В егэ по обществознанию не будет тестовой части

В егэ по обществознанию не будет тестовой части

Апелляция на результаты ЕГЭ

Итак, ЕГЭ-2015 в разгаре. Завершились основные дни экзаменов, начались резервные. По всей стране считают баллы ЕГЭ. Органы государственной власти — средние (они, по предварительным прикидкам, например, по русскому языку, профильной математике и обществознанию, возросли в среднем на 3 балла). Получившие все результаты выпускники — общие для поступления (ВУЗы уже принимают документы). А некоторые — готовятся к их пересмотру. То есть к апелляции.

Официальный ресурс ЕГЭ об апелляции

Официальный ресурс ЕГЭ об апелляции

Что такое апелляция? Это словесный поединок выпускника и экспертов, которые проверяли работу. Гуманитарные предметы — особенно история, обществознание часто содержат в виде ответов не догмы, а предположения, теории. И апелляция зачастую превращается в разговор… что Ты имела ввиду? (как пелось в популярной песенке).

Как мы видим, участник ЕГЭ может не только повысить, но и имеет шансы потерять баллы в результате рассмотрения его работы в письменной части 2. С прошлого года, кстати, возможна и техническая апелляция на результаты части 1 (тестовой). Но.. об этом в другой раз. Сама процедура апелляции, кстати, вызывает абсолютно ее разные оценки… Складывается впечатление, что порой она зависит от личного усмотрения (или произвола) на местах. Например, посмотрите интересные комментарии к нашей записи о ЕГЭ-2014. Да и сами выпускники поэтому просто гадают о том, что их ждет за закрытыми дверьми на апелляции. Вот пример одной из «разъяснительных работ» в социальных сетях:

Дискуссия о процедуре апелляции в социальных сетях

Дискуссия о процедуре апелляции в социальных сетях

Как мы видим, подготовка к апелляции начинается задолго до получения результатов экзамена. К ней нужно серьезно готовиться. Ведь статистика ЕГЭ показывает, что лишь менее 10% подавших апелляцию могут рассчитывать на ее хотя бы частичное удовлетворение.

Напомним, что Вы можете получить нашу экспертную консультацию накануне апелляции. Для этого можно обратиться напрямую VK и на электронную почту eugene_kotzarj@mail.ru

А что говорит статистика?

Давайте посмотрим на статистику подписчиков нашей группы VK.  Итак, как наши подписчики сдали ЕГЭ-2015 по обществознанию?

Результат ЕГЭ-2015 по обществознанию. Опрос http://vk.com/egewin

Результат ЕГЭ-2015 по обществознанию. Опрос http://vk.com/egewin

В среднем выше ребят по стране (пока средний балл, объявленный Рособрнадзором без учета сдававших в резерве и апелляции (на которой, впрочем, глобально мало что меняется) составляет 56,65. А примерно 60% наших подписчиков, готовившихся по материалам сайта и группы, видео-урокам эксперта ЕГЭ сдали в промежутке от 60 до 80 баллов, более 20% — это высокобалльники (более 80 баллов!). 

А что говорит наша статистика об апелляции на ЕГЭ по обществознанию 2015?

Результат апелляции на ЕГЭ-2015 по обществознанию. Опрос http://vk.com/egewin

Из проголосовавших под 90% на апелляцию просто не пошли. По разным причинам. Однако около 10% сумели отстоять от 1 до 3-х своих первичных баллов, которые затем могут дать приличную прибавку в тестовом балле по 100-балльной шкале.

Неконструктивный подход к апелляции на результат ЕГЭ

Нужно ли бороться за свои баллы? Считаем, что ДА! Хотя, бытует мнение, что это зачастую бесполезно. Однако, убедить экспертов при действительно заниженных баллах (а это результат естественного субъективизма, человеческого фактора, усталости эксперта и целого комплекса причин) можно. Например, вот мой диалог с выпускницей Alisa Marisova, сумевшей отстоять целых 3 первичных балла!

А вот пример иного отношения к процедуре апелляции.

Многие выпускники понимают, что апелляция, грамотно подготовленная с помощью консультации эксперта ЕГЭ, может позволить получить им важный для поступления балл-другой. Но… это время и силы эксперта, и может быть его платной услугой. Еще один диалог в студию (с Евгения Землянская). Просьба проверить эссе:

Небольшая ремарка для инфантильных выпускников. Анализ Вашего эссе это обязанность учителя который у Вас вел обществознание. Я Вам ничего не обязан, согласитесь? А теперь умножите количество подобных Вашему обращений ко мне на часть сдающих ЕГЭ по обществу в России?

Учитесь уважать чужой труд и знайте, что во взрослой жизни, куда Вы выходите за все нужно платить.

Вы можете получить нашу экспертную консультацию накануне апелляции. Для этого можно обратиться напрямую VK и на электронную почту eugene_kotzarj@mail.ru

Конструктивный подход к апелляции на результат ЕГЭ

А вот уже другое обращение к эксперту, и совсем другое отношение к необходимости апелляции, понимание ее крайней важности для итогового результата, поступления. Отметим, что Эля Карпаева — студент первого курса, учится во Владивостоке. В прошлом году на бюджет не смогла пройти, и снова пробует получить необходимый для поступления на бюджет балл в этом году! ЕГЭ-2015 по обществознанию она сдала на 82 балла (на 25 выше среднего по России!).

Разбалловка результатов ЕГЭ

Разбалловка результатов ЕГЭ

Отметим, что в тестовой части 1 выпускница потеряла всего 1 балл! Чуть хуже обстояли дела в части 2. За которую Эля и собиралась с моей помощью побороться! Заодно приятно, когда говорят спасибо за труд (Эля при подготовке применяла видео-уроки автора):

Screenshot_5

Анализ ответов и выбор стратегии на апелляции

Посмотрим на бланки части 2 выпускницы, которые она получила в своем личном кабинете на ресурсе технической поддержки ЕГЭ-2015:

Сканированный бланк ответов выпускницы

Сканированный бланк ответов выпускницы 1

Сканированный бланк ответов выпускницы 2

Сканированный бланк ответов выпускницы 2

Сканированный бланк ответов выпускницы 3

Сканированный бланк ответов выпускницы 3

Отметим большой объем работы, проделанный абитуриентом, хороший читаемый почерк и абсолютно верное оформление ответов: где это необходимо, выписывается условие задания, максимально облегчается работа эксперта. Такие работы обычно вызывают только желание идти навстречу выпускнику!

Итак, текста и заданий к нему (задания 28-31) у нас на руках не было, поэтому задание 30, формулировку которого абитуриент не помнил, мы решили оставить. Наше внимание было сосредоточено на заданиях 33, 34, 35, 36.

Задание 33

Эля: в 33м нужно было факторные доходы написать к труду, земле и капиталу с примерами. Я не знала пример капитала.

Задание 33

Задание 33

Грубая ошибка. Факторный доход на землю это РЕНТА. Ничего не отспорите, здесь апелляция бессмысленна.

Задание 34

За это задание не был выставлен один из баллов, максимальный — 3.

Эля: в 34 был текст, по которому я определила, что это информационное общество. И к нему нужно было написать 3 черты.

Задание 34

По 34 честно говоря не понимаю к чему придрались. Все верно Вы привели все три признака этого типа общества. Может только чуть расплывчато звучит «рост продолжительности жизни». Формально ведь он происходит и в индустриальном обществе по сравнению с традиционным. Но, Вы уточняете *развитая медицина (в идеале, конечно, неплохо было бы дописать, что медицина способна побеждать неизлечимые ранее болезни — рак, СПИД).
Вот здесь нужно бороться. Сейчас приведем пример для аргументации про развитие медицины в индустриальном обществе.

В СССР к 1960 г. на 10 тыс. человек приходилось 20 врачей, в РСФСР — 19,3, в Западной Сибири только 15,5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-zdravookhra.. (Развитие здравоохранения в городах Западной Сибири (1946-1960 гг.) диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. Дудкина М.П.).

2010 год. Среди стран с наибольшим количеством врачей на душу населения Россия, согласно данным ВОЗ, занимает пятое место — на каждые 10 тысяч россиян приходится 42 медика с высшим образованием.

То есть сравниваем показатели индустриального (1960) и постиндустриального обществ (2010).

Эля: не могли бы вы привести аргумент к высокому уровню социальной мобильности?

Мобильность индустриального общества массовая. Например, массовый переезд в города, миграция в Новый Свет (США XIX века).

Эля: можно сказать, что коль мы в информационном обществе, то велик доступ к информации, можно заниматься самообразованием и тем самым перемещаться по каналу образование?

Нет я не про это. Понятно что каналов мобильности и больше и доступ к ним тоже шире. Человек индустриального общественных привязан к станку. Мобильность постиндустриального общества — индивидуальная. Средства транспорта гораздо более развиты. Добавляется интернет. Он позволяет человеку создавая информационный продукт, заниматься работой путешествуя, меняя страны мира. Пример из жизни — феномен фриланса. Так делают свою работу и зарабатывают создатели информации, информационного продукта — веб-дизайнеры, люди свободных профессий. Мы гораздо более мобильны, чем человек 20-30 лет назад.

Итоговые аргументы членов конфликтной комиссии оказались более чем парадоксальны:

1. Россия не постиндустриальное общество (!!!). 2. Теория не связана с практикой (!!!). 

Что же, на лицо полная некомпетентность и неумение отойти от мысленного шаблона, зашоренность, проще говоря. Попытка здесь отспорить балл не удалась.

Задание 35

Это сложный план. И снова боремся за 1 не выставленный балл.

Задание 35

Задание 35

Меня смущает прежде всего структура Вашего плана. Он выглядит как судорожная попытка выбросить на бумагу все, что знаете о политической власти. А структура и ее выдержанность это один из ключевых критериев оценки.
В идеале он мог выглядеть так:

1. Понятие «власть»
2. Виды власти:
— политическая
— экономическая
— военная
— духовная
— информационная
3. Признаки политической власти:
— суверенность
— легитимность
— сосредоточенность в руках государства
— монополия на легальное применение силы
— монополия на издание законов
4. У нас бы совпали

Итак, могли снизить за: 1. отсутствие информации о других видах власти; 2. Отсутствие структурности ответа (например, понятие точно не нужно раскрывать); 3. Пункт «принципы существования». Например, подпункт б) результативность. Разве политические реформы, например, всегда результативны? 4. Важный пункт про государство и его роль «спрятали» в конце и не раскрыли. А должны были выдвинуть на первый план.

Эля: в задании речь шла о политической власти, о ней я и писала план. То есть не издалека пошла, а по теме. Вероятно, правильнее было бы начать с Власти, но в задании это не указано.

Это структурный подход называется. Если политическая это разновидность власти начинать нужно с власти. На план можно попробовать апеллировать, но результата думаю не будет. 

И, действительно, по словам абитуриента, эксперты в конфликтной комиссии собирались даже снижать балл (имеют право!!!). Эля: за то что у меня нет двух важных пунктов которые есть в критериях.

Итак, и здесь результат остался неизменным. Оставалось наше любимое эссе, за которое в каждом из двух не определяющих критериев (к2 и к3) было выставлено по 1 баллу из двух возможных.

Куда поступать с обществознанием?

В 2020 году обществознание планировали сдавать 348 217 из 714 000 участников ЕГЭ (около 49%). Ожидается, что интерес к предмету в 2021 году будет так же высок, ведь с сертификатом по профильной математике и обществу будущему абитуриенту открываются самые разные направления.

ЕГЭ по обществознанию в 2021 году - даты, изменения, подготовка

Среди наиболее популярных специальностей:

  • бизнес-информатика (38.03.05);
  • экономика (38.03.01);
  • менеджмент (38.03.02);
  • государственное и муниципальное управление (38.03.04);
  • педагогика (44.03.05);
  • социология (39.03.01);
  • управление персоналом (38.03.03);
  • сервис (43.03.01).

Если же вы сдавали базовую математику, а значит, подаете в ВУЗ только сертификат по русскому языку и обществознанию, то можете обратить внимание на направления творческого цикла – дизайн или музыка.

Важно! В некоторых университетах потребуется предоставить также результат ЕГЭ по английскому языку, тогда как абитуриентов факультетов искусств ожидает дополнительный очный экзамен – «творческий конкурс».

Дата проведения

После того, как в 2020 году календарь ГИА несколько раз пересматривали из-за эпидемии коронавируса, выпускники хотят получить ответ на 2 основных вопроса:

  1. Могут ли отменить ЕГЭ в 2021 году?
  2. Когда будет известна дата проведения испытаний?

Что нужно знать про ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Естественно, об отмене Единого Государственного Экзамена речь не идет. Даже в предыдущем сезоне, когда наблюдались высокие показатели прироста числа заболевших на COVID-19, испытания лишь сместили во времени. Для 2021 года рассматривают два сценария:

  1. Эпидемиологическая ситуация нормализуется и ЕГЭ пройдет в привычном формате очного экзамена.
  2. Коронавирус не отступит, и выпускники будут сдавать экзамены в режиме онлайн.

Точные даты можно будет узнать ближе к середине осени 2020 года, когда будет утвержден календарь ГИА. Если в 2021 году формат экзаменов для 11-классников не изменят, то ЕГЭ по обществознанию можно будет сдать либо в досрочном периоде (конец марта – начало апреля), либо в основном (конец мая – июнь).

Важно! Пересдать общество в сентябре нельзя, так как на осенней сессии предоставляется возможность повторной сдачи обязательных предметов – русского языка и математики.

КИМы по обществознанию

Структура КИМа для ЕГЭ по обществознанию в 2021 году останется прежней. Не изменится также формулировка заданий и система оценивания.

Экзамен будет охватывать 5 тематических блоков:

  1. Человек и общество
  2. Экономика
  3. Социальные отношения
  4. Политика
  5. Право

Как подготовится к ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Всего выпускникам будут предложены 29 заданий, из которых 12 – базового уровня сложности, 10 – повышенного, а 7 – высокого.

Часть

Кол-во Тип ответа
І часть 20 шт. краткий
ІІ часть 9 шт.

развернутый

Ответом за задания 1-й части может быть слово, словосочетание либо последовательность цифр.

Отвечая на вопросы 2-й части может потребоваться:

  • дать объяснение либо обоснование;
  • составить описание;
  • высказать мнение и аргументировать его.

Но больше всего опасений у выпускников связано с выполнением задания №29, в котором требуется написать мини-сочинение (эссе) на одну из 5-ти предложенных на выбор тем, представленных в виде высказывания. Каждая тема соответствует одному из 5 смысловых блоков, объединенных в экзамене по обществознанию.

Важно! Рекомендованный объем сочинения – 300-350 слов (но допускается от 150 до 450).

На выполнение работы регламентом ЕГЭ отведено 235 минут (3 ч 55 мин.), которые эксперты рекомендуют распределить следующим образом:

Задания Рекомендуемое время
№1-3 и 10 1-4 мин.
№4-9, 11-28 2-8 мин.
№29 (эссе) 45 мин.

Оценивание

За 29 заданий на ЕГЭ по обществу в 2021 году можно будет заработать максимум 64 ПБ (первичных баллов), что приравнивается к 100 ТБ (тестовым баллам).

Распределение первичных балов будет следующим:

Оценивание работ на ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Все ответы 1-й части (Бланк ответов №1), будут оцифрованы и проверены с помощью специальной программы. Если система не засчитает ответ из-за неправильного заполнения бланка, вина ложится на экзаменуемого. Результат проверки обжалованию не подлежит! Поэтому перед экзаменом  обязательно уделите внимание тому, как правильно перенести ответы из черновика в официальный бланк.

Часть №2 с развернутыми ответами будет проверена независимыми экспертами. В ходе проверки эссе эксперты будут отталкиваться от таких 4-х основных критериев:

Критерии оценивнаия эссе по обществознанию на ЕГЭ в 2021 году

Если в после выполнения двух проверок  результаты оценивания отдельных заданий будут отличаться более чем на 2 балла, к проверке привлекут третьего эксперта, который проверит только спорные задания.

Далее результаты, полученные за 1-ю и 2-ю часть, суммируются и переводятся в ТБ по установленной ФИПИ шкале соответствия:

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЕГЭ 2021

До 2008 года результаты ГИА всегда переводили в школьную оценку, но после реформы все изменилось и в 2021 году тестовые баллы ЕГЭ по обществознанию не полежат переводу в 5-бальную систему.

Тем не менее, существует приблизительная таблица, которая поможет вам оценить свой результат.

Оценка ТБ
5 70-100
4 58-69
3 42-57
2 (не сдал) 0-41

Куда поступать с обществознанием?

Важно! 11-классники, не планирующие подавать документы в ВУЗы России, в 2021 году могут сдать только 2 предмета ЕГЭ — русский язык и математику.

В 2020 году обществознание планировали сдавать 348 217 из 714 000 участников ЕГЭ (около 49%). Ожидается, что интерес к предмету в 2021 году будет так же высок, ведь с сертификатом по профильной математике и обществу будущему абитуриенту открываются самые разные направления.

ЕГЭ по обществознанию в 2021 году - даты, изменения, подготовка

Среди наиболее популярных специальностей:

  • бизнес-информатика (38.03.05);
  • экономика (38.03.01);
  • менеджмент (38.03.02);
  • государственное и муниципальное управление (38.03.04);
  • педагогика (44.03.05);
  • социология (39.03.01);
  • управление персоналом (38.03.03);
  • сервис (43.03.01).

Если же вы сдавали базовую математику, а значит, подаете в ВУЗ только сертификат по русскому языку и обществознанию, то можете обратить внимание на направления творческого цикла – дизайн или музыка.

В некоторых университетах потребуется предоставить также результат ЕГЭ по английскому языку, тогда как абитуриентов факультетов искусств ожидает дополнительный очный экзамен – «творческий конкурс».

Дата проведения

Важно! 25.12.20 Сергей Кравцов сообщил об отмене досрочного периода ЕГЭ 2021 года.

После того, как в 2020 году календарь ГИА несколько раз пересматривали из-за эпидемии коронавируса, выпускники хотят получить ответ на 2 основных вопроса:

  1. Могут ли отменить ЕГЭ в 2021 году?
  2. Когда будет известна дата проведения испытаний?

Что нужно знать про ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Естественно, об отмене Единого Государственного Экзамена речь не идет. Даже в предыдущем сезоне, когда наблюдались высокие показатели прироста числа заболевших на COVID-19, испытания лишь сместили во времени. Для 2021 года рассматривают два сценария:

  1. Эпидемиологическая ситуация нормализуется и ЕГЭ пройдет в привычном формате очного экзамена.
  2. Коронавирус не отступит, и выпускники будут сдавать экзамены в режиме онлайн, либо число испытаний сведут к минимуму.

Если ситуация будет развиваться по благоприятному сценарию и ЕГЭ 2021 года состоится в очном формате, то актуальными будут даты, утвержденные в проекте официального календаря ГИА:

Основной период
Основной день 7 июня 2021 года
Резерв

29 июня 2021 года

1 июля 2021 года

Также предлагаем скачать полную версию расписания основной сессии ЕГЭ 2021 года:

Календарь ЕГЭ 2021

Важно! Пересдать общество в сентябре нельзя, так как на осенней сессии предоставляется возможность повторной сдачи обязательных предметов – русского языка и математики.

КИМы по обществознанию

Структура КИМа для ЕГЭ по обществознанию в 2021 году останется прежней. Не изменится также формулировка заданий и система оценивания.

Экзамен будет охватывать 5 тематических блоков:

  1. Человек и общество
  2. Экономика
  3. Социальные отношения
  4. Политика
  5. Право

Как подготовится к ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Всего выпускникам будут предложены 29 заданий, из которых 12 – базового уровня сложности, 10 – повышенного, а 7 – высокого.

Часть

Кол-во Тип ответа
І часть 20 шт. краткий
ІІ часть 9 шт.

развернутый

Ответом за задания 1-й части может быть слово, словосочетание либо последовательность цифр.

Отвечая на вопросы 2-й части может потребоваться:

  • дать объяснение либо обоснование;
  • составить описание;
  • высказать мнение и аргументировать его.

Но больше всего опасений у выпускников связано с выполнением задания №29, в котором требуется написать мини-сочинение (эссе) на одну из 5-ти предложенных на выбор тем, представленных в виде высказывания. Каждая тема соответствует одному из 5 смысловых блоков, объединенных в экзамене по обществознанию.

Важно! Рекомендованный объем сочинения – 300-350 слов (но допускается от 150 до 450).

На выполнение работы регламентом ЕГЭ отведено 235 минут (3 ч 55 мин.), которые эксперты рекомендуют распределить следующим образом:

Задания Рекомендуемое время
№1-3 и 10 1-4 мин.
№4-9, 11-28 2-8 мин.
№29 (эссе) 45 мин.

Оценивание

За 29 заданий на ЕГЭ по обществу в 2021 году можно будет заработать максимум 64 ПБ (первичных баллов), что приравнивается к 100 ТБ (тестовым баллам).

Распределение первичных балов будет следующим:

Оценивание работ на ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Все ответы 1-й части (Бланк ответов №1), будут оцифрованы и проверены с помощью специальной программы. Если система не засчитает ответ из-за неправильного заполнения бланка, вина ложится на экзаменуемого. Результат проверки обжалованию не подлежит! Поэтому перед экзаменом  обязательно уделите внимание тому, как правильно перенести ответы из черновика в официальный бланк.

Часть №2 с развернутыми ответами будет проверена независимыми экспертами. В ходе проверки эссе эксперты будут отталкиваться от таких 4-х основных критериев:

Критерии оценивнаия эссе по обществознанию на ЕГЭ в 2021 году

Если в после выполнения двух проверок  результаты оценивания отдельных заданий будут отличаться более чем на 2 балла, к проверке привлекут третьего эксперта, который проверит только спорные задания.

Далее результаты, полученные за 1-ю и 2-ю часть, суммируются и переводятся в ТБ по установленной ФИПИ шкале соответствия:

Таблица перевода первичных баллов в тестовые для ЕГЭ 2021 по обществознанию

До 2008 года результаты ГИА всегда переводили в школьную оценку, но после реформы все изменилось и в 2021 году тестовые баллы ЕГЭ по обществознанию не полежат переводу в 5-бальную систему.

Тем не менее, существует приблизительная таблица, которая поможет вам оценить свой результат.

Оценка ТБ
5 70-100
4 58-69
3 42-57
2 (не сдал) 0-41

Как прошло ЕГЭ 2016 по обществознанию?

Для начала — в штатном режиме! Без скандалов и происшествий, так сказать… Вот мнение о ЕГЭ 2016, например, бывшего министра образования и науки РФ Ливанова:

"Экзамен прошел на высоком организационном и технологическом уровне. Этому способствовали новые технологии, которые используются при проведении экзамена, и повышение ответственности и дисциплинированности организаторов и участников экзамена", – сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.

«Экзамен прошел на высоком организационном и технологическом уровне. Этому способствовали новые технологии, которые используются при проведении экзамена, и повышение ответственности и дисциплинированности организаторов и участников экзамена», – сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.

Итак, основное о прошедшем ЕГЭ 2016 по обществознанию:

  1. Всего экзамен по форме и материалам ЕГЭ 2016 сдавало около 750 тысяч выпускников и абитуриентов 2016 года.
  2. Из них только в основной день проведения ЕГЭ 2016 по обществознанию экзамен сдавало 358 тысяч, то есть почти 50% от всех сдававших ЕГЭ 2016. ЕГЭ по обществознанию, безусловно, остается самым востребованным из экзаменов ЕГЭ по выбору.
  3. Средний балл ЕГЭ 2016 года по обществознанию по России еще (на 30 августа 2016 года???) не известен, ни на одном из официальных порталов (ФИПИ, Рособрнадзор, http://ege.edu.ru/) он не озвучен, к сожалению… Военная тайна???
  4. При этом, по основным (обязательным) экзаменам ЕГЭ, влияющим на получение выпускниками аттестата об основном среднем (полном) 11-классном образовании, средний балл по РФ, по сравнению с ЕГЭ 2015, возрос: 
  5. По русскому языку он составил 68 (в 2015 году — 65,9), а по математике профильного уровня 46,3 балла (в 2015 — 45,6).
  6. Что касается обществознания, то 17,7 % сдававших ЕГЭ 2016 по предмету не смогло достичь порога в заветные 42 балла и экзамен не сдали!!! Не то, что по остальным предметам, кстати:

    Статистика ЕГЭ 2016

    Статистика ЕГЭ 2016

    В пресс-службе Рособрнадзора отметили, что экзамен по обществознанию стал самым сложным для сдававших ЕГЭ в 2016 году.

    ЕГЭ по обществознанию — самый сложный экзамен в 2016 году.

  7. При этом, уровень сдающих ЕГЭ по обществознанию на «хорошо» и «отлично», грубо говоря, сохранился в пределах примерно 30% сдавших от 61 до 100 баллов. Например, мои выпускники сдавали на 88-89 баллов.

Уроки ЕГЭ 2016 по обществознанию

"В целом средние баллы по всем предметам сопоставимы с итогами прошлого года. Это говорит о стабильности экзамена, о том, что экзаменационные задания по уровню сложности аналогичны прошлым годам. Мы видим небольшой рост высокобалльников и уменьшение тех, кто не преодолел минимальные баллы", – это мнение руководителя Рособрнадзора Кравцова.

«В целом средние баллы по всем предметам сопоставимы с итогами прошлого года. Это говорит о стабильности экзамена, о том, что экзаменационные задания по уровню сложности аналогичны прошлым годам. Мы видим небольшой рост высокобалльников и уменьшение тех, кто не преодолел минимальные баллы», – это мнение руководителя Рособрнадзора Кравцова.

Прежде всего, отметим, что экзамен уже третий год проходит действительно честно, утечек материалов экзамена в сеть нет. Для широкой аудитории доступен только один вариант КИМ ЕГЭ 2016 года, который по итогам проведения досрочной волны экзамена был опубликован ФИПИ по каждому предмету.

В Европейской части страны ФИПИ «применил» против выпускников 2016 года 4 варианта письменной части 2, один из них, как явствует из отзывов сдававших, коллег, экспертов, был откровенно «завальным». Остальные решаемы. Вот пример заданий одного из вариантов с нашим разбором. И еще один, к которому также прилагается реальная работа выпускника в письменной части.

Условия экзамена на ЕГЭ 2017 будут ужесточаться. Уже в этом году исчезла в привычном нам виде тестовая часть, теперь это вопросы с «множественным» выбором ответов, что, конечно, усложняет задачу «попасть» в ответ, что раньше было часто делом случая.

С 2013 года мы наблюдаем стабильное падение среднего балла по России на ЕГЭ по обществознанию:

2013 год — 56,23

2014 год — 55,4

2015 год — 53,3

В этом году, как отметили выше, скорее всего, еще хуже. Могу привести точную актуальную статистику с этим годом по своему региону — Краснодарскому краю:

2014 год — 57,9

2015 год — 60

2016 год — 57,1

И здесь мы видим существенное падение.

Вообще, почти 20% не сдавших, это очень много, это каждый пятый сдававший. Возникает вопрос, почему так происходит? Кто виноват?

Объективно:

  1. Школа не готовит выпускника к ЕГЭ по необязательным предметам, учителя стараются отстраниться и не нести ответственности за его результат.
  2. На уровне федерального министерства и старый министр Ливанов сказал, что «…школу нельзя оценивать по результатам ЕГЭ», и новый Васильева, что «… учителя не должны на уроке в старших классах готовить детей к экзамену». Линия изменилась.
  3. Получается, что результат на ЕГЭ, например, по обществознанию — личное дело каждого выпускника и его родителей.
  4. Фактическая ответственность репетитора — той «палочке-выручалочке», на которую остается надеяться выпускнику, как все понимают, минимальна. Работает он, как правило, без договора, и никакой (по крайней мере юридической) ответственности перед родителями, если что, не несет.

Вот и мнение нового министра образования и науки Л. Васильевой о ЕГЭ.

Субъективно:

  1. К сожалению, наши выпускники катастрофически мало читают. Поэтому, у них практически нет навыков работы, например, с обществоведческим текстом (задания 21-24), большие трудности с тем, как приводить примеры к теоретическим вопросам части 2, при написании эссе.
  2. Очень мало наши ученики знают о реальной жизни, проводя огромную ее часть в виртуальном пространстве социальных сетей. Не могут поэтому применять даже выученную теорию к социальным явлениям, которые происходят вокруг них, с ними.
  3. Подготовка к ЕГЭ для среднего российского школьника превращается в банальное натаскивание репетитора-бизнесмена, или получающего мизерную зарплату учителя. Ну, что делать, если даже Председатель Правительства РФ призывает их идти к бизнес:

Каким будет ЕГЭ 2017?

Согласно уже утвержденному проекту расписания,  ЕГЭ 2017 года по обществознанию пройдет в «досрочной волне» 24 марта, а в основном режиме — 5 июня 2017 года. Причем, в этот день пройдет лишь один экзамен, значит, резервный день будет практически не задействован.

Роль экзамена, как основного для поступления на гуманитарные специальности — юриспруденция, политология, журналистика, экономика, конечно, не изменится.

Вот как ее видит руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Т.Е. Лискова:

Т.Е. Лискова: "...контрольные измерительные материалы ЕГЭ по обществознанию соответствуют целям обществоведческого образования, таким как формирование у школьников системного представления об обществе и общественных процессах, развития нравственной культуры, гражданственности, правовой и экономической культуры".

Т.Е. Лискова: «…контрольные измерительные материалы ЕГЭ по обществознанию соответствуют целям обществоведческого образования, таким как формирование у школьников системного представления об обществе и общественных процессах, развития нравственной культуры, гражданственности, правовой и экономической культуры».

То есть, экзамен продолжает позиционироваться, как основополагающий, проверяющий фактическую социализацию выпускника 2017 года.

Уже в этом году каждый вариант в тестовой части 1 содержал вопрос на знание Конституции РФ, и, конечно, эта тенденция продолжится. Здесь наблюдалось очень много ошибок со стороны выпускников 2016 года.

Относительно конкретной структуры заданий КИМов, по сравнению с демоверсией ЕГЭ 2016, осталась без изменений часть 2, и небольшое изменение в части 1, связанное с исключением очень спорного и субъективного для составления и проверки задания 19 (факт-оценка-теория).

Изменения в ЕГЭ 2017 по обществознанию

Изменения в ЕГЭ 2017 по обществознанию

Вот пример этого спорного задания из реального варианта ЕГЭ 2015:

Задание 19 ЕГЭ по обществознанию, исключено из демоверсии

Задание 19 ЕГЭ по обществознанию, исключено из демоверсии

Время на написание экзамена осталось прежним — максимальным в 3 часа 55 минут (235 минут).