В каком году впервые было егэ

В каком году впервые было егэ

История введения

В России вплоть 2000-х годов прием в вузы осуществлялся по экзаменам, чьи программы утверждали сами высшие учебные заведения. Этот процесс слабо контролировался, существовала проблема коррупции в приемных комиссиях. Чтобы исправить ситуацию, было решено создать систему централизованного тестирования, которая бы заменила выпускные экзамены в школах и приемные - в вузах.

16 февраля 2001 года вышло постановление правительства РФ "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена", предусматривающее проведение ЕГЭ в форме тестирования в 2001-2003 годы Инициатором эксперимента выступило Министерство образования РФ (ныне - Министерство образования и науки РФ, Минобрнауки). Затем эксперимент трижды продлевался - на 2004, 2005 и 2006-2007 годы. (постановлениями правительства РФ от 29 ноября 2003 года, 2 марта 2005 года и 29 декабря 2005 года соответственно).

Впервые единый госэкзамен прошел в 2001 году в виде эксперимента в пяти регионах России: республиках Марий Эл, Чувашия, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Он проводился по восьми учебным дисциплинам, в тестировании приняли участие 33 тыс. школьников и около 50 государственных вузов, из которых 16 проводили вступительные экзамены в форме ЕГЭ.

В 2002 году в эксперименте участвовали уже 16 регионов, в 2003 году - 47, в 2004 году - 65 (в т. ч. впервые присоединились Москва и Санкт-Петербург), в 2005 году - 78, в 2006 году - 79. В последний год проведения эксперимента, в 2007 году, ЕГЭ сдавали выпускники средних школ 82 субъектов РФ (52 региона проводили экзамен практически по всем общеобразовательным предметам, 23 - по 3-7 и семь - по 1-2 предметам).

Введение обязательной сдачи ЕГЭ по всей России

9 февраля 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" (принят Госдумой РФ 26 января 2007 года, одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года).

Документ предусматривал введение ЕГЭ на всей территории России к 2009 году. Во время переходного периода, согласно закону, в 2008 году госэкзамен сдавали все выпускники школ, но регионы сами выбирали по каким дисциплинам проводить аттестацию. Начиная с 2009 года, единый государственный экзамен стал основной обязательной формой итоговой аттестации для всех школьников РФ, а его результаты - вступительными экзаменами для вузов по соответствующим общеобразовательным предметам.

Организация и порядок проведения

Организацию и проведение ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования.

Действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утвержден 26 декабря 2013 года приказом Минобрнауки России (последние изменения внесены 9 января 2017 года).

Предметы

В настоящее время единый государственный экзамен проводится по 14 общеобразовательным предметам (дисциплинам).

В число обязательных дисциплин входят русский язык и математика (базовый либо профильный уровень), их сдача необходима для получения аттестата о полном среднем образовании.

К дополнительным предметам, которые выбираются по желанию, относятся: биология, география, история, литература, обществознание, физика, химия, информатика и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), а также иностранные языки (письменная и устная части) - английский, немецкий, французский и испанский. Решение сдавать устную часть по иностранному языку (введена в 2015 году) экзаменуемый принимает добровольно. Кроме того, на добровольной основе и по выбору можно сдавать ЕГЭ по родному языку и литературе из числа языков народов РФ.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды вправе выбирать форму государственной итоговой аттестации - ЕГЭ или государственный выпускной экзамен. В случае выбора ЕГЭ продолжительность экзамена для них по желанию может быть увеличена на 1,5 часа.

Задания и баллы

При проведении ЕГЭ на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. Задания по большинству предметов представляют собой контрольно-измерительные материалы, включающие в себя три блока. В двух из них экзаменуемый должен выбрать варианты ответов или вписать короткий ответ в бланк, который затем обрабатывается компьютером. Третий блок проверяется экспертной комиссией. На этапе проверки все тестовые задания являются анонимными. Если на экспериментальном этапе внедрения ЕГЭ почти все предметы имели тестовую часть, то к настоящему времени число таких предметов сильно сократилось.

В зависимости от числа правильных ответов и сложности задания экзаменуемый получает баллы. Для оценки знаний используется стобалльная система (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня), т. е. максимальное число - 100. Чтобы экзамен считался засчитанным, необходимо получить оценку не ниже минимального балла, который устанавливается Рособрнадзором для каждого предмета.

Итоговое сочинение

Одним из обязательных условий допуска к ЕГЭ является написание итогового сочинения (дети-инвалиды могут писать вместо него изложение), оно было введено с 2014/2015 учебного года. Сочинение по выбранным Рособрнадзором темам одиннадцатиклассники пишут в первой половине учебного года - в первую среду декабря (с возможностью пересдачи в феврале и начале мая).

Результаты ЕГЭ и итогового сочинения действительны в течение четырех лет.

Поступление в вузы

Для поступления в вузы, помимо обязательных дисциплин, ЕГЭ сдается также по предметам, необходимым для конкретных специальностей.

Высшие учебные заведения могут также устанавливать дополнительные экзамены или творческие конкурсы в качестве вступительных испытаний. Многие вузы присваивают абитуриентам дополнительные баллы (но не более 20) за индивидуальные достижения, например, за аттестат с отличием, за статус победителя международных олимпиад по образовательным предметам и Всероссийской олимпиады школьников, призера или чемпиона международных спортивных соревнований, волонтерскую деятельность, за сдачу норм физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Кроме того, вузами могут приниматься во внимание и результаты итогового сочинения (до 10 баллов).

ЕГЭ-2017

В 2017 году госэкзамен прошел во всех субъектах РФ, а также за рубежом - в 52 странах. В Республике Крым и Севастополе, как и в прошлые годы, государственная итоговая аттестация была организована по выбору учеников и их родителей - в форме ЕГЭ или традиционных экзаменов (добровольная сдача ЕГЭ в этих регионах продлена также на 2018 год).

При проведении ЕГЭ-2017 была исключена тестовая часть в трех предметах - химии, биологии и физики. Правильное решение экзаменуемый принимал самостоятельно практически по всем предметам, тестирование осталось только у экзамена по иностранному языку.

В досрочной сдаче ЕГЭ-2017 (23 марта - 14 апреля) приняли участие около 26,5 тыс. человек. Экзамены в основном сдавали выпускники прошлых лет, пожелавшие улучшить свой результат по тому или иному предмету. В основном периоде госэкзамена (29 мая - 1 июля) участвовали 703 тыс. человек, из них около 617 тыс. были выпускники 2017 года. Для 6 тыс. участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья были созданы особые условия прохождения итоговой аттестации, в т. ч. было организовано 14 пунктов проведения экзамена в лечебных учреждениях и более 200 - на дому.

Наиболее популярными предметами по выбору были обществознание (выбрали 54% участников), физика (26%), история (21%) и биология (20%).

ЕГЭ-2018

В 2018 году при сдаче ЕГЭ изменения будут несущественными, в некоторых контрольных измерительных материалах уточнены формулировки отдельных заданий.

Сочинение в основной срок, 6 декабря 2017 года, написали большинство выпускников 2018 года. "Зачет" получили 642 тыс. одиннадцатиклассников (98%).

В досрочной сдаче ЕГЭ-2018, проходившей с 21 марта по 11 апреля (с учетом резервных дней), приняли участие более 23 тыс. человек. Среди них большинство - выпускники прошлых лет и только порядка 2 тыс. - выпускники текущего года. Популярными предметами по выбору были: обществознание (его выбрали 18,8 тыс.), история (более 10 тыс.), биология (8,5 тыс.) и физика (7,8 тыс.).

Выпускники 2018 года, получившие неудовлетворительные результаты по обязательным предметам (русскому языку и математике базового уровня), смогут пересдать госэкзамен в сентябрьский дополнительный этап (с 4 по 15 сентября). В эти сроки экзамены сдают те, кто, несмотря на плохие результаты по итогам основного этапа, планирует получить аттестат по окончании школы.

Будущие изменения

В настоящее время изучается возможность введения устной части на экзамене по русскому языку. Пилотная апробация устной части ЕГЭ по русскому языку была проведена в октябре 2016 года среди выпускников 9-х классов. В ней приняли участие школьники из трех регионов: Московской области, Татарстана и Чеченской Республики.

Новую модель ЕГЭ по литературе, в которой будут исключены задания с кратким однозначным ответом (планируется, что она будет состоять только из творческих заданий), будет введена не раньше 2018 года. Ее первая апробация была проведена в апреле-мае 2016 года в 13 субъектах РФ (в т. ч. в Москве и Санкт-Петербурге) с участием более 1 тыс. учащихся из 60 школ.

Рособрнадзор работает над концепцией ЕГЭ по китайскому языку, для чего в ведомстве создана рабочая группа по изучению опыта организации экзаменов в КНР и других странах. В октябре 2015 года первая апробация прошла среди 3 тыс. учащихся 8-11 классов из 16 российских регионов.

В 2020 году в число обязательных предметов ЕГЭ планируется ввести историю, в 2022 году обязательным может стать иностранный язык.

Нарушения

В ходе экзаменационных кампаний прошлых лет были зафиксированы многочисленные нарушения. Среди наиболее распространенных - вскрытие экзаменационных пакетов с тестовыми заданиями до начала проведения ЕГЭ, использование учащимися во время экзамена смартфонов, планшетов и т. д., размещение в интернете ответов на задания, сдача экзамена в другом субъекте РФ и др.

Для предотвращения нарушений в организационную схему проведения ЕГЭ в 2014 году были внесены изменения. Председателей экзаменационных комиссий стал утверждать Рособрнадзор (раньше этим занимались региональные органы). В каждую региональную комиссию входит представитель этого надзорного ведомства с полномочиями федерального инспектора. Пункты проведения экзамена, центры обработки информации оборудуются средствами видеонаблюдения и металлоискателями. Кроме того, ведется онлайн-наблюдение на экзаменах (в 2016 году им было обеспечено 83% аудиторий, в 2017 году - почти 93%). Планируется, что с 2019 года печать и сканирование экзаменационных материалов будет осуществляться непосредственно в местах проведения ЕГЭ повсеместно.

Кроме того, увеличено количество экзаменационных вариантов для регионов, находящихся в разных часовых поясах, что не позволяет школьникам из центральной части России использовать задания, которые были на Дальнем Востоке.

Для обеспечения объективности госаттестации привлекаются также общественные наблюдатели. Так, в 2017 году в основной период сдачи ЕГЭ было задействовано более 40 тыс. общественных наблюдателей, включая федеральных и онлайн-наблюдателей.

Зачем ввели ЕГЭ

Целью данной формы экзамена считается снижение уровня коррупции при поступлении в высшие учебные заведения, а также повышение возможности получения высшего образования для выпускников. Среди педагогов, учеников, а также их родителей идут горячие дискуссии на тему о сложности прохождения тестирования, недостоверности результатов и так далее. Выпускники ломают голову над тем, кто придумал ЕГЭ в России, а заодно и проклинают реформатора.

кто придумал егэ

Единый государственный экзамен в мире

Если вы считаете, что ЕГЭ впервые появился в России, то вы сильно заблуждаетесь. Мировое образование знакомо с данной формой проведения экзамена уже больше 50 лет. Но прежде чем разбираться с вопросом, кто придумал ЕГЭ и ОГЭ в нашей стране, давайте изучим мировую практику.

Первый подобный экзамен провели во Франции в 1960-х годах. В это время африканские колонии независимого французского государства обрели независимость, поэтому в стране гурманов появилось много приезжих из Африки. Несложно догадаться, что уровень их образования был очень низким. Но детям путешествующих родителей нужно было учиться. Французские чиновники сделали все, чтобы упростить систему экзаменов для мигрантов. Они ввели тестовые вопросы.

Таким образом, выпускной экзамен совместили с вступительными испытаниями в высшие учебные заведения.

В отличие от россиян, французы начали проводить серьезные акции протеста. Они сообщали властями, что такая форма экзамена приводит к «отупению» нации. Борьба была недолгой.

Спустя 3 года французские власти оценили результаты реформы и были вынуждены отказаться от нововведения. Несмотря на французский опыт, системы подобного тестирования прижились в Соединенных Штатах Америки. Считается, что она практична, поэтому практика «2 экзамена в 1» применяется во многих странах мира. Теперь вы знаете, кто придумал ЕГЭ впервые.

кто придумал егэ в россии

Российский опыт

Прежде чем в школах ввели ЕГЭ, в некоторых гимназиях и лицеях проводили эксперименты, где выпускники добровольно проходили тестирование. На вопрос о том, кто придумал ЕГЭ и ГИА в России, многие ошибочно отвечают: Фурсенко Андрей Александрович. Но это далеко не так.

Создателем ЕГЭ в России считается чиновник, занимавший пост министра образования с 1998 по 2004 год. Его имя вам мало о чем скажет. Этот министр дал ход масштабной реформе российского образования. Что в нее входило? Во-первых, он присоединил Российскую Федерацию к Болонскому процессу, по которой высшее образование делится на магистратуру и бакалавриат. Во-вторых, создал и ввел новые образовательные стандарты. Он считал, что введение Единого государственного экзамена покончит с коррупцией в образовательных учреждениях, а также создаст эффективную и качественную проверку уровня знаний выпускников - ведь пятибалльная система оценивания уже давно себя изжила.

На вопрос: «Кто придумал ЕГЭ в России?» - есть однозначный ответ: Филиппов Владимир Михайлович. Он считал, что тестовая форма экзамена справится с данными проблемами. В одном из своих интервью Филиппов утверждал, что в элитарные вузы Москвы и Санкт-Петербурга можно поступить через репетиторство, платные курсы или целевой прием, который практикуется в двух столицах нашего государства.

В 1999 году при Министерстве образования и науки открывается Федеральный центр тестирования. Задача данного центра заключается в том, чтобы развивать в государстве системы тестирования, а также проводить контроль качества знаний у учеников и студентов в образовательных учреждениях.

Теперь вы знаете, кто придумал ЕГЭ, но жить от этого легче не стало. Давайте узнаем мнение Президента РФ о данной форме экзамена.

Что говорит президент

Владимир Владимирович Путин знал, кто придумал ЕГЭ и ГИА. И многократно отмечал, что у экзамена есть как минусы, так и плюсы. Он говорил, что благодаря особой форме выпускного экзамена в несколько раз увеличилась число абитуриентов, которые поступают в ведущие вузы нашего государства за счет прохождения тестирования.

Иными словами, президент признает недоработку со стороны государства, но тем не менее данную меру считает эффективной в борьбе с коррупцией и в повышении доступности образования для выпускников из регионов.

кто придумал егэ в россии имя

Кто может сдать ЕГЭ

Согласитесь, что знать, кто придумал ЕГЭ, совсем неважно. Важно знать, кто имеет право на сдачу особого экзамена. Участвовать в сдаче госэкзамена имеют право все учащиеся одиннадцатых классов, допущенных педагогами.

Вправе пройти тестирование обучающиеся в колледжах, техникумах, а также выпускники средних школ, кто когда-либо сдавал экзамен, но считает результаты неудовлетворительными.

Избежать ЕГЭ могут ученики одиннадцатых классов с ограниченными возможностями здоровья. Для этого им необходимо предъявить справку об инвалидности.

Сдавать выпускной экзамен в традиционной форме имеют право выпускники школ уголовно-исполнительной системы, а также дети с девиантным поведением.

кто придумал егэ и гиа

Когда проходит экзамен

ЕГЭ проходит в России по общему расписанию. Его составляет Министерство образования и науки. Практика показала, что волна сдачи ЕГЭ начинается во второй половине мая и заканчивается в июне. Сдать экзамен можно досрочно. Для этого необходимо подать заявление в администрацию школы или колледжа, тогда для вас появится возможность пройти тестирование в апреле.

Контрольно-измерительные материалы

Это длинное словосочетание обозначает тест, по-другому их называют КИМы. Их разработка принадлежит Федеральному Институту педагогических исследований. Каждый год ФИПИ выкладывает в сеть демонстрационные версии контрольных материалов по каждому виду предметов. Как правило, КИМы имеют три части.

кто придумал егэ и гиа в россии

Оценка результатов

Тот, кто придумал ЕГЭ, а именно Владимир Филиппов, ввел 100-балльную систему оценивания знания на экзамене. Процесс оценивания осуществляется в два этапа. На первом из них определяется число первичных баллов. Сумма определяется путем сложения баллов, полученных за каждый вопрос. Такие данные вы можете найти на сайте ФИПИ. Скачиваете демо-версию нужного предмета. Открываете папку, а затем изучаете документ под названием «Спецификация».

На втором этапе первичные баллы составители КИМов переводят в тестовые. Всего их 100. Именно тестовые баллы выпускник видит в своем сертификате о сдаче ЕГЭ.

Когда ввели ЕГЭ в России?

Многие выпускники школ и вузов помнят те времена, когда экзамены сдавали по билетам и никакого тестирования не было. Кажется, что ЕГЭ появился совсем недавно. Но это вовсе не так. Чтобы ответить на вопрос, в каком году введен ЕГЭ, нужно заглянуть в историю всей системы образования.

Еще в прошлом веке, в конце 80-х, появились первые предпосылки. Именно тогда обратили внимание, что существует большой разрыв в требованиях к выпускным и вступительным экзаменам. Вузы предъявляли более серьезные требования. Поэтому вчерашний школьник мог не справиться с вступительными испытаниями.

Итак, в каком году введен ЕГЭ? Факты утверждают, что первые попытки проводились уже в 1997 году. В некоторых школах выпускники могли добровольно участвовать в экспериментах по сдаче тестирования.

Сложно однозначно сказать, в каком году введен ЕГЭ. Разработка и внедрение единого экзамена проводились постепенно.

В 1999-м появились первые разработки. Реализацию идеи не стали откладывать надолго. И уже в 2001 году был организован эксперимент. К нему присоединились не только школы, но и не которые учебные заведения, принимавшие результат ЕГЭ как альтернативу традиционным вступительным испытаниям для школьников.

В качестве экспериментальных выбрали несколько регионов. Участниками первых тестирований стали 30 тыс. человек. Примерно 50 госвузов стали принимать сертификат ЕГЭ, выданный в школе, вместо вступительных испытаний.

Если вести отсчет с момента введения эксперимента, ответ на вопрос, в каком году введен ЕГЭ, будет прост: в 2001-м.

В 2001-2008 гг. не существовало единого списка предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ. Каждый регион формировал перечень самостоятельно.

В 2002 году ЕГЭ еще оставался экспериментом, но к тому моменту число его участников насчитывало 8400 школ и 117 вузов.

В 2003 году 18,5 тысячи школ проводили выпускные экзамены в форме ЕГЭ, а 245 вузов принимали сертификаты у абитуриентов.

Если говорить о том, когда ввели ЕГЭ как обязательный экзамен, можно вспомнить 2004 год. Именно тогда эксперимент посчитали успешным и заговорили о планах на его повсеместное распространение. При этом никто не учитывал мнение недовольных, резко высказывавшихся против ЕГЭ.

Переходный период растянулся еще на несколько лет, пока в 2009 году не были приняты правки в закон «Об образовании». Именно с этого момента ЕГЭ признали обязательным. Даже для тех, кто после окончания школы не планировал продолжить обучение в вузе.

Теперь вы знаете, когда ввели ЕГЭ.

Кто ввел единый экзамен?

Идея ввести ЕГЭ в России принадлежит Владимиру Филиппову, занимавшему пост главы Минобра в 1998-2004 годах. По его мнению, ЕГЭ позволит не только обеспечить качественную проверку знаний, но и победить коррупцию, процветавшую при традиционной форме экзаменов, когда их результат зависел от одного или нескольких преподавателей.

Почему ввели ЕГЭ

Из-за обилия методов обучения и школьных пособий усложнилась проверка знаний. Поэтому нужно было разработать единую систему тестирования и обеспечить одинаковый уровень базовых знаний, с которыми выпускники покидают школу.

Еще одна важная причина введения ЕГЭ, как мы уже упомянули, состоит в противодействии коррупции. Раньше, при традиционном экзамене, результат зависел от преподавателя, что способствовало росту числа взяток. Ведь каждый выпускник желал получить высший балл в аттестате. Результаты ЕГЭ оценивает не преподаватель, а машина, которую невозможно подкупить.

Доступное образование

Еще одна глобальная проблема, с которой призвано бороться ЕГЭ, связана с поступлением. Раньше экзамен нужно было сдавать и в школе, и в вузе. Теперь достаточно один раз сдать ЕГЭ, получить сертификат и предъявить его приемной комиссии вуза.

Теперь в престижное заведение могут пробиться даже школьники из регионов. Раньше они не имели такой возможности. Для поступления в вуз нужно было нанимать репетитора или посещать подготовительные курсы.

В России стартовал основной этап Единых государственных экзаменов. Он продлится с 28 мая по 2 июля.

Первыми стали школьники, которым нужны результаты по географии и информатике.

ЕГЭ введен повсеместно девять лет назад, однако споры вокруг этой формы сдачи выпускных экзаменов в школе не прекращаются до сих пор.

А кто придумал ЕГЭ?

Инициатором внедрения Единого госэкзамена в России стал Владимир Филиппов, занимавший пост министра образования с 1999 по 2004 год. Именно при нем были разработаны принципы ЕГЭ в России.

Непосредственным создателем системы тестирования стал Владимир Хлебников, однофамилец великого русского поэта. Интересно отметить, что именно он стал и одним из первых критиков этой системы.

Будучи главой Федерального центра тестирования Рособрнадзора, Хлебников разработал принципы централизованного тестирования, которое проводилось сугубо добровольно по желанию учеников и образовательных учреждений. Бюджетных средств на это не требовалось, результаты согласны были учитывать при отсеве абитуриентов около шестисот вузов страны.

По мнению Владимира Хлебникова, эта система никак не годилась в качестве итоговой аттестации по окончании школы.

Тем не менее, чиновников система устроила, и с 2001 года проводились эксперименты по введению единых госэкзаменов в различных регионах. С 2009 года ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной для поступления в вузы.

А зачем это было надо?

Инициаторы введения ЕГЭ больше всего заботились о двух вещах: об уменьшении коррупции, которая в образовании процветала и даже не особо скрывалась, и о создании работающего «образовательного лифта».

Филиппов прямо говорил, что ЕГЭ вызывает резкую критику прежде всего потому, что жители столичных городов теряют «естественное» преимущество при поступлении в престижные вузы, в которые можно было попасть исключительно с помощью репетиторства или платных подготовительных курсов. ЕГЭ же, по задумке организаторов, шансы уравнивал.

По прошествии времени оказалось, что в целом этого достичь удалось, заявила корреспонденту сайт директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

«При всех сложностях у ЕГЭ не больше недостатков, чем было у традиционных экзаменов. А с точки зрения того, что ребята из глубинки могут теперь приезжать и поступать в учебные заведения крупных городов, и мы видим по результатам наших исследований, что действительно мобильность выпускников школ резко повысилась, я считаю, это хорошее начинание», - подчеркнула Татьяна Клячко.

Признают это и принципиальные противники ЕГЭ. К примеру, зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин отметил, что детям из регионов поступать в столичные вузы стало проще. Однако по его мнению, вреда от ЕГЭ больше.

То есть ЕГЭ достаточно для поступления в любой вуз?

Не совсем. Наиболее престижные вузы получили право проводить дополнительные испытания. Прежде всего это Московский государственный университет имени Ломоносова, сохраняющий звание самого престижного вуза страны.

Как рассказал недавно ректор МГУ Виктор Садовничий, экзамены для поступления в МГУ оказываются непреодолимыми для каждого десятого из абитуриентов.

Однако таких вузов не очень много. В основном для поступления в высшее учебное заведение хватает хороших результатов, полученных на ЕГЭ.

А если экзамен сдан плохо?

Если же результаты получились не ахти, экзамен можно пересдать. Есть возможность сделать это на следующий год и даже сразу же после неудачи.

«И прорабатывается вопрос о том, что можно пересдавать ЕГЭ в тот же год, когда вы его сдаете. И раньше было точно так же, люди не поступили в вуз и все, поступай на следующий год. По сравнению с традиционными экзаменами никакого ухудшения нет. Единственное – раньше несколько вузов типа МГУ или Ленинградского государственного университета куда можно было сдавать экзамены в июле, а экзамены во все остальные вузы проходили в августе, поэтому тот, кто не поступал в МГУ, в августе мог поступить в другой вуз», - рассказала директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

Что касается психологических аспектов, то тут, по мнению экспертов, мало что изменилось. Как нервничали школьники перед экзаменами, так и продолжат нервничать. А вот влияние человеческого фактора на результаты уменьшилось.

«В школе еще можно было говорить о том, что ученик, сдавая экзамен, не сильно волновался, потому что все учителя были ему знакомы и в принципе он считал, что его так или иначе вытянут, хотя это не всегда было так. И если с каким-то учителем отношения не сложились, то наоборот это могло привести к крайне неприятным результатам. Теперь же человек хотя бы от тех неприятностей избавлен. А когда абитуриент поступал в вуз, он сталкивался с совершенно незнакомой ему ситуацией. Да, в тот момент, когда взятки были распространены, какая-то часть людей, которые платили деньги за обучение, считали себя более защищенными. Но это же снова в ущерб всем остальным. Сейчас ситуация лучше, чем лет 10-12 тому назад», - считает Татьяна Клячко.

А почему ЕГЭ критикуют?

Главный объект критики – форма, в которой проводится экзамен. С самого начала вызывала сомнения возможность корректно оценить уровень знания учеников с помощью тестов. Особенно смущали экзамены в такой форме по гуманитарным дисциплинам. К тому же отмечалось, что целью образования становится именно удачная сдача экзаменов, а не знания как таковые. Многие учителя признавались, что буквально натаскивают учеников на тестирование.

Задания ЕГЭ называются контрольно-измерительными материалами, и первоначально по многим дисциплинам подразумевалась форма «выберите один из вариантов ответа». Задания постоянно совершенствовались, и в итоге эта форма исчезла вообще. Школьники должны дать либо краткий ответ на вопрос, либо развернутый. Как отметила министр образования Ольга Васильева, задания совершенствуются с каждым годом.

Тем не менее противников у ЕГЭ остается немало, в том числе и среди специалистов сферы образования, и среди депутатов, и среди родителей.

В очередной раз к отмене ЕГЭ в начале апреля призвал президент Российской академии наук Александр Сергеев, связав эту проблему с «утечкой мозгов».

«Мы почему-то боимся утечки долларов, считаем каждый месяц - сколько туда, сколько сюда. Почему-то никто не считает, как у нас интеллект из страны утекает… Я считаю, что мы должны отказаться от ЕГЭ. Мы должны в конце концов после двух лет разговоров об аспирантуре вернуться к нормальной аспирантуре, которая есть первая ступенька научной деятельности», - подчеркнул глава РАН.

Скандалы

Теоретически ЕГЭ должен уравнивать шансы российских школьников, где бы они не жили – в крупных городах или же в какой-нибудь глухой деревне. На практике выходило по-разному, и практически каждый год вспыхивали скандалы. К примеру, был случай, когда школьники Дальнего Востока, сдав экзамен, выложили задания в сеть (они одинаковые для всей страны). Дети, живущие западнее, были им чрезвычайно благодарны, чиновники - наоборот.

Фиксировались такие нарушения, как вскрытие заданий до испытаний, использование смартфонов и планшетов и даже сдача экзамена в другом регионе. С нарушениями борются – председателей комиссий теперь утверждает исключительно Рособрнадзор, его представитель входит в каждую региональную комиссию. Введено онлайн-наблюдение, школьников пропускают через металлоискатели. Увеличено количество вариантов, чтобы избежать «утечки» информации в интернет.

В этом году впервые используется новая технология защиты данных. Все диски доставляются в пункт проведения ЕГЭ в зашифрованном виде, и бланки заданий и ответов распечатывают непосредственно перед участниками. Считается, что это поможет полностью исключить влияние человеческого фактора.

От добра добра не ищут

Пока доводы противников ЕГЭ не возымели действия. Недавно вице-премьер Татьяна Голикова в ходе Петербургского международного экономического форума заявила, что структура Единого госэкзамена может измениться после анализа результатов этого года. Как отметила в интервью сайт lиректор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС

Татьяна Клячко, речь вряд ли будет идти об отмене ЕГЭ. И с ее точки зрения, это хорошо.

«Если и будут вноситья какие-то изменения в ЕГЭ – может уточняться процедура, может поменяться содержание, но сам экзамен, я думаю, останется. И не думаю, что нужно сейчас опять что-то менять. Этот экзамен уже более-менее устоялся, и я думаю, от добра добра не ищут», - подчеркнула она.

Впервые ЕГЭ появился во Франции в середине шестидесятых годов. После признания бывших французских колоний независимыми государствами, Францию заполонили потоки афро-иммигрантов, которые в поисках работы и лучшей жизни стремились в Европу. Уровень образования в бывших колониях было настолько низким, что иммигранты практически не умели читать и считать. Именно наплыв в страну малограмотных слоев населения Франция была вынуждена максимально упростить систему экзаменов. Была введена тестовая система проверки знаний, которая подразумевала частичное или полное угадывание правильного ответа при полном отсутствии знания предмета.
Через три года в результате широкой волны протестов среди коренного населения Франции правительство признало несостоятельность системы тестирования, и ЕГЭ был отменен.

Следующим полигоном для опробования системы ЕГЭ стала Америка. И вот, через несколько лет США, переняв опыт у французов, ввели вместо обычных экзаменов, единый государственный экзамен в виде теста. Тестовая система обучения показалась правительству США более рентабельной и разумной, несмотря на то, что было очевидно, что она полностью останавливала развитие логики и творческого мышления у молодого поколения и направлена была только на механическое заучивание правильных ответов. Не все американцы оказали поддержку такой системе образования. В частности, президент Кеннеди открыто выступал против обезличенного тестирования, однако сделать ничего не смог.

В это же самое время система образования СССР долгое время сохраняло приоритетное развитие разносторонней личности ребенка, развитие умения самостоятельно мыслить, творчески подходить к решению задач и безупречно владеть устной речью. Такое направление долгие годы считалось верным и изменению не подвергалось.
Однако с распадом Советского Союза стали рассматриваться пути усовершенствования системы обучения, выискиваться новые варианты обучения и проверки знаний. В результате долгих поисков Министерство образования России остановилось на ЕГЭ в форме тестирования.
К этому времени ЕГЭ уже успели проверить на собственной системе и отказаться от него большинство стран. В США единый экзамен все еще существует. Но он не является обязательным для всех. Все желающие могут сдать ЕГЭ, но только заплатив за эту процедуру. При этом сертификат о сдаче ЕГЭ учитывается при поступлении в высшие учебные заведения, но не заменяет обязательную сдачу экзаменов в традиционной устной форме.

Население России недоумевает. Кому выгодно было вводить систему тестирования, от которой отказались все другие страны? Советская система образования действительно нуждалась в пересмотре и коррективах. Однако в большей степени это касалось некоторых предметов и тем, выбранных для изучения коммунистами. Основная цель любого образования – вырастить разносторонне развитую личность, способную мыслить логически, творчески, включая смекалку и фантазию. Сможем ли мы сохранить наш великий и могучий русский язык, если дети будут механически ставить галочки на правильных ответах, если перестанут рассказывать материал устно, будут лишены возможности диалога с учителем на экзамене? Остается только надеяться, что личный опыт в школах и здравый разум чиновников все же приведут нас к тому же выводу, который уже сделали многие страны мира: тестирование – проверка знаний, но не проверка личности. Надо готовить людей не к лотерее, а к честной и открытой жизни.

Все последние годы выпускники школ традиционно сдают экзамены по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. Экзамены по прочим предметам для одиннадцатиклассников — дело добровольное. Для получения школьного аттестата результаты по другим предметам не важны. Но они крайне необходимы для поступления в вузы. О том, что список обязательных экзаменов в России пополнится ЕГЭ по истории, говорится не первый год. С какого года ЕГЭ по истории все же станет обязательным экзаменом для всех одиннадцатиклассников — последние новости из Минпросвещения.

С какого года ЕГЭ по истории может стать обязательным

О скором введении обязательного ЕГЭ по истории в России много говорилось в мае 2017 года. Тогда министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что уже в 2020 году история как школьная дисциплина приобретет статус одного из важнейших школьных предметов, а выпускники начнут сдавать ЕГЭ по истории в обязательном порядке.

До 2020 года осталось совсем немного. Фактически, если бы слова Васильевой стали реальностью, готовиться к обязательному экзамену по истории нужно было бы сегодняшним десятиклассникам.

Однако на днях, 29 октября 2018 года та же Ольга Васильева, чья должность теперь называется министр просвещения, рассказала об отсрочке с повышением статуса ЕГЭ по истории.

По словам министра, ЕГЭ по истории станет обязательным экзаменом для выпускников одиннадцатых классов “после 2022 года”.

Дело в том, что в 2022 году обязательным экзаменом однозначно должен будет стать экзамен по иностранным языкам. Вводить сразу два обязательных экзамена помимо русского языка и математики — значит шокировать и выпускников, и их родителей, и преподавателей. До 2022 года статус истории как школьного предмета повысить не успевают, поэтому решение отсрочено.

Из слов министра Васильевой следует — ЕГЭ по истории станет (если станет вообще) обязательным экзаменом не раньше 2023-2024 года. Переживать на этот счет нужно разве что родителям сегодняшних пяти- и шестиклассников.

Фото: minsvyaz.ru