В 17 веке оружейная палата в которой кроме иконописцев егэ

В 17 веке оружейная палата в которой кроме иконописцев егэ

Содержание

Соборы

Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится Успенский собор. История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.

Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.

К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.

Архангельский собор посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.

Благовещенский собор расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.

Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.

Дворцы и площади

  • Большой Кремлевский дворец – это несколько представительных светских построек, созданных в разных веках и служивших в качестве дома для русских великих князей и царей, а в наше время для президентов.
  • Теремной дворец – пятиэтажное здание, украшенное богатыми резными декоративными рамами, а также черепичной крышей.
  • Патриарший дворец – здание 17 века, сохранило редкие архитектурные особенности гражданского зодчества того времени. В музее представлены ювелирные работы, изысканная посуда, живопись, предметы царской охоты. Сохранился великолепный иконостас разрушенного в 1929 г. Вознесенского монастыря.
  • Сенатский дворец – трехэтажное сооружение, выполненное в раннем неоклассическом стиле. Изначально дворец должен был служить резиденцией сенату, однако в наше время существует в качестве центрального рабочего представительства президента России.

Среди популярных мест в Московском Кремле следует отметить следующие площади:

  • Красную. Собор Василия Блаженного и Мавзолей Ленина находятся на Красной площади, которая в 16 веке называлась Троицкой. Здесь проводятся военные парады и самые важные мероприятия страны, а каждый турист не упустит шанса сделать на площади фото.
  • Ивановскую. Названа в честь некогда стоявшей церкви Св. Иоанна, с 14 по 17 век это было самое большое и важное место в Москве для собраний и народных праздников; здесь, между прочим, провозглашались народу царские указы.
  • Соборную. Площадь известна своим самодостаточным архитектурным ансамблем: здесь находятся три великих собора, а также Колокольня Ивана Великого.

Башни

Длина стен составляет 2235 метров, их максимальная высота – 19 метров, а толщина достигает 6,5 метров.

Насчитывается 20 схожих в архитектурной стилистике оборонительных башен. Три угловые башни имеют цилиндрическое основание, остальные 17 – четырехугольные.

Башня Троицы является самой высокой, возвышаясь ввысь на 80 метров.

Самая низкая – башня Кутафья (13,5 метров), расположенная за пределами стены.

Четыре башни имеют проездные ворота:

  • Боровицкая;
  • Троицкая;
  • Никольская;
  • Спасская.

Вершины этих 4-рех башен, которые считаются особенно красивыми, украшены символическими красными рубиновыми звездами советской эпохи.

Часы на Спасской башне впервые появились в 15 столетии, однако сгорели в 1656 году. 9 декабря 1706 г. столица впервые услышала бой курантов, который возвещал о новом часе. С тех пор произошло много событий: велись войны, переименовывались города, менялись столицы, однако знаменитые куранты Московского Кремля остаются главным хронометром России.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня (высота 81 метр) является самым высоким зданием в кремлевском ансамбле. Она была построена между 1505 и 1508 годами и по-прежнему исполняет свою функцию для трех соборов, которые не имеют собственных колоколен – Архангельского, Успенского и Благовещенского.

Рядом находится небольшая церковь Св. Иоанна, откуда и появилось название колокольни и площади. Она существовала до начала XVI века, потом разрушилась и с тех пор существенно обветшала.

Грановитая палата

Грановитая палата – основной банкетный зал московских царевичей, это старейшее сохранившееся светское здание в городе. В настоящее время это официальный церемониальный зал для Президента России, поэтому он закрыт для экскурсий.

Оружейная палата и алмазный фонд

Палата построена по указу Петра I, чтобы в ней хранилось добытое в войнах оружие. Строительство затянулось, начавшись в 1702 году и закончившись лишь в 1736 году по причине финансовых трудностей. В 1812 палата была взорвана в войне против Наполеона, реконструировалась только в 1828 году. Сейчас Оружейная палата является музеем, посетить который можно в любой день недели с 10:00 до 18:00, за исключением четверга. Цена билета для взрослых – 700 рублей, для детей – бесплатно. 

Здесь находятся не только экспонаты оружейного промысла, но и Алмазный фонд. Постоянная выставка Государственного алмазного фонда впервые открылась в Московском Кремле в 1967 году. Здесь особенно ценны уникальные ювелирные изделия и драгоценные камни, большинство из них были конфискованы после Октябрьской революции. Время работы – с 10:00 до 17:20 в любой день, кроме четверга. За билет для взрослых придется отдать 500 рублей, детский стоит 100 руб.

Два выставляемых алмаза заслуживают отдельного внимания, так как принадлежат к самым известным в мире образцам этого драгоценного камня:

  1. Алмаз «Орлов» в скипетре Екатерины II.
  2. Алмаз «Шах», который царь Николай I получил в 1829 году из Персии.

Советуем посмотреть на Коломенский кремль.

10 интересных фактов

  1. Это не только крупнейшая средневековая крепость в России, но и самая большая активная крепость во всей Европе. Конечно, таких конструкций было больше, но Московский Кремль – единственный, который все еще используется.
  2. Кремлевские стены были белыми. Стены «приобрели» свой красный кирпич в конце XIX века. Чтобы увидеть Белый Кремль, ищите работы художников 18-го или 19-го века, таких как Петр Верещагин или Алексей Саврасов.
  3. Красная площадь не имеет ничего общего с красным цветом. Название происходит от древнерусского слова «красный», что означает красивое, и никоим образом не связано с цветом зданий, которые, как мы теперь знаем, были белыми до конца 19-го века.
  4. Звезды Московского Кремля были орлами. Во времена царской России четыре кремлевские башни были увенчаны двуглавыми орлами, которые с XV века были русским гербом. В 1935 г. советское правительство заменило орлов, которые были расплавлены и заменены пятиконечными звездами, которые мы видим сегодня. Пятую звезду на Водовзводной башне добавили позже.
  5. У кремлевских башен есть имена. Из 20-ти кремлевских башен только две не имеют собственных имен.
  6. Кремль плотно застроен. За 2235-метровыми кремлевскими стенами находятся 5 площадей и 18 зданий, среди которых наиболее популярны Спасская башня, Колокольня Ивана Великого, Успенский собор, Троицкая башня и Теремной дворец.
  7. Московский Кремль практически не пострадал во Второй мировой войне. Во время войны Кремль был тщательно замаскирован, чтобы выглядеть как жилой строительный блок. Купола церкви и знаменитые зеленые башни были окрашены в серый и коричневый цвета соответственно, поддельные двери и окна были приделаны к стенам Кремля, а Красная площадь была обременена деревянными конструкциями.
  8. Кремль находится в Книге рекордов Гиннеса. В Московском Кремле можно увидеть самый большой в мире колокол и самую большую в мире пушку. В 1735 году из металлического литья был изготовлен колокол высотой 6,14 метра, царь-пушка весом 39,312 тонны была потеряна в 1586 г. и никогда не использовалась в войне.
  9. Звезды Кремля всегда светят. За 80 лет существования освещение звезд Кремля было отключено только дважды. Первый раз во время Второй мировой войны, когда Кремль был замаскирован, чтобы скрыть его от бомбардировщиков. Во второй раз они были отключены для фильма. Оскароносный режиссер Никита Михалков снимал сцену для Сибирского цирюльника.
  10. Кремлевские часы имеют глубокую тайну. Секрет точности Кремлевских часов буквально лежит под нашими ногами. Часы соединены с часами управления в Астрономическом институте Штернберга через кабель.

Содержание

История Кремля в Казани

Крепостные стены Кремля в Казани были возведены в XI-XII вв. Изначально они предназначалась для защиты от нападений врагов. Внутри располагалась мечеть и торговые ряды. В 1552 г. войска Ивана Грозного захватили Казань и разрушили крепостные постройки. После взятия города царь приказал возвести Кремль заново.

В XVIII в. Казань подверглась нападению войска Емельяна Пугачева. Городу удалось выстоять, но следы разрушений обнаруживаются и сегодня.

В 1992 г. в зданиях расположилась официальная резиденция главы республики. В 2000 г. Кремль пополнил собой перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Комплекс Казанского Кремля

Территория музея-заповедника «Казанский Кремль» охватывает почти 14 га. На плане крепость имеет форму вытянутого многоугольника. Это обусловлено особенностями рельефа, перепад которого составляет почти 29 м.

Музеи Казанского Кремля — режим работы, стоимость посещения и экскурсий

В состав архитектурного комплекса входят музеи и выставочные залы, посвященные естественной истории, религии и искусству республики Татарстан. Здесь жители города и туристы получают возможность ознакомиться с памятниками исламской культуры и православия.

Музей «Казанский Кремль» принимает гостей каждый день с 10.00 до 18.00. По пятницам расписание несколько изменено: экспозиции начинают работу в 11.00 и заканчивают в 20.00. Кассы перестают продавать билеты за полчаса до закрытия.

Музей естественной истории Татарстана

Единственный музей в Поволжье, где представлено геологическое развитие и формирование планеты Земля. Кроме привычных экспозиций здесь есть интерактивные выставки.

Посетители могут увидеть коллекции редких минералов и костей динозавров, посмотреть в окуляр интерактивного телескопа. В музее представлены собрания древних окаменелостей и действующая модель грязевого вулкана.

Цена билетов:

  1. Вход для 1 взрослого посетителя стоит 250 руб., в составе группы — 150 руб.
  2. Для людей пенсионного возраста, учащихся школ и ВУЗов — 100 руб.
  3. Дети младше 7 лет посещают музей бесплатно.
  4. Аудиогид — 200 руб.

Группы набираются по 11-20 человек. На 10 учеников 1 взрослый проходит бесплатно.

Музей истории государственности Татарстана

Древнейшая часть Казанского Кремля. Музей освещает историю и традиции республики Татарстана. Здание состоит из 2 этажей, не сообщающихся друг с другом.

На первом уровне находится зал для сменных выставок, на втором — постоянная экспозиция, посвященная истории государства.

Стоимость билетов (в рублях):

Категории посетителей и услуг Посещение обоих этажей
Взрослые 80 150 200
Учащиеся школ и высших учебных заведений, лица пенсионного возраста 80 100 150
Посещение с экскурсоводом для группы (цена для 1 человека) 300 500 600

Выставочный зал «Манеж»

Расположен в здании, где раньше находилось училище для юнкеров. Здесь будущие офицеры проходили строевую подготовку. Сейчас «Манеж» стал площадкой для исторических проектов и выставок современного искусства. В нем демонстрировались произведения Шагала, Кандинского, Ренуара, Пикассо и других художников.

Кроме экспозиций, в «Манеже» проводятся:

  1. Анимационные и кинопоказы.
  2. Благотворительные акции.
  3. Фестивали и конференции.
  4. Спектакли и концерты

Прейскурант (в рублях):

Категории посетителей и услуг Индивидуально Для группы
Взрослые 200 100
Учащиеся ВУЗов 150 100
Люди пенсионного возраста 150 100
Ученики школ 100 80
Экскурсия 400 400
Квест (оплата дополнительно к билету, на всю группу) 400 400

Центр «Эрмитаж-Казань»

Это подразделение Казанского Кремля тоже расположилось в здании, ранее принадлежавшем Юнкерскому училищу. Первая выставка, которая была здесь проведена, посвящена истории и культуре Золотой Орды. Это целая эпоха в существовании Татарстана.

Центр оснащен современным оборудованием, которое позволяет проводить:

  • выставки;
  • лекции для широких масс слушателей и узконаправленные научные конференции;
  • образовательные мероприятия;
  • развлекательные программы.

Режим работы Центра «Эрмитаж-Казань» такой же, как у всего музейного комплекса «Казанский Кремль».

Цены на входные билеты (в рублях):

Категории посетителей Индивидуально Группы от туристических фирм
Взрослые 200 150
Студенты ВУЗов и люди пенсионного возраста 100 100
Дети Бесплатно 100

Музей исламской культуры

Одна из достопримечательностей комплекса — мечеть Кул Шариф. С 2006 г. на цокольном этаже здания работает архитектурный и художественный музей. Он единственный в РФ, где подробно освещено историческое развитие и культурные особенности татарского народа и других наций, проживающих на Волге. Экспонаты занимают 2 больших зала.

В 2014 г. администрация музея обновила коллекцию. Здесь можно познакомиться с особенностями ислама в Татарстане и вкладом этого народа в общую культуру.

Представленные предметы отражают роль религии в развитии письменности и образования, а также в формировании национального самосознания татар.

Входной билет для взрослых стоит 200 руб. Для лиц пенсионного возраста, учеников школ и студентов-очников цена составляет 100 руб. Групповое посещение обойдется в 150 руб. взрослому и 80 руб. льготным категориям.

Музей истории Благовещенского собора

Этот музей работает при храме. История собора тесно связана с летописью города.

Здесь служил литургию Иоанн Кронштадтский — один из почитаемых в России святых.

Экспозиция включает предметы искусства и документы, посвященные истории храма с момента его постройки:

  1. Православная литература XVI-XX вв.
  2. Иконы.
  3. Фотографии старинных православных памятников.
  4. Посох, принадлежавший православному епископу Гурию.
  5. Макет кареты, подаренной жителями города царице Екатерине II.
  6. Документы, посвященные обретению образа Божией Матери Казанской.
  7. Экспонаты, отражающие особенности эпохи Ивана Грозного.

Здесь же можно посмотреть фильмы христианской тематики. По воскресеньям проводятся учебные занятия по древнерусской письменности, изготовлению открыток и картин на тему православия.

Стоимость билетов и экскурсий (в рублях)

Услуга Цена
Входной билет для взрослых 150
Билет для студентов колледжей и ВУЗов, учеников школ, людей пенсионного возраста 100
Вход для детей младше 7 лет Бесплатный
Обзорные экскурсии 300-1000
Выездные экскурсии по Казани на машине заказчика (до 20 чел.) 1000
Мастер-классы 150-450

Музей Пушечного Двора

Экспозиции занимают часть западного крыла Пушечного двора и помещение бывшей Кордегардии. Раньше здесь была литейная яма, затем жилье для солдат и офицеров. После реставрации в помещении демонстрируется коллекция, посвященная истории двора. В этом здании проводятся выставки, камерные театральные представления.

Стоимость посещения (в рублях):

Категории посетителей и услуга Индивидуальные посещения Организованные ученические группы Клиенты туроператоров
Взрослые 200 100
Студенты ВУЗов и колледжей 100 80
Пенсионеры 100 80
Ученики школ 100 80 80
Сопровождение гида на русском языке 400 400 400
Сопровождение экскурсовода на английском языке 1000 1000
Сопровождающие лица для школьников Бесплатно для 1 взрослого на 10 детей Бесплатно

График бесплатного посещения

Любой желающий может посетить музей-заповедник бесплатно в следующие дни:

  1. В первый вторник каждого месяца года.
  2. 22 января — эта дата считается официальным днем рождения организации.
  3. В международный день, посвященный работе музеев — 18 мая.

Право на бесплатное посещение в любой день без экскурсии имеют:

  1. Ветераны, участники и инвалиды войны.
  2. Герои СССР и РФ.
  3. Инвалиды, в том числе и дети .
  4. Дошкольники.
  5. Люди, профессионально занятые художественным промыслом
  6. Дети-сироты.
  7. Работники российских музеев.

Дополнительные услуги

По желанию посетителей администрация музея-заповедника «Казанский Кремль» предоставляет дополнительные услуги. Гости имеют возможность:

  1. Воспользоваться аудиогидом для самостоятельной экскурсии.
  2. Перекусить в кафе.
  3. Посетить смотровую площадку.
  4. Ознакомиться с мастерством кузнецов и других ремесленников.
  5. Побывать на выставке оружия.
  6. Принять участие в квестах.
  7. Попробовать свои силы в стрельбе из лука.

Аудиогид

Эта слуга позволяет совершить прогулку по музеям без экскурсовода. Она предоставляется на русском, английском и татарском языках. Воспользоваться ей можно с 10.00 до 18.00.

Стоимость использования:

  1. Устройство без наушников — 200 руб.
  2. Аудиогид с 1 парой наушников — 250 руб.
  3. Комплект с 2 парами наушников — 300 руб.

Кафе

На территории музейного комплекса «Казанский Кремль» действует кафе «Пушечный двор». Помещение разделено на 3 зала. В двух из них обслуживают туристические группы, в третьем могут пообедать индивидуальные посетители. В меню заведения — традиционные татарские блюда и напитки.

Кроме того, на территории действуют сезонные мини-кафе.

Смотровая площадка на Преображенской башне

Над вторым ярусом Преображенской башни отреставрирована дозорная площадка. Каждый желающий может подняться сюда, чтобы полюбоваться видами Казани.

Подъем составляет 16 м по крутым деревянным ступенькам. Сама башня располагается на возвышенности.

Отсюда видны:

  • мечеть Кул Шариф;
  • купол городского цирка;
  • концертный зал «Пирамида»;
  • центральный стадион;
  • река Казанка;
  • кремлевские сооружения.

Стоимость осмотра с площадки — 50 руб. Время работы с 9.00 до 18.00 ежедневно.

Кузница Пушечного Двора

Находится в западной части Двора.

Здесь гостей знакомят с мастерством разных ремесленников:

  1. Кузнец расскажет об истории и особенностях своего дела. Желающим проводят мастер-класс по изготовлению подковы, колокольчика. Здесь можно выбить монету в память о посещении Казани.
  2. Гончар расскажет о своем ремесле, проведет занятие и покажет готовые изделия.
  3. Специалист по изготовлению изделий из кожи раскроет свои секреты. Здесь можно купить украшения и аксессуары.
  4. В чайной лавке гостям расскажут об особенностях татарского чая. Посетители могут отдохнуть и насладиться вкусом ароматного напитка.
  5. Мастер-класс по изготовлению казанской стрелы — специалист расскажет о технологии и продемонстрирует процесс. Гостей познакомят с особенностями разных наконечников.

Туристам предлагаются фотосессии в исторических костюмах средневековых ханов, цариц, воинов. Сотрудники Кузницы Пушечного Двора расскажут о каждом наряде и разрешат погулять в этой одежде по территории музея.

Кузница работает ежедневно с 8.00 до 20.00 без перерыва.

Выставка оружия «Дух воина»

На выставке можно познакомиться как с повседневными предметами военного обихода, так и с ценными ювелирными изделиями. Здесь представлено боевое оружие, украшения мужской одежды, пояса, конская упряжь.

Посетители музея имеют возможность познакомиться с культурой и воинским укладом тюркских народностей.

Выставка находится на территории Пушечного двора, в его западной части . Посетить ее можно ежедневно с 10.00 до 18.00. Цена входного билета для взрослых 250 руб., для детей — 150 руб.

Квест «Легенда Тайницкой башни»

Участники собираются в команды по 4 человека. В течение часа им предстоит разгадать множество загадок и найти таинственный источник. Игрокам выдаются исторические костюмы. Перед началом они обязаны подписать документ о неразглашении правил квеста.

В конце участники могут выпить чая с восточными сладостями, сделать фотографии в исторических костюмах.

Арбалетно-лучный тир

В арбалетно-лучном тире желающие могут поупражняться в стрельбе из лука. Он находится в Преображенской башне Кремля. Посетителей встречает опытный инструктор. Работает тир ежедневно с 9.00 до 18.00.

Адрес и как добраться до Казанского Кремля

Музей-заповедник расположен по адресу: ул. Кремлевская, 2. Сюда можно добраться на общественном транспорте или личном автомобиле.

Метро

Доехать до исторического комплекса можно на казанском метро. Выходить на станции «Кремлевская».

Наземный транспорт

  • «ул. Гоголя», «Гоголя-1» и «Гоголя-2»;
  • «Площадь Свободы»;
  • «Театр имени Тинчурина»;
  • «Дворец Спорта»;
  • «ЦУМ».

От любой остановки нужно пройти пешком 200-400 м. Путь занимает несколько минут.

Доп. информация: Рейтинг: Карточка: kreml.msk-i.ru

Московский кремль — один из символов России. Много лет он был и остается резиденцией московских князей, царей, генеральных секретарей, президентов. В настоящее время он является не только резиденцией правительства, но и музеем. Но, прежде всего, Кремль, конечно же, символ Москвы и всей России, и редкий турист, посетивший её, не побывает в Кремле. Московский Кремль расположен на Боровицком холме. По форме это огромный треугольник площадью 27,5 Га, общая длина стен Московского Кремля 2,2 км.

В 1990-х годах архитектурный ансамбль Кремля, его сокровища, Красная площадь и Александровский сад были включены в список особо ценных объектов России, а затем в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Располагавшиеся на территории Кремля музеи были преобразованы в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Уникальный музейный комплекс Московского Кремля включает:В 

— Оружейная палата

— Успенский собор

— Архангельский собор

— Благовещенский собор

— Церковь Ризположения

— Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов

— Ансамбль колокольни Ивана Великого

— Башни Кремля

— Коллекция артиллерийских орудий и колоколов

— Церковь Рождества Богородицы на Сенях

— Грановитая палата

— Золотая царицына палата

— Теремной дворец

— Верхоспасский собор и теремные церкви

— Потешный дворец

— Арсенал

— Сенат

— Большой Кремлевский дворец

— Государственный Кремлевский дворец.

На территории Московского Кремля, так же расположен музей Алмазный фонд.

Телефон Московский Кремль:

+7 (495) 697-03-49 — экскурсионное бюро Ближайшие станции метро: В Охотный ряд (166 м.), В Площадь Cуворова (стр.) (307 м.), В Театральная (333 м.)

Режим работы Московский Кремль:

Внимание! С 1 по 8 января — праздничные дни. Уточняйте время работы по телефону. —> E-mail: (пресс-центр) E-mail: (дирекция) Сайт: (официальный сайт Кремля)

Разделы: Музеи, галереи и выставки

Отправить сообщение—>

Дополнительные телефоны Московский Кремль:

+7 (495) 695-41-46 — экскурсионное бюро +7 (495) 695-41-87 — пресс-центр

Официальные группы в соц. сетях:

Как добраться до Московский Кремль:

Входная группа Московский Кремль:

Входная группа: Фотогалерея Московский Кремль (2 фото): В этом разделе часто смотрят:

Мемориальный комплекс на Поклонной горе (Парк Победы), музей

Третьяковская галерея

Российский национальный музей музыки

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Галерея Ильи Глазунова

Парк им. Горького (ЦПКиО), Центральный парк культуры и отдыха

Музеон, парк искусств

Дворец царя Алексея Михайловича (Коломенский дворец)

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ им. А. С. Пушкина)

Кремль в Измайлово, культурно-развлекательный комплекс

Государственный музей Востока

Музей-мастерская Зураба Церетели

Flacon Флакон, дизайн-завод

Государственный центр современного искусcтва (ГЦСИ)

Отзывы о Московский Кремль:

Ваше мнение очень ценно для нас! Напишите свой отзыв и оцените в нем компанию (1 звезда — «плохо!», 5 звезд — «отлично!») Социальные отзывы Cackle

Музей-заповедник «Московский Кремль» был основан в 1991 году на базе действующих кремлевских государственных музеев. Необходимость объединения разрозненных культурных образований возникла давно, однако масштабы нового проекта не позволяли применить обычную схему интеграции — подготовка к сближению субъектов архитектуры заняла несколько лет. В результате был создан новый уникальный музей в Кремле. Москва, столица-мегаполис мирового масштаба, обрела еще один грандиозный выставочный комплекс.

image

Резиденция

После целого ряда научных исследований крупнейший архитектурный ансамбль России получил статус музея-заповедника. В 2001 году генеральным директором объединенных музеев стала Елена Юрьевна Гагарина, дочь легендарного космонавта Юрия Гагарина. Музей-заповедник «Московский Кремль» исторически всегда был резиденцией русских царей, а позднее — президентов. В настоящее время в нем размещается ставка и квартира президента России Владимира Владимировича Путина.

История Кремля

Башни и стены Московского Кремля были построены в конце 15 века, в период правления царя Иоанна Грозного. Тогда же возвели ряд архитектурных сооружений, расположенных внутри периметра Кремля. Сегодня уникальный музей-заповедник «Кремль» включает в себя три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Все они обладают значительной исторической ценностью. В ансамбль также входят другие музеи Кремля: Оружейная палата, церковь Ризположения, колокольня Ивана Великого, церковь Двенадцати Апостолов. В нижнем ярусе Благовещенского собора расположена экспозиция, подробно раскрывающая тему археологии Кремля. В музеях широко представлены практически все жанры искусства, в той или иной степени отражающие традиции царского двора и высшего духовенства. Каждое здание — это уникальное сооружение архитектуры, отражающее эпоху прошедших времен. Интерьеры шедевров древнего зодчества поражают своим великолепием, передавая посетителям очарование стиля 16 и 17 веков, а также середины 19 века.

image

Популярность

Московский Кремль, музеи которого не только представляются местом размещения редчайших экспонатов, но и сами являются памятниками культуры, находится под попечительством высшего охранного учреждения ЮНЕСКО. Посещаемость главного музейного комплекса Москвы бьет все рекорды, в течение года через Боровицкие ворота и Спасскую башню на Красной площади проходит более двух миллионов туристов со всего мира. Интерес людей к древней русской культуре не ослабевает, к услугам посетителей — хорошо подготовленные экскурсоводы, которые охотно рассказывают об истории Московского Кремля, а также о жизни царской семьи и ее окружения.

Царские кареты

Главной сокровищницей кремлевских экспозиций считается Оружейная палата, с которой начинаются все экскурсии при входе в Кремль со стороны Боровицкой башни. Московский Кремль, музеи которого отличаются разнообразием экспонатов, обладает уникальным собранием карет, на которых выезжали в свет члены королевской семьи, представители высшей знати, приближенной к императору, советники и вельможи. Экспозиция представлена в широком ассортименте, от простого возка до многоместной кареты. Личный кабриолет императрицы Екатерины соседствует с фаэтоном дальнего следования, а коляска казначея стоит рядом с двухместными экипажами для вечерних прогулок.

Отдельный зал отведен под одежду, которая была в моде в то время, особое место занимают царские головные уборы, усыпанные драгоценными камнями, отделанные собольим мехом. Главный экспонат — шапка Мономаха с богатой оторочкой, отделанная изумрудами и рубинами. В следующем зале располагается коллекция «Пасхальные яйца Фаберже». Придворный золотых дел мастер Карл Фаберже вместе со своими помощниками создал целую серию шедевров ювелирного искусства, которые составили обширную экспозицию. Главным экспонатом в коллекции Фаберже является пасхальное яйцо «Московский Кремль». Это стилизованное изображение двух самых известных кремлевских башен – Спасской и Водовзводной.

image

Башни отлиты из бронзового сплава, золота и серебра. Между ними расположено непосредственно «пасхальное яйцо», внутри которого ювелир поместил интерьер Успенского собора. Увидеть миниатюрные иконы на тябловом иконостасе можно, заглянув через стрельчатые окна. Этот шедевр ювелирного искусства знаменит еще и тем, что никогда не покидал пределы России, хотя зарубежные выставочные фирмы сочли бы за честь хоть на время включить его в свои экспозиции. Уникальное изделие знаменитого ювелира покоится на тяжелом основании из цельного куска оникса.

Бомбарда

Под открытым небом стоит один из самых знаменитых экспонатов Московского Кремля, Царь-пушка, уникальное артиллерийское орудие, отлитое из бронзы мастером Андреем Чоховым в 1586 году. Пушка относится к категории «бомбарда», а по новой классификации это мортира. Каждое ядро весит около 2 тонн, диаметр пушечного дула — 890 мм, весит Царь-пушка 42 тонны. Стрелять мортира может только теоретически, поскольку, чтобы зарядить ее, нужно приложить невероятные усилия.

Шедевр чугунного литья

Еще один грандиозный экспонат — это Царь-колокол. В 1730 году по приказу императрицы Анны Иоанновны начались работы по отливке самого большого колокола за всю историю литейного дела. Выполнить работу подрядились отец и сын Маторины. Во время подготовительных работ старший Маторин умер, и всю работу пришлось делать сыну. В 1735 году все было готово к процессу заливки, в шести плавильных печах кипела бронза, формовочная яма была готова принять расплавленный металл. Готовый колокол весил 200 тонн, его высота составляла 6,3 метра. Однако колокол пострадал во время пожара, из-за перепада температур металл дал трещину, и от массы откололся огромный кусок. Таким образом, грандиозная конструкция перестала существовать как церковный колокол для звонницы и стала музейным экспонатом. Московский Кремль, музеи которого регулярно пополняются новыми раритетами, стал пристанищем для уникального Царь-колокола.

image

Успенский собор

Один из первых белокаменных храмов Москвы, Успенский собор, был построен в конце 15 века архитектором Аристотелем Фиораванти. Спустя семь лет после постройки известный иконописец Дионисий положил начало росписи стен храма. Работы продолжались до 1515 года. В середине 17 века Успенский собор был расписан заново, однако прежние фрески частично сохранились и являются на сегодняшний день самыми древними иконописными образцами на всей территории Кремля.

В Успенском соборе расположен обширный некрополь, в котором покоится прах митрополитов Киевских, Московских, а также девяти патриархов Московских, умерших в 17 веке.

Благовещенский собор

Храм расположен на соборной площади Московского Кремля. Был построен в 1489 году на древнем белокаменном подклете, оставшемся от прежнего собора. В 1547 году храм серьезно пострадал от пожара и был восстановлен только в 1564 году, при этом зодчие надстроили две главы со стороны алтарных приделов. В 1572 году к собору пристроили так называемое Грозненское крыльцо. Иконостас несет два ряда икон, «деисусный» и «праздничный» работы Андрея Рублева и Феофана Грека. На паперти расположены изображения греческих философов: Аристотеля, Гомера, Анаксагора, Плутарха, Птолемея. Северные врата украшены барельефами древних римских пророчиц сивилл. Пол собора сложен из пластин яшмы.

До 18 века храм использовался как домовая церковь московских царей. А в период петербургского доминирования Благовещенский храм являл собой представительство протопресвитерианства.

image

Архангельский собор

Пятиглавый храм о восьми приделах был выстроен в самом начале 16 века. Внутреннее убранство собора было полностью закончено лишь спустя 150 лет стараниями иконописцев Федора Зубова, Степана Рязанца, Иосифа Владимирова. Позже в интерьере появился деревянный тябловый иконостас, расписанный золотом. Высота его составляла 13 метров.

Архангельский собор знаменит обширным некрополем, который включает в себя 54 погребения, среди которых — раки царевича Святого Дмитрия Ивановича и Черниговского Михаила. Некрополь также содержит 46 надгробий с орнаментами и похоронные футляры из бронзы. В 1928 году в подвальную палату храма были перенесены останки женщин из рода Романовых и Рюриковичей, которые ранее покоились в церкви Вознесенского монастыря.

image

Музеи Кремля, режим работы

Один из самых главных выставочных комплексов России функционирует в течение всего календарного года. Ниже приводится ежедневное расписание выставок, входящих в музей «Кремль». Часы работы музейных секторов распределены следующим образом:

Все музейные залы открыты с 10 до 17 часов ежедневно. В летний период — с 10 до 18 часов.

Четверг – выходной день.

Кассы открыты ежедневно (кроме четверга) с 9.30 до 16.30, летом — до 17 часов. Билеты можно купить в Александровском саду, станция метро «Библиотека имени Ленина».

Музей «Оружейная палата» открыт по регламенту сеансов: 10.00, 12.00, 14.30, 16.30. Билеты продаются в кассах за 45 минут до сеанса.

Выставка «Древности Кремля», расположенная в Благовещенском соборе, открыта ежедневно (кроме четверга): экскурсии в 10.15, 11.15, 12.15, 13.15, 14.15, 15.15, 16.15.

Цена билета для входа на Соборную площадь — 350 рублей для взрослых, 150 рублей для школьников.

По праздничным и выходным дням предлагаются семейные билеты из расчета на двух взрослых и двух детей. Цена одного билета — 100 рублей.

Цена билета в Оружейную палату — 700 рублей для взрослых и 200 рублей для пенсионеров, студентов и школьников.

image

Дворцовый комплекс Хофбург в Вене — история государства в архитектуре и памятниках

Дворец Хофбург в Вене занимает центральное место в насыщенном ряду достопримечательностей Вены, и я хочу поделиться, каким запомнился Хофбург мне при посещении столицы Австрии.

Дворцовый комплекс Габсбургов создавался на протяжении веков, начиная с XIII столетия. Он представляет собой ассиметричную композицию зданий и внутренних дворов. В этом его отличие от других резиденций европейских правящих династий.

Хофбург сочетает в себе разные стили и эпохи, отличается богатой орнаментальной отделкой и является самой важной музейной площадкой в Вене. Великолепные купола Хофбурга символизируют былое величие австрийского императорского двора и подчеркивают красоту нынешней Вены.

Архитектурные составляющие императорского дворца настолько отличаются друг от друга, что крайне важно обойти каждое крыло и неспешно осмотреть. В этой статье вас ждут:

  1. Новый Хофбург
  2. Центральный двор
  3. Михайловский тракт

Новый Хофбург

К Хофбургу, как правило, подходят со стороны площади Марии Терезии. Императорская резиденция с этой стороны начинается самой новой ее частью – так называемым, Новым Хофбургом. Огромный дугообразный восточный флигель возвели в 1881—1913 гг., символично расположив его за спиной принца Евгения Савойского, не единожды защищавшего Австрийскую империю.

Габсбурги планировали построить два симметричных крыла Нового Хофбурга, но падение монаршего трона произошло раньше, чем эти планы могли осуществиться.

Восточное крыло комплекса все же успели завершить. И теперь его изящный фасад с центральным парадным балконом, оформленный стройными колоннами, украшает исторический центр Вены.

В наше время в восточном крыле Хофбурга размещены Оружейная палата, Этнографический музей, Эфесский музей и огромный читальный зал Национальной библиотеки.

Посетители Хофбурга идут к первым воротам дворцового ансамбля через Плац Героев по дороге, которая рассекает просторную площадь, пролегая между двух монументов. С одной стороны, как вы уже знаете, на вздыбленном коне гарцует принц Евгений, а напротив расположился еще один застывший в бронзе именитый австрийский полководец — эрцгерцог Карл.

В угловой части стены — там, где примыкает новое крыло комплекса к флигелю Леопольда, — посетителей встречает историческая надпись:

Вот теперь мы с уверенностью можем шагнуть на основную дворцовую территорию австрийских императоров. Не менее известной является еще одна резиденция Габсбургов в Вене – дворец Шенбрунн. Но все же Шенбрунн вместе с его просторными парками выполнял роль летней резиденции.

Центральный Хофбург

Первый внутренний двор Хофбурга является связующим в большом дворцовом ансамбле. Его территорию формируют стены элегантных строений.

В центре двора воздвигнут монумент в честь Франца I. Бронзовая скульптура императора установлена в 1846 году, определив название внутреннего двора как Franzensplatz.

Но в 1919 году название сменили на простое Ин-дер-Бург, что означает в замке. Памятник установлен в глубине двора на фоне дворца Амалиенбург, фасад которого отличает наличие двух часов – привычных нам и солнечных.

Напротив монумента располагаются Швейцарские ворота 1552 года, которые соединяют Ин-дер-Бург со старейшим в Хофбурге Швейцарским двором.

Ворота принадлежат одной из самых древних стен Хофбурга, на которой сохранились изображения символов императорской власти.

Конечно же, нельзя не заметить обилие символики, размещенной непосредственно на Швейцарских воротах. Над аркой в ряд идут рыцарские ордена, в том числе, орден Золотого Руна. Подход к Швейцарским воротам охраняют свирепые львы (попробуйте подобрать для них иное определение):

А охранять есть что в Швейцарском дворе. В залах старой императорской резиденции располагается Королевская сокровищница, где хранятся бесценные регалии: корона Священной Римской империи, держава, корона и скипетр Австрийской империи, множество золотых реликвий, медалей и другие ценности. Часть этого достояния в XIV веке хранилась в чешском замке Карлштейн, когда во главе римской империи стоял Карл IV.

Туристы, посещающие Хофбург, как правило, оказываются перед выбором – отправиться на экскурсию в сокровищницу и музеи или осмотреть дворцовый комплекс внешне со всех сторон с его дворами и парками. За один день явно всего не охватить, поэтому не лишним будет составить индивидуальную программу.

Михайловский тракт

Из внутреннего двора Ин-дер-Бург выходят также к Михайловскому тракту, возведенному по распоряжению Франца-Иосифа I. Внутренние ворота оформлены без излишней помпезности.

Через эти ворота посетители попадают в великолепный открытый зал Михайловского тракта, который находится под сводами самого роскошного купола Хофбурга. Купол представлен на первой фотографии этого поста, а как выглядит зал, можно увидеть на следующей фотографии:

Выход из зала через парадные ворота Михайловского тракта выделяется очень красивым ажурным орнаментом.

Пройдя под ажурным украшением арки, посетители оказываются на Михайловской площади. Вот теперь можно рассмотреть парадную часть Михайловского тракта, которая является Северным фасадом Хофбурга.

Это крыло дворцового ансамбля было запланировано еще в 1726 году, но завершить Михайловский тракт удалось только к концу XIX века в период правления Франца-Иосифа I, что и увековечено над центральной аркой Михайловских ворот:

Михайловский тракт связан с той частью Хофбурга, в которой размещается школа испанской верховой езды. А школа, в свою очередь, прилегает к основе дворцового ансамбля Schweizerhof. О Швейцарском дворе я чуть выше упоминала. Вот такой замысловатой связкой выглядит резиденция Габсбургов.

Вернемся к Михайловскому крылу. Северный фасад Хофбурга выглядит по-настоящему парадно и элегантно. Округлые плавные контуры фасада завершаются фигурными фронтонами и великолепными куполами.

Центральный вход дополнен скульптурными группами, а весь фасад окаймлен двумя фонтанами. Слева расположена композиция «Владычество на море» Рудольфа Вейра, а справа — «Власть земли» Эдмунта Хельмера:

Этот фонтан находится справа, следовательно, он говорит о власти на суше. Кстати, минуя фонтан, можно пройти вдоль зданий в Народный парк и далее, к Венской ратуше.

Ну, и окинем взглядом левую часть Михайловской площади, где завершается флигель Хофбурга, и рядом находится Михайловская церковь:

Об этой римско-католической церкви важно упомянуть, рассказывая об императорской резиденции, хотя бы потому, что именно в этом храме венчались австрийские монархи. Не в соборе Святого Стефана, который считается главным собором Вены, а в этой, казалось бы, малоприметной церкви Святого Михаила.

Церковь является одним из древнейших сооружений Вены. Впервые о ней упоминается в 1267 году в связи с большим пожаром. В XIV веке церковь дополнили восьмигранной колокольней, а шпиль водрузили в 1598 году.

В загородном дворце Шенбрунн находится большое полотно, изображающее венчание Марии Терезии в церкви Святого Михаила. Каково же было наше удивление, когда мы посетили Михайловскую церковь и увидели совсем небольшой зал. На картине и пространство, и действо выглядело куда более масштабно.

На Михайловской площади мы завершим знакомство с резиденцией австрийских императоров в Вене. Мы осмотрели Хофбург бегло. Все составляющие дворцового комплекса столицы Австрии вызывают интерес и требуют отдельного внимания. В следующее свое посещение Вены я хотела бы увидеть представление школы испанской верховой езды, которое проходит как в манеже, так и на площадях Хофбурга. Друзья, будьте в курсе, что, кроме дворцовых зданий, площадей и музеев, Хофбург может удивить грациозной поступью красивых «липицианских» лошадей.

Хофбург – зимняя резиденция Габсбургов

Дворец в центре Вены появился задолго до того времени, когда Хофбург стал местом постоянного проживания императорской семьи. Небольшой скромный дворец достался Габсбургам от предыдущих правителей Бэбенбергеров. На протяжении веков каждый император считал своим долгом внести что-то новое во внешний облик дворца.

Благодаря этим преобразованиям в центре столицы Австрийской империи появился величественный дворцовый комплекс. И сегодня Хофбург место политической жизни. Здесь заседают Кабинет Министров и Президент Австрии.
Туристов со всего мира привлекают музеи Хофбурга.

Сокровищница дворцового комплекса Хофбург.

Коллекция, представленная в залах Хофбурга, не имеет равных себе ни в одном музее мира. Представленные здесь экспонаты уникальны. На протяжении веков коллекция пополнялась не только шедеврами ювелирного искусства, но и историческими реликвиями. Здесь находятся священная агатовая чаша или чаша Грааля и знаменитое Копье Судьбы (Копье Лонгина).

В нескольких залах выставлены сокровища Священной Римской Империи. Основное внимание привлекают короны императоров. Самая древняя восьмиугольная корона принадлежала Карлу Великому. Во всём великолепии представлена корона Иштвана Бочкаи, венгерского короля. Центральное место занимают символы имперской власти Габсбургов усыпанные драгоценными камнями корона Рудольфа II, скипетр и держава.

В сокровищнице Хофбурга хранится знаменитое копье, которым был заколот Иисус Христос. В свое время Гитлер мечтал стать обладателем этого копья. Он свято верил, что владея копьем, покорит мир. После заключения соглашения с Австрией сокровища Хофбурга вывезли в Германию. И только после окончания второй мировой Войны они вернулись назад.

В нескольких залах выставлены парадные мантии Габсбургов и церковные реликвии, принадлежавшие представителям великой династии.

Школа верховой езды Хофбурга.

На территории Хофбурга находится знаменитая Венская школа верховой езды. Кто-то называет школу Испанской, но это название связано с происхождением породы лошадей. Обитатели этой конюшни такой же символ Вены, как и Собор Святого Стефана или Венская опера. Липицианская порода лошадей появилась в Словении. Рождаясь почти черными, в процессе взросления лошади приобретали светло-серый окрас. Необыкновенно грациозные липицианы стали придворными «танцующими» лошадьми. На протяжении четырех веков каждое утро в великолепном манеже Хофбурга проходит тренировка липицианов. На гала-представление билеты необходимо приобретать за несколько месяцев. Во время выступления демонстрируется настоящий конский балет под музыку Моцарта, Шопена. Каждый липициан имеет отдельное помещение и получает жалованье.

Для посещения величественного Хофбурга одного дня недостаточно. На территории дворца расположена Серебряная палата, в которой находятся императорские сервизы, столовое серебро Габсбургов. Стоит посетить, недавно открывшийся, музей Елизаветы Баварской или принцессы Сисси. Большой интерес у посетителей вызывают императорские залы дворца. Открыты для туристов музеи бабочек и глобусов. В Придворной капелле Хофбурга по выходным проходят выступления знаменитого Венского хора мальчиков. Желающим услышать это волшебное пение, стоит позаботься о билетах заранее.

Хофбург, Вена: 4 лучших совета по посещению именитого дворца

Хофбург (Вена) – бывшая зимняя резиденция императорской династии Габсбургов, считающаяся сегодня самым крупным светским дворцом в мире. Достопримечательность раскинулась на территории, площадь которой составляет не менее 240 тысяч м² и включает в свой состав 18 флигелей, 19 внутренних дворов и 2600 апартаментов, что охватывают целый район в центре Вены. В здании дворца продолжают работать и жить более 5 тысяч человек.

На территории Хофбурга в Вене имеется до 30 отдельных достопримечательностей, среди которых можно увидеть площади и памятники, замки и апартаменты, исторические музеи и бесценные коллекции. Дворцовый комплекс настолько масштабен, что изучить все его наружные и внутренние объекты за одно посещение вряд ли получится. Сегодня в замке у каждого туриста есть возможность приобрести экскурсию, в ходе которой будут представлены Императорские апартаменты, музей Сиси и Коллекция императорского серебра. Подробно о прогулке по дворцу мы расскажем чуть ниже, а чтобы получить представление о достопримечательности, давайте ненадолго окунемся в ее историю.

Историческая справка

Более 6 столетий дворец Хофбург в Вене служил зимней резиденцией австрийских правителей и являлся центром, где вершилась история не только Австрии, но и всей Европы. До 13 века здесь возвышалась средневековая крепость, которую впоследствии начали расширять правящие императоры. Безусловно, наибольший вклад в процветание дворца внесла королевская династия Габсбургов, управлявшая австрийским государством с начала 13 столетия вплоть до 1918 года, когда монархия потерпела свой крах.

Древнейшим строением Хофбурга стала Альте Бург – многовековая твердыня, в дальнейшем получившая новое наименование — Швейцарское крыло (Швейцер). В середине 16 столетия в резиденции были возведены знаменитые Швейцарские ворота: в этом крыле и по сей день хранятся сокровища времен Священной Римской империи.

В 16 веке в состав дворца вошло еще одно отдельное сооружение – крыло Амалии, получившее такое наименование благодаря Вильгельмине Амалии, проживавшей здесь после кончины своего супруга, императора Иосифа I. Последней королевской особой, занимавшей эти покои, была императрица Елизавета: сегодня данные помещения находятся в открытом доступе для всех гостей Вены. В 17 столетии император Леопольд I решает связать Швейцер и резиденцию Амалии новой постройкой (крыло Леопольдина). Сегодня это здание используется в качестве офиса австрийского президента, и туристам попасть внутрь не представляется возможным.

Австрийская национальная библиотека

В целом за 18-19 вв. в Хофбурге в Вене было возведено множество примечательных сооружений, таких как Австрийская национальная библиотека, Императорская канцелярия и крыло Святого Михаила. В этот же период появился и помпезный Зал церемоний, который и по сей день служит площадкой для балов в Хофбурге. В начале 20 века, незадолго до краха монархии, был отстроен Новый Хофбург с монументальным фасадом и уникальным архитектурным изгибом, где теперь располагается часть Национальной библиотеки, а также ряд коллекций и музеев.

Проблема

Что такое культура, и каким образом она влияет на жизнь человека.

Отношение автора к проблеме

Культура – это результат всей материальной и духовной деятельности человечества на протяжении его существования. Духовная культура представляет собой накопленные духовные ценности – нормы, традиции, знания и опыт. В эту сферу культуры входит искусство во всех своих проявлениях, ведь это результат отражения человеком окружающего мира. Основное призвание искусства заключается в том, чтобы обратить внимание человечества на события острой значимости.

Аргументы

  1. В воспитании любви к Родине большую роль играет культура.
  2. Люди накопили много ценностей за время своего существования, на которых основывается культура каждого народа.
  3. Культура существует благодаря талантливым людям.
  4. В культуре находятся истоки нравственности, без которой человеческое существование немыслимо.
  5. Искусство как проявление культуры часто нацелено на отражение актуальных проблем.
  6. Важнейшая функция культуры заключается в сохранности драгоценного опыта, знаний и ценностей.
  7. Каждый человек в понятие культуры вкладывает свой смысл.
  8. Впервые понятие культуры появилось в Древнем Риме.
  9. В 18 веке слово «культура» стало широко использоваться для обозначения определённого образа жизни человека.
  10.  Культура пронизывает все сфера человеческой жизни.

Эпитеты к слову «культура»

Безграничная, безыдейная, бесплодная, беспредметная, бессодержательная, блистательная, боевая, вечная, волнующая, высокая, гуманистическая, гуманитарная, гуманная, живая, животворящая, жизненная, изумительная, истинная, манящая, мертвая, могучая, народная, неистребимая, неотразимая, подлинная, поразительная, правдивая, прекрасная, примечательная, притягательная, пустая, равнодушная, самобытная, свободная, святая, строгая, упадническая, чарующая, эпохальная, абстракционистская, актерская, античная, западноевропейская, самобытная, древняя, архитектурная, балетная, буржуазная, вокальная, декламационная, декоративная, драматическая, живописная, изобразительная, изящная, исполнительская, классическая, комедийная, массовая, монументальная, музыкальная, национальная, оперная, ораторская, поэтическая, прогрессивная, пролетарская, реалистическая, самодеятельная, социалистическая, сценическая, театральная, трагедийное, цирковая, чистая, экранная, эстрадная, традиционная, мировая, духовная, сельскохозяйственная, высокая, человеческая, современная, музыкальная, западная, художественная, физическая, примитивная, корпоративная, городская, уникальная, древнерусская, гуманистическая, языческая, утончённая, примитивная, древнегреческая, чужая, языковая, национальная.

Синонимы к слову «культура»

Цивилизация, образованность, воспитанность, интеллигентность, просвещённость, наследие, достояние, прогресс, развитость.

Примеры из художественной литературы

  1. Д.И. Фонвизин «Недоросль».

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» противопоставлены друг другу два мира: бескультурный мир помещиков и культурный мир благородных дворян. К первому типу относится госпожа Простакова и вся её семья, ко второму – Стародуб, его племянница Софья, Правдин и Милон.

Произведение было написано в переходной для России период правления Екатерины II. Старые феодальные нормы и устои уже не подходили для общества, но ещё поддерживались искусственным путём. Дворянство просто было не в силах отказаться от того, к чему привыкло. Основная проблема комедии – противостояние новых идей просвещения и изживших себя крепостнических порядков. Родители Простаковой и Скотинина воспитывали своих детей согласно былым устоям: жестокое отношение к крепостным, жадность, завышенная ценность денег, отрицание образованности. Такая же культура воспитывается и у Митрофанушки, который всё перенимает от матери.

Д.И. Фонвизин создал новый тип героя, который не обязательно должен быть хорошим или плохим. Простакова, несмотря на все личные негативные качества, остаётся заботливой и любящей матерью, которая готова на всё ради своего сына. Правда именно эта любовь и стала причиной несамостоятельности Митрофана, чрезмерная опека привела к тому, что избалованный юноша не перестал ценить даже старания матери. Он не виноват в своём поведении, его просто так воспитали, привили подобную культуру поведения. Простакова относилась к своему шестнадцатилетнему сыну, словно к маленькому ребёнку, потакая ему во всём и навязывая собственную точку зрения. Она даже учителей наняла Митрофану не для того, чтобы он изучал науки, а просто, потому что так было модно в то время.

Полной противоположностью «недоросли» является Софья. Девушка много читала, имела свои жизненные принципы и мечтала о добропорядочной жизни. Стародум относился к племяннице как к взрослому человеку, общался с ней на равных и объяснял необходимость образования.

Д.И. Фонвизин в комедии высмеивает устаревшую культуру воспитания. Проблема кроется не только в семье, где по привычке передаются из поколения в поколение идеи, непригодные для нового общества. Писатель приводит ряд аргументов, изображающих проблему воспитания на общероссийском уровне, которая заключается в страхе избавиться от старого и открыться новому.

  1. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

А.С. Грибоедов выразил своё беспокойство по поводу явлений, происходящих в родной культуре начала 19 века. Главный герой комедии высмеивает ярое стремление дворянского сословия подражать всему иностранному.

В основе конфликта комедии лежит противостояние культуры «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий – единственный представитель современного общества, который придерживается принципов служить общему делу, а не человеку. Он не воспринимает культуру и идеалы фамусовского общества, не понимает их стремления подстраиваться под любые обстоятельства. Это очень образованный и умный человек, который своим примером пытается показать, что не нужно бояться высказывать личную точку зрения, даже если она не совпадает с общественной. Чацкий ценит идеи Просвещения, и отстаивает достоинства науки и искусства.

Главный представитель «века минувшего» – Фамусов. В его личности А.С. Грибоедов запечатлел все пороки аристократического общества. Больше всего Фамусова беспокоит мнение светского общества о собственной персоне. Он восхищается полковником Скалозубом, все мечты которого сосредоточены вокруг получения нового звания. Фамусов хотел бы видеть именно этого человека мужем собственной дочери, потому что он обладал главным достоинством того времени – деньгами. Прогрессивные взгляды Чацкого действительно пугают его, потому что угрожают привычным для дворянства устоям. 

Ни к одному веку нельзя отнести Софью. До отъезда Чацкого девушка с ним дружила и разделяла его взгляды. Длительное пребывание в фамусовском обществе привело её к деградации и желанию соответствовать привычной обстановке. Чацкий искренне не понимает, как девушка с таким внутренним миром смогла полюбить Молчалина и пытается ей открыть глаза на окружающих глупых людей. Но было уже слишком поздно, Софья стала частью этого общества и изменила своё мировоззрение. Именно она распустила слух о сумасшествии главного героя и изгнала его тем самым из светского общества.

А.С. Грибоедов, проведя анализ каждого героя, в финале приходит к выводу, что глупым людям намного проще живётся, они счастливы и довольны своей жизнью, а умные люди страдают от осознания мирового несовершенства. Все мысли и поступки Чацкого остаются непонятыми, он осознаёт, что в современном ему обществе совершенно не ценится благородство и честь, важна лишь способность прислужиться и поклониться. Полностью разочаровавшись в московской культуре, он спешно уезжает из города.

Примеры из жизни

  1. Одной из самых древних культур в мире является индийская культура, ей уже свыше 4500 тысяч лет. Основное отличие культуры Индии от других заключается во внутренней целостности, несмотря на всё многообразие и различие групп населения. Индия является местом зарождения религиозных систем, которые оказали значительное влияние на весь мир. Вся культура Индии проникнута духом радости, это проявляется во всём: в музыке, танце, костюме и мировоззрении. Индия осталась одной из немногих стран, которые сохранили свои обычаи и традиции с древнейших времён в неизменном виде. Туристы со всех концов мира приезжают туда, для того чтобы увидеть шедевры искусства, сохранившиеся до наших дней. Кроме национальной культуры, Индия жадно впитывала культуру других народов, оказавших на неё определённое влияние. В Индии обосновывали свои колонии французы, бельгийцы, голландцы, датчане, португальцы и англичане. Именно поэтому там сейчас можно увидеть сочетание средневековых фортов и христианских церквей, европейских праздников и древних местных традиций.
  2. Один из самых неоднозначных периодов в развитии русской культуры – период послереволюционной культуры. Культура нового государства была призвана служить простому народу. К основным задачам «культурной революции» можно отнести устранение неграмотности в масштабе всей страны и приобщение людей к духовному богатству. В 1917 году в народную собственность перешёл Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Оружейная палата и др. Однако революция принесла не только положительные изменения: было разрушено множество памятников, православных храмов и монастырей, иконы подвергались массовому сожжению, переименовали большое количество улиц и городов. Новые творческие деятели были вовлечены в процесс создания культуры Советского государства. Литературным символом новой эпохи стала поэма А.А. Блока «Двенадцать», а художественным – картина Б. Кустодиева «Большевик». В последующие годы большое развитие стало заметно в оперном и балетном искусстве, а также в живописи, скульптуре и архитектуре. В годы Великой Отечественной войны русская культура была призвана развивать чувство патриотизма в сердцах советских граждан. После войны появилась острая необходимость в восстановлении, поэтому широкое развитие получила наука. Все этапы развития культуры на территории СССР объединены одной идеей – сохранение культурного наследия и бережное отношение к культурным отечественным традициям.

Народная мудрость

  1. «В какой народ попадёшь, такую шапку и наденешь». В данной пословице говорится о том, что у каждого народа своя культура.
  2. «В Тулу со своим самоваром не ездят». Смысл данной пословицы заключается в том, что нет необходимости пытаться сделать то, что другие делают лучше и уже на протяжении долгого времени. Подобные действия считаются глупыми.
  3. «Во всяком подворье своё поверье». Наши предки говорили о том, что у каждого народа свои традиции, которые нельзя высмеивать или осуждать.
  4. «Какова сторона, таков и обычай». В этой пословице говорится о том, что у каждого народа свои обычаи, которые он ценит и чтит.
  5. «Человек без народа, что дерево без плода». В этой пословице говорится о том, что человек не может существовать без народа. В уединении его жизнь становится бессмысленной, словно дерево без плода.
  6. «Недолго той земле стоять, где начнут уставы ломать». Смысл данной пословицы заключается в том, что любое государство держится на определённых уставах. Если эти порядки начнут рушиться, государство долго не продержится.
  7. «Учение образует ум, воспитание – нравы». В этой пословице говорится о том, что благодаря учению формируется человеческий разум, а воспитание образует нравственность.
  8. «И к худу и к добру приучаются смолоду». Наши мудрые предки знали, что все основы нравственности закладываются в человеке в молодости. Именно в эту пору жизни человек выбирает к чему стремиться – хорошему или плохому.
  9. «В людях Илья, а дома свинья». В этой пословице идёт речь о человеке, который остаётся человеком только на людях. Дома такая личность ведёт себя подобно свинье.
  10.  «Не стоит гроша, да походка хороша». В данной пословице говорится о человеке, который ничего из себя не представляет, но умеет внешне казаться достойным.

Пасхальная корзина, когда освящать содержимое

По уставу освящать продукты нужно после пасхальной литургии, то есть ранним утром 2 мая и позже, на практике часто благословляется освящение в Великую субботу для удобства приготовления трапезы.

Жуковский Станислав Юлианович, «Пасхальный натюрморт». Холст, масло, 1915 г.

Пасхальная корзина, мнение экспертов

О пасхальной корзине мы поговорили с двумя экспертами. Надежда Белкова-Берташ, жена священника – отца Александра, протоиерея Берлинско-Германской епархии: «Обязательные в пасхальной корзине – яйца и кулич. Красиво, если корзину украсит творожная пасха и дополнит красная текстильная салфетка, веточки вербы, цветы и свеча. Я лично не добавляю колбасу, вино и другие продукты. Считаю, что это может вызвать искушение у других людей, пришедших на освящение трапезы и не имеющих в достатке дорогих продуктов. Сама пасхальная корзина на нашем праздничном столе освящает нашу трапезу и является знаком причастности к пасхальной радости».

Ерастов Виктор Сергеевич, руководитель Музей истории религий и национальностей Прикамья:

«В последнее время в пасхальной корзинке несут не только яйца, куличи и творожную пасху, но и вино, и мясную, и сырную нарезку. Из советов: во-первых, не нужно нести на освящение весь пасхальный праздничный стол; во-вторых, скомпонуйте корзинку таким образом, чтобы половину без суеты и особых хлопот можно было оставить в храме для бедных, больных, находящихся в заключении или сирот; в-третьих, не забывайте об общих правилах для христиан в части воздержания от использования в пищу «удавленины и крови» (Библия, Деяние апостолов 15:20)».

Константин Егорович Маковский, «Молебен на Пасху». Холст, масло, 1888 г.

Что такое «удавленина» и почему её нельзя есть на Пасху

Термин «уда́вленина» мы впервые услышали именно от Виктора Сергеевича и обратились к книгам. В Библии приводятся слова святителя Иоанна Златоуста: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».  

Оказывается, что «удавленина» – библейский термин, означающий мясо животного, умерщвлённое удавлением. Отличие удавленины от мяса зарезанного животного – сохранение в нём крови. Это относится ко всем диким животным, попавшим в капкан, утонувшим, задохнувшимся или убитым электрическим током.

 Николай Корнилиевич Пимоненко, «Пасхальная заутреня в Малороссии». Холст, масло, 1891 г. 

Известно, что любое мясо с кровью, в том числе и удавленина, является некошерным в иудаизме. После того, как язычники принимали христианство, возник вопрос: должны ли они соблюдать свои старые законы (законы Моисея для евреев). Около 49 г в Иерусалиме был созван Собор, на котором как раз были подтверждены правила, озвученные Иоанном Златоустом. Позже обращённые язычники ни в чём более не отличались от христиан, а запрет на удавленину распространился на всех верующих в Исуса Христа.

Если полностью соответствовать канонам, то в пасхальную корзину для освящения нельзя класть, например, кровяную колбасу и, соответственно, есть её за праздничным столом.

Иерей Константин Мальцев: «Отношение к кровяной колбасе и подобным продуктам у церкви отрицательное. С одной стороной продукты с кровью связаны с язычеством, с другой стороны – у животных душа находит пристанище в крови».

Владимир Егорович Маковский, «Пасха». Холст, масло, 1914 г.

Пасхальная корзина, как это было в конце XIX – начале XX вв.

Пасха и раньше была одним из главных праздников – «праздников праздник и торжество из торжеств». О том, что собирали в пасхальные корзины, что несли освящать, можно судить по картинам прошлых лет, а про особый настрой Пасхи – по литературным произведениям и вопоминаниям.

Александр Куприн в рассказе «Пасхальные яйца» пишет: «Завтра у нас Светлое Воскресение, и я по всем этим вашим кулечкам, сверточкам и картоночкам вижу, что вы несете домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Вижу, как вы целый день бегали по магазинам в толпе, в давке, забыв даже об еде, и теперь, счастливые, усталые и голодные, зашли сюда, в кабачок, перекусить на скорую руку».

Антон Чехов и его рассказ «Архиерей»: «…А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, – одним словом, было весело, всё благополучно точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем».

Князь Феликс Юсупов вспоминал: «Пасху праздновали торжественно. Всю Страстную близкие друзья и почти вся прислуга были с нами на службе в нашей домашней часовне, а в субботу на Всенощную шли в большой храм. После разговлялись. Гостей собиралось множество. Начинался пир горой: молочные поросята, гуси, фазаны, реки шампанского. Вносились куличи в венчике из бумажных роз, обложенные крашеными яйцами».

Николай Константинович Рерих, «Русская Пасха». Холст, темпера, 1924 г.

Как известно, яйца – неотъемлемый атрибут пасхальной недели. В старину русские цари дарили настоящие яйца, для этого красили куриные или гусиные яйца, последние были самыми значимыми и дорогими. Если царь желал выразить кому-либо свое особое расположение, одаривал счастливца крашеным гусиным яйцом. По легенде, иконописец Богдан Салтанов преподнёс в середине XVII века царю Алексею Михайловичу, отцу Петра Первого, расписанные пасхальные яйца. Царь оценил их, с тех пор и появилась традиция на Руси – дарить расписные яйца на Пасху. Есть сведения, что для царей за время пасхальных праздников уходило до 37 000 яиц. Расписывали яйца мастера Оружейной палаты.

Пасхальная корзина всегда была не просто переноской продуктов, а представлением мастерства и умений каждой хозяйки. Пасхальные яйца некоторые раскладывали по маленьким плошкам или мини-корзиночкам с проросшим овсом или пшеницей, получались яйца на травке. Для кулича расшивали салфетки, обычно красные, или украшали их штампами, вырезанными из картофеля.

Во второй половине XIX века и позже в городской среде была традиция покупать к пасхальной неделе новую одежду, чтобы на всеношную отправиться в праздничном наряде. Поэтому, часто дворяне и горожане, считали корзину неподходящей для себя и её роль исполняли подносы и блюда.

Неринга Моргунова, «Пасха». 2005 г.