В закруткин матерь человеческая сочинение егэ

История написания

У произведения «Матерь человеческая» жанр можно обозначить, как ‎военную драму. Название книги указывает на женщину, которая выступает центральным персонажем романа. Другие герои отступают на второй план, по сравнению с ней. Виталий Закруткин начинает свой рассказ с ее описания. На её долю выпали тяжелые испытания, однако она смогла с ними справиться и сохранить доброту в сердце. Далее автор рассказывает, что именно подтолкнуло его к созданию такого произведения.

Всё началось с поездки в Прикарпатье, которое состоялось по просьбе его давнего друга. Каждый день перед восходом солнца писатель отправлялся на прогулку. Он посещал Княжью гору. Всякий раз, когда ему доводилось присесть и отдохнуть, он видел перед собой изваяние Мадонны с младенцем на руках.

Мысли о Богоматери заставили Закруткина вспомнить про обычную женщину, которая сталкивается с потерей ребенка. Он подумал, что стоило бы рассказать людям о ее переживаниях. Таким образом, русская Мария воплощает в себе образ Мадонны. Но несмотря на то что речь идет о земном человеке, книга показывает, что он так же достоин уважения и почета.

О чем повесть Закруткина – сюжет

Матерь человеческая – произведение, повествующее о тяжелой судьбе русской женщины в годы войны.

Мария не вымышленный персонаж, а реально существующее лицо. Сюжетом послужило то что один раз Закруткин увидел женщину в хуторе и узнал ее печальную историю. В Прикарпатье он увидел изваяние Мадонны с младенцем и решил написать повесть.

Повесть начинается с описания взрывов, которым охвачена Земля. Главная героиня Мария спряталась от немцев. Она беременна. Женщина в отчаянии, хочет смерти. Все беды из-за войны. На войну ушел муж и вернулся инвалидом и умер. Когда Мария была маленькой, потеряла отца. В школе проучилась лишь четыре глаза вынуждена была работать.

Мать умерла когда девушке исполнилось 16. После вышла замуж, родила сына Васю. Сына тоже убили немцы. В одну сентябрьскую ночь она вышла из своего укрытия. Она была в ужасе. Немцы сожгли ее дом. Она вспомнила про пятнадцатилетнюю девочку Саню. Как та умерла, как Мария руками вырыла могилу руками и похоронила там.

В Саню стрелял немец, она лежала раненой когда ее заметила Мария. Женщина приволокла Саню к кукурузе, но было уже поздно. После она пошла в огород, увидел коров, подоила их. После к ней возвращается пес, появляется лошадь. Она из ‑за отсутствия людей начинает с ними разговаривать.

На следующий день пошла в сторону хутора все было разгромлено. Решила пойти в погреб где можно было укрыться от холода и безопасным укрытием от пуль. Зайдя туда она увидела молодого немца, она посмотрела на него с ненавистью и презрением.

Она взяла вилы и хотела отомстить за все. Немец тихо прошептал “мама”. Она уронила вилы. Как оказалось потом, немец был ранен осколком в груди звали его Вернер Брахт.

Зная, что он умрет, все равно Мария ухаживала за ним до самой смерти. После она собрала урожай, обустроила погреб, нашла и приютила детей из детдома. Мария Вскоре она родила сына, через некоторое время пришли разведчики.

Смысл произведения в том что Мария несмотря на свои трудности не теряет силы и продолжает бороться. Она помогает всем просто так не надеясь на какое-либо вознаграждение. Война изменила сущность женщины. Она становится сильнее и не боится брать ответственность за судьбы других людей.

Мужество с которым она переносит несчастья достойна уважения. А главное она не потеряла надежду на мирную жизнь без войны. Не случайно автор дает своей героине имя Мария. Как известно Дева Мария непорочная девушка, символ чистоты и милосердия.

Пережитые потери

Начало сюжета приходится на сентябрь 1942 года. Ночью повсюду разрываются бомбы, земля — в огне. Мария пытается спрятаться от происходящего в зарослях кукурузы. Она находит глубокую борозду, в которую ложится вниз животом. Занимать это положение долго ей не удаётся, потому что она беременна и испытывает дискомфорт. В итоге она переворачивается набок и от отчаяния просит у Бога смерти. Анализ следующего эпизода позволяет понять, что её сподвигает на такие мысли. Оказывается, её мужа и старшего сына повесили немцы. Без них женщина не знала, как жить дальше. Не сойти с ума ей помогал тот факт, что она ждала ребенка.

Много горя принесли с собой фашисты. Они сожгли дома в деревне, подорвали новый коровник. Всех, кто остался в живых, насильно угоняли в Германию. Находясь в своём убежище, женщина видела, как стройной шеренгой друг за другом шли старики и женщины. Когда кто-то начинал плакать и жаловаться, фашисты подбегали и ударяли их прикладом ружья.

Саня Зименкова, которой было на тот момент 15 лет, начала кричать, что не пойдёт в Германию батрачить на немцев. Мать пыталась её угомонить, но та не переставала шуметь. Внезапно раздалась автоматная очередь, после чего девочка упала на землю. Как только процессия удалилась далеко вперед, Мария наконец-то покинула свое укрытие и бросилась к девочке. Она была смертельно ранена, но еще оставалась в живых. Утром её не стало. Её хоронит Мария, она же и есть Матерь человеческая.

Анализ книги дает понять, почему Виталий Александрович решил так назвать обычную женщину из народа.

Сочинение Человек на войне (Матерь человеческая)

Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.

Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка.

Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.

Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами.

Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни.

Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы.

И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…

Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.

Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.

Колхозное поле

Пожалуй, невозможно как-то по-другому назвать женщину, которая собственными пальцами роет твердую землю, пытаясь выкопать могилу для невинной девушки. Она поступает именно так, как сделала бы это Мадонна. Ей не хочется оставлять девочку незахороненной. То, что Мария заслуживает такое сравнение, доказывают и другие эпизоды произведения.

Пытаясь забыть пережитое, героиня отрывает кукурузные листья, которые потом раскладывает на земле. Женщина ложится на них и делает всё возможное, чтобы уснуть. Она ещё не знает, что за минувшие 3 часа немцам удалось сжечь находящиеся в окрестностях хутора. Всех, кто уцелел, они угнали в Германию. По этой причине женщина находится на огромной территории, выжженной огнём, в абсолютном одиночестве.

Конечно, в таких условиях героиню мучает жажда и голод. Она подбирается к полям, где раньше находились посевы картошки, свеклы и других овощей. Далее следует описание внешности молодой женщины. Если дать ей краткую характеристику, она:

  • невелика ростом;
  • имеет карие глаза;
  • ее нос покрывают многочисленные веснушки.

Кто-то скажет, что это отнюдь не типаж великой героини. Но автор считает иначе. Поведение у персонажа, анализ её поступков и дел заставляет с ним согласиться и читателя.

Воспоминания женщины

Находясь на выжженном поле, смотря в небо, героиня пытается вспомнить свое прошлое. Ей довелось хлебнуть горя еще с малых лет. Белогвардейцы расстреляли её отца, члена коммунистической партии, когда той было 7 лет. В 16 она похоронила собственную мать. С самой юности девушка была труженицей.

Ей удалось закончить только 4 класса, потому что заставила жизнь. Ей приходилось много работать, заниматься хозяйством и делать всё возможное, чтобы прокормиться. Иван, за которого она впоследствии вышла замуж, также не успел окончить школу и всё по той же причине. Но оба смогли вступить в комсомол и колхоз. По этой причине односельчане уважали их.

Молодые люди поженились, а спустя год у них родился сын Вася. Девушка устроилась работать дояркой, её муж занимал должность шофёра в 3 бригаде. Как только началась война, Ивану пришлось уйти на фронт, но вернулся он оттуда без руки. Молодая жена старалась поддержать его. Ей пришлось уйти рыть окопы для советских воинов, наряду с другими односельчанами. Потом до деревни добрались немцы. Поначалу они никого не трогали, но, как только кто-то взорвал автомобиль с офицерами и украл ценные документы, они решили отомстить. В итоге повесили Ивана, заступившуюся за него Феню и сына героини.

Женщина готова была кричать, но земляки закрыли ей рот руками, чтобы не расстреляли и её. Односельчане потащили ее в кукурузу, приказав не выходить оттуда, пока всё не закончится. Только по этой причине Марии удалось остаться в живых.

Видимо, судьбе было угодно, чтобы героиня книги осталась жива, потому что впоследствии она спасла много людей. Ей довелось даже лечить противника, который получил тяжелое ранение. Вместо того чтобы отомстить ему, она проявила по отношению к мужчине милосердие и сострадание.

Забота о животных

Вечером, когда героиня вышла на поле, засеянное свеклой, до нее донесся хруст сухих веток. Она испугалась, но, оглянувшись, заприметила вдали 4 коров, у которых капало молоко с вымени, а также злого пса, принадлежавшего чабану Герасиму. Животные пытались отыскать убежище, спастись рядом с человеком. Коровы были недоены, потому чувствовали себя плохо. Мария приняла решение помочь им. Поначалу она доила коров так, что молоко капало прямо на землю, а потом додумалась утолить им свои жажду и голод. Она дала молока и собаке, которая была очень голодна и с удовольствием приняла это угощение.

Мария захотела было уходить, но животные последовали за ней, так как увидели в ней свое спасение. Они легли на ночёвку все вместе. Коровы пристроились немножко поодаль, а Дружок расположился рядом. В дальнейшем к несколько овец, кур, которые также последовали за ней в поисках заботы и тепла. Но не только о животных предстояло заботиться Матери человеческой. Анализ произведения показал, что доброта в её сердце распространялась и на людей.

Вернер Брахт

Героиня вдруг вспомнила, что когда-то они на пару с мужем вырыли надёжный погреб. Его стены были хорошо укреплены, а стены обмазаны глиной. В нем располагался специальный тоннель, предназначавшийся для хранения зимой картофеля. Но стоило им приблизиться к этому тоннелю, как собака начала громко лаять. Женщина решила взять в руки вилы и попробовать войти. Тут она увидела, что внутри находился немецкий солдат, который пристально смотрел на неё.

Первое чувство, которое испытала героиня, было ненавистью. Но несмотря на это, она не убила противника и смогла справиться со своими эмоциями. Несмотря на то что враги отняли у нее всё самое дорогое, она приняла такое решение. Таким образом, женщина продемонстрировала такие качества характера:

  • великодушие;
  • сострадание;
  • готовность прощать.

Правда, все эти особенности появились только в тот момент, когда немец прокричал на русском слово «мама». Именно оно спасло раненого военного, потому что ему удалось достучаться до сердца героини. Он был еще совсем юным солдатом и лежал, раненый в грудь. Его звали Вернер Брахт. Женщина принесла ему молока и перевязала пораженную область. Но, как бы она за ним ни ухаживала, через несколько дней солдата не стало. Женщине пришлось его похоронить.

Сюжет

Матерь человеческая произведение повествующее о тяжелой судьбе русской женщины в годы войны.

Мария не вымышленный персонаж, а реально существующее лицо. Сюжетом послужило то что один раз Закруткин увидел женщину в хуторе и узнал ее печальную историю. В Прикарпатье он увидел изваяние Мадонны с младенцем и решил написать повесть.

Повесть начинается с описания взрывов которым охвачена Земля. Главная героиня Мария спряталась от немцев. Она беременна. Женщина в отчаянии, хочет смерти. Все беды из-за войны. На войну ушел муж и вернулся инвалидом и умер. Когда Мария была маленькой, потеряла отца. В школе проучилась лишь четыре глаза вынуждена была работать. Мать умерла когда девушке исполнилось 16. После вышла замуж, родила сына Васю. Сына тоже убили немцы. В одну сентябрьскую ночь она вышла из своего укрытия. Она была в ужасе. Немцы сожгли ее дом. Она вспомнила про пятнадцатилетнюю девочку Саню. Как та умерла, как Мария руками вырыла могилу руками и похоронила там. В Саню стрелял немец, она лежала раненой когда ее заметила Мария. Женщина приволокла Саню к кукурузе, но было уже поздно. После она пошла в огород, увидел коров, подоила их. После к ней возвращается пес, появляется лошадь. Она из -за отсутствия людей начинает с ними разговаривать. На следующий день пошла в сторону хутора все было разгромлено. Решила пойти в погреб где можно было укрыться от холода и безопасным укрытием от пуль. Зайдя туда она увидела молодого немца, она посмотрела на него с ненавистью и презрением. Она взяла вилы и хотела отомстить за все. Немец тихо прошептал «мама». Она уронила вилы. Как оказалось потом немец был ранен осколком в груди звали его Вернер Брахт

Зная, что он умрет, все равно Мария ухаживала за ним до самой смерти. После она собрала урожай, обустроила погреб, нашла и приютила детей из детдома. Мария Вскоре она родила сына, через некоторое время пришли разведчики.

Смысл произведения в том что Мария несмотря на свои трудности не теряет силы и продолжает бороться. Она помогает всем просто так не надеясь на какое-либо вознаграждение. Война изменила сущность женщины. Она становится сильнее и не боится брать ответственность за судьбы других людей. Мужество с которым она переносит несчастья достойна уважения. А главное она не потеряла надежду на мирную жизнь без войны. Не случайно автор дает своей героине имя Мария. Как известно Дева Мария непорочная девушка, символ чистоты и милосердия.

Появление хозяйства

Постепенно наступил октябрь, стало холодно. Женщина понимала, что надо как-то подготовиться к зиме. Она стала ходить по немецким блиндажам, которые были уже заброшены солдатами, и собирать всё, что было пригодно для использования. Ей удалось обнаружить мыло, светильник, но самой важной находкой оказалась печка. Находясь в сложных условиях, важно предусмотреть абсолютно всё. Не имея печки, женщина могла бы погибнуть от холода, равно как и все животные, которые следовали за ней.

Ей пришлось даже снять сапоги с мёртвого немца и взять у него шинель. Она носила лёгкое ситцевое платье, которое за время странствования превратилось в лохмотья. К тому моменту с ней рядом было уже 2 собаки. Героине удалось найти тушу немецкой лошади, убитой снарядом. Она разделала её, после чего убрала мясо в надежное место, обсыпав густым слоем соли. Кости она отдала собакам, что помогло им спастись от голода. Упряжь, снятая с коня, также принесла пользу. Она надела её на корову Зорьку, чтобы было удобнее носить вещи.

Единственным источником воды в хуторе был колодец, в которой немцы кинули трупы убитых животных. По этой причине она была непригодной для использования. но Мария вычистила колодец, пользуясь помощью запряженной коровы Зорьки. После этого крестьянка вручную убрала всю негодную воду и очистила дно. Часть коровника в дальнейшем она переделала, чтобы там могли быть ещё и 3 лошади, а также овцы и куры, последовавшие когда-то за ней.

Дальнейшая жизнь

Чтобы не дать пропасть посевам, крестьянка каждый день ходила убирать овощи с полей. В один прекрасный день она услышала в копне сена чьи-то голоса. Впоследствии она обнаружила семерых детей. Все эти дни они перемещались с места на место, питаясь сырым картофелем. Они покинули поезд, когда в него бросили бомбу фашисты. Транспорт следовал из блокадного Ленинграда. Мария взяла на себя заботу об этих детях. Она:

  • привела их к себе;
  • искупала;
  • угостила молоком.

Когда подошел срок, крестьянка родила своего ребёнка, который тоже оказался мальчиком. Она назвала его Васей, как её старшего сына. Можно видеть, что хоть эту женщину и не возвели в лик святых, но всё же к ней можно испытывать ровно столько же уважения и трепета, сколько и к Богоматери, поэтому и хочется согласиться с автором, который называет Марию Матерью человеческой.

Тема общечеловеческой жестокости, а также милосердия выступает основной проблематикой, прослеживающейся в содержании.

Придумывая после прочтения повести «Матерь человеческая» аргументы для сочинения, можно указать, что любовь матери согревает в моменты грусти и печали, дарит надежду, когда приходится испытывать отчаяние. Достаточно посмотреть, как Мария возрождает буквально из пепла новую жизнь, дает ей пропуск в мир. Она обогревает животных, которые желают быть с ней, словно чувствуя в ней силу. Она также спасает и детей, найденных совершенно случайно. Материнская любовь не имеет границ и предполагает принятие любого живого существа и заботу о нём.

Никто не забыт, ничто не забыто – сочинение

В годы войны, которая длилась на протяжении почти четырех лет, проливались реки слез и крови. Потери были очень большими, погибло около 27 миллионов человек, а свыше 4 миллионов пропали без вести.

Огромное количество человеческих судеб было сломано, разрушенные семьи, вдовы, дети сироты. Поэтому ничего страшнее войны быть не может, те же стихийные бедствия не сравнятся с войной. Ведь стихийные бедствия не подвластны человеку, это сила природы, а военные действия ведутся исключительно людьми, которые готовы убивать друг друга ради достижения своих целей.

Уже прошло много времени, как закончилась Великая Отечественная война, но я могу с уверенностью сказать, что наше поколение помнит и чтит подвиг советского народа в тяжелые годы войны, которые, несмотря на всю тяжесть, отстояли свою огромную страну от фашизма, ради дальнейшего мира и свободы своих потомков.

Наши солдаты сплотились воедино общей бедой, шли напролом, и не дали очень сильному властному и расчетливому врагу не малейшего шанса на победу.

Фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» актуальна и по сей день и на много столетий вперед, ведь историю своего края, своей семьи нужно знать и передавать ее из поколения в поколение. Нет такой семьи, которую не затронула Великая Отечественная война, поэтому каждый человек должен знать героя своей семьи.

Не так давно появилась новая традиция, каждое 9 мая, люди всех стран выходят на свои местные площади с фотографиями своих героев, и идут бессмертным полком, с каждым годом количество людей, участвующих в этом марше становится больше.

И это прекрасно, ведь очень важно помнить своих героев, их героизм, смелость, отвагу, ведь их сознание долга перед своей Отчизной перекрывало страх, боль, даже мысли о смерти. Рассказывая о войне, о родственниках, которые прошли войну, мы тем самым показываем пример своим детям любви к своей Родине.

И так из поколения в поколение мы передаем память о своих героях, гордимся их подвигом, и конечно понимаем какой тяжелой ценой далась им эта победа. Затем были еще тяжелые послевоенные годы, когда нужно было, очень много работать, чтоб восстановить все разрушенные города и села.

Сочинение на тему Никто не забыт

Война – самое страшное, беспощадное и тяжелое время, которое унесло миллионы жизней. Война, как кровожадный зверь, поглощала всё на своем пути, приносила одни несчастья и горе. Война — это смерть, разлука близких…

Она оставила неизгладимый след в памяти многих людей. Память о ней не сотрется никогда! Я думаю, что нет семьи, в биографии которой не остался бы страшный след того времени. И моя семья не исключение.

В моей семье есть участник Великой Отечественной войны по материнской линии. К сожалению, я его не видел (видел только на фотографиях), умер он, когда меня не было на этом белом свете. Но о нем я знаю только по рассказам дедушки.

Тува – это место, где сохраняются национальные традиции и уникальные памятники истории человечества. Там есть село, где есть улица, имени героя Великой Отечественной войны, Оюн Хурен-оол Дагбаевича. Это село Ээрбек Кызылского района. И на берегу великой матери реки Енисей стоит памятник, в котором высечено имя героя, воевавшего в Великой Отечественной войне.

Родился Оюн Хурен-оол в с. Ээрбек Пий-Хемского района в 1918 году. Трудолюбивый и добрый с детства, как отец, сильный как лев, человек. Тогда в Ээрбеке поля были плодородными, там жили русские богачи, они держали сельское хозяйство, а китайцы сажали пшеницу, бедных аратов села принуждали работать на них.

Вот и мой прадедушка, чтобы вырастить и прокормить своих детей, работал на них. Говорят, что, в конце концов, его стали называть Чолдак-Дадаром, так как он хорошо говорил на русском языке. Он был смелым, владел техникой борьбы «Хуреш», поэтому односельчане стали называть его «Моге-Хурен».

Из рассказов дедушки о войне особенно памятен такой случай. В 1943 году в бою за Ровно-Сурмичи-Дубно он уничтожил два вражеских пулемета. Потом прадедушка был ранен в левую руку, но госпиталь не поехал, остался помогать работе эскадрона. Я думаю, что только человек с большой душой и любящий свою Родину, остается воевать, не смотря на ужасы той беспощадной войны.

Прадедушка был награжден медалями «За отвагу» и за «Воинскую доблесть», которые в нашей семье до сих пор бережно хранятся в самом почетном месте. Прадедушка прошел всю войну в звании старшего сержанта. Я считаю, что мой прадедушка сыграл значимую роль в истории России, потому что его подвиг достоин восхищения.

Горжусь, что я являюсь правнуком героя Великой Отечественной войны. Именно на таких людей надо равняться, на людей, которые учат трудолюбию, бесстрашию, отваге и любви к Родине.

Проходят годы… Но мы, подрастающее поколение, должны помнить о тех людях, которые сражались за наше мирное небо над головой. И только мы должны выражать благодарность ветеранам, свидетелям того ужасного времени.

Никто не должен забывать о подвиге нашего народа, помнить и гордиться тем, что нам оставили наши предки. Недаром говорят: пока жива история, жива память. А пока жива память, жива история.

Память о войне: как великая Победа стала «нашим всем» и чем это грозит

Великая Победа как «наше все»

Важно уточнить: и в том и в другом случае речь идет не об истории, то есть не о систематической реконструкции прошлого на основе источников, нацеленной на получение объективного знания, а о мифах коллективной памяти — разделяемых представлениях о прошлом, которые неизбежно являются упрощенными, избирательными и часто эмоционально нагруженными. В любом современном обществе сосуществуют конкурирующие мифы относительно одного и того же прошлого. Политикам, говорящим от имени государства, принадлежит важная роль в их отборе и закреплении в массовом сознании.

Читайте на РБК Pro

Нассим Талеб — РБК: «Я вижу угрозу серьезнее пандемии» Как в России ужесточили контроль за наличными и сделками с недвижимостью Пять безотказных способов создать себе проблемы на таможне Марк Завадский: «Герман Греф для меня как Петр I»

То, что именно великая Победа стала главной опорой политики памяти, нацеленной на формирование новой российской идентичности, вполне закономерно. Это чуть ли не единственное событие российской истории, которое отвечает всем критериям «политической пригодности»: оно актуализировано в массовом сознании, поскольку опирается на солидную инфраструктуру памяти, созданную главным образом в 1970–1980-х годах, и пока еще живую память старшего поколения; имеет широкий спектр символических значений для характеристики «нас» (причем позитивной) и не является предметом противоположных оценок, конкуренция которых воспринимается по принципу игры с нулевой суммой. Вместе с тем в силу скудости «актуализированных» символических ресурсов миф о великой Победе за последние 15 лет стал буквально нашим всем; он приобрел множество новых смысловых значений и символизирует чуть ли не все аспекты современной российской идентичности.

«Войны памятей»

К сожалению, такая символическая инфляция влечет за собой определенные риски, и это тем более тревожно, что опасность обесценивания грозит мифу, который действительно является главной несущей конструкцией российской идентичности.

Во-первых, сложная конструкция коллективной памяти о войне вступает в новый этап трансформации, обусловленный естественной сменой поколений. До недавнего времени мифы о Великой Отечественной войне черпали силу в живой социальной памяти: публичные нарративы подкреплялись рассказами старших членов семьи, соседей, знакомых, что делало их частью личной истории. Но подрастают поколения, для которых это уже не так.

Не так давно я обсуждала это с моими студентами: оказалось, что в их семьях и кругах общения уже практически нет ветеранов. Не случайно такой широкий отклик имеет акция «Бессмертный полк» — люди чувствуют потребность в символизации исчезающей живой памяти. Однако при всей важности этого нового коллективного опыта для поддержания эмоциональных уз качество «памяти» о войне будет меняться, и ее неизбежная политизация грозит превращением того, что видится как часть личной истории, в элемент пропаганды, который у кого-то вызывает отклик, а кого-то оставляет равнодушным. Здесь требуется особая точность и деликатность, что трудно обеспечить, коль скоро великая Победа это «наше все».

Во-вторых, хотя значение памяти о войне в российском обществе действительно ни у кого не вызывает сомнений, в результате ее активного политического использования произошла чрезвычайно тревожная вещь: поддерживаемая государством версия мифа о великой Победе на наших глазах превращается в оружие в борьбе с политическими противниками. Чего стоит недавний пример хулиганской выходки «патриотических» активистов против победителей конкурса работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век», организованного «Мемориалом». Это грозит дезинтеграцией едва ли не единственного объединяющего символа. Весьма характерна в этом смысле метаморфоза, произошедшая с георгиевской ленточкой: удачно найденный символ изначально «неполитической» идентификации с мифом Победы в контексте украинского кризиса из знака единения превратился в маркер идеологического водораздела.

В-третьих, память о войне является главной опорой не только российской идентичности — ту же роль мифы о Второй мировой войне играют в национальных нарративах некоторых других восточноевропейских государств. Неудивительно, что очевидное несовпадение интерпретаций периодически выливается в «войны памятей», которые мы наблюдаем на протяжении последних 15 лет. Российской версии истории приходится противостоять вызовам извне, и в этой символической борьбе главный упор делается на пропаганду в духе «апологетического» нарратива. Однако, к сожалению, в долгосрочной перспективе такая стратегия не слишком эффективна, поскольку формирует излишне жесткую и потому хрупкую конструкцию.

Эссе о войне Никто не забыт

Великая Отечественная война оставила глубокий след в сердцах людей, несмотря на то, что годы забирают ее участников и свидетелей. Однако наш народ чтит историю своей страны и гордится ее прошлым. Наше поколение создает новую Россию, но оно опирается на то, что было создано нашими предками. Их героические поступки подарили нам жизнь и мирное небо над головой.

Миллионы людей погибли за то, чтобы мы могли жить. Такие действия не могут быть забыты. Наша страна обязана хранить вечную память об этих людях, а тем, кто жив, обеспечить достойное проживание. Мы, нынешнее население России, не сможем понять те трудности, ту тяжесть, которая выпала на жителей в военное время.

Люди постарше отлично помнят страшные события войны, так как почти каждая семья потеряла близких людей. И как бы много ни прошло лет, мы не должны забывать об этих людях, героев мы обязаны чтить. И даже через десятилетия мы должны передавать истории и геройских подвигах наших бабушек и дедушек нашим детям и внукам.

В военные годы положение в стране было достаточно тяжелым. Люди боролись за победу как в тылу, так и на фронте. Каждый из людей боролся за счастливое будущее нашей страны. Многие отдали жизнь во имя русского народа. Героические действия врачей и медсестер, которые ежедневно вылечивали тысячи людей, зашивали раны, меняли повязки, не могут быть забыты.

Нельзя умалчивать о тех, кто привозил на фронт продукты и снабжал солдат необходимым питанием. Самым важным для любого солдата была его семья. Великие женщины, растившие детей, пока их отцы сражаются за Родину, натерпелись немало трудностей.

Все граждане в это нелегкое время сплотились и трудились во благо мирной жизни. Их поступки не могут быть стерты временем. Наша задача – обеспечить этим людям достойную жизнь и вечную память.

Мы всегда должны вспоминать о том, что именно благодаря ним мы живы, можем ходить по свободной земле, мы вольны заниматься тем, чем нам угодно. Помнить о поступках всех людей во время Великой Отечественной войны – наш гражданский долг. Нести в сердцах их подвиги человечество должно сквозь столетия. Никто не забыт, ничто не забыто.

Память о войне – Никто и ничто не забыто

Война – страшное слово. Война приносит смерть, разрушения, страдание и боль. Она заставляет нас задуматься над важными вопросами. Как влияет война на судьбу человека? Как сделать правильный нравственный выбор в условиях войны? Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?

В этом году отмечается 75-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. И главный вопрос, который я хочу задать: Благодаря чему была одержана победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов?

Многие просто не поймут моего вопроса, а ведь суть заключается в том, что молодое поколение стало забывать свою историю, тех героев, кто встал под пули ради нас, ради мира, ради нашей свободы.

Есть и те, кто сегодня восхваляют культуру нацизма, не задумываясь о том, что более 75 лет назад их прадеды погибали за жизнь без рабства и насилия.

Великая Отечественная война стала переломным моментом в жизни многих людей. Кто-то потерял дом, кто-то потерял семью, кто-то остался искалеченным. Война была трагическим событием для нашей Родины.

Ежегодно 9 мая вся страна празднует День Победы. Этот праздник «со слезами на глазах» никому не даёт забыть о том, что в этот день закончилось беспощадное кровопролитие.

Большинство людей нашей необъятной страны вели борьбу не только на фронтах, но и в глубоком тылу, предприятия работали и занимались выпуском продукции для фронта. На заводах трудились и дети, и женщины, и старики, чтобы приблизить победу.

Мы всегда должны помнить о подвиге своего народа и о том, что тот, кто забывает свою историю, не имеет будущего.

Нам, поколению 21 века, предстоит ответить на важные вопросы: Как сохранить свое историческое наследие? Как сделать так, чтобы не допустить новую войну? Как уберечь наш хрупкий мир от катастрофы, способной уничтожить всё живое на земле?

История создания

Виталий Закруткин долгое время трудился военным корреспондентом. По долгу службы он объездил едва ли не всю страну. Однажды, во время подготовки очередного репортажа, писатель на пепелище сожженного немцами села, увидел рыдающую молодую женщину. Прячась от врагов в кукурузном поле, она по возвращении в родную деревню, застала на ее месте лишь руины. Оставшейся без жилья женщине пришлось долгое время жить в погребе. Эта история сильно запала в душу писателя и он в 1944 году создает рассказ «О живом и мертвом», написав образ главной героини именно с этой женщины. По окончании войны Закруткин посетил Прикарпатье, где внимание его привлек памятник Мадонне, держащей на руках младенца. Тогда же у писателя возник замысел написать повесть «Матерь человеческая». И вот, в 1969 году, произведение предстало на суд читателей.

Тема

Тема войны занимала особое место в литературе второй половины 20 столетия. Наряду со многими другими русскими авторами, Виталий Закруткин не единожды использовал эту животрепещущую тему в своих произведениях, но повесть «Матерь человеческая» среди прочих выделяется особенно сильно. Причиной тому изображение писателем не только ужасающих последствий войны, но и тяжелой женской судьбы, покалеченной этими кровавыми событиями.

Наличие военной тематики в произведении предполагает соответствующую ей проблематику. Так, в данной повести рассматриваются проблемы жизни и смерти, доброты и милосердия, материнства, взаимоотношения отцов и детей, самопожертвования. Такие вопросы остаются актуальными на протяжении все жизни человека, но особенно они обостряются в период сложной общественно-исторической ситуации.

Первые строки повести переносят читателя в одну из холодных осенних ночей 1942 года. Именно тогда и происходит первая встреча с главной героиней повести, Марией. От ужасающего грохота разрывающихся снарядов женщина укрылась в кукурузном поле. Здесь же автор сообщает о беременности героини.

Мария мечтала о смерти и лишь теплящаяся внутри ее жизнь заставляла ее бороться за свое существование. Война отняла у молодой женщины любимую семью – мужа и сына. На ее глазах немцы сожгли ее родной дом и расстреляли множество народа.

В какой-то момент автор включает в повествование воспоминания героини. Сообщая о ее тяжелой судьбе, он лишний раз показывает твердость ее характера и силу духа. Еще в семилетнем возрасте Мария потеряла отца, а вскоре и мать. Времена были тяжелыми, чтобы выжить, нужно было много работать, поэтому выучиться Марие не удалось. Все ее образование сводилось к окончанию четырех классов. Девушка вышла замуж будучи еще совсем молоденькой и вскоре родила сына. Казалось, впереди семью ждала счастливая жизнь, но судьба распорядилась иначе…

Многое довелось пережить героине, но она достойно перенесла все предложенные жизнью испытания и нисколько не озлобилась. Ища все возможные способы чтобы выжить, Мария долгое время жила в уцелевшем погребе и много трудилась. Благодаря своему упорству и жизнелюбию, женщина сохранила не только свою жизнь, она смогла спасти еще семерых детей. Так началась новая жизнь героини.

Мария обладала необычайной силой духа и безмерной любовью к ближнему. Смыслом ее жизни после потери родных стала помощь людям. Потому-то автор и назвал свою повесть «Матерь человеческая» и подобно Матери Божьей, имя главной героине он дал Мария.

Композиция

Композиционное построение повести В. Закруткина вполне традиционное — в нем присутствуют все основные части произведения, последовательно сменяющие друг друга. Начинается повесть с экспозиции, роль которой играет момент знакомства читателей с главной героиней повести – Марией, а также воспоминания этой молодой женщины. Завязка – это потеря героиней самых близких людей, мужа и сына, и жестокий эпизод битвы на месте ее родной деревни, приведший к полному ее разрушению. Новый этап в жизни Марии, начавшийся после войны играет в повести роль развития событий. Кульминационных точек на протяжении всего повествования встречается несколько. Развязкой же будет новая жизнь Марии с детьми.

Особенностью композиции повести можно назвать вступительное слово о героине произведения и ее воспоминания о прошлом, так называемые ретроспекции. Такие внесюжетные элементы, присутствующие в тексте, помогают лучше понять характеры героев и раскрыть поднятую автором в повести тему.