В каком переводе читать слово о полку игореве для егэ

История написания

История написания этого произведения довольно туманна. Рукопись обнаружил в XVIII столетии обер-прокурор Синода Мусин-Пушкин в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, хоть считается, что оригинал был уничтожен при пожаре в Москве в 1812 г. Существует несколько гипотез, которые по-разному объясняют историю появления произведения:

  1. Мусин-Пушкин сам написал текст, чтобы показать, что русский народ не менее развит, чем европейцы. В то время общество увлекалось западной культурой, разговаривало на французском и не интересовалось своей историей. В Синоде это не приветствовали. Главный аргумент, который это отрицает: несоответствие языка рукописи и поздних литературных памятников, к примеру, «Задонщины». Манера написания первого текста являлась намного совершенней того, что появилось позже.
  2. Другую гипотезу выдвинули многие филологи, в частности Д. Лихачев, которые произвели анализ стиля написания и средств выразительности произведения, чтобы убедиться в его подлинности. Как они считают, автор брал участие в походе князя Игоря и являлся отличным знатоком территорий, описание которых им приводится. Помимо этого, лингвисты посвятили множество научных работ, чтобы с учетом языка написания доказать, что текст подлинный.

Произведение большое количество раз переводилось с древнего языка на русский. Сегодня самым актуальным является перевод историка Лихачева.

Автор произведения

Литературный анализ «Слова о полку Игореве» и сведения, которыми на данный момент располагают историки, лингвисты и литературоведы, не позволяют установить человека, которому принадлежит авторство этого уникального памятника древнерусской литературы. Не представляется также возможным установить имя автора и в обозримом будущем. Поэтому остаётся говорить только о его литературном мастерстве и стилистических достоинствах созданного им шедевра. На основании многих анализов этого произведения, проведённых как отечественными, так и зарубежными учёными, можно сделать вывод, что человек, написавший «Слово», был потрясающе развитой с точки зрения познаний в области культуры, широты кругозора и богатства лексического запаса личностью.

Характеристика автора «Слова о полку Игореве», проведённая академиком Лихачёвым, содержит следующие предположения. Дмитрий Сергеевич считает, что автор данного произведения не был человеком, имеющим отношение к исторической науке, так как его повествование об исторических событиях не содержат конкретных дат и цифр. Автор предполагает, что его творение будут читать люди уже в той или иной мере знакомые с русской историей. Его цель – это именно поэтическое изложение этих событий, представление главных героев как образов, чьи внутренние качества могут быть основой для нравственных поучений, которые автор, пусть не прямым образом, но даёт своим читателям.

Жанровое своеобразие

Так как «Слово» — это образец древнерусского произведения XII столетия, его нельзя отнести к какому-либо принятому сегодня литературному жанру. Первое направление — классицизм, возникло только в XVII столетии.

В основе «Слова» находится эпическая поэма. Произведение описывает значительный промежуток времени, включающий в себя большое количество исторических событий, где участвует много людей. Также оно собой представляет стихотворный текст. Помимо этого, к нему можно применить средневековые представления о стиле написания, он даже указывается в названии рукописи. Это «Слово» — эпическая поэма небольшого объема.

Часто принимались попытки точно узнать стихотворный размер текста, но все они терпели неудачу. Ри все время изменяется с учетом происходящих в произведении событий.

Всеволод Святославич

Прозвище родного брата Игоря — Буй Тур. Так на Руси в древности называли очень крепких и здоровых быков. Такое яркое сравнение без труда поможет читателю представить, какой из себя Всеволод: сильный и храбрый молодой человек, который без раздумий готов встать и сражаться бок о бок со своим братом против захватчиков.

Всеволод глубоко уважает Игоря и без труда собирает войско для того, чтобы выступить в поход. Однако в нём также прослеживаются качества, свойственные молодым людям: он горяч и не обдумывает свои поступки. Ему с Игорем недостаёт опыта и умений полководцев, что в итоге приводит к катастрофе. Отправляясь в поход, он желал получить славу и не делить её с другими князьями. Поражение и пленение показали ему, насколько эгоистичны такие порывы и стремления и как дорого приходится платить за необдуманные решения. Вернувшись домой, Всеволод осознаёт важность единства народа.

Будучи заурядным полководцем, брат Игоря, однако, был превосходным воином. Благодаря своему богатырскому телосложению Всеволод наводит ужас на половцев. Никто из них не решается напасть на него. Только собравшись в кучу, им удаётся сразить русского богатыря. Всеволод на своём примере показал, что такое преданность Родине. Позабыв обо всём, Буй Тур отважно сражается, вдохновляя своими примером окружающих его воинов.

Князь Всеволод — преданный друг и верный соратник Игоря. Ему также приходится горько сожалеть о своих ошибках, но он признаёт эгоизм, исправляется и становится рядом с Игорем и другими князьями на защиту Руси.

Краткое содержание

Князь Игорь, который был движим жаждой признания и почета, начинает собираться в рискованный поход в половецкие степи, невзирая на мир, подписанный с кочевниками. С ним отправляется его брат Всеволод со своим войском. Несмотря на множественные предупреждения своей придворной свиты и даже затмения солнца (считалось плохим знаком), Игорь остался непоколебимым.

Поход заканчивается поражением князя и его взятием в плен. Вначале он одерживает победу, но затем хитрые кочевники нападают в неожиданный момент. Помимо этого, половцы в ответ на нарушение мирного договора начинают атаковать раздробленную Русь, круша и уничтожая все на своем пути.

Близкие князя тяжко переживают произошедшие события. Старый Святослав сетует на горячность молодого Игоря и разрозненность всей Руси. Супруга князя Ярославна не находит себе места, поскольку не знает судьбу своего любимого.

В то же время Игорь в плену признал собственные ошибки и раскаялся. Он всеми силами пытается вернуться домой. В результате это у него получается.

Вся природа после мольбы Ярославны помогает князю в этом: земля, ветер и реки — все это способствовало побегу. Рукопись завершается радостной встречей беглеца в Киеве.

«Слово о полку Игореве»: главные герои


«Слово о полку Игореве» посвящено битве русских с половцами в 1185 году. Существует версия, что это произведение создала княжна Болеслава, дочь князя Святослава Всеволодовича, упомянутого в этом произведении. На современный язык произведение было переработано в разные годы В. А. Жуковским, А. Ф. Вельтманом, А. Н. Майковым, К. Д. Бальмонтом, Н. А. Заболоцким, Е. А. Евтушенко, академиком Д.С. Лихачевым.

Главные герои «Слова о полку Игореве»:

Игорь Святославович – князь Новгород-Северский. Это храбрый воин и мудрый руководитель. В этом сражении с половцами численный перевес был на стороне последних, так как половцы успели подготовиться к встрече с русскими. В результате русские дружины оказались окруженными. В произведении рассказывается о попытке князя Игоря помочь брату, но, как и другие князья, оказался в плену у половцев. Пока его оплакивала верная жена, князю Игорю удалось бежать из плена. Его преследовали Гзак с Кончаком. Князь Игорь бежал, но в плену оставался его сын Владимир Игоревич.

Молвил Гзак Кончаку:

«Если сокол ко гнезду долетит,

Соколенка мы расстреляем стрелами злачеными!»

И в ответ Кончак ко люту Гзаку::

«Если сокол ко гнезду долетит,

Соколенка опутаем красной девицей!»

Боян – древнерусский поэт, певец. «Соловей старого времени».

Всеволод Святославович – князь, брат Игоря. Князь Всеволод получил прозвище буй-тур, что можно перевести как отважный, необузданный бык. В те времена еще водились туры – мощные парнокопытные, прародители современных быков. В этом сражении он бился с половцами также яростно. Князь Всеволод был одним из самых храбрых в княжеском роду Ольговичей.

Святослав – Князь Киевский. Это был грозный князь, наводивший ужас на врагов и непослушных. Гибель войска Князи Игоря и пленение братьев удручающе действует на Святослава. Ему снится сон, предвещающий Киевской Руси тяжкие беды. В своей речи он осуждает самонадеянность Игоря и Всеволода, ослабившую Русь, и принесшую горе и распри на землю русскую.

Ярославна – жена князя Игоря. Любящая и верная супруга, ставшая символом супружеской верности. Она была дочерью Ярослава Владимировича Осмомысла, галицкого князя. Плач Ярославны является одним из самых трогательных мест «Слова».

Гзак и Кончак – половецкие ханы. Гзак более жесткосердный, а Кончак более дальновидный. Кончак понимал, что брак сына русского князя с половецкой княжной может сулить обоим сторонам прежде всего мир.

Произведение заканчивается обращением к князьям, некоторые из них были еще в плену, и к погибшей дружине.

Описание персонажей

В основе «Слова» находятся исторические события: поход на кочевников князем Игорем с его братом Всеволодом и сыном Владимиром. Но также в рукописи описываются и другие персонажи.

Система образов, список главных героев и их характеристика описаны в таблице:

Главные герои Характеристика
Князь Игорь Главный герой произведения. Мужественный и смелый человек, заботящийся о защите родной земли. Его горячий нрав не дает ему жить спокойно. Тщеславный, невзирая на плохие знаки, самоуверенно ведет дружину на кочевников.
Ярославна Супруга князя, в ее лице описывается весь русский народ, который верит в мудрость и храбрость своих героев. Также это обобщенное описание всех жен, преданно ожидающих с войны своих мужей.
Святослав Мудрый правитель, отец главных персонажей, которые отправились в поход на кочевников. Умный и дальновидный человек, понимающий, какой вред причинит междоусобица, пытается объединить Русь.
Всеволод Брат Игоря, сильный и храбрый человек. Настолько огромна его любовь к отечеству, что во время кровавого боя с половцами он обо всем забывает. Даже не почувствовал, что его ранили. Также попадает в плен.
Природа В рукописи она играет роль одушевленного существа, действующего в союзе с людьми.
Боян Древнерусский сказатель, который воспевает подвиги князей. Имеет дар предсказания, может предугадывать будущее. В поэме выступает в качестве контраста с автором повествования.
Автор Это образ патриота. У него получилось написать масштабную эпопею, которая превосходит любые жанры. Его удивительный стиль и язык, позволяют смело назвать произведение великим памятником древнерусской литературы. Это образованный и неординарный человек, с большим кругозором. Мастерски описав поражение Игоря, он смог передать его силу и мощь.
Овлур Персонаж из стана врага, который помогал организовать побег князя, сбежал вместе с Игорем.

Итоги поражения

Поражение русского войска тяжелее всего переживали жёны воинов. А русские князья, обескураженные поражением своих соотечественников, перестали предпринимать походы на другие народы. Теперь они решались воевать только друг с другом. Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» проявляется и в этом эпизоде через описание русской природы: деревья скорбно наклонили свои ветви, степь стояла в печальном молчании.

Киевский князь Святослав собирает бояр и просит растолковать ему его дурной сон. В поэме «Слово о полку Игореве» образ автора, а точнее его точка зрения выражается в речи Святослава, который критикует Игоря за безрассудство, а других князей за то, что не пришли к нему на помощь, позабыв в междоусобицах о братской любви.

Основная тематика

Тематика этого сочинения довольно насыщенна и богата. В нем поднимаются такие темы:

  1. Патриотизм. Автор порицает эгоизм людей. Любой человек, который считает себя достойным, должен подумать о благах своей земли. Эта тема отображена в описании князя Святослава, призывающего к объединению.
  2. Народный эпос. В эпопее важное место уделено судьбе русского народа. Как считает автор, настоящий правитель должен в первую очередь подумать о благе обычных людей.
  3. Отчизна. По убеждению автора, родина — самое важное, что может быть у людей. Эта тема описывается в образе Ярославны. Русь все время ассоциировалась с женщиной, а князья — были ее защитниками.
  4. Природа. Она является полноценным персонажем в произведении. Затмение солнца предостерегает князя от принятого решения. Вокруг его войска тревожно воют дикие звери, шумит листва. Когда Игорь совершает побег, природа стихает, помогает в его спасении. Это отображение древнего фольклора, когда языческие силы внешнего мира люди ставили высоко.
  5. Родная земля. Внутри всех порядочных людей живет любовь к своей земле. Разлука с ней — самое ужасное наказание, а возвращение — огромная радость, это описано в образе Игоря.
  6. Русь. Автор описывает противоречивую картину Руси. Вроде бы землю населяют преданные, добрые и храбрые люди. Но при этом она ослаблена междоусобными войнами.
  7. Единство. В эпопее показана вся пагубность раздробленности Руси. Из-за эгоизма правителей и междоусобиц она подвержена разорению.
  8. Героизм. Автор показал, что часто бездумный героизм приводит только к бедам. Пи этом настоящий герой — это лишь человек, способный подумать не только о собственном благе, но и о счастье окружающих.
  9. Верность. Любовь к родине и близким людям представлены как великие добродетели всех людей. Именно это позволило спастись героям: преданность своей земле и любовь Ярославны смогли помочь князю сбежать.

Начало произведения

Автор говорит о цели написания поэмы. Он хотел передать исторические события как можно лаконичнее, обращая внимание только на существенные факты. Автор противопоставляет свой литературный стиль стилю древнего сказителя Баяна, язык которого был чересчур вычурным.

В первой части «Слова о полку Игореве» князь Игорь ожидает прибытия князя киевского Всеволода с войском. Два брата решили, объединив силы, нанести удар по половцам. Образ русской земли в «Слове о полку Игореве», в том числе образ природы является одним из действующих персонажей произведения. Уже на первых страницах повести природа играет роль заботливой матери, предостерегая князей от опасной военной операции: случается солнечное затмение. Это природное явление воспринималось русским народом как плохая примета. Однако упрямый Игорь не замечает этого грозного предостережения.

Раскрытие проблем

Проблематика также довольно интересна. В эпопее автор пытается дать ответ на следующие вопросы:

  1. Разобщенность. Произведение в определенной степени является политическим манифестом той эпохи. Поскольку в нем находится открытый призыв к объединению разрозненных территорий против внешних врагов.
  2. Тщеславие. Именно это чувство двигало князем в начале произведения, в результате это чуть не погубило его и в целом Древнюю Русь.
  3. Властолюбие и жадность правителей. Автор в подробностях изображает хронику того времени: брат может пойти на брата, только бы присвоить себе его земли. Это и есть погибель Руси, поскольку русские сами для себя могут быть хуже, чем внешняя угроза.
  4. Эгоизм. Он подробно описывается при характеристике Игоря. Князь, как и множество правителей, думает только о себе и собственной славе, а судьба войска ему безразлична. Это порицается автором.

Князь Игорь

Характеристика персонажа показывает, что в нем есть качества истинного лидера, способного вести в бой сотни храбрых воинов: смелость, отвага, мужество. Он полководец, способный вдохновить людей и побудить их сражаться насмерть против заклятого врага.

С самого начала произведения автор наделяет героя качествами ярого патриота. Он решает собрать войско и дать бой половцам, которые заполонили русские земли. Игорь не намерен терпеть присутствие чужаков в своём доме и готовится к операции по изгнанию их с Руси. Заручившись поддержкой брата, Всеволода Святославича, он выступает в поход. Здесь и начинают проявляться отрицательные качества Игоря, показываются его истинные мотивы.

Увидев солнечное затмение, князь всё равно решает продолжить поход, игнорируя явные предупреждения. Когда войско встречает армию половцев, которая значительно превосходит их по численности, Игорь приказывает готовиться к бою. Становится, очевидно, что движет русским князем. Главной целью является не победа над врагом, а стремление прославить собственное имя. Игорь хочет доказать всем князьям свою значимость. Тщеславие и жажда признания — вот что для него в приоритете.

Победив в первом бою против половцев, Игорь и Всеволод теряют бдительность, забывая о том, что захватчики, несмотря на поражение, всё равно превышают их числом. За ошибки пришлось дорого поплатиться: после сокрушительного поражения братья Святославовичи попадают в плен к ханам половецким.

Но, несмотря на гордыню, Игорь — положительный персонаж. После чудесного спасения из плена князь возвращается совершенно другим человеком. Теперь, претерпев жестокий урок смирения, он осознаёт необходимость объединения всех русских князей в совместной борьбе против половцев. Дома Игоря встречают как героя и защитника Отечества. Объединившись с другими правителями, он готовится к новому походу.

Из произведения выделяются три этапа становления Игоря как личности:

  1. Молодой полководец, жаждущий славы и признания.
  2. Человек, осознающий свою ошибку.
  3. Мудрый правитель и воин.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Игорь — обыкновенный человек, в силу своей неопытности допускающий ошибки. Однако ему хватает смирения признаться в этом и приложить усилия для того, чтобы всё исправить.

Главная мысль

Эпопея дает возможность читателю понять контекст эпохи, когда была написана рукопись. Разрозненная Русь с трудом могла противостоять натиску кочевников. Автор предупреждает правителей о том, что если политики не попытаются отыскать компромисс и не создадут прочного военного союза, ее неизбежно сметут внешние враги. Удивительно, что через одно столетие именно это и произошло.

Основная идея состоит в призыве к объединению. Идейный комплекс дублирует множество средневековых эпосов, в которых в основе повествования находился сильный и храбрый герой, учившийся на собственных ошибках и спасающий родину. Но эта рукопись отличается от остальных основной идеей, фольклорными элементами и колоритом.

Она учит читателя при принятии решений следовать не своей выгоде, а потребностям остальных. Произведение показывает, что действительно означает патриотизм. В нем осуждается низость, глупость и эгоизм, и превозносится честность, мудрость и сострадательность.

Нравственные ценности, которые заложены в эпопее, относятся ко всем слоям общества, поскольку и князь, и его воины должны одинаково искренне любить родину и защищать ее.

То есть смелость нужно выражать не в жестокости. Храбрость необходимо сберечь для защиты, а не для атаки.

Это произведение повлияло в дальнейшем на множество шедевров русской литературы. Отголоски эпопеи можно увидеть в «Тарасе Бульбе» Гоголя и «Руслане и Людмиле» Пушкина. Также нужно сказать о картинах Васнецова по сюжету этой рукописи и об опере «Князь Игорь» Бородина.

Монах или нет?

Многие летописи создавались в средние века иноками. Предположение о том, что и «Слово о полку Игореве» тоже было создано в монастырских стенах, вызывает сомнения из-за отсутствия каких-либо цитат из священных книг. Символика произведения, состоящая в основном из образов природы, может быть рассмотрена, скорее, как языческая, чем как христианская.

Сам тон произведения, местами неистовый и возмущенный, вряд ли можно приписать православному монаху. Скорее всего, он был всё же человеком мирским и к тому же довольно знатным, который мог себе позволить критику в сторону высокопоставленных особ. Глубокие познания автора в сфере военного дела наводят на мысль о его причастности к военному сословию. Автор разбирается не только в отечественном оружии и обмундировании, но и в зарубежном. Это видно из описания воинов русской и половецкой армий.

Главный в иерархии

Самым мудрым и проницательным персонажем перед читателем предстаёт Святослав Киевский. Герой понимал чрезвычайно важное условие победы над половцами — объединение всех русских князей в одну армию.

Святослав как никто другой знает о кочевниках. За свою жизнь ему не один раз приходилось сражаться с половецкими ордами. Киевскому князю удалось одержать блистательные победы и прогнать неприятеля с родной земли. Святослав воплощает в себе качества, которых недоставало Игорю и Всеволоду — мудрость и дальновидность.

Узнав об опрометчивом поступке своих родственников, князь глубоко разочарован. Хотя он осуждает Игоря, он понимает главную причину поражения: годы междоусобных войн сильно ослабили Русь, сделав страну лёгкой добычей для степных кочевников. Но правитель Киева не собирается сидеть на месте и ждать прихода неприятельских орд.

Обладая весом среди других князей, Святослав выступает с глубокой и пламенной речью, призывая соотечественников сплотиться и дать отпор врагу. Он показывает крайнюю необходимость остановить кровопролитие между русскими правителями и сконцентрироваться на настоящей угрозе. План Святослава выглядит следующим образом:

  1. Немедленно прекратить междоусобные войны на Руси, так как они дробят страну на мелкие области, которые являются лёгкой добычей для врага.
  2. Забыть обо всех обидах и ссорах и объединить всех русских князей.
  3. Собрав огромное войско, выступить против половцев и навсегда прогнать их со своей земли.

Эффект речи Святослава превзошёл все ожидания. Понимая всю мудрость его слова, князья Древней Руси осознали реальную опасность кочевников и важность объединения.

Кто виноват и что делать

Прежде чем разбираться, что же, собственно, в этом произведении такого любопытного, вспомним, что вообще там происходит. Откроем перевод Н. А. Заболоцкого, который, кстати, был не просто прекрасным переводчиком, но и великолепным поэтом — потому-то его перевод так легко читается, в отличие от оригинала — и узнаем, что случилось на Руси в далёком XII веке. А случилось вот что: князь Игорь,

...напрягая разум, полный сил,

Мужество избрал себе опорой,

Ратным духом сердце поострил

И повёл полки родного края,

Половецким землям угрожая.

Переводя на ещё более простой язык, имеем следующее: некий князь Игорь, будучи человеком рассудительным и при этом мужественным, собрал войско и дал бой половцам.

Здесь снова немного отвлечёмся и вспомним, что с 1132 года в нашей стране начался период, который вошёл в учебники истории под названием «Раздробленность Киевской Руси» или «Распад Киевской Руси». Единое государство, во главе которого некогда стояли такие люди, как легендарный Рюрик, вещий Олег, княгиня Ольга и, разумеется, князь Владимир, крестивший Русь, оказалось расколото на множество мелких княжеств. Причиной тому были алчность и властолюбие вельмож того времени: многие богатые люди не желали подчиняться одному-единственному князю, предпочитая стоять во главе своего «государства в государстве». И всё бы было хорошо, да только эти деятели постоянно воевали друг с другом, желая отхватить у соседа лишний клочок земли, закупить товаров побольше да подешевле и так далее. Этой ситуацией не могли не воспользоваться внешние враги, в том числе — половцы, кочевой народ, то и дело совершавший набеги на соседей. За пятьдесят с лишним лет половцы разорили немало княжеств, и местные «царьки», разумеется, были от всего этого не в восторге. Но чтобы одолеть разбойников, сил одного или двух княжеств было мало: нужно было, чтобы властители забыли о прежних распрях и вышли против врага все вместе.

К сожалению, этого не произошло — в том числе потому, что большинство князей, желавших расширить свои владения, надеялись, что тот или иной «сосед» пойдёт воевать с половцами и вернётся с войском настолько ослабленным, что захватить его землю не составит труда. Однако Игоря, князя Новгород-Северского, всё это не испугало — и он решил выступить-таки против половцев. В качестве союзника к нему присоединился лишь брат Всеволод, князь Черниговский, в «Слове о полку Игореве» названный как «буй-тур» — в переводе на современный язык примерно «яростный бык». К сожалению, сил двух княжеств не хватило, чтобы победить кочевников: первый бой окончился для Игоря и Всеволода успешно, а вот второй обернулся разгромом. Игорь даже попал в плен (откуда, правда, смог сбежать — но и то лишь потому, что один из половецких воинов, Овлур, оказался предателем и помог князю сбежать). И вот Игорь возвращается на родину, и его чествуют — почти как победителя: несмотря на то, что его поход не увенчался успехом, автор прославляет его мужество и самоотверженность.

Забегая вперёд, скажем, что князья Игорь и Всеволод действительно достойны уважения: если бы все действовали так, как они, то, может быть, и не было бы на Руси Татаро-монгольского ига, тяжелейшего периода, затянувшегося на двести с лишним лет.

Но всё это история, а нас интересует в первую очередь литература. Так что же в «Слове...» такого особенного — с художественной точки зрения?

Конфликт поколений

Неискушённый читатель часто не замечает, что «Слово о полку Игореве» — произведение, по большому счёту, о конфликте поколений. Рассказывая историю героического князя и его брата, автор не раз подчёркивает, что Игорь и Всеволод Святославичи действовали без благословения отца. Более того — вот как отреагировал Святослав Ольгович на предприятие сыновей:

О сыны, не ждал я зла такого!

Загубили юность вы свою,

На врага не вовремя напали,

Не с великой честию в бою

Вражью кровь на землю проливали.

Ваше сердце в кованой броне

Закалилось в буйстве самочинном.

Что ж вы, дети, натворили мне

И моим серебряным сединам?

Итак, для пожилого Святослава Ольговича поход сыновей — это позор. И стыдится он не столько того, что воспитал сыновей, которые позволили себе вольнодумство, сколько того, что они потерпели поражение. Если бы Игорь и Всеволод вернулись с трофеями, то Святослав, очевидно, мог бы их только похвалить — и закрыл глаза на из непослушание; сработало бы правило «победителей не судят».

В этом-то автор и не согласен со Святославом — и ещё со множеством подобных ему князей «старой закалки». Писатель пытается донести до власть предержащих мысль: «Очнитесь! Страна в опасности, и нам нужно объединиться, чтобы нас не разорили враги! А вы, представители старшего поколения, не должны осуждать своих сыновей, которые хотят спасти Отечество!» Но увы... если бы его послушали…

Старое и новое

Однако «Слово о полку Игореве» — произведение не только о вечном конфликте «отцов и детей», но и о столкновении старого и нового вообще. Немало внимания неизвестный автор литературного памятника уделяет размышлениям о духовном: не случайно в его произведении в изобилии представлены и языческие, и христианские символы.

Напомним, что поход Игоря и Всеволода состоялся в 1183—84 гг., а произведение было написано «по горячим следам» — в 1185-м. Следовательно, с момента Крещения Руси прошло более двух веков. Однако из учебников истории школьники уже знают, что многие люди крестились неохотно, и князь Владимир издавал много довольно жестоких указов, направленных на искоренение язычества: он велел уничтожать и сбрасывать в реки статуи идолов, а на их местах строить храмы. Конечно, такие методы не могли отвратить жителей Древней Руси от поклонения привычным богам; к тому же, старинные образы были неотъемлемой частью их культуры. Поэтому в «Слове о полку Игореве» встречается и Велес — славянский бог, второй после Перуна в небесной «иерархии», и Даждьбог — «ответственный» за Солнце и, соответственно, за плодородие, и мифические персонажи Карна и Желя — богини скорби:

И явилась Карна и в кручине

Смертный вопль исторгла, и далече

Заметалась Желя по дорогам,

Потрясая искромётным рогом…

Может быть, задумывается автор, раздробленность Руси и нападения иноземцев — это наказание не только за алчность князей, но и за то, что русичи предали своих богов? Ведь из-за набегов пострадали в первую очередь мирные жители. Но, с другой стороны, песнопевец Боян — ещё одна легендарная фигура, не совсем бог, но «внук Велеса» — хотя и вызывает у автора уважение, но уже не является примером для подражания. Не случайно в начале «Слова о полку Игореве» есть следующие строки:

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орёл, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

Жил он в громе дедовских побед,

Знал немало подвигов и схваток…

Однако автор намерен прославить поход Игоря «по иному замышленью», «по былинам времени сего», иными словами — не пытаясь копировать слова мудрецов прошлого. Да и заканчивается произведение вот какими словами:

Слава всем, кто, не жалея сил,

За христиан полки поганых бил!

Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!

Слава князям и дружине слава!

Значит, заключает автор, мы, не забывая об уроках прошлого, должны всё-таки мыслить современно и свободно. Нынешняя Русь — Русь крещёная, христианская; что же, некоторые моральные постулаты в ней также должны измениться. Теперь выступить в поход против врага — подвиг, вне зависимости от того, чьей победой окончилась кампания.