В гаршин война решительно не дает мне покоя егэ

В гаршин война решительно не дает мне покоя егэ

Проблема

Что такое совесть? У всех ли людей она есть?

Отношение автора к проблеме

Совесть – это чувство, которое позволяет человеку разделять добро и зло, определять хорошо тот поступает или плохо.

Аргументы

  1. Совесть  можно сравнить с внутренним цензором, помощником, который следит за  нашими поступками и оценивает их с точки зрения морали и нравственности.
  2. Совесть мучает тех, кто обидел кого-то, соврал, нагрубил, смалодушничал.
  3. Совесть не беспокоит человека в том случае, если тот не совершает плохих поступков.
  4. Есть люди, которые не знают, что такое муки совести.
  5. Спящая совесть обеспечивает спокойную жизнь.
  6. Совесть – внутренние часы, которые настроены показывать не светлое и темное время суток, а время хороших и плохих поступков.

Синонимы к слову совесть

Стыд, совестливость, застенчивость, робость, стыдливость, ответственность, вера, убеждение, убежденность, ручательство.

Эпитеты к слову совесть

Чистая, человеческая, чувствительная, профессиональная, собственная, спокойная, пробуждающая, гражданская, общественная, чуткая, живая, христианская, народная, последняя, уязвлённая, грязная, требовательная, дремлющая, элементарная, коллективная, воплощённая, удивительная, измученная, незапятнанная, обострённая, гибкая, литературная, виноватая, спящая.

Аргументы из художественной литературы

  1. Л.Н.Толстой «Детство».

Автобиографическая повесть Л.Н.Толстого рассказывает нам о детских годах главного героя произведения – Николеньки Иртеньева, о становлении личности маленького человека. Мальчик предстает перед читателями воспитанным, добрым, умным, вежливым, порядочным. Он не терпит фальши, жестокости, искренне любит свою семью, родителей. Одна из самых притягательных качеств Николеньки – совестливость. Несмотря на то, что мальчик еще совсем юный, он знает, что такое совесть и, когда поступает плохо, она начинает его мучить. Например, вспоминается сцена из произведения, когда Наталья Саввишна наказала Николеньку, отхлестав его испачканным им скатертью. «Как! Наталья Саввишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку!..» — негодует герой, но очень скоро ему становится стыдно за свое поведение перед доброй старушкой. За чувством стыда приходят муки и уколы совести. Мальчик расстраивается, что обидел Наталью Саввишну, и начинает плакать, а после того как у него добрая старушка попросила прощения, плачет еще сильнее, но уже от любви и стыда. А как мы уже знаем,  где стыд, там и совесть. Муки совести мучают Николеньку и тогда, когда он читает написанные для бабушки стихи, в которых он признавается ей, что «любит, как родную мать». Он знал, что это было неправдой, что он написал так из-за рифмы, и стыд и совесть вгоняют его в краску. Читаешь произведение и удивляешься: в маленьком сердце главного героя поместились, кажется, все добрые качества, поэтому у него можно многому научиться.

2. Н.В.Гоголь «Мертвые души».

Есть герои, чье сердце не ведает, что такое доброта, порядочность, честность, отвага и мужество. Кажется, при создании их образа автор растерял весь запас положительных качеств, поэтому пришлось довольствоваться только отрицательными. Или же будто заморозили все хорошее, что может быть в человеке. К таким героям, на мой взгляд, относится Павел Иванович Чичиков – герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». При первой встрече с Чичиковым  читатель не подозревает, что перед ним делец, аферист, эгоист, человек без чести и совести, настолько он умеет обаять всех своей галантностью и напускной вежливостью. Эти качества он использует, как воин оружие, для достижения своих целей. Больше всего в жизни он хочет материальных благ, достатка, поэтому стремится к цели, не считаясь ни с кем и ни с чем. Лишенный совести, он не знает, насколько тяжки ее муки, поэтому эгоистично и бессовестно поступает и с учителем: он входит в доверие к пожилому человеку, добивается его расположения, чтобы получить хороший аттестат. Молчит его совесть и тогда, когда герой поступает подло и низко со своим начальником и его дочерью. Чтобы получить повышение в должности, он обхаживает дочь начальника, намекает, что готов на ней жениться, породниться с ними. А когда начальник отдает должность ему, как будущему зять, то он неожиданно забывает о своих обещаниях. Страница за страницей мы все больше узнаем о герое, и те качества, которые мы определили при первом знакомстве с Чичиковым, исчезают, вместо них остаются хитрость, изворотливость, черствый, расчетливый эгоизм и отсутствие совести.

3. В.М.Шукшин «Чудик».

Произведения В.М.Шукшина читаются легко и быстро, так как его герои – особенные люди, чудики. Знакомиться с такими героями настолько  интересно, что иногда даже жалеешь, что человечество не изобрело никакой машины, которая бы переносила в пространстве и времени и давала возможность встречаться с персонажами, которые созданы писателями и поэтами. Таким героем является Василий Егорович Князев, которого все называют просто Чудик. Такое прозвище он получает из-за того, что всегда попадает в нелепые ситуации. Но именно эти ситуации обнажают все самые сокровенные душевные качества героя. Он добрый, открытый, любит деревню, деревенских жителей. Ему нравится жить на свежем воздухе. Чудик – человек щедрый, отзывчивый, совестливый. Когда он находит в магазине деньги, то не берет их себе, а оставляет продавщице, надеясь, что найдется настоящий хозяин, потерявший их. Но когда обнаружилось, что это были его деньги, то совесть не дала ему вернуться в магазин и признаться, что это он потерял пятьдесят рублей. Совесть начинает его мучить и тогда, когда у брата он разрисовал коляску, желая угодить своим родственникам. Он понимает, что брат с женой ругаются из-за него, и ему становится стыдно, что он внес в их дом раздор. Читая произведение, понимаешь, что чувство совести для героя  как внутренние часы, которые показывают не время дня и ночи, а время плохого и хорошего. Отключить, сломать или выбросить такие часы невозможно, можно только прислушиваться к ним и сверять с ними свои поступки.  

Аргументы из жизни

  1. Этот случай долго мучил мою память. Он произошел несколько десятков лет назад. У нашей соседки, бабы Поли, в саду был куст пионов. Каждый год они цвели на радость и хозяйке, и нам — соседям. Их аромат, кажется, доносился и до нашего дома и каждое утро будил меня. Я была тогда подростком.  День рождения моей подружки совпадал со временем цветения пионов, и я решила преподнести ей букет этих чудесных цветов. Эта заманчивая мысль пришла как-то неожиданно, и я тотчас отправилась к бабе Поле за букетом. Выслушав меня, она немного помолчала и сказала, что цветы красивы, пока они цветут в саду, а в вазе их красота завянет через несколько часов, поэтому посоветовала порадовать подругу каким-либо другим подарком. Другого подарка у меня не было, потому что я не позаботилась о нем заранее, надеясь на букет. Пока шла без настроения домой, в моей голове родился план: достать цветы любым способом. Каждый день в одно и то же время соседка уходила на луг доить козу. Я в это время пробралась в сад и нарвала шикарный букет. А чтобы баба Поля ни о чем не догадалась, сбросила на куст доску, которая была прислонена к амбару. На праздник я пошла огородами: боялась попасться кому-либо на глаза. Букет очень понравился не только подруге-имениннице, но и всем гостям. А баба Поля, конечно же, сразу догадалась, чьих рук это дело, но ничего не сказала, ничем не упрекнула, только при первой же встрече так взглянула на меня, что я сразу покраснела и отвела глаза. Мне было стыдно. Много раз я вспоминала про этот случай, была бы рада о нем забыть, но совесть нет-нет да и кольнет своим острым жалом. В своем поступке я призналась спустя несколько лет, а соседка махнула рукой и сказала, что давно уже все знала и простила меня за тот подростковый поступок. Прошло уже много лет с тех пор, но кода я вижу цветущие пионы, память снова воспроизводит события многолетней давности. Хорошо, что хоть совесть молчит после разговора с бабой Полей.
  2. Так бывает в жизни, что живет человек и не знает, что такое совесть, где она находится, зачем нужна. Эти вопросы не приходят ему в голову. Подозреваю, что так происходит потому, что совесть способна напоминать о себе только тогда, когда человек вдруг совершит безнравственный поступок. Вот тогда она просыпается, будто от сигнала будильника.  Так случилось и со мной совсем недавно. Много лет совесть меня не мучила, жили мы с ней в ладу ровно до тех пор, пока однажды по дороге в магазин рядом с мусорным контейнером я не обратила внимания на небольшую картонную коробку. В ней был кто-то живой и издавал звуки. Конечно, я догадалась, что в коробке бессовестные хозяева избавились от котят, и прошла мимо: дома у меня уже были четыре усатых. Тут-то и проснулась она! Совесть! И до магазина и обратно не давала мне покоя. У нас с ней был безмолвный спор. Совесть обвиняла меня в черствости, равнодушии, бездушности и в других грехах. Я пыталась оправдать себя тем, что у меня уже есть 3 кота и 1 кошка, что меня уже из дома выгонят скоро вместе с моей усато-хвостатой шайкой. Совесть разбивала все мои доводы в пух и прах. Мне пришлось сдаться. Когда я открыла коробку, то увидела троих котят. Пришлось взять их домой. Зато совесть сменила свою тактику: она стала меня хвалить. Дома котят я отмыла, накормила, потом устроили мы фотосессию, фото выложили в соцсети и пристроили находку в добрые руки. Совесть молчала.

Аргументы из народной мудрости

  1. Русская народная пословица говорит: «Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь». В ней говорится о том, что совесть важнее денег. Если потеряешь деньги, то их можно заработать, найти, получить в дар, а если потеряешь совесть, то ее уже не купишь ни за какие деньги.
  2. «Добрая совесть не боится клеветы», — гласит русская народная пословица. Она убеждает нас в том, что человеку, у которого чистая совесть, не нужно бояться клеветы, так как никто не будет напрасно клеветать на человека, совершающего правильные, добрые поступки.  
  3. «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится», — говорит русский народ. Он умеет в виду, что человек, у которого чистая совесть, спокойно спит ночью, его не мучает бессонница и муки совести, поэтому и подушка под его головой не вертится.
  4. «Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет», — русский народ в этой пословице подчеркивал, что обязательным спутником совести является стыд. Человек, у которого нет стыда, не имеет и совести.  
  5. «Хотя на мне платье черно, да моя совесть бела», — гласит народная мудрость. Белая совесть – это чистая совесть, спокойная, она не мучает человека своими уколами.
  6. «От человека утаишь, от совести не утаишь», — говорится в русской пословице. Наши мудрые предки подмечали, что то, что можно скрыть от посторонних глаз, нельзя скрыть от совести.
  7. «Больная совесть, что больной зуб», — говорили наши предки. Они сравнивали больную совесть с больным зубом. Как зуб ноет при болезни, не дает покоя, так и нечистая совесть будет мучить своего хозяина своими справедливыми и больными уколами.
  8. «Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь», — отмечает народ в русской пословице. В ней сравнивали совесть с деньгами. Но если потеряешь деньги, то их можно нажить, накопить, заработать, а вот если потеряешь совесть, совершишь нечестный, недобрый поступок, то узнаешь беду в виде горьких укоров совести.
  9. «Совесть без зубов, а загрызет», — гласит русская пословица. В ней народ говорит о том, что  совесть не имеет зубов, но ее уколы, муки очень мучительны. Совесть способна загрызть человека.
  10. Грузинская пословица говорит: «Водой смывают все, кроме совести». В ней имеется в виду, что очистить водой можно практически все, кроме совести. Если человек совершает нечестный, безнравственный  поступок, этим очерняет свою совесть, которую обелить водой невозможно.
  11. «Чужие люди – дремучий лес. Чужая совесть – могила», — говорит русская пословица. В ней отмечается, что душа и мысли чужих людей так же непонятны, как и дремучий лес, а чужая совесть молчит так же, как и могила. От нее не услышишь  ни похвалы, ни брани.

Детство и юность

9 августа 1871 года в семье землемера-таксатора Николая Ивановича и дочери польского помещика Анастасии Николаевны, урожденной Пацковской, родился мальчик. Назвали малыша Леонид, и именно ему суждено было написать в будущем произведения, до сих пор трогающие сердца, задевающие потаенные струны человеческой души.

Жили Андреевы в городе Орле на 2-й Пушкарной улице - той, на которую писатель поселил потом персонажей одного из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська». К моменту рождения ребенка семья землемера, наконец, обрела хоть какую-то финансовую стабильность.

Отец Леонида пользовался уважением соседей за твердый характер и любовь к справедливости. К сожалению, Николай Иванович любил выпить, а выпив – подраться. Леонид Андреев позже говорил, что тягу к алкоголю и характер он унаследовал от отца. А от матери, пусть плохо образованной, но с богатой фантазией, – творческий дар.

В Орловской классической гимназии будущий прозаик учился спустя рукава и даже оставался на второй год. Что ему хорошо удавалось, так это сочинения, которые он нередко писал за своих одноклассников. Тогда у Леонида проявился талант подражательства – с легкостью он мог «подделать» стиль, например, или .

В школьные годы Леонид увлекался рисованием. Увы, в родном городе не было возможностей для получения фундаментальных знаний по живописи, о чем писатель потом неоднократно сожалел. И время от времени все-таки брался за кисть – к части собственных произведений Леонид Андреев сам создал иллюстрации.

Писательство выросло из увлечения чтением. Леонид очень много читал: Толстого, Гартмана, . Последний оказал большое влияние на творчество писателя, особенно книга «Мир как воля и представление», одна из любимейших книг Андреева. Под влиянием любимых авторов в 15-16 лет юноша начал мучиться «проклятыми вопросами».

Тогда же Андреев дал себе обещание разрушить собственными произведениями любовь, мораль, религию и «закончить свою жизнь всеразрушением». Эта фраза стала известна потомкам благодаря русскому писателю, современнику Андреева Василию Брусянину.

Андреев не умел жить спокойно, в его биографии много острых углов – попытки суицида, длительные запои, бесконечные любовные увлечения. Вообще словом «увлечение» невозможно в полной мере охарактеризовать болезненные и тонкие чувства писателя. Любовь для него была движущей силой, естественной необходимостью.

Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, Леонид вынужденно бросил учебу из-за неудавшегося суицида на почве невзаимных чувств. Еще одной причиной ухода из университета стала смерть отца. Резко пошатнулось финансовое положение семьи, и, как следствие, пропала возможность оплачивать учебу. Тогда Андреев начал пить – и писать. Первый рассказ о голодном студенте появился именно тогда, но в редакции его не приняли.

Продолжил учебу писатель на юридическом факультете Московского университета. Леонид зарабатывал на жизнь себе и своей осиротевшей семье с помощью преподавания. Также он писал портреты на заказ. В студенчестве юноша не увлекался политикой, в отличие от молодежи тех лет, но проникся философией .

Особенно близки ему были идеи бессмысленности жизни и ценности личности самой по себе. Находясь дома на каникулах в 1894 году, Леонид вновь влюбился, и снова неудачно. Последовала еще одна попытка суицида. После этого Андреев получил хроническое заболевание (порок сердца), которое в итоге его и сгубило.

Успешно окончив университет в 1897 году, писатель занимался адвокатской деятельностью до 1902 года. Одновременно Андреев подрабатывал журналистом в московских изданиях – «Курьер» и «Московский вестник».

Литература

В 1898 году в «Курьере» впервые напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська». А слава пришла к писателю в 1901 году, после публикации в журнале «Жизнь» рассказа «Жили-были». Вскоре Леонид Андреев оставил адвокатуру и вплотную занялся литературой.

Посещал литературные вечера, свел знакомство с , и другими писателями, впитывал как губка критику и советы. Творчество писателя отметил и помог тому выпустить первый сборник рассказов, причем большим тиражом. Его четыре раза переиздавали ввиду популярности.

«Жили-были», «Ангелочек», «Валя», «Кусака» – незамысловатые и в то же время яркие зарисовки окружающей действительности, побуждающие к состраданию, написанные живым языком. Герои рассказов живут рядом – да вот на той же 2-й Пушкарной в Орле.

Рассказы, изданные в 1902 году, вызывали горячие споры. Автор говорил о том, о чем принято молчать, - о темной стороне человеческой души, о страхе, об инстинктах, которые в стрессовой ситуации легко возобладают над человеческим разумом, как, например, в рассказе «Бездна».

Знаменитый «Красный смех» Андреева, живописующий события Русско-японской войны 1904 года, особенно страшен. Писатель сам не воевал, но было достаточно газетных сводок и рассказов очевидцев, чтобы богатое воображение писателя и художника породило страшные картины безумия войны.

На следующем этапе творческой жизни Андреев создавал объемные произведения – пьесы, романы, повести: «Дневник Сатаны», «Тот, кто получает пощечины», «Иуда Искариот» и т.д. «Иуда Искариот» вызвала много споров и недовольства верующих, ведь в этой повести апостолы – обычные люди, не чуждые пороков, а – несчастный человек. Повесть издавали на немецком, английском и французском языках, пережила несколько экранизаций.

Особенность творчества Леонида Андреева с точки зрения литературоведов - невозможность отнести труды писателя к определенному направлению в литературе. Слишком уж разнятся используемые писателем художественные методы, слишком необычен стиль.

Личная жизнь

В 1902 году Андреев сочетался браком с Александрой Велигорской, внучатой племянницей , и в том же году у пары родился первенец Вадим. В 1906 году появился на свет сын , а Александра скончалась от послеродовой горячки.

В 1908 году Леонид Андреев женился во второй раз – на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой). От второго брака родились сыновья Савва (1909) и Валентин (1912) и дочь Вера (1910). Все пятеро детей были, как и отец, людьми творческими.

Не многие знают интересный факт из жизни писателя: Леонид Андреев не на шутку увлекался цветной фотографией. Его до сих пор считают одним из лучших мастеров в мире, работавших в технике «автохром». Эту технику изобрели , и до 1935 года это был единственный доступный способ получить цветные фото.

Смерть

Октябрьскую революцию 1917 года писатель не принял, большевики вызывали у него резко негативное отношение. В год получения Финляндией независимости Леонид Андреев жил в этой стране и таким образом оказался в вынужденной эмиграции. Там, в местечке Мустамяки, 12 сентября 1919 года Леонид Андреев умер. Причиной скоропостижной смерти стал порок сердца. Похоронили писателя неподалеку, в Мариоках.

В 1956 году прах Андреева перезахоронили в Ленинграде на Волковом кладбище. Незаслуженно забытого на родине писателя вспомнили, и с 1956 года его избранные произведения часто переиздавались. Наследие, которое оставил писатель, включает в себя 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов. Мысли, вложенные автором в уста героев или написанные от первого лица, разошлись на цитаты. С 1991 года в Орле работает Дом-музей Леонида Андреева.

Библиография

Пьесы

  • 1906 - К звёздам
  • 1907 - Жизнь человека
  • 1907 - Савва
  • 1908 - Царь Голод
  • 1908 - Чёрные маски
  • 1909 - Анатэма
  • 1909 - Дни нашей жизни
  • 1910 - Анфиса
  • 1910 - Gaudeamus
  • 1911 - Океан
  • 1912 - Екатерина Ивановна
  • 1912 - Профессор Сторицын
  • 1913 - Прекрасные сабинянки
  • 1913 - Не убий
  • 1914 - Мысль
  • 1914 - Самсон в оковах
  • 1915 - Тот, кто получает пощечины
  • 1915 - Реквием
  • 1917 - Милые призраки
  • 1922 - Собачий вальс

Романы и повести

  • 1903 - Жизнь Василия Фивейского
  • 1904 - Красный смех
  • 1907 - Иуда Искариот
  • 1908 - Мои записки
  • 1908 - Рассказ о семи повешенных
  • 1911 - Сашка Жегулёв
  • 1916 - Иго войны
  • 1919 - Дневник Сатаны

"Андреев жил на Каменноостровском, в доме страшно мрачном: Огромная комната - угловая, с фонарем, и окна этого фонаря расположены в направлении островов и Финляндии. Подойдешь к окну - и убегают фонари Каменноостровского цепью в мокрую даль. Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске - смерть".

Александр Блок. Памяти Леонида Андреева

Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в 1871 году на 2-й Пушкарной улице. Отец его, Николай Иванович , сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки; мать, Анастасия Николаевна - из семьи разорившегося польского помещика. Они тогда только-только выбрались из нищеты: землемер-таксатор Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством. Николай Иванович был заметной фигурой: "пушкари, проломленные головы", уважали его за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости, не изменявшее ему даже в знаменитых его пьяных проделках и регулярных драках. Леонид Андреев потом объяснял твердость своего характера (как и тягу к алкоголю) наследственностью со стороны отца, тогда как свои творческие способности целиком относил к материнской линии. Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская, хотя и происходила, как полагают, из обрусевшего и обедневшего польского дворянского рода, была женщиной простой и малообразованной. Основным же достоинством ее была беззаветная любовь к детям, и особенно к первенцу Ленуше; и еще у нее была страсть к выдумкам: в рассказах ее отделить быль от небылицы не мог никто.

Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".

Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии, "учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три ". В гимназии открылся у Андреев а дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться "под Чехова", "под Гаршина", "под Толстого" . Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. А так как в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом ". И не раз потом сокрушался уже известный писатель о неразвитом своем таланте художника,- таланте, то и дело заставлявшем его бросать перо и браться за кисть или карандаш. Читал очень много, главным образом, беллетристику. Огромное впечатление произвело на него " В чем моя вера" Толстого.

"Вгрызался" он также в Гартмана и Шопенгауэра; последнего изучил очень обстоятельно, делая из него большие извлечения и составляя пространные конспекты, а "Мир как воля и представление" долгие годы оставалась одной из любимейших его книг и оказала заметное влияние на его творчество.

Под этими влияниями, лет с 15 - 16 он стал мучиться "проклятыми вопросами" до такой степени, что, желая испытать "судьбу", лег на рельсы. "Судьба" оказалась благосклонной. Паровоз имел на этот раз высоко поднятую топку, и промчавшийся над юношей поезд не причинил ему вреда.

В возрасте семнадцати лет Андреев сделал в своем дневнике знаменательную запись, известную в пересказе В. В. Брусянина. Будущий беллетрист обещал себе, что "своими писаниями разрушит и мораль и установившиеся человеческие отношения, разрушит любовь и религию и закончит свою жизнь всеразрушением ".

В старших классах гимназии начались любовные увлечения Андреева. Впрочем, слово "увлечение" не дает представления о той роковой силе, которую он с юности и до самого последнего дня ощущал в себе и вокруг себя. Любовь, как и смерть, он чувствовал тонко и остро, до болезненности. "Как для одних необходимы слова, как для других необходим труд или борьба, так для меня необходима любовь, - записывал Л. Андреев в своем дневнике.- Как воздух, как еда, как сон - любовь составляет необходимое условие моего человеческого существования ".

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ - "о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись ". Литературный дебют - рассказ "В холоде и золоте".

В 1893, исключённый за неуплату из Петербургского университета, перевёлся на юридический факультет Московского университета в котором "материально жилось лучше": помогали товарищи и комитет". Но "в других отношениях " он "с большим удовольствием вспоминает Петербургский университет". При этом он, согласно правилам, обязуется "не принимать участия ни в каких сообществах, как, например, землячествах и тому подобных, а равно не вступать даже в дозволенные законом общества, без разрешения на то в каждом отдельном случае ближайшего начальства".

Летом 1894 года, на каникулах в Орле, начинается самая тяжелая и продолжительная из пережитых Андреевым сердечных драм. "22 июля 1894 года - это второй день моего рождения", - записал он в своем дневнике; но взаимность была недолгой. Его возлюбленная отвечает отказом на предложение Андреева выйти за него замуж,- и вновь он пытается покончить с собой. В 1894 году он "неудачно стрелялся; последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и болезнь сердца, не опасная, но упрямая и надоедливая".

Брат Леонида Андреева вспоминает: "Я был мальчишка, но и тогда понимал, чувствовал, какое большое горе, какую большую тоску несет он в себе"

В 1895 в Москву перебралась и его овдовевшая мать с 5 младшими братьями и сёстрами Андреева, начался период нищеты и скитания по квартирам: август 1895 - Пречистенский бульвар, 25 (дом не сохранился); с января 1896 - Малая Никитская улица, 2; весна 1896 - Спиридоньевская улица, 2 (дом не сохранился); осень 1896 - Малая Никитская улица, полуподвальный этаж д. 20; январь 1897 - Гранатный переулок, 20, кв. 5; декабрь 1897 и январь 1898 - угол Садовой-Кудринской улицы и Малой Никитской улицы, 136/41 (бельэтаж над складским помещением). Андреев-студент давал уроки, составлял объявления о работе московских музеев для газеты "Русское слово". Склонности к политической активности Андреев не проявлял; отношения же с орловским землячеством поддерживал (за что попал под надзор полиции): вместе с другими "стариками", приходившими на общие конспиративные собрания, высмеивал "реформистов", изучавших и пропагандировавших Маркса. "Золотое времяпрепровождение", которое орловские "старики" противопоставляли политическому самообразованию, описано Андреевым в пьесах "Дни нашей жизни" и "Gaudeamus" ("Старый студент"). Персонажи и события почти не домысливались.

Чтение, в частности, философское, еще больше удаляло Андреева от злобы дня. Целые ночи, по свидетельству брата, просиживал Леонид над сочинениями Ницше, смерть которого в 1900 году он воспринял почти как личную утрату.

Попытки попасть в печать все не удавались; зато удачно шли занятия живописью. Он "рисовал на заказ портреты по 3 и 5 рублей штука. Усовершенствовавшись, стал получать за портрет по 10 и даже по 12 рублей".

В мае 1897 Леонид Андреев неожиданно успешно сдал государственные экзамены в университете; и, хотя диплом его оказался лишь второй степени и давал звание не "кандидата", а "действительного студента", этого было вполне достаточно для начала адвокатской карьеры: вскоре он записался в помощники присяжного поверенного при московском адвокате Московского судебного округа . Ливенсоне , выступал защитником в суде и относился к этой деятельности весьма серьезно.

"Соприкосновение с печатным станком" состояло поначалу в том, что Андреев поставлял в "Отдел справок" газеты "Русское слово" копеечные материалы в несколько строк: "Палата бояр Романовых открыта по таким-то дням..."

Неожиданно получив предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете "Московский вестник" для написания очерков "Из залы суда", Андреев через несколько дней приносит в редакцию свой первый судебный отчет. "Он был написан хорошим литературным языком, очень живо... Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда-то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа "- вспоминал сотрудник "Московского вестника". Андреев защиту в суде совмещал с анонимной публикацией в журнале. Ч ерез два месяца он перешел давать отчеты в только что основанную московскую газету в газету "Курьер". Там он начинает печатать фельетоны, которые подписывает "James Lynch" и "Л.- ев" и рассказы. Позднее, к огда Андреев достиг известности, некоторые издания, чтобы хотя что то дать из произведе ний модного писателя, стали перепечатывать фельетоны Джемса Линча.

Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции Адреев "под влиянием Диккенса" , которого очень любил, перечитывал "раз десять" ; написал рассказ "Бергамот и Гараська". Он то и решил судьбу Андреева, так как на него обратил внимание Горький. Молодые писатели сблизились и вместе с начинающими писателями Скитальцем, Буниным, Телешовым, певцом Шаляпиным образовали тесное литературно-артистическое содружество. Горький помог Андрееву советами и делом, ввел его в книгоиздательское товарищество "Знание", учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 века.

С 1900 Андреев вёл в "Курьере" циклы фельетонов "Впечатления" и ежевоскресный очерк "Москва. Мелочи жизни". Внимание большой публики Андреев обратил на себя в "Жизни" 1901 года рассказом "Жили-были". В том же году, в сентябре вышел первый том рассказов в петербургском издательстве "Знание" на средства Горького, куда вошли Маленький ангел, Большой шлем, Ложь, Молчание и Жили-были.

10 февраля 1902 года в церкви Николы Явленского на улице Арбат состоялось венчание Андреева с Александрой Михайловной Велиг орской - внучатой племянницей Т. Г. Шевченко. Андреевы сняли квартиру на Средней Пресне (ныне улица Заморёнова, 34), в которой проходили литературные "понедельники".

Леонид Андреев с женой, 1903

С декабря 1902 Андреев - редактор беллетристического отдела "Курьера"; с помощью Горького он привлекает к сотрудничеству Серафимовича, печатает первые произведения Ремизова, Зайцева, Чулкова...

После женитьбы начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева. Однако, продолжался он недолго. В январе 1903 он был избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Андреев продолжал литературную деятельность, причем в его творчестве появлись бунтарские мотивы. После опубликации в январе 1904 рассказа «Нет прощения», который был направлен против агентов царской охранки, газету «Курьер» закрыли.

Леонид Андреев. Портрет работы Ильи Репина, 1904.

Важным событием — не только литературным, но и общественным — стала антивоенная повесть Андреева «Красный смех». Писатель с восторгом приветствует первую русскую революцию, пытается активно содействовать ей: работает в большевистской газете «Борьба», участвует в секретном совещании финской Красной Гвардии. В феврале 1905 он снова вступает в конфл икт с властями, выступая за предоставление квартиры для заседаний ЦК РСДРП. После чего его заключают в одиночную камеру. Только благодаря залогу, внесенному Саввой Морозовым, ему удается выйти из тюрьмы.

Несмотря ни на что, Андреев не прекращает революционную деятельность: в июле 1905 года он вместе с Горьким выступает на литературно-музыкальном вечере, сбор от которого идет в пользу Петербургского комитета РСДРП и семей бастующих рабочих Путиловского завода. От преследований властей теперь ему приходится скрываться за границей: в конце 1905 года писатель выезжает в Германию.

В Германии Леонид Андреев пережил одну из самых страшных трагедий своей жизни — смерть любимой супруги при родах второго сына Даниила. В это время он работал над пьесой «Жизнь человека», о которой впоследствии написал Вере Фигнер: «за Ваш отзыв о «Жизни человека» спасибо. Вещь эта очень мне дорога; а уже теперь я вижу, что ее не поймут. И это очень больно оби жает меня, не как автора (самолюбия у меня нету), а как «Человека». Ведь эта вещь была последней мыслью, последним чувством и гордостью моей жены — и когда разбирают ее холодно, бранят, то мне чу вствуется в этом какое-то огромное оскорбление. Конечно, какое дело критикам до того, что «жена человека» умерла, — но мне больно. Вчера и сегодня пьеса ставится в Спб., и мне тошно об этом подумать». В декабре 1907 года Андреев встретился с Горьким на Капри, а в мае 1908-го, кое-как оправившись от горя, вернулся в Россию.

Леонид Андреев продолжает содействовать революции: поддерживает нелегальный фонд узников Шлиссельбургской крепости, укрывает революционеров в своем доме. Писатель работает редактором в альманахе «Шиповник» и сборнике «Знание». Приглашает в «Знание» Александра Блока, которого высоко ценит. Блок, в свою очередь, так отзывается об Андрееве: «В нем находят нечто общее с Эдгаром По. Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах г. Андреева нет ничего «необыкновенного», «странного», «фантастического», «таинственного». Все простые житейские случаи».

Однако писателю пришлось уйти из «Знания» : Горький решительно восстал против публикаций Блока и Сологуба. Порвал Андреев и с «Шиповником» после того, как он отклонил напечатанные романы Савинова и Сологуба .

Анна Андреева, вторая супруга писателя, Марсель, 1910. Снимок сделан Андреевым.

Самым, пожалуй, значительным произведением этого периода стал «Иуда Искариот», в котором Андреев переосмысливает известный библейский сюжет. Ученики Христа предстают трусливыми обывателями, а Иуда — посредником между Христом и людьми. Образ Иуды двойствен: формально — предатель, а по сути — единственно преданный Христу человек. Предает же Христа он, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собой ради спасения учителя. Он приносит апостолам оружие, предупреждает их о грозящей Христу опасности, а после смерти Учителя следует за ним. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: «Жертва — это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?». Андреев охарактеризовал это произведение как «нечто по психологии, этике и практике предательства».



Снимок, который значатся как автопортрет. Леонид Андреев перед собственноручно выполненной копией рисунка Франсиско Гойи. 1912, Ваммелсуу

Леонид Андреев постоянно занят поисками стиля. Он разрабатывает приемы и принципы не изобразительного, а выразительного письма. В это время рождаются такие произведения, как «Рассказ о семи повешенных» (1908), повествующий о правительственных репрессиях, пьесы «Дни нашей жизни» (1908), «Анатэма» (1910), «Екатерина Ивановна» (1913), роман «Сашка Жегулев» (1911).

После 1905 Андреев выступает в основном вжанре драматургии. Его первая пьеса К звездам появилась в 1905 и до 1917года он издавал не меньше одной пьесы в год.

Вересаев и Л. Андреев, 1912

Первую мировую войну Л. Андреев приветствовал как «борьбу демократии всего мира с цесаризмом и деспотией, представителем каковой является Германия». Того же он ждал от всех деятелей русской культуры. В начале 1914 года писатель даже поехал к Горькому на Капри, чтобы убедить его отказаться от «пораженческой» позиции и заодно восстановить пошатнувшиеся дружеские отношения. Вернувшись в Россию, он начал работать в газете «Утро России», органе либеральной буржуазии, а в 1916 году стал редактором газеты «Русская воля».

Восторженно приветствовал Андреев и Февральскую революцию. Он даже допускал насилие, если оно применялось ради достижения «высоких целей» и служило народному благу и торжеству свободы.



Однако эйфория его убывала по мере того, как большевики укрепляли свои позиции. Уже в сентябре 1917 года он писал, что «завоеватель Ленин» ступает «по лужам крови». Противник любой диктатуры, он не смог смириться и с диктатурой большевистской. В октябре 1917 года он уехал в Финляндию, что стало фактически началом эмиграции (на самом деле, благодаря печальному курьезу: когда по реке Сестре установилась граница между Советской Россией и Финляндией, Андреев с семьей жил на даче и волей-неволей оказался «за границей»).

22 марта 1919 в парижской газете «Общее дело» вышла его статья «S.O.S!», в которой о н обратился к «благородным» гражданам за помощью и призвал их к объединению, чтобы спасти Россию от «дикарей Европы, восставших против ее культуры, законов и морали», превративших ее «в пепел, огонь, убийство, разруш ение, кладбище, темницы и сумасшедшие дома».

Андреев экспонировался в Петербурге в 1913 на "Выставке независимых" и получил одобрение Репина и Рериха.

Андреев. Художник Репин.

Неспокойное душевное состояние писателя сказалось и на его физическом самочувствии . 9 декабря Леонид Андреев скончался от паралича сердца в деревне Нейвала в Финляндии на даче у друга, писателя Вальковского. Тело его было временно захоронено в местной церкви.

Этот «в ременный» период продолжался до 1956, когда его прах перезахоронили в Ленинграде на Литераторских мостках Волкова кладбища.

leonidandreev.ru

«Когда тысячи убивают одного, то, значит, победил этот один».

«И что за великий лжец, который умеет обманывать только других? Солги себе так, чтобы поверить, - вот это искусство».

«Но разве благочестивые люди умеют отличить фальшивое от настоящего? Это умеют только мошенники».

«Мудрость слов нужна только нищим духом, богатые же - безмолвн ы».

В 1930 вышел последний сборник рассказов Леонида Андреева, и - долгие год ы умолчания.

Второе "открытие" творчества Андреева, как части предрево люционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника "Рассказов". Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее ш еститомное собрание сочинений - лишь этап постижения этого замечательного писателя.

На «Московской премьере» представят экранизацию повести Леонида Андреева. Картина «Иуда» молодого режиссера Андрея Богатырева по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» вошла в главную программу фестиваля «Московская премьера» — «Великолепная семерка «МК». А чуть раньше участвовала в Московском международном кинофестивале, где Алексея Шевченкова, сыгравшего Иуду, наградили «Серебряным Георгием» за лучшее исполнение мужской роли.

Это вторая российская экранизация произведения Леонида Андреева после «Пустыни» Михаила Каца, снятой в 1991 с участием актеров Сергея Русскина и Николая Пастухова.

Портрет писателя Леонида Андреева с папиросой
в книге Корнея Чуковского "Современники". 1910-е

Музей Л. Н. Андреева в Орле
Творчество, основные идеи

Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева (Летний отдых). 1905 (c) И.Е. Репин. Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции.

Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Леонид Андреев

За год или за два до того, как вышла первая книжка рассказов Леонида Андреева, - а вышла она в 1901 году, - Горький писал мне из Нижнего-Новгорода, что рекомендует и просит приютить и приласкать молодого начинающего писателя, Андреева, человека хотя и неизвестного, но очень милого и талантливого.

Вскоре после этого Горький приехал в Москву и в первую же «Среду» привез к нам Андреева.
Это был молодой человек с красивым лицом, с небольшой бородкой и черными длинными волосами, очень тихий и молчаливый. Одет он был в пиджак табачного цвета.

В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора.

Я вчера его слушал, - сказал Горький, - и, признаюсь, у меня на глазах были слезы.
Но Андреев стал говорить, что сегодня у него болит горло, что читать он не может… Словом, заскромничал и смутился.
- Тогда, давайте, я прочитаю, - вызвался Горький.

Взял тоненькую тетрадку, сел поближе к лампе и начал:
- Рассказ называется «Молчание »…

Чтение длилось около получаса.

Андреев сидел рядом с Горьким, все время не шевельнувшись, положив ногу на ногу и не сводя глаз с одной точки, которую он выбрал где-то вдалеке, в полутемном углу. Но вряд ли он чувствовал в то время, что каждая прочитанная страница сближает с ним этих, хотя и известных ему, но все же чужих людей, среди которых сидит он, точно новичок в школе.

Чтение кончилось. Горький поднял глаза, ласково улыбнулся Андрееву и сказал:
- Чорт возьми, опять меня прошибло!

«Прошибло» не одного Алексея Максимовича. Всем было ясно, что в лице этого новичка «Среда» приобретала хорошего, талантливого товарища.

Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Портрет актрисы Марии Федоровны Андреевой». Холст, масло, 134 × 85 см. На протяжении семидесяти лет Марию Андрееву называли другом-женой Горького, пламенной революционеркой и товарищем-феноменом. Словно других слов в советской историографии для этой женщины больше не нашлось. Ее судьба до боли напоминала типичную советскую модель успеха: прожила долго – постоянно работала – страстно боролась – умерла в почете. И все. Будто не было ни головокружительной профессиональной карьеры, ни бешеной ревности десятков поклонников, ни счастливой, но очень горькой любви. По воспоминаниям современников, Андреева была "ослепительно красива"...

Сценическую деятельность Мария Андреевна начала в 1886 году на казанской сцене в антрепризе Медведева. Выйдя замуж за высокопоставленного чиновника А. А. Желябужского, прервала профессиональную артистическую карьеру, но со сцены не ушла. Выступала как актриса-любительница – сначала в Тифлисе в Артистическом кружке (сыграла Ларису в Бесприданнице Островского, Марьицу в Каширской старине Аверкиева и др), потом в Москве в Обществе искусства и литературы, где стала партнершей К. С. Станиславского и одной из наиболее ценимых им актрис на роли «героинь». Исключительные данные (редкая красота, грациозность, музыкальность) сочетались в ней с работоспособностью и преданностью сцене. С декабря 1894 года Андреева сыграла в постановках Станиславского Олю Василькову в Светит, да не греет, Юдифь в Уриэле Акосте, Ларису в Бесприданнице, Раутенделейн в Потонувшем колоколе и др. Всего на сцене Общества сыграла 11 ролей.

Была пресса, любовь публики, успех. Сама великая княгиня Елизавета Федоровна писала ее портрет. Казалось, впереди только слава и лавры. Но Андреева вдруг увлеклась... "Капиталом" и прочей марксистской литературой. вступила в ряды РСДРП – втайне от мужа, втайне от театра, от коллег. Одновременно она умудрилась завести бурный роман с Саввой Морозовым. Как известно, нельзя объять необъятное, и когда в ее жизни появился Максим Горький, артистическая карьера, так удачно начавшаяся, постепенно сошла на нет. Самое большее, на что Андреева могла рассчитывать, – небольшие роли второго плана.

Именно революции, а не театру отдала она всю свою энергию, свой темперамент и организационный талант. Замужняя светская женщина, известная актриса – великолепная ширма для революционной подпольной организации. Задания множились: от помощи в подготовке побега большевиков из Таганской тюрьмы до хранения лент с патронами в письменном столе. К тому времени статский советник Желябужский перестает интересовать Андрееву совсем. Дети пристроены у сестры. Все силы могут быть "отданы борьбе"...

После октября 1917-го начался новый отсчет времени. Те, кто вкладывал в революцию силы, здоровье и деньги, мгновенно захотели получить компенсацию: новые посты и "портфели". Не забыта и Андреева: она становится комиссаром театров и зрелищ союза коммун Северной области, то бишь Петрограда и всех его окрестностей. В дневниках Корнея Чуковского есть запись от 18 апреля 1919 года, как в кабинет Шаляпина "влетела комиссарша Мария Федоровна Андреева, отлично одетая, в шляпке – "Да, да, я распоряжусь, вам сейчас подадут!.." Распоряжалась. Выделяла. Наказывала и миловала. Если ей самой требовалась поддержка – немедленно апеллировала к Ленину. Обратилась к Блоку "прямо и бесцеремонно" – возглавить Большой драматический театр, но тот благоразумно отказался.

В начале 20-х годов в жизни писателя произошли существенные перемены. Место Марии Андреевой заняла другая особа, которая стала незаменимым секретарем и сердечным другом писателя – Мария Игнатьевна Будберг – "железная женщина", о которой Берберова написала целую книгу. Горький, расставшись с Марией Федоровной, сохранил с ней ровные отношения.

Зимой 1931 года Андреева получила свое последнее назначение – стала директором Дома ученых в Москве. Весь темперамент и энергию, не израсходованную до конца, она вложила в новое дело. Дом ученых на многие годы стал одним из интереснейших мест общения интеллигенции столицы. Мария Федоровна приглашала туда многих выдающихся людей, частенько и сама выступала с воспоминаниями. Основные ее темы: Ленин и Горький. В то время самые популярные и выигрышные темы. Отработанные елейные тексты шли на ура.

Мария Федоровна Андреева скончалась 8 декабря 1953 года в возрасте 85 лет. Казалось бы, по всем каноническим большевистским меркам, она прожила прекрасную жизнь, принесла большую пользу делу революции, была соратницей Ленина и Горького, ее имя вписано в историю Художественного театра, она любила и была любима... Но, по воспоминаниям очевидцев, в гробу на ее лице была маска страдания. И никакого умиротворения и покоя...

Жизненный срок Леониду Андрееву был отпущен до обидного малый. Всего 48 лет. И спокойных среди них не было, только качели, вверх-вниз. Мгновенная литературная слава после дебютного сборника рассказов в 1901 году, признание Л. Толстым, А. Чеховым, М. Горьким - и почти полное забвение при воцарившейся советской власти. Попытки самоубийства на почве несчастной любви - и два счастливых брака (первая жена умерла при родах), давших ему пятерых талантливых детей. Восторженное приветствие первой русской революции (успел в тюрьме посидеть за ее идеалы) - и полное отторжение идей большевизма.

И, как всякий очень талантливый человек, он талантлив во многом. Был прекрасным мореплавателем (своя флотилия яхт на Балтике), художником (его хвалили Илья Репин и Валентин Серов)...

Он торопился успеть все.

Когда на экскурсию однажды пришла группа туристов из Англии, они уже с порога были в восторге: о-о, знаем-знаем, Андреев, знаменитый фотограф! - улыбается Татьяна Полушина, заведующая Домом-музеем Леонида Андреева в Орле. - Он ведь одним из первых в России стал делать цветное фото в технике "автохром"*. Это, проще говоря, изображение на стеклышках.

- И откуда об этом известно англичанам?

Дело в том, что директор Русского архива в Лидсе филолог Ричард Дэвис с юности был большим поклонником русской литературы (сам учился в Ленинграде) и очень любил творчество Андреева. Так получилось, что большая часть писательского архива после смерти Леонида Николаевича в 1919 году оказалась в Аргентине. Там жил и в 1970 году умер его сын Савва. Вдова Хуанита готова была за символическую плату продать архив России, но бюрократические проволочки затянули дело, и тогда в Аргентину отправился Ричард Дэвис...

- Перехватил?

Скорее сделал доброе дело. Тогда-то мир и узнал, что Леонид Николаевич не только писатель первой величины, но и мастер цветной фотографии. Сейчас в Лидсе около 400 снимков Андреева, 56 хранятся в Орле, в наших фондах, с десяток в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге, что-то есть в Гуверовском архиве... Кстати, делились с Дэвисом своими коллекциями и другие дети Леонида Андреева.

Надо отдать должное Дэвису, он здорово рекламировал Андреева-фотографа: издал роскошный (на четырех языках, к сожалению, среди них нет русского) фотоальбом, выпускал наборы открыток, использовал работы Андреева при изготовлении афиш. Дэвис несколько раз приезжал в Орел, бывал в нашем музее. И в 90-е годы даже возил наши "автохромы" в Англию на реставрацию, поскольку никто в России не брался с ними работать. Причем отреставрировал бесплатно.

- Известно ли, кто Леонида Николаевича учил искусству фотографии?

Никто. Он всё осваивал самостоятельно. Начиная с 1903 года делал черно-белые снимки, а когда в Россию пришла цветная фотография - это 1907 год - стал заниматься "автохромом". Снимал "кодаком" - удовольствие для того времени недешевое, но писательская слава Андреева приносила огромные гонорары. Его внучка Ирина, очень помогавшая нам в становлении музея, вспоминала, что он был единственным прозаиком, которому платили построчно, как поэтам. Гонорары были выше, чем у Горького...

Не могу не похвастаться: совсем недавно внучатая племянница Андреева академик Российской академии образования Ксения Александровна Абульханова подарила нам андреевский стереоскоп - прибор, который позволял получить объемное изображение при просмотре. И несколько черно-белых снимков, сделанных Леонидом Николаевичем. С них-то он и начинался как фотограф.

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

*Что такое "автохром"?

Механизм получения цветного изображения на растровых пластинках довольно прост. Качественный картофельный крахмал тщательно просеивается и делится на три равные кучки. Каждая окрашивается в свой цвет: оранжево-красный, фиолетовый и зеленый. Затем кучки просушиваются и смешиваются. На стеклянную пластинку наносится клеящий слой, а по нему кисточкой распределяется порошок, который сверху припорашивается сажей. Сажу, вдавливая, раскатывали по пластине, и в темной комнате сверху покрывали фотоэмульсией. Потом пластинку вставляли в аппаратуру и снимали, получая цветную фотографию.

По сути, между светочувствительным слоем и основой (стеклом) появился комбинированный (трехцветный) светофильтр, что и давало в результате очень качественное изображение.

ВЗГЛЯД КОЛЛЕГИ