В 1928 году больница для бедных сочинение егэ проблема

История создания

Особо подробных сведений относительно истории создания рассказа «Боря» не сохранилось, так как исследованием рабочих записей Шукшина ученые и литераторы занимаются до сих пор. Впрочем, существует мнение, что в работе много автобиографического. Василий Макарович часто находил вдохновение в реальной жизни, и вполне мог написать о том, что видел собственными глазами.

Достоверно известно лишь то, что впервые рассказ был опубликован в 1973 году в 11 выпуске литературного журнала «Сибирские огни». История написания рассказа «Боря» связана биографией писателя. 1973 год стал для него очень плодотворным и успешным. Шукшин к тому моменту стал признанным режиссером, провал себя в актёрской деятельности. Его деревенские рассказы, такие искренние и понятные людям, уже заслужили одобрение публики. Несмотря на большую занятость, Шукшин успевал работать по ночам. Сохранились воспоминания друзей, из которых следует, что автор писал свои рассказы от руки в обычной школьной тетради.

Жанр, направление

Произведение «Боря» с уверенностью можно отнести к жанру рассказа. Об этом говорят малая форма, ограниченное количество персонажей и сюжет, выстроенный, главным образом, вокруг двух эпизодов (Боря попадает в больницу; следом за ним появляется «Пацан»), которые получают свое развитие. Также в центре внимания находится один герой, вокруг которого и разворачиваются различные ситуации.

Шукшин является ярким представителем «деревенской прозы», активно формировавшейся в 1960-80-е годы. Его герои – простые люди в типичных ситуациях, простодушные и зачастую непонятые толпой. В изображении писатель придерживается реалистических приемов. Об этом можно судить благодаря наличию достаточно жизненных характеров, психологизма, детального описания повседневности и сведения художественного языка до состояния живой речи (весь текст построен на диалогах и внутреннем монологе повествователя). 

Смысл названия

Рассказ назван по имени основного персонажа — Бори – именно за ним ведет наблюдение повествователь. Используя этот прием, писатель акцентирует внимание на личности и дает понять читателю, о ком будет идти речь далее. 

Также дана неформальная, уменьшительно-ласкательная форма (Боря – Борис), что дает дополнительную характеристику и приближает его к аудитории.

Суть: о чем?

В произведении рассказывается о молодом человеке – Борисе – умственное развитие которого остановилось на уровне двухлетнего ребенка. Ему 27, он достаточно красив, добр и в целом безобиден для окружающих. В палату заведения для душевнобольных он попадает из-за драки с родителями: обидевшись на отказ купить цветы, он таким способом выплескивает на них свою злость.

Несмотря на этот инцидент, он до самого конца ожидает появления матери, которая сможет забрать его домой. Каждый день он зовет ее, желая увидеть снова.

Вскоре в больнице оказывается другой пациент, которого рассказчик довольно грубо называет «гориллой» за схожий с животным внешний вид и интеллект. Этот человек находит особое удовольствие в унижении окружающих. Так, однажды он обманом заставляет Борю съесть сигарету. Об этом узнают остальные обитатели лечебницы. «Пацана» выписывают за нарушение режима. От наказания он не уходит – наиболее смелые и крепкие ребята решают преподать ему урок.

После этого в заведении вновь воцаряется покой.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа Шукшина «Боря» нашли свое место в таблице:

Рассказчик обитатель больницы, наблюдатель. Много рассуждает о людях, философствует. Сочувствует Борису, старается понять мотивы его поступков. Совершенно иначе относится он к «горилле», осуждая его за узколобость и хамство. 
Боря персонаж, на котором сосредоточено повествование. Парень 27 лет, имеет некоторые особенности здоровья. Не представляет никакой опасности для окружающих (за исключением эпизода с родителями), многие относятся к нему положительно.
«Горилла» наглый, глухой к страданиям других, бесчувственный. Насмехается над Борей, хвастается тем, что избивал членов собственной семьи – словом, не считает издевательства чем-то плохим. Рассказчик очень негативно отзывается о нем и даже ни разу не называет его по имени.

Темы

Автор рассматривает в тексте сразу несколько важных тем: это и соответствие внешнего облика и внутренних качеств личности (образ «пацана»), и взаимоотношения с близкими, и восприятие обществом людей с особенностями ментального развития. Все эти темы раскрываются через персонажей и ситуации, в которых они оказываются.

  1. Основная тема рассказа — жизнь людей с особенностями развития. Они несчастны из-за своего искалеченного внутреннего мира, который совсем не понятен окружающим. Они не могут думать и анализировать свои поступки, но они чувствуют то же самое, что и мы все. Поэтому людям,  которые гордятся своей «полноценностью», нужно стремиться к тому, чтобы установить контакт с теми, кто огорожен от мира своими недугами. 
  2. Отношения в семье тоже играют важную роль в повествовании. Родителям сложно принять «неполноценность» своего ребенка, и они не могут научиться выстаивать с ним коммуникацию. Их терпению приходит конец, и они изолируют Борю. Давать моральную оценку этому поступку сложно, ведь родители Бориса столкнулись с такими проблемами, которых мы не можем понять в полной мере.
  3. Место умственно отсталых людей в обществе — это тоже важная тема для размышления. Для создания специальной среды для их обитания нужна очень сильная экономика, а если в стране и так неблагополучно, то эти люди страдают прежде всего: их просто некуда деть. А там, где они оказываются, никому нет дела до их состояния.

Проблемы

Основная проблема в рассказе «Боря» — жестокость. Есть два примера человеческой агрессии: в лице самого Бори и «гориллы». Тем не менее, проявляют они ее совершенно по-разному, и ставить их действия на один уровень нельзя. Главный герой совершает дурные поступки неосознанно: он не способен понять, какие негативные последствия могут быть у его действий. Он раскаивается в содеянном и дает обещание не повторять своих ошибок.

«Боря зажмуривает глаза и энергично трясет головой:

  Босе не бу, не бу, не бу!.. – больше не будет»

«Пацан» же действует осмысленно. Он прекрасно понимает границы добра и зла, и совершает что-то плохое сугубо из личного удовольствия.

«Как-то горилла зашел в нашу палату, хохочет.

– Этот, дурак ваш… дал ему сигарету: ешь, говорю, сладкая. Всю съел!»

Помимо этого, Шукшин поднимает проблему трудностей в жизни «особенных» людей. Пусть большинство ведет себя доброжелательно и участливо, всегда найдется тот, для кого глумление и высмеивание не будет казаться чем-то аморальным и неправильным.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Боря», которую хотел донести до аудитории Василий Макарович, тесно связана с поднимаемыми в тексте проблемами. Показывая две противоположности, он намеренно сравнивает их друг с другом. «Горилла» не понимает ценность личности, причиняя вред другим. Боря же остается гуманным, несмотря на свою «неполноценность». Таким и должен быть человек. Значит, людей нужно оценивать в первую очередь не по уровню интеллекта и развития, а по наличию или отсутствию моральных устоев. Настоящим человеком можно назвать только того, кто добр по отношению к окружающим. И Боря именно таков, а значит, заслуживает уважения, как и все остальные.

Смысл рассказа «Боря» состоит в том, что люди должны бояться и изолировать не безобидного и обиженного судьбой Борю, а таких людей, как «горилла», которые сознательно совершают злые поступки и даже гордятся этим.

Чему учит?

Итак, поразмышляем, над чем заставляет задуматься рассказ «Боря»? Описывая историю Бориса, автор будто говорит своим читателям: неважно, насколько кто-то отличается от окружающих, внутри него все равно может скрываться глубоко чувствующая личность. Он утверждает, что нужно быть более терпеливыми и понимающими по отношению друг к другу. Что, несмотря на негативные ситуации, которые происходят вокруг, стоит быть доброжелательным к тем, кто находится рядом. 

Вместе с тем, всегда следует думать о последствиях собственных поступков, чтобы не причинять боль другим. И, может быть, тогда мир станет немного лучше и комфортнее для всех.

Художественные особенности

По большей части рассказ состоит из речи: мысленных монологов наблюдателя и диалогов обитателей больницы. Через них и происходит знакомство с героями, их внутренним миром. Стараясь передать стиль общения, автор употребляет специфические слова («пидет» –  придет, пивет  – привет, «атобус – автобус, «што» — что). Преимущественно они встречаются в речи самого Бори. 

Присутствуют эпитеты, позволяющие воссоздать портреты героев: «здоровенный», «полный», «крупный» и др. Можно отыскать риторические вопросы, невольно заставляющие поразмышлять вместе с повествователем («Что же жизнь – комедия или трагедия?», «… неужели он злиться умеет?», «Тогда почему же он – недоумок?» и пр.).

Все эти приемы позволяют глубже погрузиться в атмосферу рассказа.

Проблема

Что значит прийти на помощь?

Отношение автора к проблеме

Находясь в постоянных заботах, ежедневной суете и своих проблемах, мы редко замечаем, что окружающим людям нужна помощь. Помочь можно только от чистого сердца, это те поступки, которые помогают другим справиться с их трудностями, преодолеть какое-то несчастье. Однако далеко не у каждого есть желание и умение помогать. Зачастую люди думают только о себе самих и своих судьбах, поэтому не способны помочь другому бескорыстно, ничего не требуя взамен. Важно помнить, что сочувствие, отзывчивость и взаимопомощь – это те качества, которые делают человека человеком.

Аргументы

  1. Прийти на помощь – значит проявить неравнодушие к человеку, взять на себя ответственность за его судьбу.
  2. Прийти на помощь – значит проявить своё благородство.
  3. Способность прийти на помощь – это бесценное человеческое качество.
  4. Неравнодушных и ответственных людей очень мало, гораздо больше эгоистов.
  5. Далеко не всегда людям нужна материальная помощь, чаще они нуждаются в простой поддержке и участии в их судьбе.
  6. Помощь заключается в заботе о своих родных и близких.
  7. Помощь может потребоваться абсолютно постороннему человеку в любом месте.
  8. Необходимость помогать другим должна воспитываться в человеке с детства.
  9. У каждого человека бывает сложный период, когда он нуждается в помощи.
  10.  Помогая другим, мы становимся лучше и счастливее.

Эпитеты к слову «помощь»

Своевременная, надлежащая, безотлагательная, временная, запоздалая, квалифицированная, кратковременная, незамедлительная, немедленная, неожиданная, нежданная, неотложная, непрошенная, периодическая, повседневная, постоянная, посторонняя, регулярная, своевременная, скорая, традиционная, экстренная, активная, безвозмездная, бескорыстная, бесплатная, бесценная,  благодетельная, благородная, благотворительная, большая, братская, великодушная, верная, всемерная, всенародная, всесторонняя, всеобщая, горячая, громадная, действенная, действительная, деловая, деятельная, добровольная, долгожданная, дружеская, дружественная, дружная, значимая, значительная, изрядная, искренняя, колоссальная, конкретная, международная, минимальная, моральная, любезная, неоценимая, непосредственная, неумелая, огромная, основательная, полезная, посильная, разумная, результативная, самоотверженная, скромная, солидная, товарищеская, чистосердечная, щедрая, умелая, успешная, филантропическая, экстренная, энергичная, эффективная, неуклюжая, скучная, сомнительная, тяжелая, холодная, взаимная, военная, вооруженная, врачебная, государственная, гуманитарная, денежная, коллективная, материальная, медицинская, научная, общественная, посторонняя, практическая, скорая, терапевтическая, техническая, финансовая.

Синонимы к слову «помощь»

Участие, услуга, поддержка, опора, содействие, выручка, взаимопомощь, благодеяние, пособничество, подмога, милосердие, вмешательство, подспорье, сотрудничество.

Примеры из художественной литературы

  1. В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья» не может кого-нибудь оставить равнодушным. Милосердие и сострадание, на которые оказался способен главный герой, поражают до глубины души. По воле случая он познакомился с нищими детьми, живущими под развалинами старого замка. Вася был сыном городского судьи и жил сытой обеспеченной жизнью, но после смерти своей мамы чувствовал себя одиноким и ненужным. Его отец закрылся в себе, а сестрёнка Соня была ещё слишком мала, поэтому мальчик основную часть времени проводил вне дома, подолгу развлекаясь с соседскими мальчишками или исследуя новые местности. В один из таких дней он и встретил в заброшенной часовне своих новых друзей.

Так уж получилось, что Вася быстро сблизился с Валеком и Марусей. Он стал часто бывать у них дома, хотел хоть чем-то помочь обездоленным детям. Мальчик впервые столкнулся с голодом, он никогда не задумывался о том, откуда дома берётся еда. Это был само собой разумеющийся факт, а Валеку приходилось воровать, лишь бы прокормить свою младшую больную сестрёнку. Вася никогда не приходил с пустыми руками, он приносил яблоки, хлеб, сладости. Он всей душой хотел помочь своим друзьям и делал всё, что было в его силах. Маруся была ровесницей его родной сестры, поэтому главный герой остро чувствовал разницу между больной худенькой девчушкой и полнощекой, пышущей жизнью Сонечкой.

К осени сестрёнка Валека стала чувствовать себя совсем плохо и Вася, не зная как помочь девочке, попросил у своей сестры куклу, подаренную ей её матерью перед смертью. Красивая игрушка принесла радость Марусе, сделала её счастливой, хоть и ненадолго. К сожалению, малышка вскоре умерла, а Васе этот искренний поступок принёс сплошные неприятности. Отец узнал о пропаже куклы и наказал своего сына, запретив ему выходить из дома. Его мнение изменилось только после прихода Тыбурция, который поведал всю правду о взаимоотношениях своих детей и Васи, а также о благородном поступке мальчика. Судье стало совестно за своё поведение, он жалел, что усомнился в родном сыне и с этих пор их отношения наладились. Смерть маленькой девочки и реалии другого жестокого мира помогли Васе и его отцу пересмотреть свои жизненные ценности, понять, что взаимопомощь и милосердие имеют очень большую силу. Материальная составляющая жизни – совсем не главное, существуют вещи гораздо важнее.

  1. В.Г. Распутин «Уроки французского».

Сюжет рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях. Писатель родился в очень бедной семье, и часто денег не хватало даже на еду. Прототипом Лидии Михайловны была его собственная учительница, которой он искренне восхищался, а образ главного героя взят с него самого.

Семья мальчика жила в нищете, поэтому не могла обеспечить ему безбедное существование. Постоянная нехватка денег вынудила его искать способ самостоятельного заработка. Ввиду своего малого возраста он не мог пойти на нормальную работу, а о бесчестных занятиях вроде воровства он даже не задумывался. Единственным возможным вариантом стала игра с другими школьниками в «чику» на деньги, и даже здесь главный герой проявил своё благородство. Он прекращал играть сразу же, как получал деньги, необходимые на лечебный стакан молока.

Вскоре о трудностях мальчика узнала его учительница французского языка. Лидия Михайловна не смогла пройти мимо несчастья своего ученика, которому гордость не позволяла брать у неё еду или деньги. Она придумала план, согласно которому снабжала его деньгами при помощи игры, где всё время поддавалась. Получая необходимое, мальчик отстранился от дурной компании, способной его испортить, а Лидии Михайловне пришлось уйти из школы, так как директору стало известно об её участии в азартных играх с учащимися. На протяжении всей жизни главный герой вспоминал бескорыстный поступок своей учительницы, которая благодаря своей отзывчивости и хитрости смогла помочь ему. Возможно, именно этот урок доброты не позволил ему вырасти злым и равнодушным человеком.

  1. А.И. Куприн «Чудесный доктор».

Основной темой рассказа И.А. Куприна «Чудесный доктор» является человеческая отзывчивость и бескорыстная помощь тем, кто в ней нуждается. Трудно найти человека, который готов помочь другим людям без личной выгоды. Гораздо проще пройти мимо чужой беды, отмахнуться и закрыть глаза на несчастья окружающих. Мерцалову посчастливилось встретить именно такого небезразличного и добросердечного человека в лице профессора Пирогова. Все его поступки относительно этой семьи были искренними и бескорыстными. Он просто захотел помочь людям, попавшим в безвыходное положение. Кроме того, он не считал себя благодетелем и совершенно не гордился своим поступком, поэтому не стал говорить свою фамилию.

Профессор Пирогов повстречался Мерцалову в самый трудный момент его жизни. Отец семейства  собирался повеситься от безысходности, но ему помешал это сделать случайный прохожий, прогуливающийся в парке. Подсев на скамейку, профессор заговорил с Мерцаловым и узнав о его проблемах, захотел принять участие в их решении. Он не просто спас от неминуемой гибели больную дочку своего нового знакомого, он дал денег на дрова, лекарства и еду, которые были так необходимы семье Мерцаловых. Именно в этом желании помочь незнакомому человеку и заключается истинная доброта, исходящая от самого сердца. Автор хотел показать, что один хороший поступок способен спасти чью-то жизнь и изменить будущее другого человека в лучшую сторону.

Примеры из жизни

  1. Елизавета Петровна Глинка, известная как доктор Лиза, была очень доброй, отзывчивой и милосердной. Вся её жизнь была подчинена одной цели – помогать людям. Она жила этим, воспринимала чужую беду как свою собственную. По специальности доктор Лиза была детским реаниматологом-анестезиологом. В 1986 году она переехала вместе с мужем в США. Там она приступила к работе в хосписах и окончила Дартмутскую медицинскую школу по специальности «Помощь неизлечимым больным». Вернувшись на родину, участвовала в работе Первого Московского хосписа, а затем переехала в Киев и занялась организацией патронажной службы помощи для неизлечимо больных людей в киевском Онкологическом центре. Позже в Киеве был открыт первый в Украине бесплатный хоспис. В Москву Елизавета Петровна вернулась из-за тяжёлой болезни матери в 2007 году и спустя недолгое время стала учредителем благотворительного фонда «Справедливая помощь», который был создан для оказания помощи неонкологическим больным, однако впоследствии сфера его деятельности расширилась. В настоящее время его основной задачей является помощь бездомным, неизлечимо больным людям, малообеспеченным семьям, а также одиноким пенсионерам и инвалидам, которые оказались в трудной ситуации. Известность Елизавете Глинке принесла акция, проведенная в 2010 году для сбора гуманитарной помощи пострадавшим от лесных пожаров. С 2012 года она стала заниматься общественно-политической деятельностью. С началом вооружённого конфликта на юго-востоке Украины доктор Лиза занялась организацией и лечением тяжелобольных и раненых в зоне боевых действий детей. За свою благотворительную деятельность она награждена орденом Дружбы и медалью «Спешите делать добро», также стала лауреатом Государственной премии за выдающиеся действия в области правозащитной деятельности. 25 декабря 2016 года самолёт на котором доктор Лиза летела в Сирию с гуманитарной миссией, потерпел крушение. Никто не выжил. О жизни Елизаветы Петровны Глинки снят фильм «Доктор Лиза», вышедший осенью 2020 года.  
  2. Монахиня мать Тереза стала легендарной женщиной. Она посвятила всю свою жизнь служению бедным и обездоленным. Её пример демонстрирует, как можно бескорыстно получить всеобщую любовь и признание. Настоящее имя матери Терезы, данное ей при крещении – Агнес Гондже. Стремление к милосердию образовалось у неё ещё в раннем детстве. Родители девочки были отзывчивыми людьми, которые всегда были готовы помочь даже незнакомцам. Они стали примером самоотверженной помощи для своей дочери, воспитав в ней любовь к ближним. Когда Агнес было четыре года – началась Первая Мировая война, во время которой погиб её отец. Мать девочки трудилась не покладая рук и смогла прокормить свою семью. После окончания войны осталось много сирот, и заботливая женщина взяла под свою опеку ещё шестерых детей. Агнес проводила много времени в молитвах и служении Богу. Прочитав в газетах о миссионерах в Индии, всем сердцем захотела стать одной из них. Она мечтала стать монахиней и 1928 году отправилась в Париж, где вступила в орден сестёр Лоретто. Оставаясь верной своему желанию попасть в Индию, Агнес занялась активным изучением английского языка и спустя год попала в Калькутту, которая надолго заменила ей родной дом. В 1931 году она стала послушницей под именем Мария Тереза и начала преподавать в монастырской школе. Монахиня переживала о том, что находится далеко от людских бед, ведь именно желание помогать нуждающимся руководило ею в жизни. На протяжении всей Второй Мировой войны мать Тереза помогала голодающим и раненым. После её окончания она получила возможность самостоятельно заниматься благотворительностью. Самоотверженная женщина решила, что сможет помогать тем, кто действительно нуждается в её помощи, только находясь рядом с ними. Поэтому она оставила стены монастыря и посвятила себя больным, нищим и умирающим, деля с ними кров и пищу. В течение нескольких лет к ней присоединились другие монахини, и вокруг матери Терезы создалась целая община, которая стала называться Орденом миссионерок любви. Сёстры давали обет нестяжания и трудились на бескорыстной основе. Им было непозволительно принимать любую благодарность за свою помощь. Это движение стремительно разворачивалось по всему миру и в скором времени под руководством матери Терезы стали строиться приюты, больницы и школы. Деятельность монахини получила широкое признание и в возрасте 69 лет она получила Нобелевскую премию за дела милосердия и помощь страдающим людям.

Народная мудрость

  1. «Кто скоро помог, тот дважды помог». В данной пословице идёт речь о ценности своевременной помощи. Оказанная вовремя помощь избавляет человека от лишних страданий.
  2. «И комар лошадь свалит, если волк пособит». В этой пословице говорится о том, что любой человек способен на великие дела, если рядом есть помощники.
  3. «Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью». В этой пословице говорится о том, что человек способен преодолеть все невзгоды, если рядом есть тот, кто поможет ему подняться в трудную минуту.
  4. «Дорога помощь вовремя». Смысл данной пословицы заключается в том, что любая помощь должна быть своевременной. От неё не будет толка, если человек уже не нуждается в поддержке.
  5. «Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги». В этой пословице говорится о том, что нет смысла хвалиться своей силой, если не применять ей во благо окружающих.
  6. «Кто друг другу помогает, тот врага одолевает». Наши предки считали, что людям, которые готовы друг другу помочь, не страшен никакой враг. Только сплочённый народ способен победить.
  7. «Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной». В данной пословице идёт речь о взаимопомощи. Если человек отзывчивый и неравнодушный, то и другие люди помогут ему в трудную минуту.
  8. «Птица держится крыльями, а человек – помощью». В этой пословице говорится о том, что помощь помогает человеку удержаться на ногах в трудную минуту.
  9. «Дорого при пожаре и ведро воды». Смысл данной пословицы заключается в том, что любая помощь имеет ценность. Даже если не получается помочь человеку, попавшему в беду, полностью, нужно сделать хотя бы то, что в твоих силах.
  10.  «Свинья в помощниках не ходит». В данной пословице равнодушные люди сравниваются с грязным животным. Человек с чистой душой всегда придёт на помощь.

Мужество, употребленное во зло

Ф.М Достоевский, «Преступление и наказание». Не все мысли, которые приходят в сознание к людям, являются хорошими. Одна из ужасных мыслей посетила главного героя романа — Родиона Раскольникова. Он решил, что ему необходимо убить старушку процентщицу. Юноша решает, что этот поступок способен полностью изменить его жизнь. Не будет нищеты, и сестре Дуне не надо будет выходить замуж за подлого человека. Однако всё идёт не по плану. Да, Раскольников набрался мужества, совершил убийство. Но из-за этого поступка пострадали абсолютно невинные люди: старушка, её младшая сестра, которая была беременна, и сам Раскольников, ведь он на самом деле не старушонку убил, а себя. Главное, что герой, пройдя через подсознательные муки, нашёл в себе силы признаться в содеянном. Словом, мужество не всегда помогает человеку, оно может помочь той силе, которая разрушает его изнутри.
В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» главный герой проявлял мужество на протяжении всего повествования, но в финале пришел к выводу, что напрасно позволил войне оторвать его от родного дома. Вся его отвага была пущена по ветру, потому что даже сам Григорий не знал, где его враги. Он менял стороны баррикад, не понимая, где правда, за которую стоит мужественно идти до конца. Везде были друзья, односельчане, сограждане, а не оккупанты и захватчики. Употребив силу и смелость против них, Мелехов потерял себя самого, окончательно запутавшись в жизни.

I

В Лондоне в 1920 году, зимой, на углу Пикадилли и одного переулка, остановились двое хорошо одетых людей среднего возраста. Они только что покинули дорогой ресторан. Там они ужинали, пили вино и шутили с артистками из Дрюриленского театра.

Теперь внимание их было привлечено лежащим без движения, плохо одетым человеком лет двадцати пяти, около которого начала собираться толпа.

— Стильтон! — брезгливо сказал толстый джентльмен высокому своему приятелю, видя, что тот нагнулся и всматривается в лежащего. — Честное слово, не стоит так много заниматься этой падалью. Он пьян или умер.

— Я голоден… и я жив, — пробормотал несчастный, приподнимаясь, чтобы взглянуть на Стильтона, который о чем-то задумался. — Это был обморок.

— Реймер! — сказал Стильтон. — Вот случай проделать шутку. У меня явился интересный замысел. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

Эти слова были сказаны тихо, так что лежавший, а теперь прислонившийся к ограде человек их не слышал.

Реймер, которому было все равно, презрительно пожал плечами, простился со Стильтоном и уехал коротать ночь в свой клуб, а Стильтон, при одобрении толпы и при помощи полисмена, усадил беспризорного человека в кэб.

Экипаж направился к одному из трактиров Гайстрита. Беднягу звали Джон Ив. Он приехал в Лондон из Ирландии искать службу или работу. Ив был сирота, воспитанный в семье лесничего. Кроме начальной школы, он не получил никакого образования. Когда Иву было 15 лет, его воспитатель умер, взрослые дети лесничего уехали — кто в Америку, кто в Южный Уэльс, кто в Европу, и Ив некоторое время работал у одного фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире, а 22 лет он заболел воспалением легких и, выйдя из больницы, решил попытать счастья в Лондоне. Но конкуренция и безработица скоро показали ему, что найти работу не так легко. Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был, как мы видели, поднят Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити.

Стильтон в 40 лет изведал всё, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в 20 миллионов фунтов. То, что он придумал проделать с Ивом, было совершенной чепухой, но Стильтон очень гордился своей выдумкой, так как имел слабость считать себя человеком большого воображения и хитрой фантазии.

Когда Ив выпил вина, хорошо поел и рассказал Стильтону свою историю, Стильтон заявил:

— Я хочу сделать вам предложение, от которого у вас сразу блеснут глаза. Слушайте: я выдаю вам десять фунтов с условием, что вы завтра же наймете комнату на одной из центральных улиц, во втором этаже, с окном на улицу. Каждый вечер, точно от пяти до двенадцати ночи, на подоконнике одного окна, всегда одного и того же, должна стоять зажженная лампа, прикрытая зеленым абажуром. Пока лампа горит назначенный ей срок, вы от пяти до двенадцати не будете выходить из дому, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить. Одним словом, работа нетрудная, и, если вы согласны так поступить, — я буду ежемесячно присылать вам десять фунтов. Моего имени я вам не скажу.

— Если вы не шутите, — отвечал Ив, страшно изумленный предложением, — то я согласен забыть даже собственное имя. Но скажите, пожалуйста, — как долго будет длиться такое мое благоденствие?

— Это неизвестно. Может быть, год, может быть, — всю жизнь.

— Еще лучше. Но — смею спросить — для чего понадобилась вам эта зеленая иллюминация?

— Тайна! — ответил Стильтон. — Великая тайна! Лампа будет служить сигналом для людей и дел, о которых вы никогда не узнаете ничего.

— Понимаю. То есть ничего не понимаю. Хорошо; гоните монету и знайте, что завтра же по сообщенному мною адресу Джон Ив будет освещать окно лампой!

Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом.

Прощаясь, Стильтон сказал:

— Напишите до востребования так: «3-33-6». Еще имейте в виду, что неизвестно когда, может быть, через месяц, может быть, — через год, — словом, совершенно неожиданно, внезапно вас посетят люди, которые сделают вас состоятельным человеком. Почему это и как — я объяснить не имею права. Но это случится…

— Чёрт возьми! — пробормотал Ив, глядя вслед кэбу, увозившему Стильтона, и задумчиво вертя десятифунтовый билет. — Или этот человек сошел с ума, или я счастливчик особенный. Наобещать такую кучу благодати, только за то, что я сожгу в день пол-литра керосина.

Вечером следующего дня одно окно второго этажа мрачного дома № 52 по Ривер-стрит сияло мягким зелёным светом. Лампа была придвинута к самой раме. Двое прохожих некоторое время смотрели на зелёное окно с противоположного дому тротуара; потом Стильтон сказал:

— Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там, за окном, сидит дурак. Дурак, купленный дёшево, в рассрочку, надолго. Он сопьется от скуки или сойдет с ума… Но будет ждать, сам не зная чего. Да вот и он!

Действительно, темная фигура, прислонясь лбом к стеклу, глядела в полутьму улицы, как бы спрашивая: «Кто там? Чего мне ждать? Кто придет?»

— Однако вы тоже дурак, милейший, — сказал Реймер, беря приятеля под руку и увлекая его к автомобилю. — Что веселого в этой шутке?

— Игрушка… игрушка из живого человека, — сказал Стильтон, — самое сладкое кушанье!