В детстве раньше чем испугаться людей сочинение егэ горький

Отношение автора к проблеме

Чувство страха присуще каждому человеку, только одни люди могут его контролировать, а другие – нет. Страх дан человеку природой и лежит в основе инстинкта самосохранения. Особенность страха заключается в том, что он может передаваться от одного человека к другому. Ярким примером этого является паника, которая приносит один вред. Преодолевая свои страхи, мы становимся сильнее и свободнее.

  • Аргументы
  1. Чтобы избавиться от навязчивого чувства страха, необходимо понять его причину.
  2. Другое название первичного страха – инстинкт самосохранения.
  3. Страх – лучший инструмент для управления массами.
  4. Страх помогает не совершать необдуманных поступков.
  5. Страх – это естественное явление.
  6. Каждый человек чего-нибудь боится в своей жизни.
  7. С излишним страхом необходимо бороться.
  8. Чрезмерный страх мешает человеку жить и развиваться.
  9. Осмысленный и контролируемый страх используется в воспитании и профилактике правонарушений.
  10. Главное оружие против страха – наш разум.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Первый снег Пластова (4 класс)
    Аркадий Александрович Пластов – один из самых известных советских художников. Родом он из деревенской глубинке, где живут совершенно обычные люди.
  • Сочинение-описание по картине Заросший пруд Поленова (3, 5, 8 класс)
    Картина В. Д. Поленова «Заросший пруд» стала одним из завершающих творческих работ деятельности художника. В ней сосредоточилась мудрость, величие и талант этого человека. Изображенный пейзаж кажется загадочным
  • Нет уз святее товарищества — сочинение (11 класс)
    Настоящая дружба и товарищество — это дружба, которая стоит за всех. Товарищество — это способность понимать и переживать радость и горе своего самого близкого человека. Этот навык настолько «настроен»

Эпитеты к слову «страх»

Беспрестанный, вечный, внезапный, давний, давнишний, долгий, застарелый, изначальный, неизбывный, непрестанный, постоянный, продолжительный, безжалостный, безотчетный, безумный, бесплодный, беспокойный, беспощадный, беспредметный, беспричинный, бессмысленный, бессознательный, благоговейный, божий, болезненный, внутренний, гадкий, гибельный, глубокий, глухой, гнетущий, детский, дикий, животный, жуткий, звериный, зловещий, инстинктивный, искренний, леденящий, ледяной, липкий, ложный, лютый, малодушный, мальчишеский, мелкий, мелочный, мистический, могучий, мутный, мучительный, наивный, напрасный, небывалый, невольный, невыразимый, неизъяснимый, немалый, необъяснимый, неодолимый, неописуемый, неопределенный, неотвязный, неотступный, неподдельный, непомерный, непонятный, непередаваемый, неосознанный, непреоборимый, непреодолимый, неприятный, непростительный, нестерпимый, нечеловеческий, низкий, ноющий, огромный, ознобный, опустошающий, органический, отвратительный, отчаянный, панический, повальный, подкожный, подсознательный, позорный, постыдный, призрачный, простительный, пустой, рабский, сверхъестественный, священный, сильный, смертельный, смертный, смутный, суеверный, таинственный, тайный, темный, томительный, тоскливый, тошнотворный, тревожный, тупой, тяжелый, угрюмый, ужасный, унизительный, физический, холодный, холодящий, цепенящий, чрезмерный, чудовищный.

Примеры из художественной литературы

  1. Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Главный герой романа Дориан Грей был обычным красивым юношей до появления портрета, который начал стареть вместо него самого. После этого в его сердце поселился страх, что кто-нибудь узнает эту тайну. Дориан не хотел, чтобы кто-нибудь узнал его истинное лицо. Он оставался молодым и красивым, а все его низкие поступки откладывали отпечаток на душе, делая её всё уродливее и ужаснее. Только портрет отображал истинную сущность главного героя.

Впервые Дориана поразили изменения, произошедшие на холсте после смерти Сибиллы Вейн: его взгляд стал презрительным, а черты лица более жёсткими, из его облика исчезла былая чистота и невинность. Любовь к Грею заменяла Сибилле всё, а его чувства остыли после осознания несовершенства возлюбленной и он с лёгкостью бросил её, не оставив девушке другого выхода, кроме смерти.

Шли года, менялось всё вокруг, кроме самого Дориана. За четверть века он ни капли не постарел, оставаясь всё тем же красивым юношей, которым был в начале романа. Портрет же наоборот очень изменился, на изображении уже было не узнать главного героя. Все его поступки, мысли и пороки наложили неизгладимый отпечаток на нарисованное лицо и теперь вместо очаровательного молодого человека с холста глядел дряхлый старик с алчным взглядом и омерзительной ухмылкой. Сам Дориан не желал замечать изменений из-за своей самовлюблённости и тщеславия. Он боялся, что постареет и тогда лишится смысла своей жизни, который заключался в красоте и молодости. Этот страх перед смертью и обществом сделал существование Дориана мучительным, и в итоге, не выдержав, он пронзил портрет ножом, убив тем самым самого себя.

Главная идея романа заключается в том, что главный страх в жизни человека заключается в правде, которую он боится осознавать. Люди могут обманывать кого-угодно, но только не самих себя.

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

М.А. Булгаков поднимает в романе «Мастер и Маргарита» целый ряд вопросов, среди которых находится тема человеческих пороков. Речами Га-Ноцри утверждается идея о том, что одним из главных пороков человека является трусость. Воланд показывает, что ничто не способно изменить человеческую природу: иуды, предатели и доносчики существуют во все времена. А в основе предательства лежит именно трусость, порождённая страхом.

Тема трусости прослеживается на протяжении всего романа. Самого Мастера нельзя назвать смелым человеком, он не смог стоять до конца за свою идею. Отказ от собственной рукописи означал трусость, которая позволила ему себя сломать. Мастер оказался противоположностью Иешуа, оставшегося при своём мнении до последнего вздоха. У него не было подобной силы духа.

Жертвой собственной трусости оказался и Понтий Пилат. Перед ним стоял выбор: прислушаться к своему сердцу или поступить, как положено, спасти невиновного Иешуа или казнить его, сохранив репутацию и спокойствие в городе. Страх перед первосвященником оказался сильнее собственных понятий и силы воли, поэтому Га-Ноцри приговаривается к несправедливой смерти из-за малодушия прокуратора Иудеи. После казни Понтий Пилат так и не смог обрести душевного покоя и мучился угрызениями совести до последнего вздоха.

Главная героиня Маргарита, хоть и была слабой женщиной, оказалась гораздо сильнее своего возлюбленного и великого Игемона. Во имя своей любви и веры в Мастера она способна преодолеть все страхи и справиться с любыми испытаниями. Она бесстрашно борется за свою любовь до самого конца.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Одной из основных проблем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является проблема смелости и трусости. Главный герой Пётр Гринёв – это честный, искренний и мужественный человек, для которого честь и преданность стоят превыше всего. Он совершил немало отважных, самоотверженных поступков, которые характеризуют его как храброго и благородного мужчину. Он не побоялся вызвать на дуэль обидчика своей возлюбленной, считая своим долгом защитить её честь. Бесстрашно сражался при обороне крепости, не побоялся отказать Пугачёву в присяге, зная, что за это ему грозит мучительная смерть. Гринёву даже мысль о предательстве была противна, за эту храбрость и зауважал его вражеский предводитель, даровав помилование.

Противоположностью главного героя в повести выступает Алексей Иванович Швабрин, который проявил своё малодушие ещё на дуэли с Петром Гринёвым, ранив его в спину, когда тот отвернулся. Страх и трусость стали причиной такого подлого поступка, опасаясь за собственную жизнь Швабрин оказался способен на удар исподтишка. Но больше всего испугался Алексей Иванович, когда Пугачёв захватил Белогорскую крепость. Боясь быть казнённым, Швабрин, не задумываясь, перешёл на сторону своего врага. У трусливого человека нет чести и достоинства, он способен на предательство ради собственной выгоды.

А.С. Пушкин хотел донести до читателей, что лишь смелость способна освободить человека от гнетущего чувства страха, наполняя душу верой в себя. Трусость же лишает человека силы духа и заставляет совершать недостойные поступки.

Примеры из жизни

  1. Крушение парохода «Титаник» – это одна из самых ужасных и масштабных трагедий в истории человечества. За два часа погибло около 1500 человек, причём причиной гибели большинства послужила паника и неумелое обращение экипажа. Команда корабля заметила айсберг всего за одну минуту до столкновения. На борту были проинформированы о возможной опасности, за день до катастрофы 7 раз сообщили о дрейфующих айсбергах по их маршруту. Несмотря на это лайнер плыл на полной скорости, именно поэтому не смог увернуться от столкновения. Айсберг врезался в боковую часть корабля. «Титаник» получил шесть пробоин в носовой части, куда сразу же хлынула вода. После обследования повреждений, капитан корабля отдал распоряжение будить экипаж, и готовить шлюпки. Сигнал СОС был отправлен сразу же, но ближайший корабль смог приплыть лишь через 4 часа. Только через час после аварии на воду была спущена первая шлюпка. Было принято решение спасать в первую очередь женщин и детей, так как спасательных средств не хватало. По мнению создателей «Титаника» слишком много места занимало бы необходимое количество шлюпок на корабле. Из-за неопытности экипажа первые шлюпки отправлялись наполовину пустыми. В это время нос корабля уже начал уходить под воду, так как передние отсеки полностью заполнились водой. «Титаник» тонул с сумасшедшей скоростью, на борту началась паника. Офицерам были выданы револьверы, угрожая которыми удалось несколько раз остановиться обезумевшую толпу. Люди кидались за борт, выкидывали из шлюпок других людей, мужчины бежали вперёд женщин, занимая их места в спасительных лодках. Страх затмил разум большинства людей, поэтому необходимо было принимать жестокие меры для наведения порядка. Спустившиеся на воду шлюпки сразу же отплывали от корабля, чтобы не быть затянутыми в водоворот, который должен был образоваться после его затопления. Полупустые лодки могли бы спасти жизни ещё нескольких сотен человек, но вернулись только две и подобрали спустя столько времени лишь небольшую группу выживших. После крушения лайнера были введены общепринятые правила навигации в опасных водах и строгие требования к средствам и мерам проведения спасения.
  2. Каждый человек чего-нибудь боится, но есть такие люди, у которых не одна фобия. К их числу принадлежал один из крупнейших поэтов 20 века В.В. Маяковский. Прежде всего, Владимир Владимирович страдал мизофобией – это навязчивое чувство страха загрязнения или заражения. Поэт настолько боялся подхватить какую-либо инфекцию, что никогда не брался голыми руками за дверную ручку. Для этого он использовал носовой платок или бумажку. Маяковский всегда носил с собой мыло и стакан воды, для того чтобы мыть руки после каждого рукопожатия, а стригся в парикмахерской только после полнейшей дезинфекции под его контролем. Настолько нездоровая склонность к чистоте у поэта образовалась не просто так: его отец умер от заражения крови, уколов палец обыкновенной иголкой, скрепляя бумаги. Панический страх был настолько сильным, что часто приводил Владимира Владимировича к судорогам. Кроме микробов, поэт боялся обыденности. Нежелание быть таким, как все развило в нём настоящую фобию. Маяковский одевался по необычной моде, ездил на единственном в стране Рено, даже семейная жизнь поэта была полна оригинальности. Он стремился проявить индивидуальность во всех сферах: в творчестве, увлечениях и любви. Другим терзающим страхом Маяковского было одиночество. Он не мог оставаться одним, поэту необходимо было всегда находиться в центре внимания. Именно, находясь в одиночестве, он покончил с собой.

Что такое акрофобия?

Страх высоты знаком по крайней мере одному человеку из двадцати. У большинства людей он выражается в легкой форме, например, в боязни катания на колесе обозрения, нахождения у края скалы, лыжного склона. Но есть и экстремальная форма этой фобии, когда люди ненавидят аттракционы, не желают ездить в горы, наотрез отказываются подниматься вверх по лестнице, эскалатору, двигаться по мосту, заходить в многоэтажку и летать в самолете. В это время они чувствуют, что на карту поставлено само их существование.

Эксперты считают, что акрофобия заложена в нас с рождения, чтобы обеспечить выживание, поэтому большинство боится падения с высоты на уровне инстинктов. Среди симптомов боязни выделяют следующие:

  • физические: головокружение, чрезмерное потоотделение, мышечное напряжение, тремор, учащенное сердцебиение, спазм в желудке, тошнота и головная боль;
  • психологические: паника, беспокойство, страх и мысли о смерти.

При сильно выраженном синдроме эти симптомы могут возникнуть, даже когда человек попытается встать на стул.

Народная мудрость

  1. «У страха глаза велики». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку, находящемуся в состоянии испуга, свойственно преувеличивать опасность или находить её там, где её нет. Эта народная мудрость употребляется в тех случаях, когда опасность на самом деле не такая значительная, как кажется.
  2. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице говорится что, если человек боится трудностей или опасностей ему не стоит даже браться за какое-либо дело.
  3. «Страхов много, а жизнь одна». Наши мудрые предки говорили о том, что человеку необходимо справляться с собственными страхами, которые мешают ему жить.
  4. «Душа в пятки ушла». Так говорят про слишком напуганного человека.
  5. «Сердце соколье, а смелость воронья». Смысл данной пословицы заключается в том, что смелость по наследству не передаётся. Её нужно обрести и сохранить самостоятельно.
  6. «Не так страшен чёрт, как его малюют». В этой пословице идёт речь о человеческой молве, которая оказывается страшнее реальности.
  7. «Страх ужаснее смерти». Наши мудрые предки говорили о том, что смерть ничто по сравнению с чувством страха.
  8. «Страх сам своей тени боится». В этой пословице идёт речь об остро развитом чувстве страха, которое может бояться собственной тени.
  9. «Страх силу отнимает». Наши предки говорили о том, что чувство страха лишает человека силы.
  10. «На всякую беду страха не наберёшься». Смысл этой пословицы заключается в том, что нужно жить и радоваться жизни, потому что предугадать будущее невозможно.

Справиться со страхом поможет «звонок другу»

Если совсем не дается диалог с самим собой и страх мешает ясно мыслить, представьте себе, что боитесь не вы, а ваш друг. Как бы вы стали его успокаивать? Какие приводить аргументы? Как бы вы опровергли его уничижительные суждения о самом себе? Его пессимизм?

Вы сами удивитесь своему красноречию и убедительности. Остается только вспомнить, что ваш друг — это вы сами.

Вот увидите, как только вы обдумаете пораженческие мысли и найдете в них изъяны, страх пойдет на убыль. Вы просто напомните себе, что экзамен по алгебре — это только экзамен по алгебре, а не проверка вашего права жить и назваться человеком, даже если от него зависит получение аттестата. У Пушкина, как известно, по алгебре была двойка.

Афоризмы

  1. «Страх – болезнь, расслабляющая душу, как расслабляет тело физический недуг». Английский писатель и публицист Даниель Дефо говорил, что страх действует на человеческую душу также губительно, как и болезнь на организм человека.
  2. «Смелость – это сопротивление страху, а не его отсутствие». Американский писатель Марк Твен считал, что человек проявляет истинную смелость тогда, когда пытается совладать со своим страхом. Полное отсутствие страхов означает не храбрость человека, а его глупость.
  3. «Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха». Основоположник экономической науки Адам Смит говорил о том, что человек в любых обстоятельствах должен сохранить своё самообладание.
  4. «Испуган – наполовину побеждён». Великий полководец А. Суворов считал, что страх – это главная причина поражения. Напуганные солдаты не могут достойно сражаться на поле боя, по его мнению.
  5. «Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя». Древнеримский оратор Цицерон считал, что в любви нет места для страха. Если один из влюблённых боится второго, значит чувства неискренние.
  6. «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз». Английский поэт и драматург У. Шекспир говорил о том, что трусливые люди переживают будущую смерть раз за разом, представляя различные варианты, а храбрый человек не думает об этом, поэтому умрёт всего лишь один раз, когда придёт его время.
  7. «Человек боится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх». Известный литературный критик В.Г. Белинский говорил о том, что человек испытывает чувство страха только перед неизведанным. Как только он познаёт что-либо – страх исчезает.
  8. «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего». Немецкий публицист и писатель Людвиг Бёрне считал трусливого человека опасным противником. Чувство страха толкает людей на самые подлые и гнусные поступки.
  9. «Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним». Древнеримский философ и поэт Луций Анней Сенека писал о том, что преступник всегда будет испытывать страх перед наказанием. Поэтому чувство страха расплаты и является наилучшей карой.
  10. «Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас и большую веру, и сильнейший страх». Римский император Гай Юлий Цезарь говорил, что непознанное не только зарождает в человеческой душе веру, но и приводит его в состояние сильнейшего страха перед неизвестностью.

Вариант 1

У каждого человека своё детство. Это особенная история, полная радостей и печалей, удивительных открытий и первых лишений, закаляющих наш характер. Человеческое мировоззрение формируется именно в эту пору и во многом зависит от окружающей ребёнка обстановки.

К примеру, детство главного героя романа В.Г. Распутина «Уроки французского» было очень трудным. Автор рассказывает, насколько суровой была жизнь после окончания Великой Отечественной войны. Везде царил голод и бедность, люди из последних сил пытались выжить и спасти своих детей. На долю мальчика выпало много лишений и страданий, но он не сдался, и пример посланной самой судьбой учительницы французского помог ему стать достойным человеком.

Семья главного героя жила очень плохо, у него не было отца, а матери с трудом удавалось прокормить троих детей. Однако, несмотря на трудности, она решилась отправить сына учиться в город. Так у него началась самостоятельная жизнь в одиннадцать лет. Мальчик голодал, потому что посылки из дома ему хватало всего на несколько дней, а из-за редкой болезни ему нужно было каждый день выпивать стакан молока, который стоил целый рубль. Узнав, что некоторые школьники играют на деньги, главный герой решился попробовать сыграть с ними. У него неплохо получалось, но получив необходимый рубль, он сразу же уходил. Мальчик понимал, что играть в «чику» нельзя, но другого способа найти деньги он не мог придумать.

Однажды о запретном развлечении своих учеников узнала учительница французского языка. Она оставила главного героя на серьёзный разговор и была крайне удивлена тем, что он тратит деньги на необходимое для лечения молоко, а не на разные глупости. После этого у Лидии Михайловны появилось чувство жалости по отношению к своему ученику. Она пыталась помочь ему, чем могла, и это касалось не только учёбы. Отзывчивая учительница пробовала накормить мальчика, дать ему денег. Но гордость не позволяла главному герою принять такую помощь. Тогда Лидия Михайловна нашла другой способ. Она стала играть с ним на деньги и специально поддавалась, проигрывая каждый раз определённую сумму, необходимую на продукты. В итоге эта история дошла до директора школы, и он уволил учительницу, но она так и не выдала истинных мотивов своего поступка, защитив таким способом честь ученика.

Лидия Михайловна оказала значимое влияние на формирование личности главного героя. Она научила его не только французскому языку, она преподала ему уроки доброты и человечности.      

Другим писателем, раскрывающим в своём произведении тему влияния детства на всю жизнь человека, является Л.Н. Толстой. Первая часть его трилогии «Детство. Отрочество. Юность» посвящена именно началу становления человеческой личности, которое происходит в ранние годы. Повествование ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, маленького мальчика, который рассказывает о своих поступках и о своём виденье жизни. Автор одним из первых в русской литературе показал детство глазами ребёнка.

Взросление мальчика изображается посредством его отношения к окружающим людям. Он любил и уважал отца, сочувствовал Карлу Ивановичу, переживал и испытывал угрызения совести, оскорбив Наталью Савишну. Оценивая собственное поведение, главный герой раскрывает свой сложный внутренний мир, ни в чём не уступающий взрослому. В этой главе Л.Н. Толстой писал, что детство — счастливейшая пора в жизни любого человека, и именно детские воспоминания «освежают, возвышают… душу и служат… источником лучших наслаждений». Писатель с сожалением вспоминал былую непосредственность и беззаботность, рассуждая о том, куда же это всё со временем исчезает, прихватив с собой веру в лучшее.

Таким образом, можно сделать вывод, что детство действительно оказывает значительное влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Оно закладывает основы нравственного сознания и формирует личность. Именно в детстве ребёнок проявляет свою индивидуальность и выбирает определённый путь, от которого напрямую зависит его будущее.

Вариант 2

Детство без сомнений влияет на всю дальнейшую жизнь человека. У многих оно ассоциируется с приятными воспоминаниями, играми, верой в чудо. Однако есть такие истории, которые заставляют сердце сжаться от жалости. Ведь некоторым детям не посчастливилось иметь беззаботное детство, окружённое лаской и заботой. Например, ребятам из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Валек и Маруся жили впроголодь, они не знали, что такое домашний уют и материнская любовь. Из-за постоянного недоедания и ужасных условий проживания Маруся стала плохо себя чувствовать, и эта болезнь оказалась неизлечимой. Васе было очень жаль новых друзей, он пытался всячески им помочь, даже принёс из дома куклу, которую подарила его мама перед своей смертью Соне. Однако его сопереживание и участие не смогло спасти невинную девочку, жестокий мир отобрал её жизнь.

Знакомство с Валеком и Марусей открыло главному герою другую сторону жизни. Ему казалось, что он был глубоко несчастен из-за недостаточного внимания отца, но судьба «детей подземелья» показала ему, что есть более страшные вещи. Его переживания оказались ничтожными по сравнению с голодом и смертельными болезнями. Общение с детьми Тыбурция научило Васю терпению и пониманию по отношению к близким людям. В результате он сблизился не только с отцом, но и со своей младшей сестрёнкой. А главное – смог сохранить в своём сердце человечность по отношению к окружающим.

Другим примером трудного детства, повлиявшего на судьбу человека, является автобиографическая повесть М. Горького «Детство». Главный герой жил в полноценной семье, но внезапно его отец умер. С этого момента жизнь маленького Алёши бесповоротно изменилась. Ему пришлось переехать в дом своего деда, где к воспитанию детей относились совсем иначе. Царившие здесь жестокие порядки подразумевали порку за малейшую провинность, эта участь постигла и главного героя.

Здесь Алёша понял, что рассчитывать в жизни можно только на себя самого. Мама ушла, бабушка любила его, но не могла защитить, а дед относился враждебно ко всем своим близким. Многочисленные внуки были для него всего лишь лишними ртами, которые надо кормить. Усугубило ситуацию разорение, постигшее семью Кашириных. Алёше пришлось собирать ветошь, воровать дрова. Из-за этого у него не было друзей, а одноклассники пытались побить его при любой возможности. Такое существование трудно назвать детством, но и оно закончилось слишком рано. После смерти матери мальчика, дед Каширин заявил, что не намерен более содержать своего внука и ему пора «идти в люди». Несмотря на все трудности, Алёша не сломался, он смог стать настоящим человеком и сохранить в своей душе лучшие качества.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что детство оказывает решающее влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Именно в эти годы формируется характер, закладываются нравственные ценности, и образуется картина виденья мира. Для того чтобы понять человека лучше, необходимо узнать о его детстве.