В какие вузы требуется егэ по обществознанию

Что такое социальный институт

Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе. 

Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции. 

функции социальных институтов в егэ по обществознаниюФункции социальных институтов в обществознании: 

  • регулирование общественных отношений. Участниками отношений могут быть индивиды, группы, социальные образования;
  • создание правил. В рамках каждого социального образования есть свои нормы поведения. Они помогают контролировать общество, сохранять стабильность;
  • интегрирование. Суть организаций в контакте людей и преследовании ими общих целей, что способствует объединению;
  • передача опыта. Люди, давно существующие внутри организации, могут передавать знания и умения тем, кто только попал в него (отношения учитель-ученик в школе, стажировки на работе);
  • социализация — вступление в социальную группу помогает детям быстрее адаптироваться к жизни. Это происходит за счет существующих норм и контакта с другими людьми;
  • коммуникация — люди общаются внутри института, происходит взаимодействие и между разными образованиями. Это позволяет передавать информацию. 

В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки

  • установленные образцы поведения. В школах принято получать знания, а в церкви — молиться;
  • культурные символы. На уровне семьи такими символами становятся процедура заключения брака, обручальные кольца. На уровне государства — герб, гимн и флаг;
  • кодексы поведения. Как мы уже говорили, они могут быть устными и письменными. Примеры: школьный устав, брачный договор, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности;
  • идеология. У каждого института есть свои принципы и ценности. В отличие от норм поведения, они не являются строгими правилами, а скорее указывают на цель существования. Например, ценностями семьи являются любовь, помощь и поддержка;
  • культурные черты. В данном случае подразумеваются предметы или явления, которые обеспечивают существование института, достижение его целей. В случае со здравоохранением это будут поликлиники, больницы и аптеки, и с образованием — школа, учебник, кабинет.

Виды

Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы: 

Вид

Что конкретно регулируют

Примеры конкретных институтов

Экономические

Производство товаров и услуг, их распределение между людьми

Производство, рынок, собственность, деньги, хозяйственные отношения

Политические

Общественные отношения. Регуляция осуществляется с помощью власти

Власть, партия, суд, армия, местное самоуправление

Социальные

Численность и воспроизводство населения, создание семьи, распределение общественных благ, ресурсов и ролей

Семья, брак, наследство, досуг, здравоохранение, социальная защита

Духовные

Культурная жизнь общества, ее развитие и воспроизводство, культурное воспитание людей

Образование, школа, университет, СМИ, религия, искусство

Семья как социальный институт

Семья является основным институтом общества, она же представляет собой минимальную ячейку общества. Вообще, семья — основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Современные семьи в основном являются моногамными (одна женщина и один мужчина), но существуют и полигамные (многоженство), полиандрические (многомужество). Первой формой семьи была патриархальная, то есть с мужчиной во главе. Сейчас большинство семей являются супружескими (равноправными). При этом большие семьи, в которых проживали все родственники, сменились нуклеарными — муж, жена, дети. Семья проходит несколько этапов развития

  • Семья как социальный институт в егэ по обществознаниювступление в брак;
  • начало деторождения, то есть появление на свет первого ребенка;
  • окончание деторождения, то есть появление на свет последнего ребенка;
  • период «пустого гнезда», когда последний ребенок выделяется в отдельную семью;
  • смерть одного из супругов, что означает прекращение существования семьи.

Функции семьи как социального института в обществознании: 

  • репродуктивная. Одна из главных целей любой семьи — рождение здорового и сильного потомства;
  • воспитательная. Родители воспитывают детей, оказывают им эмоциональную поддержку, участвуют в первичной социализации;
  • экономическая. Супруги ведут совместное хозяйство, тем самым обеспечивая себе комфортную жизнь. Кроме того, они обязаны обеспечивать ребенка до совершеннолетия;
  • статусная. Рождаясь в семье, ребенок получает набор статусов: гражданство, национальность, место проживания, социальное положение. Тем не менее, некоторые из них человек может в будущем изменить;
  • эмоциональная. В семье человек удовлетворяет потребность в близости, тепле, общении, поддержке, заботе. Хорошие отношения между супругами, родителями и детьми помогают лучше справляться со стрессами;
  • защитная. Это касается всех сфер общества — интеллектуальной, духовной, физической, психологической, экономической. 

Образование как социальный институт

Тема «Институты» по обществознанию включает такой раздел, как образование. Образование — профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры. Выделяют 3 основных элемента образования: образовательные учреждения (школы, вузы, колледжи, кружки, музыкальные и художественные школы), участники (педагоги и ученики) и сам учебный процесс. Политика РФ сейчас направлена на гуманизацию образования, повышение его качества, приближение к международному уровню, а также на введение вариативности. Основные образовательные учреждения в России

  • Образование как социальный институт в егэ по обществудошкольные — ясли, садики;
  • общеобразовательные — школы, лицеи, гимназии;
  • профессиональные — колледжи и вузы;
  • послевузовские — курсы повышения квалификации;
  • специальные (коррекционные) — для детей с проблемами в развитии;
  • дополнительные — центры детского творчества, кружки по интересам, музыкальные, спортивные и художественные школы.

 Основные функции института образования в обществознании: 

  • гуманистическая — выявление и развитие талантов;
  • профессионально-экономическая — подготовка специалистов в разных сферах;
  • социальная — приобретение индивидами социальных статусов;
  • культурная — раскрытие творческих особенностей, изучение культурных особенностей общества;
  • адаптационная — подготовка к жизни в обществе. 

Куда поступать с обществознанием?

Важно! 11-классники, не планирующие подавать документы в ВУЗы России, в 2021 году могут сдать только 2 предмета ЕГЭ — русский язык и математику.

В 2020 году обществознание планировали сдавать 348 217 из 714 000 участников ЕГЭ (около 49%). Ожидается, что интерес к предмету в 2021 году будет так же высок, ведь с сертификатом по профильной математике и обществу будущему абитуриенту открываются самые разные направления.

ЕГЭ по обществознанию в 2021 году - даты, изменения, подготовка

Среди наиболее популярных специальностей:

  • бизнес-информатика (38.03.05);
  • экономика (38.03.01);
  • менеджмент (38.03.02);
  • государственное и муниципальное управление (38.03.04);
  • педагогика (44.03.05);
  • социология (39.03.01);
  • управление персоналом (38.03.03);
  • сервис (43.03.01).

Если же вы сдавали базовую математику, а значит, подаете в ВУЗ только сертификат по русскому языку и обществознанию, то можете обратить внимание на направления творческого цикла – дизайн или музыка.

В некоторых университетах потребуется предоставить также результат ЕГЭ по английскому языку, тогда как абитуриентов факультетов искусств ожидает дополнительный очный экзамен – «творческий конкурс».

Дата проведения

Важно! 25.12.20 Сергей Кравцов сообщил об отмене досрочного периода ЕГЭ 2021 года.

После того, как в 2020 году календарь ГИА несколько раз пересматривали из-за эпидемии коронавируса, выпускники хотят получить ответ на 2 основных вопроса:

  1. Могут ли отменить ЕГЭ в 2021 году?
  2. Когда будет известна дата проведения испытаний?

Что нужно знать про ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Естественно, об отмене Единого Государственного Экзамена речь не идет. Даже в предыдущем сезоне, когда наблюдались высокие показатели прироста числа заболевших на COVID-19, испытания лишь сместили во времени. Для 2021 года рассматривают два сценария:

  1. Эпидемиологическая ситуация нормализуется и ЕГЭ пройдет в привычном формате очного экзамена.
  2. Коронавирус не отступит, и выпускники будут сдавать экзамены в режиме онлайн, либо число испытаний сведут к минимуму.

Если ситуация будет развиваться по благоприятному сценарию и ЕГЭ 2021 года состоится в очном формате, то актуальными будут даты, утвержденные в проекте официального календаря ГИА:

Основной период
Основной день 7 июня 2021 года
Резерв

29 июня 2021 года

1 июля 2021 года

Также предлагаем скачать полную версию расписания основной сессии ЕГЭ 2021 года:

Календарь ЕГЭ 2021

Важно! Пересдать общество в сентябре нельзя, так как на осенней сессии предоставляется возможность повторной сдачи обязательных предметов – русского языка и математики.

КИМы по обществознанию

Структура КИМа для ЕГЭ по обществознанию в 2021 году останется прежней. Не изменится также формулировка заданий и система оценивания.

Экзамен будет охватывать 5 тематических блоков:

  1. Человек и общество
  2. Экономика
  3. Социальные отношения
  4. Политика
  5. Право

Как подготовится к ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Всего выпускникам будут предложены 29 заданий, из которых 12 – базового уровня сложности, 10 – повышенного, а 7 – высокого.

Часть

Кол-во Тип ответа
І часть 20 шт. краткий
ІІ часть 9 шт.

развернутый

Ответом за задания 1-й части может быть слово, словосочетание либо последовательность цифр.

Отвечая на вопросы 2-й части может потребоваться:

  • дать объяснение либо обоснование;
  • составить описание;
  • высказать мнение и аргументировать его.

Но больше всего опасений у выпускников связано с выполнением задания №29, в котором требуется написать мини-сочинение (эссе) на одну из 5-ти предложенных на выбор тем, представленных в виде высказывания. Каждая тема соответствует одному из 5 смысловых блоков, объединенных в экзамене по обществознанию.

Важно! Рекомендованный объем сочинения – 300-350 слов (но допускается от 150 до 450).

На выполнение работы регламентом ЕГЭ отведено 235 минут (3 ч 55 мин.), которые эксперты рекомендуют распределить следующим образом:

Задания Рекомендуемое время
№1-3 и 10 1-4 мин.
№4-9, 11-28 2-8 мин.
№29 (эссе) 45 мин.

Оценивание

За 29 заданий на ЕГЭ по обществу в 2021 году можно будет заработать максимум 64 ПБ (первичных баллов), что приравнивается к 100 ТБ (тестовым баллам).

Распределение первичных балов будет следующим:

Оценивание работ на ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Все ответы 1-й части (Бланк ответов №1), будут оцифрованы и проверены с помощью специальной программы. Если система не засчитает ответ из-за неправильного заполнения бланка, вина ложится на экзаменуемого. Результат проверки обжалованию не подлежит! Поэтому перед экзаменом  обязательно уделите внимание тому, как правильно перенести ответы из черновика в официальный бланк.

Часть №2 с развернутыми ответами будет проверена независимыми экспертами. В ходе проверки эссе эксперты будут отталкиваться от таких 4-х основных критериев:

Критерии оценивнаия эссе по обществознанию на ЕГЭ в 2021 году

Если в после выполнения двух проверок  результаты оценивания отдельных заданий будут отличаться более чем на 2 балла, к проверке привлекут третьего эксперта, который проверит только спорные задания.

Далее результаты, полученные за 1-ю и 2-ю часть, суммируются и переводятся в ТБ по установленной ФИПИ шкале соответствия:

Таблица перевода первичных баллов в тестовые для ЕГЭ 2021 по обществознанию

До 2008 года результаты ГИА всегда переводили в школьную оценку, но после реформы все изменилось и в 2021 году тестовые баллы ЕГЭ по обществознанию не полежат переводу в 5-бальную систему.

Тем не менее, существует приблизительная таблица, которая поможет вам оценить свой результат.

Оценка ТБ
5 70-100
4 58-69
3 42-57
2 (не сдал) 0-41

Требования

Литература для подготовки к ЕГЭ

Основой для организации подготовки к ЕГЭ по обществознанию должны служить материалы ФИПИ. Обычно выпускники обращают внимание на четыре источника:

  • демоверсию КИМ – дает представление о структуре экзамена и критериях оценивания;
  • спецификацию – поясняет принципы построения заданий и отбора материала для них;
  • кодификатор – содержит перечень тем, проверяемых на ЕГЭ, и тех умений, которые надо применить при выполнении работы;
  • открытый банк заданий – в нем собраны вопросы для самостоятельного повторения теории по обществознанию.

Следует дополнить этот список двумя поистине бесценными документами – методическими рекомендациями для учителей и для экспертов предметных комиссий, которые проверяют задания с развернутым ответом. Скачать оба файла можно тоже на сайте ФИПИ, в разделах «Аналитические и методические материалы» и «Для предметных комиссий субъектов РФ» соответственно.

Конечно, формально они не рассчитаны на учащихся, но изучить их очень полезно: в первом документе подробно разобраны работы прошлого года и перечислены все ошибки, а во втором – разъяснены критерии оценивания, а также приведены примеры реальных развернутых ответов и эссе и перечислены все их плюсы и минусы.

Для тех, кому лень углубляться в изучение «первоисточников», ФИПИ подготовил краткий обзор заданий, вызвавших наибольшие трудности во время последнего экзамена по обществознанию. Из него следует, что чаще всего выпускники ошибаются, отвечая на вопросы правового блока, а в других разделах:

  • на базовом уровне по темам о налогах и юридической ответственности;
  • на заданиях повышенной сложности – о финансовых и избирательных системах;
  • на уровне высокой сложности – о юридических лицах, конституционном строе, политических процессах и системе, об истине и ее критериях.

Соответственно, именно на эти разделы курса обществознания надо обращать особое внимание при подготовке к ЕГЭ.

После ознакомления с методическими рекомендациями стоит посмотреть видеоконсультацию разработчиков КИМ в разделе «Для выпускников».

Учебники, справочная литература

Основой подготовки к ЕГЭ служат, конечно, школьные учебники. Кроме них, учителя рекомендуют следующие пособия:

  • А. В. Клименко, В. В. Румынина. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы.
  • П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к единому государственному экзамену.
  • Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П. А.
  • Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. 11 класс. Учебник для профильного и базового уровней. Он хорош тем, что в конце каждого параграфа есть тексты для анализа. Выполнение заданий по ним поможет натренировать навык обществоведческого разбора отрывка, предложенного в 21-м задании. Плюс к этому каждую главу завершают упражнения в формате ЕГЭ по темам раздела.

Выбирая сборник тестов для тренировки, лучше предпочесть такой, где имеется гриф «ФИПИ – школе». Это признак того, что его составители – разработчики КИМ.

Подготовка к заданиям разных видов

18 заданий первой части экзаменационного теста требуют краткого ответа в виде последовательности цифр, отвечая еще на два (1-й и 2-й вопросы) надо вписать в поле бланка слово или словосочетание. Все задания направлены на проверку знания теории по обществознанию.

Подготовиться к ним довольно просто даже с нуля: для начала надо скопировать из кодификатора таблицу с перечнем тем, по методическим рекомендациям для учителей с сайта ФИПИ отметить в ней самые трудные (то есть те, в которых выпускники допускают больше всего ошибок) – и регулярно и последовательно штудировать теорию.

Быстро набить руку на выполнении стандартных заданий помогут онлайновые тренажеры, например, «Яндекс.Репетитор». В сервисе вопросы распределены по разделам и сформулированы так же, как на настоящем экзамене по обществознанию, составляют их эксперты ЕГЭ, в том числе авторы закрытой базы «СтатГрада».

Вторая часть

Намного сложнее подготовка ко второй части, куда входят 8 заданий с развернутым ответом и мини-сочинение. Четыре из них – с 21 по 24 – построены на анализе предложенного текста.

  • 21: нужно просто извлечь информацию;
  • 22: надо дополнить ответ собственными пояснениями;
  • 23: необходимо привести свои примеры, подтверждающие мнение автора;
  • 24: требуется написать связное высказывание, аргументировав личное мнение.

Для выполнения этих заданий понадобится одно из так называемых метапредметных умений – функциональное чтение. Поэтому, готовясь к ЕГЭ по обществознанию, следует приучиться читать тексты общественно-политической и экономической тематики в СМИ, желательно в печатном виде и с карандашом.

Задания с 25 по 28 предполагают, что у выпускника есть не только глубокие знания теории, но и достаточный социальный опыт, чтобы:

  • в задании 25 в трех предложениях объяснить указанное обществоведческое понятие (например, «юридическая ответственность») и составить два предложения, которые раскроют разные аспекты этого понятия;
  • в задании 26 показать понимание сути и функций различных общественных институтов;
  • в 27 решить предложенную задачу, установив связи социальных процессов и показав их на примерах.

Выполнить на отлично эти задания можно лишь в том случае, если знания выходят за рамки школьных учебников: нужно следить за дискуссиями в обществе на актуальные темы. Тут не надо изобретать велосипед – достаточно грамотно использовать соцсети, подписавшись на несколько тематических групп. Этим, кстати, можно убить двух зайцев сразу, ведь формат комментария позволяет отточить умение кратко формулировать свое мнение и доказывать его.

Задание 28 на первый взгляд кажется очень легким: вызубри готовые планы – и всё. На самом деле сложный план удастся только при отличном владении темой. Поэтому стоит подготовку к первой части КИМ ЕГЭ проводить, составляя планы по каждому пункту из таблицы кодификатора.

Мини-сочинение (задание 29)

Эссе по обществознанию пишется на основе одной из четырех цитат. Ее надо понять в соответствии с позицией автора, проанализировать проблему и убедительно объяснить собственную точку зрения. Требования к аргументам приведены в инструкции к заданию 29.

Требования к аргументам - инструкция к заданию 29

Очевидно: чтобы запастись аргументам для сочинения ЕГЭ, надо читать книжки, смотреть фильмы, не прогуливать уроки истории и литературы, интересоваться жизнью общества и тем, что пишут и говорят в СМИ. Высказывая свое мнение, надо придерживаться композиции сочинения-рассуждения: тезис и вывод должны быть сформулированы четко. Сделано только одно послабление: не учитываются ошибки по русскому языку.

Законы

Особое внимание надо уделить изучению нормативно-правовых актов. Их список содержится в приложении № 2 спецификации КИМов ЕГЭ по обществознанию. Чтобы правильно ответить на вопросы из всех пяти разделов, от выпускника требуется знать:

  1. Конституцию РФ.
  2. Гражданский, трудовой, уголовный, налоговый, семейный кодексы.
  3. Кодекс об административных правонарушениях.
  4. Кодекс административного судопроизводства.
  5. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  6. Уголовно-процессуальный кодекс.
  7. Гражданский процессуальный кодекс.
  8. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Конечно, все эти законы не надо выучить не от корки до корки: в спецификации указано, с какими именно статьями, главами и параграфами надо ознакомиться особенно внимательно – остальное можно почитать для общего развития.

Список нормативно-правовых актов

Первая часть

Максимум баллов, которые может принести каждое задание из первой части, – 2. Так оцениваются вопросы на установление соответствия и на выбор нескольких критериев из списка предложенных – с 4 по 9, 11, с 13 по 15 и с 17 по 20. 2 балла выставляются за правильный ответ, 1 – за ответ с одной ошибкой. Остальные шесть заданий оцениваются одним баллом каждое.

Всего в первой части 10 заданий базового уровня сложности и 10 – повышенного. Их верное выполнение оценивается в 34 первичных балла (56 тестовых).

Таблица баллов

Во всей работе содержится 22 вопроса базовой и повышенной сложности, за правильные ответы на них можно заработать 38 первичных баллов – 61 тестовый.

Таблица баллов

Вторая часть

Правильные ответы на задания из второй части дают от 2 до 4 баллов. Четыре из них, по сути, – это одно комплексное задание: для их выполнения требуется анализ одного и того же текста, предложенного в КИМ.

  • 21: если даны ответы на все три вопроса, выставляется 2 балла, при правильном ответе на любые два – 1 балл;
  • 22: дано верное пояснение и есть ответы на оба вопроса – 2 балла, при наличии пояснения и одного ответа либо двух ответов без пояснения – 1 балл;
  • 23: даны верные ответы и развернутые формулировки всех примеров – 3 балла, при отсутствии одного примера дается 2 балла, выполнение половины задания принесет 1 балл.
  • 24: правильные формулировки с опорой на текст и аргументы по трем категориям – 3 балла, две-три формулировки и два пояснения – 2 балла, одна – три формулировки с одним пояснением или все три ответа по тексту без пояснений – 1 балл.

Задание 25 оценивается по двум критериям. Раскрытие смысла понятия может принести 1 или 2 балла в зависимости от полноты ответа. Еще столько же дадут предложения, содержащие информацию о разных аспектах понятия: за каждое из них выставляется один балл. Но надо учитывать, что, если смысл понятия не раскрыт, второй критерий даже не рассматривается.

За полный ответ на 26 задание дается 3 балла: по одному за каждую категорию, проиллюстрированную примером из социального опыта выпускника. Если названо не менее двух категорий и две из них проиллюстрированы, выставляется 2 балла. При наличии только одного примера – 1 балл.

Решение задачи в задании 27 добавляет по одному баллу за каждый правильный ответ, итого 4 балла максимум.

Составление сложного плана в соответствии с требованиями задания 28 оценивается в 3 балла по критерию «Раскрытие темы по существу». Для этого в него надо включить не менее трех пунктов, из которых два обязательно должны раскрывать тему по существу. Количество подпунктов ограничено только нижним пределом: два или три в зависимости от темы. Отсутствие их последовательно снижает оценку на балл. Дополнительный балл дается за корректные формулировки, то есть всего возможно получить 4 балла.

Мини-сочинение оценивается 6 баллами. При этом критерий «Раскрытие смысла высказывания», приносящий только 1 балл, является определяющим: если за него выставлен 0, то работа дальше не проверяется.

Теоретическое содержание эссе добавит 1-2 балла, если ключевые понятия объяснены без ошибок или с незначительными неточностями. При несоблюдении этих требований выставляется 0, а связность и логичность не оцениваются. Но даже в этом случае рассматривается качество приведенных фактов и примеров, что может принести до 2 баллов.

Куда можно поступить с обществознанием выпускнику 11 класса? Популярные сочетания ЕГЭ

 абитуриенты, поступление в ВУЗ

Общество и иностранный язык

Эти предметы необходимы для получения многих популярных специальностей:

  • «Лингвистика»,
  • «Иностранный язык»,
  • «Реклама и связи с общественностью»,
  • «Социология».

Во всех вузах разные требования, поэтому решая, куда поступить с обществознанием, обязательно уточняйте информацию. Например, в РЭУ им. Г. В. Плеханова открыты следующие направления подготовки для абитуриентов, имеющих сертификаты ЕГЭ по вышеперечисленным предметам:

  • «Таможенное дело»,
  • «Юриспруденция»,
  • «Гостиничная деятельность».

В РГГУ вы можете также получить образование в сфере социологии и культурологии, изучать публичную политику и социальные науки, в РУДН – философию, в МГИМО – социологию культурных коммуникаций. Будущие профессии подразумевают работу с социумом, научную деятельность, открывая широкие перспективы для трудоустройства.

Куда поступить с обществом, а также русским языком и математикой?

Говоря о том, куда можно поступить с обществом после 11 класса, стоит упомянуть о специальностях, для которых требуется сдавать экзамен по профильной математике:

  • «Экономика». Лучшие вузы – МИФИ, РГУНГ, РУНД, ГАУГН;
  • «Менеджмент». Направление открыто при РУДН, МГТУ «Станкин», РУТ (МИИТ) и других крупных российских вузах;
  • «Сервис». Профиль есть при РГУТИС, РАНХиГС, РосНОУ;
  • «Управление персоналом», «Консалтинг и аудит персонала», «Товароведение». Получить образование можно в МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), ГУУ.

Общество и математика позволяют осваивать профессии, тесно связанные с экономической и управленческой деятельностью, сферой консалтинга, рекрутинга!

Куда можно поступить если сдавать общество, историю и русский язык?

Такой набор экзаменов откроет перед вами двери вузов, занимающихся подготовкой кадров по следующим направлениям:

  • «Юриспруденция»,
  • «Политология»,
  • «История».

В МГЮА имени О. Е. Кутафина абитуриенты, которые не знают куда поступить после 11 класса с обществознанием, смогут выбрать из 10 направлений, рассмотрим самые интересные:

  • «Судебная экспертиза»;
  • «Адвокатская деятельность».

В этом вузе проходной балл по предмету достигает 89. Если вы не хотите трудиться в системе правопорядка, то можете выбрать специальности, подразумевающие взаимодействие с людьми:

  • РУДН и ДВФУ занимаются подготовкой специалистов для работы в сферы туризма;
  • в РНИМУ им. Н. И. Пирогова и МГМСУ им. А. И. Евдокимова можно получить образование по специальности «Социальная работа»;
  • в МГГЭУ открыто направление «Издательское дело».

В МГИК вы сможете пройти обучение, став экспертом в сфере документоведения и архивоведения, а также выставочной работы или культурологии.

Куда поступать после 11 класса с обществом, а также биологией?

Биология и общество – ваш пропуск в мир педагогики или работы, тесно связанной с психологией:

  • «Психология», «Биология», «Педагогическое образование»;
  • «Дефектологическое образование» (разные профили);
  • «Психология организационного поведения».

Хорошие факультеты функционируют при РосНОУ, МГОУ, МПГУ, ИГУМО. После завершения обучения выпускники смогут работать в школах, реабилитационных и развивающих центрах, еще один вариант – ведение частной практики.

Куда можно поступить с ЕГЭ по обществознанию и литературе?

Это сочетание ЕГЭ подойдет для гуманитариев, ведь такие экзамены позволяют освоить следующие профессии:

  • «Издательское дело» в Московском Политехе;
  • «Филология», «Телевидение», «Журналистика» в РГУ им. А. Н. Косыгина;
  • «Педагогическое образование» и «Филология» в МПГУ;
  • «Социально-культурная деятельность» в МГИК.

Вы сможете работать в школах, типографиях и издательствах, библиотеках и архивах, на телестудиях. Заработные платы в этом сегменте невысокие, большая часть специальностей больше подходит для девушек, чем для юношей.