В 2022 году егэ только по русскому

В 2022 году егэ только по русскому

Возможна ли вообще отмена ЕГЭ

С опытом пандемии и цифровизации Единый государственный экзамен (ЕГЭ) к 2030 году может сильно измениться. Об этом заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. После пандемии и вводимых из-за этого мер, обсуждается вопрос его замены в будущем на другую процедуру для поступления в вуз.

Будет ли ЕГЭ в 2022 году

Так, в 2020 году вообще не стали сдавать 10% школьников, а около 70 000 старшеклассников были заявлены на экзамен, однако не пришли на него, и ожидается, что в 2021 и 2022 годах картина кардинально не изменится, а численность отказников будет только расти.

Альтернативная версия руководства

Несмотря на многочисленные призывы отменить ЕГЭ еще в 2021 году, руководство приняло решение освободить от экзаменов тех, кто не планирует поступать в ВУЗы.

В конце февраля правительство озвучило решение упростить проведение итоговой аттестации для школьников в 2021 г. из-за коронавируса. Для девятиклассников была предусмотрена полная отмена проведения итоговой аттестации по предметам по выбору, они смогут получить аттестаты об основном общем образовании, пройдя ГИА только по русскому языку и математике. Выпускники 11-х классов, которые не планируют поступать в вузы, смогут сдать вместо ЕГЭ государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по русскому языку и математике.

При этом для поступления в вузы была сохранена необходимость сдать ЕГЭ по необходимым предметам.

Почему многие считают, что ЕГЭ нужно отменить?

Прежде всего, если говорить о школьном образовании, то прогресс и достижения в течение 11 лет важнее финального теста, который, длится два часа в стрессовых условиях. Именно так считают большинство экспертов. Вместо ЕГЭ необходимо создать систему сертификатов, подтверждающих навыки, соответствующие требованиям работодателя, с подтвержденными результатами работ или проектов.

Отмена ЕГЭ в 2022 году

Второй аргумент – здоровье детей, особенно в условиях циркуляции коронавируса.

Третий аргумент – так называемое цифровое неравенство при подготовке к сдаче экзамена. ЕГЭ уменьшил неравенство в территориальном плане, но увеличил в социальном. Дело в том, что сравнительно редкий ученик успешно сдаёт ЕГЭ без репетиторов. Если верить общероссийской статистике, то порядка 70% всех детей готовятся к ЕГЭ с репетиторами. Они, прежде всего, его и сдают хорошо. Соответственно, не у всех есть деньги на репетиторов.

Система soft skills как альтернатива

Наиболее правильным выглядит система негосударственных аккредитованных сертификационных центров, которые оценивают специалистов по уровню предметных знаний и soft skills, создают цифровое резюме, куда заносится опыт, стаж, реализованные проекты, результаты работы, референсы и пр.

soft skills

В этих же центрах надо создать систему профессиональной и карьерной ориентации и тестирования — не по одному отраслевому или предметному направлению, а по нескольким, в системе взаимосвязи. Например, набрал 90 баллов из 100 в hard skills или ИТ-требованиях — ищи себя, скажем, в программировании, набрал более скромные 60 баллов, но показал лидерские качества — попробуй себя в роли проджект-менеджера. У тебя высокие soft skills — прямой путь в профессии, связанные с коммуникациями. По совокупности прочих параметров рассчитывай на рекомендации в трудоустройстве и в дополнительных треках образования. То есть это не линейная шкала, а набор оценок по разным критериям и областям. Раз в отчетный период можно сдать новые тесты, доказав приобретение дополнительного опыта, знаний и профессионализма.

Русский язык

Это обязательный предмет: если его не сдашь, не получишь аттестат. Необходимый минимум — 24 балла. До него в этом году не дотянули меньше 1% выпускников.

Среди самых «популярных» ошибок в заданиях базового уровня сложности — «Н или НН»: на этой норме споткнулись 35% сдающих. Как избежать неверного ответа? Подсказка: хорошо знать части речи и уметь их определять.

В «антирейтинг» попали и задания по пунктуации, требующие синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения.

Хоть раз запутались в запятых, тире и двоеточиях примерно 40% сдающих. Еще 45% не смогли справиться с заданием на функционально-смысловые типы речи. Это те самые «повествование, описание, рассуждение».

«Невысокий процент выполнения здесь объясняется в первую очередь неспособностью экзаменуемых к «медленному», неоднократному прочтению текста. А без глубокого смыслового анализа успешное выполнение этого задания невозможно», — приводит газета слова экспертов ФИПИ.

Еще примеры: в 30% случаев участники ЕГЭ смешивают паронимы «представить» и «предоставить». Примерно каждый четвертый выпускник ошибается в правописании корней — гар/гор, клан/клон, бер/бир.

Эксперты ФИПИ напоминают, что для учителя-словесника актуальной остается задача организации систематического чтения школьников, пропаганда ценности семейного чтения.

Кроме того, ЕГЭ показал, что особое значение приобретает умение обучающихся анализировать и редактировать собственные письменные работы. Так, более 20% экзаменуемых не работают на экзамене с черновиком, что говорит о неумении редактировать собственные тексты и сказывается на качестве написания сочинения-рассуждения.

 
 Фото: Edu.ru 

Специалисты призывают обратить особое внимание на формирование аналитических умений при изучении курса русского языка.

«При детальном анализе развернутых ответов экзаменуемых (сочинение по прочитанному тексту) проявились проблемы и с пониманием текста, и с выявлением проблематики и позиции автора. Наибольшие трудности при понимании текста возникают у участников ЕГЭ при проведении смыслового анализа художественного и публицистического текстов, где основная мысль, позиция автора зачастую выражены неявно. Трудно осознавались экзаменуемыми тексты, где была ирония, сарказм», — отмечают в ФИПИ.

В качестве аргументации своего мнения выпускники чаще всего привлекают примеры из произведений, которые изучались по программе в 11 классе. Самый низкий процент выбора примеров для аргументации – из произведений современной российской литературы, этот выбор не превышает 1% от общего количества во всех анализируемых работах.

Единый государственный экзамен по русскому языку год от года является самым массовым. Все задания экзаменационной работы нацелены на решение практических задач и требуют от участника экзамена определенного словарного запаса и понимания грамматического строя русского языка.

Математика

Наибольшие затруднения у участников экзамена и базового, и профильного уровней вызвали планиметрические и стереометрические задачи.

Кроме того, эксперты отметили среди слабых звеньев подготовки выпускников — содержательную работу с формулами: «Далеко не все выпускники готовы к содержательной работе с формулами, и это следует обязательно учесть при планировании работы. Растут, но пока еще остаются низкими результаты выполнения как планиметрических, так и стереометрических задач, с ними справляются только наиболее подготовленные участники экзаменов обоих уровней. Назрела необходимость в создании непрерывной линии изучения геометрии с 1 по 11 класс на основе единых дидактических подходов, с акцентом на развитие геометрической интуиции и наглядных представлений школьников».

Специалисты подчеркнули, что более сложными для участников и базового, и профильного экзаменов стали задания по программе средней школы.

«Так, не более половины участников экзамена могут по графику производной найти точку экстремума (профильный экзамен, задание 7), по графику функции дать характеристику ее производной (базовый экзамен, задание 14). Проблемой остается слабое владение базовыми умениями исследования функции с помощью производной (профильный экзамен, задание 12). Графические представления тесно связаны с понятийной стороной вопроса о поведении функции и ее производной. Надо понимать, что представление о производной и ее применении к исследованию функций можно получить, основываясь преимущественно на наглядных представлениях о скорости, об изменении величины и о касательной к гладкой линии. Именно поэтому нужно формировать общее понимание понятия производной функции и при переходе к алгоритмам не забывать о содержательной стороне, тем более что задачи такого рода ежегодно включаются в КИМ ЕГЭ по математике», — рассказали специалисты.

 
Фото: Edu.ru 

По их мнению, причиной снижения доли участников, набравших полный балл за задание 17 профильного экзамена (экономическая задача), стало «натаскивание» на типовые задания прошлых лет вместо систематического изучения курса и грамотного итогового повторения. Многие участники не прочитали полностью и внимательно условие задачи и допустили существенные ошибки, следуя заученному «типовому» алгоритму.

«На экзамен профильного уровня по-прежнему приходит доля участников, для которых в большей степени предназначен экзамен базового уровня. Следует лучше ориентировать обучающихся при выборе уровня экзамена по математике», — отмечают эксперты.

Они уточнили, что обучающимся следует более осознанно подходить к выбору уровня экзамена по математике, а учителям при обучении активнее использовать дифференцированный подход, учитывая при этом потребности обучающихся и их приоритеты продолжения образования.

ЕГЭ по математике с 2015 года разделен на два уровня — базовый и профильный. Базовый ЕГЭ сдают выпускники, которые идут на специальности, где математика не является профильным предметом или не планируют поступать в вузы. Профильный экзамен предназначен для тех выпускников, кого математика является одним из вступительных экзаменов в вуз.

Обществознание

Это самый «популярный» предмет: как экзамен по выбору его сдают более 50% выпускников. Но в итоге до «тройки» не дотягивает практически каждый шестой (17,5%). Почему так много двоечников? Некоторые ребята считают, что обществознание можно сдать легко и без труда, толком не готовятся. И очень заблуждаются.

На самом деле ЕГЭ по обществознанию — сложный экзамен: здесь больше, чем в других предметах, заданий с развернутым ответом. Однако сформулировать свои мысли, подобрать аргументы смогли далеко не все ученики. Многие не понимают смысл таких понятий, как «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность», не знают основы конституционного строя, путаются в названиях высших государственных органов России.

 
Фото: ТАСС 

Самая распространенная ошибка: «Правительство РФ принимает законы», «Высший орган законодательной власти — правительство РФ». Также трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в РФ.

Ответить на вопросы про постоянные и переменные затраты смогли только 16% выпускников. Знание темы «Экономический рост и понятие ВВП» полноценно показали только 18%, а «Виды юридической ответственности» успешно осилили только 30% учащихся.

Иностранный язык

В планах у Минпросвещения — ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку уже в 2022 году. Так что подготовка тут нужна более чем серьезная. Самым сложным остается раздел «Письмо»: с эссе по английскому в этом году не справились почти 40% выпускников.

По словам специалистов ФИПИ, заметна тенденция подменять собственные мысли и рассуждения штампами, не все участники могут полностью раскрыть темы, резко выросло количество логических ошибок. Главный недостаток — непонимание сути задания. Несмотря на ясные инструкции, часть выпускников и, по-видимому, часть учителей понимают это задание как сочинение на вольную тему. Так, рассуждения на тему «Ранний выбор профессии — ключ к успеху» заменялись топиком «Моя будущая профессия». Рассуждения на тему «Дружба — величайший подарок судьбы» — топиком «Мой лучший друг» или общими фразами о том, кого считать настоящим другом. Как показывают результаты ЕГЭ по обществознанию и истории, даже на русском языке выполнить подобное задание способны не все выпускники.

Что еще показали результаты? Средний процент невыполнения заданий по грамматике и лексике — 32%. Самые типичные ошибки — поставить глагол в неправильном времени, перепутать местоимения (вместо these — this, that, their и так далее), числительные (вместо first — one), прилагательные (вместо best — more good). Многие выпускники не знают частей речи, формата заданий и даже вносят ответы не в те клеточки.

Что делать? Эксперты советуют отрабатывать стратегии употребления грамматических форм, частей речи, словообразования, словоупотребления на связных текстах разных жанров, а не на отдельных предложениях, тренировать перифраз.

Основные изменения

Современные стандарты вводились, когда нынешнее поколение выпускников обучалось в 5-х классах, так что эксперименты с образованием проводятся регулярно. В 2022 году выпускники станут результатом всех усилий новых стандартов, так как именно они и подвергались влиянию ФГОС в течение всех лет учебы, если не считать начальной школы.

ЕГЭ 2022 предметы, изменения

ФИПИ уверен, что с предстоящими нововведениями результаты экзаменов станут куда лучше. После долгих дискуссий касательно образования все сотрудники сошлись во мнении, что учащимся недостает практической работы, где они бы могли наиболее ярко продемонстрировать все свои умения.

Обязательный английский

Власти уже давно планируют ввести еще один обязательный экзамен по английскому языку в государственную итоговую аттестацию. В результате широких общественных обсуждений, опираясь на мнение экспертов и обеспокоенных предстоящими изменениями родителей, Минпросвещения пока исключило возможность включения английского языка в ЕГЭ. Это значит, что в 2022 году школьники смогут получить аттестат, не сдавая экзамен по иностранному языку.

Обязательные предметы ЕГЭ 2022, будет ли среди них английский?

При этом в ФИПИ рассказали, что если английский и войдет когда-то в число обязательных, то учащихся будут делить на две группы:

  • детям, чья работа будет связана именно с английским, должны будут сдать профильный экзамен;
  • тем, кому он будет не нужен для поступления, смогут сдать лишь базовый.

Базовая версия будет сильно упрощена, а профильная останется точно такой же, как и в настоящее время.

Обязательная история

Министр образования России рассказала, что в 2022 году история вполне может стать еще одним обязательным предметом. Еще в прошлом году она заявила, что в планах образования постоянное увеличение количества обязательных предметов. Так как историю выбирает 23% учащихся, ее совершенно точно можно будет включить в число обязательных.

Разумеется, никаких конкретных сроков этому нет. По словам министра, вводить историю вместе с английским будет довольно трудно, ведь многие учащиеся станут отказываться от сдачи ЕГЭ в еще большей степени.

Кравцов также затронул эту тему и рассказал, что помимо английского языка никаких существенных изменений пока не планируется. Министр просвещения заявил, что хотя этот вопрос обсуждается довольно активно, никаких конкретных сроков с введением нового предмета у них нет.

Другие дополнительные предметы

Руководитель ФИПИ в недавних интервью уже успела опровергнуть множество слухов касательно сдачи предстоящего ЕГЭ. По ее словам, никаких серьезных намерений расширять число обязательных предметов еще больше уже на ЕГЭ в 2022 году у них нет.

Также точно ни по каким предметам не будут вводить устную часть экзамена. Одна из главных причин – увеличение времени экзамена.

Обязательные предметы ЕГЭ 2022. нововведения, изменения

Если подытожить, то ФИПИ не желает проводить какие-то серьезные эксперименты с образованием и сдачей экзаменов. Все изменения проходят очень плавно и дают учащимся время на подготовку. По этой причине к ЕГЭ 2022 года можно начинать готовиться уже сейчас, зная, что кроме английского, никаких других дополнительных предметов не будет. Если хорошо к этому подготовиться, то никаких трудностей с баллами не возникнет. Будут ли будущие экзамены иметь бальную систему – не так важно.

Практический ЕГЭ

Экзамены для нынешних 9-классников уже содержат в себе ОГЭ или ГИА, которые уже подготавливают учащихся к сдаче ЕГЭ. Таким образом и происходит поверка знаний на практике и умение ими пользоваться.

В ФИПИ пока еще не уверены, стоит ли делать сдачу ЕГЭ в виде практики. Конечно, многим учащимся придется провести несколько экспериментов и опытов по сдаваемому предмету, однако, школьное оборудование далеко не везде одинаково. Где-то могут возникнуть серьезные проблемы с подготовкой учащихся к экзамену.

Так как после сдачи ЕГЭ открывается дорога во все ВУЗы страны, нужно сделать так, чтобы шансы учеников были равными.

Практические задания будут введены лишь в том случае, если все школы страны будут полностью к ним готовы. Если эти изменения не вступят в силу в 2022 году, то уже через несколько лет этот вопрос снова будет рассматриваться.

Все предметы ЕГЭ 2022

Итак, в числе обязательных остаются:

  1. русский язык;
  2. математика.

Каким будет ЕГЭ 2022 года

В качестве дополнительного предмета на ЕГЭ 2022 года выпускники 11-х классов смогут выбрать из таких дисциплин:

  • физика;
  • химия;
  • информатика;
  • иностранные языки;
  • обществознание;
  • история;
  • география;
  • биология;
  • литература.