В егэ часть в без пробела

В егэ часть в без пробела

Задание 1: биологические термины и понятия

Экология в ЕГЭ встречается в номере 1. В нем необходимо дополнить схему, вставив на место пропуска подходящее понятие. Особенность номера в том, что в нем встречаются вопросы из всех разделов науки. Может попасться как цитология, так и эволюция. Первая тема, рассматриваемая в рамках экологии в ЕГЭ по биологии — способы питания: 

  • автотрофы. Сами производят питательные вещества, образуя их из неорганических соединений: углекислого газа, азота, серы, воды, минеральных солей. Сюда относятся растения, небольшая часть бактерий. Растения и цианобактерии используют фототрофный тип питания, то есть проводят синтез на основе солнечной энергии. Существуют также хемотрофные бактерии, использующие энергию химических превращений;
  • гетеротрофы. Потребляют готовые органические вещества, произведенные другими организмами. К ним относятся животные, грибы, большинство бактерий. Фаготрофы способны употреблять твердые куски пищи. Это все животные. Грибы и бактерии относятся к осмотрофам. Они всасывают органические вещества из растворов, используя проницаемые клеточные стенки;
  • миксотрофы. Это организмы со смешанным типом питания. Они могут синтезировать органические вещества, а могут находить их в готовом виде. Таких организмов немного, ученые считают их переходными между растениями и животными. Это эвгленовые водоросли, насекомоядные растения (например, венерина мухоловка). 

Гетеротрофы — разнообразная группа организмов. В рамках теории по экологии для ЕГЭ нужно подробнее изучить их классификацию:

  • биотрофы. Эти животные употребляют в пищу живые организмы. В случае фитофагов это растения, зоофагов — другие животные. Существуют паратрофы — другое название паразитов, обитающих внутри хозяина и питающихся продуктами их жизнедеятельности;
  • сапротрофы. Едят выделения животных (жук-навозник), органические вещества, образующиеся при разложении мертвых организмов (гиена, гриф-стервятник) или детрит (дождевой червь).

Еще один важный вопрос для подготовки к экологии касается биологических взаимодействий видов.

Взаимодействие

Суть

Подвиды

Пример

Нейтрализм

Виды независимы, никак не влияют друг на друга

— 

Белка и лось, живущие в лесу

Взаимополезное

Связь выгодна обоим организмам

Протокооперация

Актиния использует рака как средство передвижения, при этом защищая его

Симбиоз

Микориза — связь между грибницей и корнями дерева

Мутуализм

Единственное животное, способное опылять клевер — шмель

Комменсализм (полезно-нейтральное)

Комменсал получает пользу, не вредя и не помогая хозяину

Нахлебничество

Рыбы-прилипалы едят то, что не доели акулы

Сотрапезничество

Растение потребляет органические вещества, полученные в ходе разложения почвенными бактериями

Квартиранство

Бромелия растет на стволах деревьев

Полезно-вредное

Один вид получает пользу, угнетая другой

Паразитизм

Трутовик, растущий на березе

Хищничество

Лев ловит и ест зебр

Конкуренция (взаимовредное)

Виды борются за одни и те же условия, угнетая друг друга

Межвидовая конкуренция

Сорняки и культурные растения конкурируют за воду, удобрения

Внутривидовая конкуренция

Каждая береза пытается получить больше света

Аменсализм (нейтрально-вредное)

Один вид угнетает другой, не получая ни вреда, ни пользы

— 

Ель затеняет растущие под ней растения, но ей это безразлично

В заданиях ЕГЭ по биологии встречается классификация водных организмов. Нужно запомнить, что они делятся на три группы: планктон, нектон и бентос. Планктон пассивно передвигается за счет течения воды, это могут быть растения (водоросли) и животные (одноклеточные, рачки). Нектон передвигается активно — рыбы, моллюски, черепахи, амфибии. Бентос живет на дне и в грунте. Это водоросли, моллюски, морские звезды. Последний вопрос — классификация растений по отношению к воде:

  • гидатофиты — обитают под водой (роголистник);
  • гидрофиты — живут на поверхности воды (кувшинка);
  • гигрофиты — предпочитают влажные места суши (папоротник);
  • мезофиты — растут в умеренно-влажных местах (тысячелистник);
  • ксерофиты — обитают в засушливых регионах (кактус). 

Онлайн-технологии

Дистанционные занятия никогда не заменят школьных очных уроков, заявил Бугаев.

"Школы сильно меняются. Пандемия, конечно, по нам всем очень сильно ударила с точки зрения того, что значительная часть образовательного процесса была переведена в онлайн. Убежден, и это подтверждают все современные быстро проведенные исследования не только у нас, но и за рубежом, что дистанционное обучение не может собой заменить полностью никогда обычного образовательного процесса в школах, прямого живого контакта "учитель - ученик", - заявил Бугаев. Он отметил, что онлайн-технологии стали хорошим дополнением к обучению.

"Мы будем стремиться к тому, соблюдая все эпидемиологические ограничения, безусловно, чтобы максимальное количество образовательного процесса было вживую. Понятно, что интернет дает нам возможности применять и расширять образовательные технологии, но заменить полностью живого контакта мы никогда не сможем", - добавил Бугаев.