В какой части экзаменационной работы егэ по обществознанию необходимо осуществить

В какой части экзаменационной работы егэ по обществознанию необходимо осуществить

Содержание

​​​​​​ВНИМАНИЕ! На сайте ege.spb.ru в разделе «Новости» выложены ссылки на вебинары ФГБНУ «ФИПИ» «Об основных направлениях развития КИМ ЕГЭ и ОГЭ в 2021 г.» и ссылки на видеоконсультации, посвященные изменениям в КИМ ЕГЭ-2021.

Ознакомиться с общей информацией по организации и проведению ГИА -11 в 2020 году Вы можете на сайте http://www.ege.spb.ru

Ознакомиться с полным перечнем документов по организации и проведению ГИА -11 в 2020 году Вы можете в разделе "Документы по ГИА"

Информация об Итоговом сочинении в разделе "Итоговое сочинение"

Освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (ГИА-11).

ГИА-11 проводится по русскому языку и математике. ЕГЭ по математике проводится по двум уровням: базовый или профильный. Базового уровня достаточно для получения аттестата, профильный уровень признается в качестве вступительного экзамена в вуз, а также дает право на получение аттестата.

Экзамены по остальным образовательным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. ГИА по всем учебным предметам, кроме иностранных языков, проводится на русском языке.

ГИА-11 проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ):

  • при проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания;

  • ГВЭ проводится с использованием текстов, тем, заданий и билетов. Проходить ГИА-11 в форме ГВЭ могут только отдельные категории лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования (см. ниже "Участники ГИА-11"). ГВЭ по всем учебным предметам проводится на русском языке в письменной или устной форме.

при проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания;

ГВЭ проводится с использованием текстов, тем, заданий и билетов. Проходить ГИА-11 в форме ГВЭ могут только отдельные категории лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования (см. ниже "Участники ГИА-11"). ГВЭ по всем учебным предметам проводится на русском языке в письменной или устной форме.

Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сформированных в порядке, установленном Минобрнауки России, освобождаются от прохождения ГИА-11 по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.

Экзамены ГИА-11 проходят по единому расписанию.

Организацию и проведение ГИА-11 осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) совместно с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Организационно-технологическое обеспечение проведения ГИА-11 в Санкт-Петербурге осуществляет Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий", выполняющее функции Регионального центра обработки информации (РЦОИ).

ВНИМАНИЕ!

С 2014 года в аудиториях проведения ГИА-11 ведется видеонаблюдение. Полученные видеозаписи применяются, в том числе, как доказательная база при рассмотрении вопросов об аннулировании результатов в случае обнаружения нарушений установленного порядка проведения ГИА-11.

УЧАСТНИКИ ГИА-11

К ГИА-11 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (далее — выпускники текущего года).

К ГИА-11 по учебным предметам, освоение которых закончилось ранее (например, география), допускаются обучающиеся X-XI(XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения.

Вправе выбрать форму прохождения ГИА-11 (ЕГЭ или ГВЭ):

  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы

  • обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

  • обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы

обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды

Имеют право участвовать в ЕГЭ (по желанию) в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет:

  • выпускники прошлых лет (ВПЛ) - лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ о получении среднего образования; лица имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях

  • лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования

  • обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

выпускники прошлых лет (ВПЛ) - лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ о получении среднего образования; лица имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях

лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования

обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях.

СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГИА-11

Единое расписание ГИА-11 и продолжительность экзаменов по каждому образовательному предмету ежегодно устанавливает соответствующий приказ Министерства образования и науки Российской Федерации.

ГИА-11 проводится:

  • досрочный период - март-апрель: по всем предметам;

  • основной период - май-июнь: по всем предметам;

  • дополнительный период - сентябрь: русский язык и математика.

досрочный период - март-апрель: по всем предметам;

основной период - май-июнь: по всем предметам;

дополнительный период - сентябрь: русский язык и математика.

Сдавать ГИА-11 в досрочный период проведения имеют право отдельные категории выпускников текущего года и все выпускники прошлых лет, изъявившие такое желание.

Для участия в ГИА-11 необходимо подать заявление до 1 февраля.

Выпускники текущего года подают заявление на участие в ГИА-11 в образовательную организацию, в которой они осваивали программы среднего общего образования.

Выпускники прошлых лет и обучающиеся в иностранных образовательных организациях регистрируются для участия в ЕГЭ в специальных пунктах регистрации.

ПРЕДМЕТЫ ГИА-11

ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам. Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику (базовый или профильный уровень). Базового уровня достаточно для получения аттестата, профильный уровень признается в качестве вступительного экзамена в ВУЗ, а также дает право на получение аттестата.

Другие предметы ЕГЭ, участники сдают на добровольной основе:

  • физика;

  • химия;

  • информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

  • биология;

  • история;

  • география;

  • английский язык;

  • немецкий язык;

  • французский язык;

  • обществознание;

  • испанский язык;

  • литература.

физика;

химия;

информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

биология;

история;

география;

английский язык;

немецкий язык;

французский язык;

обществознание;

испанский язык;

литература.

Экзамен по иностранному языку, по желанию участника ЕГЭ, может содержать устную часть (раздел "Говорение") с записью устного ответа.

ВНИМАНИЕ!

Письменная и устная части экзамена по иностранным языкам проводятся в разные дни! Если вы хотите сдавать устную часть экзамена, это необходимо указать при регистрации на экзамены. Зарегистрироваться только на устную часть экзамена без сдачи письменной части - нельзя!

Сдать можно любое количество предметов из списка. Вместе с тем, выбор должен быть основан на том, по какой специальности (направлению подготовки) участник планирует получить высшее профессиональное образование. Перечень вступительных испытаний необходимо уточнять в приемной комиссии вуза по каждой специальности.

ЗАДАНИЯ ЕГЭ

Экзаменационные задания ЕГЭ — контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта.

КИМ разрабатываются ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ). С документами, регламентирующими структуру и содержание КИМ (кодификаторами, спецификациями), а также с демонстрационными вариантами ЕГЭ по каждому предмету, можно ознакомиться на сайте ФИПИ, а также в разделе "Демонстрационные варианты ЕГЭ".

КИМ включают в себя задания трех типов:

  • В — с кратким ответом; ответ нужно установить в ходе выполнения задания и записать (слово, словосочетание, последовательность цифр и т.п.);

  • С — с развернутым ответом (словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции);

  • D — устные ответы раздела "Говорение" экзаменов по иностранным языкам.

В — с кратким ответом; ответ нужно установить в ходе выполнения задания и записать (слово, словосочетание, последовательность цифр и т.п.);

С — с развернутым ответом (словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции);

D — устные ответы раздела "Говорение" экзаменов по иностранным языкам.

На экзаменах ЕГЭ, участники получают индивидуальный пакет содержащий КИМ и бланки для оформления ответов.

Устная часть экзамена по иностранным языкам проводится с использованием компьютера. Задания КИМ предоставляется участникам в электронном виде и осуществляется запись устного ответа участника.

ВНИМАНИЕ!

Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, относятся к информации ограниченного доступа!

Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут ответственность за разглашение сведений, содержащихся в КИМ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА-11

При проведении ГИА-11 в форме ЕГЭ (за исключением математики базового уровня) используется стобалльная система оценивания, в форме ГВЭ и математики базового уровня - пятибалльная система оценивания.

При проведении ЕГЭ ответы на задания части "В" экзаменационной работы проверяются централизованно (вне региона). Ответы на задания части "С" с развернутым ответом и части "D" с устным ответом, а также экзаменационные работы ГВЭ проверяются экспертами предметных комиссий (в регионе).

По решению Рособрнадзора может быть организована перекрестная проверка, при которой часть работ участников проверяют эксперты из другого региона.

Каждая экзаменационная работа ГИА-11 проверяется как минимум двумя экспертами независимо друг от друга. За каждый ответ экзаменационной работы эксперт выставляет соответствующие баллы.

В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается проверка третьим экспертом (третья проверка), при этом эксперту, осуществляющему третью, проверку предоставляются баллы, выставленные экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.

Выполненная экзаменационная работа ЕГЭ оценивается в первичных баллах. Количество первичных баллов за выполнение каждого задания можно узнать в демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ по предмету.

Для объективной оценки уровня подготовленности участника ЕГЭ применяется специальная методика шкалирования результатов ЕГЭ, с помощью которой первичные баллы переводятся в тестовые (за исключением математики базового уровня), которые и устанавливают итоговый результат ЕГЭ по 100-балльной шкале.

Для экзаменов по иностранным языкам первичные баллы за письменную и устную части суммируются до этапа шкалирования.

По каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов, преодоление которого подтверждает освоение основных общеобразовательных программ.

После проверки экзаменационных работ ЕГЭ на региональном (части "С" и "D") и федеральном уровне (централизованная проверка части "В") и расчета окончательных баллов экзаменационных работ ГВЭ Государственная экзаменационная комиссия Санкт-Петербурга (ГЭК) на своем заседании рассматривает результаты ГИА-11 по каждому общеобразовательному предмету и принимает решение об их утверждении. Утверждение результатов ГИА-11 осуществляется в течение одного рабочего дня с момента получения результатов централизованной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ и расчета окончательных баллов экзаменационных работ участников ГВЭ.

После утверждения результаты ГИА-11 передаются в образовательные организации и пункты регистрации выпускников прошлых лет для ознакомления участников ГИА-11 с полученными ими результатами.

Ознакомление участников ЕГЭ с полученными ими результатами по общеобразовательному предмету осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения ГЭК.

В Санкт-Петербурге разработана система информирования о результатах ГИА. Участники ГИА, сдававшие экзамены в Санкт-Петербурге, могут ознакомиться с результатами ГИА воспользовавшись ссылкой на главной странице Официального информационного портала государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в Санкт-Петербурге "Результаты ЕГЭ".

Если участник не согласен с результатами ГИА-11, он может подать апелляцию в течение 2 рабочих дней после даты официальной публикации результатов.

Результаты ЕГЭ каждого участника заносятся в федеральную информационную систему.

Результаты ЕГЭ действительны в течение 4 лет, следующих за годом получения этих результатов.

ВНИМАНИЕ!

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.11.2013 г. №ДЛ-344/17 срок действия результатов ЕГЭ, полученных после 1 января 2012 года составляет 4 (четыре) года, следующих за годом получения таких результатов.

Неудовлетворительный результат

  • Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по обязательным учебным предметам при сдаче ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) набрал количество баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором, а при сдаче ГВЭ и ЕГЭ по математике базового уровня получил отметки не ниже удовлетворительной (три балла).

    Вопросы связанные с повторным прохождением ГИА после получения неудовлетворительного результата описаны в разделе "Повторное прохождение ГИА"

Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по обязательным учебным предметам при сдаче ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) набрал количество баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором, а при сдаче ГВЭ и ЕГЭ по математике базового уровня получил отметки не ниже удовлетворительной (три балла).

Как пройти тест?

Если Вы хотите получить максимальный балл на ЕГЭ по обществознанию, Вам, в первую очередь, придется научиться решать тесты. Обсудим, что такое тесты ЕГЭ, и как их решать, какие хитрости и нюансы здесь существуют? Какие онлайн тесты решать?

Для начала определим, что такое тесты?

Это задания на выбор из нескольких предложенных. Вообще, все предлагаемые в демо-версии ЕГЭ 2014 и ЕГЭ 2015 задания, делятся на два больших блока – часть А + часть В, это и есть тестовые задания, и часть С – это сложные письменные задания.

Каждый из этих блоков экзамена по обществознанию требуют особого подхода. Если в части ЕГЭ-тестов Вам, по сути, нужно просто узнать уже знакомую формулировку (изученную при подготовке), или выбрать из предложенных наиболее подходящую, то в части С Вам придется проявить способности работать с текстом и самому выражать мысли. А это, согласитесь, сложнее.

Однако, тестовая (части А и В ЕГЭ-2015) и письменная (часть С ) дают примерно одинаковый результат, выраженный в баллах ЕГЭ. Поэтому, как показывает опыт сдачи ЕГЭ-2014 и предыдущих лет, Вам необходимо быть одинаково успешным при выполнении обоих блоков.

К тому же, в части В некоторые задания, например, В1 , не содержат выбора ответа. Например, если Вы не знаете функции денег, Вы не решите подобное задание из ЕГЭ 2014 года:

В1 . Запишите слово, пропущенное в схеме:

Конечно, это существенно усложняет нашу задачу, без специальных теоретических знаний по обществознанию здесь не обойтись.

Итак, что поможет Вам решить тесты ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл? Прежде всего – читаем вопрос! Правильно понятый вопрос – половина верного ответа. Смотрим:

А1. К малой социальной группе нельзя отнести:

1) одноклассников 3) женщин Москвы 3) смуглых людей 4) бригаду рабочих

Сразу видим одноклассников – малая группа, НО просили тех, кого НЕЛЬЗЯ отнести. Москва – город, женщин много миллионов, это не малая группа!

Ответ: 3) женщин Москвы.

Знание формулировок поможет решить тестовый вопрос ЕГЭ по обществознанию.

Посмотрим, например, такое задание пробного ЕГЭ по обществознанию 2014 года:

А2 . Из перечисленных наук познанием общества как системы элементов занимается:

1) культурология 2) правоведение 3) социология 4) этика

Зная, что общество – это социум, мы отвечаем 3) социология.

Еще один способ – метод перебора.

Отбрасывания неверных ответов при рассуждении. Например, решите еще одно задание части 1 из ЕГЭ по обществознанию 2014 года:

А3. Объяснение, описание и предсказание действительности является непосредственной целью:

А) искусства Б) науки В) образования Г) культуры

Предложены ответы, затрагивающие духовную культуру. Но, культура – это общее обозначение всех видов деятельности человека, целью искусства не является объяснение, а образование не предсказывает события. Таким образом, ответ Б) наука.

Особое внимание обращаем на функции, виды, признаки явлений. Рассмотрим

Рассмотрим сложный вопрос блока «Право» из ЕГЭ 2013 года:

А3. В Российской Федерации к подзаконным актам относится:

1) указ Президента РФ

2) Конституция РФ

3) международный договор РФ

Нужно знать виды подзаконных актов – это указы Президента, постановления Правительства, приказы, инструкции, распоряжения министерств и ведомств. А Конституция – основной Закон, кодекс имеет статус Федерального Закона (ФЗ), международные договоры вообще стоят в этой системе особняком и могут не соответствовать нормам российского законодательства, превосходя их по юридической силе.

Ответ, таким образом, 1) указ Президента РФ.

Соответствия – соотнесения явлений и их признаков, функций.

И еще один тип заданий тестов представлен в части В . Сложность здесь в том, что проверяется больший объем материала, легче запутаться. Например, посмотрим на еще один вопрос из реального ЕГЭ по обществознанию:

В2 . Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) социальное происхождение А) достигаемый
2) богатство Б) предписанный
3) возраст
4) профессия
5) пол

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк отве­тов (без пробелов и других символов).

Статус – положение в обществе. Достигаемый статус, в теории обществознания – возможность достичь который есть в жизни. Предписанный – данный от рождения. Получается, что достигаемыми статусами будут профессия, образование. А остальные – предписанными (происхождение, например).

Теперь обращаем внимание на правильность записи ответа в подобных заданиях: «полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк отве­тов (без пробелов и других символов)». Получится:

Ответ: БАБАБ.

Почему важно точно соблюдать инструкции при оформлении ответа?

Части А и Б проверяются компьютерным способом, машина по особой программе просто отбрасывает все не соответствующие ответы.

Поэтому, например, вариант 1Б2А3Б4А5Б НЕ ВЕРЕН.

Также, как Б,А,Б,А,Б.

И, последний совет: решайте максимально большое число тестов , ошибайтесь, запоминайте!

Прорешайте все имеющиеся тесты пробных экзаменов ЕГЭ 2013 и 2014 года, их можно найти в сети, решайте тесты онлайн.

Лучше решать тесты, подготовленные ФИПИ. Так, в 2013 и 2014 годах институт расширил базу открытого сегмента заданий всех предметов ЕГЭ, и обществознания. Однако решать онлайн их не получится, ответов на портале ФИПИ не предусмотрено. Мы готовы помочь Вам, обращайтесь со сложными, непонятными Вам тестами, в комментариях мы онлайн рассмотрим их.

Каждое пройденное испытание добавляет в нашу жизнь серьезный опыт. Он может быть удачным или нет, но он остается с нами, помогая преодолевать дальнейшие препятствия. Опыт каждой кампании ЕГЭ бесценен. Посмотрим на задания ЕГЭ 2015 года с прицелом на подготовку к ЕГЭ 2016.

Отказываемся от тестовой части

Прошу вас посмотреть работу моей дочери. Можно ли что-нибудь попробовать получить дополнительно во второй части. В первой у нее 33 из 35 баллов, а вот во второй только 16 из 27, всего 74 тестовых балла.

Нужно отметить, что это и есть средний который показывают абитуриенты, пользующиеся нашим видео-курсом при подготовке к ЕГЭ. Отметим, что этот балл на 16 баллов ВЫШЕ среднероссийского показателя, который в 2015 году составил 58,6 на ЕГЭ по обществознанию.

Структура экзамена

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей и 29 заданий. В части 1 школьникам предлагается выполнить 20 заданий с кратким ответом, в части 2 — 9 заданий с развернутым ответом. Вопросы с кратким ответом предполагают запись в бланке последовательности цифр, слова или словосочетания, задания с развернутым ответом — полный ответ с аргументацией и анализом информации. Задание № 29 представляет собой мини-сочинение (эссе) по одной из пяти предложенных тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры.

Изначально все задания оцениваются в первичных баллах, за каждый из вопросов можно получить от 1 до 6 баллов в зависимости от уровня сложности. Максимально работа оценивается в 64 первичных балла. После экзамена набранные первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.

Темы, уровень сложности и оценка заданий

Часть 1


задания
Формат
ответа
Уровень
сложности
Перв.
балл
Тема
1 1 Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц
2 1 Выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне
3 1 Соотнесение видовых понятий с родовыми
4 2 Характеристика основных социальных объектов (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
5 2 Анализ актуальной информации о социальных объектах, установление соответствия между чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
6 2 Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения задач по актуальным социальным проблемам
7 2 Характеристика социальных объектов, их место и значение в жизни общества как целостной системы
8 2 Анализ актуальной информации о социальных объектах, установление соответствия между чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
9 2 Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения задач по актуальным социальным проблемам
10 1 Поиск социальной информации, представленной на рисунке
11 2 Характеристика социальных объектов, их место и значение в жизни общества как целостной системы
12 1 Поиск социальной информации, представленной в различных системах (таблица, диаграмма)
13 2 Характеристика социальных объектов, их место и значение в жизни общества как целостной системы
14 2 Анализ информации о социальных объектах, общие черты и различия, установление соответствия между чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
15 2 Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
16 1 Характеристика основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, конституционных обязанностей гражданина РФ
17 2 Характеристика социальных объектов, их место и значение в жизни общества как целостной системы
18 2 Анализ информации о социальных объектах, установление соответствия между чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
19 2 Применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
20 2 Систематизация, анализ и обобщение неупорядоченной социальной информации

Часть 2


задания
Формат
ответа
Уровень
сложности
Перв.
балл
Тема
21 2 Поиск социальной информации в неадаптированных оригинальных текстах (правовых, научно-популярных, публицистических). Систематизация информации
22 2 Поиск социальной информации в неадаптированных оригинальных текстах (правовых, научно-популярных, публицистических). Систематизация информации
23 3 Объяснение внутренних и внешних связей социальных объектов. Раскрытие на примерах теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук
24 3 Объяснение внутренних и внешних связей социальных объектов. Формулирование собственных аргументов по определенным проблемам
25 4 Раскрытие смысла и использование в заданном контексте понятия: основные социальные объекты
26 3 Раскрытие на примерах теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук
27 3 Задача по актуальным социальным проблемам
28 4 Составление развернутого плана-доклада по теме
29 6 Мини-сочинение (эссе) по одной из 5 тем

Как сдать часть 2 ЕГЭ по обществознанию

Что требуется

Нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание направлено на умение находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию.

Особенности

Необходимо поработать с предложенным текстом и найти ответы на поставленные вопросы. Здесь, как правило, предлагается несколько вопросов, каждый из которых может содержать разные компоненты. Задание базовое и потому оценивается в 2 балла. Потеря одного компонента отнимает 1 балл, и две ошибки могут привести к получению нулевого результата.

Советы

Чтобы подготовиться, надо читать и анализировать тексты. Можно использовать учебник обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова базового и профильного уровня (там есть тексты для анализа после каждого параграфа) и тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Важно соотносить содержание текста с материалами курса. Ошибки часто возникают из-за того, что ученики забывают о научных областях, на основе которых создавался предмет «обществознание» (человек и общество, экономика, социальные отношения, право и политика), и просто пытаются найти информацию. Задание необходимо прочитать раньше, чем текст, чтобы правильно все понять. Все ответы уже содержатся в предложенном фрагменте, но они разбросаны по тексту и никак не структурированы. Важно выделить все компоненты задания, найти информацию и структурировать ее по вопросам.

Что требуется

Здесь также нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание позволяет проверить, умеет ли школьник применять полученную информацию в заданном контексте.

Особенности

Это тоже задание с опорой на текст, но часть ответов надо найти в тексте, а часть — дать самостоятельно. Кроме того, необходимо объяснить ключевое понятие.

Советы

Это тоже задание с опорой на текст, но часть ответов надо найти в тексте, а часть — дать самостоятельно. Кроме того, необходимо объяснить ключевое понятие.

Что требуется

Необходимо дать характеристику или объяснение либо конкретизировать текст (или его отдельные положения) на основе пройденного курса. Опираться надо на контекстные обществоведческие знания.

Особенности

Задание проверяет умение подбирать примеры, которые иллюстрируют теоретические положения курса.

Советы

Как правило, теоретические положения содержатся в самом тексте. Часто дается их описание и объяснение. Но важно не ограничиваться предложенным в тексте материалом и привести собственный пример. Пример — это конкретная ситуация, формулировка здесь должна быть развернутой. Обычно в задании № 23 не требуют приводить примеры из истории или современной практики (хотя и такое может быть, будьте внимательны), поэтому их можно моделировать. Важно, однако, помнить, что моделирование — это сложный научный метод, который требует опыта. Поэтому попробуйте при подготовке подбирать реальные примеры. В конечном итоге здесь нам предлагают осмыслить процессы, в которые мы и так «включены».

Что требуется

Здесь надо использовать информацию из текста в другой познавательной ситуации, чтобы самостоятельно сформулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с предложенной проблематикой.

Особенности

Вопрос теоретического характера, в рамках которого нужно подобрать аргументацию для авторского или своего мнения на основе базовых положений курса.

Советы

Позицию следует объяснять развернуто. Избегайте односложных ответов, при необходимости используйте примеры, но не подменяйте ими объяснение. Важно научиться правильно понимать позицию, предложенную для аргументации. Это умение можно приобрести на основе работы с литературой: учебником и дополнительными источниками. Не стесняйтесь использовать аргументы из книг. Навык работы с книгой (в широком смысле этого слова) — главный секрет подготовки к экзаменам по социально-гуманитарным дисциплинам.

Что требуется

Задание проверяет, умеете ли вы самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.

Особенности

Это задание теоретического характера, которое предполагает объяснение понятия и составление двух предложений на знание видового разнообразия, функций и связи предложенного социального объекта с другими.

Советы

В первую очередь задание предполагает работу с понятиями, и для подготовки здесь есть два подхода. Первый (простой, но далеко не худший) — составить словарь ключевых понятий и выучить их. Да-да, как стихотворение — наизусть. Второй подход — это глубокое освоение всех понятий курса, что позволяет с легкостью формулировать их суть на экзамене самостоятельно.

Проблема заключается в том, что, во-первых, понятий довольно много и, во-вторых, для большинства обществоведческих терминов не существует единственно верной формулировки. Чтобы подготовиться, можно воспользоваться словарями, в том числе из материалов серии «Я сдам ЕГЭ!» издательства «Просвещение». Полезно по мере изучения курса собирать свой собственный словарь. К каждому понятию нужно составить по несколько предложений. Если вы ведете структурированные конспекты по темам, это тоже очень вам поможет.

Например, возьмем понятие «социальная мобильность». К этому понятию нам могут предложить составить предложения:

О лифтах социальной мобильности.

О традиционных лифтах социальной мобильности.

О лифтах мобильности в современном обществе.

О связи социальной мобильности с демократическим характером общества.

О факторах социальной мобильности и пр.

Что требуется

Нужно проиллюстрировать теоретические положения курса с помощью примеров.

Особенности

По формату это задание повторяет задание № 23, вот только теоретические позиции в этом случае нужно приводить самостоятельно. Как правило, иллюстрировать здесь предлагают виды социальных объектов, их функции и отличительные признаки.

Советы

Все примеры нужно формулировать развернуто, вот почему их следует подбирать заранее. Каждую тему курса необходимо разбирать, опираясь на примеры. В остальном можно пользоваться рекомендациями, приведенными выше.

Что требуется

Это задание-задача, в которой требуется: анализ предоставленной информации, в том числе статистической и графической; объяснение связи социальных объектов, процессов; формулирование и аргументация самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.

Особенности

Здесь проверяется умение применять обществоведческие знания в рамках решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. В первую очередь тут требуется ответить на главный вопрос: о каком социальном объекте идет речь? Какую функцию иллюстрирует приведенный пример, какие действия может осуществить человек и может ли вообще? Важно не забывать отвечать «да» или «нет», если в задаче об этом спрашивается (например, «Может ли нотариус ... ?»). Если основного ответа нет, за все задание ставят ноль баллов.

Советы

Выполнить это задание несложно: обычно человеку легче подобрать объяснение к ситуации, чем наоборот. Сперва определите тему курса, к которой относится задание. Затем подчеркните ключевые фразы в ее тексте, интерпретируйте их и выделите ответ на главный вопрос. Задача зеркально отражает задания № 23 и № 26. Если у вас собраны примеры к ним, вы найдете ответ без труда. Не стесняйтесь использовать примеры из текстов задач в сборниках в качестве иллюстраций в других заданиях.

Что требуется

Здесь требуется составить план развернутого ответа по конкретной теме курса.

Особенности

Критерии оценки этого задания:

Критерий 1: «Раскрытие темы» (2 балла). План должен содержать три пункта, минимум два из них обязательно должны быть детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть тему по существу. Если по этому критерию выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценка тоже будет нулевой.

Критерий 2: «Общее количество пунктов плана» (1 балл). Структура предложенного ответа должна соответствовать плану сложного типа. Не учитываются формулировки, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфику темы. Если по этому критерию выставляется 0 баллов, то и по следующему критерию выпускник получает нулевую оценку.

Критерий 3: «Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана» (1 балл). Формулировки должны быть корректными и не содержать ошибок.

Советы

Здесь есть только один путь подготовки: для каждой изучаемой темы не ленитесь составлять развернутый план. Это позволяет отработать материал и подготовиться к повторению курса накануне экзамена.

Структура такого плана, как правило, однотипная: определение ключевого понятия, видовое разнообразие социального объекта, его признаки и функции, связь с другими социальными объектами. В каждой вашей заготовке пунктов должно быть больше трех: это позволит вам не упустить главного на экзамене. Опорой для вашего плана должен быть материал и логика учебника (или сборника серии «Я сдам ЕГЭ»).

Что требуется

Альтернативное задание, где надо написать мини-сочинение по одной из пяти предлагаемых тем. Темы заданы в виде кратких высказываний общественных и политических деятелей, а также деятелей науки и культуры. Иногда встречаются и афоризмы. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук курса; темы по социологии и социальной психологии входят в один блок.

Особенности

Это, пожалуй, самое сложное задание экзамена. В этом году серьезно изменились критерии его оценки. Теперь при написании сочинения необходимо выполнить следующие требования:

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте ее (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Проиллюстрируйте их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других предметов.

Для иллюстрации сформулированных вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов или примеров из различных источников. Каждый факт или пример должен быть сформулирован развернуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением или выводом.

Советы

Выберите раздел обществознания, в котором вы чувствуете себя увереннее всего: знаете основные понятия, можете их пояснить и корректно употребить в тексте, готовы привести примеры из разных областей знания. Пишите сочинения в течение года — эти заготовки обязательно вам пригодятся. В противном случае на экзамене вам может просто не хватить времени. По сути, вся подготовка к выполнению предыдущих заданий части 2 — это подготовка к написанию сочинения. Вы можете выстроить его план с опорой на задание № 28, использовать основные понятия курса благодаря заданию № 25, проиллюстрировать заявленные теоретические положения (это обязательное требование) с помощью примеров благодаря заданию № 26 (особенно если вы искали примеры в истории, современной практике, литературе). Вы можете привести контрпример — это задание № 27.

Примеры приводите по ходу рассуждений и к каждому заявленному тезису формулируйте мини-выводы. Не уходите от темы, но и не «замыкайтесь» на авторской фразе. Посмотрите, с какими другими социальными объектами и процессами связаны ключевые позиции предложенного высказывания.

Если вы не уверены в теории или примере, лучше не пишите о них. Ошибки снижают балл в теоретической аргументации и «обнуляют» пример (ошибка в примере — пример не засчитывается). Следите за логикой. Ваши суждения должны быть связанными, а не отрывочными. Не превращайте сочинение в глоссарий — термины, не связанные между собой и с темой, не принесут вам баллов.

Не бойтесь быть оригинальными, но и не сводите ваши рассуждения к абсурду. Ваш искренний интерес к теме и ее нетривиальная подача, несомненно, вызовут интерес у эксперта. Однако если вы не готовы написать оригинальную работу, лучше не экспериментировать. Выполняйте работу по критериям: интерпретация высказывания, собственный тезис, его теоретические доказательства и примеры. Напишите больше двух примеров — это может стать гарантией того, что хотя бы два из них попадут в цель и будут засчитаны.