В жизни каждого человека есть учитель сочинение егэ

В жизни каждого человека есть учитель сочинение егэ

Содержание

Проблема

Влияние учителя на жизнь человека.

Отношение автора к проблеме

Хороший учитель может сделать из своего ученика настоящего человека с богатым внутренним миром, а плохой – в лучшем случае не навредит, но вполне может нанести психологическую травму. Будущая судьба ребенка напрямую зависит от его учителя.

Аргументы

  1. Хороший учитель может с детства привить человеку любовь к учёбе и труду.
  2. Учитель должен быть примером для подражания во всём, потому что дети не только слушают его, но и видят его действия.
  3. Учитель должен любить не только свою работу, но и своих учеников.
  4. Разные учителя учат по-разному: одни только по книжным параграфам, а другие по жизненному опыту и интересным историям.
  5. Хороший учитель не только даст знания, но ещё вдохновит, разовьёт воображение, научит радоваться жизни.
  6. Знающий учитель развивает личность ребенка со всех сторон.
  7. Учитель – проводник на жизненном пути ребенка.
  8. Учителем не может стать каждый, это призвание.
  9. У хорошего учителя всегда есть поводы гордиться своими учениками.
  10.  Учитель может добиться уважения, только уважая своих учеников.

Эпитеты к слову «учитель»

Школьный, терпеливый, умный, уравновешенный, интересный, заботливый, творческий, талантливый, прирождённый, добрый, прирождённый, душевный, строгий, заслуженный, мудрый, компетентный, добросовестный, знающий, превосходный, любимый, уважаемый, домашний, авторитетный, требовательный, великий, квалифицированный, народный, хороший, гениальный, дорогой, знаменитый, высокооплачиваемый, прославленный, лучший, опытный, будущий, молодой, выдающийся, местный, истинный, достойный, настоящий, частный, великолепный, простой, толковый, настоящий, первый, известный, весёлый, отзывчивый, понимающий, чуткий, участливый, неравнодушный, авторитетный, старший, справедливый, подходящий, типичный, прославленный, знакомый, блестящий.

Злой, раздражённый, униженный, жестокий, плохой, неопытный, равнодушный, неинтересный, скучный, унылый, рассеянный, престарелый, пожилой, немолодой, безумный, ненормальный, несчастный, чокнутый, шаблонный, ужасный, бессовестный.  

Синонимы к слову «учитель»

Педагог, преподаватель, руководитель, наставник, репетитор, гуру, воспитатель, гувернёр, ментор, просветитель, знаток, мэтр, сэнсэй, предметник, математик, словесник, физик, химик, лектор, профессор, доцент, инструктор, тренер.

Примеры из художественной литературы

1. К.Г. Паустовский «Вода из реки Лимпопо».

Писатель раскрывает тему влияния учителя на примере преподавателя географии Черпунове. Своей главной целью он ставил не заучивание фактов и терминов, а привитие любви к своему предмету. Он хотел заинтересовать детей, поэтому приносил в класс бутылки с обычной водой, говоря, что это вода из разных морей со всех уголков света. Он хотел в учениках развить воображение, научить их мечтать и любить жизнь. Черпунову было мало отчитать материал по учебнику, он хотел вдохновить своих учеников на свершения. Кроме того, учитель географии личным примером, делал детей лучше. Он был богатым духовно человеком, развитым во всех сферах. Дома у Черпунова был свой художественный музей, рассказ о котором подтолкнул его ученика на создание собственной коллекции. Внимательный и отзывчивый учитель навсегда останется в сердце и памяти своих учеников.

2. В.В. Быков «Обелиск».

Главным персонажем этой повести является сельский учитель Алесь Иванович Мороз. У него был особенный взгляд на воспитание детей, он считал своим главным предназначением – сделать из ученика Человека, а этому научить получится только собственным примером. Он мог целые часы напролёт читать с детьми, чтобы научить их видеть и понимать прекрасное, а не изучать статьи литературных критиков согласно учебной программе. Он всегда работал вместе с учениками, учил их с любовью относиться к животным, приучая заботиться о них, он воспитывал в детях чувство ответственности и отзывчивость. По его мнению, для учителя важно не то, сколько он знает, а то, кем станут его ученики.

Даже во время войны Алесь Иванович продолжал преподавать, он считал, что главная задача наших учителей в военное время – дать детям нужные знания, иначе это сделает враг себе в пользу. Кроме работы в школе, сельской учитель помогал партизанам, передавая им сводки из радиоприёмника. Об этом узнала немецкая полиция и устроила допрос Алесю Ивановичу, не добившись от него признания. Его пример подвигнул ребят на диверсию, за которую их арестовали. Верный учитель не бросил своих учеников и отправился к немцам в плен, ему удалось спасти одного мальчика по дороге на казнь, который впоследствии стал настоящим человеком, тем, кого хотел видеть Алесь Иванович. Поступки учителя в данной повести оказали решающее влияние на формирование личности его ученика.

3. В.Г. Распутин «Уроки французского».

Очень важную роль в жизни главного героя сыграла его классный руководитель Лидия Михайловна. Мальчик пошел в новую школу, переехав из деревни. Учеба давалась ему трудно, особенно французский язык. Учительницы решила помочь ученику, став с ним заниматься в свое свободное от работы время. Главный герой жил совсем бедно, даже голодал, поэтому Лидия Михайловна хотела ему помочь не только с учебой, но и финансово. Гордость не позволила мальчику взять чужие деньги, поэтому добрая женщина придумала игру для того чтобы он эти деньги выиграл, не чувствуя себя обязанным. Отзывчивая учительница пострадала от своей доброты, директор школы, не разобравшись в ситуации, уволил свою подчиненную. Но даже крах собственной карьеры не заставил ее усомниться в правоте своих решений. Лидия Михайловна научила мальчика не только французскому языку, но и жизненной мудрости. Она на собственном примере показала, что значит быть настоящим человеком, способным проявлять милосердие и совершать бескорыстные поступки.

Примеры из жизни

  1. Влияние конкретного учителя может иметь весомое значение при выборе профессии. Подруга моей мамы, будучи ученицей старших классов, очень любила уроки русского языка и литературы. Её учитель проводила эти занятия настолько увлекательно и интересно, что появлялось желание узнавать новый материал самостоятельно. Изучение именно этих предметов приносило ей сплошное удовольствие, тетради были оформлены наилучшим образом, все домашние задания выполнялись в срок. Об успеваемости даже не поднимался вопрос, получить плохую оценку по любимому предмету было не просто стыдно, это означало подвести учителя, которого уважаешь. Занимательные уроки привили девочке любовь к русскому языку и литературе на всю жизнь, поэтому при выборе будущей профессии вариантов не возникло, она поступила учиться на филологический факультет. Сейчас эта девочка работает учителем в школе, и старается внести в жизнь своих учеников то же прекрасное чувство, которое поселили в её сердце школьные уроки.
  2. У моего дяди есть жизненный пример о положительном влиянии нехорошего преподавателя. Его школьный учитель физики не любил детей, к сожалению, такое иногда бывает. Каждый урок начинался с «расстрела» учеников, не имеющих отношения к любимчикам. Со временем страх забывается, и предмет становится просто неинтересен. Так произошло и с моим дядей. Долгие годы он просто присутствовал на уроках физики, абстрагировавшись от происходящих там событий, он просто ничего не делал. Но обида, нанесённая ему в школе, вызвала в душе мальчика протест, он для себя решил, во что бы то ни стало, выучить физику назло учителю, говорившем о неспособности моего дяди к науке. Он очень много занимался и добился невероятных успехов в учебе: участвовал в конференциях, побеждал в олимпиадах и международных конкурсах. Ещё, будучи студентом, он совершил своё первое научное открытие, затем получил диплом и учёное звание. Таким образом, получилось, что неприязнь учителя сподвигла мальчика на любовь к предмету, начавшуюся с желания доказать свою правду, опровергнув чужое мнение.
  3. Одноклассница моей бабушки не была сильна в каких-либо науках, она часто получала двойки, а накапливающееся незнание материала, влекло за собой дальнейшее непонимание. Это привело к тому, что сидя на уроках девочка ничего кроме скуки испытывать не могла, и она начала всё чаще и чаще прогуливать учёбу. Никто не знает, чем бы окончилась её история и как сложилась дальнейшая судьба прогульщицы, но в то время к ним в школу пришла работать новая учительница музыки. Несмотря на свой юный возраст, она смогла найти общий язык с повзрослевшими ребятами и привить им любовь к своему предмету. Она интересовалась судьбой каждого ученика и лично отправилась пригласить на занятия нерадивую ученицу. Девочке очень понравились уроки музыки, но былое незнание не давало ей учиться со всеми наравне. Но и тут не сдалась молодая учительница, в своё свободное от работы время она бескорыстно подтягивала прогульщицу не только по своему предмету, но и по остальным. Все удивлялись, зачем ей это было нужно, но она говорила только одно: «Каждому свойственно оступиться».Уже много лет прошло с тех пор, неспособная ученица, не брошенная на произвол судьбы отзывчивым педагогом, стала талантливым хирургом. И по воле случая однажды именно она спасла жизнь уже пожилой учительнице музыки, вовремя пришедшей работать в их школу.

Народная мудрость

  1. «По ученику и учителя судят». Наши мудрые предки знали, что учение – это продолжение учителя. Какой учитель – такой и ученик.
  2. «Почитай учителя, как родителя». В этой пословице говорится об уважении к учителям, которые так много делают для каждого ученика. Их необходимо почитать, словно своих родителей.
  3. «Дерево и учитель познается по плоду». Ценность дерева заключается в его плодах, если они сочные и вкусные, значит, дерево отцвело не зря. Так и с учителем, его величие проявляется тогда, когда ученики становятся лучше и добиваются своих жизненных целей.
  4. «Если учитель немой, то ученик глухой». В данной пословице говорится об учительской способности объяснять материал: одни делают это доступно и понятно, а другие не могут донести до ученика.
  5. «Нельзя быть учителем, перестав быть учеником». В этой пословице говорится о том, что настоящие учителя постоянно занимаются самосовершенствованием. Жизнь не стоит на месте, а учителю необходимо быть осведомлённым во всех сферах. Так и выходит, что сам учитель всё время узнаёт что-то новое, укрепляя свои знания.
  6. «Удача ученика учителю – радость». Истинная радость учителя заключается в достижениях своих учеников. Если ребёнок добился высоких результатов, значит, педагог много в него вложил. А кому неприятно, когда его труд оценён по достоинству.
  7. «Умный научит, глупый разучит». Наши мудрые предки говорили о том, что умные люди способны научить других тому, что знают сами. А общение с глупыми приведёт к тому, что забудешь, о чём знал до этого.
  8. «Учить – ум точить». Смысл этой пословицы заключается в том, что даже ум без новых знаний притупляется, поэтому его нужно «точить».
  9. «Учи других и сам научишься». Человек, который начинает учить других, замечает прорехи в собственных знаниях. Поэтому восполняет их и, таким образом, сам учится.
  10.  «Хорошо того учить, кто умеет слушать». Смысл данной пословицы заключается в том, что учение имеет успех тогда, когда ученик хорошо слушается. Прилежный ученик – главный залог успеха учителя.

Вариант 2

Человек на своём жизненном пути проходит разные периоды существования. Это раннее детство, подростковый возраст, юность, зрелость и старость. В его жизни есть люди, которые связаны с его знаниями и обучением. Мудрые учителя сопровождают его с самого детства до начала зрелости. Они дарят ему свою любовь, тепло, заботу, добро, богатый мир знаний и профессиональных навыков.

В моей жизни самая важная роль принадлежала моей маме. Она была для меня другом, советчиком, советчиком, учителем. Мама многому меня научила, став для меня путеводной звездой.

Огромные незабываемые воспоминания и впечатления у меня связаны с начальной школой и любимой первой учительницей. Она открыла мне дорогу в большую жизнь, обучила письму, чтению, счёту, коллективизму, добру и милосердию. Каждый день для меня был праздник. Я с радостью спешила в родную школу, чтобы увидеться с друзьями и дорогой учительницей. Она относилась к детям прекрасно, знала особенности каждого ученика, помогала отстающим, оставалась с ними после уроков на дополнительные занятия.

Я была в начальной школе круглой отличницей. Все школьные предметы доставляли мне огромную радость, ведь их вела наша замечательная, первая учительница. Она любила организовывать праздники, дни рождения детей, ездить с классом на экскурсии, ходить в кино и театр, путешествовать за город на природу. С таким человеком было легко и интересно. Она знала и умела очень много.

Учительница мне запомнилась доброй и строгой, требовательной и справедливой, с улыбкой на лице. Дети её очень любили. С ней мы прошли периоды жизни, когда были октябрятами. Это было чудесное время! У каждого было интересное занятие по душе, масса хобби и увлечений. В школе мы очень любили ездить с ней в турпоходы. Она всегда выбирала интересные места, где можно было хорошо отдохнуть, пообщаться, спеть у костра, придумать увлекательные соревнования, собрать природные материалы для уроков труда. У каждого из нас был дневник наблюдений.

Учительница привила нам очень много. Она любила жизнь, детей, взрослых, цветы, природу, домашних животных. В школе был зоологический кружок, который она вела. В нём дети ухаживали за морскими свинками, хомяками, черепахами, аквариумными рыбками, попугаями, канарейками и даже… пушистой рыжей белкой.

Если ученики из её класса болели, она заботливо их навещала и приносила подарки. Родители детей были ей очень благодарны за участие и ценили опытного наставника.

В жизни я её никогда не забывала, всегда поздравляла с праздниками, днём рождения, привозила продукты, любила с ней пообщаться на любые темы. Она достойна огромного уважения. Прошло уже много лет и моей дорогой учительницы больше нет на свете, но я сохранила в памяти лучшие воспоминания о ней.

Другие сочинения: ← Футбольный матч↑ На свободную темуДетство моей мамы →

эссе на тему «учитель моей жизни»

Если честно, то математика – это не самый любимый мой предмет. Или был не самый любимый предмет… Решение математических задач всегда требовало значительных усилий и не доставляло мне большого удовольствия. Но недавно один человек – мой учитель математики – преподнес мне прекрасный урок! Мой учитель помогал мне, тратил свое свободное время и очень искренне поддерживал меня в стремлении лучше изучить предмет. Разве можно не уважать и подвести такого учителя! Вот урок настоящих человеческих качеств.

Конечно, мой учитель математики не исключение. Мы познаем литературу, историю и многие другие предметы через призму замечательных человеческих качеств наших учителей. И, может быть, это важнее, чем просто знать литературу или историю. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». (А. Дистервег.)

Учитель Моей Жизни – это собирательный идеальный образ. Фрагменты этого образа составляют не только школьные учителя, но и наши родные, друзья, книги, картины, природа, то есть — сама жизнь!

Но все же школьный учитель – это особенный человек. Каждый учитель дает мне не только знания по своему предмету, но и учит меня ориентироваться в разных сферах жизни, постоянно открывая что-то новое, не всегда дающееся легко. Но я верю, что мне это когда-нибудь пригодится. Быть учителем – очень ответственная задача. Мне кажется, что каждый преподаватель хочет, чтобы именно его ученик добился больших успехов в изучении его предмета и даже превзошёл своего учителя. Тогда для него это будет самым лучшим подарком, потому что педагог сумел научить всему, что умеет сам. «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». (Дмитрий Менделеев)

Нам не хватает мудрости, чтобы учиться, просто наблюдая за работой учителя, общаясь с ним. Едва ли это не самое важное, ведь каждый учитель – прежде всего человек со своим жизненным опытом. Один учитель показывает пример сдержанности, другой — трудолюбия, третий – помогает отделить главное от второстепенного и правильно находить выход из трудных ситуаций. Нужно только постараться услышать, правильно воспринять то, что он хочет до нас донести, чему хочет научить.

А еще я должна научиться принимать самостоятельные решения. И это действительно здорово, что меня окружают учителя, способные мне в этом помочь: в выборе профессии, в формировании круга интересов, в определении жизненного пути. Каждый из моих учителей вносит в это свой вклад: иногда очевидный, иногда незаметный, но всегда несомненный.

В нашей жизни было и будет ещё много учителей. У каждого из них свои достоинства. Только в сравнении мы понимаем, что каждый человек может работать учителем, но далеко не каждый может БЫТЬ учителем. Ведь такая работа является именно призванием потому, что она очень сложна. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В. Ключевский). Нас трудно любить. Иногда мы бываем жестокими, иногда равнодушными, иногда мы протестуем. Но ничего не бывает зря. Мы все поймем, когда повзрослеем.

Я точно знаю, что моя школьная жизнь, мои школьные учителя будут часто вспоминаться в различных ситуациях моей взрослой жизни. И в этом главная заслуга Учителя Моей Жизни.

О роли учителя в жизни ребёнка. гуманная педагогика и воспитание личности

Учитель прикасается к вечности

и никто не может сказать,

где кончается его влияние.

Г. Адамс

Сегодня, как впрочем и всегда, центральной фигурой в школе является учитель. Согласно учениям классиков: Я.А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского — именно учитель открывает ребёнку путь познания себя как духовного существа и самосовершенствования.

Любовь — основа их учений. Они свои учения для того и создавали, чтобы утвердить Любовь как Основной Закон Образования. Хотя официальная педагогика не любит говорить о любви, и, как правило, акцентирует внимание на новых технологиях, формах и методах организации и интенсификации учебного процесса.

В таком случае возникает ряд вопросов:

  • Кто же на самом деле учитель сегодня: урокодатель, выполняющий программу и несущий знания ученикам, а затем контролирующий и оценивающий качество их усвоения, или человек безусловно любящий, творческий, принимающий живое участие в жизни каждого ребенка?
  • Учитель — это просто профессия, дающая средства к существованию, или призвание, которое предполагает огромную ответственность?
  • Какую же роль играет учитель в судьбе ребёнка?

Зачастую детство является нелёгким периодом в жизни маленького человечка, так как он полностью зависит от взрослых: родителей, учителей, их личностных качеств, мировоззрения и убеждений. А ведь именно в детстве закладывается фундамент для становления и развития Личности. Об этом важном периоде в жизни ребёнка очень хорошо сказано в книге Анастасии Новых «АллатРа»:

То есть, получив соответствующее воспитание, ребенок стремится либо к духовному восхождению, либо барахтается и тонет в проблемах этого мира (в обидах, агрессии, зависти, потребительском отношении к жизни).

О своём школьном опыте рассказывает Шалва Александрович Амонашвили:

Вера учителя в ученика, его искренняя любовь к ребёнку, помогают ему идти вперед, невзирая на страхи и сомнения от сознания, по-настоящему поверить в себя как в Личность. В ребёнке просыпается Дух, ибо он почувствовал!!!

И тут очень кстати слова профессора, академика Игоря Михайловича Данилова:

Любовь учителя наполняет ребёнка силой духа, чтобы пройти казалось бы невозможное — упущенный материал по таким сложным предметам как физика, математика и т.д., ломать стереотипы учителей, что «ты не способен», их упрямство и недоверие…

Но вот спасательный круг, как потом напишет Шалва Александрович:

В книге «Как любить детей?» Шалва Александрович пишет о том, что Варвара Вардиошвили не просто любила и верила в ребёнка, она любила своих учеников героически.

Важно

И дабы разобраться в сути Героической Любви Учителя, он повествует об очень интересной странице из жизни своего класса.

Пожалуй, об этом следует рассказать подробно, ибо это очень важный этап в становлении и развитии Личности подростка.

Первого сентября в восьмом классе, учительница обратилась к ребятам с предложением, чтобы каждый достал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Задача нелегкая, так как был 1946 год.

На следующем уроке Варвара Вардиошвили с интересом выслушивала каждого ученика, где, у кого он обнаружил и достал поэму Руставели, какого года издания книга, под редакцией кого и т. д., а потом предложила написать об этом сочинение.

«Давайте не забудем, с каким трудом каждый из вас добывал «Витязя в тигровой шкуре», — сказала она.

И в течение всего года они изучали поэму.

Читали, перечитывали, размышляли, исследовали, заучивали наизусть некоторые главы, писали сочинения, эссе, доклады, выписывали мудрости, осмысливали духовно-нравственный облик героев, пытались разобраться в философии Руставели.

В общем, класс превратился в творческую лабораторию. Уроки по Руставели не были похожи ни на какие другие уроки. Ребята спешили на них и многое делали после занятий. Они жили поэмой, мыслями гениального поэта, жизнью её героев.

В чём же проявилась Героическая Любовь Учителя к детям?

На этот вопрос Шалва Александрович дает следующий ответ:

Я была поражена, как просто учитель пробуждала живой интерес ребят к книге и чтению, исследованию художественного произведения, пониманию его глубинной сути.

Какие глобальные задачи духовно-нравственного воспитания решались абсолютно естественно. И всё это через творчество — в любви, радости и взаимопонимании.

Совет

При том, что большинство других учителей через авторитарный и силовой подход просто подавляли детей.

Так кто же в этом случае учитель? И откуда он черпает такую огромную силу Духа, Мудрость которую чувствует ребёнок, и которая помогает ему пройти нелёгкий, тернистый путь самосовершенствования; наполняет, преображает и вдохновляет?

Закончил школу юный Шалва с золотой медалью. Затем Тбилисский университет, факультет востоковедения… Ряд «случайностей» приводит юношу в школу, где и рождается осознанное понимание, что дети — его призвание.

Сегодня доктор психологических наук, профессор, академик Шалва Александрович, говоря о своих научных достижениях, пишет:

В своей книге «Как любить детей» Шалва Александрович вспоминает об уроках Варвары Вардиашвили:

Вот, где были посеяны семена обновлённой школы, которые дали миру прекрасный, богатый урожай. Ведь именно Варвара Вардиашвили заложила в Шалве Александровиче то, что впоследствии стало смыслом его жизни, – образ гуманного учителя.

Сегодня руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики Шалва Александрович Амонашвили с честью несёт звание «Рыцарь детства». Пройдя школьный путь, исполненный страхов и гнетущих тревог, он смело стоит на страже счастливого детства.

Учитывая всё вышесказанное, становится понятно, что учитель — это высокое призвание.

Пример альтернативного варианта эссе

Иногда на ЕГЭ просят написать похожее сочинение — «Роль учителя в моей жизни». В этом случае текст может быть похожим на это сочинение. Кроме него, за основу можно взять эссе публициста Ф. А. Абрамова. Ниже дан пример.

Учитель — это призвание. Профессия сама выбирает человека. Однажды он понимает, что хочет делиться своим теплом, менять будущее страны через работу с подрастающим поколением.

Учитель — прежде всего старший товарищ, наставник. В школе есть разные учителя: кто-то не очень интересен, кто-то интересно ведет свой предмет, а кто-то привлекателен именно как человек. Этим он и располагает. К нему всегда можно обратиться за помощью. При этом ему удается сохранять авторитет и субординацию.

Иногда у многих возникает вопрос, как у учителя хватает тепла и любви, сил на всех воспитанников и на собственную семью? Наверное, у него очень большое сердце. Его доброжелательность, сдержанность, открытость вдохновляет. Я не всегда могу обратиться к родителям, потому что не хочу их расстраивать, а иногда и боюсь их реакций. Но к своему педагогу я могу обратиться всегда, потому что точно знаю: меня поймут и выслушают, примут.

Думаю, такой человек должен быть в жизни каждого. Я очень рад, что мне повезло встретить такого педагога. Надеюсь, после школы у нас получится поддерживать связь.

Сочинение по теме

Учителя — это не только преподаватели из школы. В широком смысле каждый человек, который появляется в жизни, чему-то учит нас, а мы чему-то учим его. Но все-таки наибольший отпечаток оставляют именно школьные педагоги. И речь идет не столько о базовых знаниях из школьной программы, сколько о мудрости, которую учителя передают воспитанникам, о развитии лучших качеств и о помощи вне учебы.

Часто поднимается вопрос о том, каким должен быть педагог, что ему можно делать, а что нельзя. Если раньше всем было очевидно, что педагог — призвание, образ жизни, то теперь некоторые люди сравнивают это с работой на заводе по сменам: провел уроки и свободен, остальное не касается учителя. И все-таки многие считают, что воспитание, забота, внимательное отношение ко всем детям и людям как в школе, так и за ее пределами — негласная, но прямая обязанность педагога.

В произведении В. Распутина «Уроки французского» учительница узнала, что один из ее учеников голодает и, чтобы прокормить себя, играет в карты на деньги. Другие дети бьют его за это. На фоне этого учительница принимает решение вместо уроков французского играть с мальчиком в карты, поддаваясь ему. Однажды об этом узнает директор и увольняет учительницу.

Кто в данной ситуации прав, а кто виноват? Сложный вопрос

. С одной стороны, азартные игры порицаются в обществе и выходят за рамки педагогического взаимодействия, нарушают субординацию. С другой стороны, есть один аргумент, который, безусловно, говорит в пользу учительницы: она поддавалась, а деньги мальчику были нужны для еды.

Она не могла дать эти деньги просто так (мальчик не принимал), но и не могла позволить ребенку играть не пойми с кем и рисковать собой, поэтому она подобрала такой специфический способ воспитания и помощи. Во время игры она беседовала с ним о великих вещах, о жизни. А о чем бы мальчик разговаривал с другими игроками, для которых важен именно азарт и выигрыш? Вряд ли о чем-то столь же полезном. Запоминаются именно те учителя, которые научили чему-то жизненно важному, а не просто интересно рассказывали свой предмет.

Каждый учитель должен любить людей, уметь жертвовать и рисковать собой, не быть равнодушным к жизни и здоровью воспитанников. Педагоги не просто обучают: они участвуют в становлении личности, отвечают за будущее общества, страны. В этом и состоит главная роль учителя в жизни человека: обучение самой жизни. Значимость и роль педагога в жизни ребенка трудно передать словами. Вклад учителя бесценен. Его нельзя измерить в цифрах или выразить через понятия, потому что, прежде всего, это происходит на духовном уровне.

Проблема роли учителя в формировании личности

Сочинение по тексту:

Почему одни люди любят читать, a другие — нет? Почему одни помнят своих учителей всю жизнь, а другие забывают почти сразу же, оставив порог школы? На эти вопросы можно найти ответы в тексте Ф. Искандера.

Рассказывая о своем школьном прошлом, автор отмечает, что учителя литературы Александру Ивановну ученики любили и понимали, а учителя, пришедшего на замену, не воспринимали никак.

Все это происходило потому, что Александра Ивановна была предана своему делу, сама любила литературу и умела раскрыть красоту и мудрость русского слова. Эта искренняя любовь передалась и детям.

Важно

Проблема хорошего учителя, неформально относящегося к своему предмету, сегодня актуальна как никогда. Но и в былые времена ей уделялось немало внимания, и русская литература тому свидетельство. Возьмем, к примеру, А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка.

им вырисован француз Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour кtre outchitel, не очень понимая значение этого слова». Понятно, что Бопре стал учителем случайно, волею судеб, особого рвения и старания к воспитанию Пети Гринева не прилагал, поэтому ни о какой любви к предмету, а тем более учителю не могло идти речи.

А малограмотный дядька Савельич вызывал у Гринева уважение и признательность, потому что он учил барина жизни, учил, как беречь честь смолоду. Да и в судьбе самого Пушкина няня Арина Poдионовна Яковлева сыграла большую роль, чем гувернеры и учителя: именно она привила поэту «любовь к отеческим гробам», «к преданьям старины глубокой» и русским народным сказкам.

Всю жизнь Пушкин отзывался о ней нежно и ласково, подчеркивая любовь не только к русской женщине, но и ко всему русскому народу с его мудростью, поэтичностью, искренностью.

Любовь порождает только любовь. Она в детстве формирует лучшие человеческие качества и правильное отношение к миру. Именно об этом говорится в первой книге «Детство» трилогии Л.Н. Толстого. Создавая образ учителя Карла Ивановича, автор постоянно подчеркивает профессионализм и мастерство педагога.

И если в классной комнате Карл Иванович был строгим и требовательным, то вне занятий он всегда был добрым и участливым человеком. Николенька Иртеньев это прекрасно понимал, поэтому в каждой своей мелочной обиде на учителя старался искренне раскаяться.

Называя Карла Ивановича «милым стариком», Николенька отвечает именно той любовью, которая выросла из любви учителя к ребенку.

Через сто лет В. Распутин в повести «Уроки французского» B образе Лидии Михайловны изобразил не только профессионала, но и чуткого, понимающего, не безразличного к судьбе каждого ребенка учителя.

Чего только не придумывала Лидия Михайловна, чтобы накормить вечно голодного деревенского мальчика, привезенного в райцентр на учебу! А когда была застигнута директором за непозволительным занятием — играла «в пристенок», чтобы мальчик «выиграл» немного денег, — была уволена.

Она навсегда уехала на Кубань, но главный герой никогда ее не забудет. И не потому, что Лидия Михайловна присылала ему макароны и яблоки, нет, а за то, что приняла живое участие в его судьбе.

Быть учителем — нелегкая задача. Быть хорошим учителем — это счастье и для учителя, и для учеников. Потому что из любви к предмету (не обязательно к литературе) прорастает любовь к тем, кто этим предметом овладевает. И ученики в знак благодарности за труд, за интерес, за самоотверженность платят тем же — любовью. Счастливы те, у кого были в жизни такие учителя.

Текст Ф. Искандера:

(1)Александра Ивановна… (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5)Осталось в памяти чтение. «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то.

Роль учителя в жизни каждого

Дарование обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми

А.Я. Коменский

Школьные годы — один из самых важных периодов нашей жизни. На самом деле, это целая эпоха для школьников: они получают основные знания об окружающем мире,приобретают определенные умения и получают опыт жизни в обществе. Именно здесь, в школе, мы учимся вести себя адекватно ситуации и справляться с трудностями.

Как сказал кто-то из классиков: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». И я не могу с этим не согласиться.

Действительно, кто как не учителя с самого нашего раннего обучения упорно направляют и прививают нам любовь к знаниям, влияют как на нас, так и наше подсознание учиться.

Совет

Современный учитель — это человек высокой культуры, широкой эрудиции, настоящий интеллигент нового, современного общества, умеющий ориентироваться во все увеличивающемся объеме знаний, в растущем потоке научной информации.

Никакой вуз не в состоянии научить своего выпускника всему, на все случаи жизни, но вуз вооружает студентов опытом и методологией научного познания, с тем что бы учитель на протяжении всей жизни был способен совершенствовать свои знания и расширять теоретический кругозор.

Воспитание человека — тонкий, внутренне противоречий процесс и надо обладать страстной пытливостью ученого, чтобы прослеживать все пути, которыми идет формирование личности растущего человека. Учитель не может полагаться на такт, на интуицию, он должен овладеть педагогическим процессом, чтобы управлять им, а не творить его стихийно.

Л. Толстой говорил: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он совершенный учитель».

Ученики привыкли думать так: «Учитель — человек, который знает все». На переменах обступят — сразу тысяча вопросов. Одни интересуются космосом, другие — детективами, третьи просят рассказать о ботанике, а четвертому надо ответить, почему люди говорят на разных языках.

Удовлетворить любознательность школьников может только учитель, который много знает и много умеет. Поэтому учитель должен хорошо знать все основные фундаментальные и специальные дисциплины, обеспечивающие ему возможность преподавания на высоком уровне.

При этом учитель должен быть ориентирован на школу завтрашнего дня, иметь определенный «запас опережения»

Учитель одним из первых на практике знакомит детей с такими понятиями, как обязанность необходимость, чувство ответственности. Учитель является наставником и старшим товарищем учеников, самым близким и самым дорогим человеком после родителей, к нему обращаются они со своими радостями и заботами, с конкретными планами и мечтами. Образ Учителя остается в памяти на всю жизнь.

Обратите внимание

Сегодня учить и воспитывать детей, наверное, сложнее, чем вчера: труднее стала жизнь, появилось много новой информации, стало много новой техники, изменилось отношение к некоторым прежним ценностям.

И в этих условиях возрастает роль учителя. Он считает, что человек должен иметь не только умную голову, но и умное сердце.

Жестокость, подлость, чёрствость происходят от бедности чувств, от недостаточного воспитания искусством.

Великая благодарность таким учителям! Ведь учитель формирует облик будущего.

Источник: https://multiurok.ru/blog/rol-uchitielia-v-zhizni-kazhdogho.html

Примерные сочинения по направлению «Цель и средства»

Какие жизненные цели можно считать достойными?

Все мы ставим жизненные цели и потом пытаемся их достичь. Цели могут маленькими и большими, важными и не очень: от покупки нового телефона до спасения мира. Какие же из них можно считать достойными, а какие – нет? На мой взгляд, значимость цели определяется тем, скольким людям ее достижение сможет помочь.

Если целью является приобретение какой-либо вещи просто для собственного удовольствия, то понятно, что достижение ее сделает счастливым только одного человека. Если же целью является, например, изобретение средства от рака, то очевидно, что ее достижение поможет спасти множество людей.

Именно цели, направленные на благо многих людей, можно считать важными и, безусловно, достойными.

Обратите внимание

Важно ли ставить цель творить добро? Или, может быть, достаточно жить только для себя, ставя во главу угла лишь собственное благополучие, в основном материальное? Мне кажется, что человек, который стремится к тому, чтобы что-то делать для общего блага, живет более полной жизнью, его существование приобретает особый смысл, а достижение цели принесет большее удовлетворение.

Многие писатели размышляли в своих произведениях о жизненных целях. Так, Р.Брэдбери в рассказе «Зеленое утро» повествует о Бенджамене Дрисколле, который прилетел на Марс и обнаружил, что воздух там мало пригоден для дыхания, потому что там слишком разреженный.

И тогда герой решает посадить на планете множество деревьев, чтобы они наполнили атмосферу Марса живительным кислородом. Это становится его целью, делом его жизни. Бенджамен хочет сделать это не только для себя, но для всех обитателей планеты.

Можно ли назвать его цель достойной? Безусловно! Важно ли было для героя поставить ее и упорным трудом добиваться? Конечно, ведь он чувствует, что принесет пользу людям, и достижение этой цели делает его по-настоящему счастливым.

О том, какие цели являются достойными, рассуждает и А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник». Автор осуждает героя, смыслом жизни которого стало стремление к приобретению усадьбы с крыжовником.

Чехов считает, что смысл жизни вовсе не в материальных благах и собственном эгоистическом счастье, а в том чтобы неустанно творить добро.

Устами своего героя он восклицает: «…если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

Таким образом, можно прийти к выводу, что для каждого человека важно ставить по-настоящему достойные цели – творить добро на благо людям.

(357 слов)

 Какие человеческие качества могут помочь добиться цели?

Важно

 Практически каждый день люди ставят перед собой те или иные цели, но не всем и не всегда удается их достичь.

Почему у одних это получается, а у других нет? Какими качествами обладают те люди, которые успешно реализуют свои желания? Думается, что для достижения поставленной цели важны настойчивость, упорство, способность преодолевать возникающие на пути трудности и не сдаваться при неудачах, сила воли, вера в себя.

Именно эти черты характера свойственны герою «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Он всегда, с самого детства, мечтал летать. В годы войны он стал летчиком-истребителем. Однако судьба была жестока к герою.

В бою его самолет был подбит, а сам Мересьев получил тяжелые ранения обеих ног, в результате чего их вынуждены были ампутировать. Казалось бы, никогда ему больше не суждено летать. Однако герой не сдается. Он хочет «научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком».

«Теперь у него была цель жизни: вернуться к профессии истребителя». Алексей Мересьев прилагает поистине титанические усилия, чтобы добиться этой цели. Ничто не может сломить дух героя. Он упорно тренируется, преодолевает боль и продолжает верить в успех.

В результате цель была достигнута: Алексей вернулся в строй и продолжил сражаться с врагом, управляя самолет без обеих ног. В этом ему помогли такие качества, как сила воли, упорство, вера в себя.

Вспомним героя рассказа Р.Брэдбери «Зеленое утро» Бенджамена Дрисколла. Его целью было вырастить на Марсе много деревьев, чтобы они наполнили воздух кислородом. Много дней герой упорно трудится, сажает семена. Он не позволяет себе оглядываться назад, потому что не хочет видеть, что его труды не приводят к успеху: ни одно семя так и не дало ростка.

Бенджамен Дрисколл не позволяет себе отчаяться и опустить руки, не бросает начатое, несмотря на неудачу. Он продолжает трудиться изо дня в день, и однажды наступает день, когда практически в одно мгновение тысячи посаженных им деревьев вырастают и воздух насыщается живительным кислородом. Цель героя достигнута.

Ему помогли в этом не только упорство и настойчивость, но и способность не падать духом, не пасовать перед неудачей.

Совет

Хочется верить, что все эти важные и нужные качества сможет воспитать в себе каждый человек, и тогда мы сможем осуществлять свои самые смелые мечты.

(347 слов)

 Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?

 Каждый человек, идя по жизненному пути, ставит перед собой те или иные цели, а потом стремится их достичь. Порой он прилагает много усилий, чтобы поставленная цель наконец стала реальностью.

И вот наступает долгожданный момент. Цель достигнута. Всегда ли это приносит счастье? Думается, что нет, далеко не всегда.

Порой оказывается, что сбывшееся желание приносит никакого морального удовлетворения, а возможно, даже делает человека несчастным.

Такая ситуация описывается в романе Дж. Лондона «Мартин Иден». У главного героя была цель – стать известным писателем и, достигнув материального благополучия, обрести семейное счастье с любимой девушкой. На протяжении долгого времени герой неуклонно идет к своей цели.

Он трудится целыми сутками, отказывает себе во всем, голодает. Мартин Иден прилагает поистине титанические усилия к достижению поставленной цели, проявляет невероятное упорство и силу характера, преодолевает все препятствия на пути к успеху.

Его не могут сломить ни многочисленные отказы редакторов журналов, ни непонимание со стороны близких ему людей, особенно возлюбленной – Руфи. В конце концов герой достигает цели: он становится прославленным писателем, его везде печатают, у него появляются поклонники.

Люди, которые прежде и знать его не хотели, теперь приглашают его на званые обеды. У него больше денег, чем он может потратить. И Руфь наконец приходит к нему и готова быть с ним. Казалось бы, сбылось все, о чем он когда-то мечтал. Сделало ли это героя счастливым? Увы, нет. Мартин Иден глубоко разочарован.

Ни слава, ни деньги, ни даже возвращение любимой девушки не способны принести ему радость. Более того, герой испытывает тоску и моральное опустошение и в итоге кончает жизнь самоубийством.

Таким образом, можно прийти к выводу: достижение цели далеко не всегда способно сделать человека счастливым, порой, напротив, оно способно привести к противоположному результату.

(272 слова)

Всегда ли цель оправдывает средства?

 Все нам знакома фраза: «Цель оправдывает средства». Можно ли согласиться с этим утверждением? На мой взгляд, на этот вопрос не может быть дан однозначный ответ. Все зависит от конкретной ситуации. Иногда цель такова, что для ее достижения могут быть использованы самые радикальные методы, а порой возникает ситуация, при которой никакая цель не может оправдать действия человека.

Обратите внимание

Предположим, что средством достижения цели является убийство другого человека. Будет ли оно считаться оправданным? На первый взгляд кажется, что, конечно же, нет. Однако не всегда все так просто. Обратимся к литературным примерам.

Вот в повести В.Быкова «Сотников» партизан Рыбак спасает свою жизнь, пойдя на измену Родине: попав в плен, он соглашается служить в полиции, участвует в казни товарища.

Причем его жертвой становится мужественный, достойный во всех отношениях человек — Сотников. По сути, Рыбак достигает поставленной цели – выжить – посредством предательства и убийства.

Разумеется, в этом случае поступок персонажа нельзя ничем оправдать.

А вот в произведении М.Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов тоже собственноручно убивает человека, причем тоже «своего», а не врага – Крыжнева. Почему он так поступает? Его действия объясняются тем, что Крыжнев собирался выдать немцам своего командира.

И хотя в этом произведении так же, как и в уже упомянутой повести «Сотников», средством достижения цели становится убийство, в случае с Андреем Соколовым можно утверждать, что цель оправдывает средства.

Ведь Соколов спасает не себя, а другого человека, действует не из эгоистических побуждений или малодушия, а, напротив, стремится помочь незнакомому взводному, который без его вмешательства был бы обречен на гибель. Кроме того, жертвой убийства становится человек подлый, готовый на предательство.

Из сказанного можно сделать вывод, что очень многое зависит от конкретной ситуации. По всей видимости, существуют такие обстоятельства, при которых цель оправдывает средства, но, разумеется, далеко не во всех случаях.

(283 слова)

Н. Г. Люфахуан

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-2018/tseli-i-sredstva/2797-primernye-sochineniya-po-napravleniyu-tsel-i-sredstva

Сочинение на тему «Цель в жизни человека»

Каждый человек ставит перед собой определенные цели, к которой стремится. У нас имеется желание обзавестись чем-либо, посетить какие-либо места, получить определенную работу и многое другое. Цель в жизни человека выступает в качестве маяка, без которого мы просто потеряемся на жизненном пути. Это обуславливает потребность в правильном определении нашего направления.

Что такое цель?

Я считаю, что в качестве цели может выступать всё, чего желает человек, и что помогает ему развиваться. Под ней понимается конечный результат. К примеру, студенты обучаются в университетах для того, чтобы в дальнейшем получить диплом, однако этот процесс обучения сопровождается многими положительных моментов и прохождением различных трудностей.

Учебный процесс является интересным и значимым, поскольку мы развиваем таким образом свои способности. Те люди, которые посещают школу и иные учебные заведения лишь потому, что их нельзя пропускать, существуют абстрагировано от школьной/ университетской жизни. Этим они очень многое теряют.

Исходя из этого примера, становится понятно, что путь, которым мы идем к своей цели, не менее важен, чем ее достижение.

Разница между мечтой и целью

Цель и мечта – разные понятия. Под целью принято понимать требуемый результат, который нуждается в активных действиях с нашей стороны.

Тем не менее, мечты позволяют нам определиться с тем, чего мы больше всего хотим добиться в этой жизни. Следовательно, именно из мечты рождаются наши цели.

В мечтах человек может ощутить свободу, не задумываться об ограничениях и том, что его желаемое получить невозможно.

Когда ты ощущаешь, что твоя мечта является тем, что крайне необходимо в жизни, наступает момент, когда нужно её трансформировать в цель. Под этим подразумевается нахождение путей и действий, которые необходимо совершить для ее достижения.

Важность наличия цели

Цели бывают различных размеров, их можно подразделить на благородные либо эгоистичные, однако они побуждают человека развиваться.

Каждая новая поставленная цель способствует изучению нечто неизведанного, освоению новых навыков и развитию собственных способностей и таланта. Главное, чтобы цели не вредили нам.

Нельзя полностью зацикливаться на их достижении, поскольку это нанесет вред эмоциональному состоянию человека.

Важно

На сегодняшний день главной моей целью является получение хорошей профессии, которая будет меня полностью удовлетворять, при этом, смогу позволить себе жить в достатке.

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/na-raznyie-temyi/cel-v-zhizni-cheloveka.html

Проблема смысла жизни человека. Проблема жизненных ценностей Аргументы

   В чём заключается смысл жизни? Зачем человек рождается, живёт и умирает? Неужели лишь за тем, чтобы есть, спать, просто ходить на работу, рожать детей.

Почти вся мировая литература стремится дать ответ на два взаимосвязанных философских вопроса «В чём смысл жизни?» и «Какими ценностями должен руководствоваться человек, чтобы прожить жизнь достойно?» 
   Жизненными ценностями называют те представления и идеи, которые становятся главными, определяющими в жизни того или иного человека. Принято выделять материальные и духовные ценности. Опираясь на них, человек строит свою жизнь, свои отношения с людьми.

   Так,

жизненными ценностями представителей «фамусовского общества» стали деньги, связи с вышестоящими по чину, власть и всё, что связано с этими понятиями. В погоне за ними эти люди не останавливаются ни перед чем: подлость, лицемерие, обман, выслуживание перед начальством – всё это излюбленные приемы Фамусова и подобных ему, чтобы добиваться своей цели.

Поэтому им так ненавистны свободолюбивые и независимые идеалы Чацкого. Его стремление быть полезным обществу, желание нести просвещение в массы, желание добиваться успеха в жизни только благодаря своим знаниям и умениям вызывают у них непонимание и раздражение. Непонимание в такой степени, что им проще объявить его сумасшедшим, чем хотя бы попытаться вникнуть в его мысли.

   Наташе Ростовой

смысл жизни видится в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером она почти не бывает в свете, всю себя отдав мужу и детям. Но любовь и милосердие Наташи распространяются не только на свою семью.

Так, она однозначно выбирает помощь раненым солдатам, находящимся временно в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, куда вот-вот войдут наполеоновские войска.

Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома. Совсем другой выбор делает зять семьи Ростовых – Берг.

Совет

Для него главное сейчас – нажиться, выгодно купить вещи, которые хозяева рады продать за бесценок. Он приходит к Ростовым с одной-единственной просьбой – дать ему мужиков и телегу, чтобы погрузить приглянувшиеся ему шкафчик и шифоньерку.

перед нами некий богатый человек, цель жизни которого сходна с целями великого множества людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний.

Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками.

Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту.

Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлетов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.

Источник: http://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege/problema-smysla-zhizni-cheloveka/

Подготовка к сочинению-рассуждению (часть С). Русский язык. 10–11 классы. Разработка урока

Автор материала: Литвинова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 станицы Придорожной Каневского района, Краснодарского края

Разработка урока. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 класс

Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению (часть С)».

Цели:

Образовательные:

систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.

Развивающие:

использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные:

создать условия для формирования коммуникативной личности

Оборудование:

  • компьютер и проектор;
  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал (текст В. Коломийцева и Ф.Кривина, Ю.Бондарева с заданием по типу ЕГЭ, сочинение учащегося по одному из текстов, таблицы для заполнения, критерии оценивания ответа задания С1);
  • рабочие тетради для работы над частью С.

Тип урока: урок – практикум

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Мотивация.
  4. Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.
  5. Релаксация.
  6. «Работаем экспертами».
  7. Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.
  8. Работа с текстом.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Домашнее задание.

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы продолжим повторение изученного материала и подготовку к части С. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока.

(Сообщение учителем темы и целей урока.)

В течение урока нам нужно закрепить такие понятия как проблема текста, авторская позиция, комментарий к проблеме, аргументация собственного мнения.

2. Вступительное слово учителя

Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускников 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения.

Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения, еще меньшее количество умеет делать это хорошо1.

Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения части С практически невозможно2, поэтому на нашем уроке вспомним изученное на примере новых текстов, еще раз заострив внимание на требованиях , предъявляемых при проверке части С, и специфических особенностях данной работы.

3. Мотивация

(Цель: подготовка к основному этапу урока, систематизация знаний о тексте)

Учитель: Что же такое сочинение?

Ученик: Это текст.

Учитель: Перечислите, пожалуйста, основные признаки текста.

Ученик: Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, состоит из 3 основных частей.

Учитель: В чем особенность сочинения – рассуждения?

Ученик: Сочинение – рассуждение строится по определенному принципу:

Значит, наше сочинение будет иметь такую же композицию.

4. Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний

(Цель: совершенствование умений анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение)

Учитель: Перед вами критерии проверки части С. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения — рассуждения на основе исходного текста.

Ученик:Примерный план сочинения — рассуждения выглядит следующим образом:

  1. Вступление (может и не быть)
  2. Проблема текста.
  3. Комментарий к проблеме (только текстуальный).
  4. Позиция автора.
  5. Согласие/несогласие (корректное) с автором.
  6. Аргументация собственного мнения.
  7. Вывод.

Учитель: Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверять.

Разработчики контрольно — измерительных материалов в основном отбирают тексты современных авторов. Назовите, пожалуйста, темы, над которыми мы уже работали.

Ученик: Готовясь к сочинению – рассуждению, мы столкнулись с текстами как взятыми из классической литературы, так и написанными современными авторами на различные темы, например:

  • о влиянии музыки;
  • о благородстве;
  • о сущности человеческой личности;
  • о любви и ревности;
  • о настоящей доброте;
  • о смысле жизни;
  • о дружбе;
  • о взаимоотношениях подростков;
  • о влиянии живописи на душевный мир человека;
  • о счастье;
  • о современной молодежи и др.

Учитель: Обратите внимание на темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы. Над некоторыми нам еще предстоит продолжить работу.

Хочу еще раз заострить ваше внимание на том, что тема и проблема текста – это не одно и то же!

Итак, наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста, т.к. именно она задает тон всей будущей работе. Читая внимательно текст, отслеживайте проблемы, помните, что их в тексте может быть две, три и более.

Необходимо найти только одну, которую легче всего будет прокомментировать и аргументировать.

Обратите внимание

Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, следовательно, и комментарий, и аргументация окажутся неправильными, тогда вся творческая работа, проделанная вами, не будет оценена больше 5-8 баллов.

Что же такое проблема?

Ученик: Это основной вопрос, над которым задумывается автор.

Учитель: Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением,

Хочу напомнить вам основные категории проблем, а вы будете дополнять их литературными примерами:

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека. Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека.

Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)

Проблема взаимоотношения отцов и детей. Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви / ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношения подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Влияние сотовой связи на культуру поведения человека.

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляризма и заштампованности речи.

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое совесть, честь? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным? 3

« Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека , которой касается автор текста.»4 Какими бывают проблемы?

Ученик: Проблемы бывают злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.

Учитель: Особую трудность при анализе вызывают художественные тексты, в которых «от ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей»5. Попрошу вас особое внимание уделить текстам В.П.

Астафьева как публицистическим, так и художественным, в которых проблема чаще всего располагается в конце, вспомните, например, текст о плюще.

А что же делать, если перед вами оказался текст, в котором не так – то просто определить проблему? Воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  • Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
  • Запишите его. Это и есть проблема текста.

Но, как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности.

Начать своё сочинение можно, конечно, и с различных речевых клише, но лучше всё-таки продумать риторический вопрос, в котором будет отражена проблема текста. Такая работа «смотрится» выгоднее.

А теперь давайте ознакомимся с текстом В.Коломийцева:

Учитель: Сколько проблем вы обнаружили в тексте?

Ученики: Две.

Учитель: Назовите их.

(Учащиеся называют увиденные проблемы)

Учитель: Хорошо. Сформулируем проблему в виде риторического вопроса, запишем её в таблицу, причём первый ряд работает по одной проблеме, а второй — по другой.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/podgotovka-k-sochineniyu-rassuzhdeniyu-chast-s-russkiy-yazyk-10-11/

Дидактические материалы для написания сочинений ЕГЭ

Какая же она — Марья Болконская?

Страдания и стремление к добру, в первую очередь, проявляются в увлечении Марьи религией. Это её главная страсть, и остается она и после рождения племянника Николушки, и после встречи с Николаем Ростовым.

Княжна Марья — необыкновенно гармоничный образ, сочетающий в себе лучшие черты характера Жены и Матери. Вместе с тем, какой бы внимательной дочерью и сестрой до самоотречения ни была Марья, она ещё и женщина.

Динамика образа Марьи в соответствии
с толстовской концепцией семьи и брака

А) Воспитание Николеньки — важный этап становления Марьи как Матери

Читая эти строки, невольно думаешь, что речь идет о семейной паре. Действительно, так обычно ведут себя родители у постели больного ребенка. Но в романе речь идет о Марье и Андрее Болконских. То есть, Марья настолько естественно вписалась в роль матери Николушки,

Чуть повзрослевшему племяннику Марья стала преподавать различные науки.

Воспитывая племянника, Марья, сама того не ведая, пробудила в себе материнский инстинкт.

У Марьи, по моему мнению, удивительный талант испытывать счастье, радость и любовь к жизни в той ситуации, где иной герой романа “Война и мир” чувствовал себя полностью несчастным, одиноким, брошенным, лишенным абсолютно всех радостей жизни.

Неслучайно эпилог романа заканчивается мыслями Николеньки Болконского. Мальчика, воспитанного графиней Марьей, ждет большое будущее. Он — истинный сын своего отца. Это заложено не только генетически, но и стараниями Марьи.

Она, страстно любившая все человечество, но детей более всего (дети ближе к Богу, а вера для Марьи была главной опорой и внутренним стержнем на протяжении всей жизни), воспитала в мальчике многие качества характера, достойные уважения.

Важно

Б) Из княжны Марьи Болконской — в графиню Марью Ростову (воплощение в семье Ростовых важнейших идей “семейной” концепции Толстого)

Княжна Марья для Николая была кем-то особенным с самого момента знакомства.

“Отношения с Марьей Болконской — очень серьезное дело для Ростова, тянущегося к “духовным дарам”, которыми княжна Марья наделена в высшей степени, а сам он лишен.

На примере семьи Марьи и Николая художественное воплощение “мысли семейной” выходит за рамки его концепции: здесь уже не просто семья ради очага, не просто женщина как мать и хранительница этого семейного очага.

Марья выступает духовным наставником Николая, преображает его.

Толстой остается верен своей формуле “в семье роман не нужен”, но находит такое ей воплощение, при котором супружеские отношения не опускаются в плоскость “бытовизма” и примитивизма, не лишаются духовности.

Николай сумел разглядеть в княжне Марье душу. Сколь он ни боролся с собой, чувства взяли верх. Он боялся пересудов по поводу женитьбы на богатой невесте, но Николай Ростов — не трус. Он смог переступить через свою гордыню во имя их семейного счастья.

Воздействие жены делает Николая Ростова лучше, заставляет прислушаться к ее словам. Единственное, чего боится Николай, это остаться без жены, потому что уж слишком высока для земной жизни ее душа.

“Семья Ростовых крепка потому, что основана на постоянной духовной работе княжны Марьи, на том, что её “вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей”, восхищает и удивляет Николая.

Николай не переставал удивляться и потому гордился своей женой, не завидуя тому, что она умнее него, ее душевный мир значительней, а радуясь, что “она с своей душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого”.

А графиня Марья, при всей своей глубокой внутренней жизни, “чувствовала покорную, нежную любовь к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает”, и не спорила с мужем о тех вещах, о которых — она знала — спорить бесполезно”[2].

Совет

Как пример, в ситуации спора в эпилоге романа между Николаем Ростовым и Пьером Безуховым “графиня Марья не осуждает мужа, хотя в душе не согласна с ним. Но она женщина и мать, ее главная забота — семья, и она старается сохранить свои отношения с мужем, даже если для этого приходится кривить душой.

Марья, являясь ранее душой семьи Болконских, ныне — душа семьи Ростовых, своей собственной семьи. Благодаря своей удивительной способности понимать близкого человека с полуслова, она живет в мире и согласии с мужем. А ведь Николай Ростов человек далеко не простой, может и резкое словцо сказать, и повести себя так, что княжна Марья будет чувствовать себя несчастной, одинокой.

Княжна Марья — образцовая мать. Дети составляют главный смысл жизни, её ежедневную заботу, главный предмет мыслей и переживаний.

Княжна Марья правильно воспитывает детей: пытается все решить нежностью. Она никогда не вымещает на детей злость или собственное плохое настроение.

Но и Николай — не только хороший хозяин, но и не менее любящий отец.

В эпилоге романа Толстой показывает семейную жизнь Ростовых будто из-за полуоткрытой двери. Мы видим маленьких кусочек ежедневного быта семьи. Писатель прорисовывает каждую мелочь. Немудрено: из мелочей, оттенков речи, слов и складывается у нас в воображении целостная картина семейной жизни Марьи и Николая.

Я считаю, характером княжны Марьи нельзя не восхищаться.

Бог отвечал ей в её собственном сердце: “Не желай ничего для себя; не ищи, не волнуйся, не завидуй. Будущее людей и твоя судьба должна быть неизвестна тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Если богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить его волю”[1].

Мое призвание другое, — думала про себя княжна Марья, — мое призвание — быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования”[1].

В этом — вся Марья Болконская.

В заключение

Вот одно из открытий в людях, которые потрясают, когда читаешь Толстого: открытое в самой глубине души добродетельно-кроткой, некрасивой, видимо, не созданной для личных радостей женщины, находящей свое счастье в самоотвержении и по-христиански отвлеченно-духовной любви к другим, открытое глубоко под всем этим желание чувственной любви, подавленное, но тем более страстное, потенциально-разрушительное, способное произвести хаос в душе”

Это одно из проявлений высокой нравственности и ума княжны Марьи. Именно эти качества хотел воспитать в ней отец, чтобы дочь не была одной из пустых светских барышень, чтобы дочь была Болконской.

Философская мысль Толстого: “брак не удовольствие, а больше всего исполнение долга и обязанностей перед семьей и детьми”. Княжна Болконская — прямое выражение данного суждения: она воспринимает брак правильно, по-толстовски.

Источник: https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-matierialy-dlia-napisaniia-sochin.html

Эссе «Смысл моей жизни»

 эссе «Смысл моей жизни» 1, 2 (рекомендации в презентации)

Зуляншина Галина Конкретного ответа на этот вопрос дать не возможно. Ведь каждый из нас об этом задумывался хотя бы раз. Кто-то бросил эту тему, понимая, что смысла жизни нет.

Кто-то расписал по пунктам свою жизнь и строго следует по ним, а кто-то этот смысл ищет всю жизнь. Лично я совсем не могу жить без нового. Мне нужны перемены, появление нового общения, новых занятий и историй.

Мне хочется сделать, что-то грандиозное: прыгнуть с парашютом, забраться на гору, поднять на ноги свою сестру — инвалида, получить профессию, именно любимую профессию, сыграть любимую песню на гитаре, прокатиться с ветерком на своем мотоцикле. Хочется сделать то, чего я на данный момент не могу. Я дышу этим, питаюсь.

Нужно знать, что лучше, чем был, что ты совершил то что хотел. Когда у меня не происходит ничего нового, я просто впадаю в депрессию. Начинаю терять интерес к жизни, именно этот смысл. Для меня многое значит улыбка, от себя, от близких, просто от проходящих людей, хочется писаться энергией счастья.

Тот кто всю жизнь ищет смысл жизни, не будет счастлив. Живите и радуйтесь!

Вывод: в общем, смысл моей жизни заключается в ее усовершенствовании и получения радости от этого. По мне нужно любить жизнь, иначе жизнь — не жизнь.

  Савчук Никита

Обратите внимание

В чём заключается смысл жизни? Все люди раньше или позже задаются этим вопросом. Стремление к счастью – смысл жизни любого человека.

 Маленькие дети, если они окружены любовью и заботой родителей, всегда счастливы, с взрослением приходит понимание, что окружающий мир сложный  и разнообразный, жизнь ставит серьезные вопросы, и находиться в состоянии детского счастья уже не получится.  Для взрослого человека жизнь с ощущением счастья – непростая задача. Да и само определение счастья различно для разных людей. Все зависит от национальных, культурных, социальных особенностей, от воспитания.

Для меня счастье возможность добиться своих целей и когда близкие мне люди рядом со мной.

Быть счастливым – это быть здоровым, потому что если человек болен и физически слаб, то он не может полностью реализовать себя.

Счастье в отношениях – общение с людьми, которым можно доверять, на которых можно рассчитывать в трудную минуту.  Договоренности с этими людьми всегда результативны.

Счастье в работе – это дело, которое приносит доход и позволяет получить финансовую независимость и свободу. Работа, которую хочется выполнять и развиваться.

Есть люди, которые в первую очередь стремятся к материальному богатству, в то же время, забывая о духовном развитии. Достигая материального богатства, они восполняют недостаток духовного богатства дорогими вещами, удовольствиями,  а в некоторых ситуациях алкоголем, психотропными веществами. В итоге настоящего счастья они так и не испытывают, а всё остальное без этого –  бессмысленно.

Испытывать счастье, просто жить по своим принципам и иметь духовное здоровье – вполне нормально и естественно. Роли и цели меняются, а принципы остаются. Каждый может и должен развиваться и совершенствоваться, чтобы постоянно поддерживать состояние счастье.

Источник: http://mus10-1962.blogspot.com/2014/01/blog-post.html

Цель в жизни человека

Цель, которую человек преследует – всегда скрыта. Девушка, мечтающая о замужестве, грезит о чем – то совершенно ей неведомом. Молодой человек, жаждущий славы, не знает что такое слава. То, что дает смысл нашим поступкам всегда для нас – нечто тотально неведомое.

Кундера М.

Каждый из нас не раз задумывался над тем, для чего все то, что мы делаем, куда мы идем. Голова постоянно забита мечтами, иллюзиями, страхами. Часто наша улыбка не передает тех чувств, что на самом деле овладевают нашим сердцем.

Главный вопрос, который должен задать себе человек, — для чего я живу? Для многих он кажется смешным. Люди делают вид, будто это все заученные фразы и в реальной жизни они не играют особой роли.

Но, если капнуть глубже, то мы понимаем, что это тот вопрос, который заставляет задуматься над собой, а ведь не многим это нравится. Люди часто просто боятся осознать, что их путь уже давно сошел в другую сторону. Такой страх является опасностью для нас.

Он закрывает глаза, не давая повернуть и сделать правильный выбор.

Важно

Имея цель, мы знаем куда идем. Цель дает нам сил двигаться дальше. Она помогает увидеть нам какие мы на самом деле. Только продвигаясь вперед, можно понять насколько мы выросли, что в нас изменилось.

Люди, которые живут без цели, часто огорчаются. Годы спустя, оглянувшись назад, они удивляются, почему жизнь сложилась не так, а достижение того, к чему они так стремились, не принесло удовлетворения, а только пустоту.

Одного известного бейсболиста однажды спросили, что бы он хотел знать заранее, когда только начинал играть. Он ответил: «Как бы я хотел, чтобы кто-то предупредил меня, что достигнув вершины, я ничего там не найду!» К сожалению, пустота многих жизненных целей раскрывается только через многие годы, которые были потрачены на их достижение.

Но, не смотря на все провалы и неудачи, нужно снова и снова вставать, двигаться вперед, находить новую мечту, выдвигать цели и непреклонно двигаться к ним. Жизнь – это прекрасное время, когда ты можешь показать всем, а главное самому себе, что ты личность.

Меня всегда поражал Томас Эдисон, который для своей цели провел 6000 экспериментов. Для того чтобы лампочка заработала, он должен был найти определенный волос. Многие сдались бы на 50-ой или 100-ой попытке. Но этот человек горел мечтой и он это сделал.

Тур Хейердал, ученый антрополог, хотел доказать миру свою теорию, что Полинезию заселили с Востока. Его считали безумцем, но чтобы доказать свою правоту, он проплыл на деревянном плоту 8000 км. 100 дней он боролся с штормами, акулами и прочими опасностями.

Он не смотрел на то, что не умеет управлять плотом или не знает как входить в определенное течение. Он пошел за своей мечтой и сделал это.

Люди, которые достигают особенных результатов, поражают нас. Мы с увлечением слушаем о них. Но редко кому приходит в голову то, что они были такими же людьми, как и мы. В них не было особенной силы, они также боялись, может даже плакали по ночам, но знали, что, ни смотря на все невзгоды, они дойдут до своей цели.

Совет

Каждый из нас должен бороться. Не сиди, сложив руки. Дай волю своим мечтам. Ты особенный, и никто другой с тобой не сравниться. Не слушай, если будут говорить, что ты чудак или у тебя ничего не получится. Генри Форда называли безумцем. Он все время проводил в гараже и что-то взрывал. Никто не верил в него, кроме жены. И однажды, он выехал с того гаража на машине.

Каждый человек имеет огромный потенциал. Главное помни, что если ты хочешь быть особенным, действительно уникальным и неповторимым, будь собой!

Источник: http://www.litra5.ru/shkolnye/sochinenie-cel-v-zhizni-cheloveka/

Сочинение 2

Первым примером для жизни, первым наставником и учителем для любого человека являются его родители. Но социум устроен таким образом, что воспитание ребёнка частично ложиться и на другие организации — детские сады и школы. Сознание человека начинает формироваться как раз в таких заведениях, ребёнок приобретает первый опыт нахождения в обществе таких же, как и он, детей, объединённых общей целью, — учиться. Учитель же, особенно начальных классов, является для детей показателем честности, непредвзятости, морального превосходства и ориентиром, к которому нужно стремиться. Нередки случаи, когда именно первый учитель начальных классов остаётся для людей светлым пятном, человеком, с которым трудно прощаться при переходе в средние классы, настоящим другом.

Дальше ребёнка ждут новые познания и новые, совсем разные учителя. Если в начальной школе у школьников есть классный руководитель, который ведёт почти все предметы, то в средних и старших классах всё меняется. Здесь тоже есть классный руководитель, который отвечает за своих подопечных, но обычно он ведёт только один предмет, следовательно, общается со своим классом не так часто.

В это же время дети начинают замечать разницу между учителями, сравнивать их, делать выводы и дарить свои симпатии или антипатии учителям. Ученик сталкивается с тем, что его судьба обычно небезразлична только классному руководителю; преподавателям же, которые просто ведут предметы, зачастую ставится задача просто дать знания по своей профессии. Благодаря такому безразличию подростки начинают понимать, что жизнь зависит от них самих, что заботиться нужно о себе самому. И если, например, в начальной школе учитель мог завысить оценку по слабому предмету, зная, что в других предметах ученик очень силён, то в средней и старшей школе такого делать не будут. Учитель средней школы — это воплощение справедливости, учитель же начальной школы — воплощение милосердия.

Учителя, которых мы считаем хорошими, остаются с нами в памяти навсегда, ровно так же, как и те, кто нам больше всего не нравятся. Но нельзя отрицать, что каждый из них оставляет огромные след в жизни человека, каждый из них, кто-то больше, кто-то меньше, — кладезь знаний, который мы должны черпать.   

Также читают:

Картинка к сочинению Роль учителя в жизни человека

Роль учителя в жизни человека