В а каверин текст егэ почти невозможно

В а каверин текст егэ почти невозможно

«Тихий Дон» - М.А. Шолохов

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» описываются многие исторические события. Сюжет охватывает довольно большой временной промежуток: с 1912 по 1922 годы. За это время успевают произойти следующие события: Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война. Данные события являются неотъемлемой частью истории русского народа; проходят года, но люди не забывают о том, что происходило в те времена. М.А. Шолохов демонстрирует, что исторические события, на фоне которых живут герои романа-эпопеи, оказывают воздействие на целое поколение и на каждого представителя народа. Даже больше: исторические события в «Тихом Доне» становятся не столько фоном, сколько основным двигателем сюжета. Первая мировая война, революция, Гражданская война становятся судьбоносными для жизни целого народа, поэтому для М.А. Шолохова было важно выразить мысль о том, что невозможно забыть эти исторические события.

В «Тихом Доне» особое место занимает военная проблематика. Автор романа-эпопеи демонстрирует «чудовищную нелепицу войны». М.А. Шолохов выражает мысль о том, что война – противоестественное явление, которое не имеет никакого смысла. С помощью различных описаний самих военных действий, а также с помощью рассуждений персонажей писатель хочет сказать как своим современникам, так и потомкам о том, что война бессмысленна и бесполезна для развития общества. В романе-эпопее показано, что многие люди даже не знали, за что они воюют, многие люди не хотели принимать участие в убийстве таких же людей. Все произведение наполнено желанием М.А. Шолохова высказаться относительно того, что нельзя забывать историю своего народа и что нужно учиться на ошибках прошлого, никогда более не совершая такие же ошибки.

Те события, с которыми пришлось столкнуться Григорию Мелехову, который в финале произведения потерял почти всех родных и близких людей, оставшись лишь с сыном Мишаткой, никогда ему не забудутся. Все исторические события, в которых пришлось участвовать центральному персонажу, не подлежат забвению как для самого Григория Мелехова, так и для целого народа, который был задействован в войне против других государств и в войне против представителей собственного народа. Никогда не забудут произошедшего те члены семейств Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Кошевых, Астаховых, которые остались в живых.

«Бородино» - М.Ю. Лермонтов

В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов обращается к такому историческому событию, как Отечественная война 1812 года. В центре внимания писателя оказывается Бородинское сражение. М.Ю. Лермонтов использует прием историзма, с помощью художественного произведения он демонстрирует историческое содержание эпохи Отечественной войны 1812 года. М.Ю. Лермонтов написал стихотворение в 1837 году в честь 25-летия победы русского народа в войне с французами. Обращение к реальному историческому событию и написание стихотворения в честь 25-летия победы говорит о том, что М.Ю. Лермонтов помнил о событиях прошлого, что он хотел продемонстрировать подвиг своего народа.

Стихотворение «Бородино» носит восторженный характер. Для М.Ю. Лермонтова было важно обратить читательское внимание на то, какой подвиг был совершен русским народом. Авторская позиция прослеживается через слова рассказчика, который принимал непосредственное участие в бородинском сражении, и через гордость рассказчиком своим народом, частью которого он является, и подвигом этого народа. О том, что бородинское сражение «забвению не подлежит», говорят следующие строки стихотворения, в которых ярко прослеживается авторская позиция: «Недаром помнит вся Россия // Про день Бородина!».

В словах «дяди»-рассказчика подчеркивается героизм русского народа. Рассказчик, которым является старый солдат, участвующий в бородинском сражении, большее внимание уделяет не военным событиям в хронологическом порядке, а тем чувствам и эмоциям, которые испытывали участники бородинского сражения. «Дядя»-рассказчик, беседующий с юношей, спустя года прославляет подвиги русского народа. Старый солдат, принимавший участие в бородинском сражении, ведет диалог с юношей не столько от своего лица, сколько от лица целого поколения; рассказчик выражает присущую для всех участников сражения мысль о том, что они никогда не забудут эти события, как не забудет их целый русский народ. М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что бородинское сражение останется незабытым, ведь русский народ из поколения в поколение получает информацию о тяжести того времени и о том могущественном подвиге, который совершили представители русского народа, не желающие сдаваться врагу. В стихотворении подчеркивается необходимость сохранения памяти о таком значимом для русского народа историческом событии, как Отечественная война и в частности бородинское сражение.

«Медный всадник» - А.С. Пушкин

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» особое место занимает образ Петра I. Писатель размышляет о Петре I как об историческом деятеле, который оказал огромное влияние на развитие целого российского государства. Во вступлении поэмы происходит обращение к совершенным царем Петром I преобразованиям. Автор поэмы демонстрирует, каково значение личности Петра I в развитии русского государства.

В соответствии с принципом двоякого раскрытия образа правителя в повествовании, Петр I, с одной стороны, представлен как царь-преобразователь. Авторская позиция относительно реальной исторической личности Петра I такова: А.С. Пушкин с уважением высказывается о Петре I за то, что он выступил в роли преобразователя. Именно Петр I становится тем, кто сделал все, чтобы «в Европу прорубить окно». В поэме выражается мысль о том, что Петр I, желая построить новый город Санкт-Петербург с выходом к морю, стремился к преобразованиям в таких областях, как внешняя политика и внешняя экономика. Петр I хотел установить деловые отношения с европейскими государствами, чем не могла похвастаться Россия до этого. Выход к морю, который давал построенный Петром I Санкт-Петербург, позволял России вести торговлю с европейскими странами, что, несомненно, повышало авторитет России на мировой арене. А. С. Пушкин, говоря сначала о петровских замыслах строительства города с выходом к морю, а затем об успешных в этих замыслах результатах, показывает, что Петр I действительно смог перевести Россию на новый уровень, смог повысить ее авторитет не на словах, а на деле. Писатель подчеркивает значение строительства Санкт-Петербурга – «Петра творенья» – для развития государства и дальнейших преобразований.

А.С. Пушкин подчеркивает благоприятный характер преобразовательной деятельности Петра I. О деятельности Петра I знают все дальнейшие поколения, так как эта деятельность сильно повлияла на развитие государства. Обращаясь к преобразовательной для всего государства деятельности Петра I, А.С. Пушкин выражает мысль о том, что деятельность этого царя-преобразователя никогда не забудется, о ней всегда будут помнить, и сам А.С. Пушкин с помощью своего художественного произведения сделал все возможное, чтобы о деятельности Петра I действительно помнили. До сих пор русский народ, рассуждая о деятельности Петра I, вспоминает строки из поэмы «Медный всадник», которые уже стали афористичными: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно…».

«Сотников» - В.В. Быков

В.В. Быков в своей повести «Сотников» обращается к временам Великой Отечественной войны. Писатель поднимает проблему жестокости войны, при которой одни люди воюют с такими же людьми, ранят их и убивают. Повесть «Сотников» становится памятником тех страшных событий, с которыми пришлось столкнуться русскому народу.

Центральными персонажами становятся Сотников и Рыбак. Повествование построено на принципе сравнения и противопоставления: и Сотников, и Рыбак – представители советского народа, участники Великой Отечественной войны, состоящие в партизанском отряде, однако в одной и той же жизненной ситуации Сотников и Рыбак поступают по-разному. Герои оказываются в плену у полицаев, которые перешли на сторону немцев. В. В. Быков показывает, что война демонстрирует истинное лицо каждого человека. Оказавшись перед нравственным выбором, Сотников и Рыбак принимают разные решения.

Сотников отказывается выдавать какую-либо информацию о своих соотечественниках. Сотников не боится отдать ради Родины свою жизнь, и он действительно лишается жизни. В.В. Быков подчеркивает, что честная смерть героя лучше бесчестной жизни предателя. Повесть «Сотников» становится художественным памятником тем людям, которые отдавали свои жизни, желая защитить и спасти Отчизну.

Но повесть «Сотников» становится художественным памятником и тем людям, которые совершили предательство по отношению к Родине. Рыбак, оказавшись перед нравственным выбором, не хочет умирать, поэтому соглашается сотрудничать с полицаями и немцами. В. В. Быков не только прославляет подвиг Сотникова как лучшего представителя советского народа на войне, но и осуждает низкий поступок Рыбака, который думал лишь о собственной жизни. В повести выражается мысль о том, что война – это страшное явление, в котором есть место не только для подвигов, но и для предательских поступков.

Рыбак, предавший Родину, не желая умирать, планировал сбежать из плена, однако ему это сделать не удалось, как не удалось и повеситься после осознания своего предательского поступка. Рыбак остается в живых, теперь он обязан помнить о том поступке, который он совершил. Автор наказывает Рыбака, показывая читателю, что предательство Родины, когда она находится в действительно тяжелом положении, не может привести человека к благополучным результатам и счастью.

«Мастер и Маргарита» - М.А. Булгаков

Большинство глав романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящено описанию событий, происходящих в Москве, которая символизирует в повествовании всю Россию 30-х годов. В романе упоминаются постоянные аресты и доносы, а также наличие цензуры в творческом мире. Многие люди оказывались арестованными незаслуженно. Идеологическая обработка народного сознания, существование массового репрессивного аппарата – одни из проблем романа «Мастер и Маргарита». Многие люди, чтобы оказаться угодными власти, доносили на своих соседей и даже на близких людей, обвиняли их в «вредительстве» и подозревали в том, что они являются шпионами. В литературной среде, представленной в романе организацией МАССОЛИТа, создаются лишь те произведения, которые важны власти, те произведения, которые противоречат принципам власти, подвергаются критике, а авторы получают за них наказание.

В романе четко прослеживается мысль о том, что политический режим и события, происходящие в стране, не могут не оставить следа на жизни представителей народа. Жизнь каждого советского гражданина зависит от исторической эпохи. Жизнь героев-жителей Москвы зависит от единоличного правления И.В. Сталина.

Обращаясь к историческому периоду, о котором писатель знал не понаслышке, М.А. Булгаков демонстрирует читателям то, что было на самом деле. Роман «Мастер и Маргарита» наполнен различными фантастическими элементами, которые связаны с Воландом и его свитой, однако реалии московского в частности и советского в целом существования видны очень четко. М.А. Булгаков не мог говорить явно о сталинских репрессиях из-за цензурных преследований, однако время 30-х годов отражено в романе. Конечно, роман «Мастер и Маргарита» не мог опубликоваться в период правления И.В. Сталина, однако М.А. Булгаков не избавлялся от идеи показать истинную правду. С литературной цензурой, не позволяющей публиковать произведения, М.А. Булгаков был знаком очень тесно. На создание романа повлияли политические, творческие и личные трудности, с которыми столкнулся М.А. Булгаков.

Рискуя своей свободой и жизнью, писатель оставляет память о тех страшных событиях советской истории. Роман «Мастер и Маргарита» становится историко-литературным памятником эпохи 30-х годов. Булгаковский роман носит характер предупреждения, в нем видны советы, которые дает автор последующим поколениям.

«А зори здесь тихие» - Б.Л. Васильев

В основе повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» лежат события Великой Отечественной войны. Писатель хотел зафиксировать в своем художественном произведении факты военных тягот и подвигов представителей советского народа.

Центральными персонажами повести становятся 5 девушек: Рита Осянина, Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич. Б.Л. Васильев показывает, как 5 хрупких и невинных девушек борются за Родину, не боясь отдать ради нее собственные жизни. В повести не просто поднимается тема войны, а рассматривается война с точки зрения женщин, которым наравне с мужчинами приходилось выполнять тяжелую работу. Совсем молодые девушки, которые еще толком не успели пожить и обрести счастье, вынуждены были попрощаться с личной жизнью и пойти воевать, чтобы спасти Отчизну от врага. Б.Л. Васильев подчеркивает, что судьбы пяти главных героинь не единичны, женщин, принимающих непосредственное участие в военных действиях, было много. Все они храбро и отважно рисковали и жертвовали своими жизнями, желая помочь Отечеству.

С одной стороны, в повести показаны различные подвиги, которые совершены представителями советского народа, видно, что Б.Л. Васильев восторгается героизмом советского народа в борьбе с врагом. С другой стороны, автор повести демонстрирует трагические страницы истории всего народа. Б.Л. Васильев показывает, что людям пришлось столкнуться с бессмысленной, беспощадной и безжалостной войной, которая отнимала возможность жить мирной, счастливой жизнью, которая лишала людей близких и лишала людей жизни. Все пять девушек, о которых ведется повествование, погибли, защищая Родину. Повесть «А зори здесь тихие» стала художественным памятником Великой Отечественной войне, прославляющим героические поступки представителей советского народа и в частности героические поступки женщин на войне, напоминающим последующим поколениям об исторических событиях, с которыми пришлось столкнуться русскому народу, предупреждающим дальнейшие поколения избегать совершения таких трагических ошибок, которые были совершены при развязывании войны. Чтение повести «А зори здесь тихие» вновь напоминает читателям, в какое трудное время пришлось жить нашим предкам и какой огромный подвиг совершили сражающиеся с врагами представители русского народа.

«Два капитана» - В.А. Каверин

Центральным персонажем романа В.А. Каверина «Два капитана» является Саня Григорьев, судьба которого была тесно связана с судьбой капитана Татаринова. Капитан Татаринов был первым, кто доказал, что Земли Петермана не существует, он был первым, кто открыл землю, которая в дальнейшем получила название «Северная Земля», он был человеком, который «изменил карту Арктики». У Сани Григорьева долгое время не было никаких доказательств того, что капитан Татаринов совершил многочисленные географические открытия, однако он действительно хотел убедиться в своей правоте и доказать всем вокруг, что капитан Татаринов – по-настоящему героический человек, который очень многое сделал для своей страны. Саня Григорьев, который столкнулся с различными трудностями, когда пытался найти экспедицию капитана Татаринова, мог бросить все свои начинания, однако он этого не сделал. Главному герою было важно очистить имя капитана Татаринова от клеветы, продемонстрировать значение экспедиции на шхуне «Св. Мария» и восстановить доброе имя капитана Татаринова. Сане Григорьеву было важно доказать, что земля, которую назвали «Северной Землей», была открыта не Велькицким, как предполагалось из-за того, что экспедиции капитана Татаринова долгое время считалась пропавшей, а капитаном Татариновым, который назвал землю «Землей Марии». Саня Григорьев хотел, чтобы его поколение и последующие поколения знали об открытии, которое сделала экспедиции капитана Татаринова, и всегда помнили о нем. Автор романа показывает, что Сане Григорьеву свойственно стремление к справедливости и стремление к сохранению памяти о том открытии, которое совершил капитан Татаринов. Если Татаринов Николай Антоныч пользовался именем своего двоюродного брата для того, чтобы получить известность, то Саня Григорьев не преследовал корыстных целей и желал только одного: найти правду и доказать, что капитан Татаринов совершил многочисленные открытия.

То, что В.А. Каверин обращается к довольно необычной теме географических открытий, и то, что прототипом капитана Татаринова, как признавался сам писатель, являются известные исследователи Севера Г.Я. Седов и Г.Л. Брусилов, говорит о том, что В.А. Каверин хотел обратить читательское внимание на значение географических открытий, о которых представители человечества никогда не должны забывать, ведь эти открытия в большей или меньшей степени повлияли на жизнь каждого человека.

«Анна Снегина» - С.А. Есенин

С.А. Есенин в своей поэме «Анна Снегина» обращается к реальным историческим события. Действие поэмы затрагивает 1917 и 1924 года, то есть время, совсем недалекое для самого поэта. В «Анне Снегиной» четко прослеживаются темы революции и гражданской войны. С.А. Есенину удалось показать существующий в те времена конфликт между крестьянством и дворянством. Поэма становится объяснением тех причин, по которым произошли исторические события.

С.А. Есенин выражает собственную позицию относительно гражданской войны: это конфликт, который имеет братоубийственный характер, который облит кровью представителей одного и того же народа. В есенинском произведении показано, что война – жестокое, беспощадное явление, которое не может принести конкретному человеку, отдельному народу и целому человечеству пользу.

Через всю поэму проходят мысли, осуждающие гражданскую войну. Центральный персонаж Сергей говорит о том, что люди, принимающие участие в войне, будто игрушки, которые не имеют право самостоятельно выбирать те или иные действия, которыми управляют сверху. Главный герой высказывается по поводу того, что он не хотел воевать против представителей того же народа, что и он, не хотел воевать против таких же людей, как и он. Сергей называет себя «первым в стране дезертиром» и действительно гордится этим, ведь для него дезертирство – не предательство, а осознанный отказ от бессмысленной и беспощадной войны.

В поэме новая власть, пришедшая в результате революций, описывается С.А. Есениным иронически. У власти оказываются подобные Лабуте, которые умеют лишь обманывать окружающих людей и приспосабливаться к происходящим событиям.

В «Анне Снегиной» показано, что после революции изменилась жизнь каждого человека, однако изменилась она далеко не в лучшую сторону, ведь жизнь крестьянства не изменилась и стала еще хуже. В поэме подчеркивается мысль о том, что жизнь отдельного человека тесно связана с теми историческими событиями, которые происходят в стране и во всем мире.

Насильственные действий, связанные с революцией и войнами, осуждаются С.А. Есениным, потому что он видит, к каким негативным последствиям все эти явления приводят. Поэма «Анна Снегина» становится настоящим уроком для дальнейших поколений.

«Деревянные кони» - А.А. Лиханов

В повести А.А. Лиханова «Деревянные кони» поднимается тема войны.

В одном эпизоде продемонстрировано, как деревенские жители собственными силами воздвигли памятник тем людям, которые жертвовали своими жизнями во время войны с врагом. В повествовании показано, что жители деревни не стали ждать, когда представители власти станут инициаторами создания памятника участникам Великой Отечественной войны, жители сами захотели увековечить подвиг своих близких людей, которые принимали непосредственное участие в войне. Герои фиксировали на созданном памятнике фамилии, имена, отчества, дату рождения и дату смерти всех деревенских жителей, которые отдали свои жизни за Родину. Всего планок, на которых писалась информация о каждом жители деревни, было 64. В повести показано, что представители народа с помощью создания памятника хотели оставить память о тех страшных событиях, с которыми пришлось столкнуться всему русскому народу. Жители воздвигли не просто памятник, посвященный военным событиям, они воздвигли памятник, посвященный каждому жившему в деревне человеку, отдавшему жизнь во время войны за сохранение благополучия Родины. Желание создать памятник солдатам связано с желанием запомнить и передать последующим поколениям информацию о тех деревенских жителях, которые участвовали в войне. То, что к созданному памятнику пришли все жители деревни, говорит о том, что для них этот памятник играл действительно важную роль, что для них память о погибших в войне деревенских солдатах была особенно важна. Воздвижение памятника связано с искреннем желанием жителей деревни рассказать последующим поколениям о героических подвигах участников войны.

Мальчик-рассказчик, который наблюдал за людьми, пришедшими к созданному памятнику, отмечал: «Я содрогнулся: первый раз в жизни я видел такое горе. Горе не одного человека, не двоих, не одной семьи, а горе целой деревни». В повести выражается мысль о том, что всем поколениям необходимо помнить о военных событиях, чтобы осознавать, с каким горем и с какими трудностями приходилось сталкиваться людям во время войны. А.А. Лиханов подчеркивает необходимость сохранения исторической памяти и выражает мысль о том, что сохранять память о подвигах русского народа – обязанность и долг человека.

«Чемодан» - С.Д. Довлатов

С.Д. Довлатов в своем сборнике «Чемодан», состоящем из восьми рассказов, смог отобразить важную для русского народа историческую эпоху – эпоху застоя. Каждый рассказ назван по какому-то предмету одежды, все восемь предметов одежды – креповые финские носки, номенклатурные полуботинки, приличный двубортный костюм, офицерский ремень, куртка Фернана Леже, поплиновая рубашка, зимняя шапка, шоферские перчатки – главный герой Сергей Довлатов привез с собой в США из СССР. Сергей Довлатов смотрит на вещи, находящиеся в чемодане, и вспоминает различные случаи его жизни в СССР в эпоху застоя.

Так как каждый из восьми предметов одежды связан с определенной сферой деятельности, С.Д. Довлатову удалось продемонстрировать эпоху застоя с разных сторон. Центральный персонаж Сергей Довлатов в определенные периоды жизни занимается разными видами деятельности, встречается и контактирует с разными людьми. Герои сборника рассказов «Чемодан» – представители разных социальных прослоек того времени.

С.Д. Довлатов, рисуя довольно абсурдные истории из жизни Сергея Довлатова, демонстрирует абсурдность жизни в эпоху застоя. Воровство, бюрократизация власти, обвинения в шпионаже, борьба с инакомыслием, существование цензуры – это характерные признаки эпохи застоя, зафиксированные в сборнике рассказов. Автор показывает, что люди либо приспосабливались к существующим условиям жизни, которые были по-настоящему абсурдными, либо находили утешение в алкоголе, желая таким образом уйти от реальной действительности, либо уезжали из страны, не желая мириться с нелогичностью жизни в СССР. Главный герой Сергей Довлатов искренне пытается найти применение своим способностям в СССР, однако все попытки оказываются тщетными; в итоге Сергей Довлатов переезжает в США, и только чемодан с восемью предметами одежды напоминают ему о неудавшейся и нереализованной жизни в СССР.

С.Д. Довлатов в своем сборнике использует прием «псевдодокументализма». Это значит, что ситуации из жизни главного героя Сергея Довлатова не происходили с писателем в реальной жизни, однако все то, что описано в повествовании, вполне могло быть в жизни человека, жившего в эпоху застоя. То, что происходило с героем Сергеем Довлатовым, происходило с каким-нибудь другим человеком того времени. Это позволяет сказать, что в сборнике «Чемодан» зафиксированы некоторые характерные признаки эпохи застоя – эпохи, о которой нужно знать и помнить.

«Прощай, оружие!» - Э. Хемингуэй

Э. Хемингуэй в своем романе «Прощай, оружие!» обращается к проблеме «потерянного поколения». Автор размышляет о Первой мировой войне. С помощью реплик персонажей автор выражает мысль о том, что война – аморальное, бесчеловечное явление, которое калечит жизни всех людей: как тех, кто погиб во время непосредственно военных действий, так и тех, кто остался в живых с воспоминаниями о тех страшных событиях, с которыми им пришлось столкнуться. Э. Хемингуэй демонстрирует тесную связь жизни человека и тех исторических событий, которые происходят в стране и в мире.

В романе высказываются мысли о том, что война необходима только представителям власти, представители же простого народа ненавидят войну и не хотят в ней участвовать. Писатель выражает мысль о том, что люди, развязавшие войну, заставляют представителей простого народа участвовать в братоубийственных действиях, не оставляя им шанса на счастливую личную жизнь. Сначала центральный персонаж Фредерик Генри, будучи лейтенантом, то есть непосредственным участником военных действий, который добровольно стал частью итальянской армии, не задумывается о бессмысленности войны, однако со временем эта истина становится для героя очевидной.

Главный герой Фредерик Генри больше не хочет убивать других людей, он хочет попрощаться с оружием, которое символизирует участие в бессмысленной и беспощадной войне, он стремится обрести счастье вместе со своей возлюбленной Кэтрин Баркли, которая ждет от него ребенка. Однако Кэтрин Баркли умирает во время родов, и Фредерик Генри остается в одиночестве. У него нет счастливого будущего, его дальнейшая жизнь – бессмысленное существование. Автор показывает, что участники войны после всего пережитого не имеют возможности обрести счастливое будущее. Попытка Фредерика Генри уйти от трагичных страниц своей жизни и попытка обрести личное счастье, несмотря на прошлое, оказываются тщетными.

Э. Хемингуэй знал, о чем рассуждал в своем романе, так как он сам был участником Первой мировой войны. Все же роман «Прощай, оружие!» рассказал не историю одного человека, а историю целого поколения – «потерянного поколения». Произведение Э. Хемингуэя стало художественным памятником Первой мировой войны, стало выражением позиции многих представителей того самого «потерянного поколения», которые относились к войне отрицательно.

Аргументы

  1. Чувство долга и ответственности должно быть у каждого человека.
  2. Чувство долга необходимо воспитывать и развивать в человеке с раннего детства.
  3. Долг – это внутренняя борьба между «хочу» и «надо».
  4. Часто люди видят, что должны сделать другие, а не то, что он должен сам.
  5. Чувство долга тесно связано с чувством справедливости.
  6. У человека с развитым чувством долга всегда чистая совесть.
  7. Истинные герои способствуют зарождению гражданского чувства долга у других людей.
  8. Долг – это уважение прав другого человека.
  9. Чувство долга и желание быть полезным своему Отечеству побуждает человека идти на фронт.
  10. Чувство долга перед своими действиями делает человека лучше.

Эпитеты к слову «долг»

Неоплатный, карточный, текущий, благородный, безусловный, непреложный, незыблемый, осознанный, нерушимый, почётный, первый, главный, первостепенный, прямой, святой, священный, железный, каменный, беспрекословный, необсуждаемый, воинский, гражданский, родительский, партийный, сыновий, солдатский, большой, великий, высокий, немыслимый, тяжёлый, нравственный, моральный, личный, материальный, прямой, финансовый, супружеский, ревностный, исполненный, выплаченный, оплаченный.

Придуманный, неоценённый, мнимый, неисполненный, навязанный, ненавистный, убийственный, мучительный.

Примеры из художественной литературы

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Основной темой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является тема чести и долга. Судьба и жизнь всех героев произведения напрямую зависела от того, как они относились к собственному долгу. На примере разных действующих лиц и развитии их сюжетной линии, читатель может увидеть, как меняется жизнь, в зависимости от отношения человека к своей чести и долгу.

Пётр Гринёв на протяжении всей жизни следовал отцовскому завету – беречь честь смолоду. Именно это помогает ему выжить в самых трудных ситуациях. Гринёв руководствовался этим правилом во всех сферах своей жизни, даже в личных отношениях он оставался, прежде всего, человеком. Множество раз главный герой оказывался в тяжёлых жизненных обстоятельствах, но всегда оставался честным и верным себе и своему Отечеству.

Петру Гринёву в повести противопоставляется другой персонаж – Алексей Швабрин. Чувство долга и понятие чести не имеют для него никакого значения. Ему характерна беспринципность и напускной патриотизм. Швабрин принимает участие в Крестьянской войне только из личной корысти, а не из искренних побуждений. Более того, он презирает крестьян до глубины души. Подлые черты характера этого человека проявляются в наибольшей степени в отношении к Маше Мироновой, которую он оклеветал и принудительно пытался на себе женить.

Кроме основных героев, в повести есть и другие действующие лица, сохранившие своё благородство. Капитан Миронов – преданный слуга своего государства. Ради личного долга перед Родиной он готов отдать всё, в том числе собственную жизнь. Пугачёв, несмотря на свою преступную деятельность, тоже обладал честью и ответственностью за свои действия. Савельич видел свой долг в сохранности жизни молодого хозяина и исполнял его с полной самоотверженностью. Был случай, когда он даже предложил казнить его самого вместо Петра Гринёва.

Практически всех героев повести «Капитанская дочка» можно охарактеризовать со стороны их отношения к своему долгу. Одни оставались верными собственным идеалам до конца, другие – с лёгкостью их предавали.

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров уверен в том, что никому ничего не должен. Он яркий приверженец философии Нигилизма, поэтому решительно и беспощадно отрицает человеческий долг и всё общественное устройство в целом. Базаров не признаёт духовного начала ни в чём: ни в природе, ни в человеке. Его мировоззрение отказывается от общепринятых норм, принципов, ценностей и опыта предков. Искусство, литература и любовь для него всего лишь пустая трата времени. Любовь представляет собой лишь физическое влечение, по его мнению. Сильным чувствам вообще нет места в жизни человека. Базаров признаёт только то, что можно потрогать руками, то, что приносит явную пользу для человеческого существования.

Он искренне верит, что его поколение всё разрушит и искоренит. О создании новых мировых порядков речи не идёт, в его идеалах лежит только разрушение старых порядков. Базаров во всём винит общество, он считает, что если поменять общественное устройство, то и люди сами тоже изменятся. Он остаётся верным своим идеалам до конца жизни, поэтому смело смотрит в глаза смерти. Ради своих идей главный герой даже отказался от неожиданной любви, поэтому можно сказать, что он считал своим долгом быть нигилистом до последнего вздоха и этот долг был исполнен сполна. Базаров смелый и мужественный человек, который всегда оставался преданным самому себе.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Главный герой романа А.С. Пушкин Евгений Онегин находился в постоянных поисках счастья, которым не было суждено увенчаться успехом, поскольку он сам не знал, в чём оно состоит. Жизнь молодого человека проходила бесцельно, его интересовало только богатство и светские развлечения. Он даже не пытался поставить какую-либо высокую цель для своей жизни, потому как для этого требовалась сила воли и решительность, которых у него не было.

Первый выбор между чувством и долгом стал перед Онегиным, когда он поссорился с другом. В этой ситуации главный герой поступил необдуманно: он, поддавшись чувствам, смертельно ранил Ленского на дуэли.

Второй раз Евгений оказывается перед подобным выбором после долгой разлуки с Татьяной. Теперь в его сердце искренние и глубокие чувства к гордой и неприступной княгине, которая перестала быть наивной девочкой. Полюбив Татьяну по-настоящему, Онегин снова руководствуется лишь своими эгоистичными чувствами и преступает черту дозволенного, он делает признание замужней женщине, пренебрёгши всеми законами морали. Главного героя не волнует, что подумают о его возлюбленной в высшем свете и продолжает свои ухаживания, как ни в чём не бывало. Личность Онегина меняется на протяжении всего романа, но долг так и не становится у него на первое место.

У Татьяны Лариной совершенно иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а ценятся одинаково. Она хочет простого женского счастья – любить и быть любимой. Татьяна влюбилась в Онегина с первого взгляда, потому что он был воплощением героев её любимых романов. Девушка осмелилась признаться ему в своих чувствах, а в ответ получила нравоучительную речь о том, как пристало вести себя молодой девушке. Татьяна страдала из-за неразделённой любви, но не позволила ей сломать свою жизнь. Чувство долга в главной героине развито гораздо больше, чем у Онегина. Отсутствие любви оказывается не помехой, для того чтобы чтить мужа и оставаться ему верной. Татьяна чувствует ответственность перед близкими людьми, поэтому исполняет свой долг до конца.

А.С. Пушкин в своём романе представил мировоззрение русского народа и отошедших от своих корней дворян. Если появлялась необходимость выбора любви или долга, народ без раздумий отдавал предпочтение долгу, а представители светского общества забывали о своей ответственности и всегда выбирали чувства, думая лишь о себе.

Сочинение на тему долг перед людьми

Патриотизм – это модно. Попробуйте ввести в Интернет-поиске запрос «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание». Что Вы увидите? Сотни страниц с рассуждениями по данным темам! Десятки готовых сочинений и рефератов! А много ли патриотизма скрывается за громкими заголовками «цитирующих» друг друга работ? Согласитесь, что Государственная Дума проявляет большую инициативу в сфере патриотического воспитания молодежи. Как результат – о патриотизме говорят во всех уголках нашей Родины. Хорошо ли это? Бесспорно, если этот патриотизм от сердца. Другой разговор – если патриотизм навязанный, предписанный, иными словами, фальшивый. Достаточно вспомнить, чему нас учил граф Лев Николаевич Толстой, рассуждая о «скрытой теплоте патриотизма». Эта теплота не содержит пафоса, она исходит от родного дома, родной земли. Печально осознавать, что современный мир – мир иных ценностей; я часто задумываюсь, что будет, если стереть весь пафос, сорвать с людей пёстрые маски. Останется ли что-то?! Надо сказать, что в последнее время распространёнными стали дискуссии по вопросу: связан ли патриотизм с воинским долгом. Сотни тысяч юношей России, принимая военную присягу, клянутся «достойно выполнять воинский долг». Сущность этого понятия заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. Однако данное понятие бессодержательно без благородной моральной основы. Так разве можно разделять патриотизм и воинскую службу? Воинский долг, Честь, Отечество – вот «три кита», на которых, я считаю, должно быть основано патриотическое чувство современного защитника. 23-е февраля. Прилавки магазинов пестрят тематическими открытками и сувенирами. В федеральном законе «О днях воинской славы России» этот день назван так: «23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. – День защитника Отечества». Сегодня граждане России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько как годовщину великой победы или день рождения Красной Армии, сколько как день настоящих мужчин – защитников в широком смысле слова. Однако меня беспокоит вот что. Вновь обратимся к Интернет-ресурсам и посмотрим в поисковой системе самые популярные запросы. Один из них – «как откосить от армии». Объясняется это просто – скоро весенний призыв. Интересно, что на этот запрос предлагается множество ссылок с «добрыми» советами. А много ли среди современных юношей тех, кто достоин поздравлений 23-го февраля, кто не замирает в раздумьях перед вопросом: служить или не служить. Были времена, когда служба в армии была вопросом чести и совести. Вспоминается фильм 1955-го года «Максим Перепелица», снятый по мотивам одноименной повести советского драматурга Ивана Стаднюка. Весёлый, озорной и находчивый парень из украинского села натворил немало бед, за что чуть не лишился почётной обязанности служить в армии. «Не пускать его в армию!» – решило собрание колхоза. Сколько возмущений возникло у героя! Теперь задумайтесь, насколько всё изменилось… Стремительно идёт процесс деформации общечеловеческих ценностей, меняются жизненные ориентиры молодёжи, уходят в прошлое традиции старшего поколения. Признаем факт: современные юноши не хотят служить. Помнится, в одном из интервью председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами России протоиерей Димитрий Смирнов рассуждая о проблемах, связанных с призывом в Российскую армию, выделил две главные причины нежелания молодежи служить: малодетность семей и стремление к изнеженному бытию, отдыху, расслаблению, легкому заработку. Я согласна, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд, её корни – в семье. В большинстве случаев единственный ребёнок в семье воспитывается не как будущий защитник, а как «подзащитный» – в этом главная ошибка. Вывод один: малодетность и как следствие – изнеженное воспитание юношества приводят к утрате чувства патриотизма. «Кто виноват» в падении авторитета армии и «что делать»?! Надо признать, что отчасти авторитет армии подорван средствами массовой информации. В нынешнее время молодежь боится армии, потому что СМИ сделали из нее «монстра», позабыв, что армия – слепок общества, его живой социальный организм, зеркало народа. Я уверена, что защитника Отечества (равно как и личность) нельзя воспитать, но можно создать благоприятные условия для формирования системы ценностных ориентиров человека. Обозревая героическую историю России от Куликовского поля и Бородина до Сталинграда и Берлина, можно вспомнить тысячи тех, кто оставил нам в наследство Родину, кто в боях добывал наше сегодняшнее счастье, строил и украшал светлый дом, который мы называем Отечеством. В самой природе человека заложено глубокое чув?ство, которое А.С.Пушкин определил простыми и точными словами: «Любовь к отеческим гробам». Вечна и светла память тех, кто жил до нас и кто продолжа?ет жить в наших мыслях и делах, в наших устремле?ниях — в нас самих. «Без памяти нет совести, – справедливо заметил академик Дмитрий Лихачев. – А без совести нет ни личности, ни достойной человеческой судьбы». Я думаю, одна из задач современных защитников – быть достойными сыновьями своих «отцов». Итак, мы ругаем современную армию: «Престижа нет, примеров, достойных подражания, нет». А может, не замечаем мы этих «достойных сыновей», потому что они в наше время, скорее, исключение, чем правило? В прошлом, 2012-м, году меня потрясла героическая смерть майора Сергея Солнечникова, который ценой собственной жизни спас солдат, накрыв собой гранату при случайном взрыве на учебно-тренировочном комплексе в Амурской области. Израненного, комбата доставили в военный госпиталь в город Белогорск. Врачи боролись за жизнь майора-героя более полутора часов, но отстоять так и не смогли… Президентом Российской Федерации был подписан указ о присвоении майору Сергею Солнечникову посмертного звания Героя России. Что же получается? В то время, когда одни «бегают» от армии или кощунственно привязывают на сумки и антенны автомобилей георгиевские ленточки, примеряя маску патриота, другие честно исполняют долг перед Отечеством, совершают настоящие, достойные защитника поступки. Что сказать? Ведь «каждый выбирает по себе». По мнению учёного и патриота Сергея Аверинцева, «патриотизм – это требование, предъявленное к себе». А Вы можете представить, чтобы А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, С.Саровский или княгиня Елизавета смогли вот так просто открыть рот и заявить: «Я патриот». Это требование они предъявляли к себе, «излучая» (вернёмся к толстовскому определению) «скрытую теплоту патриотизма». Подчеркну: СКРЫТУЮ.

Примеры из жизни

  1. Ярче всего проявляются люди с развитым чувством долга в тёмные времена. А нет мрачнее времени, чем война. О герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве даже написана книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Он настолько хотел быть полезным Родине, что продолжил боевые вылеты даже после ампутации двух ног. В 1942 году офицер Маресьев прикрывал в бою бомбардировщиков, но его самолёт был подбит немецким лётчиком. Получив тяжёлое ранение, Алексей был вынужден совершить посадку на вражеской территории. Целых три недели он добирался ползком к своим. Чтобы не умереть с голода, советский лётчик питался всем, что попадалось под руку: ягодами, травами, корой деревьев. Обессиленного Маресьева нашли жители небольшой деревни, но не смогли оказать ему необходимую помощь. Только через десять дней удалось доставить офицера в военный госпиталь, а к тому времени у него уже началась гангрена обеих ног и заражение крови. Врачи считали бессмысленным пытаться спасти жизнь Алексея, и только один профессор решился на сложную операцию. Как только раненый лётчик понял, что будет жить, сразу же начал готовиться к возвращению на фронт. Он сам придумал себе тренировки, позволяющие летать с протезами вместо ног. Другим нужны месяцы, для того чтобы научиться заново ходить, ему хватило недели. Уже через год состоялся первый боевой вылет, окончившийся уничтожением двух вражеских истребителей. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом лётчике облетела всю страну. Маресьев смог не только встать в строй, но и занять должность командира эскадрильи. Он до самой победы исполнял свой долг и стал ведущим лётчиком полка, за спиной которого осталось много подвигов.
  2. Екатерина Ивановна Зеленко – единственная женщина в мире, совершившая воздушный таран. Изначально она служила в 19-й бомбардировочной авиационной бригаде города Харькова. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования. Девушке удалось освоить семь видов самолётов за четыре года. Участвовала в советско-финской войне, совершила восемь боевых вылетов, уничтожив большое количество вражеской артиллерии и склад боеприпасов. За доблесть и отвагу была приставлена к награде Орден Красного Знамени. С самого начала Великой Отечественной войны Катя принимала участие в боях, занимая должность заместителя командира эскадрильи. На её счету сорок боевых вылетов и двенадцать воздушных боёв. В злополучный день 12 сентября она совершила два боевых вылета с целью разведки, во время второго вылета её самолёт был повреждён. Несмотря на это, Катя полетела в третий раз, на обратном пути её самолёт и самолёт напарника были окружены семью вражескими. Самолёт напарника был сразу же подбит и оказался вынужден совершить экстренную посадку, а офицер Зеленко выполнила свой долг до конца. Девушка смогла сбить один немецкий истребитель, а когда у неё закончился боевой запас, тараном сбила второй самолёт. Таким образом, она уничтожила его ценой собственной жизни. Екатерина Ивановна Зеленко была представлена к званию Героя Советского Союза посмертно ещё в 1941 году. О мужественной девушке говорили, что она родилась для авиации, как птица для полёта.

Сочинение на тему: « Если я не исполняю свои обязанности, то…»

Сочинение — эссе на тему: « Если я не исполняю свои обязанности, то…»

Обязанности человека делятся на четыре

рода: на обязанности перед самим

собой; перед семьёй; перед государством;

перед другими людьми вообще.

Гегель

В Конституции Российской Федерации написано, что каждый человек имеет право на жизнь, имя, гражданство, родителей, семью, образование и так далее. Права человека-гражданина — это определённые правила, по которым живёт он сам и окружающие его люди. Право – это и обязанность. Нет прав без обязанностей. «Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права», — писал поэт Андрей Дементьев.

Обязанность — это то, что подлежит безусловному выполнению, что обусловлено внутренними побуждениями и общественными требованиями. Каждый человек имеет свои обязанности перед родителями, семьёй, школой, близкими и Родиной.

Я учусь в общеобразовательной школе и мой долг хорошо учиться, выполнять домашние задания, ходить в школу в школьной форме и соблюдать школьный Устав. Это далеко не полный список моих обязанностей как учащейся школы. А что стало бы, если я отказалась их выполнять?.. В это трудно поверить, но всё же…

Обязанности – это ведь не закон, и меня не посадят в тюрьму…. Но не далеко и до беды!? Общество изменит своё отношение ко мне. Если я стану плохо учиться и получать двойки, то не только родители и учителя изменят обо мне своё мнение, будут меня стыдить, ругать. Мои одноклассники тоже станут плохо ко мне относиться, многие не захотят со мной дружить. А если я ещё и грубить стану, то мои друзья перестанут со мной общаться. Я могу потерять свою лучшую подругу.

Не исполнять свои обязанности – это ещё и не выполнять требования учителей и родителей. Так как я ученица, то должна хорошо вести себя на уроках, слушать учителей. Есть ученики, которые срывают уроки, грубят старшим, дерутся, воруют. Они уже нарушают свои обязанности. Это может привести к постановке на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, потому что, как правило, такие дети ещё и курят, употребляют спиртные напитки. О, ужас! Мне жаль их! Они не задумываются о своей будущей жизни. Таких учащихся перевоспитывать должна не только школа, но и, я уверена, семья. Ведь от воспитания в семье зависит многое.

В статье 38 Конституции РФ говорится о том, что воспитание в семье обычно осуществляется всеми взрослыми членами семьи, которые передают детям свой опыт, своё умение, представление о плохом и хорошем. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Встречаются семьи, не выполняющие свой долг по воспитанию детей. Например, очень часто дети в этих неблагополучных семьях находятся без присмотра. Такие девочки и мальчики плохо учатся в школе, ходят в неопрятном виде. Они часто попадают в плохие компании, где их научат употреблять спиртное или даже наркотики. Если родители не выполняют свои обязанности, то в процесс воспитания вмешивается государство, и их часто лишают родительских прав.

Кроме школьных, разумеется, у меня есть обязанности и в семье. А для чего нужны детям домашние обязанности? Давайте порассуждаем.

Если я буду помогать по дому старшим, то вырасту трудолюбивой и активной.

Делая какие-то домашние дела, я учусь планировать свои действия, ставить цели и вырабатывать определённые навыки, помогающие в достижении целей. Не выполняя обязанности, я буду лишена всего этого.

Обязанности учат рассчитывать свои силы, способствуют самодисциплине. Когда у ребёнка в семье появляются собственные обязанности, то это даёт ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в её жизнедеятельность.

Трудно было бы представить, что было бы, если бы мне поручили купить лекарства для моей пожилой бабушки, а я не выполнила этого поручения. Бабушка просто могла бы умереть. А это беда. Смерть. И в моей душе на всю жизнь была бы глубокая рана.

Один раз случилось, что я не исполнила свой долг, свои обязанности и не пришла домой в оговоренное с родителями время.

Я ведь просто заигралась с подругами и забыла, свои обещания. Мне было стыдно за свой поступок, и я поняла свою неправоту, потому что родители волновались и переживали за меня.

У меня в семье есть небольшие обязанности. Я мою обувь после улицы, мою посуду и убираю в своей комнате. Это моя посильная помощь родителям, которые любят и заботятся обо мне. Если бы я не делала этого и не помогала по дому, то расстроила маму и огорчила папу. Они ведь делают всё, чтобы я ни в чём не нуждалась. Мои родители, безусловно, делают всё, чтобы я была сыта, одета, обута. А я не требую от них больше, чем они могут мне предложить.

Помимо обязанностей в школе и в семье у каждого человека, в том числе и у ребёнка. Есть ещё долг перед обществом. Например, я иду по улице и вижу, что хулиганы пытаются отнять сумку с зарплатой и документами у девушки. Если я не вызову полицию, то девушка останется на месяц без средств к существованию и будет долго восстанавливать документы.

Однажды, гуляя по своему селу, я увидела, как старая бабушка внезапно упала навзничь. Если бы я вовремя не вызвала скорую помощь, то старушка не дожила бы до вечера. У неё оказался инсульт головного мозга. Выполняя свои обязанности гражданина, я помогла спасти человеку жизнь.

Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В современном мире, когда развивается быстрыми темпами техника, люди подчас бездумно губят леса, реки, озёра, не думая о последствиях. Делают своё чёрное дело техногенные катастрофы (например, взрыв реактора на Чернобыльской АС) и природные. Всё это отрицательно сказывается на здоровье людей. Поэтому не случайно место данной обязанности в Конституции.

Я думаю, что если каждый человек, гражданин, патриот будет выполнять свои обязанности и беречь окружающую его природу, то всё вокруг изменится: двор, лес, где он гуляет, станет лучше воздух, которым он дышит. И вода, без которой вообще нет жизни, станет чище. Это святая обязанность каждого человека на планете Земля.

Таким образом, если не исполнять свои обязанности, то можно вырасти злым, бесчестным, грубым, невежественным и жестоким человеком по отношению не только к людям, но и к нашей великой и прекрасной Родине.

4

Народная мудрость

  1. «Долг блюсти – отлично службу нести». В этой пословице говорится о том, что люди с хорошо развитым чувством долга становятся отличными воинами.
  2. «Не всё то долг, что деньги». В этой пословице говорится о том, что многие люди понимают под словом долг только то, что необходимо вернуть. Они забывают истинное значение этого слова, поэтому чувство долга им неведомо.
  3. «Хорошо жить в почёте, да ответ велик». Наши предки говорили о том, что уважение требует соответственного поведения. Если окружающие относятся с почтением к человеку, то ему ни в коем случае нельзя упасть лицом в грязь.
  4. «Чем больше чести, тем больше спросу». Смысл данной пословицы заключается в том, что чем больше у человека благородных качеств, тем больше от него ждут окружающие. Только от низких людей ничего не ждут.
  5. «Пришла честь, сумей её снесть». В этой пословице говорится о том, что мало просто иметь честь, нужно ещё уметь её сохранить.
  6. «Береги одежду снову, а честь смолоду». Данной пословицей наши предки хотели предупредить свой народ о том, что запятнанная честь не восстанавливается. Поэтому её необходимо беречь с ранней молодости, как и одежду, которую нужно хранить с самого начала, чтобы избежать скорого износа.
  7. «Голову сложи, а честь сохрани». Смысл данной пословицы заключается в том, что честь необходимо сохранить любой ценой. Даже если для этого придётся отдать свою жизнь.
  8. «Обязался языком, закрепи делом». В данной пословице говорится о том, что обещание требует своего выполнения. Уж если человек пообещал что-то, обязательно должен это сделать.
  9. «Тот в слове твёрдо стоит, кому слово дорого». В этой пословице говорится о том, что исполняет свои обещания тот, кто ними дорожит. Для всех остальных – это пустой звук.
  10. «Кому поручают, тот и отвечает». Наши мудрые предки говорили о том, что человек обязан выполнить то, что ему поручили. Он знает свои обязательства, поэтому должен чувствовать ответственность за их выполнение.

Журнал «ПАРТНЕР»

«Партнер» №11 (242) 2021г.

Чувство долга, что это такое? Допустим, с чувством всё понятно – это способность человека ощущать,воспринимать, переживать. Что касается долга, то очевидно, что долг – это обязанность, это ограничение, которое человек налагает на себя сам или кто-то налагает на него: гражданский долг, воинский долг, семейный долг, профессиональный долг, долг чести и т.д. Но каждый из нас воспринимает это обязательствопо-своему. Кто-то считает его добровольным, а кто-то — навязанным.Но ведь долг –это не только обязательство, но и, в первую очередь,ответственность. Ответственность нередко бывает связана с наказанием:если человек зачто-то отвечает, он должен быть готов к наказанию, которое понесет, еслине справится со своими обязанностями, и неважно, перед кем он отвечает –передсобой или перед другими людьми.

В каждом человеке чувство долга возникает с рождения благодаря людям, которые его окружают. Потом оно формируется в результате социальной деятельности, когда человек осознает свою связь с определенной социальной группой, а также с нацией и культурой. От того, с какой социальной группой человек себя отождествляет, зависит его конкретное поведение. Сформировавшись, это чувство говорит нам о том, каков наш долг перед другими. Особенностью чувства долга является превращение его из внешней необходимости во внутреннее побуждение, т.е. в добровольно принимаемую на себя обязанность, становящуюся внутренней потребностью личности.

Гражданский долг

Широко известны слова Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Что же это такое – быть гражданином? Само собой разумеется, гражданский долг заключается в первую очередь в соблюдении законов государства. К тому же когда-то нас учили, что участие в выборах, которые по существу являлись выборами без выбора, – это и есть основной гражданский долг каждого советского человека. Этим наш гражданский долг и исчерпывался – больше нас ничему не учили. Неужели это всё, к чему призывал нас Некрасов? Как мы знаем, поэт был всесторонне образованным человеком и примером для него была древнегреческая демократия. В частности, в древних Афинах человек, избегавший участия в общественной и политической жизни, назывался «идиотос». Его наказывали «атимией», что означало публичное бесчестие и лишение всех прав гражданского состояния. Он не имел права выступать в Народном собрании, занимать должности, служить в армии, участвовать в Олимпийских играх. Для древних греков политическая пассивность, в современном новоязе «пофигизм», – признак неполноценности.

Интересно отметить, что в европейском и в азиатском сознании понимание гражданского долга принципиально различается. В европейском понимании общество ответственно за власть. В азиатском понимании власть ответственна за общество в целом и за каждого человека по отдельности. При таком представлении гражданский долг есть всего-навсего долг подданного по отношению к власти. Этот долг, в первую очередь, заключается в проявлении лояльности, что в настоящее время с большим рвением демонстрируют, например, «турецкоподданные».

Воинский долг

Трудно сказать, как сейчас, а раньше в любом военкомате висел плакат: «Защита Отечества – священный долг каждого советского гражданина!» И с этим нельзя не согласиться. Если враг напал на твою Родину, то это – справедливая война, и тогда: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Но если армия, выполняя преступный приказ, неспровоцированно вторгается на чужую территорию, то это уже не защита Отечества, это – Иностранный легион, а солдат – просто наемник, на которого не распространяются никакие военные конвенции. Здесь уместно привести малоизвестные строки Леонида Филатова о долге перед Родиной в мирное время:

Пред Родиной, конечно, неудобно…

Долги, конечно, надо отдавать…

Но почему она – в уплату долга –

С вас требует кого-то убивать?

Следовательно, есть определенное противоречие между воинским долгом и гражданской совестью. Воинский долг предполагает безусловное выполнение приказов, даже если они являются преступными. В качестве примера можно вспомнить войну в Афганистане, которую оправдывали «выполнением интернационального долга», придуманного продажными и лживыми пропагандистами. Ради чего погибли и были ранены десятки тысяч советских солдат? Эту преступную войну Советский Союз безуспешно вел в течение почти 10 лет и, в конце концов, поджав хвост, вывел свои войска из непокорившейся страны.

Профессиональный долг

У любого специалиста есть присущий его специальности профессиональный долг. Следует отметить, что профессиональный и служебный долг – это не одно и то же. Служебный долг – это нечто совершенно конкретное, присущее не профессии, а данному рабочему месту. При этом общим для всех профессий является то, что любой специалист должен добросовестно выполнять порученную ему работу. Вот лишь несколько частных примеров.

Профессиональный долг врача заключается в неразглашении врачебной тайны и в соблюдении клятвы Гиппократа или еще проще – в формуле «не навреди». Следует упомянуть, что современная медицинская этика допускает действия, принципиально несовместимые с клятвой Гиппократа, в частности, эвтаназию и аборты.

Профессиональный долг журналиста, как гласит соответствующая хартия, заключается в том, чтобы гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. В этой простой и, казалось бы, однозначной формуле содержатся необъятные возможности для манипулирования информацией. Все события, происходящие на данном отрезке времени, отобразить невозможно, поэтому журналист выбирает те, которые ему представляются самыми важными. При этом он может «нечаянно упустить» то, что произошло в Кёльне и в ряде других городов Германии в предновогоднюю ночь 2015 года. Как известно, эти события только на второй, а то и на третий день попали на страницы газет и на экраны телевизоров. А еще можно одни события обобщить, а другие, наоборот, представить как несущественные частности. Следовательно, при выполнении профессионального долга у журналистов есть большой простор для «творчества». Поэтому их нередко называют представителями «второй древнейшей профессии».

Профессиональный долг судьи заключается в том, чтобы быть абсолютно беспристрастным и выносить решение на основании действующих законов. Недаром богиня правосудия Фемида изображается с повязкой на глазах, что символизирует ее беспристрастность. Казалось бы, чего проще: вот закон – следи в оба за его выполнением и чувствуй себя третьей властью. Однако жизнь гораздо сложнее любой схемы. Во-первых, нельзя игнорировать мнение руководства, от которого в большой степени зависит карьера судьи. Во-вторых, в ход идут деньги, порой очень большие деньги, а судья – тоже человек. Ну, а в-третьих, зачастую закон прописан так нечетко, что допускает существенные разночтения. Следовательно, требовать от судьи идеального исполнения профессионального долга – утопия.

Семейный долг

Вступая в брак, каждый человек добровольно берет на себя обязанность выполнять семейный долг. Этот долг предполагает в радости и в горе взаимную заботу супругов друг о друге, о детях и обо всех остальных членах семьи. Семейный долг – комплексное понятие. Одной из его важнейших составляющих является родительский долг, который заключается в воспитании ребенка и подготовке его к взрослой жизни. Некоторые родители ошибочно полагают, что, обеспечив ребенка материально, они выполнили свой родительский долг. Существует ли долг ребенка перед родителями? В этом вопросе психологи и социологи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что, заботясь о своих детях, взрослый человек косвенно исполняет свой долг и перед родителями путем продолжения их рода. Однако забота о родителях, бабушках и дедушках – это, в первую очередь, признак нравственного и духовного развития индивидуума. Каждый человек хочет быть уверен в том, что любой член его семьи всегда готов оказать ему необходимую помощь и заботу.

Долг признательности у японцев

Всё, в том числе и чувство долга, хорошо в меру. Интересное и я бы сказал необычное отношение к долгу признательности или, что то же самое, к долгу благодарности существует у японцев. Это отношение очень красочно описано в книге Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры». Японцы считают, что любая услуга требует взаимности и должна быть как-то вознаграждена. Поэтому они стараются избегать одолжений со стороны чужих людей. Стремление избегать случайных услуг или оказывать их производит ложное впечатление, что японцы – люди черствые и неотзывчивые. Сделать что-либо для незнакомца без его просьбы – значит поставить его в положение морального должника, то есть воспользоваться его затруднением в свою пользу. К такому абсурдному парадоксу приводит японское понятие о долге признательности.

Долг перед самим собой

Долг человека перед самим собой состоит в том, чтобы жить по совести, использовать свои таланты, реализовать свои способности и, не в последнюю очередь, заботиться о своем здоровье. Этот долг мы нарушаем чаще всего. Как известно, ничто так не укрепляет чувство долга, как невозможность уклониться от его исполнения. А в данном случае такая возможность имеется, потому что обязывающее «Я» и обязываемое «Я» совмещаются в одном лице. Каждый человек «без напряга» найдет уважительные причины, чтобы нарушить долг перед собой.

А в заключение хочу привести слова неизвестного моралиста: «Человека можно считать счастливым, если он делает то, что хочет, а хочет то, что должен».

Григорий Калихман (Дортмунд)

| №11 (242) 2021г. | Прочтено: 379

| Автор: Калихман Г. |

Афоризмы

  1. «Не полюбивши долга, нельзя его исполнить». Русский писатель и литературный критик И.А. Гончаров считал, что человеку необходимо полюбить свой долг, иначе он не сможет его исполнить.
  2. «Быть верным долгу в несчастье – великое дело». Древнегреческий философ Демокрит говорил о том, что человек должен всегда оставаться верным своему долгу. Даже в несчастье необходимо помнить о своём предназначении.
  3. «Не из страха, а из чувства долга нужно удерживаться от плохих поступков». Древнегреческий философ Демокрит считал, что человек должен избегать плохих поступков из-за чувства долга, а не страха. Только тогда он будет идти по верному пути.
  4. «Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой». Основатель немецкой классической философии И. Кант говорил о том, что долг возвышает человека, делает его лучше даже в собственных глазах.
  5. «Благородный муж знает долг, а низкий человек знает выгоду». Древнекитайский мыслитель Конфуций уже много столетий назад говорил о том, что чувство долга свойственно благородным людям, а личная выгода интересует только тех, у кого бедная душа.
  6. «Долг каждого – любить Родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценой собственной жизни». Франко-швейцарский философ и мыслитель Жан-Жак Руссо считал, что каждый гражданин обязан любить свою Родину и оставаться верным ей до последнего вздоха. В этом заключается главный долг человека, по его мнению.
  7. «Исполнение долга: вот о чём следует заботиться человеку». И.С. Тургенев считал, что людей беспокоит слишком много ненужного, поэтому говорил о том, что действительно имеет значение.
  8. «Просто удивительно, какая целеустремлённость, отвага и сила воли пробуждаются от уверенности в том, что мы исполняем свой долг». Всемирно известный поэт и историк Вальтер Скотт говорил о том, что людям важно осознавать то, что они исполняют свой долг. Тогда у них появляется уверенность в собственной значимости и сила воли для необходимых свершений.
  9. «Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание – есть долг». Древнекитайский мыслитель Конфуций призывал людей обдумывать свои обещания, потому что любое обещание обязывает того, кто его дал к ответственности за свои слова. Человек, дав обещание, обязательно должен его выполнить.
  10. «Долг – это то, чего мы требуем от других и не делаем сами». Английский писатель Оскар Уайльд говорил о том, что людям свойственно требовать от других того, чего сами они не делают. Это, по его мнению, и называется долгом.

Структура экзамена

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей: первая включает в себя задания с выбором ответа, за исключением задания №1, где необходимо указать пропущенный в схеме термин. Вторая состоит из заданий открытого типа.

Задания первой части

В первой части ответом может быть один из предложенных вариантов или несколько. Только в задании №2 нужно выбрать один из терминов, который является обобщением всех остальных. В другом случае экзаменуемому необходимо выбрать термины, лишние в ряду (задание №3), выбрать два или три правильных положения из пяти-шести или установить соответствие положений из одного столбца с положениям из второго (задания №5, 8, 14, 18). В задании №20 нужно заполнить пропуски в тексте, выбрав слова из ряда предложенных терминов.

К заданиям №10 и №12 могут прилагаться графики или схемы, отражающие статистические показатели или результаты соцопросов.

Задания второй части

Первые четыре задания (№21-24) второй части отличаются по уровню сложности и все они — на анализ текста. Задания №21 и 22 проверяют умение находить в нём информацию, а следующие два требуют знаний из курса обществознания. Текст даёт ответы на задания №23 и №24 лишь частично или не даёт совсем. К примеру, необходимо привести два-три положения о чём-то, а в тексте можно найти только одно.

В задании №25 нужно дать определение термину и составить два предложения с ним. В следующем задании проверяется умение раскрывать свои теоретические знания на примерах. Задание №27 — это задача на умение применять теоретические знания для решения социальных проблем. В них также могут быть использованы графики или схемы. Оно даже может включать математическую задачу.

Задание №28 требует умения составлять план доклада или реферата на заданную тему. Последнее задание — написать эссе, где темой служит высказывание известного автора или крылатое выражение. Обычно это юридическая пословица из римского права. Высказывание можно выбрать из пяти-шести вариантов, каждый из которых соответствует той или иной теме из курса обществознания.

Какие темы нужно знать

Курс по обществознанию состоит из пяти блоков:

  1. Человек и общество.
  2. Экономика. 
  3. Социальная сфера.
  4. Политика.
  5. Право.

В целом их содержание соответствует школьной программе, но есть небольшие исключения. 

Когда лучше начинать готовиться к экзамену

Это зависит от вашей базы теоретических знаний, навыков работы с заданиями экзамена, общей эрудиции и целей, которые вы перед собой ставите. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2021 может потребовать от полугода до двух лет. Хорошо, если в девятом классе вы уже сдавали ОГЭ по этому предмету. Отлично, если в паре с обществознанием вы сдаёте историю, так как эти дисциплины взаимосвязаны.

С чего начать подготовку

Начните с начала. Последовательно пройдите все темы, параллельно оттачивая свои знания решением заданий. Даже если вы хорошо знаете курс, повторение не помешает. Останавливайтесь подробнее на тех темах, которые вы забыли или не поняли, или о которых не знали вовсе.

Можно ли подготовиться самостоятельно

Можно, если у вас хорошо развиты учебные навыки и самодисциплина и если вы уже умеете писать эссе, хотя проверить его самостоятельно почти невозможно. В остальных случаях лучше готовиться со специалистом. Преподаватель сможет объективно оценить ваши знания и навыки, а также указать на ошибки и пробелы в знаниях, о которых вы могли и не догадываться. Не все темы из ЕГЭ по обществознанию входят в школьную программу, а некоторые даже не встречаются в справочниках или освещаются очень бегло. К примеру, в школьном курсе есть тема «Семья и брак», но нет темы гендерных отношений, а в ЕГЭ задания об этом есть. В нашей онлайн-школе вы найдёте своего идеального наставника, который поможет эффективно подготовиться и сдать экзамен на максимальный балл.

Хотели отдать в школу в 4 года

Семья Тепляковых живет в Котловке в маленькой однокомнатной квартире. Способности к обучению родители заметили у дочери Алисы еще в четыре года.

«Алиса хорошо писала, читала, считала. По сути, уже знала программу 1 класса. И мы хотели отдать ее в школу. Даже писали просьбу президенту России. Ответ пришел, что «в школу рекомендовано с 7 лет». Но у нас Алиса уже в пять лет знала программу пятиклассников. Мы с супругой задумались: отдавать Алису через два года в первый класс или продолжать учить? В общем, довели до логичного итога — до сдачи ЕГЭ», — рассказывает Евгений Тепляков.

До 9 класса Алиса училась по программе «семейное образование», а 10-11 класс — по программе «самообразования». За качество образования отвечают родители, а контролировать полученные знания имеет право только учебное заведение (в системе Департамента образования), к которому прикрепили ребенка. Алиса в пять лет сдала индивидуальную диагностику в Московском центре качества образования по всем предметам, которые у школьников с 1 по 5 класс. Продолжала учиться и дошла до 9, и до 11 класса.

Потом пришла на ЕГЭ, мне сказали, чтобы показала паспорт. А у меня его нет. Но все равно потом разрешили», — рассказала маленькая Алиса. 

 
 Фото: «Комсомольская правда»