В егэ по истории только русская история

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Что же требуется в модели по историческим личностям?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
  • назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

  1. Выбирать следует процесс/личность, который(-ую) лучше всего знает выпускник.
  2. Заполнить черновик в табличной форме:
  3. Событие (явление, процесс) Причина(-ы) события (явления, процесса) Личности и их конкретные действия Значительное влияние конкретных действий исторической личности на ход и (или) результат событий (явлений, процессов) Последствие (-я) события (явления, процесса)

    Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

    ИЛИ

    Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям)

  4. Написать текст исторического сочинения на основе черновика с учетом критериев оценивания задания 25 ЕГЭ по истории.
  5. Следует подстраховаться и перевыполнить требуемое количество, т.е. упомянуть не два события (явления, процесса), а три. Написать суммарно не две причины, а не меньше трех (также рекомендуется выделить последствия).

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

  • Чтобы взять неприступную турецкую крепость Измаил, Суворов начал готовиться к наступлению. Он приказал построить укрепления, похожие на крепость Измаил. На них солдаты обучались штурмовать неприступные стены. Были заготовлены длинные лестницы и веревки, чтобы быстро взбираться вверх по вертикальным стенам крепости. Когда приготовления были закончены, то Суворов выдвинул ультиматум защитникам крепости: «24 часа на размышление — воля. Первый мой выстрел — неволя. Штурм — смерть». Комендант крепости был удивлен таким смелым вызовом. Он не мог и предположить, что Измаил будет захвачен. Поэтому он ответил русскому полководцу: «Скорее небо упадет на землю, чем сдастся Измаил…» На следующий день Суворов приказал начать штурм крепости. Сначала по ней был открыт артиллерийский огонь. Затем, дождавшись тумана, русские войска начали штурмовать стены Измаила одновременно со всех сторон. Тренировки солдат не прошли даром. Они быстро взбирались на стены крепости и вступали с турками в рукопашный бой. Наконец, остатки турецкого гарнизона собрались в центре крепости. Они не имели более сил обороняться и сдались на милость победителя.
  • Кутузов принял решение оставить Москву после военного совета в деревне Фили, что спасло русскую армию от разгрома.
  • Павлом Пестелем был написан конституционный проект «Русская правда», принятый Южным обществом в качестве программы действий.
  • В августе 1946 г. Жданов выступил с докладом, осуждающим Ахматову и Зощенко; этот доклад лёг в основу постановления «О журналах „Звезда” и „Ленинград”», что положило начало идеологической кампании против интеллигенции после войны.
  • Хрущев выступил на XX съезде КПСС с докладом о культе личности Сталина, тем самым начав процесс десталинизации.

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

В рамках выбранного процесса произошли такие важные события как битва на реке Воже 1378 г., Куликовская битва 1380 г. и нападение Тохтамыша на Москву 1382 г. По К1 – 2 балла, т.к. верно названо 2 или более событий
Рассмотрим более подробно битву на реке Воже. Ее причиной были успешные набеги хана Арапши на пограничные княжества Руси, после чего Мамай решил направить свои войска на Московское княжество и на Дмитрия Ивановича. Большую роль в данном событии сыграл московский князь Дмитрий Иванович, который смог успешно перекрыть брод, по которому ордынцы собирались перейти реку. Благодаря этому он смог занять удобную боевую позицию на холме. Это привело к первой серьезной победе русских войск над ордынцами.

Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Также в данном процессе произошла Куликовская битва. Ее причиной было стремление Москвы стать независимым от Орды княжеством и победа на реке Воже. В данном процессе большую роль сыграл Сергей Радонежский, который, по преданию, благословил Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. Это способствовало поднятию духа русских войск. Еще большую роль в данном событии сыграл сам Дмитрий Донской, который расположил засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Боброком Волынским, который вступил в бой и переломил ход сражения. Это привело к победе русских войск над ордынцами.

Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Еще немаловажным событием стал набег Тохтамыша на Москву. Большую роль в данном событии сыграл сам хан Тохтамыш, который пообещал, что если москвичи откроют ворота, то с ними не случится ничего дурного. Москва сдалась, но Тохтамыш разорил её. Это привело к тому, что Москва вновь начала выплачивать дань Орде (но в меньшем размере).

Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Рассмотренный процесс сыграл большую роль в истории России. Благодаря победе на Куликовом поле, Москва становится окончательным центром объединения русских княжеств, а также повышается её международный авторитет. Дмитрий Донской пишет свою духовную грамоту, в которой он передает власть сыновьям без согласия Орды на выдачу ярлыка на великое княжение, а также дает понять, что Русь перестает быть политически зависимой от ордынцев. Все эти события привели к ослаблению Орды, появлению идеи о возможности полного освобождения от ордынской зависимости. Но сохранялась экономическая зависимость – нужно было платить выход Орде.

Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)


В каких заданиях встречаются определенные темы

Большинство заданий могут включать любые темы по истории. Есть определенный формат (выбор вариантов ответа или проведение соответствия), а вот периоды меняются от варианта к варианту. 

Некоторые номера специализируются на конкретных темах по истории. Один из них — №6. Суть — систематизация информации. Ученику дается 2 исторических источника, необходимо проанализировать их и установить соответствия с предложениями. Источники относятся к периоду от VIII века до 1914 года.

Пример задания

пример задания из егэ по истории«Прочитайте фрагменты и выберите по 2 соответствующие характеристики.

А) 1-й армией управлял Милорадович. Правое крыло 6 корпуса расположилось у деревни Горки, линия растянулась до деревни Семеновской. Изначально Кутузов собирался возобновить сражение на рассвете. Но в полночь пришло новое указание: уходить за Можайск.

Б) Он нашел прибежище на Яике, где его укрывали преступники. Но некоторые казаки, будучи в бегах, боялись получить еще большее наказание. Они разносили о нем слух. Когда он дошел до коменданта города, небольшое войско отправилось на поимку.

1) Багратион получил ранение, ставшее смертельным. 

2) В данный период правила Екатерины II.

3) Итог события — река получила название Урал.

4) Противник — армия Франции.

5) Исторический контекст — период Смуты. 

6) В тексте говорится о Северной войне.

Ответ: 1423» 

Вопрос №8, согласно кодификатору тем ЕГЭ по истории, посвящен Великой Отечественной войне (1941-1945). В тексте задания три фразы, школьнику нужно заполнить пропуски предложенными словами.

Образец: 

«Заполните пропуски, используя список: 

А) В 1939 мировое сообщество признало СССР агрессором, исключило из ….

Б) Лейтенант … — герой Великой Отечественной войны. Согласно источникам, он истребил 418 гитлеровцев из винтовки.  

В) 22 июня … выступил на радио. Суть речи — призыв к борьбе с агрессором. 

1) Молотов

2) Левитан

3) Гаврилов

4) Лига наций

5) Совет Европы

6) Галушкин

Ответ: 461» 

Последний «узкоспециализированный» вопрос — №10. Включает темы по истории России, относящиеся к 1914-2012 годам. В задании дан небольшой текст (отрывок книги, газеты, мемуаров, письма, речи). Задача — ответить на вопрос, указав фамилию, наименование города или страны, событие и т.п.

Образец номера: 

«Прочитайте отрывок (автор — советский военачальник). Укажите страну-противника в конфликте.  

Важнейшее заседание Политбюро произошло в марте 1940 года. Много говорилось об итогах войны. Рассматривали требования, предъявленные к нашим вооруженным силам. Изучили характер боевых действий, поставили перед собой серьезную задачу — научить армию тому, что может потребоваться на войне. Началась реорганизация всех видов войск, усиление единоначалия и дисциплины. 

Ответ: Финляндия» 

Нужна ли всеобщая история

нужна ли историяПомимо России, школьники изучают и Всеобщую историю. Нужна ли она на ЕГЭ? Да, но всего в двух вопросах — №1 и №11. Кодификатор тем для ЕГЭ по мировой истории содержит 114 дат. Он охватывает период с V века по конец XX. 

Несмотря на то, что по Всеобщей истории тем немного, мы не советуем откладывать этот раздел и забывать о нем. Россия не существует отдельно от мира. Она всегда контактировала с остальными странами: шли войны, подписывались торговые контракты, проходили международные собрания. Полное понимание прошлого России невозможно без знания общего контекста. Конечно, необязательно зубрить прошлое стран досконально. Но разобраться в общих тенденциях (революционных настроениях, развитии науки и техники) все-таки нужно. Ваши ответы во второй части будут более полными и обдуманными, и вы без труда наберете максимальные баллы. 

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

Древность и Средневековье

1 Народы и древнейшие государства на территории России

1.1.1* Восточнославянские племена и их соседи.

1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян.

1.2 Русь в IX – начале XII в.

1.2.1* Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства.

1.2.2 Категории населения. «Русская Правда».

1.2.3* Международные связи Древней Руси.

1.2.4* Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.

1.3 Русские земли и княжества в XII – середине XV в.

1.3.1 Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.

1.3.2* Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.

1.3.3* Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.

1.3.4 Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город.

1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств.

1.4 Российское государство во второй половине XV–XVII в.

1.4.1* Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига.

1.4.2 Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.

1.4.3 Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян.

1.4.4* Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.

1.4.5* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

1.4.6* Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией.

1.4.7* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.

1.4.8* Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права.

1.4.9 Церковный раскол.

1.4.10 Социальные движения XVII в.

Новое время

2.1 Россия в XVIII – середине XIX в.

2.1.1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации.

2.1.2* Северная война. Провозглашение Российской империи.

2.1.3* «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя.

2.1.4* Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

2.1.5* Русское просвещение.

2.1.6* Превращение России в мировую державу в XVIII в.

2.1.7* Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

2.1.8 Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.

2.1.9* Отечественная война 1812 г.

2.1.10 Движение декабристов.

2.1.11* Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

2.1.12* Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.

2.2 Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.

2.2.1 Реформы 1860–1870- х гг.

2.2.2 Политика контрреформ.

2.2.3* Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны.

2.2.4* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте.

2.2.5* Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.

2.2.6* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.

2.2.7* Русско-японская война.

2.2.8* Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.

2.2.9 Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.

2.2.10 Реформы П.А. Столыпина.

Новейшая история

3.1 Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России

3.1.1* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

3.1.2* Революция 1917 г. Временное правительство и Советы.

3.1.3 Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.

3.1.4* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.

3.1.5 Переход к новой экономической политике.

3.2 СССР в 1922–1991 гг.

3.2.1 Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

3.2.2 Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.

3.2.3 Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация.

3.2.4 Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.

3.2.5* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.

3.2.6* Причины, этапы Великой Отечественной войны.

3.2.7* Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.

3.2.8* СССР в антигитлеровской коалиции.

3.2.9* Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира.

3.2.10 Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.

3.2.11* Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.

3.2.12 XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.

3.2.13* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.

3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.

3.2.15* СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы.

3.2.16* Особенности развития советской культуры в 1950– 1980-х гг.

3.3 Российская Федерация

3.3.1 Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.

3.3.2* Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

3.3.3* Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

3.3.4* Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев.

3.3.5* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе.

3.3.6* Современная российская культура.