В быков об искусстве сочинение егэ

Сочинение ЕГЭ. Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? По тексту Каверина.

Сочинение ЕГЭ о самопожертвовании

по тексту Каверина: «
Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее…
» Исходный текст

Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? Этот вопрос волнует писателя В.А. Каверина, автора предложенного для анализа текста.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, автор рассказывает о событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны. Комиссар поделился с Томиком и Корневым своим планом уничтожения вражеской батареи, которая мешала операции. Чтобы осуществить этот замысел, разведчики должны были пожертвовать собой и погибнуть. Томик и Корнев соглашаются, потому что для них это подвиг ради Отчизны. Автор показывает нам истинный патриотизм, который движет героями. Мы понимаем, что именно любовь к Родине заставляет Томика и Корнева пожертвовать собственной жизнью.

Продолжая повествование, автор открывает нам еще одну причину для самопожертвования. В.А. Каверин рассказывает о последних размышлениях Томика. Герой вспоминает родной дом и самых близких людей. Вдруг он понимает, что «они были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша — и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. Это была его Отчизна!» Томик осознает, что воюют они именно ради своих любимых, своих семей и друзей, поэтому утром он обманом спасает Корнева. «У Корнева были жена и маленький сын…», — об этом думает Томик и жертвует собой ради товарища. Автор подводит нас к мысли о том, что люди во время войны были готовы отдать свою жизнь ради близких. Именно за любимых они воевали! Эти два примера взаимосвязаны, с их помощью автор показывает, ради чего солдаты Великой Отечественной войны были готовы погибнуть.

Мнение автора заключается в том, что людьми, готовыми жертвовать собственной жизнью, движет патриотизм и любовь к ближним. Именно они толкали участников войны на героические подвиги. Я согласен с мнением автора. Верность Родине и забота о тех, кто дорог, помогали избавиться от страха. Томик совершенно не сомневался в правильности своего решения. Он легко его принял и так же легко исполнил задуманное, потому что видел перед собой благородную цель.

В качестве примера хочу вспомнить подвиг героя повести В. Быкова «Сотников». Страх смерти не заставил Сотникова предать Родину и своих товарищей. Оказавшись в плену у фашистов, он не рассказал ничего о партизанах, хотя понимал, что его ждет смерть. Сотников был к этому готов, для него было важно защитить Родину и своих товарищей.

Таким образом, патриотизм и любовь к ближним – это то, что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью.

Проблема готовности к самопожертвованию в годы войны…

Проблема готовности к самопожертвованию в годы войны. По В. А. Каверину

Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? Ради чего они готовы пожертвовать собственной жизнью? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. А. Каверина.

Раскрывая проблему готовности к самопожертвованию в годы войны, автор повествует об одном эпизоде из истории Великой Отечественной войны. Комиссар вызвал к себе двух лучших разведчиков, награждённых орденами и медалями, — Корнева и Тумика, поставив перед ними боевую задачу – уничтожить дальнобойную батарею, которая обстреливала передний край, мешала одной задуманной операции. От этой батареи советская дивизия несла большие потери. Но эту батарею без самопожертвования нельзя было уничтожить, поэтому комиссар и спросил разведчиков, что они думают о самопожертвовании, предварительно начав с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. Корнев и Тумик дали согласие. В последнюю ночь перед выполнением задания Тумик вспоминал самое главное в своей жизни: отца, родной дом, детство, школу, девушку Шуру, друга Мишу Рубина. Это и было его Отчизной. К нему пришло осознание того, что он недаром прожил свою жизнь. А утром Тумик предложил Корневу тянуть жребий, зажав две длинные спички. Он знал, что у товарища жена и маленький сын, и поэтому решил подорвать батарею и самому подорваться, сохранив жизнь семейному товарищу.

Автор подводит читателя к мысли о том, что на войне ради Отчизны, ради близких и родных людей воины готовы жертвовать собой.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Советские бойцы в годы Великой Отечественной войны жертвовали своими жизнями, чтобы защитить свою страну и народ от немецко-фашистских захватчиков.

В заключение хочу сказать, что подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны вызывает трепетное и священное чувство уважения. Нужно помнить о нём всегда. Помнить и свято чтить имена тех, кто пожертвовал своей жизнью, спасая мир от фашизма.
Текст В. А. Каверина
(1) Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела. — (2)Мы несём от неё немалые потери, — сказал он, — и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. (3)Нужно эту батарею уничтожить. (4)Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. (5)Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. (6)Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком — как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями. (7) Тумик первый сказал, что согласен. (8)Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. (9)По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью. (10)Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся. (11)Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. (12)Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. (13)Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду — коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами. (14) Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня». (15) Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. (16)Отец — это был родной дом, детство и школа, девушка Шура — это была любовь, а Миша Рубин — друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки. (17) Они были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша — и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. (18)Это была его Отчизна! (19) И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени. — (20)Недаром же я жил на земле, — сказал он себе.  (21)Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. (22)Но он ничего не сказал. (23)У Корнева были жена и маленький сын. (24)Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови… (25)Утром они с первого взгляда поняли, что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. (26)Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. (27)И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды. (28)Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. (29)Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. (30)И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом: — Ну, Корнев, тащи. (31) У Корнева были жена и маленький сын… (32) Они обнялись, поцеловались. (33)На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, — ребята говорили, что вышел отлично. (34)И Корнев ушёл. (35)Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край — снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны…

(По В. А. Каверину*)

В годы Великой Отечественной войны Вениамин Александрович Каверин работал на Северном флоте и не понаслышке знает о тяготах военного времени.

Проблема нравственного выбора человека поставлена писателем в рассказе «Последняя ночь». Выбор – это принятие одного решения из имеющегося множества, к которому человек приходит со всей ответственностью за всевозможные последствия принятия данного решения, что и делает, по сути, выбор – непростой, неоднозначной задачей, говоря другим языком – проблемой. Рассказ Каверина неспроста называется «Последняя ночь». Именно в ночь, в это темное время суток отважные разведчики прощаются с друзьями, родными и близкими перед отправкой на задание – уничтожение дальнобойной батареи врага, которая «обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела». Мужество, с которым воины идут на самопожертвование – восхищает.

Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен…. Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями.

Тумик в эту ночь вспоминал самое главное в жизни, самое интересное. Родной дом, детство, школа, та девушка — Шура — это была любовь. Это была его Отчизна! Корнев при свете огарка писал письмо жене и маленькому сыну.

…и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под легким ветром волна, плеща, набегает на борт. Но он ничего не сказал.

На задании стало ясно, что нельзя заложить тол и уйти, что один из них должен подорвать батарею и подорваться сам, а другой может вернуться к своим. И Тумик делает свой выбор: он решает, что должен умереть, а Корнев должен жить ради жены и маленького сынишки. Трудно себе представить, какую силу духа нужно иметь, чтобы совершить подобный подвиг. Никто о нём не узнает, не принесёт он славы советскому отважному моряку-разведчику. А от этого сделать такой выбор еще тягостнее, так как «на миру и смерть не страшна». Они договорились, что тот, кто вытащит целую спичку – вернется. И Тумик берет две целые спички, понимая, что тем самым обрекает себя на смерть.

По мнению Вениамина Александровича Каверина делая нравственный выбор, человек думает, прежде всего, об окружающих его людях.

Нельзя не согласиться с мировоззрением автора. Стремление защищать Отчизну, родных и близких, друзей и товарищей способствует солдатам делать свой нравственный выбор, идти, на подвиги и самопожертвование проявляя стойкость, мужество и героизм. Ровно, так же как и герой рассказа «Последняя ночь» Тумик сознательно сделавший свой выбор, пожертвовав свою жизнь ради жизни других.

Читаемое в разделе:

  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема ценности жизни
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Увлечение подростков виртуальным общением
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема воспитания подрастающего поколения
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Роль детства в формировании личности
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Отношение к иностранным заимствованиям в русском языке
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Сыновняя благодарность и любовь к родителям
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Подмена непреходящих ценностей духовной культуры

Ранее опубликованные в разделе:

  • Проблема понимания сущности гражданской войны по Б. Пастернаку
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Какую роль играет книга в жизни человека?
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема посильного участия детей в войне
  • Какова роль искусства в жизни человека? Сочинение ЕГЭ
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема ценности жизни
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Сыновняя благодарность и любовь к родителям

Новые материалы раздела:

  • Проблема милосердия по отношению к преступникам по тексту А. Грин
  • Проблема роли учителя в формировании личности по тексту К.Г. Паустовского
  • Проблема проявления самоотверженности. Сочинение ЕГЭ
  • Роль учителя в жизни человека по тексту В. Каверина
  • Проблема силы любви по тексту Н.И. Батыгиной. Сочинение ЕГЭ

Сочинение на тему «Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика…» (ВАРИАНТ 1)

Великая Отечественная война унесла жизни миллионов людей. Она стала поистине трагической страницей истории нашей родины, но в то же время и героической страницей. Ведь именно в эти страшные годы проявились лучшее качества людей: смелость, честность, патриотизм, способность к самопожертвованию.

Мне кажется, в тексте Вениамина Каверина поднимается в первую очередь проблема самопожертвования, без которого, наверное, невозможно было бы победить нацистскую Германию. К этой проблеме автор обращается дважды. Сначала в речи комиссара, который напоминает разведчикам о подвиге 28 панфиловцев. Ценой своей жизни они отстояли Москву. Это беспримерный героизм, беспримерное стремление принести все свои силы и жизнь на алтарь спасения Отечества.

После рассказа о панфиловцах комиссар спрашивает у Корнева и Тумика, как они относятся к самопожертвованию. Разумеется, обоим разведчикам ясно, что комиссар предлагает им тоже пожертвовать собой ради того, чтобы помочь победить врага. Понятно, что приказывать в таком деле нельзя. Ведь каждый солдат по идее готов пожертвовать собой, но у каждого есть и надежда выжить. Если же такой надежды нет, то решиться на такой поступок, наверное, может только сам человек — приказ здесь бессилен. И действительно, оба разведчика соглашаются подорвать себя вместе с вражеской батареей.

Автор показывает нам, как немного по-разному ведут себя разведчики перед решительным днём. Корнев пишет письмо своей жене и маленькому сынишке, которого, он уверен, он больше никогда уже не увидит. А Тумик вспоминает свою свое детство, своих самых близких людей: отца, друга и девушку, тех, кого он больше всего любил. Они всегда с ним, и Тумик делает вывод, что он не зря жил на свете и что эта ночь, которая отделяет его от самопожертвования, «торжественная последняя ночь, когда замер весь свет».

Может быть, именно это восприятие минуты подвига даёт Тумику силы ещё раз пожертвовать собой — теперь уже ради Корнеева. Понимая, что достаточно погибнуть одному из них, он подсовывает другу две длинные спички, чтобы Корнев наверняка остался жив. На этом примере автор нам показывает, что самопожертвование не может быть случайным. Оно всегда совершается не только ради какой-то высокой цели, но и ради чего-то близкого, понятного, знакомого — в данном случае ради жены и маленького сынишки Корнева.

Я думаю, Вениамин Каверин хотел нам сказать, что без самопожертвования не может быть Победы. А ещё он показывает, что только сильный, великодушный человек способен отдать жизнь ради других.

С автором едва ли можно поспорить. Хотя сейчас нет войны, нередко случается, что и теперь людям приходится идти на риск, жертвовать жизнью ради спасения других. Буквально пару лет назад в новостях рассказывали о мальчике, который ценой своей жизни спас маму и маленького брата. Водитель автомобиля не справился с управлением, и машина неслась прямо на семью, переходящую дорогу. Старший сын успел вытолкнуть из-под колёс брата и маму, но сам погиб.

Героем можно быть в любое время и в любом возрасте. Главное — по-настоящему любить тех, ради кого ты отдаёшь свою жизнь.

«Забвению не подлежит»: варианты эпиграфов

В качестве эпиграфа к сочинению по направлению «Забвению не подлежит» можно взять одну из следующих цитат:

  • Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо, и страшное зло. (Эрих Мария Ремарк)
  • Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (Максим Горький)
  • Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. (М. В. Ломоносов)
  • Смерти нет, а есть любовь и память сердца. (Л. Н. Толстой)
  • Время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своем бесправии. (И. А. Бродский)
  • Покуда есть на свете человечество, до тех пор будет и искусство. (В. В. Стасов)
  • Жизнь коротка, искусство вечно. (Гиппократ)

Структура итогового сочинения

Декабрьское сочинение следует писать по давно известной школьнику структуре: введение, основная часть, заключение.

Представим, что нам попалась тема: «Почему важно знать мировую историю, а не только историю своего народа?» Схема работы, состоящей из пяти абзацев, может быть такой:

•1 абзац. Введение. Как я понял/а тему сочинения. Какой тезис я буду доказывать на протяжении всего текста (например: «Предавая забвению культурные достижения человечества, мы проявляем неуважение к каждому, кто трудился ради блага будущих поколений»).

•2 абзац. Более подробное рассуждение на предложенную тему.

•3 абзац. Аргумент из художественной или научной литературы (в данном случае подойдёт история Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», который считал себя нигилистом и высказывал такие суждения, как «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» и «Рафаэль гроша медного не стоит»; его убеждения не прошли проверку временем) + вывод из этого аргумента («многие люди, такие как Павел Петрович Кирсанов и его брат Николай Петрович, считают, что забвение мировой истории — это неуважение к собственным предкам и ко всем людям в частности, и в этом они правы»).

•4 абзац. Ещё один аргумент из литературы либо пример из собственного опыта (например: «Когда я был/а маленьким/ой, мы с родителями часто ходили в музеи. Я до сих пор помню, какое колоссальное впечатление на меня производили рассказы экскурсоводов и о древних египтянах, и о греках и римлянах, и о русских мыслителях и поэтах...») + вывод из этого аргумента («Благодаря родителям и педагогам я понял/а, как важно интересоваться мировой историей, ведь это учит ценить труд каждого человека»).

•5 абзац. Краткий пересказ всего, что было написано выше.

«Забвению не подлежит»: примерные темы

  • •Человек жив, пока живёт память о нём: могу ли я согласиться с этим утверждением?
  • •Почему люди стараются сохранить память о родных и близких?
  • •«Беспамятный» человек: какой он и почему его нужно остерегаться?
  • •Чему нас учат культурные достижения предков?
  • •Роль личности в истории.
  • •Почему нельзя забывать об уроках Великой Отечественной войны?
  • •Какие исторические события сильнее всего повлияли на ход истории?
  • •Какие произведения входят в анналы классики?
  • •Нужно ли современному человеку ходить в музеи?

Произведения для подготовки к сочинению по напралению «Забвению не подлежит»

Произведения о Великой Отечественной войне

  • Дневник Тани Савичевой (этот дневник и дневниковые записи других детей представлены в сборнике «Детская книга войны»)
  • Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека» — универсальное произведение, которое подойдет для других направлений (Разговор с собой, Я и другие).
  • Роберт Иванович Рождественский «Реквием» (стихотворение)
  • Борис Львович Васильев «Экспонат №» (это произведение подойдет также для направления «Я и другие«)

  • Борис Николаевич Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • Константи́н Дми́триевич Воробьев «Это мы, Господи!»
  • Борис Львович Васильев «А зори здесь тихие…», «В списках не значился»
  • Александр Александрович Фадеев «Молодая гвардия»
  • Александр Трифонович Твардовский «Василий Тёркин»
  • Валентин Петрович Катаев «Сын полка»
  • Константин Михайлович Симонов «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»
  • Василь Владимирович Быков «Журавлиный крик»
  • Владимир Семёнович Высоцкого «Зарыты в нашу память на века»
  • Александр Трифонович Твардовский «Я убит подо Ржевом»

Произведения о гражданской войне

  • Михаил Александрович Шолохов «Тихий дон», «Родинка»
  • Борис Андреевич Лавренев «Сорок первый»

Произведения о революции

  • Борис Леонидович Пастернак «Доктор Живаго»

Произведения о послевоенном времени, о сталинских репресиях

  • Анна Андреевна Ахматова «Реквием» (поэма)
  • Владимир Федорович Тендряков «Хлеб для собаки»
  • Александр Исаевич Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  • Александр Трифонович Твардовский «По праву памяти»

Произведения о войне с французами

  • Лев Николаевич Толстой «Война и мир»
  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

Произведения о исторических событиях

  • Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»
  • Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба»
  • «Слово о полку Игореве»
  • Андрей Платонович Платонов «Котлован»
  • Михаил Александрович Шолохов «Поднятая целина»
  • Алексей Николаевич Толстой «Пётр Первый»
  • Светлана Александровна Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего»

Произведения о культуре

  • Владимир Алексеевич Солоухин «Письма из Русского музея»
  • Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (письмо 40)

Примерные темы сочинения по направлению: «Забвению не подлежит»

  • Тема #1. Какова роль исторических памятников?
  • Тема #2. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  • Тема #3. Забвение есть измена
  • Тема #4. Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? Забвение стирает, память преображает.
  • Тема #5. Как исторические события влияют на судьбу человека?
  • Тема #6. Почему нельзя забывать историю своего народа?
  • Тема #7. «Никто не забыт, ничто не забыто». Как вы понимаете строки Ольги Берггольц?
  • Тема #8. Как произведения искусства становятся бессмертными?
  • Тема #9. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  • Тема #10. Почему важно помнить прошлое?
  • Тема #11. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  • Тема #12. Какие личности остаются в истории?
  • Тема #13. Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
  • Тема #14. «Беспамятный» человек — неблагодарный или невежественный?
  • Тема #15. Почему важно чтить память о павших на полях битв?
  • Тема #16. В чем заключается подвиг простого русского солдата?
  • Тема #17. «Рукописи не горят». Согласны ли вы с цитатой из романа М. А. Булгакова, что классические произведения являются непреходящей ценностью?
  • Тема #18. Какие образы русской литературы можно назвать «вечными», архетипичными?
  • Тема #19. Какой вклад внесли русские писатели в мировую сокровищницу искусства?
  • Тема #20. Согласны ли вы с высказыванием И. Ганди: «История — самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики»?
  • Тема #21. Почему нельзя забывать историю родной страны?
  • Тема #22. Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечетвенной войны?
  • Тема #23. Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории?
  • Тема #24. Как ход истории влияет на судьбу людей?
  • Тема #25. Как вы пониматете высказывание В.Ключесвского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»?
  • Тема #26. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

Цитаты и высказывания по направлению: Забвению не подлежит

Рукописи не горят.

Русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков


Ничто не вечно, но ничто не уходит совсем.

Американский автор, философ Теренс Кемп Маккенна


— Забвение — вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем.

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк


Очень коротко живут в этой стране люди, дома, могилы.

Русский писатель Михаил Михайлович Жванецкий


Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее.

Русский писатель Варлам Тихонович Шаламов


Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста.

Русский писатель Валентин Григорьевич Распутин


Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов.

Русский философ Николай Александрович Бердяев


Подборка аргумент к направлению: «Забвению не подлежит»

Прежде чем мы перейдем к аргументам для подготовке к итоговому сочинению по направлению «Забвению не подлежит», хочется дать небольшую вводную, а именно комментарий ФИПИ и определения понятиям подразумевающимся в направлении.

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

Комментарий ФИПИ

Память – это:
1. Способность сохранить и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
2. Воспоминание о ком-нибудь.
3. То, что связано с умершим.

С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)

Забвение — угасание памяти о каком-либо явлении, событии или человеке. Слово «забвение » многозначное. Оно обозначает:

1) утрату памяти о чём-то — «предать забвению» означает забыть (книж.):
2) пренебрежение чем-то : забвение приличий, своих обязанностей;
3) (устаревшее) то же, что забытьё: в минуту забвения.

Синонимы к слову «забвение»: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие.
Антонимы к слову «забвение»: воспоминание, память, бессмертие, вечность.

Забыть — значит перестать помнить о чем то, что, по меньшей мере, в течение какого то времени удерживалось в памяти.

А теперь перейдем к тезисам и аргументам к ним.

Важно помнить о войне.
Почему важно помнить о войне? На этот вопрос ответил М.Ю. Лермонтов в поэме «Бородино». Из разговора дяди и племянника мы узнаем об Отечественной войне 1812 года. Описывая бравые подвиги солдат, очевидец событий вдохновляет юношу и учит его деятельной любви к отечеству. Ветеран сетует на то, что новое поколение не способно защитить Родину и не думает о ее судьбе. Поэтому он стремится передать потомкам воспоминание о трагических событиях прошлого, в которых молодым людям пришлось сыграть главную роль. Эти сведения помогут новому поколению стать более ответственным, смелым и достойным памяти павших. История войны необходима нам для того, чтобы перенять у отважных и патриотичных предков все самые лучшие черты и быть готовыми защитить Отечество.
Важно сохранить искусство прошлого.
Почему важно сохранить искусство прошлого? Разумеется, потому, что настоящее искусство не стареет. Оно по-прежнему волнует сердца людей и заставляемых думать о высоком. Подтверждение этому мы находим
в произведении Куприна «Гранатовый браслет». Перед смертью Желтков попросил Веру послушать сонату Бетховена. Потрясенная героиня, винившая себя в гибели Георгия, решила исполнить его последнюю волю. Соната, написанная больше ста лет назад, открыла ей истину и принесла спокойствие. После прослушивания она поняла, что Желтков простил ее за то, что она не смогла быть с ним и ответить на его чувства. Так, искусство, которое нельзя назвать современным, все же выполнило свою главную функцию — пробудило душу человека от сна рутины и повседневности. Творчество великих мастеров не забывается, потому что оно не устаревает и всегда находит поклонников.
Важно сохранить правду о прошлом.
Как сохранить историческую память? Этот вопрос волновал классика русской литературы, Л.Н. Толстого. Он посвятил историческим событиям родной страны роман-эпопею «Война и мир». В лирических отступлениях автора читатель заметит серьезную озабоченность писателя по поводу искажения истории. Например, он сетует, что мемуаристы и авторы очерков, статей, научных исследований объявили Наполеона великим человеком, игнорируя его преступления против своего народа и армии. «Великий человек», почти завоевавший Европу, бросил своих воинов на произвол судьбы, когда бежал из России, однако этот его поступок на страницах книг возвеличен или же предан забвению. А вот того, кто действительно воевал во благо страны и мира во всем мире, авторы исторических хроник обошли своим вниманием. Кутузова обвиняли в трусости и нерешительности, старческой глупости и придворном коварстве, однако именно он своей мудрой стратегией победил Наполеона с минимально возможными потерями. В своей книге Л.Н. Толстой восстановил справедливость и описал исторические события достоверно. Только так можно сохранить правду о прошлом и повторить его ошибок в будущем.
Подвиги бойцов необходимо помнить.
Какие подвиги важно помнить? Об этом написал М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Автор описал историю реально существовавшего солдата, которого он повстречал на переправе и выслушал. Андрей Соколов, литературное воплощение реального героя, пережил тяглые бои, ранения, плен, потерю всей семьи. Но особенно читателю запомнился его подвиг в концентрационном лагере, когда комендант и его подчиненные решили проверить русского солдата на прочность. Соколов не стал спасать свою жизнь ценой предательства и отказался пить за победу врага. Он понимал, что его убьют и подвергнут пыткам перед смерть, но не унизился и не унизил Родину. Мюллер подивился стойкости и отваге пленного и отпустил его, наградив едой. Мужество Соколова и щедрый паек поддержали остальных военнопленных и внушили сотням тысяч читателей гордость за отечество. Такие подвиги бойцов необходимо помнить, ведь они позволяют нам вдохновиться силой, смелостью и честью лучших представителей нашего народа.
Прошлое важно для будущего.
Почему прошлое важно для будущего? Зачем люди пишут, говорят и думают о событиях вековой давности или даже другого тысячелетия? Ответ прост: все взаимосвязано, потому что история движется по спирали. Это понимал М.А. Булгаков, написавший роман «Мастер и Маргарита». Главный герой, будучи простым советским гражданином, пишет книгу о Понтии Пилате — прокураторе Иудеи, который приговорил Христа к смертной казни. Казалось бы, зачем он это делает? Кому это может быть интересно спустя столько времени? Но Мастер понимал, что история циклична, и события повторяются: тирания Кесаря — это более ранний вариант советской диктатуры, а дилемма Пилата — это состояние каждого советского гражданина, обремененного умом и совестью. Каждый из современников Мастера выбирал между долгом и правдой, свободой тела и свободой духа, злом и добром в себе. Роман о Понтии Пилате должен был вдохновить людей поступать по совести, не боясь гнева власти и непонимания толпы. Этот пример из прошлого человечества нес будущему эту важную истину. Поэтому историю нужно знать и помнить.
Стоит помнить трагические события
Стоит ли вспоминать трагические события? Многие люди стремятся забыть их и жить дальше, но отрекаться от своего опыта — значит отречься от самого себя. Это доказывает пример из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Герой был увезен из родного дома насильно. В ходе войны его пленил какой-то генерал и вез домой, но по дороге мальчик сильно заболел, и его оставили в монастыре. Из гордости он не хотел принимать пищу, поэтому едва не погиб в неволе. Но потом монахи смогли поставить его на ноги и подготовить к постригу. И все же накануне церемонии он сбежал и пробыл три драгоценных дня на свободе. За это время он впервые ощутил настоящую жизнь, счастье, свободу, любовь — все, ради чего он был рожден. Оказывается, все это время он не забывал о своем похищении и страстно мечтал вернуться домой. Мцыри ненавидел монастырь и лишь претворялся, чтобы накопить силы и знаний для побега. Ему не удалось добраться до Родины, но зато он добыл краткий миг счастья и прожил хотя бы три дня так, как хотел. Тяжелые воспоминания помогли ему не забыть того, кем он был. Благодаря им он решился на побег и добился своего, не приняв навязанную ему жизнь.
Многие люди думают, что лучше похоронить негативные воспоминания и начать жизнь с чистого листа. Однако любой опыт, даже негативный, способствует развитию нашей личности. Подтверждение мы находим в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой знакомится с людьми из высшего общества, влюбляется в девушку по имени Рут и решает добиться успеха, чтобы жениться на ней. Он упорно занимается самообразованием, читает книги и пишет свои рассказы и стихи. В этом постоянном труде ему помогают воспоминания о суровых испытаниях судьбы моряка. Он побывал на острове прокаженных, не раз тонул и переживал бунты на корабле. Все эти события в его памяти помогали ему сосредоточиться и собрать волю в кулак для достижения своих целей. Он не хотел вернуться к той жизни, которую вспоминал, и прикладывал все усилия для того, чтобы добиться большего.
Человек должен чтить память предков
Должен ли человек чтить память предков? Разумеется, да, ведь иначе его культура, традиции, самобытность народа будут утрачены безвозвратно. Об этом писал Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Казаки защищали не только целостность своих границ, но и право на свободу духа. Они отстаивали религию, культуру, свои устои и не хотели терять свой исторический облик. Именно в этом коренится причина их противостояния с поляками. Услышав о бесчинствах в церквях и оскорблении их традиций, казаки отправились в поход на польские деревни, чтобы отомстить и отпугнуть врага. Они хотели сохранить свое культурное и духовное наследие для потомков, ведь только тогда они перевоплотятся в новых поколениях и будут жить вечно, но так, как они считают нужным и правильным. Если бы Тарас Бульба и его воины не постояли за честь и свободу Родины, мы бы сейчас и не знали, кто такие казаки. Они бы утратили свое место в истории и современности.
Мы наследуем опыт и достижения предков, чтобы преумножить их и завещать нашим потомкам. Их вклад в нашу жизнь достоин уважения. Это доказывает пример из романа Дж. Клавелла «Гайдзин». Малкольм Струан был потомком знаменитого в Азии бизнесмена — Дирка Струана. Герой с детства готовился занять место руководителя компании и знал всю биографию деда наизусть. Из нее он делал полезные выводы, которые помогли ему стать достойным продолжателем семейного дела. Решая свою судьбу, он всегда задавал себе вопрос: «А что бы сделал Дирк на моем месте?». Эти размышления способствовали нахождению правильного ответа. Пример деда и его бизнес стали богатством рода Струанов. Все они почитали своего родоначальника и учились у него даже после его кончины. Это дало им неоспоримые преимущества в борьбе за азиатский рынок.
Важно хранить культурное наследие страны
Как сохранить культурное наследие страны? Об этом задумываются многие писатели, журналисты, чиновники и деятели искусства, ведь это неоспоримый приоритет в развитии страны. Это понимал и Н.С. Лесков, посвятивший этой проблеме сказ «Левша». Главный герой был народным умельцем, которому удалось совершить прорыв в своем деле: он подковал английскую танцующую блоху, не пользуясь современными инструментами и даже микроскопом. Царь благосклонно принял мастера и отправил его в Лондон, чтобы показать иностранцам русское превосходство. Они высоко оценили дар Левши и предоставили ему очень выгодные условия для сотрудничества, но он, будучи патриотом, отказался и вернулся домой. Однако на родине его никто и слушать не стал. Мастер умер в больнице для бедных без должного ухода, а все его профессиональные секреты и новые открытия были утеряны без возврата. Этот пример показывает, что сохранить культурное наследие страны можно только с помощью обеспечения должных условий для творцов и их творений. Англичане сразу же предложили мастеру все для успешной работы, потому что бережно хранили свою культуру и следили за тем, чтобы одаренные люди создавали как можно больше произведений. Именно поэтому сама танцующая блоха появилась в Англии, а не в России, и прославила страну на весь мир.
Сложно поверить, но в истории Франции был период, когда никто не заботился об архитектурном наследии страны. Знаменитый на весь мир собор оказался заброшенным и ветхим строением, которое было обречено на разрушение. Тогда Виктор Гюго, который любил этот храм, написал в честь него роман «Собор Парижской Богоматери», который стал необычайно популярен. В этой книге он описал богатое убранство и великую историю здания, частью которой стала история Эсмиральды и Квазимодо. Он подчеркнул его архитектурную уникальность и культурную значимость для города и оказался прав. Сегодня собор стал центром притяжения для туристов со всего мира. А сохранился он благодаря книге Гюго, которая привлекла внимание общественности к проблеме разрушения собора. Только после успеха книги здание реконструировали и сберегли до наших дней.
Нельзя строить будущее, не имея прошлого
Можно ли строить будущее, не имея прошлого? Этот вопрос волнует многих людей и порождает споры. Он не оставил равнодушным и русского писателя И.С. Тургенева. В романе «Отцы и дети» он изобразил героя, который призывал отказаться от авторитетов и наследия прошлого, чтобы построить что-то новое. При этом Базаров уточнял, что задачей его поколения является только разрушение общепринятых и сформировавшихся основ, а не создание замены. Евгений отрицал любовь, семейные ценности, красоту природы, поэзию, традиции и моральные устои народа, однако альтернативы предложить не мог и испытание любовью не выдержал. Его взгляды не оправдали себя, ведь он сам страстно полюбил женщину и не смог жить без нее. На смертном одре Базаров признал, что его вклад в развитие страны не был весомым, а народу его премудрости не нужны. Это говорит о том, что нельзя построить счастливое будущее, отвергая опыт и достижения прошлого.
Только преемственность поколений обеспечивает полноценное развитие. На опыте прошлого мы строим планы на будущее, учитывая все совершенные ошибки и используя приобретенные навыки. Это доказал Виктор Гюго в своем романе «Отверженные». Главный герой большую часть взрослой жизни провел на каторге, хотя совершил ничтожную кражу, чтобы спасти семью от голода. В тюрьме его сердце ожесточилось, он готов был мстить миру за его несправедливость. Но после освобождения он встретил епископа, который спас его от нового заключения, выдав кражу за недоразумение. Это событие перевернуло мировоззрение Жана Вальжана. После этого он решил посвятить жизнь помощи беднякам и добрым делам, а не злым. В память о помощи епископа он всегда хранил украденные у него серебрянные вещи. Воспоминание о них жгло его стыдом, но одновременно и очищало его душу. Они символизировали его преступное прошлое, которое стало основой для новой жизни — добродетельной и прекрасной. Без этих жизненных уроков он не стал бы господином Мадленом, который дал сотни рабочих мест беднякам и развил промышленность маленького городка. Его будущее стало прямым следствием прошлых лет, ведь он по собственному опыту знал, как страдают простые люди, и стремился помочь им.
Нельзя забывать о подвигах предков
Я считаю, что человек не должен отметать воспоминания о подвигах его предков. Это доказывает пример из книги В. Быкова «Обелиск». Повествование начинается с того, что в деревне устанавливают памятник учителю, который добровольно последовал за своими учениками на казнь, чтобы поддержать их морально. Не все люди на этом мероприятии высказывались в пользу установки памятника. Кто-то не считал Мороза героем, ведь он не истреблял врагов, а сам им сдался. Однако в этом поселении все еще жил ученик, которого Мороз спас от расправы, рискуя своей жизнью. Он дал мальчику убежать, пока отвлекал солдата. Потом его долго избивали за это, но юный пленник смог укрыться в ледяной воде. При этом учитель не был виноват в диверсии своих учеников и сдался оккупантам только потому, что не хотел бросать детей. Его самоотречение является подвигом, который нельзя забывать. Алесь Мороз даже на войне смог защитить ценности мирного времени и показал людям, что отзывчивость, любовь и великодушие сильнее страха, смерти и страдания. Если мы будем помнить об этом, новой войны не будет.
Нужно помнить об уроках войны
Почему нужно помнить об уроках войны? Потому что только так можно избежать повторения этих печальных событий. Если люди будут знать, чем опасна любая война, они не станут повторять ошибок, которые к ней привели. Поэтому писатели часто показывают нам, что будет, если итоги вооруженных столкновений канут в Лету. Так, Харпер Ли в романе «Убить пересмешника» показала, как люди забыли о том, что их предки отстаивали свободу афроамериканцев. Жители города, где произошло изнасилование, охотно поверили показаниям девушки, которая обвинила во всем чернокожего работника. Он же вину отрицал, но жителям было достаточно неточных и сбивчивых показаний потерпевшей. Все ополчились против невиновного человека, потому что его цвет кожи внушал подозрения из-за господствующих предрассудков. Один лишь адвокат Финч верил в невиновность подзащитного и доказал ее в суде, но даже тогда общественное мнение не смягчилось, а виновный остался на свободе и едва не убил детей Финча. Том же погиб в тюрьме. Всех этих последствий можно было бы избежать, если бы люди вспомнили, как их предки боролись за равные права для всех людей. Не признавая равенства с Томом, герои обесценили подвиг своих же прадедов и сделали их жертвы напрасными.
Важно сохранить культуру древних цивилизаций.
Нам культуру древних цивилизаций кажется архаичной и бесполезной, но ведь именно преемственность поколений в культуре делает возможным развитие народа. Это доказывает пример из романа Дж. Клавелла «Сёгун». Английский капитан, пережив шторм, случайно попал в Японию вместе с остатками своей команды. Блэкторн был сильно удивлен, увидев в «варварской» стране порядок, чистоту, высококлассную медицину и богатейшую культуру. Противопоставляя Японию родной Англии, он с горечью осознал, что его народ можно назвать отсталым по сравнению с теми людьми, с которыми он познакомился. Они поделились источником своих знаний: в их стране было принято бережно сохранять традиции, достижения и открытия прошлых веков. Каждая династия и эпоха оставляли свой след в культуре японцев и давали им возможность развивать свою локальную цивилизацию эффективнее. Они вели свое происхождения от древнейших времен и ничего не упускали из доставшегося им наследия. Вот почему так важно прислушиваться к голосам прошлого и извлекать из них мудрость.
Важно хранить память о подвигах во время войны
Как сохранить память о подвигах во время войны? Этот вопрос не дает покоя многим историкам, но на него часто отвечают литераторы. Например, австралийский писатель Джеймс Клавелл, попавший в плен во время Второй Мировой войны, описал этот период своей жизни в романе «Король крыс». Он рассказал о жизни пленников в лагере «Чанги», где японцы содержали британских, американских и австралийских солдат. Офицеры и рядовые, вынужденные пребывать в полуголодном состоянии, не получали лекарств и должного ухода, но при этом упорно работали, расчищая болота без инструментов и техники. В этих условиях нашелся человек, который наладил торговлю в лагере, несмотря на запреты, и этим помогал людям хоть как-то свести концы с концами. Однажды Кинг достал лекарства для одного из своих друзей и предотвратил ампутацию его руки. Однако после освобождения лагеря два друга разминулись, и заслуги Кинга были забыты, если бы не книга, оставшаяся напоминанием о мужестве, дружбе и храбрости этого человека, который сумел преобразить жизнь лагеря.
Некоторые поступки, которые никто не замечает в суете боевых действий, не менее, а может, и более значимы для истории человечества.
Какие подвиги важно помнить? Многие люди ответили бы, вспоминая освобождение города или бой за важный участок. Однако есть и такие поступки, которые никто не замечает в суете боевых действий, но они не менее, а может, и более значимы для истории человечества. Например, такой подвиг описал Ги де Мопассан в новелле «Пышка». Компания из нескольких французов покидала осажденный пруссаками город и недоумевала, ведь среди почтенных горожан затесалась публичная женщина. Как выяснилось, она бежала из родного города не потому, что спасала личные богатства, как ее попутчики, а из-за того, что набросилась на вражеского офицера с кулаками, ведь ненавидела оккупантов всей душой. Ее патриотическая ярость проявилась и на остановке, когда комендант захваченного населенного пункта захотел воспользоваться ее услугами. Она отказала, и комендант объявил, что не выпустит дилижанс, пока не получит своего. Попутчики, презрев гордость и социальную пропасть между собой и публичной женщиной, стали уговаривать ее уступить. В итоге патриотичный порыв Пышки был задушен этими просьбами. Но в пути все почтенные горожане стали игнорировать женщину, которая спасла их своей уступкой. Самопожертвование Пышки достойно вечной памяти, потому что ее пример учит нас быть добрее и щедрее. Даже во время войны эта славная женщина сохранила в сердце любовь к людям и пожертвовала своими убеждениями ради их спасения. Если бы все мы ценили друг друга больше, чем все остальное, то войны бы не было вовсе.
Важно чтобы люди, которые оставили след в истории, оставались в памяти их потомков
Нам свойственно запоминать и описывать ярких личностей, которые имели какие-либо таланты или отличительные особенности. Например, Александр Дюма посвятил книгу «Трилогия о Генрихе Наваррском» личности Генриха Наваррского, который привел к власти свою династию Бурбонов, сменив предыдущую ветвь Валуа. Этот хитрый, умный и мужественный человек, дальновидный политик и отважный воин, смог победить могущественных врагов и привести свой народ к процветанию. Он вырвался из плена Екатерины Медичи и смог спасти свой край от расправы католиков, которые объявили геноцид гугенотов. Автор воспевает его способность просчитывать шаги на пути к цели и манипулировать людьми, которые могли быть ему полезны. Несмотря на испытания властью, любовью, дружбой, герой не стал чёрствым и эгоистичным политиком. Он искренне любил, дружил и был верен своему слову. Эти качества в исторической личности восхитили писателя, поэтому он увековечил образ этого Генриха Наваррского, как сделали это многие историки Франции, признающие его значимость в процессе становления страны.
В произведении «Повесть о житии и храбрости благородного и великого Александра Невского» («Повесть о житии Александра Невского») рассказывается о трех подвигах Александра Невского. Первый подвиг – битва со шведами под предводительством Александра (Невская битва). Второй подвиг – освобождение Пскова от «безбожных немцев»; Ледовое побоище на Чудском озере. Третий подвиг – поездка к Батыю, чтобы «отмолить христиан от притеснения иноплеменников» (монголо-татары требовали, чтобы русские не только платили им дань, но и воевали вместе с ними); после поездки умер (вероятно, был отравлен). Александр не устраивал военных походов ради наживы, не был тщеславен; сражения, в которых он участвует, — это оборона родной земли от врага. Он – истинный христианин, он всегда уповает на помощь Бога и борется за правое дело. «Не в силе Бог, а в правде», — с такими словами он обращается к дружине. Враги завидуют славе Александра, но в то же время признают его величие. Святые (Борис и Глеб) покровительствуют Александру, во время Ледового побоища, согласно свидетельству очевидца, ему на помощь пришел «Божий полк». Смерть Александра – народное горе. «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской… уже погибаем».Автор восхищается Александром и его деяниями, воспринимает его как святого, ведь этот человек делал все ради блага родной земли, воплощал образ мудрого, благородного, справедливого правителя, храброго защитника Родины, а также — истинного христианина.
Мы не имеем права предать забвению преступления против человечества и их последствия.
Мы не имеем права предать забвению преступления против человечества и их последствия, иначе все эти ужасы повторятся вновь. Так, Э.М. Ремарк в своем знаменитом романе «На западном фронте без перемен» описал фронтовую жизнь и воспоминания обыкновенного немецкого солдата, которого правительство вовлекло в ненужную ему войну. Неопытного юношу обманули еще в школе, когда к ним на уроки приходил штабной офицер и рассказывал красочные истории про кровопролитие. Дети поверили ему и записались добровольцами на фронт, чтобы нападать на другие страны и разорять чужие дома. Истину герой понял только на передовой, где нашел не подвиги и славу, а страх, боль и голод. Он и его товарищи окончательно разочаровались в своих иллюзиях и однажды даже избили того штабного офицера, который привез очередную партию новобранцев. Автор в своем повествовании делает акцент на том, что правительство предало собственный народ и направило этих юношей на смерть. Мы не можем забыть об этом преступлении, иначе наши потомки станут жертвой такого же бесчеловечного обмана.
В произведении М.А. Шолохова «Тихий Дон» изображена жизнь донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.
Вторая война оказалась еще более страшной, чем первая, так как велась уже не с внешним врагом, а внутри страны. Врагами подчас становились даже близкие родственники; разрушались семьи; люди были измотаны постоянными потрясениями и невозможностью вернуться к привычной мирной жизни.В войне нет победителей: бесчисленное количество загубленных жизней – слишком высокая цена даже для победы. Гражданская война – нечто кровавое, страшное, и …бессмысленное. Во время такой войны разваливается страна, разрушаются семьи, люди отрываются от хозяйства — на смену созиданию приходит постоянное разрушение; зачастую человек становится подобием зверя – он просто пытается выжить.
Поэма А.А. Ахматовой «Реквием» посвящена событиям конца 1930-х годов, когда проводились массовые репрессии и политические преследования. А.А. Ахматова описывает горе женщин, проведших множество дней в очередях, чтобы увидеться с арестованными родственниками и что-то им передать.
Горе жен, сестер, матерей не менее велико, чем горе самих арестованных в ходе политических преследований и репрессий.
В заключении поэмы поднимается тема памяти. Поэма «Реквием» — своего рода памятник жертвам страшных репрессий.А.А. Ахматова провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
В поэме есть отсылки к временам стрелецкого бунта (голоса матерей из прошлого). До написания поэмы были арестованы третий муж Ахматовой – Николай Пунин, а также ее сын Лев Гумилёв.
«О русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» признаёт, что у народного восстания были серьёзные причины, вызванные политикой Екатерины II, однако не оправдывает и жестокость пугачёвцев. Крестьянская война показана как страшное бедствие, где нет четкого противопоставления правых и неправых.

Пугачёва А.С. Пушкин изображает человеком противоречивым: с одной стороны, жестоким, тщеславным, с другой – способным проявлять благородство, доброту. Пугачев Пушкина осознаёт, что выбрал неправильную дорогу, но повернуть назад он уже не может.

Пётр Гринев – человек, оказавшийся в круговороте знаменательного исторического события; он не хочет этой бессмысленной войны и мечтает о тихом семейном счастье. На его примере, а также на примере Маши Мироновой мы видим, что даже в таких страшных условиях человек может сохранить нравственную чистоту, не запятнать свою честь.

Именно простые люди, солдаты и есть настоящие герои войны, о которых следует помнить.
Почти всё стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» представляет собой монолог ветерана, участника Бородинского сражения 1812 г. Он подробно описывает тот бой молодому солдату.

Ветеран – подлинный патриот, это человек из народа, обыкновенный солдат, не офицер, не маршал. Лермонтов первым показал, что именно простые солдаты и есть настоящие герои войны: забыв о личном, они, не задумываясь, жертвовали собой ради общего дела – спасения Родины.

Рассказчик сожалеет о том, что пришлось уступить опустошённую Москву врагу, однако видит в том «Господню волю» и не ропщет на судьбу.

Война в стихотворении изображена без прикрас, как страшное бедствие, чтобы читатели понимали, насколько высока была цена победы.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого нашли отражения события Отечественной войны с французами (1805-1807; 1812 г.)
Автор убежден, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Единственная форма войны, которую он оправдывает – оборонительная война за свою Родину. Л.Н. Толстой изображает войну без прикрас, показывает, что на ней есть место страху, трусости.Автор приводит сцены, показывающие, что и на войне человек может оставаться человеком: русские солдаты делятся едой с замерзшими французами, умирающими от голода; Пьер не позволяет застрелить французского лейтенанта вне сражения; Кутузов призывает солдат не добивать отступающих, замерзающих, голодающих французов. Л.Н. Толстой особое внимание уделяет народному движению, партизанской войне, сравнивая ее действие с действием увесистой мужицкой дубины. По мнению Л.Н. Толстого, Наполеон не мог победить, ведь эта победа противоречила бы законам нравственности, справедливости.
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» посвящена событиям Великой Отечественной войны. Рассказчик — простой солдат Василий Тёркин. Он никогда не унывает, поддерживает боевой дух товарищей, проявляет исключительную смелость и совсем не ждет за нее награды.
Теркин – собирательный образ простых солдат, настоящих патриотов. Он верит в победу; не задумываясь, жертвует собой во имя Родины и никогда не ищет личной выгоды.Поэма была невероятно популярна среди солдат; написана таким образом, чтобы ее можно было начать читать с любой части; издавалась в формате небольшой книжки, которую можно было носить за голенищем.Поэма нацелена на то, чтобы воодушевлять читателей, в ней редко описываются батальные сцены, смерть, отчаяние, от которых солдаты и так устали — в основном передаются подробности полевой жизни, которые помогали тем, кто сражался, ненадолго забыть об ужасах войны.
В основе рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» – события Великой Отечественной войны. Рассказчик – шофер, простой рабочий человек, прошедший войну от начала до конца, побывавший в плену, потерявший жену, дочерей, сына, дом.
Война безжалостна, она разрушает судьбы и требует страшных жертв.Главный герой – Андрей Соколов – потерял на войне все, но не сдался, не опустил рук, после войны усыновил сироту, чтобы заглушить свое страшное одиночество и помочь брошенному на произвол судьбы ребенку. Автор проводит мысль о том, что несмотря на все ужасы войны человек может сохранить в себе Человека; что герои есть и среди простых людей, не совершивших «громкого подвига».Рассказ основан на реальных событиях, в нем почти нет художественного вымысла.
Пока жива память, жив и подвиг солдат, пожертвовавших собой ради приближения победы.
Стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» посвящено одной из самых страшных и кровопролитных битв времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг — битве подо Ржевом: общие потери составляли более миллиона человек.

Основной мотив стихотворения – мотив памяти. Автор призывает помнить об этой битве. Пока жива память, жив и подвиг солдат, пожертвовавших собой ради приближения победы.

Повествование о битве ведется от лица погибшего солдата; от него не осталось «ни петлички, ни лычки», у него даже нет могилы. Рассказчик страдает от того, что не узнает исхода битвы, но все же он всей душой верит в победу: ведь за нее была заплачена слишком высокая цена…

Человек, не знающий своего прошлого, не ищущий в нём мудрости, обречён на новые ошибки.
В суете современного мира мы живём молниеносно, отрывисто, часто не помня о том, кто мы есть и кто был до нас. А это очень страшно. Ведь человек, не знающий своего прошлого, не ищущий в нём мудрости, обречён на новые ошибки.

Именно так произошло с дочерью Катерины Петровны в рассказе «Телеграмма» К. Паустовского.

Живя в Петербурге, Настя забыла о своей матери, надеясь на то, что «раз мать пишет, значит, жива». Тем самым Настя совершила самую большую ошибку в жизни, о которой будет сожалеть всю свою оставшуюся жизнь.

Часть 1. Сведения по теории и истории литературы

  1. Художественная литература как искусство слова
  2. Фольклор. Жанры фольклора
  3. Художественный образ. Художественное время и пространство
  4. Содержание и форма. Поэтика
  5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
  6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
  7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
  8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
  9. Деталь. Символ. Подтекст
  10. Психологизм. Народность. Историзм
  11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
  12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
  13. Стиль
  14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
  15. Литературная критика

Часть 2. Список литературы

Кодификатор по литературе 2021 ЕГЭ также включает список всех произведений, которые выпускник должен прочитать и знать содержание. На деле, при подготовке к экзамену ученику потребуются не все книги из школьной программы.

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ в.

  • Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
  • Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
  • Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Тезисы

  1. Какой опыт дает человеку война?
  2. Какие подвиги никогда не забудутся?
  3. Для чего нужно хранить обычаи и традиции?
  4. Почему важно помнить прошлое?
  5. Забвение есть измена.
  6. Какова роль исторических памятников?
  7. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?
  8. Память о войне: формальность или нравственный долг?
  9. Забвение стирает, память преображает.
  10. «Кто умер, но не забыт, тот бессмертен» (Лао Цзы).
  11. Как судьба человека связана с историей народа?
  12. Почему нельзя забывать историю своего народа?
  13. Как произведения искусства становятся бессмертными?
  14. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  15. Никто не забыт, ничто не забыто.