В каких произведениях нравы чиновников егэ

Дореволюционное творчество В. Маяковского. Футуристическое миропонимание и система образов.

Творчество В.В. Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930). Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей. Призыв футуристов – «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности» — Маяковский полностью разделял. Смысл этого лозунга состоял в том, что, оставаясь в границах старых, разработанных и узаконенных классиками художественных средств, невозможно отразить, запечатлеть стремительно меняющуюся новую реальность. Это были поиски новых художественных форм, новой эстетики. Это был бунт эстетический, и его отпечаток несут многие ранние стихотворения поэта. Однако гений Маяковского не умещается целиком в рамки футуристической теории и практики.Да, хотя Маяковский принимал участие в вечерах футуристов, подписал их манифест, но его позиция отличалась от футуристических. Его произведения выделялись большими социалистическими проблемами, общим пафосом и гуманистическим сочувствием к людям, страдающим в мире.

Что же толкнуло Маяковского к футуристам?

  1. Ему нравился «бунт» футуристов против мещан и обывателей, и Маяковский определил свою задачу как поэта: «Хочу делать социалистическое искусство».
  2. Дореволюционное творчество Маяковского, по его признанию, было периодом «овладения словом, поиска своего стиля, своей формы выражения». Ведь среди футуристов были поэтически одаренные люди (Хлебников) с обостренным чувством слова. Творчество Маяковского — это поиск образной силы слова, глубина смысла.

О принципиальном различии поэзии футуристов и Маяковского писал А.Фадеев: «Маяковский любил поиграть со словом. Даже в самых крупных вещах видна эта могучая игра со словом. Но никогда в своих вещах Маяковский не подчинял идейное содержание пустой игре со словом. Наоборот, в том и состояла его огромная сила и мощь, что он умел совершенно неожиданной игрой слов наиболее точно, совершенно, подчеркнуть ту или иную мысль, создать образ».

Работая вместе с футуристами, Маяковский очень скоро начинает чувствовать, что «рог футуризма» зовет в путь, далекий от борьбы за создание «революционного искусства». Творчество поэта все более расходится с идейными и формальными установками футуристического искусства, хотя в эстетических декларациях он не сразу освобождается от футуристической фразеологии. Однако и явно футуристические идеи эстетических высказываний Маяковского имели подтекст, в котором сказывалось неприятие им обнаженного формализма литературных спутников.

В литературу Маяковский вступил прежде всего как поэт города. Первые его произведения – зарисовки, описания городского пейзажа; главная тема – социальная. Город для поэта – ад, «адище», наглядное воплощение разительных общественных противоречий. Городской пейзаж Маяковского очеловечен образами безмерного страдания людей – «пленников» города («Адище города», «Из улицы в улицу», «Еще я»).

Тема человека, его страданий в буржуазном мире – основная в дореволюционном творчестве Маяковского. Разрабатывая ее, он вступает в принципиальный спор с поэзией модернизма как выразитель настроений, дум, чувств демократических слоев общества, судьба которых становится и его судьбой.

Можно утверждать, что поэзия раннего Маяковского связана с эстетикой неореализма, порожденный не только неприятием действительности, но и желанием ее преобразовать. Концепция романтической личности воплощается в том, что образ лирического героя становится центральным и определяющим единство всей системы миропонимания.

Раннему Маяковскому присущ дух отрицания современной жизни, враждебного поэту мира. Отрицание у него приобретает абсолютный, космический характер, это протест против всего миропорядка.

Настроения ранних стихотворений позволяют говорить о смелой и оригинальной поэтической палитре автора. Это словесные зарисовки с натуры, определяющие контуры картины, содержание которой должно дорисовать наше воображение.

Поиски средств художественной выразительности начинающего поэта были чрезвычайно эффективны. Произведениям поэта свойственна лирическая экспрессия, богатство ассоциативных связей и зрительно-слуховых ощущений. Многоликость лирического «я» проявляется в образных мистификациях и в театрализации ситуаций. Пестрота и неожиданная смена лирических масок позволяют говорить о вызове лирического героя, дразнящей иронии, а иногда и о самопародирования. Маяковский, представляя в парадоксальном свете известные веще, отношения и детали, едва ли не в каждом своем стихотворении бросает полемический вызов литературным канонам.

Кульминационным мотивом первых поэм В. Маяковского становится восстание человека против дисгармонии бытия. Критика современности объединяется с настроениями отчаяния, ощущением неотвратимой гибели. Автор метафорически переосмысливает библейские образы, его лирический герой сопоставляется с распятым Христом. Гиперболизация фигуры лирического героя – это характерная черта раннего творчества. Свободное и ничем не регламентируемое самовыявление личности, отличающее многие художественные произведения Маяковского, ориентировано на новый тип сознания, возникающей в начале 20-го века. Поведение лирического персонажа Маяковского провокационно. Его лирический герой вторгается в мир здравомыслящих людей, следующий логике очевидного, демонстративно не желая знать устоявшихся норм и обычаев

“Гримасы быта” в сатирической поэзии Маяковского

Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, все делится на черное и белое, полутона почти отсутствуют. “Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь” – вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к “мертвечине” ярче всего проявляется в сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно четок в разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть способен преувеличивать и доводить предмет сатиры до абсурда.

Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических

произведении, является безусловная вера Маяковского в силу слова. Поэту всегда было свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием этого являются постоянные прямые обращения к читателю и стремление Маяковского к общедоступности его сатиры, легкость стиха, ритма и рифмы.

В своей статье “Как делать стихи” Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает “творческая необходимость, социальный заказ”. Поэт ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения. Отсюда – поразительная злободневность стихов Маяковского, материал

для которых брался непосредственно из жизни.

А потому темы и образы сатиры в разные периоды творчества поэта различны.

До революции поэт считает мертвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит ее, отсюда – постоянный вызов толпе в названиях стихотворений.

Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приемы и переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна, широко использует метафору, искаженные цитаты и т. д.

После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского. “Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…” – провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.

Аудитория сатиры Маяковского – 150 000 000. Отсюда – появление главных ее качеств – простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры народные – частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха ; предмет сатиры ; фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение читателям.

В период с 1919 по 1922 год идет работа Маяковского в окнах ГОСТа, которые поэт назвал “красочной историей трех боевейших годов Союза”. Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приемы и навыки.

В 1921 году выходит стихотворение “О дряни”: Слава, слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни”. Стихотворение “О дряни” становится программным для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, “и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина”.

Мещанство у поэта – это не сословие, а нравственная категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы, на стене у него портрет Маркса, котенок греется, “на “Известиях” лежа”.

Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует прием оживления вещей – портрет оказывается живее настоящих людей.

Итак, “мещане” и “обывательщина”, по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции. В 1922 году поэт пишет лейтмотивное для этой темы стихотворение “Прозаседавшиеся”.

Сам факт постоянных заседаний там доводится до абсурда. В конце, как обычно, дается вывод-указание к действию: “О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!” Тема бюрократии развивается также в стихах “Бюрократиада”, “Анчар”, “Фабрика бюрократов” и т. д.

Кроме вышеуказанных главных пороков нового общества Маяковский критикует религию, пьянство, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость, сплетничество и пр. Сатирические произведения поэта – это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.

Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой на бесчеловечный дух наживы в капиталистическом обществе. Маяковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.

Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, все работает на гиперболизацию. “Мистерия-буфф”, – сатира на старый мир, пьеса “Клоп” направлена против мещан, “Баня” – пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается за счет преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.

Все сатирическое творчество Маяковского отчетливо ориентировано на будущее. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь, огромно.