В каких случаях ставится одна запятая егэ

Запятая перед сравнительным оборотом с «чем»

Когда у вас одна вещь сравнивается с другой и между ними ставится союз «чем» – перед ним всегда должна быть запятая.

Например:

  1. Я знаю биологию лучше, чем Данил.
  2. Шут нужен толпе больше, чем герой (М. Горький).
  3. У меня меньше денег, чем у моего друга.

Видите, тут всегда сравниваются два «предмета» я и Данил, шут и герой, я и мой друг.

Запятая перед придаточным предложением

Все придаточные предложения отделяются от главных запятыми. Чтобы понять, что у вас именно «предложение» – посмотрите, есть ли там подлежащее и сказуемое. Или что-то одно из них.

Например:

  1. Биологи хорошо знают, чем питается тля. Тут подлежащее «тля» и сказуемое «питается». Они образуют грамматическую основу в придаточном предложении, поэтому оно отделяется от главного запятой.
  2. Расскажи мне, чем занимаешься. Грамматическая основа главного предложения: «расскажи», придаточного: «занимаешься». Подлежащее «ты» опущено, потому что и так понятно, что человек обращается к своему собеседнику.
  3. Я еще не решил, чем буду рисовать. Грамматическая основа главного предложения: «я не решил», придаточного: «[я] буду рисовать».

Когда запятая не нужна

Разберем теперь ситуации, когда знак ставить не надо.

Если два предмета не сравниваются

Бывают обороты с «чем», в которых нет сопоставления двух предметов. Например, посмотрите на два предложения:

  1. Я приду не раньше чем в восемь.
  2. Я приду не раньше, чем Андрей.

В первом предложении никто ни с кем не сравнивается, поэтому запятой нет. А во второй конструкции я сравниваюсь с Андреем, поэтому запятая есть. Еще примеры:

  1. Строиться будем не больше чем за пять миллионов, я думаю.
  2. Миша потратил на стройку не больше, чем Костя.

В первом предложении сравнения нет. Я просто говорю, что не потрачу на стройку больше пяти миллионов. А во втором примере уже налицо сравнение, затраты Миши сравниваются с затратами Кости. Поэтому в первом случае запятой нет, а во втором она есть.

Если в придаточном предложении только «чем»

Сравните два примера:

  1. Я не знаю, чем я его обидел.
  2. Я его обидел, но не знаю чем.

В первой конструкции «чем» присоединяет придаточное предложение. Его грамматическая основа: «Я обидел». А во втором случае есть только слово «чем» и всё. Не надо перед этим одним словом ставить запятую.

В предложении «Но не знаю чем» придаточного-то, по идее, и нет. Там есть просто дополнение, выраженное местоимением «чем», это местоимение можно заменить на существительное, например: «я обидел его словом, упреком, письмом, своим сообщением».

Если «чем» входит в устойчивый оборот

Этот устойчивый оборот можно всегда заменить каким-то одним словом. Давайте попробуем это сделать:

  1. Вы должны перевязать рану чем угодно = Вы должны перевязать рану бинтом/платком/полотенцем…
  2. Хватит заниматься чем попало = Хватит заниматься ерундой.

Если «чем» не присоединяет придаточную часть

Рассмотрим сразу на примерах:

  1. Мне вчера было чем заняться. Тут «чем» не присоединяет новое предложение, «было заняться» – составное глагольное сказуемое.
  2. У нас будет чем сдвинуть корабль с мели. Тоже никакого придаточного нет.

Если у вас оборот «прежде чем»

Внутри него знак никогда не нужен, потому что даже на интонационном уровне там нет паузы. Примеры:

  1. Прежде чем писать на чистовик, проверь себя.
  2. Прежде чем спорить со мной, отслужи в армии.
  3. Закончи вуз, прежде чем искать достойную работу.

Полезные материалы по теме статьи

У меня выходило еще несколько текстов по схожим правилам пунктуации. Загляните и пробегитесь по ним глазами.

  1. Как пишется потому что.
  2. Как будто.
  3. В связи.

Подпишитесь на мою рассылку. Скоро выйдет еще много статей по русскому языку, я буду объяснять, как делать разные виды разборов, анализировать сложные правила пунктуации. Когда подпишетесь, я смогу высылать вам на почту ссылки на новые публикации – так вы точно ничего не упустите. Отписаться можно в любой момент.

Посмотрите мои статьи с курсами по русскому языку. Большая часть курсов там проводится в групповом формате – это намного дешевле, чем индивидуальное репетиторство, а качество бывает даже выше:

  1. Курсы подготовки к ОГЭ.
  2. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Подготовка к ВПР.
  4. Общие курсы по русскому языку для взрослых людей, школьников и иностранцев.

В этих же статьях я даю ссылки на хорошие бесплатные справочники по русскому, которые помогают эффективно готовиться к ЕГЭ. Справочники можно качать прямо из статьи. Я собирал их лично, а создавали эти справочники обычные учителя с многолетним педагогическим стажем.

Еще я вам очень советую вот этот учебник – «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне нравится потому, что там собраны все правила русского и все знания по теории языка, которые вы должны освоить за 5 лет средней школы. Написано все понятным языком. Если у вас есть мотивация к учебе, для вас это будет великолепный материал.

Когда обособление не нужно

Пунктуация рассматриваемого слова не имеет смысла, если оно в предложении является частицей, предназначенной для усиления признака. Чтобы полностью разобраться с правилом, необходимо привести ряд примеров:

  • Когда я приходил с вечерней прогулки, моя мама всегда спрашивала: “Кто этo такой”?
  • Почему это ты не знал, что мы с матерью сильно переживаем?
  • Куда это он направляется в столь поздний час?
  • Кто это здесь ходит?
  • Почему это я его не знаю?
  • Куда это ты отправился, даже не позавтракав?

Обратите внимание! В рассмотренных выше примерах слово «это» можно убрать из предложения без потери смысловой нагрузки.