В июле 1941 года паустовский сочинение егэ

Аргументы

  1. Мужество и война – вечные спутники. Часто мужество человека проявляется именно на войне.
  2. Человек проявляет мужество и стойкость, защищая то, что ему по-настоящему дорого, то, что он любит.
  3. Мужество и стойкость – качества, присущие не только мужчинам, но и женщинам и детям тоже.
  4. Мужество и стойкость – важные качества характера человека, показатели благородства, чести и достоинства.
  5. Невозможно победить такого человека, который не потерял мужество.

«Судьба человека»

Тема проблемы мужества – это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество – это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова. Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой. Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание – смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

Эпитеты к слову мужество

Несокрушимое, незаурядное, беспримерное, непоколебимое, неколебимое, гражданское, беззаветное, неукротимое, недюжинное, исключительное, геройское, стоическое, военное, немалое, новое, необычайное, последнее, хладнокровное, подобное, непреклонное, обычное, необыкновенное, прежнее, завидное, отличное, личное, собственное, выдающееся, политическое, отчаянное, душевное, несомненное, человеческое, героическое, необходимое, поразительное, особое, солдатское, замечательное, редкое, огромное, неслыханное, особенное, изрядное, высокое, стойкое, настоящее, подлинное, природное, невиданное, суровое, удивительное, великое, воинское, определенное, нравственное, моральное, невероятное, большое, спокойное, известное, былое, безграничное, благородное, истинное, достаточное.

Эпитеты к слову человек

Честный, смелый, мужественный, стойкий, агрессивный, пьяный, порядочный, талантливый, креативный, старый, молодой, креативный, бездарный, светловолосый, кареглазый, высокий, низкий, умный, глупый, аккуратный, скромный, трусливый, понимающий, тонкий, ленивый, трудолюбивый, романтичный, черствый, темноглазый, русский, хороший, чудесный, прекрасный, отрицательный, гадкий, мрачный, веселый, грустный, удачливый, счастливый, здоровый, галантный, интеллигентный, городской, сельский, деревенский, любимый, любящий, милый, уважаемый, обожаемый, светлый, волоокий, простой, чопорный, светский, дружелюбный, воинственный,

Эпитеты к слову война

Великая, химическая, всенародная, тотальная, защитная (устар.), сухопутная, народная, революционная, освободительная, ракетно-ядерная, ответная, превентивная, отечественная, позиционная, праведная, подводная, священная, партизанская, справедливая, оборонительная, авантюристическая, наступательная, агрессивная, молниеносная, бандитская, морская, безрассудная, мировая, безумная, междоусобная (междуусобная), бессмысленная, маневренная, братоубийственная, локальная, грабительская, колониальная, грязная, коалиционная, завоевательная, империалистическая, завоевательская, гражданская, захватная (устар.), воздушная, захватническая, водородная, несправедливая, бактериологическая, позорная, бактериальная, разбойническая, атомная, разбойничья, счастливая, безрезультатная, неотступная, бесплодная, злая, большая, жадная, всемирная, злая, глобальная, яростная, длительная, чудовищная, долголетняя, холодная, затяжная, ужасная, локальная, тяжкая, малая, тяжелая, молниеносная, тайная, небывалая, суровая, невиданная, страшная, неудачная, смертельная, победная, скрытая, разрушительная, победоносная, разорительная, проигранная, опустошительная, удачная, ожесточенная, успешная, нещадная (устар.), беспощадная, кровопролитная, бесчеловечная, кровавая, варварская, истребительная, горестная, испепеляющая, горькая, изнурительная, горячая, злодейская, губительная, зловещая, жестокая.

Аргументы из литературы

  1. А.Т. Твардовский «Василий Теркин». О мужестве и героизме во время войны написано немало произведений. Особенно волновала эта проблема тех писателей и поэтов, которые сами прошли по пыльным и трудным дорогам войны. Среди них и известный советский поэт А.Т. Твардовский, прошагавший через всю войну военным корреспондентом. Поэма «Василий Теркин», написанная между боями, сразу заслужила любовь читателей. Интерес к книге не остывает до сих пор. Поэт знакомит нас с простым русским солдатом Василием Теркиным, мужественным, смелым, находчивым, стойким воином. За свои душевные качества он и полюбился читателям. Фамилия Теркин подчеркивает, что герой – тертый калач, голыми руками его не возьмешь. Действительно, он не сдается даже в самых опасных и трудных ситуациях. В главе «Переправа» мы с волнением следим за героем, переживаем, переплывет ли он холодную реку. Но Теркин не только смог перебраться на другой берег, к своим, и передать важную информацию, но и сохранил чувство юмора, шутит, смеется. Когда нужно, Василий Теркин может взять ответственность на себя, заменить погибшего командира. Не сдается он более сильному физически немецкому солдату в главе «Поединок». Он стойко сопротивляется противнику, собирает всю силу и побеждает фашиста, ударив гранатой по голове, а потом приводит после ночной разведки «языка» с ценной информацией. В какие бы обстоятельства ни попал герой, он проявляет стойкость и мужество, поэтому уверен победе, о чем и говорит старому солдату в главе «Два солдата». И читатель не сомневается в том, что Теркин сдержит свое слово и освободит родную землю от врагов, ведь мужество и стойкость, характерные для героя, – это основа победы.
  2. Б. Васильев «А зори здесь тихие». «У войны – не женское лицо», – часто слышим мы эту фразу. Действительно, кажется, что с самых древних времен участниками войн и сражений являются только мужчины, однако события Великой Отечественной войны доказывают, что женщины, если нужно, тоже встают на защиту родной земли рядом с отцами и братьями и проявляют не меньшее мужество и не меньшую стойкость, чем они. Об этом рассказывает Б.Л. Васильев в повести «А зори здесь тихие». Молодые девушки-зенитчицы, некоторые из них еще вчерашние школьницы, уходят на войну и вкладывают все свои силы, чтобы противостоять фашистским захватчикам. У каждой из героинь была своя судьба, свои планы и цели, но война безжалостно отобрала у них все самое ценное и дорогое, а их заставила взять в руки оружие. Не все из девушек ясно понимают, что такое война, не все из них видели смерть, но они полны ненависти к врагу и желания отомстить за вероломство, смерть близких, страдания и слезы. Никому из этих пяти девушек не суждено было выжить, не суждено дождаться победы над врагом и вновь увидеть мирное небо. Героизм, мужество, стойкость, внутренняя сила героинь поражает. Кажется, в этих хрупких женских образах не может быть столько силы, но в самые решительные и ответственные моменты она появляется. Дочь офицера, красивая, смелая, ловкая Женя Комелькова мужественно погибает, защищая Васькова и Риту Овсянину. Скромная, тихая Лиза Бричкина, выросшая в лесу и знавшая все приметы, погибает в болоте, спеша за подкреплением для отряда. В перестрелке с немцами получает смертельное ранение и Рита. Понимая, что умирать ей придется мучительно и долго, девушка выстрелила себе в висок, перед смертью попросив Васкова позаботиться о ее сыне. Погибают Соня Гурвич и Галя Четвертак, не успевшие насладиться жизнью, исполнить свои мечты, стать матерями. Каждая из девушек внесла свой вклад и приблизила конец войны. Своим примером они доказали, что смелость и мужество характерны не только для сильного пола, но и для хрупких и слабых женщин.
  3. К.Г. Паустовский «Робкое сердце». Небольшие рассказы К.Г. Паустовского всегда интересны для читателей. Они потрясают до глубины души, заставляют о многом задуматься и даже поменять отношение к жизни или по-новому взглянуть на некоторых людей. В рассказе «Робкое сердце» автор повествует о простой, скромной женщине Варваре Яковлевне, которая была фельдшером туберкулезного санатория в приморском городке. Она в одиночку воспитывала племянника Ваню, сына своей умершей сестры, такого же робкого и тихого мальчика, как и она сама. Ваня грезил о самолетах, он вырезал из консервных жестянок пропеллеры, запускал их при помощи катушки и шнура в воздух, и эти жестянки летели в сад к соседу, Егору Петровичу, недовольному тем, что изобретения соседского мальчишки ломали его помидоры и цветы. Потом Ваня вырос, его взяли в армию, в Летную школу в Подмосковье. Так сбылась его мечта летать. Когда началась война, письма и телеграммы от Ивана перестали приходить, а однажды в крымский городок Карантин вошли немцы, а через некоторое время был сбит советский самолет, а летчика взяли в плен. Этим летчиком был Иван Герасимов, племянник Варвары Яковлевны. Но он уже не был похож на того мальчика с робким сердцем, который ломал у Егора Петровича на огороде саженцы. Немцы решили казнить дерзкого летчика, а когда вели его по улице к месту казни, Иван шел спокойно, без тени застенчивости во взгляде, без капли страха в глазах, будто его ведут не на смерть, а просто погулять по центральной улице города. Иван мужественно встретил смерть, ни на секунду не дрогнув, не потеряв стойкости духа, до конца уверенный в победе русского народа. Его подвиг вдохновил других летчиков, которые разбомбили немецкие батареи и дали возможность войти в оккупированный город нашему десанту. Образ героя доказывает, что внешность может быть обманчива. С виду тихий и робкий человек, может в решительные минуты проявить колоссальное мужество и стойкость.
  4. Б.Л. Васильев «В списках не значился». Война – страшное испытание для любого народа. Она не только несет смерть, страдания и слезы, но и устраивает серьезные испытания на прочность, мужество и стойкость. Главный герой романа «В списках не значился» В.Л. Васильева эти испытания с честью выдержал. Девятнадцатилетний Николай Плужников – выпускник военного училища, вчерашний курсант. Окончив учебу, он мог остаться в училище на должности командира учебного взвода, продолжить учебу в Военной академии, но Николай отказывается и его отправляют на службу в Брестскую крепость. На новое место службы он попадает в ночь на 22 июня 1941 года, его не успели даже занести в списки, как началась война. Девять долгих месяцев Николай стойко противостоит врагу, устрашая его ночными вылазками, которые наводят на немцев такой ужас, что им даже кажется, что ночью в крепости оживают все погибшие и выходят биться из подвалов. Плужников ставит перед собой задачу, отыскать и собрать вместе всех, кто уцелел при налете на крепость. Кажется, что герой не знает, что такое страх. Он стойко борется за каждый клочок цитадели, совершает то, что другим не под силу. Один за другим погибают его боевые товарищи, но Плужников не утрачивает силы духа, стойкости, совершая ночные вылазки. До последней минуты жизни он верит в победу. Ослепшего, еле живого, седого, его находят в апреле 1942 года. От скрипача-переводчика он узнает, что гитлеровская армия разбита под Москвой и выходит из своего укрытия с мыслью о выполненном долге. Через строй немецких солдат он идет прямо, как на параде, а враги отдают ему честь. Плужников погибает, как герой, мужественный и стойкий, не сдавшийся до последнего вдоха.
  5. М.А. Шолохов «Судьба человека». Мужество и стойкость – главные качества, без которых не может коваться победа. Они являются ее основой, фундаментом. Только стойкий и мужественный солдат способен добиться поражения врага, вынести все тяготы военного времени, выстоять. В этом нас убеждают многие произведения русских и зарубежных писателей. Одно из самых любимых многими произведений о войне – рассказ «Судьба человека» М.А. Шолохова, в котором автор рассказывает о непростой жизни русского солдата Андрея Соколова. Повествование о его жизни начинается с довоенного времени, когда герой только создал семью, обустраивал свой быт, воспитывал детей, гордился их успехами. Но все это в одночасье перечеркнула война, на которую герой уходит в самые первые ее дни. Андрей Соколов попадает в плен, и его увозят в концлагерь, где он проявляет всю свою стойкость и мужество. Многие погибали от невыносимых условий: приходилось много трудиться на каменоломнях, за невыполнение плана в четыре кубометра жестоко наказывали. Многие от таких условий умирали. Однажды Соколов не сдержался и сказал, что фашистским гадам нужна выработка в четыре кубометра, а узникам на могилу достаточно и одного. Нашелся предатель, который донес на него, поэтому героя вызвали в кабинет к коменданту лагеря. Сцена допроса Соколова у Мюллера одна из самых сильных в произведении. Она потрясает читателя, держит его в напряжении. Андрею Соколову предлагают выпить за победу немецкого оружия, но герой отказывается от этого предложения, нисколько не страшась того, что его за этот отказ могут казнить. Однако за свою смерть он пьет, не закусывая, желая показать сильному и властному врагу свое достоинство и честь, чем вызывает немалое уважение у немецкого коменданта. Проявив мужество и отвагу, он смог вырваться из концлагеря и, убив важного немецкого майора, доставил важную информацию своим. Благодаря своей исполинской стойкости русский солдат не сломался и от известия о гибели жены и дочек, выстоял он и после известия о гибели сына в последние дни войны. Соколов не только не очерствел сердцем, но и смог пригреть и усыновить мальчика-сироту, которому дарил всю свою нерастраченную любовь. Его внутренние качества – стержень, который помогает удержаться герою под тяжестью ударов судьбы.
  6. Л.Н. Толстой «Война и мир». Бородинское сражение – одно из самых важных исторических событий прошлого нашей страны. К нему не раз обращались многие поэты и прозаики, среди которых и Л.Н. Толстой, истинный патриот и известный русский писатель. В романе-эпопее «Война и мир» автор описывает не только отношение народа и власти к этому сражению, но и само сражение. Толстой, всегда считавший, что дух армии, его настроение играют огромную роль в исходе любой битвы, доказывает, что Бородинское сражение – нравственная победа русских. Он вводит в произведение план сражения и большинство сцен показывает глазами совершенно ничего не понимающего в военном деле Пьера. Безухов встречает под Можайском обоз раненых, а также мужиков-ополченцев, разговаривает с Борисом Друбецким, Кутузовым, Долоховым и понимает, что народ настроен решительно, так как враги топчут его землю, лишают его жизни и крова. А когда тебя хотят лишить свободы и дома, тогда нужно действовать решительно. На батарее Раевского Пьер видит, как солдаты и офицеры выполняют свой долг, они ни минуты не стоят без дела, все время заняты: подносят к пушкам снаряды, заряжают орудия. Они шутят и над собой, и над Пьером. И читатель понимает, что это их щегольство, смех, шутки вовсе не попытка замаскировать трусость, а наоборот, проявление истинной стойкости и мужества. И Пьер, чувствуя их настроение, тоже захотел стать одним из них, участвовать в общем деле, сделать свой вклад, поэтому предложил подносить снаряды. Мучаясь от того, что его испугала кровавость происходящего, граф ругает себя и восхищается солдатами, насколько они тверды и спокойны в своих действиях, как мало они говорят и как много делают. Он будто заражается от них их духом, стойкостью. Читая сцены Бородинского сражения, мы утверждаемся в мысли, что ее исход полностью зависел от мужества и стойкости русских солдат, от их глубокого патриотизма. Хоть на минуту дрогни они – исход сражения был бы другим.

Проблема героизма по тексту Катаева. Сочинение ЕГЭ.

По тексту Катаева. Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха…

Как часто на войне люди совершают подвиги? Что толкает их на это? О чём думают они в последние минуты своей жизни? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.Катаева.

В своём тексте автор ставит проблему героизма. Он рассказывает о «горстке храбрецов», которые больше месяца защищали осаждённый форт от беспрерывных атак. Закончились снаряды, на исходе продовольствие. Немецкий контр-адмирал предложил им сдаться, выдвинув ряд условий. Писатель обращает наше внимание, что целую ночь гарнизон форта шил флаг. Моряки пошли к кирхе. Но не для того, чтобы сдаться. А чтобы выполнить последнюю боевую задачу: уничтожить как можно больше врагов и умереть. «Тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха». Над ними развевался громадный красный флаг. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня ещё раз задуматься о героизме и его истоках.

Позиция автора мне понятна: героизм – это проявление высшей степени мужества, это способность расстаться с жизнью, выполняя боевое задание. На героический поступок способен человек по-настоящему любящий свою родину, готовый пожертвовать жизнью ради её спасения. Автор восхищён мужеством моряков.

Я разделяю точку зрения автора. Героизм – это отвага, благородство, умение жертвовать собой. На героические поступки способны люди, для которых такие понятия, как любовь к родине, долг, – не пустые слова. Мы, читатели, восхищаемся героизмом советских моряков. Как шли они на последнее боевое задание – на смерть. Как мужественно и храбро умирали. В художественной литературе о войне писатели часто описывают солдатский подвиг, как высшую степень мужества, попробую это доказать.

В повести Б.Л.Васильева «В списках не значился» подвиг совершает молодой лейтенант Николай Плужников. Накануне войны он прибыл в Брестскую крепость, у него были большие планы на будущее. Но война перечеркнула всё. Почти девять месяцев лейтенант оборонял крепость, отдавая себе приказы и выполняя их. Его боевое задание – уничтожать врага. С этим заданием, пока были силы, он успешно справлялся. Когда он вышел наверх, перед нами почти слепой седой человек с отмороженными пальцами. Немецкий генерал отдаёт честь русскому солдату, его мужеству и героизму.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» мы встречаем Андрея Соколова, водителя, отца и мужа. Война перечеркнула и его планы. Плен, неудачный побег, когда догнали с собаками, которые чуть не загрызли насмерть, удачный побег, удалось даже прихватить с собой языка, важного немецкого офицера. Андрей узнаёт о гибели семьи, он теряет сына в последний день войны. Всё перечеркнула и отняла война. Не просто всё это было вынести. Но он нашёл в себе силы, чтобы усыновить Ванюшку, такого же одинокого, как и он. Перед нами герой, человек с большой буквы.

Таким образом, чаще всего с героизмом мы встречаемся в экстремальных ситуациях, например, на войне. Человек поставлен в условия выбора: честь и смерть или жизнь и бесчестие. Не каждый способен на подвиг. Поэтому во все времена каждая страна гордится своими героями и бережно хранит память о них. Они это заслужили.

Аргументы из жизни

  1. О мужестве, стойкости и героизме русских солдат в годы Великой Отечественной войны рассказывают их подвиги. Многие из читателей слышали имя летчика-испытателя М.П. Девятаева, который в феврале 1945 года смог вырваться из фашистского концлагеря, угнать немецкий бомбардировщик, поднять его в небо и добраться до своих. Самолет М.П. Девятаева сбили в июле 1944 года за линией фронта. Летчик выпрыгнул с парашютом и попал в плен к немцам. Через несколько месяцев его перевезли в концлагерь Пенемюнде, где испытывали немецкие ракеты. На военной базе, на берегу моря, был аэродром, на котором военнопленные восстанавливали взлетную полосу, засыпая воронки от снарядов. Каждый раз, видя «Хейнкель-111», Девятаев мечтал о побеге. Постепенно в его голове созрел план, воплотить который помог счастливый случай. Побег был столь дерзким, что немцы не сразу сообразили, что за штурвалом сидит военнопленный. Сколько мужества, стойкости, смекалки и смелости нужно иметь, чтобы угнать фашистский бомбардировщик под носом у фашистов. Немцы бросили в погоню все истребители, но угнанный самолет не нашли, так как Девятаев, как опытный летчик, предположил, что искать будут вдоль моря, поэтому направил «Хейнкель» по другому пути: сначала на север, в сторону моря, а потом на восток. За линией фронта самолет попал под обстрел советской зенитной артиллерии, поэтому летчик принял решение посадить самолет «на брюхо». Советские солдаты были удивлены видом найденных в самолете «живых трупов». Они сообщили своим координаты Пенемюнде и принципы маскировки в нем. В истории Второй мировой войны подвиг русского солдата М.П. Девятаева не имеет аналогов по своему замыслу и невероятной сложности исполнения.

Сочинение на тему героизм аргументы

Не знаю,поможет ли,ну хотя бы направит в нужное русло,что ли,найденное мною на просторах нета. Известной американской поэтессе и писательнице Элеонор Мэрри Сартон, известной миллионам читателей как Мэй Сартон, принадлежат часто цитируемые слова: «Мысли как герой – и ты будешь вести себя как порядочный человек».Много написано о роли героизма в жизни людей. Эта добродетель, имеющая ряд синонимов: мужество, доблесть, отвага, проявляется в нравственной силе ее носителя. Моральная сила позволяет ему следовать действительному, реальному служению родине, людям, человечеству. В чем заключается проблема истинного героизма? Аргументы можно употребить разные. Но главное в них: подлинный героизм не слеп. Различные примеры героизма являются не просто преодолением неких обстоятельств. Все они имеют одну общую черту – привносят в жизнь людей чувство перспективы.Сегодня в обывательской психике, к сожалению, преобладает искаженное понятие о героизме. Современные люди с головой погружены в свои проблемы, в свой маленький эгоистичный мирок. Поэтому для их сознания принципиально важны свежие и нетривиальные аргументы по проблеме героизма. Поверьте, нас окружают герои. Мы просто их не замечаем из-за того, что наши души близоруки. Не только мужчины совершают подвиги. Присмотритесь – женщина, по приговору медиков, неспособная родить в принципе – рожает. Героизм может проявиться и проявляется нашими современниками у постели больного, за столом переговоров, на рабочем месте и даже у кухонной плиты. Нужно просто научиться это видеть.Жертвенность отличает настоящий героизм. Борис Леонидович Пастернак в «Докторе Живаго», предельно честном произведении о своем поколении, пишет о доблести как о высшей эмблеме человечества. По мнению писателя, не в насилии, а в добродетели раскрывается проблема истинного героизма. Аргументы свои он высказывает устами дяди главного героя, Н. Н. Веденяпина. Тот считает, что зверя, дремлющего в каждом из нас, не в состоянии остановить укротитель с хлыстом. Но это по силам проповеднику, жертвующему собой. Богата рассуждениями о сущности героизма русская классическая литература. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» поднял целый ряд философских вопросов. В образ князя Андрея, идущего по пути воина, писатель вложил свои особые аргументы. Проблема героизма и мужества мучительно переосмысливается и эволюционирует в сознании молодого князя Болконского. Его юношеская мечта – совершить подвиг – уступает пониманию и осознанию сути войны. Быть героем, а не казаться, – так изменяются жизненные приоритеты князя Андрея после битвы под Шенграбеном.Штабной офицер Болконский понимает, что настоящим героем этого сражения является командир батареи капитан Тушин. Скромный, теряющийся в присутствии начальства. Объект насмешек адъютантов. Батарея маленького и щуплого невзрачного капитана не дрогнула перед непобедимыми французами, нанесла им урон и дала возможность основным силам организовано отступить. Тушин действовал по наитию, приказа – прикрывать тыл армии – он не получал. Понимание сути войны – таковы были его аргументы. Проблема героизма переосмысливается князем Болконским, он круто меняет свою карьеру и при содействии М. И. Кутузова становится командиром полка. В битве под Бородино он, поднявший полк в атаку, получает тяжелое ранение. Тело русского офицера со знаменем в руках видит объезжающий Бородинское поле Наполеон Бонапарт. Реакция французского императора – уважение: «Какая прекрасная смерть!» Осмысление сущности подвига присутствует и в ряде произведений американских классиков. Роман «Убить пересмешника» изучают в школах все маленькие американцы. Он содержит оригинальное рассуждение о сущности мужества. Звучит эта мысль из уст адвоката Аттикуса, человека чести, берущегося за справедливое, однако отнюдь не прибыльное дело. Его аргументы к проблеме героизма звучат следующим образом: мужество – это когда берешься за дело, при этом заранее зная, что проиграешь. Но все-таки берешься и идешь до конца. И иногда все-таки удается выиграть. В истории российского народа был период, когда героизм стал воистину массовым. Тысячи воинов обессмертили свои имена. Конечно же, забыть и не донести новым поколениям такие образцы героизма – преступлению подобно. Это следует делать на примере советской «военной» литературы.Фронтовог­о корреспондента газеты «Правда» Бориса Полевого потрясла история летчика 580-го полка истребителей Маресьева Алексея. Зимой 1942 года над небом Новгородской области он был сбит. Раненный в ноги пилот 18 суток ползком добирался до своих. Он выжил, добрался, однако ноги его “съела” гангрена. Последовала ампутация. В госпитале, где лежал Алексей после операции, также находился политрук Сергей Воробьев. Ему удалось зажечь Маресьева мечтой – вернуться в небо как летчик-истребитель. Превозмогая боль, Алексей учился не просто ходить на протезах, но и танцевать. Апофеозом повести является первый воздушный бой, проведенный летчиком после ранения.Медкомиссия «капитулировала». За войну реальный Алексей Маресьев сбил 11 вражеских самолетов, причем большую их часть – семь – после ранения. Советскими писателями убедительно раскрыта проблема героизма. Аргументы из литературы свидетельствуют – подвиги совершали не только мужчины, но и женщины, призванные служить. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» поражает своим драматизмом. В советском тылу высадилась крупная диверсионная группа фашистов, насчитывающая 16 человек.Героически гибнут молодые девушки (Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гуревич, Галя Четвертак), служащие на 171 железнодорожном разъезде под командованием старшины Федота Васкова. Однако они уничтожают 11 фашистов. Оставшихся пятерых старшина обнаруживает в избушке. Одного убивает, а четверых пленит. Далее сдает пленных своим, теряя сознание от усталости.Повесть Михаила Александровича Шолохова “Судьба человека” знакомит нас с бывшим красноармейцем – водителем Андреем Соколовым. Просто и убедительно раскрывается писателем проблема мужества и героизма. Аргументы, трогающие за душу читателя, искать долго не приходилось. Практически в каждую семью война принесла горе. У Андрея Соколова его было в избытке: в 1942 году погибли жена Ирина и две дочери (бомба попала в жилой дом). Сын чудом остался жив и после этой трагедии добровольцем ушел на фронт. Сам Андрей воевал, попал в плен к фашистам, бежал из него. Однако его ожидала новая трагедия: в 1945 году, 9 мая, снайпер убил сына.Сам Андрей, потеряв всю свою семью, нашел в себе силы начать жизнь «с чистого листа». Он усыновил беспризорного мальчишку Ваню, став для него приемным отцом. Этот нравственный подвиг опять наполняет его жизнь смыслом. Таковы аргументы к проблеме героизма в классической литературе. Последняя действительно способна поддержать человека, пробудить в нем мужество. Хотя она не в состоянии помочь ему материально, зато возводит в его душе границу, через которую Зло переступить не может.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Устоишь сегодня завтра вздохнешь свободно», – гласит русская пословица. В ней говорится о том, что если человек проявляет мужество и стойкость сегодня, то есть в настоящем, то в будущем он испытает радость свободы.
  2. «Стойкость горька, но плод ее сладок», – говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что выстоять, проявить мужество непросто, но плод стойкости всегда сладок.
  3. «Стойкость — основа победы», – говорится в чеченской пословице. Чеченский народ считает, что победа основывается на стойкости. Если человек проявляет мужество, готов вынести тяжкие испытания, значит он обязательно одержит победу.
  4. «Стойко бейся за каждый овраг и лес, чтобы враг нигде не пролез», – утверждает русская пословица. Она учит стойко биться за свою землю, защищать каждый ее кустик, каждый овраг и озеро, чтобы враг не имел возможность
  5. «Стойкий солдат не знает слова «назад», – говорит в пословице карельский народ. Он утверждает, что стойкий солдат никогда не повернет назад, а стойко и мужественно будет биться до конца.
  6. «Мужество смелых познается на поле боя», – говорится в таджикской пословице. В ней имеется в виду, что боле боя – это лучшее место для проверки стойкости и мужества солдат. Именно на войне проявляются эти ценные качества.
  7. «Мужество украшает человека», – говорится в армянской пословице. По мнению армянского народа, мужество является украшением любого человека, особенно если это мужество проявляется в бою.
  8. «Человеку с мужеством никакое дело не страшно», – говорится в русской пословице. Она утверждает, что человеку, чье сердце наполнено мужеством, по силам любое дело.
  9. «Если есть у тебя мужество, дело не будет тяжелым», – гласит русская пословица. Она убеждает нас в том, что дело не будет тяжелым для того человека, чье сердце обладает мужеством.
  10. «Бой не опасен, если ты мужеством красен», – говорится в пословице. Она утверждает, что для того, кто обладает невероятным мужеством, ни один бой не будет казаться опасным.

Сочинение Проблема подвига, героизма и самоотверженности

В предложенном для анализа тексте Ю.Я. Яковлев поднимает проблему подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказа об одном учителе истории, у которого была возможность спасти свою жизнь, но узнав о том, что жители Крагуеваца погибают, среди которых были и его ученики, он решил быть с детьми в их предсмертный час, чтобы им не так было страшно и смягчить картину ужаса, которая развертывалась перед ними: «Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах. Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников. И к этому пятому классу пристроились еще много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно».

А также писатель показывает мужественность, бесстрашие и самоотверженность учителя, его любовь к детям, как он воодушевил их, преподав им свой последний урок: «»Дети, – сказал учитель, – я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди.

Теперь пришел наш черед. Идемте! Начинается ваш последний урок истории». И пятый класс пошел за своим учителем».

Авторская позиция ясна: Ю.Я. Яковлев считает, что под подвигом можно понимать не только спасение жизни других людей, но и помощь в предсмертный час, например, стать примером для подражания и поддержкой, особенно если для этого придется пожертвовать своей жизнью.

Я полностью согласна с авторской позицией и также считаю, что самоотверженность по отношению к другим людям по праву можно считать настоящим подвигом, потому что она требует усилий, плата за которых бывает нередко высока.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова жертвует собой, живя по «желтому билету», чтобы прокормить больную чахоткой мачеху, ее малолетних детей и своего отца-пьяницу. Соня помогает Раскольникову превозмочь себя, делит его участь, отправляясь вслед за ним на каторгу. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

На протяжении всего романа Соня совершает неоднократные подвиги, пытаясь спасти и спасая жизни дорогих и близких для нее людей, что характеризует ее как высоконравственную личность, сильную духом.

Другим примером может служить рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», в частности, легенда о Данко, которую рассказывает старуха Изергиль. Данко, чтобы доказать свою любовь к людям, разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел, тем самым вывел людей из тёмного леса. Данко – это воплощение бескорыстной, возвышенной и жертвенной любви к людям, он совершил подвиг, пожертвовав собой ради их спасения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: под подвигом понимается не только спасение жизни других, но и помощь, самопожертвование.

Полезный материал по теме:

  1. Проблема подвига, героизма, отваги людей в годы войны
  2. проблема самоотверженности на войне
  3. Проблема человеческого подвига
  4. Проблема истинного героизма на войне
  5. Проблема героизма (по тексту Б. Л. Васильева )

Биография

Бакланов Григорий появился на свет в Воронеже в 1923 году, 11 сентября. Происходит из еврейской семьи. Отца звали Яков Минаевич. Он был служащим. Мать звали Ида Григорьевна, она была зубным врачом. После ухода из жизни родителей Бакланов Григорий воспитывался семьей своего дяди. Детские, а впоследствии и юношеские годы будущий писатель проводит в Воронеже.

Окончив 9 класс, поступает в авиационный техникум. После начала войны работал на авиазаводе слесарем. Предприятие выпускало штурмовики «Ил-2». Чтобы стать студентом военного училища, экстерном сдал все экзамены за десятый класс. В 1941 г. был призван на службу Воронежским РВК. Прошел обучение в артиллерийском училище. В 1942 г. вступил в ВКП(б). С 1943 г. воевал в составе Юго-Западного и Третьего украинского фронтов. Участвовал в сражениях в Австрии, Венгрии, Румынии, Молдавии и на Украине. В 1943 году в районе города Запорожье был ранен.

За участие в декабрьских боях 1944 г. под Секешфехерваром награжден орденом Красной Звезды. Также удостоен медалями за взятие Вены и Будапешта. Получил орден Отечественной войны.

К январю 1945 года стал лейтенантом, командиром огневого взвода 1232 артиллерийского полка, 115 Криворожской бригады. Закончил войну в чине начальника разведки в артиллерийском дивизионе.

Писатель вспоминал, что когда он с фронта вернулся домой, ему был всего 21 год. В тот момент он чувствовал, что главное в его жизни сделано. По его словам, он ощущал невероятную легкость. Григорий не хотел делать какую-либо карьеру и ему было безразлично, что будет дальше. Однако в 1951 году он отучился в Литературном институте имени Горького. Вскоре начал печататься. На страницах журнала «Крестьянка» вышел рассказ «Выговор». В 1956 г. его приняли в состав Союза писателей СССР.

Первые повести, посвященные теме войны, — «Пядь земли» и «Южнее главного удара» — принесли писателю известность, однако подверглись критике. Впоследствии произведения нашего героя выходили с большим трудом. Наиболее сложной можно назвать судьбу романа под названием «Июль 41 года». Он описывает уничтожение офицерского корпуса в Красной армии Сталиным. После первой печати произведения «Июль 41 года» оно не было запрещено формально, однако не переиздавалось двенадцать лет.

Григорий Бакланов

Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия — Фридман) — русский советский писатель, сценарист, публицист. Начал творчество с «деревенской прозы», но известность приобрёл, написав произведения, основанные на личном опыте участия в Великой Отечественной войне.

Родился 11 сентября 1923 года в Воронеже. Во времена НЭПа семья жила в Москве, откуда, лишив главу семейства избирательных прав, их сослали в Курган. В 11-тилетнем возрасте Григорий потерял обоих родителей и воспитывался с братом в семье тёти и её мужа в Воронеже. Окончив 9-й класс, в 1940 году поступил в самолётно-монтажную группу Воронежского авиационного техникума.

Когда началась война, Григорий проходил летнюю практику на 18-м авиационном заводе. С этого времени упорно старался попасть на фронт (1923 год не призывали); прошёл медкомиссию в лётную школу; экстерном сдал экзамены за 10-й класс (тех, кто закончил десятилетку призывали с 18 лет). Осенью 1941 года в московском ополчении погибает старший брат Григория, а сам Григорий рядовым-добровольцем вступает в 387-ой гаубичный полк. С полком воюет на Северо-Западном фронте, вступает в ВКП(б).

В ноябре 1942 года отправлен во 2-е Ленинградское артиллерийское училище, по окончании которого в августе 1943 года становится командиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. В октябре 1943 года получает тяжёлое осколочное ранение в бою под Запорожьем. Полевой госпиталь, потом — Днепропетровский госпиталь. Перенёс несколько операций, признан негодным к строевой службе, но в апреле 1944 года возвращается в полк. Воевал на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии. В январе 1945 года контужен. Весной 1945 года в Австрии встретил конец войны. Закончил войну лейтенантом, начальником разведки артдивизиона. Награждён медалями, орденом Красной Звезды (1945), орденом Отечественной войны I степени (1985).

В декабре 1945 года демобилизуется и приезжает в Москву.

В 1946-51 годах Бакланов учился в Литературном институте им. М. Горького (в семинаре К. Паустовского). С 1950-го печатал очерки и рассказы, посвященные послевоенной деревне. Тогда же появился псевдоним Бакланов – фамилию Фридман в годы борьбы с космополитизмом забраковали, за чересчур иностранное звучание: «В 49-м году я принес свой рассказ в одну редакцию,

– вспоминал писатель, –
а мне говорят: “Что такое Фридман? Может быть, нам этого Фридмана из Америки прислали. Давайте придумывайте себе русскую фамилию”. И я стал Баклановым»
.

Первый рассказ «Выговор» опубликован в журнале «Крестьянка» в 1951 году; в 1954 — повесть «В Снегирях»; в 1955 — очерк «Новый инженер»; это были произведения, которые можно отнести к новому направлению тогдашней «деревенской прозы». Но известность писателю принесли первые повести о войне — «Девять дней (Южнее главного удара)» (1958) и «Пядь земли» (1959). Последнюю официальная критика встретила резко отрицательно, расценив её как образец будто бы порочной «окопной правды».

Судьба частного человека на фронте окажется в центре внимания и последующих произведений Бакланова: повесть «Мёртвые сраму не имут» (1961), рассказ «Почём фунт лиха (Был месяц май)» (1962), роман «Июль 41 года» (1964). В 1967 году на IV съезде писателей СССР роман «Июль 41 года» был назван в числе значительных произведений в литературе о Великой Отечественной войне.

Последующие произведения Бакланова — повесть «Карпухин» (1965), роман «Друзья» (1975), повесть «Меньший среди братьев» (1981) — рассказывали о мирных днях, но герои этих книг по-прежнему являются представителями поколения, прошедшего войну. И поступки, совершаемые в этой мирной жизни, герои меряют нравственными мерками, сложившимися на войне.

Вновь Бакланов заявляет о себе в 1979 году повестью «Навеки — девятнадцатилетние», отмеченной Государственной премией. В ней он снова обращается к военным будням. «Лейтенанты» — молодые герои Бакланова — обострённо чувствуют ценность каждого прожитого дня, каждого мгновения.

Бакланов — автор многих рассказов, путевых заметок, критических статей, ему принадлежат сценарии восьми фильмов, среди них лиричный, несмотря на военную тематику, фильм «Был месяц май» (1970). В Театре на Таганке в Москве был поставлен спектакль по пьесе «Пристегните ремни!», написанной вместе с Ю. Любимовым.

С 1986 по 1993 годы Бакланов — главный редактор журнала «Знамя», одного из ведущих журналов 1960-80-х. В 1990-е Бакланов продолжает активно выступать с публицистикой на темы вчерашней войны и нынешнего мира.

В 1995 году вышла повесть Бакланова «И тогда приходят мародёры» о поколении, которое пережило одну из самых страшных войн, но которое в силу трудных противоречий нынешнего времени оказалось почти на грани новой гражданской войны. Эта повесть написана не столько беллетристом, сколько публицистом.

В 1995 году была издана книга Бакланова «Я не был убит на войне», в 1996 — его книга воспоминаний «Входите узкими вратами». В 1999 году опубликована повесть «Мой генерал» и книга воспоминаний «Жизнь, подаренная дважды».

Умер 23 декабря 2009 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденом «Знак почёта» (1973), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1998).

Умер писатель Григорий Бакланов, основоположник жанра «лейтенантской прозы»

krugosvet.ru

Умер писатель Григорий Бакланов, основоположник жанра «лейтенантской прозы» krugosvet.ru

23 декабря в Москве на 87-м году жизни умер Григорий Бакланов, замечательный советский, русский писатель, фронтовик, основоположник жанра «лейтенантской прозы», лауреат многочисленных литературных премий и государственных наград, сообщает радио «Свобода».

Григорий Яковлевич Бакланов (Фридман) родился 11 сентября 1923 года в Воронеже. Ему было семнадцать, когда началась война. Фронтовой маршрут рядового, а позже – командира взвода, лейтенанта Григория Бакланова – Украина и Молдавия, Румыния и Болгария, Венгрия и Австрия. Был тяжело ранен, закончил войну командиром артдивизиона. О писателях-фронтовиках говорили: «Они видели пот и кровь на своей гимнастерке».

После войны Григорий Бакланов поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951 году. Первый рассказ был опубликован в журнале «Крестьянка» в 1951-м. Известность Бакланову принесли первые повести о войне — «Девять дней (Южнее главного удара)» (1958) и «Пядь земли» (1959). За ними последовали повесть «Мертвые сраму не имут» (1961), роман «Июль 41 года» (1964), в котором писатель одним из первых поднял вопрос об ответственности Сталина за поражения Красной Армии в начале войны.

Повесть «Навеки — девятнадцатилетние» (1979), посвящённая судьбам вчерашних школьников, попавших на фронт, была отмечена Государственной премией СССР (1982).

По сценариям Григория Бакланова были сняты многие фильмы: «Познавая белый свет», «Был месяц май».

С 1986 по 1993 годы Бакланов был главным редактором журнала «Знамя». Тираж журнала тогда достиг миллиона экземпляров. На страницах литературного издания Бакланов публиковал произведения Булгакова, Твардовского, Приставкина. На страницах «Знамени» последнее произведение Бакланова увидело свет в 1995 году.

Он был секретарем правления Союза писателей СССР (избран восьмым съездом СП СССР 1986), членом совета историко просветительского общества «Мемориал».

В 1988 году опубликовал книгу рассказов «Свет вечерний»; в 1993 году «Свой человек» (повесть и рассказы), в 1995 году книгу «Я не был убит на войне» (роман, повести, рассказы).

Издана книга мемуаров Григория Бакланова «Жизнь, подаренная дважды».

«Когда я вернулся с фронта, мне был двадцать один год. Я вернулся в твердом убеждении, что главное дело моей жизни сделано. Мне было на редкость легко. Мне не хотелось ни карьеры никакой, мне было абсолютно безразлично, что будет дальше. Я был убежден: главное дело моей жизни сделано. И вот прошло полвека. Все-таки что-то я за эти полвека сделал, чего могу не стыдиться», – цитирует писателя телеканал «Культура».

Писатель награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-ей степени, медалями.

Бакланов, Григорий Яковлевич

Родился 11 сентября 1923 года в Воронеже в еврейской семье. Отец — Яков Минаевич Фридман (1893—1933)[1], служащий, мать — Ида Григорьевна Кантор (1892—1934), зубной врач, выпускница Воронежской Мариинской женской гимназии (1909). В конце 1920-х годов отец был объявлен лишенцем и выслан в Курган (в 1933 году покончил с собой). После смерти матери в ноябре 1934 года воспитывался в семье тёти (сестры матери Берты Григорьевны Зелкинд, учительницы музыки) и её мужа — военного врача Давида Борисовича Зелкинда. Детские и юношеские годы провёл в Воронеже. Окончив 9-й класс, в 1940 году поступил в самолётно-монтажную группу Воронежского авиационного техникума.

Когда началась Великая Отечественная война, работал клепальщиком на 18-м авиазаводе, который выпускал штурмовики Ил-2. Для того, чтобы попасть в военное училище, экстерном сдал экзамены за 10 класс[2].

В 1941 году Воронежским РВК был призван в армию[3]. Окончил артиллерийское училище[4]; в 1942 году вступил в ВКП(б). С 1943 года воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах[3]. Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии[5]. Старший брат Юрий Яковлевич Фридман (1921—1941) погиб на фронте[6].

В сентябре 1943 года был ранен в районе г. Запорожье. За декабрьские бои 1944 года под Секешфехерваром получил орден Красной Звезды[3]. Также был награждён медалями за взятие Будапешта[7] и Вены, за победу над Германией, в 1985 году — орденом Отечественной войны I степени[4].

На январь 1945 года лейтенант, командир огневого взвода 1232-го пушечного артиллерийского полка 115-й пушечной артиллерийской Криворожской бригады[3]. Закончил войну начальником разведки артиллерийского дивизиона[8][9].

Когда я вернулся домой с фронта, мне был 21 год. Я вернулся с войны с твёрдым убеждением в том, что главное в моей жизни уже сделано. Тогда мне было на редкость легко. Мне не хотелось делать никакой карьеры, мне было абсолютно безразлично, что будет со мной дальше. Я был твёрдо убеждён: главное дело всей моей жизни уже сделано.

— Григорий Бакланов

В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького, в этом же году начал печататься — рассказ «Выговор» в журнале «Крестьянка»[4] был напечатан под его собственной фамилией Фридман. С 1952 года использовал псевдоним Бакланов. В 1956 был принят в Союз писателей СССР[4]. Первые повести о войне, которые принесли Бакланову известность, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли»[10] (1959), подверглись резкой критике. Впоследствии произведения о войне Бакланова выходили с трудом (см. список изданий)..

Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года» (1964), в котором описано уничтожение Сталиным офицерского корпуса Красной армии. После первой публикации «Июль 41 года», хотя и не был формально запрещен, не переиздавался в СССР 14 лет.[11]

Книги Григория Бакланова переведены на многие языки[4] и изданы в 36 странах мира. По книгам и сценариям Бакланова снято несколько художественных фильмов и поставлено несколько театральных спектаклей. К самым известным относятся телефильм «Был месяц май» режиссёра Марлена Хуциева по рассказу «Почём фунт лиха», который и Бакланов переименовал потом в «Был месяц май»[5], и спектакль Театра на Таганке «Пристегните ремни!» (постановка Юрия Любимова, 1975). Фильм «Был месяц май» награждён призом международного фестиваля телефильмов в Праге (1971).

В годы перестройки на посту главного редактора журнала «Знамя» (1986—1993) Бакланов, как и другие главные редакторы «толстых» журналов того времени, публиковал ранее запрещённые произведения: «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «По праву памяти» Александра Твардовского, «Верный Руслан» Георгия Владимова, «Новое назначение» Александра Бекa, «Добро вам!» Василия Гроссмана[12] и др.[13]

Делегат XIX конференции КПСС (1988).

Бакланов выступал за вывод войск из Афганистана и против первой чеченской войны. В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух». В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне[14][15]. В 2004 году опубликовал публицистическую повесть «Кумир», направленную против Солженицына.

Занимал руководящие должности в Союзе писателей. Был председателем комиссии по литературному наследию К. А. Икрамова (с 1990 года), сопредседателем фонда «Знамя» (с 1993 года), газеты «Культура» (с 1996), Стратегического правления фонда «Культурная инициатива» (затем Институт «Открытое общество» — фонд Дж. Сороса), членом Русского ПЕН-центра, авторского совета РАО (с 1993), Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (1996[4]—2001), совета международного историко-просветительского общества «Мемориал», межрегиональной общественной организации «Академия российского искусства» (с 1995 года)[4].

Умер 23 декабря 2009 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище[16].