В жизни всегда есть место для подвига сочинение егэ

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема свободы?

(390 слов) Тема свободы является одной из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Лирические герои его произведений часто тяготились неволей, воплощенной в духовных, материальных и эмоциональных границах. Автор изобразил ощущение духовной несвободы и на страницах знаменитой поэмы «Мцыри», написанной в 1839 году. 

Главный герой стал пленником еще в детстве: русский генерал взял его с собой, вырвав ребенка из семьи. Но из протеста мальчик перестал есть, заболел, и похититель оставил жертву в монастыре. Там герой и вырос, став послушником. Правда, идеалы чужой веры так остались ему чужды: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог» — говорит он в предсмертной исповеди. Свой выбор он выразил новым протестом — побегом из «тюрьмы своей». Но попытка воссоединиться с отчим домом провалилась, потому что Мцыри не хватило сил и знания местности. Уже на уровне сюжета читатель видит раскрытие темы свободы: герой лишается ее, но готов поставить на карту жизнь, лишь бы вернуть ее обратно. Значит, свобода в поэме «Мцыри» — это воплощение идеала, ради которого стоит жить.

Рассмотрим тему свободы глубже — на уровне ассоциаций и символов. Мцыри повторил судьбу своей Родины: Кавказ тоже был захвачен, ему тоже насаждали чуждые ему устои и порядки, он тоже не смог спастись. В то же время именно Кавказ ассоциировался у автора с воплощением вольности. В царское время там находили приют непокорные придворные, отличающиеся инакомыслием и бунтарством. Сам Лермонтов был сослан именно на Кавказ. Благодаря высокой концентрации диссидентов и оторванности от центра власти на Кавказе сформировалась атмосфера вольности. Нельзя игнорировать и природные особенности региона, куда так хотел вернуться Мцыри. Раздолье южной природы, гордые профили гор, близость к первозданному и дикому — все это является олицетворением свободы в поэме. К этому бежит Мцыри от формализма и бездушности цивилизации, воплощенной в монастыре. Его аскетизм противопоставлен богатству естественного мира, его тишина — шуму грозы и рычанию барса. Автор применил прием антитезы, чтобы вывести тему свободы на духовный уровень. Монастырь, символизирующий цивилизацию, закрепощает людей, делает их зависимыми. А природа с ее диким раздольем олицетворяет волю, которая так нужна личности для самореализации и счастья. Без нее нет полноценной жизни, поэтому герой умирает в финале поэмы.

Таким образом, свобода в поэме М.Ю. Лермонтова — это не только стремление героя к Родине и физической независимости от монастыря, но и духовное состояние личности, являющееся главным условием ее развития. Автор находит его за пределами рамок, навязанных обществом. Свободу нам дарят близость к естественному миру и следование его законам.

В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

(438 слов) Одной из главных тем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является нигилизм. Это понятие, отражающее особое отношение к миру, которое заключается в полном скептицизме и отрицании общепринятых основ. В произведении эту философскую позицию защищает главный герой — Евгений Базаров. У его точки зрения есть слабые и сильные стороны, в которых интересно разобраться подробнее.

О слабости нигилизма не раз говорит Павел Петрович Кирсанов — главный оппонент Базарова. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе» — замечает он. Подтверждение его словам читатель находит, когда знакомится с описанием образов Ситникова и Кукшиной. Это глупые, примитивные, безнравственные люди, которые прикрывают свое бескультурье и невежество красивыми словами. Действительно, нигилизм оправдывает тех, кто отвергает все то, чего попросту не знает. Его используют для отвода глаз те, кто ничем всерьез не интересуется. Кроме того, Кирсанов-старший дает свое определение нигилисту: это человек, «который ничего не уважает». Разве может переделать мир к лучшему тот, кому все дозволено, кто ничего не считает святым? Конечно, в патриархальных основах общества того времени были пороки, но они все же не так страшны, как полное отрицание всех ценностей и нравственных ориентиров. Отсутствие определенной программы и созидательного элемента в нигилизме признает сам Базаров, говоря о том, что сначала нужно разрушить, а строить будет кто-нибудь другой. Абстрактность, категоричность, цинизм — вот минусы мировоззрения Евгения.

Но есть у нигилизма и сильные стороны. Критическая точка зрения позволяет увидеть ошибку и оперативно ее исправить, в то время как конформизм создает иллюзии полного порядка. Например, Базаров не боится поднимать проблему снохачества — домогательств свекра по отношению к невестке. «Вы, чай, слыхали о снохачах?» — говорит он Павлу Петровичу. Благородные дворяне много рассуждали о семейных ценностях народа, но не замечали реальное положение дел. Отрицание помогает не только лучше видеть, но и быть лучше. Человек, который не верит на слово, нацелен на самостоятельный поиск истины, который заложен в основе прогресса. Например, пока Аркадий и его родственники «сибаритствуют», Евгений встает раньше всех и работает, чтобы внести свой вклад в науку. У него есть интеллектуальная и духовная неудовлетворенность, которая толкает его вперед. В это же время его оппоненты год за годом вкладывают деньги в убыточное предприятие и ждут чудес. Они не могут сомневаться в том, что делают. На основании этих доводов можно сделать вывод, что сила базаровского нигилизма заключается в том, что он заставляет человека работать над миром и над собой, раскрывает глаза на существующие проблемы и расчищает дорогу новым веяниям.

Таким образом, нигилизм имеет и положительные, и отрицательные стороны. Эта позиция может быть категоричной и бесперспективной в некоторых аспектах, но нельзя отрицать ее силу — стремление к совершенствованию мира в себе и вокруг себя.

Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака

(323 слова) Тема природы встречается в стихотворениях каждого поэта. Все творческие люди неразрывно связаны с нею, ведь черпают вдохновение из красоты окружающего мира. Нельзя не заметить этого и в творчестве Б.Л. Пастернака — известного советского поэта, удостоившегося Нобелевской премии. Его произведения погружают читателя в царство природы.

Одним из любимых стихотворений поэта считается произведение «Февраль». В нем автор связывает свои творческие порывы с миром за окном: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Каждое природное явление проецируется в литературе: «С деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей». Видя пейзажи, поэт обретает настроение, необходимое для создания «стихов навзрыд». Лирический герой нанимает пролетку, чтобы уехать из дома оказаться наедине с февральской оттепелью, которая является источником его вдохновения. Этот пример позволяет сделать вывод, что природа для автора — кладезь новых идей, эмоций и сюжетов.

В описании природы Пастернак чаще всего использует прием олицетворения. Например, в стихотворении «Июль» жаркий летний месяц «снял комнаты у нас внаем» и «везде болтается некстати». Он становится одушевлённым героем произведения, который активно действует и вмешивается в жизнь лирического героя. Благодаря его активности меняется все вокруг, преображается весь домашний мир. Для поэта «отпускник» становится другом, всегда желанным гостем, который приносит душистые запахи и свежий ветерок. Это говорит о близости Пастернака к природе, об исключительной любви к ней.

Природа в творчестве Пастернака — это не только источник вдохновения и олицетворенный персонаж. Это еще и пример для подражания, мотивация для труда. В стихотворении «Ночь» поэт проводит параллель между звездой и художником. Небесные светила работают по ночам, освещая землю, даря надежду и красоту. Так и творческие люди должны неусыпно трудиться, чтобы их произведения излучали свет и радовали людей. «Не прерывай труда, не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда» — пишет автор. Именно неиссякаемая энергия окружающего мира заставляет поэта двигаться вперед.

Таким образом, окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака неразрывно связан с поэтом и его творчеством. Природа вдохновляет, поддерживает, дает пищу для размышлений. Она становится другом, музой, советчиком. Без нее не обходится ни одно произведение автора.

Героизм на ВОВ

«Судьба человека» М.А. Шолохов. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – это печальная, страшная и невероятно тяжёлая страница в истории нашего государства (и не только нашего). Однако именно на войне всегда есть место подвигу – а вместе с ним и героизму. Одну из таких историй (а в действительности подобных было очень и очень много) запечатлел Михаил Александрович Шолохов в своём рассказе «Судьба человека». Главный герой – Андрей Соколов. До фашистского вторжения у него была замечательная семья, но война отняла у мужчины всё самое ценное. Однако кое-что у Соколова всё-таки осталось – сила духа, непоколебимая воля, доброе сердце, храбрость и человечность. В какой-то момент мужчина попадает в плен к фашистам. Когда комендант концлагеря Мюллер предлагает герою выпить «за победу немецкого оружия», Андрей отказывается и пьёт вместо этого «за свою погибель и избавление от мук». Примечательно и то, что оказался у коменданта Соколов за свои смелые и дерзкие высказывания – его чуть было не расстреляли. В этот момент пришло известие о том, что немецкие войска заняли Сталинград – в честь этого пленного помиловали и даже выдали буханку хлеба и кусок сала. Андрей Соколов и тут проявил себя как герой – разделил еду с товарищами. Таким образом, главный герой рассказа «Судьба человека» – это яркий пример того, что достойные, благородные люди даже на войне остаются настоящими Людьми и совершают подвиги. Их не страшат ни угроза смерти, ни пытки, ни лишения – они готовы стойко защищать свою родину и свои принципы. Такие герои служат примером для будущего поколения. 

«А зори здесь тихие…» Б. Васильев. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» – это история о трагических судьбах пятерых девушек во время Великой Отечественной войны. Героизм не имеет пола. Пятеро девушек, Рита, Лиза, Галя, Соня и Женя, которые должны были оказаться в тихом и безлюдном месте, где не было боев, по воле случая отправляются на сложное задание в лес – выслеживать врага. Командует небольшим отрядом старшина Васков. Во время похода героини проявляют невероятную силу духа: хоть их и страшат пули и ножи, пугают затаившийся враг и опасность, которая кроется повсюду, они побеждают свои страхи и сомнения. Каждая из них выполняет свой долг и одерживает нравственную победу над собой. В конце повести весь отряд, кроме командира, погибает – героически и самоотверженно. Молодые женщины приносят себя в жертву, чтобы спасти Родину, и им это удается: отряд диверсантов остановлен. Таким образом, Б. Васильев доказал, что героизм – это внутреннее состояние человека, которое не зависит от обстоятельств или пола. Повесть «А зори здесь тихие…» запечатлела на долгие годы эту страшную страницу в истории нашего государства и пример настоящего подвига настоящих людей, чтобы грядущие поколения помнили о героизме предков и стремились быть столь же храбрыми и достойными личностями.

«Василий Тёркин» А.Т. Твардовский. Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» воодушевляла многих бойцов во время Великой Отечественной войны. Главный герой произведения – солдат Василий Тёркин стал собирательным образом всех советских воинов – храбрым, оптимистичным, простым, добрым, скромным. Он в одиночку переплывает ледяную реку, чтобы доставить важное сообщение на другой берег, и как будто бы даже не замечает, что произошло что-то необычайное. Сам автор пишет так: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Эти слова описывают отношение Василия Тёркина к своим подвигам – он совершает геройские поступки не ради славы и признания, а из искреннего стремления защитить родину и людей. Василий Тёркин регулярно проявляет смелость, великодушие, самоотверженность. Таким образом, истинному героизму чужды притворство, тщеславие, алчность. Настоящие герои действительно добры, самоотверженны, нравственны и благородны, и именно желание помогать другим побуждает их совершать подвиги.

Герои в мирной жизни

«Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Героизму есть место не только на поле битвы. Героизм – это сила духа, это воспитание, это нравственные ориентиры, это доброе сердце, сохраняющее отзывчивость, несмотря на испытания, лишения, неудачи. Доказательство этого утверждения мы находим в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня, Матрёна, названа писателем «праведницей». На таких, как она, держится мир. Матрёна готова бескорыстно и самозабвенно помогать другим людям. Она с радостью приходит на помощь, поддерживает, выполняет даже тяжёлую работу без жалоб и ропота. Более того, героиня ничего не ждёт взамен. Она совершает добрые поступки не ради ответных действий, а по душевной доброте, чтобы порадовать окружающих, облегчить их нищенскую долю в послевоенной деревне. Ей доставляет истинное удовольствие счастье других. И эта самоотверженность Матрёны – проявление настоящего героизма в повседневной жизни. Таким образом, рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» служит доказательством того, что героизм – это состояние души и показатель его нравственных ориентиров и внутренней силы.

«Человек на часах» Н.С. Лесков. Главный герой рассказа Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» – солдат Измайловского полка Постников. В описываемую писателем ночь Постников стоит на часах – то есть занимает пост часового. Но вдруг слышит крик о помощи. Согласно уставу, герой не имеет права покидать свой пост. За нарушение следует наказание. Тогда перед солдатом встаёт сложная нравственная дилемма: нарушить устав, но спасти чью-то жизнь или сохранить верность военному уставу, но, возможно, упустить возможность помочь человеку, который попал в беду. Дело в том, что нет уверенности, что крики о помощи настоящие, что это не чья-то злая шутка или хитрая уловка, чтобы выманить часового с поста. В конце концов, в душе Постникова побеждают нравственность, человечность, доброта – он покидает пост и спасает человека, который в самом деле оказался в опасности. Это яркий пример настоящего героизма, которому не страшны ни выговоры, ни наказания. Настоящий герой готов жертвовать своим удобствами и благами ради помощи другим людям. И далеко не всегда подвиги оценивают по достоинству. Например, для героя рассказа «Человек на часах» история закончилась весьма печально – он был наказан за нарушение устава, а его геройский поступок себе присвоил проезжавший мимо офицер. Таким образом, становится понятно, что героизм заключается вовсе не в количестве наград или медалей, а в реальных поступках и в личности человека. 

Что такое героизм?

«Старуха Изергиль» М. Горький. Героиня рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» повествует об истинном герое. Старуха Изергиль делится с путником легендой о Данко. Некогда очень и очень давно одно племя прогнало другое, более слабое племя людей в глубь леса. Но настал момент, когда из-за участившихся болезней и недостатка ресурсов для жизни люди решили выбраться из чащи – это было необходимо. Однако с одной стороны их окружал сильный враг, а с другой – непроходимые дебри деревьев и других растений. Тогда нашёлся среди них смельчак по имени Данко. Он предложил отправиться сквозь густой лес под его предводительством. Соплеменники поверили Данко и пошли за ним. Тяжёлый и долгий путь утомил людей. Но признаваться в собственном бессилии и усталости они не желали, так что начали упрекать храброго Данко в том, что он предложил неверное решение. Более того, путники захотели убить юношу. Но в сердце героя продолжал гореть огонь доброты, отзывчивости, благородства, самоотверженности и невероятного сочувствия к своим соплеменникам. Он искренне желал помочь им и облегчить их страдания. Тогда он «разорвал руками себе грудь», достал оттуда своё ярко пылающее сердце и осветил им оставшийся путь. Вскоре густой лес закончился, и люди увидели прекрасную степь. Данко радостно засмеялся и умер. Это пример необычайного героизма – самоотверженного и искреннего. Несмотря на ненависть народа, на его подлые мысли, слова и намерения, Данко поистине хотел помочь людям, спасти их, уменьшить их боль.

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь. В центре внимания Николая Васильевича Гоголя в произведении «Тарас Бульба» донские казаки, которые защищают родину от польского вторжения. Тарас Бульба – по имени которого названа повесть – настоящий герой. В битвах Тарас проявляет недюжинную храбрость и силу духа. Героический поступок он совершает даже перед смертью – когда оказывается в плену врага, прикованный железными цепями к дереву, когда костёр вот-вот отнимет у него жизнь, Тарас Бульба успевает крикнуть своим товарищам, куда двигаться, чтобы избежать опасности и скрыться от недругов, – ведь с высоты, на которой он находится, ему виднее путь отхода. Козакам удаётся оторваться от неприятели и спастись. Таким образом, не остаётся сомнений, что героизм – это состояние души, он не бывает временным. Герой найдёт способ помочь другим, даже когда сам находится в шаге от неминуемой гибели.

«Бородино» М.Ю. Лермонтов. Примеры героизма можно найти не только в прозе, но и в лирических произведениях. Например, стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» посвящено событиям Отечественной войны 1812 года и её героям. Поэт пишет: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». Далее автор описывает подвиг солдат, которые долгое время защищали Москву, а потом приняли тяжёлое, но необходимое решение покинуть столицу. Вспомним следующие строки: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Таким образом, героизм заключается в бескорыстном стремлении защищать своё отечество, свой народ и всех тех, кто нуждается в этой защите и помощи. Героя не пугает даже угроза смерти – как, например, и солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова. Безусловно, война – не единственное место, где человек может совершить героический подвиг. Однако такие поступки точно входят в историю, потому что на кону жизни огромного количества людей и судьба целого государства. Это большая ответственность, взять которую на себя – тоже героизм. А покинуть Москву было тем более трудным и крайне ответственным решением. Но об исходе сражения поэт гордо заявляет: «не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана».