Быть самим собой сочинение егэ примеры

Проблема

Что значит быть самим собой?

Отношение автора к проблеме

На протяжении всей жизни нам навязывают общепринятые нормы и стереотипы. Пытаясь им соответствовать, часто мы теряем свою индивидуальность. Быть самим собой – значит быть таким, каким ты являешься на самом деле. Такие люди не стараются представить себя с лучшей стороны, не притворяются, не боятся осуждения. Им не нужно приукрашивать собственную личность, чтобы стать значимым. Человек, который является самим собой, не зависит от общественного мнения. Он живёт и поступает так, как хочется именно ему, а не ради чужого одобрения.

Аргументы

  1. Быть самим собой – значит оставаться верным своим убеждениям.
  2. Человек остаётся самим собой, когда он честен не только перед окружающими, но и перед собой.
  3. Быть самим собой – значит делать то, что тебе нравится.
  4. Быть самим собой – значит быть естественным.
  5. Быть самим собой – значит совершать поступки соответственно собственным принципам.
  6. Люди, которые являются самими собой, не зависят от общественного мнения.
  7. Быть самим собой – значит сохранить свою уникальность.
  8. Тот, кто остаётся самим собой, всегда поступает так, как считает нужным.
  9. Считать себя индивидуальностью может только тот человек, который себя не стесняется.
  10.  Для того чтобы стать самим собой, необходимо перестать себя сравнивать с остальными людьми.

Эпитеты к слову «индивидуальность»

Неповторимая, неординарная, незаурядная, яркая, авторская, творческая, поэтическая, человеческая, подлинная, конкретная, художественная, развитая, собственная, сильная, духовная, свободная, чужая, особая, личная, настоящая, великая, новая, другая, колоритная, независимая, одаренная, оригинальная, светлая, свободолюбивая, непривлекательная, низменная, ничтожная, омерзительная, мнимая, притворная, никчемная, серая, сомнительная, честолюбивая, выдающаяся, легендарная, мыслящая, противоречивая, авторитетная, волевая, зрелая, полноценная, загадочная, сомнительная, приметная, значимая, независимая, невзрачная, нестандартная, сознательная, своеобразная, притягательная, незаметная, выраженная, удивительная, энергичная, достойная, созревшая, проявившаяся, несостоявшаяся, возвышенная.

Синонимы к слову «индивидуальность»

Личность, особенность, своеобразие, оригинальность, неповторимость, индивидуум, персональность, самобытность, исключительность, самостоятельность, субъективность.

Примеры из художественной литературы

  1. А. Грин «Алые паруса».

Ярким примером человека, который сумел сохранить свою индивидуальность, несмотря на пагубное влияние окружающего мира, является главная героиня повести А. Грина «Алые паруса». Ассоль рано лишилась матери и жила с отцом. Всю свою жизнь Лонгрен находился в море, изредка приезжал он домой, навестить жену между плаваниями. После её смерти заядлому моряку пришлось оставить свою работу и посвятить себя воспитанию дочери. Он старался, как мог, но всё же не смог ничем заменить девочке материнскую любовь.

У Ассоль было трудное детство, потому что все жители Каперны сторонились их дома. Они боялись Лонгрена, а его дочь считали сумасшедшей. Всё дело в том, что отец Ассоль не спас местного трактирщика Меннерса, когда его лодку унесло в открытое море. И никто не подумал о том, что у Лонгрена были на то причины. Ведь Меннерс в своё время отказал в помощи бедной Мери, и она оказалась вынужденной отправиться в сильную непогоду в город, чтобы заложить обручальное кольцо. Это стоило ей жизни.

Ассоль росла в полном одиночестве, игры со сверстниками ей заменяли прогулки и удивительные рассказы отца. Поэтому девочка с готовностью поверила в предсказание Эгля и стала ждать, когда же на горизонте появятся алые паруса. Ассоль не обращала внимания на издевательства окружающих, она продолжала верить в свою мечту и оставаться самой собой. Именно это отпугивало и раздражало местных жителей, девушка не была похожей на остальных, она отличалась своей индивидуальностью. Никто не верил в то, что глупые мечты дочери Лонгрена сбудутся. Но они всё же стали реальностью. Артур Грей исполнил заветное желание Ассоль. Полюбив девушку с первого взгляда, он приплыл за ней на корабле с алыми парусами и сделал её счастливой.  

  1. А.П. Чехов «Ионыч».

Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» вначале описываемых событий был самим собой, имел цели в жизни, стремился принести пользу обществу. Но со временем деньги и окружающее невежество испортили его, превратили в одного из тех обывателей, которых он так не любил. 

Дмитрий Ионыч Старцев был талантливым врачом, который приехал после окончания университета в губернский город С., и занял должность земского врача. Старцев всеми силами старался быть полезным, всё своё время отдавал работе. Его профессия была смыслом всей жизни, ради неё он был готов отказаться от светских развлечений и собственных удовольствий. Тогда в его жизни были расставлены правильные приоритеты, он был полон желаний и надежд.

Все изменения начались после знакомства с семьёй Туркиных, которая считалась самой талантливой и образованной в городе. На их примере, автор показывает, насколько сильно деградировали местные жители, если они считали талантом бездарную игру Котика на фортепиано или бессмысленные романы Веры Иосифовны. Также трудно назвать чем-то особенным посредственную игру Ивана Петровича в любительских спектаклях или его неинтересные фокусы. Тем не менее, Старцев, посетив этот дом впервые, был очарован. Кроме того, он сразу же влюбился в Екатерину Ивановну. Ему казалось, что он готов на многое, ради своих чувств. Однако девушка отказала ему, считая женитьбу помехой своей карьере пианистки. И вскоре Котик вовсе уехала из города.

Главный герой тяжело перенёс отказ, но страдал всего лишь три дня. Затем жизнь вернулась в прежнее русло, вот только сам Дмитрий Ионыч уже прежним не стал. Он больше не был самим собой, начал превращаться в Ионыча. Работа перестала приносить ему удовольствие и потеряла былой смысл, теперь все его действия были направлены на зарабатывание денег. Старцев больше не гулял пешком, каждый день ужинал в ресторане, всё свободное от работы время проводил дома, пересчитывая деньги, или играл в клубе в винт, изредка беседуя с остальными посетителями.

В скором времени Дмитрий Ионыч совсем перестал отличаться от жителей губернского города, потерял свою индивидуальность. Целеустремлённый молодой врач превратился в обрюзгшего унылого доктора, страдающего ожирением и отдышкой. Единственной радостью в его жизни были деньги, которые он собирал или тратил на покупку недвижимости. Старцева всё устраивало в жизни, он забыл о своих идеалах и стремлениях. Теперь уважаемого в прошлом доктора звали просто Ионычем. И в этом виноват только он один, потому что променял свой жизненный запал на сытое самодовольное существование.

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Один из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» отличался своей естественностью. Пьер Безухов был честен не только перед окружающими его людьми, но и перед самим собой. Он открыто выражал свои мысли, не боялся отстаивать собственное мнение и идти наперекор лицемерному продажному обществу. Пьер не пытался быть кем-то другим, производить на кого-то ложное впечатление, он говорил только то, что думал и чувствовал на самом деле.

Автор знакомит читателей с этим персонажем на вечере в салоне у Анны Шерер. Сразу становится заметно, что этот человек не вписывается в фальшивое светское общество. Его добродушное лицо и непосредственная детская улыбка резко выделяются среди напыщенных физиономий, надевших маски приличия. Не удивительно, что Пьер стал белой вороной, ведь он был искренним, прямолинейным, не терпел лжи и старался её избегать.

Хозяйка салона была напугана естественностью своего нового гостя, она пыталась заставить его вести себя, как положено, но у неё это не получалось. Сын графа Безухова оставался самим собой, несмотря ни на что. Оказалось, что неопытный юноша способен противостоять целой системе, создаваемой на протяжении долгих лет.

Автор продемонстрировал на примере Пьера Безухова, как важно оставаться самим собой в этом жестоком и лицемерном мире. Демонстрируя свою непоколебимость, мы подталкиваем общество к истинным идеалам, указываем ему на значимость нравственных ценностей. Следовать необходимо своим идеалам, а не навязанным свыше правилам.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Быть самим собой – значит защищать свои принципы и отстаивать собственное мнение. Именно таким человеком и был главный герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Эпиграфом к роману является пословица «Береги платье снову, а честь смолоду». Эти слова стали жизненным кредо Петра Гринёва. В самых трудных ситуациях, выпавших на судьбу главного героя, он оставался верным своей присяге, своей Родине и самому себе. Даже под страхом смертной казни он отказывается перейти на сторону Пугачёва, следуя наставлениям своего отца. При этом молодой офицер ведёт себя бесстрашно и очень достойно. Такое поведение вызывает изумление и восхищение даже у жестокого предводителя бунтовщиков. Искренность Гринёва поразила Емельяна Пугачёва настолько, что он не просто даровал ему жизнь, но и отпустил на все четыре стороны.

Также достойно продолжал вести себя главный герой и оказавшись под следствием. В это время он думал не только о себе, а и том, как сохранить честное имя своей возлюбленной. Пётр Гринёв был готов отправиться на каторгу, лишь бы не вовлекать в разбирательство Машу. Он знал о своей невиновности и оставался спокойным, так как совесть его была чиста.

А.С. Пушкин хотел показать на примере Петра Гринёва, что лишь оставаясь самим собой, можно преодолеть все жизненные трудности, выдержать все испытания. Выбрав смерть, ради исполнения своего долга, главный герой смог спасти не только себя самого, он защитил от опасности любимую девушку.

  1. А.Н. Островский «Гроза».

Заслуженный литературный критик Н.А. Добролюбов назвал главную героиню пьесы А.Н. Островского «Гроза» лучом света в темном царстве. Это действительно так, Катерина единственная среди всех остальных персонажей оставалась самой собой до конца. Возможно, причиной этому стало её счастливое детство. Главная героиня росла окруженная заботой и любовью, ни знала нужды и горя.

Катерина является олицетворением нравственной чистоты и душевной красоты настоящей русской женщины. Её трагедия заключается в том, что она не может подстроиться под местные патриархальные порядки, не может предать свои идеалы и жить так, как желает Кабаниха. Естественность, искренность и простота главной героини поражает. Она не боится противостоять жестокости, уживаясь с вздорным и злым характером своей свекрови, не лицемерит и говорит то, что думает, прямо в глаза, не боясь осуждения. Девушка получает незаслуженные упрёки, но не молчит об этом, она не может смириться с окружающей несправедливостью, это противоречит её натуре. Именно поэтому у неё так часто возникают конфликты с Марфой Игнатьевной, которая не терпела непослушания.  

Любовь к Борису стала единственной радостью в жизни Катерины. Она просто хотела быть счастливой. От своего мужа девушка никогда не видела заботы и ласки, поэтому не удивительно, что оказанное ей внимание сразу же нашло отклик в молодом сердце. Однако счастье не могло быть полным, в душе Катерины не прекращала идти борьба между чувством и долгом. Осознание собственной греховности не давало главной героине насладиться сполна своей любовью, с которой она в результате осталась наедине из-за трусости Бориса.

Катерина не могла и не хотела становиться тем, кем она не являлась на самом деле, поэтому предпочла смерть той жизни, которая её ожидала. Подчиниться порядкам дома Кабанихи, означало лишиться самого себя, а это было немыслимо для главной героини пьесы.

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Главный герой романа И.С. Тургенев «Отцы и дети» до последнего вздоха оставался верен себе и своим принципам. Никогда он не пытался выставить себя тем, кем он не являлся на самом деле. Он гордился тем, что происходил из незнатного рода, а его дед пахал землю. Сын простого лекаря вёл себя непринуждённо в дворянском обществе, не чувствовал себя униженным или обделённым. Наоборот, он презрительно относился к людям, которые ничего не достигли в жизни, кроме родового наследия, давшего им с рождения незаслуженные привилегии.

Евгений Базаров не сомневался в верности своего мировоззрения, не страшился критики и осуждения. Он смело выражал свои мысли, вступая в дискуссию с теми, кто думал иначе. Молодой нигилист обо всём происходящем имел собственное мнение и не признавал никаких авторитетов. В каждом его слове проявлялась ярко выраженная индивидуальность, он всегда оставался самим собой. Прошлое для Евгения не имело значения, по его мнению, необходимо было разрушить все прежние порядки и построить мир заново. Вот только эти идеи оставались всего лишь идеями, неподкреплёнными практической стороной. Хотя он и мог обосновать свою позицию, приводя необходимое количество аргументов, его стремления оставались всего лишь мечтами, реализовать которые он не мог.  

Базаров – необычная, исключительная личность. Он умный, талантливый и решительный человек. Он уверен в своих силах и правоте того дела, которому себя посвятил. Его воля была способна подавить окружающих. Прямота и искренность суждений делали его особенным юношей, не просто типичным нигилистом, а человеком, живущим в соответствии со своими принципами. Он признавал только то, что приносит практическую пользу. Всё остальное было губительным для общества, и лишь перестроив его, можно было надеяться на светлое будущее. Однако Базаров так и не мог найти истинных сторонников, поэтому умер непонятым, занимаясь любимым делом.

Примеры из жизни

  1. Многие люди с детства не знают, что значит быть самим собой. Виноваты в этом чаще всего родители. Я знаю человека, который рос именно таким ребёнком. Его мама и папа всегда лучше знали, что ему нужно: одежда, обувь, причёска, игрушки, развлечения, хобби. Они даже друзей отбирали своему сыну согласно собственным предпочтениям. На первый взгляд может показаться непонятным, как мой сосед соглашался с ними во всём. Но на самом деле всё очень просто – ему даже в голову не приходило, что может быть как-то иначе, ведь родители так вели себя с его рождения. Когда он стал понимать, что его лишили права выбора в жизни и по факту он не является личностью, а представляет собой марионетку, было уже слишком поздно. Он не умел жить по-другому, не мог принимать решения и быть самим собой. Он не знал, какой он вообще на самом деле. Навязанное мировоззрение и образ мышления превратили его в безвольного человека, у которого не было собственных целей и желаний. Сейчас ему 36 лет и у него нет своей семьи. Мой сосед продолжает жить с родителями и работать там, где они решили. Страшно представить, что с ним будет в дальнейшем. У человека должна быть ответственность за себя и своих близких, ему нужно уметь жить в реальном мире, а для этого необходимо иметь понимание, кто ты такой.

Народная мудрость

  1. «Сколько голов, столько умов». В данной пословице говорится о том, что у каждого человека своё мнение. Нельзя теряться собственную индивидуальность, нужно всегда оставаться самим собой.
  2. «Каждая собака в своей шерсти ходит». Смысл данной пословицы заключается в том, что каждый человек должен в любой ситуации оставаться самим собой. Всем уготована разная участь, чужую жизнь не проживёшь.
  3. «На всякого не угодить». Наши мудрые предки знали, что у каждого человека своё мировоззрение, поэтому невозможно угодить всем окружающим. Главное – оставаться верным самому себе.
  4. «С волками жить, по-волчьи выть». В данной пословице говорится о том, что людям часто приходится подстраиваться под образ жизни близких людей.
  5. «Человек кузнец своего счастья». Наши мудрые предки говорили о том, что каждый человек сам строит свою судьбу. Только от нас самих зависит, чего мы достигнем в будущем.
  6. «Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает». В этой пословице идёт речь о самосовершенствовании человека. Нужно всегда стремиться к тому, чтобы стать лучше. Мало быть самим собой, необходимо бороться со своими пороками.
  7. «Самая трудная борьба – с самим собою». Смысл данной пословицы заключается в том, что человеку сложнее всего побороть собственные недостатки. Для этого необходимо желание стать лучше.
  8. «Глаза – зеркало души». Наши предки верили, что заглянув в глаза, можно понять, каким человек является на самом деле.
  9. «Самолюб никому не люб». В данной пословице идёт речь о самовлюблённых людях. Они превозносят себя над окружающими, поэтому общение с такими личностями не приносит никакого удовольствия.
  10.  «Нарядилась, что павлин, а кричит, как ворона». В данной пословице говорится о том, что никакое богатство не способно скрыть истинную сущность человека. Каждый остаётся самим собой, даже если пытается это тщательно скрыть.

Какие направления встретятся

В этом году направления стали абстрактнее. Если раньше из названия тема сразу была понятна — теперь составители хотят увидеть размышления ученика. Вам предстоит выбрать одно из следующих направлений:

«Я и другие»

Это направление предполагает, что ученик осознает роль взаимодействия личности и общества. Могут попасться темы: «Что такое толерантность?», «Может ли человек жить вне общества» или «В чем причины одиночества?».

«Забвению не подлежит»

Эти темы проверяют способность размышлять о значимых исторических событиях, деятелях и явлениях. Ученики могут встретить темы: «Роль личности в истории народа?», «Кого можно назвать учителем человечества?» или «Почему важно помнить о подвигах на войне?».

«Разговор с собой»

Здесь выпускник должен поразмышлять о том, что значит быть самим собой. Направление связано с вопросами, которыми мы задаемся. Поэтому могут попасться темы: «Как найти себя?» или «Зачем человеку совесть?».

«Время перемен» 

В рамках этого направления нужно подумать о меняющемся мире и его новых принципах. Кроме того, можно поразмышлять о том, как меняется человек. Возможно, встретятся темы: «Каковы причины внутренних изменений?», «Можно ли меняться, оставаясь собой?» или «Может ли человек жить без перемен?».

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» 

Это направление призывает подумать об интересах современного человека и об его отличиях от представителей прошлого поколения. Здесь встречаются такие темы: «Что читает мое поколение?», «О чем мечтает мое поколение?», «Может ли компьютер заменить книгу?».

Критерии проверки

Есть два основных критерия: соответствие теме и аргументация. Здесь все просто. Нужно следить за ходом мыслей и качеством ваших доказательств. Если вы получите баллы за эти критерии — «зачет» у вас в кармане. Но не забывайте, что проверят еще композицию, качество речи, грамотность и уникальность. Минимальный объем сочинения 250 слов если вы не наберете столько - вашу работу не будут читать. 

Где брать аргументы

Обязательно нужно привести один аргумент с опорой на литературное произведение, второй — на любой другой источник (публицистика, история и художественная культура). Поэтому до декабря стоит познакомиться с новыми книгами и освежить в памяти уже прочитанные. Разделите любимые книги по направлениям и выделите ключевые моменты — это поможет быстро сориентироваться и найти аргумент.

Главное в сочинении — соответствие теме. Татьяна Александровна посоветовала: «Когда вы приводите в пример произведение — обязательно указывайте полное имя автора, название, без ошибок упоминайте имена героев. Помните, что опираться необходимо на определенный эпизод текста, который поможет раскрыть ваш тезис. Вы должны анализировать фрагмент, а не пересказывать его. И не забудьте сделать микровывод после приведенного вами примера. Про это часто забывают и впоследствии теряют баллы». 

Что обязательно прочитать

В отличие от экзамена по литературе, на итоговом сочинении нет кодификатора, который нужно прочитать. К счастью, есть произведения, которые подходят для всех направлений, среди них «Капитанская дочка» А.С Пушкина. Если вы не знаете, где найти аргумент — попробуйте вспомнить этот роман. В нем есть темы чести, любви, истории, патриотизма. Не забываем и про роман-эпопею Л.Н Толстого «Война и мир» — он тоже имеет богатую проблематику. О темах в произведении мы рассказали здесь. 

Прочитайте короткие рассказы А.П Чехова, они наполнены сатирой — это поможет раскрыть многие темы. 

Помните, что вы можете брать аргументы не только из русской литературы. Например, у Рэя Брэдбери есть небольшие произведения, которые тоже подходят для всех направлений. 

Важно не откладывать подготовку и уже сейчас тренироваться в написании сочинений. «Готовиться к сочинению лучше с начала учебного года. Уже известны направления, поэтому нужно успеть написать пробные работы по каждому из них», - рассказала Татьяна Александровна.

Дает ли сочинение дополнительные баллы? 

За хорошую работу в некоторых университетах добавят до 10 баллов к результатам ЕГЭ. При просмотре индивидуальных достижений сочинение проверят в МГУ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, РГГУ, ЮФУ и в других. Учтите, что вузы добавят баллы только за идеальную работу. По данным ФИПИ, некоторые университеты требуют два литературных аргумента для того, чтобы сочинение зачли. Эту информацию можно уточнить на сайте вуза. Помимо основных критериев в университете проверяют оригинальность и фактическую точность в фоновом (не литературном) материале.

Однако не на всех факультетах посмотрят итоговое сочинение. Чаще всего работа важна для гуманитарных направлений, в частности для журналистики и филологии. 


Структура итогового сочинения

В этой работе нет ничего особенного, поэтому композиция самая простая:

Вступление 

Здесь вы рассуждаете по теме сочинения и выдвигаете тезис, который нужно доказать. Если тема сочинения это вопрос — дайте ответ на него, а если это цитата — раскройте ее.

Основная часть

Нужно привести два аргумента в защиту тезиса. Помните, что лучше разбить основную часть на два абзаца и в конце каждого сделать микровывод.

Важно правильно строить логические переходы от одного аргумента к другому. Не делайте резкий и несвязанный скачок от первой части ко второй. Такого быть не должно. Используйте следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами: «обратимся к...», «вспомним также», «перейдём к...». 

Заключение

Здесь вы должны повторить тезис  и подвести итоги всего рассуждения. 

ФИПИ рекомендует написать сочинение от 300 до 350 слов, однако минимум — 250. Если вы не набираете больше 300 — не нужно писать лишнего, это может лишь добавить речевых ошибок. Подробно почитать о композиции сочинения вы можете здесь. 


Вариант 1

(385 слов) Быть самим собой — это значит придерживаться своих взглядов и убеждений, несмотря ни на что. Такие люди независимы от влияния среды и сильны. Их верность себе не может не вызывать искреннего уважения. Подобные герои вдохновляют нас день за днем. Их каждый может встретить в прозе А.И. Куприна.

Например, в повести «Олеся» главная героиня имела смелость жить не так, как другие. Они с бабушкой поселились в лесу и черпали мудрость из близости с природой и древних знахарских традиций. Прислушиваясь к внутреннему чутью, обе женщины могли предсказывать судьбу и проявлять другие экстрасенсорные способности. Из-за этого другие жители Полесья считали их ведьмами и в своей ханжеской нетерпимости доходили до безумных поступков: нападали, угрожали, распускали ужасные сплетни. Однако Олеся стойко защищала свои взгляды от влияния окружения. Она не перестала совершенствовать свои навыки и накапливать знания об окружающем мире. В ее сознании не было места для предрассудков невежественных крестьян: она любила Ивана без брачных уз и материального обеспечения. Для нее был важен человек, а не его капитал, вера или происхождение. Она не жеманилась и кокетничала, чтобы привлечь мужчину, а прямо и твердо смотрела любви в глаза, отдавая избраннику всю себя. Олеся — цельная и независимая натура, которая остается верна себе и своим чувствам, несмотря на давление общества. Вот что значит «быть самим собой». 

Не менее интересный пример мы находим в произведении «Гранатовый браслет». Георгий Желтков очень любит Веру Шеину, но она — княгиня, а он — простой телеграфист. Герой отдает себе отчет, что у него ничего не выйдет с его избранницей, что она никогда не будет с ним рядом. Однако его любовь лишена собственнического инстинкта и эгоизма, и он готов мириться с выбором своей музы, не принуждая ее изменить свое решение. Ему достаточно лишь отдаленно присутствовать в жизни Веры: писать ей нежные и проникновенные письма, изредка и мельком видеть ее. Желтков не вписывается в общепринятую норму общественного поведения, так как не подчиняется стереотипам и предрассудкам окружения. Он не заводит семью по принципу «лишь бы была», не меняет журавля в небе на синицу в руках. Несмотря на давление общепринятых стандартов, Георгий следует за своей мечтой, живет по своему уставу. Он наглядно демонстрирует, что значит «быть самим собой».

Таким образом, когда человек сохраняет верность себе и своим убеждениям, несмотря на общественное порицание, он становится поистине цельной и уникальной личностью. Быть самим собой — это значит отстаивать личную позицию ежеминутно и нести ответственность за свои решения.

Вариант 2

(394 слова) Что подразумевают люди, когда говорят: «Я хочу быть самим собой»? Думаю, в этих словах выражается их решимость жить по своим лекалам, по индивидуальным стандартам поведения. Они всегда сами решают, как поступить и что делать, не подстраиваясь под «изменчивый мир». Таких героев мы часто встречаем в литературе.

Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» познакомил нас с Катериной — молодой женщиной, которая смогла сохранить верность своим убеждениям, несмотря на давление деспотичной свекрови и негативное влияние купеческой среды. Героиня всегда была вольной и активной девушкой, утопающей в поэтических грезах и жаждущей любви. В ее доме царили взаимопонимание и уважение. Однако после замужества она столкнулась с ханжеской моралью, жестокостью и грубостью Кабанихи, которая тиранила всех членов семьи и меняла их под себя. По ее мнению, все домочадцы должны были ее бояться и во всем подчиняться лишь ее воле. Катерина не готова была смириться с этим самодурством и возражала Марфе Игнатьевне, вновь и вновь получая упреки, придирки, обвинения в ответ. Но агрессия свекрови не помешала героине воплотить свою заветную и греховную мечту — оказаться в объятиях любимого человека, а не слабовольного супруга, равнодушного к ее участи. Катерина, несмотря на попытку Кабанихи переделать невестку, осталась самой собой и сделала личный выбор, не подстраиваясь под требования окружения. Даже ее признание в адюльтере свидетельствует о том, что верность своим убеждениям была главным нравственным принципом Катерины. Она ни разу не поступилась им, поэтому выбрала смерть — единственный способ остаться собой в мире, давящем на нее со всех сторон.

Не менее принципиальна и категорична героиня рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Она была богата, красива, молода, образована, и весь мир был у ее ног. Преуспевающий поклонник настойчиво ухаживал за ней и был готов к серьезным отношениям. Отец не неволил дочь и предоставлял ей все возможности для самоопределения. Казалось бы, ее судьба предрешена: прекрасная партия, обеспеченная жизнь, увлечение искусством. Окружающий мир диктовал ей определённый шаблон поведения, которому она не последовала. Героиня была глубоко верующим человеком и видела свое призвание в монастырской аскезе, а не мирских развлечениях. Сблизившись со своим избранником, познав любовь, она навсегда отрешилась от мира и сделала окончательный выбор в пользу религиозной деятельности. Несмотря на протесты своего кавалера, отца, окружения, она сделала так, как захотела. Это и есть воплощение принципа «быть самим собой».

Таким образом, остаться самим собой в обществе, навязывающем универсальные ценности и устремления, можно только ценой постоянной борьбы за свою самостоятельность. Тот, кто имеет индивидуальность, имеет силу и терпение отстаивать свою точку зрения.

Вариант 1

Каждый человек индивидуален. Он обладает личностными характеристиками, определенным мировоззрением, принципами. У каждого есть свои привычки, увлечения, линия поведения, манеры. Решения люди обычно принимают сообразно моральным принципам и воспитанию. Иногда бывают ситуации, когда обстоятельства и окружение требуют поступиться своими принципами, убеждениями. Некоторые люди не могут и не хотят отстаивать свои позиции, подчиняясь давлению извне. А есть люди, которые при любых обстоятельствах остаются собой, хранят верность убеждениям, в своих поступках руководствуются велением сердца. Это подтверждают и произведения художественной литературы.

Понятие чести для потомственных дворян в 19 веке значило очень много. Герой романа А. С. Пушкина «Дубровский» Андрей Гаврилович был благородным, умным и честным человеком. Он не был богат, но не мог позволить себе поступиться честью. Был у Дубровского сосед и приятель Кирила Петрович Троекуров, человек богатый, своевольный и не щепетильный в вопросах чести. Однажды псарь Троекурова оскорбил Дубровского. Андрей Гаврилович уехал домой и больше не появлялся в Покровском, чем разозлил Троекурова. Более того, Дубровский потребовал наказать наглеца, Троекуров не только этого не сделал, но решил наказать друга. Подкупив судей, он лишил Дубровского имения. Для Андрея Гавриловича это было большой неожиданностью. Автор подчеркивает порядочность героя, говоря о том, что Дубровский даже предположить не мог, что кто-то может так бесчестно поступить. Но даже риск потерять имение не заставил его поступиться своими принципами и честью. Он не смог вынести такого разочарования, заболел и умер. Для Дубровского честь была важнее жизни. Если бы он пошел на поклон к Троекурову, он перестал бы себя уважать. Такие люди остаются собой в любой ситуации, обстоятельства не имеют власти над ними.

Главными чертами героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой были искренность, одухотворенность и верность себе. Мы встречаемся с героиней, когда она еще совсем ребенок, но уже тогда она стремится к любви, искренна в проявлениях своих эмоций. Эти качества останутся с ней на всю жизнь. Толстой не идеализирует героиню. Она совершает непоправимые ошибки, которые причиняют боль другим людям.  Она изменяет своему жениху Андрею Болконскому, поддавшись чарам беспутного Анатоля Курагина. Осознав свою ошибку, Наташа очень страдает. Эти страдания заставляют ее повзрослеть, они помогают раскрыться новым качествам ее души. Толстой дает ей возможность искупить свою вину перед Андреем. Она дарит ему свою любовь и скрашивает его последние дни. Толстой подчеркивает серьезность и новизну чувства, которое она испытывает к Болконскому. Автор отмечает в характере героини еще одно ценное, на его взгляд, качество – близость к народной культуре. Оно проявляется, когда Наташа поет, танцует. Ее душа откликается на движения природы. Она никогда не пытается притворяться, всегда естественна.  В любых обстоятельствах Наташа оставалась собой. В дружбе, любви, помогая другим людям, она была все та же простая, открытая, добрая, какой мы встречаем ее в начале романа. Человек меняется с годами, но главные черты, которые проявляются у него в детстве, составляют основу характера.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что человек остается собой, когда он верен своим убеждениям, понятиям о чести, естественным движениям души. Обстоятельства не могут служить оправданием того, что кто-то поступил бесчестно, предал, изменил. Для них не существует выбора между честью и бесчестьем. Все их поступки искренни и естественны.Такие люди не зависят от влияния среды, в этом их сила. Они достойны восхищения и уважения.

Вариант 2

Быть самим собой – значит иметь свои убеждения и не изменять им под влиянием толпы или обстоятельств. Человек, который живет в согласии с собой, самодостаточен. Он имеет внутренний стержень и знает, чего хочет в жизни. Его не всегда понимают другие люди, иногда даже осуждают. Мнение других людей для самодостаточного человека имеет мало значения. Если он уверен в своей правоте, то никто не заставит его поступиться своими принципами. Если это человек высоконравственный, то он никогда не предаст ни себя, ни других людей. Эту мысль подтверждают примеры из художественной литературы.

Иногда жизнь ставит человека перед сложным выбором: остаться собой и умереть или приспособиться к обстоятельствам и выжить. Главный герой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» предпочел первое. Юрий Андреевич выбрал одну из самых гуманных профессий – он стал врачом. По характеру он добрый, мечтательный человек. В свободное время он пишет талантливые стихи, которые отражают его отношение к миру. От жизни ему нужно так мало и одновременно очень много. Он хочет жить, лечить людей, любить, писать стихи. Революция отняла у него эту возможность. Живаго отнесся к революции, как к неизбежности. Спасти больное общество могут только кардинальные меры. Его сочувствие революции не помогло ему в жизни. Он не мог стать своим в новом обществе, слишком они отличались друг от друга. Приспосабливаться к новым условиям Живаго не хотел. Потеряв своих близких, лишившись возможности лечить людей, Живаго словно старается исчезнуть. Его состояние граничит с раздвоением личности, он словно живет в параллельных мирах. Его душа осталась в прошлом, а тело существует в настоящем. Живаго умирает, но остается собой. Он не пытается изменить жизнь, и сам остается прежним насколько это возможно. Условия жизни меняются, но человек остается верен своим идеалам, остается собой, в этом проявляется его сила.

Жизнь главного героя романа В. Каверина «Два капитана» Сани Григорьева наполнена разными встречами и событиями. Герой старается найти свой путь в жизни, оставаясь верным своим идеалам. Григорьев – честный, мужественный человек. Он верен своему слову. Главным событием его жизни стало знакомство с семьей капитана Татаринова. Заочно он познакомился с ними еще в детстве, когда была найдена сумка почтальона с недошедшими до адресатов письмами. Из них Саня узнал о судьбе экспедиции, которую возглавлял Татаринов. Потом мальчик узнал, что капитан так и не вернулся домой. Григорьев поставил перед собой цель: найти пропавшую экспедицию. Каверин показывает самоотверженность, мужество юноши, настойчивость, с которой он идет к своей цели. Даже, когда все перестали верить в его успех, он не сдается и идет вперед. Его девизом являются слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Саня нашел пропавшую экспедицию, подвиг капитана Татаринова стал известен людям. Доброе имя Сани Григорьева, которое пытались опорочить его враги, было восстановлено. Герой точно знал, чего он хочет от жизни. Он достиг своей цели, сохранив верность своим идеалам. Обстоятельства не сломили героя, он остался самим собой, несмотря ни на что. Нравственные качества человека дают ему силы противостоять трудностям и чужому мнению.

Подводя итог, можно сказать, что быть собой, когда весь мир против тебя, не просто. На это способны только сильные душой. Эти люди не подвластны обстоятельствам, скорее они сами подчиняют себе обстоятельства. Над ними не властны перемены, происходящие в жизни. Эти люди имеют собственное мнение и готовы нести ответственность за свои решения. Они остаются верны себе, им есть чем гордиться.

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (4 июня)


Текст 1. Б.Л. Пастернак о музыке

Исходный текст: "Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства..."

Примерный круг проблем:
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?  

Текст 2. Т. Скок про великодушие

Исходный текст: "В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир»..."

Примерный круг проблем:
1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?
2. Как проявляется величие духа?
3. Что значит быть истинно смелым?
4. Как стать великодушным?

Текст 3. Соловейчик о свободе и совести

Исходный текст: "Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения..."

Примерный круг проблем
1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: "Кого можно назвать свободным человеком?"


Текст 4. К.М. Симонов о жизненных ценностях

Исходный текст: "Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева...."

Примерный круг проблем:
1. Как война раскрывает качества человека?
2. Какими должны быть жизненные цели человека?
3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?
4. Чем опасна алчность?
5. Как страх влияет на поступки человека?
6. Что важнее: материальное и духовное?
7. Чем опасно стремление к наживе?
8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?

Текст 5. Л.Н. Толстой о любви к человеку

Исходный текст: "Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним"

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?
2. Как нужно общаться с людьми?
3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?
4. Как полюбить человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?

Текст 6. Ю. Лотман о культурных ценностях

Исходный текст: "Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки".

Примерный круг проблем:
1. Что такое настоящие культурные ценности? 
2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?
3. Какую роль играет культура в жизни человека?
4. Есть ли незаменимые люди в культуре?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: "Что такое культурные ценности?"

Текст 7. И. Грекова о взрослении

Исходный текст: "Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом"

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет школа в жизни человека?
2. Какую роль играет школа в становлении личности?
3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?
4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?
 

Текст 8. О.К. Кожухова о детстве

Исходный текст: "Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься..."

Примерный круг проблем:

1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?
2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?
3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?
4. В чем проявляется родительская любовь?
5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?
6. Какое влияние на формирование человека оказывают впечатления, которые он получил в детстве?
7. Когда человек осознает любовь к Родине?
8. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
9. Какую роль играют родители в жизни человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: "В чем ценность воспоминаний о детстве?"

Текст 9. В.А. Солоухин о техническом прогрессе

Исходный текст: "Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней..."

Примерный круг проблем:
1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества
2. Экономил ли развитие технологий человеку время?
3. Сделала ли техника человека могущественней?

Текст 10. В.А. Солоухин об искусстве

Исходный текст: "До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека..."

Примерный круг проблем:

1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?

Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина "Каковы истоки искусства?"

Текст 11. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве

Исходный текст: "Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров..."

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

Пример сочинения по тексту Ф.А. Абрамова: Какие качества должны быть воспитаны в человеке?

Текст 13. Л.Н. Толстой о любви к ближнему

Исходный текст: "Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я"

Примерный круг проблем:

1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?
2. В чем заключается радость самоотречения?
3. В чем заключается истинная доброта?
4. В чем проявляется истинное бескорыстие?
5. Чем опасен эгоизм?
6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?
7. Что представляет собой истинная любовь к людям?