В быков искусство это текст по егэ

«Забвению не подлежит»: варианты эпиграфов

В качестве эпиграфа к сочинению по направлению «Забвению не подлежит» можно взять одну из следующих цитат:

  • Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо, и страшное зло. (Эрих Мария Ремарк)
  • Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. (Максим Горький)
  • Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. (М. В. Ломоносов)
  • Смерти нет, а есть любовь и память сердца. (Л. Н. Толстой)
  • Время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своем бесправии. (И. А. Бродский)
  • Покуда есть на свете человечество, до тех пор будет и искусство. (В. В. Стасов)
  • Жизнь коротка, искусство вечно. (Гиппократ)

Структура итогового сочинения

Декабрьское сочинение следует писать по давно известной школьнику структуре: введение, основная часть, заключение.

Представим, что нам попалась тема: «Почему важно знать мировую историю, а не только историю своего народа?» Схема работы, состоящей из пяти абзацев, может быть такой:

•1 абзац. Введение. Как я понял/а тему сочинения. Какой тезис я буду доказывать на протяжении всего текста (например: «Предавая забвению культурные достижения человечества, мы проявляем неуважение к каждому, кто трудился ради блага будущих поколений»).

•2 абзац. Более подробное рассуждение на предложенную тему.

•3 абзац. Аргумент из художественной или научной литературы (в данном случае подойдёт история Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», который считал себя нигилистом и высказывал такие суждения, как «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» и «Рафаэль гроша медного не стоит»; его убеждения не прошли проверку временем) + вывод из этого аргумента («многие люди, такие как Павел Петрович Кирсанов и его брат Николай Петрович, считают, что забвение мировой истории — это неуважение к собственным предкам и ко всем людям в частности, и в этом они правы»).

•4 абзац. Ещё один аргумент из литературы либо пример из собственного опыта (например: «Когда я был/а маленьким/ой, мы с родителями часто ходили в музеи. Я до сих пор помню, какое колоссальное впечатление на меня производили рассказы экскурсоводов и о древних египтянах, и о греках и римлянах, и о русских мыслителях и поэтах...») + вывод из этого аргумента («Благодаря родителям и педагогам я понял/а, как важно интересоваться мировой историей, ведь это учит ценить труд каждого человека»).

•5 абзац. Краткий пересказ всего, что было написано выше.

«Забвению не подлежит»: примерные темы

  • •Человек жив, пока живёт память о нём: могу ли я согласиться с этим утверждением?
  • •Почему люди стараются сохранить память о родных и близких?
  • •«Беспамятный» человек: какой он и почему его нужно остерегаться?
  • •Чему нас учат культурные достижения предков?
  • •Роль личности в истории.
  • •Почему нельзя забывать об уроках Великой Отечественной войны?
  • •Какие исторические события сильнее всего повлияли на ход истории?
  • •Какие произведения входят в анналы классики?
  • •Нужно ли современному человеку ходить в музеи?

Алгоритм выполнения

Задание 6 по русскому языку бывает двух типов: исключение лишнего слова и замена неправильно подобранного. Принцип решения в обоих случаях одинаковый: 

  1. Внимательно прочитайте предложение. 
  2. Выделите грамматическую основу, разбейте предложение на словосочетания.
  3. Проанализируйте каждое словосочетание на наличие лексических ошибок, определите тип ошибки. 
  4. Исключите лишнее слово или подберите подходящее. Запишите ответ.

Типы ошибок

В 6 задании встречаются разные типы ошибок, но самые распространенные — плеоназм и тавтология. Чтобы верно выполнять задание, нужно знать все виды ошибок и уметь находить их в тексте.

Название

В чем ошибка

Пример

Плеоназм

Словосочетание, в котором одно из слов уже подразумевает второе

  • главная суть

  • горячий кипяток

  • коллеги по работе

Тавтология

В одном предложении упоминается несколько однокоренных слов, причем повтор неоправдан

  • соединить воедино

  • характерные черты характера

  • заданное домашнее задание

Нарушение сочетаемости

Слова, употребленные вместе, лексически несовместимы. В языке не принято включать их в одно словосочетание

  • одержать первенство (правильно — одержать победу)

  • сделать решение (правильно — принять решение)

  • в поле внимания (правильно — в центре внимания или в поле зрения)

Фразеологическая ошибка

Фразеологизм искажен или искажена его суть, то есть он употреблен в неверном значении

  • зарубить на лбу (правильно — зарубить на носу)

  • в этот раз у него получилось, ведь он сделал все спустя рукава (спустя рукава = небрежно, без усердия)

  • его успехи желают лучшего (правильно — оставляют желать лучшего)

Ошибка в употреблении заимствованных слов

Заимствованные слова уместно употреблять, когда в родном языке нет аналога. Иначе это лексическая ошибка

  • она похвасталась новым луком (правильно — нарядом, костюмом)

  • для написания диплома я провел рисерч (правильно — исследование)

Ошибка в употреблении устаревших слов

Устаревшие слова делятся на историзмы (исчезли, потому что исчезли называемые ими предметы или явления) и архаизмы (слова заменены более современными). Обе группы слов допустимы только в исторических текстах

  • к вечеру у нее заболели очи (правильно — глаза)

  • на улице было холодно, поэтому в школу он надел армяк (правильно — куртку, шубу)

Ошибка в употреблении неологизмов

Неологизмы — новые слова, которые пришли в язык с появлением соответствующих предметов/явлений и еще не вошли в активный лексикон. Ошибка заключается в неправильном понимании значения 

  • мы решили провести апгрейд, поэтому вытерли пыль и помыли полы (апгрейд — модернизация, чаще всего в сфере техники)

  • официант принес нам дресс-код (дресс-код — форма одежды при посещении определенных мест и мероприятий)

Ошибка в употреблении жаргонных выражений и диалектизмов

Жаргон — разговорная речь, диалектизм — речь людей, живущих на определенной территории. Их употребление оправдано только в некоторых художественных текстах (в прямой речи героев)

  • девушка ушла  отсюдова (правильно — отсюда)

  • решили покумекать над проблемой (правильно — подумать)

  • он продавал бураки на рынке (правильно — свеклу)

Неразличение синонимов 

В предложении подобран неправильный по смыслу синоним

  • имя, знакомое по всему миру (правильно — известное)

  • адвокат хочет, чтобы его подопечного обелили (правильно — оправдали)

  • Екатерину поставили на престол (правильно — возвели)

Неразличение паронимов (в задании 6 практически не встречается, так как выделена в отдельный номер — пятый)

Паронимы — слова, схожие по звучанию, но разные по значению

  • сегодня я купила абонент в спортзал (правильно — абонемент)

  • она стояла на берегу и любовалась водяной гладью (правильно — водной)

  • это было простое дружественное рукопожатие (правильное — дружеское)

Алогизмы

В предложении нарушены логические связи, использованы противоположные друг другу понятия 

  • лес сгорел благодаря пожару (правильно — из-за пожара)

  • атмосфера грусти сохранялась на продолжении всего текста (правильно — на протяжении)

Употребление канцеляризмов

Канцеляризмы допустимы в официально-деловом стиле и не должны присутствовать в художественном

  • за счет улучшения жилищных условий я стал счастливее (правильно — когда я начал жить лучше, я стал счастливее)

  • во избежание конфликта она ушла (правильно — чтобы не ругаться, она ушла)

  • находился в состоянии шока (правильно — был в шоке)