В доме пусто я один сочинение егэ

Отношение автора к проблеме

Чувство страха присуще каждому человеку, только одни люди могут его контролировать, а другие – нет. Страх дан человеку природой и лежит в основе инстинкта самосохранения. Особенность страха заключается в том, что он может передаваться от одного человека к другому. Ярким примером этого является паника, которая приносит один вред. Преодолевая свои страхи, мы становимся сильнее и свободнее.

  • Аргументы
  1. Чтобы избавиться от навязчивого чувства страха, необходимо понять его причину.
  2. Другое название первичного страха – инстинкт самосохранения.
  3. Страх – лучший инструмент для управления массами.
  4. Страх помогает не совершать необдуманных поступков.
  5. Страх – это естественное явление.
  6. Каждый человек чего-нибудь боится в своей жизни.
  7. С излишним страхом необходимо бороться.
  8. Чрезмерный страх мешает человеку жить и развиваться.
  9. Осмысленный и контролируемый страх используется в воспитании и профилактике правонарушений.
  10. Главное оружие против страха – наш разум.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Первый снег Пластова (4 класс)
    Аркадий Александрович Пластов – один из самых известных советских художников. Родом он из деревенской глубинке, где живут совершенно обычные люди.
  • Сочинение-описание по картине Заросший пруд Поленова (3, 5, 8 класс)
    Картина В. Д. Поленова «Заросший пруд» стала одним из завершающих творческих работ деятельности художника. В ней сосредоточилась мудрость, величие и талант этого человека. Изображенный пейзаж кажется загадочным
  • Нет уз святее товарищества — сочинение (11 класс)
    Настоящая дружба и товарищество — это дружба, которая стоит за всех. Товарищество — это способность понимать и переживать радость и горе своего самого близкого человека. Этот навык настолько «настроен»

Эпитеты к слову «страх»

Беспрестанный, вечный, внезапный, давний, давнишний, долгий, застарелый, изначальный, неизбывный, непрестанный, постоянный, продолжительный, безжалостный, безотчетный, безумный, бесплодный, беспокойный, беспощадный, беспредметный, беспричинный, бессмысленный, бессознательный, благоговейный, божий, болезненный, внутренний, гадкий, гибельный, глубокий, глухой, гнетущий, детский, дикий, животный, жуткий, звериный, зловещий, инстинктивный, искренний, леденящий, ледяной, липкий, ложный, лютый, малодушный, мальчишеский, мелкий, мелочный, мистический, могучий, мутный, мучительный, наивный, напрасный, небывалый, невольный, невыразимый, неизъяснимый, немалый, необъяснимый, неодолимый, неописуемый, неопределенный, неотвязный, неотступный, неподдельный, непомерный, непонятный, непередаваемый, неосознанный, непреоборимый, непреодолимый, неприятный, непростительный, нестерпимый, нечеловеческий, низкий, ноющий, огромный, ознобный, опустошающий, органический, отвратительный, отчаянный, панический, повальный, подкожный, подсознательный, позорный, постыдный, призрачный, простительный, пустой, рабский, сверхъестественный, священный, сильный, смертельный, смертный, смутный, суеверный, таинственный, тайный, темный, томительный, тоскливый, тошнотворный, тревожный, тупой, тяжелый, угрюмый, ужасный, унизительный, физический, холодный, холодящий, цепенящий, чрезмерный, чудовищный.

Примеры из художественной литературы

  1. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Главный герой романа Дориан Грей был обычным красивым юношей до появления портрета, который начал стареть вместо него самого. После этого в его сердце поселился страх, что кто-нибудь узнает эту тайну. Дориан не хотел, чтобы кто-нибудь узнал его истинное лицо. Он оставался молодым и красивым, а все его низкие поступки откладывали отпечаток на душе, делая её всё уродливее и ужаснее. Только портрет отображал истинную сущность главного героя.

Впервые Дориана поразили изменения, произошедшие на холсте после смерти Сибиллы Вейн: его взгляд стал презрительным, а черты лица более жёсткими, из его облика исчезла былая чистота и невинность. Любовь к Грею заменяла Сибилле всё, а его чувства остыли после осознания несовершенства возлюбленной и он с лёгкостью бросил её, не оставив девушке другого выхода, кроме смерти.

Шли года, менялось всё вокруг, кроме самого Дориана. За четверть века он ни капли не постарел, оставаясь всё тем же красивым юношей, которым был в начале романа. Портрет же наоборот очень изменился, на изображении уже было не узнать главного героя. Все его поступки, мысли и пороки наложили неизгладимый отпечаток на нарисованное лицо и теперь вместо очаровательного молодого человека с холста глядел дряхлый старик с алчным взглядом и омерзительной ухмылкой. Сам Дориан не желал замечать изменений из-за своей самовлюблённости и тщеславия. Он боялся, что постареет и тогда лишится смысла своей жизни, который заключался в красоте и молодости. Этот страх перед смертью и обществом сделал существование Дориана мучительным, и в итоге, не выдержав, он пронзил портрет ножом, убив тем самым самого себя.

Главная идея романа заключается в том, что главный страх в жизни человека заключается в правде, которую он боится осознавать. Люди могут обманывать кого-угодно, но только не самих себя.

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

М.А. Булгаков поднимает в романе «Мастер и Маргарита» целый ряд вопросов, среди которых находится тема человеческих пороков. Речами Га-Ноцри утверждается идея о том, что одним из главных пороков человека является трусость. Воланд показывает, что ничто не способно изменить человеческую природу: иуды, предатели и доносчики существуют во все времена. А в основе предательства лежит именно трусость, порождённая страхом.

Тема трусости прослеживается на протяжении всего романа. Самого Мастера нельзя назвать смелым человеком, он не смог стоять до конца за свою идею. Отказ от собственной рукописи означал трусость, которая позволила ему себя сломать. Мастер оказался противоположностью Иешуа, оставшегося при своём мнении до последнего вздоха. У него не было подобной силы духа.

Жертвой собственной трусости оказался и Понтий Пилат. Перед ним стоял выбор: прислушаться к своему сердцу или поступить, как положено, спасти невиновного Иешуа или казнить его, сохранив репутацию и спокойствие в городе. Страх перед первосвященником оказался сильнее собственных понятий и силы воли, поэтому Га-Ноцри приговаривается к несправедливой смерти из-за малодушия прокуратора Иудеи. После казни Понтий Пилат так и не смог обрести душевного покоя и мучился угрызениями совести до последнего вздоха.

Главная героиня Маргарита, хоть и была слабой женщиной, оказалась гораздо сильнее своего возлюбленного и великого Игемона. Во имя своей любви и веры в Мастера она способна преодолеть все страхи и справиться с любыми испытаниями. Она бесстрашно борется за свою любовь до самого конца.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Одной из основных проблем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является проблема смелости и трусости. Главный герой Пётр Гринёв – это честный, искренний и мужественный человек, для которого честь и преданность стоят превыше всего. Он совершил немало отважных, самоотверженных поступков, которые характеризуют его как храброго и благородного мужчину. Он не побоялся вызвать на дуэль обидчика своей возлюбленной, считая своим долгом защитить её честь. Бесстрашно сражался при обороне крепости, не побоялся отказать Пугачёву в присяге, зная, что за это ему грозит мучительная смерть. Гринёву даже мысль о предательстве была противна, за эту храбрость и зауважал его вражеский предводитель, даровав помилование.

Противоположностью главного героя в повести выступает Алексей Иванович Швабрин, который проявил своё малодушие ещё на дуэли с Петром Гринёвым, ранив его в спину, когда тот отвернулся. Страх и трусость стали причиной такого подлого поступка, опасаясь за собственную жизнь Швабрин оказался способен на удар исподтишка. Но больше всего испугался Алексей Иванович, когда Пугачёв захватил Белогорскую крепость. Боясь быть казнённым, Швабрин, не задумываясь, перешёл на сторону своего врага. У трусливого человека нет чести и достоинства, он способен на предательство ради собственной выгоды.

А.С. Пушкин хотел донести до читателей, что лишь смелость способна освободить человека от гнетущего чувства страха, наполняя душу верой в себя. Трусость же лишает человека силы духа и заставляет совершать недостойные поступки.

Примеры из жизни

  1. Крушение парохода «Титаник» – это одна из самых ужасных и масштабных трагедий в истории человечества. За два часа погибло около 1500 человек, причём причиной гибели большинства послужила паника и неумелое обращение экипажа. Команда корабля заметила айсберг всего за одну минуту до столкновения. На борту были проинформированы о возможной опасности, за день до катастрофы 7 раз сообщили о дрейфующих айсбергах по их маршруту. Несмотря на это лайнер плыл на полной скорости, именно поэтому не смог увернуться от столкновения. Айсберг врезался в боковую часть корабля. «Титаник» получил шесть пробоин в носовой части, куда сразу же хлынула вода. После обследования повреждений, капитан корабля отдал распоряжение будить экипаж, и готовить шлюпки. Сигнал СОС был отправлен сразу же, но ближайший корабль смог приплыть лишь через 4 часа. Только через час после аварии на воду была спущена первая шлюпка. Было принято решение спасать в первую очередь женщин и детей, так как спасательных средств не хватало. По мнению создателей «Титаника» слишком много места занимало бы необходимое количество шлюпок на корабле. Из-за неопытности экипажа первые шлюпки отправлялись наполовину пустыми. В это время нос корабля уже начал уходить под воду, так как передние отсеки полностью заполнились водой. «Титаник» тонул с сумасшедшей скоростью, на борту началась паника. Офицерам были выданы револьверы, угрожая которыми удалось несколько раз остановиться обезумевшую толпу. Люди кидались за борт, выкидывали из шлюпок других людей, мужчины бежали вперёд женщин, занимая их места в спасительных лодках. Страх затмил разум большинства людей, поэтому необходимо было принимать жестокие меры для наведения порядка. Спустившиеся на воду шлюпки сразу же отплывали от корабля, чтобы не быть затянутыми в водоворот, который должен был образоваться после его затопления. Полупустые лодки могли бы спасти жизни ещё нескольких сотен человек, но вернулись только две и подобрали спустя столько времени лишь небольшую группу выживших. После крушения лайнера были введены общепринятые правила навигации в опасных водах и строгие требования к средствам и мерам проведения спасения.
  2. Каждый человек чего-нибудь боится, но есть такие люди, у которых не одна фобия. К их числу принадлежал один из крупнейших поэтов 20 века В.В. Маяковский. Прежде всего, Владимир Владимирович страдал мизофобией – это навязчивое чувство страха загрязнения или заражения. Поэт настолько боялся подхватить какую-либо инфекцию, что никогда не брался голыми руками за дверную ручку. Для этого он использовал носовой платок или бумажку. Маяковский всегда носил с собой мыло и стакан воды, для того чтобы мыть руки после каждого рукопожатия, а стригся в парикмахерской только после полнейшей дезинфекции под его контролем. Настолько нездоровая склонность к чистоте у поэта образовалась не просто так: его отец умер от заражения крови, уколов палец обыкновенной иголкой, скрепляя бумаги. Панический страх был настолько сильным, что часто приводил Владимира Владимировича к судорогам. Кроме микробов, поэт боялся обыденности. Нежелание быть таким, как все развило в нём настоящую фобию. Маяковский одевался по необычной моде, ездил на единственном в стране Рено, даже семейная жизнь поэта была полна оригинальности. Он стремился проявить индивидуальность во всех сферах: в творчестве, увлечениях и любви. Другим терзающим страхом Маяковского было одиночество. Он не мог оставаться одним, поэту необходимо было всегда находиться в центре внимания. Именно, находясь в одиночестве, он покончил с собой.

Что такое акрофобия?

Страх высоты знаком по крайней мере одному человеку из двадцати. У большинства людей он выражается в легкой форме, например, в боязни катания на колесе обозрения, нахождения у края скалы, лыжного склона. Но есть и экстремальная форма этой фобии, когда люди ненавидят аттракционы, не желают ездить в горы, наотрез отказываются подниматься вверх по лестнице, эскалатору, двигаться по мосту, заходить в многоэтажку и летать в самолете. В это время они чувствуют, что на карту поставлено само их существование.

Эксперты считают, что акрофобия заложена в нас с рождения, чтобы обеспечить выживание, поэтому большинство боится падения с высоты на уровне инстинктов. Среди симптомов боязни выделяют следующие:

  • физические: головокружение, чрезмерное потоотделение, мышечное напряжение, тремор, учащенное сердцебиение, спазм в желудке, тошнота и головная боль;
  • психологические: паника, беспокойство, страх и мысли о смерти.

При сильно выраженном синдроме эти симптомы могут возникнуть, даже когда человек попытается встать на стул.

Народная мудрость

  1. «У страха глаза велики». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку, находящемуся в состоянии испуга, свойственно преувеличивать опасность или находить её там, где её нет. Эта народная мудрость употребляется в тех случаях, когда опасность на самом деле не такая значительная, как кажется.
  2. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице говорится что, если человек боится трудностей или опасностей ему не стоит даже браться за какое-либо дело.
  3. «Страхов много, а жизнь одна». Наши мудрые предки говорили о том, что человеку необходимо справляться с собственными страхами, которые мешают ему жить.
  4. «Душа в пятки ушла». Так говорят про слишком напуганного человека.
  5. «Сердце соколье, а смелость воронья». Смысл данной пословицы заключается в том, что смелость по наследству не передаётся. Её нужно обрести и сохранить самостоятельно.
  6. «Не так страшен чёрт, как его малюют». В этой пословице идёт речь о человеческой молве, которая оказывается страшнее реальности.
  7. «Страх ужаснее смерти». Наши мудрые предки говорили о том, что смерть ничто по сравнению с чувством страха.
  8. «Страх сам своей тени боится». В этой пословице идёт речь об остро развитом чувстве страха, которое может бояться собственной тени.
  9. «Страх силу отнимает». Наши предки говорили о том, что чувство страха лишает человека силы.
  10. «На всякую беду страха не наберёшься». Смысл этой пословицы заключается в том, что нужно жить и радоваться жизни, потому что предугадать будущее невозможно.

Справиться со страхом поможет «звонок другу»

Если совсем не дается диалог с самим собой и страх мешает ясно мыслить, представьте себе, что боитесь не вы, а ваш друг. Как бы вы стали его успокаивать? Какие приводить аргументы? Как бы вы опровергли его уничижительные суждения о самом себе? Его пессимизм?

Вы сами удивитесь своему красноречию и убедительности. Остается только вспомнить, что ваш друг — это вы сами.

Вот увидите, как только вы обдумаете пораженческие мысли и найдете в них изъяны, страх пойдет на убыль. Вы просто напомните себе, что экзамен по алгебре — это только экзамен по алгебре, а не проверка вашего права жить и назваться человеком, даже если от него зависит получение аттестата. У Пушкина, как известно, по алгебре была двойка.

Афоризмы

  1. «Страх – болезнь, расслабляющая душу, как расслабляет тело физический недуг». Английский писатель и публицист Даниель Дефо говорил, что страх действует на человеческую душу также губительно, как и болезнь на организм человека.
  2. «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие». Американский писатель Марк Твен считал, что человек проявляет истинную смелость тогда, когда пытается совладать со своим страхом. Полное отсутствие страхов означает не храбрость человека, а его глупость.
  3. «Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха». Основоположник экономической науки Адам Смит говорил о том, что человек в любых обстоятельствах должен сохранить своё самообладание.
  4. «Испуган – наполовину побеждён». Великий полководец А. Суворов считал, что страх – это главная причина поражения. Напуганные солдаты не могут достойно сражаться на поле боя, по его мнению.
  5. «Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя». Древнеримский оратор Цицерон считал, что в любви нет места для страха. Если один из влюблённых боится второго, значит чувства неискренние.
  6. «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз». Английский поэт и драматург У. Шекспир говорил о том, что трусливые люди переживают будущую смерть раз за разом, представляя различные варианты, а храбрый человек не думает об этом, поэтому умрёт всего лишь один раз, когда придёт его время.
  7. «Человек боится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх». Известный литературный критик В.Г. Белинский говорил о том, что человек испытывает чувство страха только перед неизведанным. Как только он познаёт что-либо – страх исчезает.
  8. «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего». Немецкий публицист и писатель Людвиг Бёрне считал трусливого человека опасным противником. Чувство страха толкает людей на самые подлые и гнусные поступки.
  9. «Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним». Древнеримский философ и поэт Луций Анней Сенека писал о том, что преступник всегда будет испытывать страх перед наказанием. Поэтому чувство страха расплаты и является наилучшей карой.
  10. «Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас и большую веру, и сильнейший страх». Римский император Гай Юлий Цезарь говорил, что непознанное не только зарождает в человеческой душе веру, но и приводит его в состояние сильнейшего страха перед неизвестностью.

Аргументы

  1. Чувство долга и ответственности должно быть у каждого человека.
  2. Чувство долга необходимо воспитывать и развивать в человеке с раннего детства.
  3. Долг – это внутренняя борьба между «хочу» и «надо».
  4. Часто люди видят, что должны сделать другие, а не то, что он должен сам.
  5. Чувство долга тесно связано с чувством справедливости.
  6. У человека с развитым чувством долга всегда чистая совесть.
  7. Истинные герои способствуют зарождению гражданского чувства долга у других людей.
  8. Долг – это уважение прав другого человека.
  9. Чувство долга и желание быть полезным своему Отечеству побуждает человека идти на фронт.
  10. Чувство долга перед своими действиями делает человека лучше.

Эпитеты к слову «долг»

Неоплатный, карточный, текущий, благородный, безусловный, непреложный, незыблемый, осознанный, нерушимый, почётный, первый, главный, первостепенный, прямой, святой, священный, железный, каменный, беспрекословный, необсуждаемый, воинский, гражданский, родительский, партийный, сыновий, солдатский, большой, великий, высокий, немыслимый, тяжёлый, нравственный, моральный, личный, материальный, прямой, финансовый, супружеский, ревностный, исполненный, выплаченный, оплаченный.

Придуманный, неоценённый, мнимый, неисполненный, навязанный, ненавистный, убийственный, мучительный.

Примеры из художественной литературы

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Основной темой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является тема чести и долга. Судьба и жизнь всех героев произведения напрямую зависела от того, как они относились к собственному долгу. На примере разных действующих лиц и развитии их сюжетной линии, читатель может увидеть, как меняется жизнь, в зависимости от отношения человека к своей чести и долгу.

Пётр Гринёв на протяжении всей жизни следовал отцовскому завету – беречь честь смолоду. Именно это помогает ему выжить в самых трудных ситуациях. Гринёв руководствовался этим правилом во всех сферах своей жизни, даже в личных отношениях он оставался, прежде всего, человеком. Множество раз главный герой оказывался в тяжёлых жизненных обстоятельствах, но всегда оставался честным и верным себе и своему Отечеству.

Петру Гринёву в повести противопоставляется другой персонаж – Алексей Швабрин. Чувство долга и понятие чести не имеют для него никакого значения. Ему характерна беспринципность и напускной патриотизм. Швабрин принимает участие в Крестьянской войне только из личной корысти, а не из искренних побуждений. Более того, он презирает крестьян до глубины души. Подлые черты характера этого человека проявляются в наибольшей степени в отношении к Маше Мироновой, которую он оклеветал и принудительно пытался на себе женить.

Кроме основных героев, в повести есть и другие действующие лица, сохранившие своё благородство. Капитан Миронов – преданный слуга своего государства. Ради личного долга перед Родиной он готов отдать всё, в том числе собственную жизнь. Пугачёв, несмотря на свою преступную деятельность, тоже обладал честью и ответственностью за свои действия. Савельич видел свой долг в сохранности жизни молодого хозяина и исполнял его с полной самоотверженностью. Был случай, когда он даже предложил казнить его самого вместо Петра Гринёва.

Практически всех героев повести «Капитанская дочка» можно охарактеризовать со стороны их отношения к своему долгу. Одни оставались верными собственным идеалам до конца, другие – с лёгкостью их предавали.

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров уверен в том, что никому ничего не должен. Он яркий приверженец философии Нигилизма, поэтому решительно и беспощадно отрицает человеческий долг и всё общественное устройство в целом. Базаров не признаёт духовного начала ни в чём: ни в природе, ни в человеке. Его мировоззрение отказывается от общепринятых норм, принципов, ценностей и опыта предков. Искусство, литература и любовь для него всего лишь пустая трата времени. Любовь представляет собой лишь физическое влечение, по его мнению. Сильным чувствам вообще нет места в жизни человека. Базаров признаёт только то, что можно потрогать руками, то, что приносит явную пользу для человеческого существования.

Он искренне верит, что его поколение всё разрушит и искоренит. О создании новых мировых порядков речи не идёт, в его идеалах лежит только разрушение старых порядков. Базаров во всём винит общество, он считает, что если поменять общественное устройство, то и люди сами тоже изменятся. Он остаётся верным своим идеалам до конца жизни, поэтому смело смотрит в глаза смерти. Ради своих идей главный герой даже отказался от неожиданной любви, поэтому можно сказать, что он считал своим долгом быть нигилистом до последнего вздоха и этот долг был исполнен сполна. Базаров смелый и мужественный человек, который всегда оставался преданным самому себе.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Главный герой романа А.С. Пушкин Евгений Онегин находился в постоянных поисках счастья, которым не было суждено увенчаться успехом, поскольку он сам не знал, в чём оно состоит. Жизнь молодого человека проходила бесцельно, его интересовало только богатство и светские развлечения. Он даже не пытался поставить какую-либо высокую цель для своей жизни, потому как для этого требовалась сила воли и решительность, которых у него не было.

Первый выбор между чувством и долгом стал перед Онегиным, когда он поссорился с другом. В этой ситуации главный герой поступил необдуманно: он, поддавшись чувствам, смертельно ранил Ленского на дуэли.

Второй раз Евгений оказывается перед подобным выбором после долгой разлуки с Татьяной. Теперь в его сердце искренние и глубокие чувства к гордой и неприступной княгине, которая перестала быть наивной девочкой. Полюбив Татьяну по-настоящему, Онегин снова руководствуется лишь своими эгоистичными чувствами и преступает черту дозволенного, он делает признание замужней женщине, пренебрёгши всеми законами морали. Главного героя не волнует, что подумают о его возлюбленной в высшем свете и продолжает свои ухаживания, как ни в чём не бывало. Личность Онегина меняется на протяжении всего романа, но долг так и не становится у него на первое место.

У Татьяны Лариной совершенно иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а ценятся одинаково. Она хочет простого женского счастья – любить и быть любимой. Татьяна влюбилась в Онегина с первого взгляда, потому что он был воплощением героев её любимых романов. Девушка осмелилась признаться ему в своих чувствах, а в ответ получила нравоучительную речь о том, как пристало вести себя молодой девушке. Татьяна страдала из-за неразделённой любви, но не позволила ей сломать свою жизнь. Чувство долга в главной героине развито гораздо больше, чем у Онегина. Отсутствие любви оказывается не помехой, для того чтобы чтить мужа и оставаться ему верной. Татьяна чувствует ответственность перед близкими людьми, поэтому исполняет свой долг до конца.

А.С. Пушкин в своём романе представил мировоззрение русского народа и отошедших от своих корней дворян. Если появлялась необходимость выбора любви или долга, народ без раздумий отдавал предпочтение долгу, а представители светского общества забывали о своей ответственности и всегда выбирали чувства, думая лишь о себе.

Сочинение на тему долг перед людьми

Патриотизм – это модно. Попробуйте ввести в Интернет-поиске запрос «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание». Что Вы увидите? Сотни страниц с рассуждениями по данным темам! Десятки готовых сочинений и рефератов! А много ли патриотизма скрывается за громкими заголовками «цитирующих» друг друга работ? Согласитесь, что Государственная Дума проявляет большую инициативу в сфере патриотического воспитания молодежи. Как результат – о патриотизме говорят во всех уголках нашей Родины. Хорошо ли это? Бесспорно, если этот патриотизм от сердца. Другой разговор – если патриотизм навязанный, предписанный, иными словами, фальшивый. Достаточно вспомнить, чему нас учил граф Лев Николаевич Толстой, рассуждая о «скрытой теплоте патриотизма». Эта теплота не содержит пафоса, она исходит от родного дома, родной земли. Печально осознавать, что современный мир – мир иных ценностей; я часто задумываюсь, что будет, если стереть весь пафос, сорвать с людей пёстрые маски. Останется ли что-то?! Надо сказать, что в последнее время распространёнными стали дискуссии по вопросу: связан ли патриотизм с воинским долгом. Сотни тысяч юношей России, принимая военную присягу, клянутся «достойно выполнять воинский долг». Сущность этого понятия заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. Однако данное понятие бессодержательно без благородной моральной основы. Так разве можно разделять патриотизм и воинскую службу? Воинский долг, Честь, Отечество – вот «три кита», на которых, я считаю, должно быть основано патриотическое чувство современного защитника. 23-е февраля. Прилавки магазинов пестрят тематическими открытками и сувенирами. В федеральном законе «О днях воинской славы России» этот день назван так: «23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. – День защитника Отечества». Сегодня граждане России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько как годовщину великой победы или день рождения Красной Армии, сколько как день настоящих мужчин – защитников в широком смысле слова. Однако меня беспокоит вот что. Вновь обратимся к Интернет-ресурсам и посмотрим в поисковой системе самые популярные запросы. Один из них – «как откосить от армии». Объясняется это просто – скоро весенний призыв. Интересно, что на этот запрос предлагается множество ссылок с «добрыми» советами. А много ли среди современных юношей тех, кто достоин поздравлений 23-го февраля, кто не замирает в раздумьях перед вопросом: служить или не служить. Были времена, когда служба в армии была вопросом чести и совести. Вспоминается фильм 1955-го года «Максим Перепелица», снятый по мотивам одноименной повести советского драматурга Ивана Стаднюка. Весёлый, озорной и находчивый парень из украинского села натворил немало бед, за что чуть не лишился почётной обязанности служить в армии. «Не пускать его в армию!» – решило собрание колхоза. Сколько возмущений возникло у героя! Теперь задумайтесь, насколько всё изменилось… Стремительно идёт процесс деформации общечеловеческих ценностей, меняются жизненные ориентиры молодёжи, уходят в прошлое традиции старшего поколения. Признаем факт: современные юноши не хотят служить. Помнится, в одном из интервью председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами России протоиерей Димитрий Смирнов рассуждая о проблемах, связанных с призывом в Российскую армию, выделил две главные причины нежелания молодежи служить: малодетность семей и стремление к изнеженному бытию, отдыху, расслаблению, легкому заработку. Я согласна, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд, её корни – в семье. В большинстве случаев единственный ребёнок в семье воспитывается не как будущий защитник, а как «подзащитный» – в этом главная ошибка. Вывод один: малодетность и как следствие – изнеженное воспитание юношества приводят к утрате чувства патриотизма. «Кто виноват» в падении авторитета армии и «что делать»?! Надо признать, что отчасти авторитет армии подорван средствами массовой информации. В нынешнее время молодежь боится армии, потому что СМИ сделали из нее «монстра», позабыв, что армия – слепок общества, его живой социальный организм, зеркало народа. Я уверена, что защитника Отечества (равно как и личность) нельзя воспитать, но можно создать благоприятные условия для формирования системы ценностных ориентиров человека. Обозревая героическую историю России от Куликовского поля и Бородина до Сталинграда и Берлина, можно вспомнить тысячи тех, кто оставил нам в наследство Родину, кто в боях добывал наше сегодняшнее счастье, строил и украшал светлый дом, который мы называем Отечеством. В самой природе человека заложено глубокое чув?ство, которое А.С.Пушкин определил простыми и точными словами: «Любовь к отеческим гробам». Вечна и светла память тех, кто жил до нас и кто продолжа?ет жить в наших мыслях и делах, в наших устремле?ниях — в нас самих. «Без памяти нет совести, – справедливо заметил академик Дмитрий Лихачев. – А без совести нет ни личности, ни достойной человеческой судьбы». Я думаю, одна из задач современных защитников – быть достойными сыновьями своих «отцов». Итак, мы ругаем современную армию: «Престижа нет, примеров, достойных подражания, нет». А может, не замечаем мы этих «достойных сыновей», потому что они в наше время, скорее, исключение, чем правило? В прошлом, 2012-м, году меня потрясла героическая смерть майора Сергея Солнечникова, который ценой собственной жизни спас солдат, накрыв собой гранату при случайном взрыве на учебно-тренировочном комплексе в Амурской области. Израненного, комбата доставили в военный госпиталь в город Белогорск. Врачи боролись за жизнь майора-героя более полутора часов, но отстоять так и не смогли… Президентом Российской Федерации был подписан указ о присвоении майору Сергею Солнечникову посмертного звания Героя России. Что же получается? В то время, когда одни «бегают» от армии или кощунственно привязывают на сумки и антенны автомобилей георгиевские ленточки, примеряя маску патриота, другие честно исполняют долг перед Отечеством, совершают настоящие, достойные защитника поступки. Что сказать? Ведь «каждый выбирает по себе». По мнению учёного и патриота Сергея Аверинцева, «патриотизм – это требование, предъявленное к себе». А Вы можете представить, чтобы А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, С.Саровский или княгиня Елизавета смогли вот так просто открыть рот и заявить: «Я патриот». Это требование они предъявляли к себе, «излучая» (вернёмся к толстовскому определению) «скрытую теплоту патриотизма». Подчеркну: СКРЫТУЮ.

Примеры из жизни

  1. Ярче всего проявляются люди с развитым чувством долга в тёмные времена. А нет мрачнее времени, чем война. О герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве даже написана книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Он настолько хотел быть полезным Родине, что продолжил боевые вылеты даже после ампутации двух ног. В 1942 году офицер Маресьев прикрывал в бою бомбардировщиков, но его самолёт был подбит немецким лётчиком. Получив тяжёлое ранение, Алексей был вынужден совершить посадку на вражеской территории. Целых три недели он добирался ползком к своим. Чтобы не умереть с голода, советский лётчик питался всем, что попадалось под руку: ягодами, травами, корой деревьев. Обессиленного Маресьева нашли жители небольшой деревни, но не смогли оказать ему необходимую помощь. Только через десять дней удалось доставить офицера в военный госпиталь, а к тому времени у него уже началась гангрена обеих ног и заражение крови. Врачи считали бессмысленным пытаться спасти жизнь Алексея, и только один профессор решился на сложную операцию. Как только раненый лётчик понял, что будет жить, сразу же начал готовиться к возвращению на фронт. Он сам придумал себе тренировки, позволяющие летать с протезами вместо ног. Другим нужны месяцы, для того чтобы научиться заново ходить, ему хватило недели. Уже через год состоялся первый боевой вылет, окончившийся уничтожением двух вражеских истребителей. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом лётчике облетела всю страну. Маресьев смог не только встать в строй, но и занять должность командира эскадрильи. Он до самой победы исполнял свой долг и стал ведущим лётчиком полка, за спиной которого осталось много подвигов.
  2. Екатерина Ивановна Зеленко – единственная женщина в мире, совершившая воздушный таран. Изначально она служила в 19-й бомбардировочной авиационной бригаде города Харькова. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования. Девушке удалось освоить семь видов самолётов за четыре года. Участвовала в советско-финской войне, совершила восемь боевых вылетов, уничтожив большое количество вражеской артиллерии и склад боеприпасов. За доблесть и отвагу была приставлена к награде Орден Красного Знамени. С самого начала Великой Отечественной войны Катя принимала участие в боях, занимая должность заместителя командира эскадрильи. На её счету сорок боевых вылетов и двенадцать воздушных боёв. В злополучный день 12 сентября она совершила два боевых вылета с целью разведки, во время второго вылета её самолёт был повреждён. Несмотря на это, Катя полетела в третий раз, на обратном пути её самолёт и самолёт напарника были окружены семью вражескими. Самолёт напарника был сразу же подбит и оказался вынужден совершить экстренную посадку, а офицер Зеленко выполнила свой долг до конца. Девушка смогла сбить один немецкий истребитель, а когда у неё закончился боевой запас, тараном сбила второй самолёт. Таким образом, она уничтожила его ценой собственной жизни. Екатерина Ивановна Зеленко была представлена к званию Героя Советского Союза посмертно ещё в 1941 году. О мужественной девушке говорили, что она родилась для авиации, как птица для полёта.

Сочинение на тему: « Если я не исполняю свои обязанности, то…»

Сочинение — эссе на тему: « Если я не исполняю свои обязанности, то…»

Обязанности человека делятся на четыре

рода: на обязанности перед самим

собой; перед семьёй; перед государством;

перед другими людьми вообще.

Гегель

В Конституции Российской Федерации написано, что каждый человек имеет право на жизнь, имя, гражданство, родителей, семью, образование и так далее. Права человека-гражданина — это определённые правила, по которым живёт он сам и окружающие его люди. Право – это и обязанность. Нет прав без обязанностей. «Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права», — писал поэт Андрей Дементьев.

Обязанность — это то, что подлежит безусловному выполнению, что обусловлено внутренними побуждениями и общественными требованиями. Каждый человек имеет свои обязанности перед родителями, семьёй, школой, близкими и Родиной.

Я учусь в общеобразовательной школе и мой долг хорошо учиться, выполнять домашние задания, ходить в школу в школьной форме и соблюдать школьный Устав. Это далеко не полный список моих обязанностей как учащейся школы. А что стало бы, если я отказалась их выполнять?.. В это трудно поверить, но всё же…

Обязанности – это ведь не закон, и меня не посадят в тюрьму…. Но не далеко и до беды!? Общество изменит своё отношение ко мне. Если я стану плохо учиться и получать двойки, то не только родители и учителя изменят обо мне своё мнение, будут меня стыдить, ругать. Мои одноклассники тоже станут плохо ко мне относиться, многие не захотят со мной дружить. А если я ещё и грубить стану, то мои друзья перестанут со мной общаться. Я могу потерять свою лучшую подругу.

Не исполнять свои обязанности – это ещё и не выполнять требования учителей и родителей. Так как я ученица, то должна хорошо вести себя на уроках, слушать учителей. Есть ученики, которые срывают уроки, грубят старшим, дерутся, воруют. Они уже нарушают свои обязанности. Это может привести к постановке на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, потому что, как правило, такие дети ещё и курят, употребляют спиртные напитки. О, ужас! Мне жаль их! Они не задумываются о своей будущей жизни. Таких учащихся перевоспитывать должна не только школа, но и, я уверена, семья. Ведь от воспитания в семье зависит многое.

В статье 38 Конституции РФ говорится о том, что воспитание в семье обычно осуществляется всеми взрослыми членами семьи, которые передают детям свой опыт, своё умение, представление о плохом и хорошем. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Встречаются семьи, не выполняющие свой долг по воспитанию детей. Например, очень часто дети в этих неблагополучных семьях находятся без присмотра. Такие девочки и мальчики плохо учатся в школе, ходят в неопрятном виде. Они часто попадают в плохие компании, где их научат употреблять спиртное или даже наркотики. Если родители не выполняют свои обязанности, то в процесс воспитания вмешивается государство, и их часто лишают родительских прав.

Кроме школьных, разумеется, у меня есть обязанности и в семье. А для чего нужны детям домашние обязанности? Давайте порассуждаем.

Если я буду помогать по дому старшим, то вырасту трудолюбивой и активной.

Делая какие-то домашние дела, я учусь планировать свои действия, ставить цели и вырабатывать определённые навыки, помогающие в достижении целей. Не выполняя обязанности, я буду лишена всего этого.

Обязанности учат рассчитывать свои силы, способствуют самодисциплине. Когда у ребёнка в семье появляются собственные обязанности, то это даёт ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в её жизнедеятельность.

Трудно было бы представить, что было бы, если бы мне поручили купить лекарства для моей пожилой бабушки, а я не выполнила этого поручения. Бабушка просто могла бы умереть. А это беда. Смерть. И в моей душе на всю жизнь была бы глубокая рана.

Один раз случилось, что я не исполнила свой долг, свои обязанности и не пришла домой в оговоренное с родителями время.

Я ведь просто заигралась с подругами и забыла, свои обещания. Мне было стыдно за свой поступок, и я поняла свою неправоту, потому что родители волновались и переживали за меня.

У меня в семье есть небольшие обязанности. Я мою обувь после улицы, мою посуду и убираю в своей комнате. Это моя посильная помощь родителям, которые любят и заботятся обо мне. Если бы я не делала этого и не помогала по дому, то расстроила маму и огорчила папу. Они ведь делают всё, чтобы я ни в чём не нуждалась. Мои родители, безусловно, делают всё, чтобы я была сыта, одета, обута. А я не требую от них больше, чем они могут мне предложить.

Помимо обязанностей в школе и в семье у каждого человека, в том числе и у ребёнка. Есть ещё долг перед обществом. Например, я иду по улице и вижу, что хулиганы пытаются отнять сумку с зарплатой и документами у девушки. Если я не вызову полицию, то девушка останется на месяц без средств к существованию и будет долго восстанавливать документы.

Однажды, гуляя по своему селу, я увидела, как старая бабушка внезапно упала навзничь. Если бы я вовремя не вызвала скорую помощь, то старушка не дожила бы до вечера. У неё оказался инсульт головного мозга. Выполняя свои обязанности гражданина, я помогла спасти человеку жизнь.

Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В современном мире, когда развивается быстрыми темпами техника, люди подчас бездумно губят леса, реки, озёра, не думая о последствиях. Делают своё чёрное дело техногенные катастрофы (например, взрыв реактора на Чернобыльской АС) и природные. Всё это отрицательно сказывается на здоровье людей. Поэтому не случайно место данной обязанности в Конституции.

Я думаю, что если каждый человек, гражданин, патриот будет выполнять свои обязанности и беречь окружающую его природу, то всё вокруг изменится: двор, лес, где он гуляет, станет лучше воздух, которым он дышит. И вода, без которой вообще нет жизни, станет чище. Это святая обязанность каждого человека на планете Земля.

Таким образом, если не исполнять свои обязанности, то можно вырасти злым, бесчестным, грубым, невежественным и жестоким человеком по отношению не только к людям, но и к нашей великой и прекрасной Родине.

4

Народная мудрость

  1. «Долг блюсти – отлично службу нести». В этой пословице говорится о том, что люди с хорошо развитым чувством долга становятся отличными воинами.
  2. «Не всё то долг, что деньги». В этой пословице говорится о том, что многие люди понимают под словом долг только то, что необходимо вернуть. Они забывают истинное значение этого слова, поэтому чувство долга им неведомо.
  3. «Хорошо жить в почёте, да ответ велик». Наши предки говорили о том, что уважение требует соответственного поведения. Если окружающие относятся с почтением к человеку, то ему ни в коем случае нельзя упасть лицом в грязь.
  4. «Чем больше чести, тем больше спросу». Смысл данной пословицы заключается в том, что чем больше у человека благородных качеств, тем больше от него ждут окружающие. Только от низких людей ничего не ждут.
  5. «Пришла честь, сумей её снесть». В этой пословице говорится о том, что мало просто иметь честь, нужно ещё уметь её сохранить.
  6. «Береги одежду снову, а честь смолоду». Данной пословицей наши предки хотели предупредить свой народ о том, что запятнанная честь не восстанавливается. Поэтому её необходимо беречь с ранней молодости, как и одежду, которую нужно хранить с самого начала, чтобы избежать скорого износа.
  7. «Голову сложи, а честь сохрани». Смысл данной пословицы заключается в том, что честь необходимо сохранить любой ценой. Даже если для этого придётся отдать свою жизнь.
  8. «Обязался языком, закрепи делом». В данной пословице говорится о том, что обещание требует своего выполнения. Уж если человек пообещал что-то, обязательно должен это сделать.
  9. «Тот в слове твёрдо стоит, кому слово дорого». В этой пословице говорится о том, что исполняет свои обещания тот, кто ними дорожит. Для всех остальных – это пустой звук.
  10. «Кому поручают, тот и отвечает». Наши мудрые предки говорили о том, что человек обязан выполнить то, что ему поручили. Он знает свои обязательства, поэтому должен чувствовать ответственность за их выполнение.

Журнал «ПАРТНЕР»

«Партнер» №11 (242) 2021г.

Чувство долга, что это такое? Допустим, с чувством всё понятно – это способность человека ощущать,воспринимать, переживать. Что касается долга, то очевидно, что долг – это обязанность, это ограничение, которое человек налагает на себя сам или кто-то налагает на него: гражданский долг, воинский долг, семейный долг, профессиональный долг, долг чести и т.д. Но каждый из нас воспринимает это обязательствопо-своему. Кто-то считает его добровольным, а кто-то — навязанным.Но ведь долг –это не только обязательство, но и, в первую очередь,ответственность. Ответственность нередко бывает связана с наказанием:если человек зачто-то отвечает, он должен быть готов к наказанию, которое понесет, еслине справится со своими обязанностями, и неважно, перед кем он отвечает –передсобой или перед другими людьми.

В каждом человеке чувство долга возникает с рождения благодаря людям, которые его окружают. Потом оно формируется в результате социальной деятельности, когда человек осознает свою связь с определенной социальной группой, а также с нацией и культурой. От того, с какой социальной группой человек себя отождествляет, зависит его конкретное поведение. Сформировавшись, это чувство говорит нам о том, каков наш долг перед другими. Особенностью чувства долга является превращение его из внешней необходимости во внутреннее побуждение, т.е. в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности.

Гражданский долг

Широко известны слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что же это такое – быть гражданином? Само собой разумеется, гражданский долг заключается в первую очередь в соблюдении законов государства. К тому же когда-то нас учили, что участие в выборах, которые по существу являлись выборами без выбора, – это и есть основной гражданский долг каждого советского человека. Этим наш гражданский долг и исчерпывался – больше нас ничему не учили. Неужели это всё, к чему призывал нас Некрасов? Как мы знаем, поэт был всесторонне образованным человеком и примером для него была древнегреческая демократия. В частности, в древних Афинах человек, избегавший участия в общественной и политической жизни, назывался «идиотос». Его наказывали «атимией», что означало публичное бесчестие и лишение всех прав гражданского состояния. Он не имел права выступать в Народном собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх. Для древних греков политическая пассивность, в современном новоязе «пофигизм», – признак неполноценности.

Интересно отметить, что в европейском и в азиатском сознании понимание гражданского долга принципиально различается. В европейском понимании общество ответственно за власть. В азиатском понимании власть ответственна за общество в целом и за каждого человека по отдельности. При таком представлении гражданский долг есть всего-навсего долг подданного по отношению к власти. Этот долг, в первую очередь, заключается в проявлении лояльности, что в настоящее время с большим рвением демонстрируют, например, «турецкоподданные».

Воинский долг

Трудно сказать, как сейчас, а раньше в любом военкомате висел плакат: «Защита Отечества – священный долг каждого советского гражданина!» И с этим нельзя не согласиться. Если враг напал на твою Родину, то это – справедливая война, и тогда: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Но если армия, выполняя преступный приказ, неспровоцированно вторгается на чужую территорию, то это уже не защита Отечества, это – Иностранный легион, а солдат – просто наемник, на которого не распространяются никакие военные конвенции. Здесь уместно привести малоизвестные строки Леонида Филатова о долге перед Родиной в мирное время:

Пред Родиной, конечно, неудобно…

Долги, конечно, надо отдавать…

Но почему она – в уплату долга –

С вас требует кого-то убивать?

Следовательно, есть определенное противоречие между воинским долгом и гражданской совестью. Воинский долг предполагает безусловное выполнение приказов, даже если они являются преступными. В качестве примера можно вспомнить войну в Афганистане, которую оправдывали «выполнением интернационального долга», придуманного продажными и лживыми пропагандистами. Ради чего погибли и были ранены десятки тысяч советских солдат? Эту преступную войну Советский Союз безуспешно вел в течение почти 10 лет и, в конце концов, поджав хвост, вывел свои войска из непокорившейся страны.

Профессиональный долг

У любого специалиста есть присущий его специальности профессиональный долг. Следует отметить, что профессиональный и служебный долг – это не одно и то же. Служебный долг – это нечто совершенно конкретное, присущее не профессии, а данному рабочему месту. При этом общим для всех профессий является то, что любой специалист должен добросовестно выполнять порученную ему работу. Вот лишь несколько частных примеров.

Профессиональный долг врача заключается в неразглашении врачебной тайны и в соблюдении клятвы Гиппократа или еще проще – в формуле «не навреди». Следует упомянуть, что современная медицинская этика допускает действия, принципиально несовместимые с клятвой Гиппократа, в частности, эвтаназию и аборты.

Профессиональный долг журналиста, как гласит соответствующая хартия, заключается в том, чтобы гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. В этой простой и, казалось бы, однозначной формуле содержатся необъятные возможности для манипулирования информацией. Все события, происходящие на данном отрезке времени, отобразить невозможно, поэтому журналист выбирает те, которые ему представляются самыми важными. При этом он может «нечаянно упустить» то, что произошло в Кёльне и в ряде других городов Германии в предновогоднюю ночь 2015 года. Как известно, эти события только на второй, а то и на третий день попали на страницы газет и на экраны телевизоров. А еще можно одни события обобщить, а другие, наоборот, представить как несущественные частности. Следовательно, при выполнении профессионального долга у журналистов есть большой простор для «творчества». Поэтому их нередко называют представителями «второй древнейшей профессии».

Профессиональный долг судьи заключается в том, чтобы быть абсолютно беспристрастным и выносить решение на основании действующих законов. Недаром богиня правосудия Фемида изображается с повязкой на глазах, что символизирует ее беспристрастность. Казалось бы, чего проще: вот закон – следи в оба за его выполнением и чувствуй себя третьей властью. Однако жизнь гораздо сложнее любой схемы. Во-первых, нельзя игнорировать мнение руководства, от которого в большой степени зависит карьера судьи. Во-вторых, в ход идут деньги, порой очень большие деньги, а судья – тоже человек. Ну, а в-третьих, зачастую закон прописан так нечетко, что допускает существенные разночтения. Следовательно, требовать от судьи идеального исполнения профессионального долга – утопия.

Семейный долг

Вступая в брак, каждый человек добровольно берет на себя обязанность выполнять семейный долг. Этот долг предполагает в радости и в горе взаимную заботу супругов друг о друге, о детях и обо всех остальных членах семьи. Семейный долг – комплексное понятие. Одной из его важнейших составляющих является родительский долг, который заключается в воспитании ребенка и подготовке его к взрослой жизни. Некоторые родители ошибочно полагают, что, обеспечив ребенка материально, они выполнили свой родительский долг. Существует ли долг ребенка перед родителями? В этом вопросе психологи и социологи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что, заботясь о своих детях, взрослый человек косвенно исполняет свой долг и перед родителями путем продолжения их рода. Однако забота о родителях, бабушках и дедушках – это, в первую очередь, признак нравственного и духовного развития индивидуума. Каждый человек хочет быть уверен в том, что любой член его семьи всегда готов оказать ему необходимую помощь и заботу.

Долг признательности у японцев

Всё, в том числе и чувство долга, хорошо в меру. Интересное и я бы сказал необычное отношение к долгу признательности или, что то же самое, к долгу благодарности существует у японцев. Это отношение очень красочно описано в книге Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры». Японцы считают, что любая услуга требует взаимности и должна быть как-то вознаграждена. Поэтому они стараются избегать одолжений со стороны чужих людей. Стремление избегать случайных услуг или оказывать их производит ложное впечатление, что японцы – люди черствые и неотзывчивые. Сделать что-либо для незнакомца без его просьбы – значит поставить его в положение морального должника, то есть воспользоваться его затруднением в свою пользу. К такому абсурдному парадоксу приводит японское понятие о долге признательности.

Долг перед самим собой

Долг человека перед самим собой состоит в том, чтобы жить по совести, использовать свои таланты, реализовать свои способности и, не в последнюю очередь, заботиться о своем здоровье. Этот долг мы нарушаем чаще всего. Как известно, ничто так не укрепляет чувство долга, как невозможность уклониться от его исполнения. А в данном случае такая возможность имеется, потому что обязывающее «Я» и обязываемое «Я» совмещаются в одном лице. Каждый человек «без напряга» найдет уважительные причины, чтобы нарушить долг перед собой.

А в заключение хочу привести слова неизвестного моралиста: «Человека можно считать счастливым, если он делает то, что хочет, а хочет то, что должен».

Григорий Калихман (Дортмунд)

| №11 (242) 2021г. | Прочтено: 379

| Автор: Калихман Г. |

Афоризмы

  1. «Не полюбивши долга, нельзя его исполнить». Русский писатель и литературный критик И.А. Гончаров считал, что человеку необходимо полюбить свой долг, иначе он не сможет его исполнить.
  2. «Быть верным долгу в несчастье – великое дело». Древнегреческий философ Демокрит говорил о том, что человек должен всегда оставаться верным своему долгу. Даже в несчастье необходимо помнить о своём предназначении.
  3. «Не из страха, а из чувства долга нужно удерживаться от плохих поступков». Древнегреческий философ Демокрит считал, что человек должен избегать плохих поступков из-за чувства долга, а не страха. Только тогда он будет идти по верному пути.
  4. «Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой». Основатель немецкой классической философии И. Кант говорил о том, что долг возвышает человека, делает его лучше даже в собственных глазах.
  5. «Благородный муж знает долг, а низкий человек знает выгоду». Древнекитайский мыслитель Конфуций уже много столетий назад говорил о том, что чувство долга свойственно благородным людям, а личная выгода интересует только тех, у кого бедная душа.
  6. «Долг каждого – любить Родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценой собственной жизни». Франко-швейцарский философ и мыслитель Жан-Жак Руссо считал, что каждый гражданин обязан любить свою Родину и оставаться верным ей до последнего вздоха. В этом заключается главный долг человека, по его мнению.
  7. «Исполнение долга: вот о чём следует заботиться человеку». И.С. Тургенев считал, что людей беспокоит слишком много ненужного, поэтому говорил о том, что действительно имеет значение.
  8. «Просто удивительно, какая целеустремлённость, отвага и сила воли пробуждаются от уверенности в том, что мы исполняем свой долг». Всемирно известный поэт и историк Вальтер Скотт говорил о том, что людям важно осознавать то, что они исполняют свой долг. Тогда у них появляется уверенность в собственной значимости и сила воли для необходимых свершений.
  9. «Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание – есть долг». Древнекитайский мыслитель Конфуций призывал людей обдумывать свои обещания, потому что любое обещание обязывает того, кто его дал к ответственности за свои слова. Человек, дав обещание, обязательно должен его выполнить.
  10. «Долг – это то, чего мы требуем от других и не делаем сами». Английский писатель Оскар Уайльд говорил о том, что людям свойственно требовать от других того, чего сами они не делают. Это, по его мнению, и называется долгом.

Проблема

Значение памяти для конкретного человека и всего человечества в целом.

Отношение автора к проблеме

Память – это широкое и жизненно важное понятие. Она бывает разной: о прошлом своей Родины, о прошлом своего народа, о близких людях, о любви, дружбе и счастье и о другом. Уважительное отношение человека к своей истории формирует историческую память. А помнить историю необходимо для того, чтобы не совершать ошибок прошлого. Опираясь на знания, приобретённые нашими предками, мы можем создать более совершенный мир. Наше будущее в наших руках.

Аргументы

  1. Память – это свойство человека сохранять прошлое.
  2. Память стремиться сохранить самое ценное и важное для человека.
  3. Память – это опыт, на основе которого проходит наша жизнь.
  4. История – это память в масштабах всего человечества.
  5. Настоящее – это результат событий прошлого, поэтому их нужно знать и помнить.
  6. Каждый человек бережно хранит воспоминания о тех моментах, когда ему было хорошо.
  7. Память позволяет не повторять былых ошибок.
  8. Память – это основа любой культуры.
  9. Память имеет весомое значение для становления человека и его духовного развития.
  10.  Память является показателем нравственности человека.

Эпитеты к слову «память»

Бессмертная, вечная, бесподобная, лёгкая, странная, прекрасная, редкая, превосходная, временная, собственная, общая, минутная, детская, непонятная, неожиданная, удивительная, немалая, невероятная, настоящая, душевная, женская, мужская, нынешняя, подобная, полнейшая, невообразимая, небывалая, подлинная, истинная, человеческая, приятная, долгая, изумительная, феноменальная, зрительная, фотографическая, развитая, долговременная, наследственная, подсознательная, отменная, родовая, образная, коллективная, великолепная, превосходная, людская, здравая, отличная, визуальная, долгосрочная, историческая, исключительная, потрясающая, поразительная, неплохая, печальная, эмоциональная, духовная, душевная, замечательная, добрая, редкостная, бесподобная, недурственная, колоссальная, старая, детская, мучительная, болезненная, страшная, жуткая, ужасная, дикая, убийственная, исступленная, отчаянная, обречённая, невольная, тревожная, тупая, короткая, недобрая, плохая, ошибочная, скудная, странная, бедная, печальная, грустная, неумолимая, страшная, губительная, жестокая, дырявая, девичья, куриная, незавидная, никудышная, отвратительная, яростная, тёмная.

Синонимы к слову «память»

Воспоминание, прошлое, отголосок, сознание, подсознание, мозг, мышление, отражение, предыдущее, прошедшее.

Примеры из художественной литературы

  1. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

В рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» тема памяти является основной. Это становится понятно из самого названия, потому что фотография является средством сохранения памяти, она олицетворяет прошлое, которое уже не вернуть. Особенно в те времена, когда фотографирование было очень редким занятием. Для жителей глухой деревни Овсянка – это было исключительным событием. Селяне уважительно относились к профессии фотографа, долго решали, у кого он остановится, как лучше его принять. День фотографирования для школьников был праздником, они ждали его с нетерпением, заранее подготавливаясь к торжественному событию. Спор за лучшее место на фотографии доходил до драки.

Зная все эти нюансы, становится понятно, как сильно страдал Витя из-за того, что не смог прийти в этот день в школу. У него случился приступ ревматизма, именно больные ноги стали причиной, по которой он не смог пойти в школу в знаменательный день. Бабушка всю ночь провела у постели внука, жалея его всем сердцем.

Поступок друга Вити обретает особую ценность, ведь он пожертвовал таким удовольствием ради близкого человека. Именно поэтому фотография принесённая учителем значила намного больше, чем просто кусок бумаги с изображением класса мальчика. Это память о былом времени, сложном, но таком счастливом и интересном. Для главного героя совершенно не важно, что на фото нет его самого, ведь там запечатлено намного больше, чем просто лица людей.

  1. Д.С. Лихачёв «Письма к молодым читателям».

Д.С. Лихачёв посвятил данную статью теме памяти. Он пишет о том, что память – это одно из самых важных свойств всех форм бытия. Он приводит в пример лист бумаги, на котором останутся складки после того, как скомкаешь его. Выходит, что даже бумага обладает памятью.

Памятью обладают растения, камни, стекло, древесина. Сложнейшей формой родовой памяти обладают птицы. Именно благодаря ей новые поколения могут совершать перелёты в нужное место. По мнению Лихачёва, память – это не механический процесс, а творческий. Запоминается только то, что необходимо. Таким образом, накапливается добрый опыт, создаётся традиция. Память всегда противостоит безграничной силе времени и это её свойство имеет особое значение. Из-за неё стираются временные рамки, выделяющие прошлое, настоящее и будущее, потому что прошлое входит в настоящее, а будущее можно предугадать настоящим. Память способна преодолеть прошлое и даже смерть. И в этом заключается её нравственное значение. По мнению профессора: «Беспамятный — это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки». Эта беспамятность ложится в основу нехороших поступков, ведь человек думает, что о них все позабудут, подобно ему самому. Безответственность появляется тогда, когда исчезает сознание того, что ничто не проходит бесследно. Кроме того, без памяти нет совести, потому что совесть – это память с нравственной оценкой происходящих событий и, если совершённое не запомнилось, то и оценить его невозможно.

Память – это основа нравственности, поэзии, культуры. Сохранение памяти – это долг человека перед самим собой и будущими поколениями. В памяти заключается истинное богатство, только у тех, кто помнит прошлое – есть будущее.  

  1. Лирика В.А. Жуковского.

Одной из главных тем, пронизывающих всё творчество В.А. Жуковского, является тема памяти. Большую часть занимает память о Великой Отечественной войне. Поэт принимал участие в войне, находясь в рядах народного ополчения. Ярким примером памяти о тех годах является поэма «Певец во стане русских воинов». В начале произведения Жуковский вспоминает о дедах, память о которых вдохновляет солдат на подвиги. Здесь звучат имена Святослава, Дмитрий Донского, Петра I, Суворова. Автор прославляет славных защитников Отечества и призывает их любить свою Родину и защищать её до последнего вздоха во имя памяти о своих предках.

Кроме храбрых воинов, Жуковский вспоминает и тех, кто воспевал доблесть русского народа: знаменитого Бояна, поведавшего «Слово о полку Игореве», о Ломоносове, говорившего о Петре I, о Державине и других известных писателях и мыслителях.

После сражений, очевидцем которых был В.А. Жуковский, создавался целый ряд стихотворений, например, посвящённое великому полководцу Кутузову, под названием «Вождю победителей». В нём описывает позорное бегство наполеоновской армии, испугавшейся мощи русских солдат.

Военно-патриотическое направление в творчестве Жуковского является наиболее глубоким и значительным с идейно-художественной точки зрения.

Тема памяти связаны у поэта не только с военными буднями, а и с дружбой, чувствами, любовью. Одна часть стихотворений посвящено рано ушедшим из жизни друзьям, другая – М. Протасовой, которую Василий Андреевич горячо любил, но так и не смог заполучить разрешение на брак с ней. Он долго и мучительно переживал разлуку с возлюбленной, и эти чувства нашли отражение в его лирике. Память о сильной любви осталась глубоко в сердце Жуковского, он сохранил её там до конца своих дней.

В последние годы жизни поэт снова возвращается к народной теме, он мечтает создать литературу, которая учла бы интересы всех слоёв общества и возрастов. В это время Жуковский много пишет и переводит для детской аудитории. Он понимает, что дети – это будущее его страны, именно в их руках находится завтрашний день, который может сделать жизнь поэта лучше или хуже.

Тема памяти проходит через всё творчество Василия Андреевича и до сих пор сохранила свою актуальность, благодаря высокой нравственности и приоритетности.

Примеры из жизни

  1. У одной из самых талантливых и известных поэтесс Серебряного века А.А. Ахматовой была очень сложная и трагическая судьба. На глазах этой сильной женщины произошло две революции и две мировые войны. Всё началось в 1921 году, когда расстреляли её первого мужа Николая Гумилёва. Именно он ввёл Ахматову в мир поэзии, сделав её тем, кем она является. С этих пор для поэтессы начались трудные времена, она находилась под пристальным вниманием НКВД, её не печатали. Стихотворения того времени носили клеймо «провокационных», «антикоммунистических» и «упаднических». Основным мотивом нового периода её творчества являются переживания за близких людей, прежде всего, за сына Лёвушку. Его приговорили к пяти годам исправительных лагерей, в этом же году развалился брак Анна Андреевны и её второго мужа. Всё свободное время Ахматова простаивала в тюремных очередях, чтобы отдать передачку сыну. Память об этих ужасных временах нашла отражение в поэме «Реквием». Ради спасения Лёвушки, Анна Андреева наступает на горло собственным принципам и издаёт сборник «Из шести книг», где собраны правильные, прошедшие цензуру стихотворения. Ей удалось добиться освобождения сына, но через несколько лет его арестовали снова и теперь уже на 10 лет. По истечению срока отбывания наказания, он перестал общаться с матерью, считая, что она предпочла творчество любви к своему ребёнку. Просвету в жизни Ахматовой не суждено было появиться, до конца жизни поэтессу преследовали неудачи и трудности, отразившиеся в её стихотворениях. Свой долг поэта Анна Андреевна исполнила сполна, она воспела и увековечила страдания тысяч русских женщин, которые стали жертвами беспощадного террора, отнявшего у них мужей и сыновей.
  2. В нашей семье есть праздники, которые имеют для нас особое значение. Одним из самых важных является День Победы, потому что он несёт в себе память наших предков. Моя прабабушка рассказывала, как это было в далёкий 1945 год. Шёл пятый год войны, люди уже настолько устали, что их не волновало, какое было число, месяц, год. День тянулся за днём, месяц за месяцем и ничего не менялось. В деревне прабабушки не было радио, поэтому новости они узнавали друг от друга. И вот, когда она, как всегда, занималась простыми домашними делами, на улице начался какой-то нарастающий шум и галдёж. Выйдя за калитку, прабабушка увидела, как люди обнимаются, плачут и танцуют прямо посреди дороги. Происходящее не просто удивляло, а даже в какой-то степени пугало. И тут, стали слышны выкрики «Победа! Победа». В заветные слова было страшно поверить, но слёзы сами наворачивались на глаза. Только услышав весть о победе, от деревенской медсестры, которая пользовалась уважением и почётом у местных жителей, прабабушка наконец поверила и кинулась в дом, обрадовать больную мать и сестёр. Она всегда вспоминала этот день с искренней улыбкой на губах, говорила, что не помнит, когда ещё чувство счастья охватывало её так сильно. Спустя годы родился мой папа, и ему с детства привили традицию праздновать День Победы. В этот день вспоминали погибших на фронте родных, рассказывали военные истории, слушали солдатские песни. Прошло уже с тех пор более сорока лет, а традиция в нашей семье осталась прежней. Вот только прабабушки уже нет в живых, но память о ней и о победе в войне навсегда останется в наших сердцах, вызывая грусть и улыбку одновременно.

Народная мудрость

  1. «Доброму человеку – добрая память». В данной пословице говорится, что доброму человеку везде почёт. В памяти о таких людях остаются только добрые воспоминания.
  2. «Кто старое помянет, тому глаз вон». В этой пословице говорится о том, что прошлое должно оставаться в прошлом. Нет смысла вспоминать о том, чего уже не изменить.
  3. «По старой памяти, что по грамоте». Смысл данной пословицы заключается в том, что человек, научившись чему-нибудь однажды, запомнит это на всю свою жизнь.
  4. «Без памяти разум туп». Наши предки знали о том, что человеческий разум ничего собой не представляет без памяти.
  5. «Благо плывучи, помни бурю». В этой пословице говорится о том, что всегда нужно помнить о былых невзгодах ради того, чтобы избежать их в будущем.
  6. «Память в теле, мысль во лбу, а желание в сердце». В этой пословице говорится о том, что память, мысли и желания составляют основу всего человеческого естества.
  7. «Тому тяжело, кто помнит зло». Наши мудрые предки говорили о том, что людям, которые помнят только зло, тяжело живётся. Дурные мысли каждый день съедают их изнутри, не оставляя ничего хорошего.
  8. «Чего не воротить, про то лучше забыть». В данной пословице говорится о том, что нет смысла переживать из-за того, чего уже не вернуть. Прошлое должно оставаться в прошлом.
  9. «Не поминай лихом, а добром как хочешь». Смысл данной пословицы заключается в том, что помнить нужно только хорошее. Плохое следует забывать.
  10.  «Кто кому надобен, тот тому и памятен». В этой пословице идёт речь о человеческой корысти. Люди всегда помнят о том, что им необходимо.