В каких формах проводится егэ по русскому языку

В каких формах проводится егэ по русскому языку

Русский язык

Это обязательный предмет: если его не сдашь, не получишь аттестат. Необходимый минимум — 24 балла. До него в этом году не дотянули меньше 1% выпускников.

Среди самых «популярных» ошибок в заданиях базового уровня сложности — «Н или НН»: на этой норме споткнулись 35% сдающих. Как избежать неверного ответа? Подсказка: хорошо знать части речи и уметь их определять.

В «антирейтинг» попали и задания по пунктуации, требующие синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения.

Хоть раз запутались в запятых, тире и двоеточиях примерно 40% сдающих. Еще 45% не смогли справиться с заданием на функционально-смысловые типы речи. Это те самые «повествование, описание, рассуждение».

«Невысокий процент выполнения здесь объясняется в первую очередь неспособностью экзаменуемых к «медленному», неоднократному прочтению текста. А без глубокого смыслового анализа успешное выполнение этого задания невозможно», — приводит газета слова экспертов ФИПИ.

Еще примеры: в 30% случаев участники ЕГЭ смешивают паронимы «представить» и «предоставить». Примерно каждый четвертый выпускник ошибается в правописании корней — гар/гор, клан/клон, бер/бир.

Эксперты ФИПИ напоминают, что для учителя-словесника актуальной остается задача организации систематического чтения школьников, пропаганда ценности семейного чтения.

Кроме того, ЕГЭ показал, что особое значение приобретает умение обучающихся анализировать и редактировать собственные письменные работы. Так, более 20% экзаменуемых не работают на экзамене с черновиком, что говорит о неумении редактировать собственные тексты и сказывается на качестве написания сочинения-рассуждения.

 
 Фото: Edu.ru 

Специалисты призывают обратить особое внимание на формирование аналитических умений при изучении курса русского языка.

«При детальном анализе развернутых ответов экзаменуемых (сочинение по прочитанному тексту) проявились проблемы и с пониманием текста, и с выявлением проблематики и позиции автора. Наибольшие трудности при понимании текста возникают у участников ЕГЭ при проведении смыслового анализа художественного и публицистического текстов, где основная мысль, позиция автора зачастую выражены неявно. Трудно осознавались экзаменуемыми тексты, где была ирония, сарказм», — отмечают в ФИПИ.

В качестве аргументации своего мнения выпускники чаще всего привлекают примеры из произведений, которые изучались по программе в 11 классе. Самый низкий процент выбора примеров для аргументации – из произведений современной российской литературы, этот выбор не превышает 1% от общего количества во всех анализируемых работах.

Единый государственный экзамен по русскому языку год от года является самым массовым. Все задания экзаменационной работы нацелены на решение практических задач и требуют от участника экзамена определенного словарного запаса и понимания грамматического строя русского языка.

Математика

Наибольшие затруднения у участников экзамена и базового, и профильного уровней вызвали планиметрические и стереометрические задачи.

Кроме того, эксперты отметили среди слабых звеньев подготовки выпускников — содержательную работу с формулами: «Далеко не все выпускники готовы к содержательной работе с формулами, и это следует обязательно учесть при планировании работы. Растут, но пока еще остаются низкими результаты выполнения как планиметрических, так и стереометрических задач, с ними справляются только наиболее подготовленные участники экзаменов обоих уровней. Назрела необходимость в создании непрерывной линии изучения геометрии с 1 по 11 класс на основе единых дидактических подходов, с акцентом на развитие геометрической интуиции и наглядных представлений школьников».

Специалисты подчеркнули, что более сложными для участников и базового, и профильного экзаменов стали задания по программе средней школы.

«Так, не более половины участников экзамена могут по графику производной найти точку экстремума (профильный экзамен, задание 7), по графику функции дать характеристику ее производной (базовый экзамен, задание 14). Проблемой остается слабое владение базовыми умениями исследования функции с помощью производной (профильный экзамен, задание 12). Графические представления тесно связаны с понятийной стороной вопроса о поведении функции и ее производной. Надо понимать, что представление о производной и ее применении к исследованию функций можно получить, основываясь преимущественно на наглядных представлениях о скорости, об изменении величины и о касательной к гладкой линии. Именно поэтому нужно формировать общее понимание понятия производной функции и при переходе к алгоритмам не забывать о содержательной стороне, тем более что задачи такого рода ежегодно включаются в КИМ ЕГЭ по математике», — рассказали специалисты.

 
Фото: Edu.ru 

По их мнению, причиной снижения доли участников, набравших полный балл за задание 17 профильного экзамена (экономическая задача), стало «натаскивание» на типовые задания прошлых лет вместо систематического изучения курса и грамотного итогового повторения. Многие участники не прочитали полностью и внимательно условие задачи и допустили существенные ошибки, следуя заученному «типовому» алгоритму.

«На экзамен профильного уровня по-прежнему приходит доля участников, для которых в большей степени предназначен экзамен базового уровня. Следует лучше ориентировать обучающихся при выборе уровня экзамена по математике», — отмечают эксперты.

Они уточнили, что обучающимся следует более осознанно подходить к выбору уровня экзамена по математике, а учителям при обучении активнее использовать дифференцированный подход, учитывая при этом потребности обучающихся и их приоритеты продолжения образования.

ЕГЭ по математике с 2015 года разделен на два уровня — базовый и профильный. Базовый ЕГЭ сдают выпускники, которые идут на специальности, где математика не является профильным предметом или не планируют поступать в вузы. Профильный экзамен предназначен для тех выпускников, кого математика является одним из вступительных экзаменов в вуз.

Обществознание

Это самый «популярный» предмет: как экзамен по выбору его сдают более 50% выпускников. Но в итоге до «тройки» не дотягивает практически каждый шестой (17,5%). Почему так много двоечников? Некоторые ребята считают, что обществознание можно сдать легко и без труда, толком не готовятся. И очень заблуждаются.

На самом деле ЕГЭ по обществознанию — сложный экзамен: здесь больше, чем в других предметах, заданий с развернутым ответом. Однако сформулировать свои мысли, подобрать аргументы смогли далеко не все ученики. Многие не понимают смысл таких понятий, как «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность», не знают основы конституционного строя, путаются в названиях высших государственных органов России.

 
Фото: ТАСС 

Самая распространенная ошибка: «Правительство РФ принимает законы», «Высший орган законодательной власти — правительство РФ». Также трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в РФ.

Ответить на вопросы про постоянные и переменные затраты смогли только 16% выпускников. Знание темы «Экономический рост и понятие ВВП» полноценно показали только 18%, а «Виды юридической ответственности» успешно осилили только 30% учащихся.

Иностранный язык

В планах у Минпросвещения — ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку уже в 2022 году. Так что подготовка тут нужна более чем серьезная. Самым сложным остается раздел «Письмо»: с эссе по английскому в этом году не справились почти 40% выпускников.

По словам специалистов ФИПИ, заметна тенденция подменять собственные мысли и рассуждения штампами, не все участники могут полностью раскрыть темы, резко выросло количество логических ошибок. Главный недостаток — непонимание сути задания. Несмотря на ясные инструкции, часть выпускников и, по-видимому, часть учителей понимают это задание как сочинение на вольную тему. Так, рассуждения на тему «Ранний выбор профессии — ключ к успеху» заменялись топиком «Моя будущая профессия». Рассуждения на тему «Дружба — величайший подарок судьбы» — топиком «Мой лучший друг» или общими фразами о том, кого считать настоящим другом. Как показывают результаты ЕГЭ по обществознанию и истории, даже на русском языке выполнить подобное задание способны не все выпускники.

Что еще показали результаты? Средний процент невыполнения заданий по грамматике и лексике — 32%. Самые типичные ошибки — поставить глагол в неправильном времени, перепутать местоимения (вместо these — this, that, their и так далее), числительные (вместо first — one), прилагательные (вместо best — more good). Многие выпускники не знают частей речи, формата заданий и даже вносят ответы не в те клеточки.

Что делать? Эксперты советуют отрабатывать стратегии употребления грамматических форм, частей речи, словообразования, словоупотребления на связных текстах разных жанров, а не на отдельных предложениях, тренировать перифраз.

ГИА – 9

Нормативные акты школы- ОГЭ 2021

  • Приказ от 17.05.2021 о порядке проведения контрольных работ для обучающихся 9-х классов

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА-9), которая является обязательной.
ГИА-9 проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА-9 включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике и двум предметам по выбору обучающегося: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ).
К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Формы проведения ГИА 9 – основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
ОГЭ представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
ГВЭ представляет собой форму письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике. При этом им предоставляется возможность выбора формы проведения экзамена (допускается сочетание форм ОГЭ и ГВЭ).

Особенности проведения ГИА-9 в 2021 году

В соответствии с
Постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 256 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021 году»,
приказом Министерства просвещения российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2021 № 104/306 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2021 году» 

 ГИА-9 в 2021 году проводится только по двум обязательным учебным предметам – русскому языку и математике. ГИА по учебным предметам по выбору (физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ) в 2021 году не проводится.

Для участников ГИА-9 с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится только по одному обязательному учебному предмету по их выбору. В случае сокращения количества экзаменов до одного, участники ГИА-9 указанной категории подают заявление  в образовательную организацию по месту обучения на изменение перечня экзаменов.

Контрольные работы для обучающихся 9-х классов в 2021 году

В связи с особенностями проведения ГИА-9 в 2021 году на основании письма Рособрнадзора от 25.03.2021 № 04-17 обучающиеся 9-х классов вместо экзаменов по выбору (физике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ) пишут контрольную работу по одному из этих предметов по их выбору.

Выбор учебного предмета, по которому 9-классники будут писать контрольную работу, указывается ими в заявлении, которое подается в образовательную организацию по месту обучения в срок до 30 апреля (включительно).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды пишут контрольную работу по желанию.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение ГИА-9

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ    Просмотр
  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования»  Скачать
  • Региональные документы по проведению ГИА-9  Просмотр

Сроки, места и порядок подачи заявлений об участии в ГИА-9

Заявления на участие в ГИА-9 подаются до 1 марта (включительно).
Заявления подаются:
- обучающимися, освоившими в текущем году образовательные программы основного общего образования, в организациях, имеющих государственную аккредитацию по соответствующей образовательной программе - в организации по месту обучения;
- обучающимися, освоившими образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо обучавшимися по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования - в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе основного общего образования, в которой обучающиеся будут проходить государственную итоговую аттестацию экстерном.
После 1 марта обучающийся вправе изменить перечень указанных в заявлении экзаменов, а также форму и сроки ГИА-9 только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально. В этом случае необходимо подать заявление в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов.

Формы документов на участие  в ГИА-9:

  • заявления на участие в ГИА-9; Скачать
  • заявления об изменении перечня сдаваемых учебных предметов и/или изменений формы проведения ГИА-9, и/или изменении сроков участия в ГИА-9;
  • заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку; Скачать
  • согласия участника ГИА-9 на обработку персональных данных; Скачать
  • согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных несовершеннолетнего; Скачать
  • согласия родителя (законного представителя) несовершеннолетнего на выполнение химического эксперимента на экзамене по химии в форме ОГЭ Скачать

Досрочный период
Участники ГИА-9, не имеющие возможности по уважительным причинам, подтвержденным документально, пройти ГИА в основные сроки, могут  пройти ГИА  в досрочный период, но не ранее 20 апреля
Дополнительный период
Участникам ГИА-9, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим неудовлетворительные результаты предоставляется право пройти ГИА-9 по соответствующим учебным предметам в дополнительный период, но не ранее 01 сентября.

Места и сроки проведения ГИА-9

Расписание ГИА-9

Места расположения пунктов проведения экзаменов в 2019-2020 учебном году Смотреть

Основания для удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов

   Участники ГИА-9, чьи результаты были аннулированы за нарушение Порядка проведения ГИА, могут повторно пройти ГИА в дополнительный период, но не ранее чем 01 сентября текущего года. ПЛАКАТЫ

Сроки, места и порядок подачи и рассмотрения апелляций

В целях защиты прав участников экзаменов при проведении ГИА создается конфликтная комиссия, которая призвана разрешать спорные вопросы не только по оцениванию экзаменационной работы, но и по соблюдению требований процедуры проведения ГИА.
Участник ГИА имеет право подать апелляцию в конфликтную комиссию в письменной форме:

  • о нарушении установленного порядка проведения ГИА по соответствующему учебному предмету;
  • о несогласии с выставленными баллами.

Конфликтная комиссия не рассматриваются апелляции по вопросам:

  • содержания и структуры экзаменационных материалов по учебным предметам;
  • связанным с нарушением самими участниками ГИА требований порядка проведения государственной итоговой аттестации;
  • связанным с выполнением заданий экзаменационной работы с кратким ответом;
  • неправильного оформления экзаменационной работы.

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА участники ГИА подают в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения ГИА конфликтная комиссия выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции;
- об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого участником ГИА была подана апелляция, аннулируется и участнику ГИА предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием проведения ГИА. При отклонении апелляции результат апеллянта не изменяется и остается действующим.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня официального объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.

Места подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами. Обучающиеся или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих их личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в:
- образовательную организацию, в которой участник был допущен к ГИА-9;
- конфликтную комиссию по адресу: г. Ярославль, ул. Кузнецова, д.4

О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА-9

Ознакомление участников экзамена и их родителей (законных представителей) с результатами ГИА осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их получения   образовательной организацией по месту подачи заявления под подпись.

Сервис ознакомления с результатми ГИА-9 Перейти на сайт