не поддерживающего войну и фашизм, учит современное поколение обращать внимание на ошибки прошлого, чтобы в будущем их не совершить.

Конечно, в современном мире тоже есть жестокие люди, однако это отдельные личности, а не представители государственной власти, пропагандирующие насилие и реализующие свои жестокие и кровавые принципы по всему миру. Мы должны уважать наших предков, которые, рискуя и жертвуя собственными жизнями, общественное ставя превыше личного, смогли победить фашизм и нацизм, мы должны быть благодарны нашим предкам за то, что они дали нам возможность жить в мирное время, где можно реализовать себя.

В современном обществе есть злые, равнодушные и жестокие люди, однако большинство людей имеют те же нравственные качества, что и Лизель Мемингер, Ганс Хуберман, Роза Хуберман, Руди Штайнер, Макс Ванденбург, Ильза Герман, которые, несмотря на тяжелые времена в стране и во всем мире, оставались в первую очередь Людьми. Как и эти персонажи, многие люди современности готовы помогать окружающим людям – как близким, так и совершенно незнакомым, готовы оказывать поддержку, проявлять доброту и милосердие, чем-то жертвовать ради других людей. Многие современные люди сталкиваются с различными жизненными трудностями каждый день, но остаются такими же искренними и добрыми по отношению к другим людям. Находят в современном мире отражение и поднятые в романе «Книжный вор» проблемы роли семейных, дружеских и любовных взаимоотношений в жизни каждого человека.

Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)

Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.

Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился , а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.

Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении — “Война и мир” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.

Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?

Можно сказать, что милосердие в современном обществе присуще одним из самых сильных духом людей, все потому что на данный момент в мире преобладает равнодушие и жестокость, сопротивляться им и каждый раз, жертвовать чувствами, благами — это удел сильной личности. Милосердие играет важнейшую роль в нашем ритме жизни, потому что оно делает человека человеком. Пройдешь ли Ты мимо равнодушно смотря на того, кто нуждается в Твоей помощи или раскроешь для него своей сердце? Вот, что отличает настоящего человека. Милосердие определяет лучших.

Несомненно, милосердие так много значит не только поэтому, а еще и потому, что без него мир превратится в хаос, где не будет больше взаимопомощи, где править будут равнодушие, алчность, корысть. Милосердие дает нам веру в то, что люди не утратили способность верить друг другу и сочувствовать, быть вместе, один за другого. Милосердие оправдывает звание “Человек”.

Таким образом, из рассуждений выходит то, что милосердие-это жертвенность, доброта, искренность, сочувствие. Это , что должно существовать в людях всегда, как бы не плохо им самим. И в конце концов, милосердие-это то, что спасает нас и то, чем мы можем спасти других.

Другие сочинения: ← Важность книг (важность чтения)↑ 11 класс и ЕГЭПроблема раскаяния →

Сочинение ЕГЭ. Почему происходит утрата милосердия? По тексту Д. Гранина

Сочинение ЕГЭ по тексту Д. Гранина. Почему происходит утрата милосердия?

«
К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер.
» Исходный текст

Почему происходит утрата милосердия? Этот вопрос волнует Д. Гранина, автора предложенного для анализа текста.

Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к размышлениям автора. Д. Гранин пишет о том, что во времена раскулачивания, тяжкие годы массовых репрессий милосердие и любые добрые поступки по отношению к нуждающимся были под запретом. Нельзя было приютить детей сосланных или даже посочувствовать арестованным. «Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные», — вспоминает автор. Такая политика привела к тому, что многие люди полностью утратили чувство милосердия. Оно было искоренено как незаконное, мешающее, опасное чувство. Даже само это слово, милосердие, перестало использоваться. Внешнее влияние на поведение и сознание людей, насильственное истребление милосердных порывов сильно покалечило общество, лишив людей способности сочувствовать.

Продолжая размышлять о том, почему происходит утрата милосердия, автор переключает свое внимание с внешних факторов, влияющих на человека, на поведение самого человека, которое также способно привести к утрате милосердия. Д. Гранин вспоминает своего отца, который в детстве заставлял его подавать милостыню нищим. Автор рассказывает, что ему приходилось преодолевать свой страх, а иногда и свою жадность. Это была «практика милосердия», так отец воспитывал в ребенке важное чувство. Этот эпизод из детства автора заставляет нас понять, что милосердие в человеке поддерживается практикой. Нужно помогать нуждающимся, сочувствовать им, только тогда ты сможешь сохранить искреннее желание делать это.

Эти два примера важны для понимания проблемы: автор показывает, что отсутствие практики милосердных поступков, для которого могут быть как внешние, так и внутренние причины, ведет к утрате чувства милосердия.

Проанализировав текст, я понял позицию автора. Д. Гранин уверен, что утрата милосердия происходит потому, что оно не находит практики. Если человек не помогает нуждающимся, из-за запретов общества или по собственному желанию, со временем он может и вовсе утратить чувство милосердия. Я согласен с мнением автора. Как и любая способность, данная нам природой, способность сочувствовать должна поддерживаться и развиваться.

Для подтверждения своих слов хочу вспомнить героиню романа Достоевского «Преступление и наказание» Соню Мармеладову. Ее милосердие по отношению к Родиону Раскольникову не было внезапным. Это лишь еще один ее милосердный поступок, которому предшествовали многие другие. Соня всегда сочувствовала нуждающимся. Она всегда стремилась помогать своему отцу, пожертвовала собой ради спасения детей, тем самым она поддерживала в себе чувство сострадания, не позволяя ему угаснуть. Таким образом, к утрате милосердия ведет отсутствие в жизни людей милосердных поступков.

Автор сочинения:

Татьяна Городецкая

Сочинение егэ на тему милосердие и сострадание

ЕГЭ. ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ на тему «Милосердие».
Основные мысли:
1.Нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий. 2.«Милосердие» – понятие устаревшее. 3.Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? 4.Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. 5.Исчезало оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. 6.Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. 7.Литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов. 8.Нельзя было рассказать о многих трагедиях, именах, событиях. 9.К теме милосердия надо призывать и призывать… чтобы лечить глухоту души.
Вступление:
Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Об этом рассуждает Д. Гранин в своей статье.
Проблема:
Автор поднимает очень важную проблему: проблему утраты милосердия.
Комментарий:
Эта проблема актуальна, потому что милосердие – одно из основных качеств нравственного человека. Сегодня милосердие встречается все реже, на замену ему пришли жестокость и равнодушие. В своей статье Гранин пишет о том, что необходимо призывать людей к милосердию, «чтобы лечить глухоту души», и доказывает это такими примерами, как: Пушкин и его «Пир Петра Первого», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Станционный смотритель», где Александр Сергеевич «милость к падшим призывал»; Гоголь, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Короленко, Чехов и Лесков, творчество которых пронизано пушкинским заветом милости к падшим; «Муму» И.С. Тургенева; а также Сонечку Мармеладову, героиню романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, и Катюшу Маслову, героиню романа «Воскресение» Л.Н. Толстого.
Позиция автора
: «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности» – именно эта мысль отражает авторскую позицию.
Мое мнение:
Я согласна с Д. Граниным, потому что именно милосердие определяет, насколько человек духовно развит, и считаю, что каждый должен стараться воспитать в себе это качество. Эту мысль подтверждает мой жизненный и читательский опыт.
1 аргумент (жизненный опыт):
Люди скупы на милосердие и в наши дни. Вместо того чтобы погладить или покормить животное, вынужденное жить на улице, на него либо не обращают внимания, либо стараются причинить боль, бросив камень или пнув ногой. Как это характеризует нас? Мы разучились брать на себя ответственность за тех, кто слабее нас, мы разучились быть добрыми. Прошлым летом на весь мой двор раздавался жалобный скулеж щенков. Поначалу я не понимала, что происходит, думала, что кто-то снова обижает животных: выглядывала в окна, но так никого и не увидела. Тогда, когда я вышла на улицу, я попыталась найти щенков по этим жалобным звукам – они обнаружились под гаражом. Кажется, их было трое, по крайней мере, стольких я увидела в темноте. Матери рядом не наблюдалось, и почти все лето вместе с мамой я подкармливала их и носила мисочку с молоком. Потом они странным образом исчезли, и, как бы мы их не искали, найти их снова не смогли. Может, они ушли куда-то еще… Мне бы хотелось верить, что они живы и сейчас и что с ними все в порядке. Самое печальное в этой истории то, сколь много безразличных людей живет рядом со мной… Ведь даже если я, живя на пятом этаже, услышала их, то почему никто больше их не услышал, а если и услышал, почему никто ничем не помог. Хотя бы самым малым. Хотя бы своей лаской…
2 аргумент (читательский опыт):
Примером явной утраты милосердия может служить образ Чубатого, героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Человеческая жизнь для него ничего не стоит, для него человек – «гриб-поганка», «поганый», «нечисть». Потому и убивает он без всякого сожаления пленного, сдавшегося австрийца, применяя ужасный баклановский удар, который не то что человека – лошадь разрубит пополам. И врет казакам, говоря, что австриец пытался бежать, вот и убил он его, без зазрения совести.
Заключение:
Таким образом, милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая, и как говорил Р. Роллан: «Добро – не наука, оно – действие».

Сочинение «Проблема милосердия» (Вар 1).

В жизни каждого человека бывают моменты, к когда случаются какие – либо неурядицы. Тогда все окружающие предстает перед нами в серых тонах. Людям становится безразлично на все происходящее с ними, Они становятся более агрессивными и часто в такие периоды воспринимают ситуации не такими какие они есть на самом деле. Мне кажется, что в эти моменты любому из нас нужно понимание и поддержка со стороны. А должное внимание может оказать только тот человек, который наделен милосердием.
Я задумался над вопросом милосердия и понял кое – что для себя. С одной стороны все очень просто, а с другой намного сложнее, чем может показаться.

Я считаю, что милосердие, является способностью человека отдавать частичку себя окружающим, которые в этом нуждаются.

Любой в этой жизни может оказаться в тяжелой сложившейся ситуации. В такие моменты необходимо, чтобы лучик света, который излучают милосердные люди. Важно, чтобы в такие минуты кто – нибудь протянул руку помощи.

Милосердие – это мастерство, обладая которым человек помогает другим, не требуя за это ничего взамен. Таким людям самим становится тепло на душе, что они смогли сделать добро другому человеку. А ведь бывает такое, что те для кого ты совершаешь доброе дело, совершенно не знают откуда к ним пришла помощь. Таких случаев просто масса и по – моему это здорово!

А как же наличие такого качества действует на самого человека? Говорят, что все в жизни возвращается бумерангом. В мироздании имеет место некий баланс, с помощью которого все совершенные нами поступки, возвращаются к нам же. Никто ни от чего не защищен, может случится такое что помощь понадобится нам. Вот тут к нам и прилетит наш бумеранг добра.

Увы, но в наше время катастрофически не хватает сердобольности. По каким – то причинам некоторые люди черствы и замкнуты в себе. Многие в современном мире думают только о своих благах. А иногда складывается такое впечатление, что люди стесняются оказывать помощь другим. Это навеивает грусть.

Милосердие – это не врожденное качество, его можно приобрести. Главное гнать прочь от себя негативные мысли. Когда есть возможность кому-то помочь, нужно не раздумывая это сделать. Давайте научимся быть доброжелательнее друг к другу. Тогда мир станет добрее!

Текст ЕГЭ Д. Гранина о милосердии. Проблемы

(1)К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность… (3)Она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий.

(4)Одно из таких чувств — чувство милосердия. (5)Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (б)Нечто свойственное лишь прежним временам. (7)«Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(8)В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия.

(9)Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

(10)Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (11)Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (12)Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (13)Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (14)Примеры такие есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (15)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

(16)Милосердие изничтожалось неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. (18)Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. (19)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (20)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. (21)Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… (22)Его сделали запретным и для искусства. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало оговаривать, нарушать законность, сажать, избивать, уничтожать. (24)Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. (26)»Жалость к падшим» оказывали таясь и рискуя…

(27)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (28)Уверен, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (29)Но если это чувство не используется, не упражняется, оно слабеет. (30)И исчезает.

(31)Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. (32)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (33)Толчок, призыв к нему?

(34)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда мы проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. (35)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. (36)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (37)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом деле они калеки или нет. (38)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

(39)И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

(По Д. А. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.
Примерный круг проблем:1. Проблема утраты милосердия. (В чём состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожалось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)
Авторская позиция: Милосердие — это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека, поэтому утрата милосердия опасна. Милосердие намеренно вытравляли и уничтожали в сложные периоды истории нашей страны, потому что оно могло помешать проявлению беззакония и жестокости по отношению к тем, кто по каким-то причинам оказывался неугоден существующему режиму. Ещё одной причиной утраты милосердия является то, что милосердие не находит практики.

2. Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)

Авторская позиция: Милосердие необходимо сохранить в сердцах людей, поскольку это органичное для человека чувство, с которым он рождается, это одно из важнейших действенных проявлений нравственности, которое препятствует совершению жестокости и несправедливости. Милосердие нуждается в постоянной практике, ведь если это чувство не используется, то оно слабеет и исчезает.

3. Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)

Авторская позиция: Милосердие — это чувство, которое даётся человеку с рождения вместе с инстинктами, с душой; способность человека откликаться на чужую боль является врождённой.

4. Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие?)

Авторская позиция: Милосердие воспитывается практикой, реальными поступками.

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Пример сочинения по тексту Д. Гранина

Решить пробный ЕГЭ Проверить сочинение ЕГЭ Чек-лист ЕГЭ 2021

Положительные черты / Моральное и материальное

  • admina
  • 0

Без системы тяжело идти к хорошему результату. Ребята поделились, в каком режиме они готовились.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— Литературой я занималась каждый день: в школе, после школы, на выходных. В понедельник, среду и воскресенье у меня были вебинары в «Умскул» с Фаришей Князевой. В другие дни я делала домашние задания: писала сочинения, решала тестовую часть, читала анализы произведений, учила цитаты. В онлайн-школе мы за год прошли кодификатор три или четыре раза. Сначала была теория литературы. Затем изучали произведения так же, как они даны в кодификаторе. Вместе с ними проходили алгоритм написания сочинений в порядке их расположения в КИМе. Все это три раза, с сентября по май. Про эту систему можно сказать: «Повторение — мать учения». И она для меня оказалась лучшей.

Артем Князьков, 100 баллов:

— Ходил к репетитору 2 раза в неделю, каждый день писал либо 8 и 9, либо 15 и 16, либо 17 сочинение. Это программа минимум, чаще я делал больше. Вдобавок старался каждый день учить либо стихотворение, либо отрывок из него, либо цитаты. Вместо роликов на YouTube под вкусный обед смотрел вебинары по литературе. В самые продуктивные дни я занимался с перерывами часов 8. Но это очень выматывает морально и физически, поэтому такого темпа работы не хватало надолго. Так и выходило, что день занимаюсь усердно и два дня валяюсь на диване, пописывая одно сочинение.

Кристина Михайлова, 97 баллов:

— Усердно заниматься я начала где-то с января и уделяла литературе по 4–5 часов в день. У меня была система, но я не всегда ее придерживалась. Однако старалась заниматься каждый день: читала произведения и анализы, учила стихотворения. За неделю до экзамена повторила весь пройденный материал.

Анастасия Кукнерик, 97 баллов:

— Я занималась литературой с декабря по 3 июля включительно. Зимой это было что-то ознакомительное, а с начала весны— серьезное. Готовилась усиленно, тратила около 10 часов в день: писала сочинения, читала краткие пересказы, решала тесты, смотрела вебинары и разборы вариантов, советовалась с куратором, решала пробники.

Виктория Михайленко, 100 баллов:

— Я брала крупные произведения на полный обзор в том порядке, в каком они располагаются в кодификаторе. Составляла план анализа произведения, выписывала важные цитаты, которые можно применять в сочинениях. Также готовилась к 17 сочинению. Искала на «Решу ЕГЭ» все задания по конкретному произведению, смотрела темы сочинений и составляла план к каждому.

Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

Немного статистических данных: в 2021 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

Автор: Татьяна Девятьярова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.

Анастасия Шереметьева, 100 баллов:

— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку. На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик. Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две.

Артем Князьков, 100 баллов:

— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно.

Разработчики заданий единого государственного экзамена по литературе 2021 года рассказали об особенностях испытания, указали на самые распространенные ошибки, а также поделились секретами эффективной подготовки.

Единый государственный экзамен по литературе не входит в число обязательных для 11-классников и необходим тем, кто хочет продолжить обучение в российских вузах. ЕГЭ по литературе необходим абитуриентам для поступления на такие специальности, как «Лингвистика», «Филология», «Журналистика», «Телевидение», «Музыковедение» и другие.

Чтобы иметь возможность участвовать в конкурсе на поступление, необходимо набрать минимальное количество баллов, которое ежегодно устанавливает Министерство образования. В 2021 году минимальный балл ЕГЭ по литературе составляет 32 балла. Для успешного поступления, конечно же, необходимо набрать как можно больше. В зависимости от престижности университета средние баллы для поступления в каждом вузе разные.

ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. Экзамен продолжается 3 часа 55 минут.

Первая часть ЕГЭ представляет собой комплекс заданий, в которых необходимо анализировать различные художественные произведения. Задания с 1 по 9 относятся к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Здесь есть 7 заданий с кратким ответом (1–7), которые требуют написания слова, словосочетания или последовательности цифр. Два оставшихся задания предполагают развернутый ответ (8, 9).

В заданиях с 10 по 16 необходимо проводить анализ лирических произведений. В них также есть задания и с кратким ответом, и с развернутым.

Вторая часть экзамена по литературе представляет собой написание полноценного сочинения. Эта часть по праву считается наиболее сложной.

ЕГЭ по литературе нацелен на проверку у выпускников уровня знаний по владению теоретико-литературными понятиями, истории литературы. Практически все задания в ЕГЭ по литературе взяты из школьной программы с 9 по 11 классы.

Перечень литературных произведений, которые могут встретиться на ЕГЭ по литературе, представлен на официальном сайте ФИПИ.

В 2021 году были изменены некоторые критерии оценки экспертами развернутых ответов. В частности, были уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

Также во вторую часть экзамена был введен еще один вариант темы для написания сочинения. Для 11-классников это отличная возможность выбрать именно ту тему, с которой он может справиться лучше всего.

Кстати, к 2021 году ЕГЭ по литературе могут изменить, убрав из него тестовую часть и оставив только одно сочинение. Кроме этого, для школьной программы по литературе хотят установить обязательный перечень изучаемых произведений, а это значит, что появятся и новые задания ЕГЭ.

На что обратить внимание в ЕГЭ по литературе

Эксперты советуют обратить внимание на такой фактор, как оптимальное распределение времени на экзамене. На задания, предполагающие краткий ответ, они советуют затрачивать не более трети всего времени.

Рекомендуется более внимательно выполнять четвертое задание (установление соответствия). Дело в том, что оно требует от учащегося хороших знаний сюжета и образной системы произведения. Также не стоит упускать из вида задание 13, в котором необходимо выбрать изобразительно-выразительные средства из предложенного списка. Успешность выполнения этого задания напрямую зависит не столько от уровня владения литературоведческой терминологией, сколько от способности оценивать художественные достоинства поэтического текста.

Выпускникам разработчики заданий КИМ ЕГЭ настоятельно рекомендуют как можно более внимательно читать формулировки заданий, предполагающих развернутый ответ. В этих заданиях требуется дать прямой ответ на поставленный вопрос, не теряя ключевого смысла.

В процессе работы над сочинением важно как следует продумать его композицию и объем требуемого литературного материала для того, чтобы в полной мере раскрыть предложенную тему.

Как уже говорилось выше, самой сложной и важной частью ЕГЭ по литературе является сочинение. Чтобы написать его успешно, необходимо помнить самое главное – созданный на экзамене текст рассуждения должен полностью соответствовать предложенной теме. Если вы не сможете осмыслить тему, то не сможете ее и полноценно раскрыть. Поэтому обязательно продумайте общую стратегию работы, а именно пропишите тезисы для вступительной и заключительной частей, выстройте логику рассуждения, запишите список необходимого цитатного материала. Если вы недостаточно владеете литературоведческой терминологией, которая необходима для анализа текста, то сможете потерять баллы данной части экзаменационной работы. Не забывайте про цитаты, ссылки на эпизоды, характеристики персонажей и другие нюансы. Избегайте нарушения логики, искажения авторской позиции, фактических ошибок.

Очень часто выпускники совершают ошибки по глупой невнимательности. Они поверхностно читают инструкции к заданиям и не обращают внимания на рекомендации, содержащиеся внутри самых заданий. В итоге задание выполняется лишь частично. Таким образом, обязательно «погружайтесь» в суть предложенных зданий и условия их выполнения. Данный навык успешно отрабатывается на этапе подготовки к экзамену.

Также об особенностях подготовки, выполнению заданий, экзамене в целом можно узнать из видеоконсультации по литературе.

Желаем успеха на экзамене!

Главные советы выпускников:

Пишите.

Самое первое сочинение дастся кровью и потом, но с практикой все будет получаться. Главное выработать структуру, чтобы избежать страха белого листа на самом экзамене.

Готовьтесь в комфортном режиме.

Один день вам захочется потратить все время на подготовку к ЕГЭ, на другой вы можете устать и ничего не хотеть. Это нормально. Главное — придерживайтесь плана, чтобы успеть пройти весь материал

.

Следите за речью и фактами.

Такая мелочь может отнять у вас три вторичных балла. Узнайте, какие речевые ошибки встречаются, а затем, выясните, какие делаете именно вы. Запомните их, периодически повторяйте, чтобы не ошибаться снова.

Не учите все стихотворения полностью.

Лирику в экзамене нужно освоить рационально. Подобрать по три стихотворения на основные темы или заучивать по выборочным строчкам.

Уделяйте время анализам.

Они помогут понять общепринятую авторскую позицию, основные темы и мотивы. Ваш абсолютно новаторский взгляд на произведение не захотят понимать. Это все же экзамен, где проверяются знания, а не олимпиада с творческими заданиями.

Научитесь распределять время заранее.

На экзамене важно все успеть написать. На тест уходит всего лишь пара минут. Мини сочинения (8,9, 15, 16 задания) лучше сразу писать в чистовик. На них уделите примерно 20–30 минут. На 17 сочинение оставьте час. Оставшееся время — для проверки и форс-мажоров.

Прислушайтесь к этим советам. Они помогут вам понять, как подойти к проблемам и нюансам экзамена. Не бойтесь ЕГЭ. Все по силам. Истории высокобалльников доказывают это.

Тексты

Полный перечень произведений, которые нужно знать, также содержится в кодификаторе – в разделах со второго по восьмой.

Он объемный, включает материал всего школьного курса литературы, поэтому, готовясь к ЕГЭ, не стоит начинать с перечитывания всех перечисленных книг, а сначала надо сгруппировать их по главным признакам: например, по теме, проблеме, времени действия, жанру и т. п. Одни и те же произведения окажутся в разных списках, при этом материал структурируется, что поможет выполнить задания с развернутым ответом. А вот стихов лучше выучить как можно больше.

Текстами произведений на ЕГЭ по литературе пользоваться нельзя. Ежегодно эксперты обсуждают предложение разрешить выпускникам обращаться к оригиналам произведений для цитирования в сочинениях, но вопрос пока открыт, и приносить с собой на экзамен можно только ручку.

Шаг 1. Сформулируйте проблему и позицию автора по этой проблеме

Самый продуктивный способ — это выделение с самого начала проблемы и позиции автора. Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция — его ответ на данный вопрос. Работая над текстом, задайте себе следующий вопрос: «при чем здесь я?», «что хотел сказать мне автор?», «чему я могу научиться?», «какие выводы могу сделать?».

Таким образом, мы находим несколько проблем, которые автор поднимает в этом тексте. Если проблем в тексте несколько, нужно выбирать ту, которая охватывает большую часть текста. Именно в этом случае мы сможем подобрать нужное количество примеров.

Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение на основе текстов повышенной сложности

Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение на основе текстов повышенной сложности

Три причины заниматься по этой книге: понять сложный материал и научиться писать сочинения-рассуждения; не допустить типичных ошибок при написании сочинения-рассуждения; проверить уровень своей подготовки, используя ключи и ответы для самоконтроля. Учебное пособие при одновременном использовании с другими пособиями для подготовки к ЕГЭ поможет обучающимся добиться максимального индивидуального результата на экзамене по русскому языку.

Купить

Шаг 2. Работа над комментарием

Комментарий — это анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы. В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора). Мы будем искать в тексте примеры, пояснять и анализировать смысловые отношения между ними. Логика комментария — это всегда движение от вопроса к позиции автора.

Комментарий должен связать проблему, которую учащийся сформулировал ранее, с авторской позицией, о которой будет говорить позже: показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу.

Алгоритм построения комментария

  1. Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания сформулированной проблемы.
  2. Продумайте, в чем значение этих примеров для раскрытия мысли автора.
  3. Укажите смысловую связь между примерами и проанализируйте её.

Пример-иллюстрация — это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Пример: Что говорит автор? Что делает герой? 

Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает? 

Должно быть два таких примера в структуре комментария.

Мы берем пример из текста и начинаем его анализировать, и нам нужно правильно на него сослаться. Способов отсылки к примеру довольно много. Это и указание номера предложения, что, к сожалению, не украшает текст. Более убедительный способ отсылки — цитирование, однако здесь нужно уделить особое внимание пунктуации. Используя косвенное цитирование, мы можем сократить, передать мысль автора в целом.

В этом году нам необходимо анализировать, а не просто упомянуть смысловые отношения между примерами. Указать смысловую связь между примерами означает ее назвать: «автор противопоставляет...», «писатель сравнивает...», «публицист объясняет...».

Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.

Это очень важно, так как оба этих задания будут отдельно оцениваться экспертами. В случае, если неверно будет указана связь, но правильно проанализирована — ученик потеряет один балл. А вот если она будет указана верно, но неверно проанализирована — уже два балла. В приоритете остается анализ смысловой связи между примерами.

Смысловых связей между примерами-иллюстрациями очень много, основных восемь. Проблема в том, что их великое множество, как и текстов для итоговой аттестации. И назвать любую из них бывает достаточно проблематично.


типы связи.png

Основные типы смысловых связей между примерами

Сочинение в таблице.png

Пример указания и анализа смысловой связи между примерами. Каждый элемент сочинения вписан в таблицу 

Кажется, что, когда сочинение вписано в таблицу, все четко и хорошо. Однако, когда ученики вписывают сочинение таким образом, они начинают терять понимание, что пишут связный текст.