В 98 году император веспасиан флавий тест егэ ответы

В 98 году император веспасиан флавий тест егэ ответы

1. Период царей (VIII ‒ VI век до н.э.)

По свидетельству Варрона Рим возник на берегу реки Тибр в 753 г. до н.э. Широко известен миф о братьях Реме и Ромуле, вскормленными волчицей и основавшими великий город.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студентаКапитолийская волчица

Рим населяли латиняне, сабиняне, этруски и другие народности. Потомки основателей города именовали себя патрициями. Плебеями называли переселенцев из других мест.

В этот период Римом правили цари: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Царь избирался народом. Он руководил войском, считался главным жрецом и вершил суд. Царь делил власть с Сенатом, куда входило 100 старейшин родов патрициев.

В римском обществе основой был род. Позднее его заменила семья. Глава семьи имел непререкаемый авторитет и абсолютную власть над ее членами.

В царский период религия древних римлян была анимистической. Все вокруг было наполнено разными сущностями и божествами, которым следовало приносить жертвы и поклоняться.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Под влиянием этрусской и греческой религии у римлян стал формироваться свой пантеон богов, которым придавались человеческие черты. Вера римлян требовала точнейшего соблюдения многочисленных ритуалов. Отсюда последовало развитие института жречества. Жрецов в Древнем Риме избирал народ. Их было так много, что они образовывали свои коллегии.

Прикладное искусство в этот период все еще сохраняло этрусское и греческое влияние. Красная или черная керамика имела замысловатую сложную форму в виде людей, зверей или растений. Для украшения изделий мастера, как и греки, использовали геометрические узоры.

Живопись по большей части была декоративной. Стены домов и гробниц расписывались яркими фресками с бытовыми и культовыми сценами. Широко использовались изображения батальных сцен, флоры и фауны, мифических существ.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студентаЭтрусская фреска

Скульптуры в основном изготавливались в малых формах из бронзы, дерева, камня, слоновой кости. Мастера только начинали изображать человеческие фигуры, поэтому они вырезаны упрощенно.

Но художники пытались передать реалистичность изображаемых. Особенно это заметно в надгробных статуях.

Рельефные скульптурные изображения использовались в предметах повседневного быта (кувшинах, сундуках, шкатулках, оружии и др.).

В этот период была построена, расширялась и укреплялась защитная стена вокруг Рима. Был возведен акведук, проводивший к городу воду. Постройки делали лаконичными, но прочными, декору уделялось мало внимания. В 509 г. до н.э.

на Капитолийском холме был возведен храм Юпитера. Его архитектура соединила в себе элементы этрусской и греческой культур. Началась застройка Форума ‒ популярного места в Риме.

Здесь находился рынок, проводились торжественные и религиозные церемонии, выборы должностных лиц, суд над преступниками.

До VI века до н.э. в основном использовалось устное творчество: песни, сказки, мифы. Затем римляне начали записывать сказания о божествах и героях, ритуальные песни и тексты. Многие истории перенимались у греков и переносились в римские реалии.

В этот период римская культура только начала формироваться. Она несла много заимствований от других народов, преимущественно этрусков и греков. Но в то же время уже проявлялась самобытность римлян и их собственное мироощущение.

2. Республика (VI ‒ I век до н.э.)

2.1 Период ранней республики (VI ‒ III век до н.э.)

Последний царь Тарквиний Гордый оказался тираном и был свергнут. В 510 г. до н.э. в Риме образовалась республика. Ей правили два консула, которых избирали каждый год. Чуть позже появилась должность диктатора, обладавшего чрезвычайными полномочиями. Он назначался на 6 месяцев консулами по решению Сената в моменты, когда Риму грозила опасность.

В этот период в Риме было много войн. Общество разрывалось внутренними противоречиями. В результате завоевательной политики, Риму удается установить господство на Апеннинах.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студентаЭтрусские воины несут тело погибшего товарища

В середине V в. до н.э. принимаются Законы 12 таблиц. Они надолго становятся первым письменным источником римского права и регулируют имущественные, семейные, наследственные отношения.

В IV веке до н.э. денежные отношения пришли взамен натуральным ‒ в обращение вошли первые медные монеты.

К IV в. до н.э. влияние этрусков ослабевает, появляются самобытные римские изделия в керамике и бронзе. Однако в V веке до н.э. наступил некоторый упадок ремесел по сравнению с Царским периодом.

Что касается архитектуры, то здесь влияние этрусков еще сильно. Римляне возводили деревянные храмы с терракотовыми скульптурами и настенными росписями. Жилища строили без особых излишеств, копируя этрусские дома с атрием (внутренним двориком с неглубоким бассейном для сбора дождевой воды).

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студентаРимский атрий

Народное творчество было представлено песнями (свадебные, магические, триумфальные, героические).

В письменности этрусские буквы заменяются греческими, происходит дальнейшее формирование латинского алфавита.

В 304 г. до н.э. эдилом Гнеем Флавием был опубликован календарь. Он считается первым римским литературным произведением.

В 280 г. до н.э. была записана публичная речь, произнесенная в Сенате Аппием Клавдием. Он же выпустил сборник нравственных изречений «Сентенций». Одно из них в ходу до сих пор: «Каждый кузнец своего счастья».

2.2 Период поздней республики(III ‒ I век до н.э.)

Многочисленные войны во II веке до н.э. (пунические, македонские) привели к расширению могущества Древнего Рима. Был разрушен соперничавший с Римом Карфаген, Греция и Македония превратились в римские провинции. Это повлекло за собой обогащение римской знати.

Рабы и золото в ходе войн были основными трофеями. Появляются гладиаторские бои ‒ любимое развлечение древних римлян. Рим становится сильным государством, но внутри него назревают противоречия, ставшие причиной гражданских войн. Установление диктатуры Суллы и Цезаря во II ‒ I веках до н.э.

привели впоследствии к принципату Октавиана Августа.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студентаГай Юлий Цезарь

Под греческим влиянием меняется архитектура города. Обеспеченные римляне строят дома с облицовкой мрамором, в украшении жилища используют мозаику, фрески.

Внутри размещают статуи, картины и другие предметы искусства. В скульптуре характерным явлением становится реалистический портрет. К I веку до н.э. римская архитектура обретает свою самобытность.

При Цезаре был построен новый Форум, в городе стали разбивать сады и парки.

С Востока и Греции в Рим пришли новые нравы. Римляне стали одеваться в разноцветные одежды, обильно украшая себя драгоценностями. Мужчины начали гладко бриться и коротко стричься.

Менялись и обычаи внутри семьи. Женщины получили больше свободы. Они могли распоряжаться своим имуществом и даже подать на развод. Впрочем, к концу периода республики число разводов сильно возросло. Это говорит об упадке семейного института.

В 240 г. до н.э. вольноотпущенный грек под именем Тит Ливий Андроник перевел греческие пьесы на латинский язык. С этого времени началась римская литература. Его последователем был Невий из Кампании.

Он сочинял пьесы, беря за основу греческие, но использовал близкие ему события и узнаваемых людей. Известен был и комедиограф Тит Макций Плавт. В то же время у римлян были популярны народные фарсы и мимы.

Появились и описания современной истории. Так в конце III века до н.э. Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент написали «Анналы» ‒ подробное изложение истории Рима. Известны также труды Катона Старшего «О земледелии», «Начала», «Наставления сыну», где он выступает за патриархальные римские ценности, критикуя моду на все греческое.

Во времена поздней республики большое наследие в жизни Рима оставил Варрон. Основной его труд назывался «Древности дел божеских и человеческих». Кроме того, он написал множество исторических, биографических, философских произведений, создав энциклопедическую картину знаний о Древнем Риме.

В этот период приходит мода на политическую публицистику. Многие известные личности стремятся запечатлеть в письменных трудах свою деятельность. Среди них Сципион Старший, Сулла, Публий Рутилий Руф, Гай Юлий Цезарь и др.

Развивается ораторское искусство. Особую роль в его становлении сыграл Цицерон. Римляне брали уроки красноречия, для них очень важно было уметь публично выступать в Сенате, суде, на Форуме. Удачные речи записывались. В Риме преобладала греческая школа красноречия, но вскоре появилась и римская ‒ более лаконичная и доступная простым слоям населения.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студентаМарк Туллий Цицерон

В I веке до н.э. расцветает поэзия. Талантливыми поэтами были Лукреций и Катулл. Лукреций написал поэму «О природе вещей», а Катулл славился своими лирическими и сатирическими произведениями. Сатирические памфлеты пользовались популярностью и являлись методом политической борьбы.

В то же время происходила дальнейшая эллинизация римской религии. Пришел культ греческих богов Аполлона, Деметры, Диониса, Гермеса, Асклепия, Аида, Персефоны и др. Обряды становились все более пышными и сложными. С востока в Рим проник также культ богини Кибелы. К концу I века до н.э. в Риме появились египетские священные культы. Стали популярны астрология, гадания, магия.

3. Империя (I век до н.э. ‒ V век н.э.)

3.1 Период ранней Империи (принципат) (I век до н.э. ‒ II век н.э.)

В 30-е годы до н.э. племянник Цезаря Октавиан Август стал единовластным правителем Рима. Он называл себя «принцепсом» ‒ первым среди равных.

А позднее получил титул императора, сосредоточив в своих руках всю власть. Так начался имперский период истории Рима ‒ «золотой век» римской культуры.

Покровительство поэтам и художникам оказывал друг Октавиана Августа Гай Цильний Меценат, чье имя стало нарицательным.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студентаОктавиан Август

В это время особых высот достигла поэзия. Самыми известными поэтами были Гораций, Овидий, Вергилий. Произведения Вергилия ‒ «Буколики», «Георгики», «Энеида» прославляли Августа и предсказывали наступление «золотого века». В то же время, он с любовью описывает природу Италии, обращается к традициям и самосознанию римлян.

«Оды» Горация до сих пор остаются образцом лирической поэзии. Овидий прославился любовной лирикой. Наибольшую известность приобрели его произведения «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви». В это время обретает большую популярность реалистический римский роман. Наиболее известны «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея.

Во времена Августа развивалась и научная мысль. Исторические труды Тита Ливия и Диониссия Галикарнасского рассказывали о величии Рима и его роли в античной истории.

Географ Страбон описал многие народы и страны, Агриппа составлял карты империи. Витрувий написал трактат об архитектуре. Плиний старший создал «Естественную историю». Птолемей изложил в своем труде «Альмагест» все современные астрономические знания. Врач Гален написал трактат по анатомии «О частях человеческого тела».

Для того, чтобы соединить части огромной империи строились дороги, акведуки, сохранившиеся до наших времен. В самом Риме возводились храмы ‒ Аполлона и Весты на Палатине, Марса Мстителя на новом Форуме Августа. В I ‒ II веке н.э. были построены такие известные архитектурные памятники, как Пантеон и Колизей.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студентаКолизей или амфитеатр Флавиев

Появились новые архитектурные формы ‒ триумфальная арка, двухэтажная колоннада. В провинциях также строились храмы, бани, театры и цирки для боев гладиаторов.

3.2 Период поздней Империи (III ‒ V век н.э.)

После смерти Августа к власти приходят императоры, обладающие неограниченной, деспотичной властью на манер восточных тираний. Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан проводили жестокие кровавые репрессии и, в свою очередь, были убиты в результате заговоров своего окружения.

Однако были и императоры, оставившие после себя хорошую славу ‒ Траян, Адриан, Марк Аврелий. При них возросла роль провинций. Их уроженцам был предоставлен доступ в Сенат и римскую армию. В то же время невозможно было уже скрыть внутренние противоречия среди римского общества. Несмотря на попытки Рима установить сильную власть, колонии стремились к независимости.

Архитектура становится монументальной, воплощающей идею могущества верховной власти. Строились грандиозные здания: стадионы, форумы, мавзолеи, акведуки. Примером такой архитектуры может служить форум Траяна.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студентаРазвалины Форума

К III веку Римская империя переживала упадок. В 395 г. произошло разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную. В это время зарождается христианство. Сначала оно находится под запретом, его последователи жестоко преследуются. Император Константин разрешает христианам исповедовать их веру, а вскоре христианство становится официальной религией.

К сожалению, торжество христианской веры привело к уничтожению многих античных памятников. На основе римского начинает развиваться раннее христианское искусство: строятся храмы-базилики, в пещерах появляется живопись в виде росписей. Фигуры людей в них показаны довольно схематично, больше внимания уделяется внутреннему содержанию сцены.

Раннехристианская живопись

Восточная римская империя под видом Византии просуществовала до 1453 г. В 410 г. Рим был разграблен варварами. В 476 г. Западная империя, а вместе с ней античный мир, окончила свое существование после отречения последнего императора.

Тем не менее наследие Древнего Рима сложно переоценить. Оно оказало огромное влияние на развитие культуры всего мира.

(3

Источник: https://MirItaly.ru/kultura-drevnego-rima/

Образование и наука Древнего Рима

Культура всякого народа имеет свои отличительные черты. Для Римской культуры была характерна практичность, свойственная всему образу жизни ранней римской общины. Развивалось все необходимое и полезное в повседневной жизни: инженерное искусство, строительство и архитектура, медицина, право.

Еще одной ее особенностью было воплощение римских ценностей: доблести, суровой простоты, нравственной строгости и преданности гражданскому коллективу.

И наконец, римскую культуру отличала несамостоятельность. Сначала образцом для подражания служили этруски, а с III в. до н.э. ими стали греки. Чем бoльшим было греческое влияние и чем роскошнее становилась жизнь римской знати, тем меньше оставалось от «отеческих нравов». Однако полностью древние идеалы никогда не предавались забвению.

Образование

Образование издавна было доступно всем римским гражданам. По словам историка Полибия, легионеры, несущие стражу, получали от офицеров пароль в письменном виде.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студента

Система образования в Риме состояла из трех ступеней. Начальная давала навыки чтения, письма и счета. В 12–13 лет ученики приступали к грамматике, что предполагало изучение греческой и латинской литературы.

После этого переходили к риторике, необходимой для того, чтобы составлять и произносить речи.

Школы учреждались и содержались на городской счет, в годы империи часть средств на оплату учителей отпускала императорская казна.

Императоры же обеспечивали возможность посещать школы детям из бедных семей. Обеспеченные юноши для завершения образования отправлялись в платоновскую Академию в Афинах, служившую своего рода университетом древности.

В Афинах изучали философию и совершенствовали греческий язык. Своя философская школа была и в Александрии. Как центры образования славились Массилия (современный город Марсель), Бурдигала (современный город Бордо), Трир.

Философия

Дух философии с ее поиском ответов на все новые и новые вопросы был чужд практичным римлянам. Во времена Катона философов считали бездельниками, а само слово «философия» было чуть ли не бранным.

Сохранился рассказ об одном римском наместнике в Афинах, который, собрав греческих философов, отчитал их за то, что они растрачивают время зря на бесконечные споры.

Однако сам Катон хоть и опасался, что под влиянием греческой философии римляне предпочтут «славу речей славе подвигов», выучил греческий, чтобы читать в оригинале наставления философов.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студента

Марк Порций Утический, или Младший. Лувр

В I веке до н.э. по всей Италии стали появляться философские кружки и библиотеки.

Самым ярким римским философом был Лукреций – последователь великого греческого философа Эпикура, учившего, что истинное удовольствие заключается в том, чтобы избегать физической и нравственной боли.

В поэме «О природе вещей» эпикуреец Лукреций рассуждал о свободе воли человека, о том, что боги не оказывают влияния на судьбы людей, о вечной материи, которая состоит из атомов.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студента

Римский бюст Эпикура

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студента

Бюст Сенеки

Среди римских философов было много стоиков, учивших достойному исполнению жизненного долга и готовности к любым переменам. К их числу принадлежали оратор Марк Туллий Цицерон и воспитатель императора Нерона Сенека.

Последним великим мыслителем среди римлян был Марк Аврелий, которого часто называли императором-философом.

«Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение», – считал этот стоик, которого философия занимала настолько, что способна была отвлечь даже от политических дел.

Наука

Как и в философии, в римской науке главные достижения принадлежат Лукрецию, стремившемуся создать теорию развития природы и общества. Остальные римские ученые были не столько исследователями, сколько собирателями чужих знаний. Благодаря их трудам появились многочисленные наставления в разных сферах деятельности и энциклопедии, например «Естественная история» Плиния Старшего.

Медицина, юриспруденция и лингвистика – науки, в которых римляне смогли добиться наибольших успехов.

Инструменты римских хирургов мало чем отличались от современных, а переломы и вывихи и сегодня лечат, используя правила, выработанные римлянами. Самыми знаменитыми медиками Рима были хирург Цельс и автор труда «Врачебное искусство» Гален.

Гален был первым, кто доказал, что мозг, а не сердце, как думали до него, является «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности», что по сосудам течет кровь и что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студента

Бюст Цицирона

Римские юристы сформулировали принципы, на которых строится современное право. Римские лингвисты так отточили латынь, что на протяжении столетий она оставалась языком образования и науки.

Из всех наук римляне особенно выделяли историю – «свидетельницу времен, свет истины, жизнь памяти, учительницу жизни, вестницу старины», как писал о ней Цицерон. Первую историю Рима на латыни написал Катон Старший.

Его последователи составляли исторические хроники – анналы, ставшие основой трудов крупнейших римских историков Саллюстия, Тита Ливия и Корнелия Тацита.

Все они заботились не только о правдивости своих сочинений, но и об увлекательности изложения.

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э. - Для студента

Ливий Тит

Особенно в этом преуспели Ливий и Тацит.

Стремление к живости повествования привело к появлению своеобразного историко-литературного жанра портрета, образцом которого является «Жизнь двенадцати цезарей» Светония.

По мере распространения христианства интерес к истории утрачивается, а распространение получают местные хроники событий. Последним крупным римским историком был живший в IV в. Аммиан Марцеллин.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevnij_rim/obrazovanie_i_nauka_drevnego_rima.html

Наука в римской культуре III-I вв. до н.э

  • италийского,
  • греческого,
  • этрусского
  • исконно римского.

Именно этим можно объяснить эклектизм римской науки.

Понятие 1

Эклектизм – ϶то метод организации философской системы через соединение разнообразных положений ᴎɜ различных философских направлений.

Агрономия

Большая часть населения Италии занимались земледельческим трудом. По϶тому развитие агрономии достигло достаточно высокого уровня. До наших дней дошли труды Марка Порция Катона и Теренция Варрона по ведению сельского хозяйства.

Марк Катон в трактате ʼʼО сельском хозяйствеʼʼ даёт 162 рекомендации по земледельческому труду в имении. Он советует практические меры по увеличению дохода и уменьшению расходов.

Трактат Варрона ʼʼО сельском хозяйствеʼʼ состоит ᴎɜ трёх книг: о земледелии, скотоводстве и приусадебном хозяйстве.

Архитектура

Архитектор Витрувий посвятил десять книг, описывая достижения римских и греческих архитекторов. Он собрал воедино практические правила строительства и принципы эстетического восприятия готового здания.

Его трактат ʼʼОб архитектуреʼʼ долгое время оставался настольнои̌ книгой выдающихся деятелей направления. И хотя ᴇᴦο узкая специализация не позволила книге получить большое распространение, именно ϶тот труд методствовал возникновению эпохи итальянского Возрождения.

Риторика и ораторское искусство

Большое значения активного уя в народном собрании, ведения политических дискуссий имело ораторское искусство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ невозможно представить без риторики. Хоть и греческие образцы указали направления развития, римские ораторы смогли породить и развить новые тенденции. Знаменитый трактат ʼʼРиторика к Геренниюʼʼ являлся основным руководством и сборником правил ораторского мастерства. Труды Цицерона ʼʼОб оратореʼʼ и ʼʼБрутʼʼ были написаны в ϶том направлении, может быть по϶тому ʼʼРиторику к Геренниюʼʼ приписывают Цицерону.

Цицерон предъявляет большие требования к человеку, вышедшему на трибуну с речью. Он указывает на обязательность соблюдения последовательности выступления.

Оратор предлагает использовать в своей речи подходящие метафоры, создавать ᴎɜ понятных народу корней неологизмы. Правильное произношение всœех звуков и слов так имеет огромное значениеВажно сказать, что для каждого вида реи он предлагает специфическую структуру. Самой эмоциональнои̌ и запоминающейся он советовал делать заключение.

Правоведение

Филология

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/17363_nauka_v_rimskoy_kul_ture_iii_i_vv_do_n_e

Античная культура Древнего Рима

Древнеримская культура

Древний Рим сыграл ключевую роль в истории европейской, да и мировой культуры. Комплекс стран и народов, который мы до сегодняшнего дня обозначаем словами «Западная Европа», в исходной своей форме создан Древним Римом и реально существует в пределах былой Римской империи.

Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические стереотипы, переданные Римом Европе, на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX ст., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры.

Не только основы права и государственной организации, не только устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от античности через Древний Рим, но сами первоначала ее общественного бытия – идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей и т.д.

– вышли из того же источника.

Древнеримская культура первоначально формировалась в пределах римской общины, позже она ассимилировала этрусскую, греческую, эллинистическую культуру.

Начальный этап ее охватывает XIII-III вв. до н. э., а культурное пространство раннеримского общества – этруские города, греческие колонии в Южной Италии, Сицилии и Лации, на территории которой в 754-753 гг. до н. э. основан Рим.

К концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, от этрусков унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, цифры, одежду-тогу и др.

Религия, философия, литература

Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия, которая была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма – почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема – основателей города. Божества были обезличенными, бесполыми.

С течением времени из неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса – бога начала и конца, Марса – божества солнца, Сатурна – бога посева и др., т.е. римляне перешли к антропоморфизму (от греческого antropos — человек, morfe – вид).

Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, так как считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

В 510 г. до н. э., по преданию, народ сверг последнего этрусского царя – Тарквиния Гордого. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой. В период ранней республики (VI-III вв. до н. э.

) Рим подчинил всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права – «Законы XII таблиц» (серед. V в. до н. э.).

Вплоть до знаменитого Кодекса Юстиниана (VI) они оставались единственным кодексом римского права.

Культура Римской республики определялась особенностями развития римской общины.

В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе.

С III в. до н. э. римские боги начали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Венера – с Афродитой и т.д.

Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни – переводами с греческого.

Первый римский поэт был грек Ливий Андроник, который переводил на латынь греческие трагедии, комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы были вольными – включал новые отрывки, изменял имена.

Лукреций Кар в научной поэме «О природе вещей» (первая пол. I в. до н. э.) изложил материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура.

Он осуждает жестокость и абсурдность гражданских войн, терзавших общество, верил в могущество человеческого разума, способного овладеть тайнами бытия.

Начало римской прозе положил Катон Старший своим трудом «О сельском хозяйстве» (нач. II в. до н.э.). Многие виды латинской культуры обогатило творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.

) –философию, юриспруденцию, историю, ораторское искусство.

Он заботился о популяризации греческой философии, переводя на латинский язык произведения многих греческих философов, дополняя их примерами из римской истории или цитатами поэтов.

Не менее знаменитым писателем того, времени был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.), написавший около 74 сочинений в 620 книгах на исторические, философские, религиозные и другие темы. Он – единственный римский писатель, за свои заслуги увековеченный прижизненным памятником.

Архитектура

Высокого уровня развития достигла архитектура, которая испытывала сильное влияние этрусской и греческой. Но в то же время, в сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, подавляющие человека; для них характерна монументальность, пышная отделка зданий. Больший интерес ролявляли не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции – арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий:

  • · базилики (совершались торговые сделки, вершился суд);
  • · амфитеатры, (устраивались гладиаторские бои);
  • · цирки (проходили соревнования колесниц);
  • · термы (комплекс банных помещений).
  • Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка.

Во время завоеваний Греции и эллинистических государств в Рим в огромном количестве вывозились материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины. Началось копирование греческих шедевров.

Все это не способствовало расцвету собственно римской скульптуры. Исключение составил жанр портрета в скульптуре – портретные статуи (традиции этрусков).

Римляне создали тип статуи «тогатус», изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа.

Характерная черта мышления – практицизм, развитие прикладных наук. Высокого уровня развития достигла юриспруденция – в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература, среди которой необходимо отметить 18 книг «Гражданского права» и «Дефиниции» Квинта Муция Сцеволы.

Таким образом, культура периода республики представляла собой эклектичное соединение различных начал – этрусского, греческого, собственно римского, италийского.

С 31 г. до н. э. начинается история империи и зарождается качественно новая средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально-экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой – античную интеллигенцию – учителя, мастера риторики, философы, поэты, писатели.

Центром средоточия культуры были города, в которых находились театры, амфитеатры, цирки, стадионы, храмы и др. Для населения был характерен высокий уровень грамотности.

Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени – начальная, средняя, высшая. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности.

Стало зарождаться высшее образование.

Но в то же время, рост благосостояния породил у аристократии потребительство, стремление к материальным благам и развлечениям, что отразилось в лозунгах «лови момент», «хлеба и зрелищ».

Одно из важнейших достижений римской культуры – литература. Это – творчество таких писателей как Апулей, Плиний Младший, поэтов Вергилия, Горация, Овидия. Грандиозные масштабы Римской империи наложили отпечаток на литературную форму. В сравнении с греческими образцами, произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

Наука и искусство

В сравнении с литературой достижения науки не столь значительны. Хотя и получили определенное распространение географически, медицинские знания, но все более становились заметны признаки регресса. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля-центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.

В этот период были восприняты и развиты достижения греческой науки в области сельского хозяйства, военном деле, строительстве.

Если наука в эпоху поздней империи не получила значительного развития, то архитектура, портретная скульптура, декоративно-прикладное искусство и поныне остаются шедеврами мировой художественной культуры. Римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол).

В I-II вв. н. э. сооружены два наиболее известных архитектурных памятника – Колизей, самый большой амфитеатр античного мира и Пантеон – храм во имя всех богов. Пантеон, круглое в плане здания, перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м. Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, научились сооружать купола такого размера.

Искусство пронизывало повседневную жизнь римлян, было одним из средств разумной организации жизни. Поэтому первоочередное значение придавалась практицизму и реалистичности

На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Угнетенные нуждой и тяжелым трудом массы возлагали надежды и искали утешения то у бродячих философов, то у восточных богов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия.

Новые религии соперничали между собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Это была религия Христа, привлекшая к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Учение об искупительной жертве распятого на кресте Христа было «евангелием» – «благой вестью» для них, ибо несло надежду и утешение.

Ученики Христа, «апостолы», разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.

В конце II в. н. э в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерны признаки кризиса античной культуры – низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, распространение христианства.

В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Разлагается античная традиция, идет борьба ее с новыми, христианскими принципами. Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император).

Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно-римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.

Древний Рим достойно выполнил свою историческую миссию, сохранив для Европы греческую культуру через трансляцию и тиражирование ее ценностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a42621.html

Виды жилища богатых горожан

Еще сильнее своеобразие римской архитектуры откликнулось в новом типе жилища в духе эклектизма: италийский атриум и эллинистический перистиль.

Наиболее богатые помпейские постройки, такие как дома Пансы, Фавна, Лорея Тибуртина, Веттиев, относятся к этому типу.

Перистиль служил больше украшением богатого поместья, чем местом многообразной жизни его обитателей, каким он был в домах Греции.

В отличие от греческого жилища все помещения выстраивались в строгом порядке по сторонам от его главной оси.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студента Атриум Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студента Перистиль дома Веттиев, вид со стороны большого триклиния. Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студента Портик и садик в доме Лорея Тибуртина Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студента Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Настоящее время Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студента Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Так было раньше Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студента Вилла Публия Суллы (Дом Фавна). Внутренний сад с перистилем и ионическим ордером

Помпеянские виллы чаруют высоким совершенством прикладного искусства. Но там проскальзывает много тщеславия и безвкусной роскоши: роспись стен копиями прославленных греческих картин IV века, подражание египетским плоским украшениям, или, наоборот, создание обманчивого впечатление окон.

Эпоха Августа характеризуется стилизаторством и эклектизмом. К лучшим памятникам этого времени принадлежит Алтарь Мира на форуме. Отличие рельефа сразу бросается в глаза: фигуры поставлены в несколько планов, что придает картинность, но между фигурами не чувствуется пространства, воздуха, световой среды, как в эллинистических рельефах.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студента Алтарь Мира, построенный в честь богини Мира. Крытый музей. Рельеф одной из стен алтаря

Классическое течение при Августе было главным, но не единственным. Во II в. до н.э. сторонники ветхозаветной старины выступали против подражания грекам.

Инженерные сооружения. Акведуки

Среди римских памятников существует большой раздел, посвященный инженерным сооружениям.Таким образом появилось много элементов благоустройства городов: мощенная Аппиева дорога, водопровод, акведук.

Гардский мост в Ниме Пон-дю-Гар Помпеи. Италия Риме Мощенная Аппиева дорога 312 г до. н. э. Длиной более 570 км, она соединяла Рим с портом Брундизием (совр. Бриндизи) Свинцовый водопровод

Форум

Искусство становится в руках государей средством упрочнения своего авторитета. Отсюда зрелищный характер архитектурных сооружений, большой размах строительства, пристрастие к огромным размерам. В римской архитектуре было больше беззастенчивой демагогии, чем подлинного гуманизма и чувства прекрасного.

Самым величественным типом построек был форум. Каждый император стремился увековечить себя таким сооружением.

Форум императора Траяна достигает почти размеров афинского акрополя. Но по своему замыслу акрополь и форум глубоко различны. Чопорный порядок, пристрастие к строгой симметрии выражены в огромном масштабе.

Форум императора Траяна. Италия

Римские строители оперировали не объемами, как строители афинского акрополя, а открытыми интерьерами, в пределах которых выделялись небольшие объемы (колонны и храмы). Эта возросшая роль интерьера характеризует римский форум, как ступень большого исторического значения в развитии мировой архитектуры.

Форум, в центре — колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка Септимия Севера На фото слева изображена Базилика Максенция и Константина — самое большое здание, когда-либо построенное на форуме в 312 г. Храм Мира, также известный как Форум Веспасиана (латинском : Форум Vespasiani), был построен в Риме в 71 году н. э. Здание табулария (государственный архив) на форуме , 78 г. до н. э. — самое ранее из дошедших до наших дней сооружений, в котором была применена система римской архитектурой ячейки, сочетавшей в себе два противоположных конструктивных принципа — балочной и сводчатой конструкции.

Городская планировка

Римские города, как Остия в Италии или Тимград (в Африке), похожи строгой правильностью своего плана на военные лагери. Прямые улицы окаймлены рядами колонн, сопровождающих всякое движение по городу. Улицы завершаются огромными триумфальными арками. Жить в таком городе означало всегда чувствовать себя солдатом, быть в состоянии мобилизации.

Тимград — древнеримский город в Северной Африке, расположенный на территории современного Алжира. 100 г. н. э.

Триумфальные арки

Новым типом римской архитектуры были триумфальные арки. Одна из лучших — арка Тита. Арки воздвигались для того, чтобы служить воспоминанием о победах среди поколений.

В построении этой арки существует два типа ордера: один подразумеваемый — на котором покоится полуциркульная арка, отделенная от него карнизом; другой ордер, обозначенный могучими полуколоннами, поставлен на высокий подиум и придает всей архитектуре характер напыщенной торжественности.

Оба ордера пронизывают друг друга; карниз первого сливается с карнизами ниш. Впервые в истории архитектуры здание складывается из отношения двух систем.

Пристрастие римлян к впечатлению тяжести и силы сказывается в арке Тита в огромном антаблементе и аттике. Резкие тени от карниза придают напряженность и силу архитектурным формам.

Амфитеатры

Амфитеатры служили ареной занимательных и эффектных зрелищ для многолюдной толпы: выступлений гладиаторов, кулачных состязаний. В отличие от греческих театров, они не давали высоких художественных впечатлений.

Например, здание Колизея, которое имело 80 выходов и это позволяло зрителям быстро заполнять ряды и так же быстро выходить. Внутри Колизей производит неотразимое впечатление своей ясностью и простотой форм. С наружной стороны он был украшен статуями. Весь Колизей выражал сдержанность, одновременно с внушительностью.

Ради этого три его открытых яруса увенчаны четвертым, более массивным, расчлененным всего лишь плоскими пилястрами.

Колизей (амфитеатр Флавиев) в наши дни. Год строительства -80 н. э. Исходный облик Колизея Колизей внутри Наглядный макет Колизея

В сооружении Пантеона был использован весь многовековой опыт римского строительства: его двойные стены с бутовой массой внутри, разгрузочные арки, купол диаметром и высотой 42 м.

Такого огромного художественно оформленного пространства ранее не знала архитектура. Особая сила Пантеона — в простоте и в целостности его архитектурных композиции.

В нем нет сложной градации масштабов, нарастания черт, которые придают повышенную выразительность.

Пантеон (переводится, как «храм всех богов»), построенный в 126 г. н. э. Интерьер Пантеона размеры Пантеона

Термы

Потребности городской жизни создали в середине I в. н.э. новый тип зданий — термы. Эти здания отвечали различным нуждам: начиная с культуры тела и кончая потребностью в умственной пище, размышлениях в одиночестве.

Снаружи термы имели малопримечательный вид. Главное в них — интерьеры. При большом многообразий форм плана, строители их подчиняли симметрии.

Стены были облицованы мрамором — красным, розовым, пурпурным или нежно-зеленым.

Руины термы императора Каракаллы (Антониновые термы). III век (212—217 годы)

Римским искусством завершается история античного искусства.

Источник: https://arch-simple.ru/styles-in-the-architecture/arhitektura-drevnego-rima.html/

Архитектура Древнего Рима: краткий обзор

Архитектура Древнего Рима основана на двух великих цивилизациях – греческой и этрусской. Этруски обладали отличными технологиями по постройке храмов, домов, гробниц. Именно они ввели арку и свод. Но, в отличии от греческих, храмы этрусков были построены из недолговечных материалов, поэтому мало сохранилось до наших дней.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студентаЭтрусская арка в Перуджи, Италия

Тем не менее, есть объекты, изучая которые можно получить много информации об этой культуре. Известно, что несущая конструкция зданий была из дерева, использовались кирпичи и терракотовые покрытия.

Этрусская арка в Перуджи представляет собой неповрежденный пример городских ворот.

Архитектура Древнего Рима: периоды

Реальная римская архитектура с оригинальными особенностями, которые перерабатывают этрусские и греческие влияния, определяется начиная со 2-го века до нашей эры.

Архитектура Римской Монархии

Считается, что Рим был основан в 753 году до н.э. В начале своей истории Рим был монархией. Согласно традиции, после правления Ромула, на трон поднялся царь Нума Помпилий, который улучшил организацию территории города. Его сменил Тулл Гостилий, опытный латинский воин, завоевавший близлежащие города. Четвертым королем был Анко Марцио, построивший порт Остия, в устье Тибра.

Последовали этрусские правители — Тарквиний Приск приказал покрыть камнем рыночную площадь, Форо, построил многочисленные храмы и заказал прокопать канализацию Клоака-Максима для сброса грязной воды. Сервий Туллий обнёс город стеной.

Монархия закончилась на правлении Луция Тарквиния Гордого, который был изгнан из города в 509 году до нашей эры, и Рим стал республикой.

Архитектура Римской республики

Во времена республики, которая длилась почти пять столетий, Рим всегда был в состоянии войны.

После завоевания этрусков и других народов, проживающих на территории сегодняшней Италии, Римская Республика завоевала территории Греции и других стран Средиземного моря. Активно велось строительство.

Для перемещения армии нужны были хорошие дороги, их строились много. Дорога (лат. strata) формировалась из нескольких слоев (итал. strato) и ее поверхность была покрыта каменными плитами.

Архитектура периода Римской республики уделяет большое внимание практическим и функциональным аспектам строений.

Архитектура Римской империи

После того как Римская республика сменилась Римской империей в 31 году до н.э., наступил длинный период процветания для искусства и архитектуры. Под императором Августом, затем под Трояном и Адрианом архитектура римской империи достигла своего великолепия и играла немаловажную роль пропаганды власти.

Сохранились обширные свидетельства, относящиеся к архитектуре, где римляне демонстрируют отличные навыки в технике строительства, скульптуре (портреты, рельефы, которые дополняют архитектуру), живописи (фрески, мозаики).

Архитектура христианской эпохи

Период варварских нашествий знаменует упадок римской архитектуры. Приходит новая эпоха — христианская.

Основные характеристики римской архитектуры

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студента

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студентаЧентинатура. Деревянная констркуция для поддержки сводов

  1. В римской архитектуре, безусловно, просматривается великая преемственность с греческим искусством — симметрия,  регулярность форм, использование архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионный и коринфский). На самом деле, вместо дорического ордера римляне использовали тосканский ордер (tuscanico/toscano), который очень на него похож, разница заключалась лишь в том, что колонна была гладкой, без борозд (каннелюр).
  2. От этрусков римляне переняли арки и своды, став главными специалистами по их использованию. При возведении арки и сводов использовали временную деревянную конструкцию для поддержки — чентинатуру (centinatura). Из большого количества арок, стоящих друг за другом римляне формировали цилиндрический свод (volta a botte), а пересечение двух цилиндрических сводов образовывало крещатый свод (volta a crociera). Первыми строителями настоящих куполов тоже были римляне. Один из самых красивых купольных Сводов является – Пантеон.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студентаКупольные своды в архитектуре Древнего Рима

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Производство кирпичей обходилось тоже недешево, и требовалось много рабочей силы для кладки.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).

Бетон заливали в деревянные опалубки, уплотняли трамбовкой и, после его затвердевания, снимали опалубку. Такой метод строительства стен назывался opus caementicium.

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студентаАрхитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студентаДревнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus incertum

В opus incertum камни имеют неправильную форму, и их укомплектовка кажется почти случайной.

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студентаКаменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Архитектура и планировка городов (градостроительство)

Здесь два разных примера –

  1. сам город Рим, который уникален по своему развитию,
  2. и постройки новых городов.

Планировка большинства древнеримских городов была прямоугольной, основанной по принципу временных лагерей легионеров – castrum.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студентаПланировка городов Древнего Рима

А именно, поселения разбивали и застраивали вдоль двух главных улиц – кардо (ориентирована с севера на юг) и Декуманус (с востока на запад). Место пересечения этих улиц отводили для главной площади города – Форо.

Римская архитектура IV-I вв. до н.э. - Для студентаРеконструкция планировки города Римини

В городах сооружались дороги, водопроводы, канализация, мосты.  Строились различные здания:

  • дома для проживания (Domus, Insulae и Villas);
  • для отдыха (театры, амфитеатры, цирки и термы);
  • предназначенные для поклонения богам (храмы);
  • для политической и административной деятельности (Курия и Базилика)
  • и праздничные памятники (триумфальные арки и колонны).

Краткий видеообзор-реконструкция архитектуры Древнего Рима:

Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/epohi/arhitektura-drevnego-rima

Искусство Древнего Рима. Периодизация 1. Период республики ( VI -I вв. до н.э.) 2. Искусство империи (I до н.э. – IV вв. н.э.) — презентация

1 Искусство Древнего Рима

2 Периодизация 1. Период республики ( VI -I вв. до н.э.) 2. Искусство империи (I до н.э. – IV вв. н.э.)

3 Историче ские периоды Виды построек Строител ьный материал Назначен ие построек Нововвед ения в архитектуре

4 Искусство эпохи республики Эпоха республики чрезвычайно бедна художественными произведениями (большая их часть датируется III вв. до н. э.

) Вероятно, первые храмы для римлян возводили их соседи более цивилизованные этруски.

Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, статую Капитолийской волчицы, символ легендарной прародительницы римлян.

5 Римский Форум

6 Форум, расположенный в долине между тремя холмами Палатином, Капитолием и Эсквилином, в давние времена был пустынной болотистой местностью, которая была осушена во время правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и Большой клоаки, соединявшейся с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.

7 Храм Богини Весты Архитектура эпохи республики представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм моноптер состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход в храм, по этрусскому обычаю, был только с одной стороны.

Круглый храм Сивиллы( Весты) в Тиволи под Римом окружен коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционно римского мотива бычьих черепов, с которых свисают тяжелые гирлянды. Это символ жертвоприношения и памяти.

Ордер в таких храмах отличается жесткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили характерную для Греции пластичность.

8 Храм Фортуны Вилирис Прямоугольные римские храмы отличались от ордерных греческих. Так, храм Фортуны Вилирис на Бычьем Форуме в Риме также имеет вход лишь с одной стороны. Ионические колонны завершаются капителями скромного рисунка, а в тимпане фронтона полностью отсутствуют скульптурные изображения.

9 Виадук Великолепны римские мосты III вв. до н. э. (Мост Фабриция, Гарский мост). Мост Мульвия, простоявший более двух тысяч лет, отличается большой выразительностью.

Мост зрительно «опирается» на воду полукружьями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проемами.

Сверху на арках лежит карниз, придающий всей конструкции стилистическую законченность

10 Гарский мост (римский акведук в Ниме) Одним из удивительнейших чудес Вечного города были акведуки. Акведуки великое свершение инженерной мысли. Они подвели чистейшую воду прямо к домам жителей Рима. I в. до н. э. I в. н. э.

11 Амфитеатр в Помпеях. Вид древнеримского города можно представить на примере Помпей италийского города, погребенного под толстым слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 г. н. э.

Город имел регулярную планировку. Обширный форум был обнесен двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении.

В городе было два театра.

12 Помпеи Замечательны помпейские дома модусы. Домус представлял собой прямоугольное сооружение, вытянутое вдоль двора, а на улицу выходившее глухой торцевой стеной. Главным помещением в доме был атриум. В атриуме в центре крыши было отверстие, под которым помещался бассейн для сбора воды. Внутри дома были расписаны. Настенная роспись из Виллы Мистерий в Помпеях. I в. до н. э

13 Сад в Доме Ветии в Помпеях

14 Помпеи Во II конце I вв. до н. э. стены домов расписывались в так называемом первом помпейском стиле («инкрустационный»): это был геометрический орнамент, напоминавший обкладку стен драгоценными камнями. В I в.

до н. э. в моду вошел так называемый «архитектурный», или второй помпейский стиль. Теперь стены домов превратились в подобие городского пейзажа, включавшего изображения колоннад, всевозможных портиков и фасадов зданий.

15 Портрет Замечательным достижением республиканского искусства стал портрет. Римский портрет восходил к восковым маскам, которые снимались с умерших. Они передают мельчайшие подробности человеческого лица. Гай Юлий Цезарь. I в. до н. э.

16 Искусство ранней империи Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Со времени правления Октавиана римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля.

Известная статуя из Прима Порта представляет его оратором, обращающимся к народу. У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры по преданию, прародительницы Юлиев. Статуя величава и торжественна. Непокрытая голова императора и его босые ноги являют черты греческого стиля. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (63 г. до н. э. 14 г. н. э.

) римский император с 27 г. до н.э.

17 Искусство ранней империи Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Он представляет собой три цилиндра, поставленные один на другой. Образовавшиеся террасы были превращены в висячие сады. Перед входом в мавзолей были установлены два обелиска в память о победе Августа над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой.

18 В эпоху Августа был популярен так называемый третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. 50-е гг. I в. н. э.), именуемый также «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Нарцисс. Фреска из Дома Марка Лукреция в Помпеях. Конец I в. до н. э. 63 г. «Сад и птицы» из виллы в Прима Порта. Конец I в. до н. э. Искусство ранней империи

19 Начиная с середины I в. в изобразительном искусстве начал формироваться жанр натюрморта.

20 Искусство ранней империи В правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской империи, достигло расцвета портретное искусство. Клавдий Цезарь Нерон (3768), римский император с 54 г., из династии Юлиев Клавдиев. Тит Флавий Веспасиан (979), римский император (правил в 6979), основатель династии Флавиев (6996).

21 Колизей В 7080-е гг. н. э. в Риме был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название «Колизей». Он был выстроен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому типу зданий.

Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, огороженную снаружи кольцевой эллипсовидной стеной. Колизей самый большой амфитеатр античной эпохи. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская.

Четвертый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами плоскими выступами на стене. В плане Колизей представляет собой эллипс, середина которого занята ареной, также эллиптической формы, и окружающими ее концентрическими кольцами зрительских мест.

Его внешняя окружность равняется 524 м, большая ось 190 м, малая ось 156 м; длина арены 86 м, ее ширина 54 м; высота его стен колеблется от 48 до 50 м. При таких размерах амфитеатр мог вместить до 87 тысяч зрителей.

22

23

24 Триумфальная арка Тита Триумфальные арки римское архитектурное новшество, заимствованное, вероятно, у этрусков. Арки сооружали как в честь побед, так и в знак освящения новых городов.

Однако их изначальный смысл связан с триумфом торжественным шествием в честь победы над врагом. Один из шедевров зодчества эпохи Флавиев знаменитая Триумфальная арка Тита. Арку воздвигли в его честь в 81 г., уже после его смерти.

Тит Флавий Веспасиан (3981), римский император в 7981, из династии Флавиев. Сын и преемник Веспасиана

25 Искусство поздней империи Марк Ульпий Траян (53 117), римский император с 98 г., из династии Антонинов. При Траяне Римская империя достигла своих максимальных границ. При Траяне велось большое строительство в Риме (форум Траяна) и провинциях (акведук в Сеговии).

26 Форум Траяна Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, на нем стояли статуи побежденных противников, был выстроен храм в честь божества покровителя Марса Ультора, были две библиотеки.

27 Акведук в Сеговии. Конец I начало II вв. При Траяне в Испании были построены два моста мост в Алькантаре через реку Тахо и акведук в Сеговии. Акведук в Сеговии двухъярусный, с узкими высокими пролетами; сложен из необработанного камня, благодаря чему он гармонично вписывается в окружающий пейзаж.

28 Рынок Траяна Траян приказал построить на Форуме первый в истории торговый центр так называемый Рынок Траяна. Траян срезал склон холма высотой в 40 метров, и проложил на нем несколько террас, полого спускавшихся к Форуму. На этих террасах и был выстроен пятиуровневый торговый комплекс, насчитывавший не менее 150 лавок.

Методы строительства Рынка были новыми, быстрыми и экономичными. Стены лишь облицовывались кирпичом. Для снижения затрат кирпичи разрезались пополам. Основу стены составляла прочная смесь из бетона с камнями, что и позволило увеличить высоту сооружения до пяти этажей.

На каждом уровне были улицы и тротуары, а каждая лавка имела выходивший на улицу фасад (витрину).

29

30 Искусство поздней империи Правивший вслед за Траяном Адриан (117138) был приверженцем всего греческого. С легкой руки Адриана римляне стали носить усы и бороду, что ранее было не принято. При Адриане (ок.

125) было создано самое грандиозное купольное сооружение Древнего мира Пантеон, храм всех богов, который и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник, избежавший разрушения или перестройки в эпоху Средневековья.

31 Храм Пантеон Пантеон явился сплавом классического и современного стилей. Архитектурных предшественников у него не было. В римской архитектуре использовались купола, особенно в зданиях бань.

Но свод Пантеона превосходил их все и оставался крупнейшим вплоть до Ренессанса. Свод Пантеона самая смелая инженерная задача, которую римляне когда-либо ставили перед собой. Фасад Пантеона был призван выражать владычество Рима над миром.

Греческий портик поддерживают 16 красивейших колонн, вытесанных из египетского гранита, привезенных из Асуана.

32 Искусство поздней империи В Риме по указу Адриана был выстроен мавзолей, получивший название замка Сант-Анджело (Святого ангела). Чтобы соединить этот величественный монумент с Марсовым полем, был построен новый мост, названный по имени императора Адриана мостом Элия ныне мост Сант- Анджело.мост Сант- Анджело

33 Искусство поздней империи Септимий Бассиан Каракалла (императорское имя Аврелий Антонин Марк) (186217), римский император с 211 г.

Наряду с Калигулой и Нероном Каракалла был одним из самых жестоких правителей Рима.

Император был столь сильно ненавидим, что решил построить для римлян настоящее чудо, дабы снискать их расположение и обелить себя в их глазах. И он построил Термы (бани).

34 Терма. Площадь составляла 110 тысяч кв. м. Термы Каракаллы могли принять до 2000 человек. Весь интерьер был отделан мрамором.

35 Терма. Входящий в Термы был ослеплен сиянием и красотой бесчисленных настенных и напольных мозаик.

36 Большой цирк Самый обширный ипподром в Древнем Риме. Это один из старейших и крупнейших римских стадионов; здесь обычно проводили состязания колесниц и соревнования атлетов, а иногда устраивали охоту. Последние состязания колесниц прошли на этой огромной арене в 549 году. В это время Большой цирк имел 544 м в длину и около 130 м в ширину, вмещая почти 300 тысяч зрителей.

37 Аппиева дорога. Аппиева дорога, была самой важной дорогой Римской империи. Это была первая римская мощеная дорога, она была проложена со стратегической целью между Римом и Капуей, ее протяженность составляла около 350 км. Она была выложена из квадратных камней, по ней свободно могли проехать, не сталкиваясь, два воза.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/906006/