В егэ по литературе есть критики

История создания

В основу произведения лег личный опыт писателя. Он сам был помощником машиниста с 1915 по 1917 год, поэтому смог добиться точности в изображении деталей. История написания рассказа «В прекрасном и яростном мире» началась еще тогда. Чтобы понять произведение лучше, нужно знать больше о биографии Платонова.

Работа над рассказом велась в предвоенные годы — непростой период для Платонова и других деятелей. Это было время политических репрессий, гонений и страха. Многие революционные деятели, которые заслужили устойчивый авторитет во власти, стали жертвами ничем не мотивированных преследований. Вот и Платонов столкнулся с той же непостижимой проблемой. Он происходил из семьи рабочих и партийных людей. Его отец был убежденным социалистом. Сам Платонов был старшим из 12 детей и с малолетства работал, причем не в кабинете сидел, а трудился на производстве и на железной дороге. После революции 1917 года он присоединился к большевикам, поверил щедрым посулам и красивым лозунгам. Платонов даже добровольно отправился на Гражданскую войну в роли корреспондента и освещал успехи рабочего движения и красной армии. Ему и повоевать пришлось — была стычка с казаками, когда он стал работать по специальности на фронте — железнодорожником. Затем Платонов вступил в большевистскую партию и начал самозабвенно трудиться: строить электро и гидростанции, делать инфраструктуру для отставшей в техническом отношении деревни. Но из-за разногласий с ячейкой он был исключен из партии. Его окружали все те же кумовство и блат, безделье и демагогия, которых он насмотрелся при царской власти. Все попытки протестовать и убеждать были тщетными: молодой и горячий Платонов хотел заниматься реальным делом, а не ходить на собрания и митинги, где лишь «плохо комментируются статьи „Правды“». За это его невзлюбили. В партии его так и не восстановили, несмотря на неоднократные заявления.

Разочарование в попранных идеалах не могло не отразиться в книгах. Писатель создал повесть «Впрок», где высмеял репрессивные методы достижения целей пятилеток и колхозное движение. Это заметили читатели и партийные деятели. Сам Сталин требовал наказать «агента наших врагов». В 30-е годы Платонова перестали печатать и издавать. Бойкот означал для него безденежье. Фактически ему перекрыли кислород и ждали, чтобы он сдался — оставил литературу. Платонов работал и ожидал расплаты за это. Но не такой. Автора впереди ждало потрясение — арест сына. Юного Платона приговорили к 10 годам заключения по ложному доносу. Это было в 1938 году. И рассказ, о котором мы ведем речь, был в 1938 году и носил название “Машинист Мальцев”. Безысходная печаль, непонимание, бессилие — вот основные мотивы, произведения, которое было откликом души на происходящее в мире.

Сын Платонова вернулся домой раньше срока, но неизлечимо больным туберкулезом. Заразив и отца, он умер в 1943 году. Как и А.А. Ахматова, как и многие другие люди, Платонов расплатился за инакомыслие тем, что было для него наиболее дорого.

Однако война стерла многие противоречия и вновь сблизила Платонова с властью. Ему доверили работу военного корреспондента. Он много писал о войне и не раз рисковал жизнью на передовой. Возможно, поэтому его рассказ в 1941 был опубликован в журнале “30 дней”. Вскоре появился другой заголовок “Воображаемый свет”, под которым работу напечатали в том же году в журнале “Дружные ребята”. Вариант “В прекрасном и яростном мире”, под которым произведение знают сейчас, был самым последним. 

После войны туберкулез Платонова обострился. Условия передовой подорвали здоровье. Он лечился, боролся, не прекращал трудиться. Однако новые его работы (например, «Возвращение») вновь породили волну критики и осуждения. Писатель скончался в 1951 году. И многие его произведения не публиковались вплоть до 1989 года.

Жанр, направление

Благодаря небольшому объему и одной сюжетной линии, которая развивается короткий период времени, можно отнести произведение «В прекрасном и яростном мире» к жанру рассказа.

По направлению же ближе реализм. Герои — обычные рабочие люди, которые находятся в типичных обстоятельствах. Для понимания персонажей важны портретные детали и психологизм, помогающий узнать мотивы поступков.

Тем не менее, есть и элемент фантастики: реальных случаев, когда у кого-то пропадало зрение, а затем возвращалось из-за эмоционального всплеска, не было. Интересно, что из-за этого в отдельных изданиях иногда добавляли подзаголовок “фантастический рассказ”.

Смысл названия

Название «В прекрасном и яростном мире» менялось трижды, и последнее оказалось наименее привязанным к конкретной личности. Зато новый заголовок отображал то, как автор (и вместе с ним его герои) воспринимает окружающий мир. С одной стороны, действительность, в которой находятся персонажи, кажется им прекрасной — можно вспомнить очарованность Мальцева своей работой. С другой — тут происходят непредвиденные вещи, изменить которые сложно (почти случившаяся авария, арест, отстранение от любимого дела). Все эти случайности могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь и даже разрушить ее.

Также эти слова звучат у рассказчика в финале.

“Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира”

Мотивы Константина тоже обусловили название рассказа. С одной стороны, герой хочет добиться справедливости и спасти наставника путем эксперимента. С другой стороны, эта попытка не прекрасна, а именно «яростна», ведь человек лишается зрения и смысла жизни ради этой самой справедливости.

Суть: о чем?

Рассказчика по имени Константин определяют в бригаду к лучшему машинисту депо — Александру Васильевичу Мальцеву. Тот, несмотря на молодой возраст (30 лет), не имеет себе равных в этом деле, и начальство даже доверяет ему скоростной поезд. Мальцев относится к помощникам недоверчиво, постоянно проверяя сделанную работу. Повествователю он кажется очень равнодушным человеком. 

Через год бригадира отстраняют от службы после того, как тот чуть не попадает в аварию, ненадолго потеряв зрение из-за молнии. Затем он прозревает, и поэтому следователи считают его лжецом. Бывшего машиниста сажают в тюрьму.

Вдруг рассказчик узнает о том, что в одном университете есть устройство Теслы, которое можно воспроизводить молнии самостоятельно. Он предлагает провести эксперимент. Мальцев вновь перестает видеть и его отпускают. Вскоре Константин сам становится во главе поезда и решает дать возможность Александру Васильевичу, для которого жизнь потеряла всякий смысл, прокатиться с ним. В финале он вновь обретает зрение, и герои становятся друзьями. Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «В прекрасном и яростном мире» объединены в одной таблице:

Константин рассказчик, помощник Мальцева, который впоследствии становится самостоятельным машинистом. Именно его глазами читатель видит события, так как повествование ведется от первого лица. Он достаточно хорошо разбирается в собственной работе, ибо является помощником требовательного Мальцева. Описывает своего бригадира как человека безразличного, холодного, отчужденного, но преданного делу. Пытается спасти наставника от наказания за чуть не случившуюся аварию. Но несмотря на благую цель, действует довольно спорно: предлагает повторно создать молнию, чтобы проверить возможность появления слепоты у человека. В результате Александр Васильевич теряет зрение во второй раз. Но рассказчик исправляет затем свою ошибку, и товарищи мирятся. В отличие от руководителя, более открыт людям, умеет сочувствовать и старается помогать так, как может. Эмоционален — злится на Мальцева, но при этом сопереживает ему, в конце искренне радуется хорошему исходу.
Александр Васильевич Мальцев лучший машинист Толубеевского депо. Умеет находить выход из любой опасной ситуации; на станциях его специально задерживают, чтобы не опережал график — так быстро добирается до места назначения. Ему 30 лет, но начальство уже направляет его на первый мощный пассажирский поезд, так как знает, что никто больше не сможет вести его с таким профессионализмом. Понимает, что замены ему пока нет. Вся его жизнь сосредоточена вокруг работы. В ней он находит вдохновение и удовольствие. Поэтому, когда теряет возможность находиться на месте, практически лишается смысла существования. Более закрытый эмоционально, чем Константин. Выглядит отрешенным от мира, безразличным.

Темы

Темы, рассматриваемые автором в рассказе «В прекрасном и яростном мире», связаны с личностью, ее местом в мире и отношениями с другими. Это и одиночество, и человеческая гордыня, выраженные в лице Мальцева, и взаимопомощь, и ошибочные поступки, совершаемые людьми под влиянием эмоций.

  1. Тема таланта. Автор показал человека, для которого работа значила все. Он был одержим ею, поэтому в его исполнении профессия стала мастерством. Однако гений из-за своей полной вовлеченности в процесс начисто лишен эмпатии. Писатель демонстрирует, что тот, кто добивается наивысшего успеха в деле, закладывает все самое дорогое, что есть у других людей, и этот залог не возвращается. Жизнь гения — не сияющая оптимизмом история успеха для мотивации. Это драма, в которой главный герой нам не понравится. Он слишком далек от нас, зато слишком близок к идеалу. Такова цена таланта.
  2. Тема личности и общества. Автор развенчивает миф о том, что только тот, кто вопит о своем служении людям и об общественном благе, действует на пользу народа. Мальцев хоть и не был борцом за народные права и нужды, но делал гораздо больше тех, кто мнил себя таковыми. Да, он не был «винтиком в системе» и не скромничал, но его вклад в общее дело был огромным и действительно бескорыстным. Мальцев был индивидуалистом, шел против пролетарской морали, но по духу был ближе к рабочему классу и его целям, чем многие демагоги-партийцы.
  3. Тема дружбы. Закрытому человеку сложно найти подлинную дружбу и научиться проявлять себя. Однако рассказчику удалось доказать Мальцеву искренность своих намерений и ценность своей дружбы. И Мальцев, пережив ряд испытаний и полное опустошение, смог открыться навстречу новым чувствам и проявить благодарность.
  4. Тема труда. Глядя на увлеченность машиниста, на его высокое предназначение, мы осознаем ценность труда. Все люди связаны друг с другом именно трудом, и чем лучше будет наш профессиональный результат, тем больше будет оснований для уважения и поддержки со стороны других людей. Герои преклоняются перед трудом и возводят его в статус меры, которой следует оценивать человека.
  5. Тема совести. Следователь, который внял просьбе Константина и организовал эксперимент, чувствовал укор совести, несмотря на то, что винил во всем инициатора дела — помощника машиниста. Этот пример учит нас тому, что даже если мы не являемся инициаторами несправедливости, а лишь ее участниками, это не освобождает нас от моральной ответственности.

Если тематика рассказа «В прекрасном и яростном мире» представлена не полностью, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте «В прекрасном и яростном мире», очень жизненные, и столкнуться с ними может любой. Если этот список мал, если его нужно дополнить, напишите в комментариях, и Многомудрый Литрекон это сделает.

  1. Проблема одиночества. Будучи лучшим машинистом, Александр Васильевич не только смотрит на помощников свысока, но и в целом относится к ним очень холодно. Из-за этой черствости и гордости он обречен на одиночество. И впоследствии вынужден расплачиваться за это: его никто не поддерживает, кроме рассказчика.
  2. Проблема нравственного выбора. А Константин попадает в ситуацию, где от его решения зависит судьба другого. Думая, что спасает бригадира от срока в тюрьме, он проводит эксперимент с катушкой Теслы, которая может искусственно создавать молнии. В результате эксперимента Мальцев теряет зрение повторно, зато освобождается от наказания. Также его отстраняют от поездов, и он лишается смысла жизни. Так, благие намерения приводят к еще более плохому результату.
  3. Проблема справедливости. Константин стремится к справедливости и ради нее организовывает жестокий эксперимент, который лишает машиниста зрения. Его намерения правильны, но средства с ними расходятся. Почему так? Дело не в Константине и его ошибке, а в искажении всего мира. Люди охотнее идут на жестокость, чем на разумное умозаключение о том, что преданный делу профессионал не мог спровоцировать аварию по своей воле. Поэтому добиться справедливости подчас можно только с помощью жестокости.
  4. Проблема конфликта личности и толпы. Люди, у которых нет таланта, не могут понять тех, у кого он есть: «И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли». Противопоставляя двух героев: открытого людям повествователя и замкнутого надменного Мальцева, писатель показывает трагедию человека, который существует отдельно от общества. Но даже это можно изменить, если попробовать довериться кому-то рядом.
  5. Проблема невежества и безответственности. Никто не стал задаваться вопросом, что случилось с Мальцевым на самом деле (кроме Константина). Следователь, например, не вникал в показания помощника машиниста и не подвергал сомнению позицию обвинения, потому что это было проще, чем думать самому и искать реальные ответы. Когда Константин настоял, следователь пошел и у него на поводу, опять же избегая ответственности думать своей головой.

Основная идея

В чем же заключается смысл рассказа «В прекрасном и яростном мире»? Ключ к пониманию лежит в самом названии. Прекрасное стремление к идеалу обретает в нашем мире форму ярости — равнодушия и презрения Мальцева ко всем остальным. Благородный порыв к справедливости становится преднамеренной жестокостью — лишению человека зрения. Этот мир полон контрастов, и все, что является прекрасным, требует своей цены — большей, чем нам хотелось бы, но посильной для тех, кто готов нести ответственность за свои действия и думать. Только такие люди делают мир лучше — через боль, через страдания, но иначе никак. 

Вот и Константин сформулировал нравственную дилемму человечества так: «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?». Если вы готовы взять на себя ответственность за ответ, выбирайте. И он выбрал, доказав свою правоту. Он вернул человеку свободу, а затем и зрение, снова рискнув, снова взяв ответственность на себя. Это и есть главная мысль рассказа «В прекрасном и яростном мире»: важно брать на себя ответственность за сложные решения и преодолевать проблемы силой разума. На таких людях держится мир — безжалостный, но прекрасный!

Художественные особенности

Из-за глубокого понимания профессии автор часто использует профессиональную лексику: пресс-масленка, смазчик-кочегар, дышловые узлы, крейцкопф и др. Тем не менее, речь героев проста. Встречаются восклицательные предложения: “Закрой пар!”, “Прочь!”, “Но ведь он и сам бы погиб!”. Это приближает персонажей к читателям и работает на создание реалистичности.

Важны пейзажи и портреты, которые рисует Платонов с помощью эпитетов: “Паровоз с воем пробивался вперед, в смутный, душный мрак”, “Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо”. 

Проблема

Нравственное возрождение человека.

Отношение автора к проблеме

Жизненные обстоятельства, в которых оказываются люди, могут стать причиной их нравственного падания или возрождения. Важно помнить, что судьба человека зависит только от него самого. Только от нас самих зависит то, какую дорогу в жизни мы вы берем.

Аргументы

  1. Любовь способна стать причиной нравственного возрождения человека.
  2. Гордыня приводит человека к нравственному падению.
  3. Путь нравственного возрождения долог и труден.
  4. От нравственного выбора человека зависит его дальнейшая судьба.
  5. Отсутствие нравственности делает человека распущенным и недостойным.
  6. Во избежание нравственного падения необходимо контролировать каждый свой шаг.
  7. Человек всегда способен на нравственное возрождение, нужно просто этого сильно захотеть.
  8. Нравственное возрождение всегда приходит после раскаяния.
  9. Осознание собственной вины и пороков является вестником нравственного возрождения человека.
  10.  Нравственное возрождение позволяет человеку стать совершенно другой личностью.

Эпитеты к слову «возрождение»

Духовное, нравственное, человеческое, собственное, грядущее, культурное, позднее, послевоенное, моральное, раннее, будущее, чудесное, творческое, высокое, постепенное, возможное, долгожданное, неожиданное, великое, истинное, настоящее, всеобщее, глубокое, полное, божественное, земное, молчаливое, неземное, неотразимое, пустынное, царское, царственное. далекое, живое, забытое, неизъяснимое, неистребимое, неопределенное, неясное, полузабытое, полусознательное, робкое, скупое, смутное, таинственное, туманное, тусклое, четкое, яркое, безрадостное, беспокойное, благодарное, мучительное, невеселое, неприятное, волнующее, отрадное, поэтическое, прекрасное, приятное, радостное, радующее, светлое, сентиментальное, славное, сладкое, сладостное, тревожное, трогательное, тягостное, тяжелое, тяжкое, чистое, волшебное, всеохватывающее, душевное, живительное, животворное, лирическое, лучезарное, молитвенное, небесное, невольное, необъяснимое, огненное, озаряющее, ослепительное, пламенное, плодотворное, рабочее, светозарное, светоносное, слёзное, слепящее, смутное, необыкновенное, чарующее, чудесное, чудодейственное, чудотворное, яркое, ясное.

Синонимы к слову «нравственный»

Моральный, духовный, этичный, благой, душевный, сердечный, душеспасительный, добродетельный, благонравный, праведный, возвышенный, неиспорченный, благочинный, благородный, непорочный, достойный, порядочный, невинный, безгрешный, неповинный, добропорядочный, нравоучительный, внутренний.

Синонимы к слову «возрождение»

Преображение, обновление, воскрешение, преобразование, перерождение, пробуждение, исправление, воссоздание, восстановление, оживление, подъём, возобновление, развитие.

Примеры из художественной литературы

  1. И.А. Бунин «Чистый понедельник».

Ярким примером нравственного возрождения человека является рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». Главные герои произведения – мужчина и женщина. У них нет имён, но они и не имеют значения. Автор описывает главного героя как молодого, красивого и богатого мужчину, который безумно влюблён в загадочную и таинственную женщину. Он готов на всё что угодно, лишь бы быть рядом со своей возлюбленной.

Героиню Бунин называет в рассказе «Она», это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть то, что для Бога имена не важны, для Него единственную ценность представляет человеческая душа. Она с самого начала была молчаливой, странной и необыкновенной. Эта женщина было словно чужая всему окружающему миру: машинально читала, ходила в театр, обедала, ужинала, выезжала на прогулки. Всё это делалось по привычке, особого желания со стороны героини заметно не было. Всё земное её страшно тяготило, душа тянулась к чему-то более светлому, нематериальному – к вере, Богу. Она часто ходила в церковь, посещала кладбище. Только там её сердце чувствовало необходимое умиротворение и покой. И вот, наконец, она решилась. Познав все мирские радости, в Чистый понедельник ушла в монастырь. Именно в этот день произошло её нравственное возрождение, она выбрала свой путь и осознала собственное предназначение.

И.А. Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» вершиной своего творчества. Судьба его героини символизировала судьбу всей России, писатель надеялся на то, что родное государство сможет очиститься от кровавых событий революционной эпохи.

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – ярко выраженное свидетельство беспрерывных душевных исканий писателя. Главной своей задачей он считал раскрытие внутреннего мира героев. Духовная красота персонажей проявляется в постоянной борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы человечества. Прежде всего, тема нравственного возрождения касается Пьера Безухова. Он является символом постоянного становления и духовного самосовершенствования.

В начале романа Пьер изображается как обыкновенный представитель светского общества, проводивший свободное время в поисках удовольствий, а в конце – отец семейства, значимый общественный деятель. В поисках смысла жизни, главный герой совершает множество ошибок, одной из которых была женитьба на порочной и подлой Элен Курагиной. Затем душевные искания приводят Пьера в масонскую ложу, где на время у него создаётся видимость внутреннего умиротворения. Однако и здесь графа ожидало разочарование: он увидел, что в рядах масонов распространена фальшь, лицемерие, личная корысть, карьеризм. Следующим его предназначением, по мнению самого Пьера, было убийство Наполеона. Правда, он быстро смиряется с тем, что цель невыполнима, так как к Бонапарту не пробраться.

Нравственное возрождение к Пьеру пришло после соприкосновения с народом во время Бородинского сражения, затем в Москве и плену. Только попав к неприятелю, граф обретает душевную свободу, потеряв физическую. Отношение к жизни у Пьера меняется в полной мере после встречи с Платоном Каратаевым, который при помощи народной мудрости дал ему возможность увидеть мир с другой стороны. Наградой за духовное развитие главному герою стала любовь Наташи Ростовой. Она словно ангел вошла в его жизнь, озаряя её тёплым и ласковым светом. Своё счастье Пьер обрёл в тихой семейной жизни с любимой женщиной.

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Часто литературным героям предстоит пройти трудный и тяжёлый путь нравственного возрождения, в результате которого станет возможным вернуть душе человеческий облик. К числу таких персонажей относится главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников.

С первых страниц произведения становится понятно, что Раскольников находится в каком-то болезненном и угнетённом состоянии. Размышляя и наблюдая за окружающей действительностью, он пришёл к выводу, что любые изменения, происходящие в обществе, осуществляются только за счёт лишений, жертв и крови. В связи с этим все люди подразделяются на два типа – «право имеющие» и «твари дрожащие». Первые имеют право нарушать общественные устои и моральные принципы ради более высоких целей, а вторые обязаны безропотно принимать происходящее.

Вынашивая свою теорию о «сверхлюдях», Раскольников представлял себя спасителем и властителем всего мира. Излишняя увлечённость собственной идеей толкнула студента на совершение преступление, которое погубило его душу и привело к нравственному падению. Он думал, что убийство возвысит его, сделает «сверхчеловеком», а в итоге опустился до уровня Лужина и Свидригайлова. Ожидаемое возрождение стало сплошным упадком. Единственное, что дарило надежду на исправление – это муки совести. Именно из-за них главный герой начал анализировать совершённое преступление и потянулся к Соне. Родион чувствовал, что в моральном плане девушка гораздо выше его самого. Только её мировоззрение заставило Раскольникова по-другому посмотреть на людей вокруг, осознать провал собственной теории. После наступившего просветления главный герой принял решение во всём сознаться и понести положенное наказание. А раскаяние пришло позже, уже на каторге. Родион понял, что он ничем не отличается от других людей, даже от каторжников, ставших ему соседями на долгое время.

Благодаря Соне Мармеладовой главный герой пришёл к Богу, а после обретения веры и произошло его нравственное возрождение. Раскольников смирился с тем, что для большинства людей он навсегда останется преступником, убийцей. Это клеймо так просто смыть невозможно, зато он смыл грязь с души и раскаялся. Выходит, что возрождение Родиона произошло не в момент признания в убийстве, а тогда, когда пришло искреннее раскаяние. Первым шагом на пути исправления можно считать отказ от теории о «сверхлюдях», Раскольников признал человеческое равенство и наличие души у всех людей.

Ф.М. Достоевский считал, что духовное возрождение и очищение возможно после совершения даже такого страшного греха как убийство. Но воскресить человеческую нравственность способна только вера и любовь.

Примеры из жизни

  1. Л.Н. Толстой происходил из знатного дворянского рода. Его родители умерли рано, но тётя, назначенная опекуном, смогла обеспечить мальчику безбедное и полноценное детство. Лев Николаевич вырос упрямым и высокомерным. После окончания Крымской войны, в которой он принимал участие, писатель вернулся на родину и объявил себя анархистом. После громкого заявления Толстой уехал в Париж, где проиграл все свои деньги и вынужден был вернуться в Россию. По возвращению он решил остепениться и женился на Софье Андреевне Бернс. Проживая с женой и детьми в Ясной поляне, писатель трудился над своими самыми значимыми романами «Война и мир» и «Анна Каренина». После завершения последнего писатель впал в глубокую депрессию, которая стала причиной духовного кризиса. С этих пор Льва Николаевича волновала только одна проблема: в чём заключается смысл жизни. Вначале он обратился в русскую православную церковь, но не нашёл там ответов на свои вопросы. Более того, он пришёл к выводу, христианские церкви проповедовали не религию, а собственные убеждения в корыстных целях. Он неприкрыто выражал свои идеи, касающиеся церковного вопроса, в новом издании «Посредник». Результатом таких смелых высказываний стало отлучение от православной церкви. За ним даже была приставлена наблюдать тайная полиция. После изучения богословия, Толстой начал искать смысл жизни в философии и точных науках. Нравственное возрождение пришло к великому писателю именно во время этих поисков. Постепенно он отказался от всех прихотей и удобств богатой жизни, оделся в самую простую одежду, которую носили крестьяне, перестал употреблять в пищу мясо и начал много заниматься физическим трудом. Лев Николаевич хотел раздать все свои сбережения нуждающимся, но его жена была категорически против. Поэтому писатель нашёл компромисс, передав супруге свои авторские права и отчисления за литературное творчество, а накопленные деньги пожертвовал. Этот период искреннего стремления к нравственному усовершенствованию ознаменован новой литературной деятельностью, отличающейся от предыдущего творчества отрицанием всех общепринятых норм государственной, социальной и религиозной жизни.
  2. Пример нравственного возрождения человеческой личности есть у нас в семье. Моя родная тётя всю жизнь была скандальным и эгоистичным человеком. Её ничего не волновало, кроме собственной судьбы. Когда она познакомилась с дядей, моей старшей сестре было всего 6 лет. Любая женщина, желающая стать частью семьи своего возлюбленного, попыталась бы подружиться с его племянницей, но не она. Моя тётя даже испытывала некую ревность к девочке, которой дядя уделял много внимания и дарил дорогие подарки. Однажды дядя привёз из заграницы моей сестре набор янтарных украшений. Не успев приехать к нам в гости, он позвонил и обрадовал племянницу по телефону. Он не приехал в обещанный день, а появился лишь спустя месяц. В подарок сестре он привёз куклу, а она так ждала кольцо и колье. Каково же было её удивление, когда невеста дяди зашла в новых янтарных украшениях. Как оказалось, она выпросила у дяди подарок, уговорив его тем, что девочки интереснее будут игрушки. Подобных низких поступков было с её стороны великое множество. У моей тёти даже не было толком подруг, никто не мог ужиться с её подлой натурой. Быть может, она осталась бы такой до конца своих дней, но произошла трагедия. После долгого недомогания она отправилась на обследование, результатом которого стал неумолимый диагноз РАК. Врачи прогнозировали максимум год жизни. Смирившись со своей судьбой, тётя словно переродилась. Её было не узнать. Она стала намного сдержаннее, мудрее и заботливее. Даже не верилось, что она искренне могла раскаяться во всём, но это было правдой. После долгого и упорного лечения ей удалось выстоять и победить страшную болезнь. Возможно, силы для этого у неё появились только после нравственного возрождения. Уже прошло пять лет после последней химиотерапии, а тётя продолжает совершенствовать свой духовный мир. Она не вернулась к прежнему образу жизни, потому что осознала все свои ошибки.

Народная мудрость

  1. «Грешное дело ест душу». В данной пословице говорится о том, что совершённые грехи постепенно лишают человека души.
  2. «Золото – огнём, а человек бедой познаётся». В этой пословице говорится о том, что истинная сущность человека проявляется в трудных условиях.
  3. «От запада до востока нет человека без порока». Наши предки знали, что идеальных людей не существует, поэтому говорили о том, что всем свойственно ошибаться. Главное – осознавать свою вину.
  4. «Каждый человек имеет свою цену». Все люди разные и каждый сам выбирает, каким ему быть. У одного человека душа бесценна, а у другого – гроша ломаного не стоит.
  5. «Мудрость в голове, а не в бороде». Наши предки говорили о том, что человек становится мудрым не от возраста, а от осознания жизненного предназначения.
  6. «Глаза – зеркало души». С давних пор говорили о том, что глаза отражают внутренний мир человека. По взгляду можно понять человеческую душу.
  7. «Доброму человеку – все хороши, плохому – все плохи». В этой пословице говорится о том, что добрый человек видит во всём добро, а плохой – зло.
  8. «Беды учат, победы мучат». Смысл данной пословицы заключается в том, что к человеку после страдания приходит нравственное возрождение и мудрость. А победа, добытая нечестным путём, приносит лишь муки совести.
  9. «Есть слёзы, есть и совесть». В этой пословице говорится о том, что человек, имеющий совесть, всегда переживает о содеянном. Если есть слёзы – значит не всё ещё потеряно.
  10.  «Счастье в нас, а не вокруг да около». Смысл этой пословицы заключается в том, что не нужно искать везде счастье. Необходимо разобраться в самом себе и привести душу в порядок, тогда обретётся и счастье.

История создания

Владимира Владимировича считают поэтом революции, поэтом, чьё творчество отражает реалии того времени, когда менялась власть, менялись нравственные устои, морали. 

Октябрь 1917 года считается началом нового этапа в творчестве поэта. В произведениях Маяковского сочетаются точность происходящих повсеместно событий и личностное восприятие их поэтом. Владимир Владимирович призывает всех деятелей искусства воспевать труд простого народа, воспевать равенство и свободу.

В этом же году поэт пишет стихотворение «Тучкины штучки», которое вызвало волну непонимания, критики. Многие восприняли произведение как несерьезное, игривое, «детское», но…! Так ли это?

Творчество Владимира Владимировича отличается экспрессивностью, яркостью, резкостью, даже грубостью. Но именно эти его особенности, черты характера обличают его как человека очень доброго, простодушного, открытого, не способного смириться с несправедливостью, а также не способного солгать. Поэтому смею предположить, что разбираемое стихотворение относится к революционным произведениям автора. 

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Тучкины штучки» написано в жанре эпиграммы.  Эпиграммой называют произведение, которое высмеивает какое-либо лицо или событие, явление. Эпиграммы по своей структуре бывают простыми и сложными. Простые – это короткие произведения, в которых заключена сама суть, основное. Сложные – это более длинные стихотворения, со вступлением и остроумным заключением. Главной особенностью произведений такого жанра является злободневность темы, то есть она должна быть насущной, волнующей в данный момент. «Тучкины штучки» полностью подходят под характеристики эпиграммы.

Направление стихотворения, направление всего творчества поэта – футуризм. Характерной особенностью данного направления является авторская грамматика, орфография, авторские словоформы, неологизмы, жаргонная лексика. Произведения Маяковского являются очень ярким примером футуризма.

Размер стихотворения «Тучкины штучки» – смешанный. Рифмовка – последовательная. Рифма встречается и женская (1-я, 2-я и 4-я строфы), и дактилическая (3-я и 5-я строфы), и мужская (6-я строфа). 

Композиция

Стихотворение «Тучкины штучки» состоит из 6 строф по две строки каждая, что характерно для данного жанра. Композиция последовательная.

Сложные эпиграммы состоят из трёх частей, то есть из завязки, кульминации и развязки, в которой и заключена вся суть. 

  1. 1-я часть – 1-е две строфы. В ней автор знакомит читателя с главными героями – тучками, с их особенностями.
  2. 2-я часть – следующие две строфы. В них рассказывается о том, что к основной стае присоединилась ещё одна тучка, которая стала причиной разлада в рядах.
  3. 3-я часть – последние 2-е строфы. В них поэт пишет о том, что тучки исчезли, и на их месте появилось яркое солнце.

Данное произведение является завуалированным мнением автора по поводу существовавшего строя, эпиграммой, высмеивающей сложившуюся ситуацию.

Образы и символы

Герой лирического произведения «Тучкины штучки» – это не человек, не единичный предмет, а событие, собрание «тучек». В эпиграмме главным героем является «высмеиваемый» объект, в нашем случае — исторический эпизод. Главный образ стихотворения – тучки. Они плывут, присоединяются и отсоединяются, у них своя жизнь.

Облака – небесные жители, символ «бесформенных форм», всегда переменчивых, непостоянных, но «верных» по содержанию. Что это значит? Облака – это газовые субстанции. Мы их видим, но не осязаем. Тучи – это те же самые облака, но только с большим количеством «накопившейся» влаги. Если облака символизируют воздух, неуловимость, негу, то есть что-то светлое и приятное, то тучи – это символ препятствий, тяжёлых времен. 

Поэт употребляет по отношению к данным объектам уменьшительно-ласкательные формы, то есть автор относится к ним с умилением. Обычно в такой манере общаются с детьми, дабы обеспечить им внутренний комфорт и безопасность. Что из этого следует? 

Если предположить, что сборище «тучек» — это компания революционеров, желающих сменить политический строй, то отношение поэта к ним несерьёзное, а точнее насмешливое. 

«Плыли по небу тучки.
Тучек — четыре штучки:

от первой до третьей — люди;
четвертая была верблюдик.»

Небольшое количество людей объединились для свершения задуманного и «высокого». Один из них был «верблюдик», а если сказать по-другому, то лидер. Верблюд символизирует упорство, неприхотливость и выносливость, то есть все те качества, коими должен обладать руководитель, ведущий толпу не на празднество, а в сторону опасности, в неизведанную сторону.

«К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.»

Всем известный факт, что события 1917 года очень быстро обрастало приверженцами – «тучками». И вот, по сюжету стихотворения, к  «организации» присоединился единомышленник, что повлекло за собой трансформацию всех участников в «слоников». Слон – символ благоразумия и мудрости, то есть можно предположить, что «кампания» стала более целесообразной, «правильной».

«И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все — и растаяли.

И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось — желтый жираф.»

Дальше поэт пишет о ещё одном присоединении, но в этот раз повлекшем «развал»… Но на месте «тучек» возникло мощное солнце, которое поэт сравнивает с «желтым жирафом». Жираф символизирует стремление достигнуть чего-то очень далёкого,  а также является символом верности и страсти. Верность и страстность – характеристика, подходящая под любого из участников революционных действий 1917 года. 

Желтый цвет – цвет радости и бодрости, цвет зрелой мудрости. Это может значить то, что изначальные исторические события были «слепыми», неразумными, но время шло, опыт прибывал, действия и решения становились добродетельными.

Тема, проблемы, настроение

Темой стихотворения «Тучкины штучки» являются события 1917 года.  Многие считают, что это произведение «прозрачное», описывающее природу, причудливые формы облаков, но принимая во внимание  характер автора, манеру его написания, можно смело утверждать, что «Тучкины штучки» — это революционное стихотворение.

По историческим данным известно, что поэт был «за» революцию, но в стихотворении он высмеивает подвижников, говоря об их неопытности, «детскости». Это является проблематикой стихотворения.

Настроение стихотворения «Тучкины штучки» жизнерадостное, смешное, но серьезное. Серьёзная тема в устах оптимистичного, остроумного поэта приобретает позитивное звучание. 

Основная идея

Автор показал на общедоступном примере развитие событий, описал своё восприятие происходящего, объяснил своё и, возможно, ещё чьё-то виденье революции и революционеров, выразил своё уважение к ним, хоть и в высмеивающей форме. Он показал стихийность революционных движений, множественность партийных течений, которых разогнало настоящее народное движение — солнце. Такова главная мысль стихотворения «Тучкины штучки».

«…тучки взяли все — и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось — желтый жираф.»

Насмешки все растаяли вместе с «тучками», на месте которых появилось солнце, символизирующее власть и бесконечное развитие. Смысл стихотворения «Тучкины штучки» заключается в том, что партии, образующие тучи на небосклоне России, несущие скрытую угрозу, растаяли тогда, когда в них уже не было исторической надобности и уступили место народу, который уже сам начал прокладывать дорогу к счастью. 

Слив готовых вариантов и ответов по ЕГЭ 2021 по литературе

С началом сдачи ЕГЭ в Сети начинается нереальная активность, ведь слива готовых вариантов и ответов ждут тысячи выпускников. Наиболее активны в этом вопросе соцсети. Здесь даже умудряются за определенную плату выслать слив ЕГЭ по любому предмету.

Стоит ли гоняться за сливами и готовыми вариантами ответов? Многие выпускники отвечают — нет. Самые реальные варианты и ответы необходимо перевести в разряд «шпаргалок». Затем эти бумажки необходимо разместить на себе таким образом, чтобы они не попались на глазах контролерам. Списать во время ЕГЭ можно, но опасно и весьма сложно, ведь даже выходить в туалет придется под контролем. На все это уходит много времени, а вариант, что ты найдешь именно ту шпаргалку и сможешь ее списать, слишком мал.

Как будет проходить ЕГЭ по литературе в 2021 году

ЕГЭ по литературе 2021 года пройдет только в основной период. Экзамен назначен на 31 мая (понедельник). Резервные дни, в один из которых пройдет ЕГЭ по литературе, назначены на 28, 29 июня и 2 июля. Ими могут воспользоваться школьники, которые в этот день сдавали другой предмет (в 2021 году это химия) или получили «неуд» в предыдущий раз и хотят пересдать.

Вариант 1

(515 слов) Многие читатели, познакомившись с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», задаются вопросом: Как соотносятся автор и главный герой произведения? Это не праздное любопытство, ведь некоторые критики утверждали, что в центре повествования оказался не какой-то там Онегин, а сам Пушкин, прикрывшийся чужим именем. Чтобы развеять эти иллюзии, достаточно сравнить рассказчика и его «доброго приятеля».

Описание Онегина начинается с иронии и насмешек автора. Однако чем дальше мы читаем, тем лучше понимаем, что стрелы юмора бьют и по самому рассказчику, и по всему его окружению. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» — пишет он, обращаясь ко всем дворянам. Мы видим в образе Онегина «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис» и по поразительной осведомленности автора понимаем, что и он мимо этих заведений не проходил. Перед нами типичный dendy и «модный тиран» для светских красавиц. В этих ярлыках нет ничего оскорбительного, но все они не вызывают у нас симпатии и уважения к персонажу. В столице Евгений — такой, как все, не больше и не меньше. Его образ жизни дублирует распорядок дня большинства его современников и сокамерников, запертых в узких рамках непостоянной моды высшего света. Онегин не создает себя, а подражает сомнительным эталонам иностранного происхождения. Все эти явления автор хорошо знает, он сам их пережил, но теперь они безнадежно от него далеки, как и сам герой, находящийся в столице. Однако как только Евгений делает шаг в сторону от стереотипов и бежит от высшего света, автор сразу проникается к нему теплотой и участием, называя «отступника бурных наслаждений» не иначе, как «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Более того, рассказчик признается, что «сердечно любит» своего героя. Неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум роднят Евгения и автора, ведь Пушкин высоко ценил индивидуальность и самобытность человека. У Онегина она была, но сил для ее реализации у него не хватило. Несмотря на то, что автор и его герой в романе «Евгений Онегин» имеют одинаковое воспитание и происхождение, идентичный жизненный опыт (их «ожидала злоба слепой Фортуны и людей»), Пушкин нашел призвание в поэзии и смог защитить свое право быть не таким, как все. В юности и рассказчик «был от балов без ума», и тратил жизнь «на разные забавы». Но потом он стал много работать и обрел свою дорогу. Онегину же «труд упорный ему был тошен». Он даже пробовал писать, но при этом не мог отличить ямб от хорея, то есть не старался даже вникнуть в то, что делал. Евгений, в отличие от автора, ничем не интересовался всерьез. Он ко всему оставался равнодушен, но не потому, что был каким-то особенным, все гораздо проще. Онегин был ленив не только умом, но и сердцем, но и воображением. Если автор черпает вдохновение и силы в природе, видит и ценит ее красоту, то герой скучает, глядя на пейзажи. Ни город, ни деревня, ни любовь, ни дружба не трогают его души.

Таким образом, автор в романе «Евгений Онегин» близок к своему герою, но в то же время сильно отличается от него, и в этом отличии А.С. Пушкин оставил для всех «лишних людей» путь к спасению. Человек не должен бояться упорного труда и ответственности, и тогда ему удастся реализовать себя и получить удовольствие от жизни.