Быстротечность времени сочинение с аргументами егэ

Быстротечность времени сочинение с аргументами егэ

Содержание

Сочинение Влияние природы на человека ЕГЭ 11 класс

Природа и человек, на мой взгляд, это два понятия неотделимые друг от друга. Мы все являемся частью большого мира: удивительного, чарующего, наполненного жизнью. Каждый не раз замечал, как настроение меняется в соответствии с изменениями в природе.

Осенью, когда за окошком идет дождь, так приятно бывает погрустить. А весной, когда теплые лучи солнца пробиваются утром на горизонте, само по себе откуда-то приходит хорошее настроение, желание радоваться каждому новому листку, что распустился ночью на кусте сирени, растущем у окна. Окружающий мир оказывает незримое влияние на наше отношение к жизни, на настроение. Первый снег и желтые осенние кроны деревьев, зеленная трава сквозь зыбкий асфальт, птицы, спешащие с юга домой, все это каждый раз по-новому заставляет восхищаться силой и чудесами природы.

Вопрос влияния природы на человека очень часто звучит в художественной литературе. Многие поэты и писатели проводят тонкую параллель между душевным состоянием героев и состоянием природы. Так в повести А.И.Куприна «Олеся» природа является фоном событий, происходящих с главными героями. По мере продвижения сюжета к развязке можно проследить изменения в окружающем мире: сначала природа спокойна, весна радует пробуждением жизни от зимнего сна, но чем ближе к концу подходит повествования, тем сильнее становится беспокойство окружающей среды полесья. В финале повести поднимается буря, совпадающая с душевными страданиями героини. Таким образом, писатель стремится подчеркнуть, сделать более явными чувства девушки, вынужденной оставить любимого человека.

Природа и человек тесно связана между собой незримой нитью. Находясь в гармонии с окружающим миром, человек находится в гармонии и с собой. Природа каждый день дарит радость жизни, очаровывает своей красотой. Иногда, также как и в произведениях писателей, она становится фоном нашего настроения. Главное помнить, что у природы нет плохой погоды, и научится одинокого радовать как теплому лучу солнца, так и моросящему серому дождю.

Вариант 2

Рассматривая вопрос о влиянии природы на человека, мы имеем в виду два вида связи их друг с другом: физический контакт и духовную зависимость. Результаты этих отношений находят место и в литературе, и в живописи, и в нашей повседневной жизни.

Все, что происходит с человеком на земле со времен его появления, так или иначе связано с законами природы. Природа наделяет людей всем необходимым – комфортом, едой, делая его счастливым.

Люди не задумываясь, пользуются дарами щедрой природы. Однако, если запросы их слишком велики, это начинает отрицательно сказываться на ее состоянии. В таком случае природа, неспособная противостоять захватническим действиям человека, перестает благотворно, в полную силу действовать на него.

Загрязненная экология – основное препятствие, которое со временем губит здоровье человека, изменяя качество его жизни. Это напрямую зависит от человеческих возможностей. Порой природа будто пытается напомнить людям о том, что чистый воздух и целебная вода не вечны, от их состояния зависит жизнь всего живого на планете.

Духовная связь человека с природой подтверждается любым видом искусства. Каждый писатель русской литературы, попавший под ее влияние, благодаря пейзажным зарисовкам решает насущные вопросы своего времени, делится собственными переживаниями, дарит волшебные описания, впечатления от увиденного в виде прозы или поэзии. Изображение частицы природы на полотне художником бесценно. Любование ею вносит в душу ощущение счастья, умиротворения. Привораживают и занятия фотографией.

Тонкий наблюдатель, настоящий ценитель истинной красоты окружающего мира получает энергию, заряд бодрости, отличное настроение не только от багрового заката, но и от еле заметного листика, колыхающегося на ветру.

Природа лечит душу человека яркими красками, красотой заснеженного леса и цветущих лугов. Она пробуждает разумные мысли, чувства, дарит лишь положительные эмоции.

В повести А. И. Куприна “Олеся” почти дикая природа, среди которой росла главная героиня, сделала ее доброй, независимой девушкой, не знающей зависти и зла. Также она сопровождала героев на протяжении всего произведения, подсказывая ход дальнейших событий.

Таким образом, влияние природы на человека можно рассматривать и со стороны духовного воздействия на людей, и со стороны анализа проблем экологии. Следовательно, можно затронуть разрушительную силу человека и отражение этого на качестве его жизни. Но в любом случае человек и природа взаимосвязаны.

Сочинение на тему Влияние природы на человека

Природа и человек особенно связаны между собой. Без даров природы человек бы не смог существовать. Она дала людям многое: чистый, свежий воздух, продукты питания, воду, без которой человек не прожил бы и дня.

Но к сожалению, человек иногда пренебрегает дарами, и наносит незаменимый ущерб на матушку-природу. И она в свою очередь отвечает тем же. Постоянные бури, ураганы, смерчи и катаклизмы. Стоит только посмотреть, в нашем мире, каждый угол земли обязательно пострадал.

Каждый раз природа пытается показать то, что здесь хозяйка она, а не человек.

Природа наделила каждую страну своими достопримечательностями. Кого то красивыми полями, кого то – реками, кого то морями и океанами. На одном континенте безумно красивая пустыня, а на другом – ледники. Поэтому каждый год туристов все больше и больше, они пытаются объездить всю страну, что бы посмотреть на дары природы.

Природа – наша самая большая аптечка. Именно большинство лекарств ищут свои начала именно в природной структуре. Все растения по своему влияют на организм человека, и являются базой в лекарствах.

Люди всегда просили продукты питания у морей и рек. Более миллиарда людей зависят от вылова рыбы. Это дает им не только очень важный белок, а и работу.

Наша природа регулирует климат земного шара. Именно по этому мы видим такое разнообразие лесов и гор, тундр, пустынь, рек, морей. Они связаны цепочкой между собой, и держат равновесие земли.

Влияние природы на человека также большое и в экономическом вопросе. Ведь каждая страна багата тем, чем ее наградила природа. Люди научились брать с этого максимум. Полезные ископаемые продаются, перерабатываются, и являются незаменимым звеном экономики стран.

А как можно представить искусство без природы? Нас наградили превосходными пейзажами, а красивые цветы, сады, леса всегда служили вдохновением для написания поэзий, сказок и других произведений искусства.

Наши предки вкладывали в природу всю духовность. Это у них были боги огня, солнца, ветра, воды. Люди поклонялись природе, и она их щедро благодарила.

В нынешнем обществе люди выжали с природы все. Меняется климат, благодаря постоянным выбросам в атмосферу отходов от производства из заводов и фабрик, постоянные катаклизмы, которые забирают с собой много жизней.

Поэтому нам нужно лучше относится к природе, и давать хоть какое то время на восстановление.

Влияние природы на человека

Несколько интересных сочинений

Произведение Бориса Степановича Житкова «Как я ловил человечков» – увлекательное, легкое для восприятия человека любого возраста, так как является знакомым каждому читателю своим эпизодом, ситуацией, в которой мог оказаться в детстве любой человек.

В произведении «Горе от ума» огромную роль играет эпизод, в котором описан бал у Фамусова в доме. На протяжении всей комедии идет противостояние между одним Чацким и всем фамусовским обществом

На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию

На мой взгляд, трагедия жизни Обломова заключается в его непригодности для этого мира. Как ни странно, но он тоже является в каком-то смысле лишним человеком, таким неустроенным и не пристроенным

В произведении писатель раскрывает грустную правду повседневной жизни россиян того времени и выражает надежду на изменение к лучшему.

Сочинение на тему Влияние природы на человека 11 класс ЕГЭ

Мы – люди являемся частью природы. Как говорят, культура – есть отдельная (вторая) природа, созданная только человеком.

Тем не менее, для людей трудно представить себе существование вне настоящей подлинной природы. Мы всегда связаны с природными феноменами и циклами. Даже если человек оказывается в пространстве мегаполиса, полного бетона и асфальта, далеко от лесов, полей и рек, то тоже имеет на себе различные воздействия природы и природных циклов.

Например, нашим телом управляют циклы восходов и закатов и многое другое. Для человека свойственно являться частью природы, то есть остального пространства материи.

Именно поэтому тематика человека и природы так часто прослеживается в различных произведениях искусства. Об этом сочиняют музыку композиторы и пишут свои произведения литераторы, а художники зачастую вдохновляются именно природными феноменами. Мне кажется, свойство вдохновлять и дарить воодушевление и является самым значительным в отношении воздействия природы на человека.

Когда мы представляем себе первобытных, древних людей, то можем помыслить о том, как они боялись природы и различных природных феноменов. Тем не менее, и в этом тоже прослеживалось вдохновение, ведь люди восхищались неподвластным могуществом стихий.

Как говорят многие ученые, первые мифологии и религии и возникли, как способ осмыслить различные природные стихии и описать воздействие природы на человека. Различные варианты мировосприятия стали основой для мифологического понимания мира и благодаря этому люди могли представлять простыми словами какие-то масштабные феномены и обстоятельства. Например, гром представлялся как звук небесной колесницы или нечто подобное и благодаря такому простому описанию становился более понятным.

Современное искусство во многом является продолжателем этой традиции. Как поэтично и красиво описывают природу в своих произведениях Пришвин, Паустовский, Тургенев, Бианки и другие. Разве отличаются они существенным образом от древнего мифотворца, который создавал сказания?

Пожалуй, если и отличаются, то не существенным образом. Писатели тоже вдохновляются природой и пытаются охватить эту неохватываемую красоту возможностями собственного разумения. Они тоже представляют перед нами стихии определенным образом и делают природу более понятной, но не менее вдохновляющей.

В завершение следует отметить такие воздействия природы как воспитание положительных качеств, развитие чувства ответственности и многое другое. Тем не менее, все эти воздействия мне кажутся вторичными. Основой является вдохновение и воодушевление, которые дает природа человеку.

Сочинение Влияние природы на человека

Всем известно, что природа дала и дает нам самое незаменимое – жизнь. Мало кто задумывается над этим, прежде чем сорвать листочек с дерева или любое другое растение, которое привлекает взгляд.

Природа играет жизненно важное значение и наша обязанность помнить об этом и оберегать её. Каждый из нас, посадив хоть одно дерево, внесет свою лепту в обогащение и её сохранение.

Что для нас является базой в пирамиде человеческих потребностей? Физиологический аспект. Тут затрагиваются следующие необходимые составляющие: воздух, пища, сон и вода. Мы должны осознать реальную роль природы в нашей жизни, ведь база человеческих потребностей на 99% зависит только от природы. Чистый воздух вырабатывают растения. Пища так же зависит от растений, ведь так или иначе, любое мясо животного, было выращено на природных материалах. Другое аспект – рыба, ее дают нам озера, реки, океаны и т.д., что еще раз доказывает жизненную необходимость природы. Здоровый и крепкий сон зависит от здоровья человека, которое в свою очередь зависит от окружающей среды и деятельности человека, то бишь, природа играет и тут огромное значение. Воду мы получаем из природных источников, поэтому данная потребность даже не нуждается в обосновании.

Каждый человек когда-либо болел, поэтому вопрос медицины давно развит на достаточном уровне. А с чего все начиналось? Растение, которое проявило лечебное свойство, было внедрено в медицинские препараты, поэтому можно точно сказать, что медицина так же основывается на природных материалах.

Разные страны, материки – разный климат, что делает необходимым некую регулировку между природными зонами – это еще одно удивительное свойство природы.

Экономическая обстановка каждой страны зависит именно от ее природы. Страна может славиться плодородными грунтами, что значительно повышает ее финансовый уровень.

Как говорилось раннее – природа играет огромное влияние на здоровье человека. Каким воздухом мы дышим, какую пищу принимаем, и какую воду пьем – все это зависит от чистоты природных зон.

Человек всегда имеет потребность в душевном отдыхе. Что он в этом случае делает? Старается уединиться с природой, в этом случае природа имеет не физическое влияние, а уже духовное. Провожать закат или встречать рассвет, наблюдать за молнией на горизонте или за разводами облаков – все это оказывает целебное влияние на душу и человека и его равновесие.

Природа необходима каждому человеку, поэтому следует оберегать ее и озеленять новые уголки нашей планеты.

Вариант 3

Человек является частью природы, но очень часто он взаимодействует с ней по минимуму, теряет свои корни и тем самым вредит, в первую очередь, себе.

Запираясь в городах, многие современные люди очень мало контактируют с природой, чаще всего это происходит в местных парках или скверах, на бульварах, центрально-городских набережных и около заботливо высаженных аллей, ботанических садов. Бывает так, что у людей нет возможности или желания выехать на природу, за город, подышать свежим воздухом, практически не загрязнённым выхлопными газами, дать себе отдохнуть и просто полюбоваться красотой окружающего мира.

Я считаю, что контакт человека с природой безмерно важен, ведь незримые её силы влияют на человека, где бы он ни находился. Например, смена погоды вызывает у многих людей перепады настроения, скачки атмосферного давления, магнитные бури – головные боли, общую слабость. Ритм жизни людей зависит, прежде всего, от природы, ведь именно природой ночью заложено спать, а днём – бодрствовать. Часто люди, которые нарушают этот цикл, становятся со временем вялыми, усталыми, раздражительными, апатичными. Человек, побывавший на природе хотя бы несколько дней, становится спокойным, снимается раздражительность, уходит стресс и тревога, появляется чувство умиротворения. Самое главное – отдыхать на природе, не принося ей вреда лишним мусором или неосторожной сигаретой, которая может стать причиной неконтролируемого пожара.

Очень грустно то, что современный человек уничтожает природу, пытаясь подчинить её себе и использовать ради собственного блага. Вырубаются лесы, уничтожаются редкие виды животных и растений, а следствие – озоновые дыры, угроза глобального потепления, и даже стихийные бедствия. Ведь катаклизмы – это протест природы против насилия над собой, таким образом, она показывает, что в её власти прекратить существование человека в любой момент.

Каждый из нас должен стремиться не только взаимодействовать с природой, но и сохранять её, ведь, расходуя природные ресурсы и разрушая планету, мы берём взаймы, в первую очередь, у своих детей.

Также читают:

Картинка к сочинению Влияние природы на человека

Популярные сегодня темы

Как часто люди говорят, а потом думают. С такой проблемой встречался каждый человек. Мало того, каждый из нас, хоть раз в жизни, что-то сказал, а потом пожалел об этом. Перед тем, как что-то говорить другому человеку

В 21 веке закон о школьной форме присутствует в нашей жизни, но не все его соблюдают, и даже и не думали над этим. Школьные учебные заведения пытаются добросовестно выполнять наказания администрации

Преданность – одно из главных положительных качеств человека. Он характеризуется лояльностью, которая держится на любви и проявляет тенденцию выражать свое я даже в трудные моменты жизни.

В «Мцыри», как и в многих других своих произведениях, Лермонтов затрагивает вечные темы: свободы, одиночества, силы человеческой личности. Главный герой поэмы погибает.

Капелька падала! Сила притяжения заставляла нестись ее с огромной скоростью к Земле. Неспокойная атмосфера швыряла Капельку из стороны в сторону, пытаясь разорвать на части.

Сочинение на тему: “Влияние природы на человека” – примеры с аргументами

Воздействие естественных факторов на людей

Связь людской деятельности с природными циклами, а также различными феноменами существовала всегда. Даже находясь в крупном мегаполисе, состоящем из сплошной вереницы асфальтобетонных покрытий, среди огромных многоквартирных домов, далеких от лесных массивов, полноводных рек и зеленых полей, воздействие природы и некоторых её циклов всё равно можно ощущать на себе.

К примеру, режим дня всецело зависит от восходов и закатов, именно они управляют циклами организма. Люди являются частью природы и во многом зависят от нее и от окружающего пространства. Именно она, родимая, дала людям очень много природных богатств: чистый воздух, пропитание, воду.

Связь с творчеством

Следствием такого влияния является тот факт, что взаимодействие человеческой деятельности и природы очень часто дает импульс для создания различных произведений искусства. Многие авторы на эту тему сочиняют музыкальные произведения, писатели и поэты создают величайшие творения, а художники нередко черпают вдохновение именно от этих природных феноменов. Свойство дарить воодушевление имеет значение в отношении таких взаимовоздействий.

Представляя древних людей из первобытных общин, можно подумать об их боязни перед неизведанным — стихийных явлений и различных природных феноменов. Но уже тогда прослеживались мотивы восхищения могуществом стихии, неподвластным пониманию в то время.

По утверждению некоторых учёных, первые мифы и религиозные течения появились в тот момент, когда люди пытались осмыслить различные стихии и описать воздействие внешних сил на их деятельность. Некоторые варианты восприятия мира легли в основу мифологического понимания, благодаря этому человек мог описать словами масштабные феномены и возникшие обстоятельства. В качестве простейшего примера можно привести гром. Он представлялся как звук колесницы небесного божества. Благодаря такому простейшему описание грозовые явления становились более понятными.

Сказочно красивые описания предлагают в своих произведениях многие классики:

  • Тургенев;
  • Паустовский;
  • Тютчев;
  • Фет;
  • Пришвин;
  • Бианки и другие.

Творчество современных авторов продолжает заложенные когда-то традиции. Многие авторы пытаются охватить эту неразрывную красоту возможностями собственного понимания. Они представляют нам некоторые элементы определенным образом.

Природа лечит души яркими положительными эмоциями, красотой лесных массивов и цветущих лугов, пробуждает радостные чувства, сеет добро и подталкивает на новые свершения.

Окружающий мир и человеческая деятельность

В разные времена менялось воздействие окружающего мира на человеческую деятельность. В античности философы воспринимали природу как подвижное и постоянно изменяющееся целое. Тогда не было противопоставления, люди были как бы частью этого единого целого. Идеалом считалась жизнь в гармонии с природой.

На заре возникновение цивилизации была охота и собирательство, и люди в тот момент полностью зависели от внешней среды. Они выживали, только присваивая готовые продукты, собранные естественным путем:

  • плоды;
  • ягоды;
  • мясо;
  • шкуры животных.

Природой определялись все особенности жизни первобытных Homo sapiens, а именно темпы прироста количества членов общины, характер их занятий, а также необходимость кочевать с места на место. После возникновения земледелия и скотоводства произошел переход от присвоения к производству. Люди научились влиять на некоторые природные явления.

Средневековая западная христианская культура предлагает иное понимание вопроса. Человеческий индивидуум считался вершиной божественного творения, имеющего душу, Окружающий мир стоит ниже него на несколько порядков. В некоторых случаях природа представлялась как источник зла, и её нужно подчинить. Эпоха Возрождения принесла новые веяния. Перед зрителями предстаёт красота. Именно в этот период появляется множество великолепных произведений искусства, которые воспевают окружающий мир и его красоту.

Человек и природа в сочинениях ЕГЭ

В жизни имеются два вида связи человеческой деятельности и природных факторов: физический контакт и духовная зависимость. Результаты этих отношений имеют место в литературе, живописи, повседневной жизни.

Все, что происходит с людьми со времен их появления, связано с определенными законами. Окружающий мир наделяет их всем необходимым — комфортным проживанием, едой, приносит счастье.

А люди порой и не задумываются о том, какие им уготованы щедрые подарки и откуда они берутся. Но как только запросы становятся очень большими, появляются отрицательные факторы, сказывающиеся на состоянии окружающей среды. Мир, неспособный противостоять варварским действиям разумных существ, перестает благотворно действовать на нее, возникают негативные последствия.

Загрязненная экология — основное препятствие, которое со временем оказывает губительное действие на человеческое здоровье, изменяет качество жизни. Порой стихия пытается напомнить людям о том, что чистый воздух и целебная вода невечны, от их состояния зависит жизнь всего живого на планете.

Очень важными являются выводы о роли природы в жизни человека. Сочинения ЕГЭ затрагивают подобные проблемы. Написание эссе является своеобразным этапом

Размещено на реф.рф В ϶том убеждает и риторическое восторженное восклицание, которым заканчивается текст: ʼʼДа что говорить!ʼʼ

Трудно ӊᴇ согласиться с позицией автора. Действительно, природа меняет наше мировосприятие, открывает в человеке новые возможности и даже спасает ему жизнь.

Убедиться в том, что природа, её красота способны изменить мироощущение человека и открыть ᴇᴦο для людей, мне помог рассказ Ю. Яковлева ʼʼРазбуженный соловьямиʼʼ. Читая о маленьком Селюжёнке, вместе с ним ощущаешь отчуждённость и от взрослых, и от детей, одиночество героя. Казалось, нет такой силы, которая могла бы пробудить в ребёнке интерес и открыть душу героя для людей. Удивительно, но настоящим спасением стала природа! Вместе с Селюжёнком мы, зачарованные и восхищённые соловьиным пением, стоим всю ночь недвижно, боясь нарушить нить, протянувшуюся между нами и лунои̌. Читая рассказ, понимаешь, что сбросить с себя старую, негодную шкурку и стать самим помогла герою именно встреча с чудом природы.

Свою уверенность в том, что природа способна спасти жизнь человеку, мне хотелось бы обосновать, обратившись к рассказу Ф. Абрамова ʼʼЕсть, есть такое лекарство!ʼʼ Писатель знакомит нас с главнои̌ героиней – ӊᴇ похожей на всех в деревне бабой Маней, знающей какой-то особый подход к птицам. Мы видим героиню в трудный период её жизни: от неё, маленькой, старенькой, отказались врачи, отправив дамой умирать, сказав, что от старости нет лекарства. Следует отметить, что так бы и случилось, в случае если бы ӊᴇ любимый ею птичий народ. Пение скворцов, их стук в окно заставили умирающую сделать на собой неимоверное усилие и подняться с постели. Трогательная история взаимоотношений птиц и бабы Мани ӊᴇ оставляет сомнений: природа способна помочь в самых трудных ситуациях!

Текст Г.К. Паустовского обращён, безусловно, к каждому из нас и позволяет задуматься о силе воздействия природы на восприятие человеком мира, отношение к происходящему вокруг.

Текст К.Г. Паустовского

(1)Осень в данном году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго ӊᴇ желтели. (3)Долго ӊᴇ увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в народе ʼʼмгаʼʼ) затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)ʼʼМгаʼʼ то сгущалась, то бледнела. (6)Тогда сквозь нее проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8) Вода булькала, позванивала, журчала. (9)3вуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом.

Понятие и виды, 2018. (10)Это курлыкали журавли.

(11)Я поднял голову. (12) Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. (13) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

(14) Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(15) 3а несколько дней до ϶той встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое ʼʼшедеврʼʼ, и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

(17) Я выбрал стихи Лермонтова ʼʼЗавещаниеʼʼ.

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют ӊᴇ только лишь в искусстве, но и в природе. (19) Разве ӊᴇ шедевр ϶тот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

Понятие и виды, 2018.

(22) Да что говорить! (23) Важно заметить, что каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

Сочинение ЕГЭ 11 класс. Проблема воздействия природы на человека – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Сочинение ЕГЭ 11 класс. Проблема воздействия природы на человека”2017-2018.

Сочинение по тексту из демоверсии ЕГЭ 2021

Исходный текст Открыть текст

(1)С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.

(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому – горы, кому – морское, пропахшее рыбой побережье, а кому – родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города. (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского? (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов – разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов – всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

Сочинение по новым критериям 2021

Как искусство влияет на нашу любовь к природе и Родине? Над этим вопросом предлагает задуматься В.А. Солоухин.

Сам писатель считает, что литература, живопись и музыка воспитывают в людях любовь к родным местам и учат ценить землю, на которой мы родились и выросли.

Чтобы подкрепить свою точку зрения, автор напоминает читателям об известных поэтах, писателях и художниках, которые через творчество «передали свою любовь нам, потомкам» (предложения 15-18). В ряду «этих славных учителей» Солоухин выделяет Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и подробно раскрывает содержание лучших страниц «доброго и мудрого человека» (предложение 27), тем самым окончательно убеждая нас в своей правоте.

Я не могу поспорить с Владимиром Алексеевичем. Искусство с самого детства развивает в людях множество важных качеств, среди которых – патриотизм и бережное отношение к природе. Я думаю, что у каждого человека есть то «особенное» произведение, которое укрепило в нем любовь к Родине. Для меня это замечательный роман Чингиза Айтматова «Плаха».

В заключение мне хочется сказать, что очень важно помнить о том, насколько значимую роль играет искусство в воспитании патриотизма, и как можно чаще интересоваться творчеством талантливых людей.

Сочинение в формате ЕГЭ. Алгоритм работы. материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Материал предназначен для учителей и учеников. В нём подробно рассматривается композиция сочинения в формате ЕГЭ 2020-2021. Материал готовился для использования на электронной доске.

Скачать:

Вложение Размер
Сочинение в формате ЕГЭ. Композиция 31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение в формате ЕГЭ 2021.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему . Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста , которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру- иллюстрации . Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)

по проблеме исходного текста .

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста.

1. Проблема (=тезис) …. Над этой проблемой размышляет … . (Этой проблемой заинтересовался…) отрывка (фрагмента), предоставленного нам для работы. Писатель (ФИО) исследует проблему … +Тезис.

2. Первый пример-иллюстрация. Автор отрывка повествует о …. (цитата и/или краткий пересказ фрагмента).

3. Комментарий (пояснение к первому примеру) . Действительно, … (в самом деле,…)

4. Второй пример-иллюстрация . Мне кажется особенно важной мысль о … (Рассказывая о …, повествуя о…) писатель упоминает о … Пете, (подчеркивает, рассказывает …)…

5 . Комментарий (пояснение ко второму примеру). (ФИО) хочет сказать, что… (Повествуя о действиях …. писатель даёт оценку…,/ герой отрывка поступает …., потому что…)

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ . Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать… (позволяют читателю понять, осознать , почувствовать…), потому что…

7 . Позиция автора. Таким образом, размышляя о (проблема…), автор приходит к следующему выводу: … (подводит читателя к выводу…, к мнению о том, что…) (дает возможность читателю понять, что…)

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моей позиции . Заключение. Невозможно не согласиться с писателем …., поскольку … (Я согласен с позицией…, так как… ) СМ. п. 1-й! Здесь обязательно должна прозвучать проблема, только переданная другими словами!!

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста.

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й. Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы ), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ .

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста.

Текст из демоверсии 2021

  1. С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов

«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте.

(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города. (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

(По В.А. Солоухину*)

  • Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

Информация о тексте*

Примерный круг проблем

1. Проблема любви к Родине. (Что такое Родина? В чём заключается любовь к Родине?)

1. Понятие «Родина» многогранно. Это и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе.

2. Проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе. (Как связаны любовь к Родине и любовь к природе?)

2. Любовь к родной природе формирует в человеке любовь к Родине. Из тысяч примет и признаков окружающего мира складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы любим сильнее, чем что-либо иное на свете.

3. Проблема влияния искусства на чувство любви к родной природе, Родине. (Как искусство влияет на чувство любви человека к родной природе, Родине?)

3. Искусство воспитывает в нас любовь к природе, Родине. Писатели, поэты, художники передали нам любовь к родной земле, научили нас любить родную природу и Родину.

4. Проблема отношения к родной природе. (Как относился к родной природе И.С. Соколов-Микитов? Как влияет творчество И.С. Соколова- Микитова на читателей?)

4. Для таких писателей, как И.С. Соколов-Микитов, характерно бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. Творчество писателя помогает понять, что природа есть не только материальное, но в первую очередь духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.

5. Проблема влияния природы на художника и его мировоззрение. (Какое влияние оказала природа на И.С. Соколова-Микитова?)

5. Родная природа пробуждает в художнике бережное, любовное, сыновнее отношение к Родине, к окружающему миру; превращает его из охотника во внимательного наблюдателя.

1. Проблема . Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране? Над этим вопросом размышляет советский писатель В.А. Солоухин. В тексте этого яркого представителя «деревенской прозы» поднимается проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе.

2,3. Пример-иллюстрация + комментарий . Как отмечает автор, быть настоящим патриотом не так просто. С детства человек слышит о необходимости любить Отечество, но осознает это сложное чувство многим позже, когда становится взрослым. В.А. Солоухин считает, что человек, любящий родной край, испытывает необъяснимую тягу к миру природы, ощущает с ней неразрывную связь . Например, для того, кто вырос в тундре, нет ничего милее «однообразной заболоченной земли», которую он не готов променять ни на что другое. Невзрачное, зато родное и близкое для патриота важнее чего-то яркого и красивого, но чужого .

4,5. Пример-иллюстрация +комментарий . Эта необыкновенная способность русского человека ценить родную природу становится крепче благодаря искусству. Конкретизируя данную мысль , автор подчеркивает, что во многих произведениях изображаются самые простые приметы природного мира, но даже в обыденном можно увидеть красоту . Наблюдательность и умение в любой мелочи находить что-то прекрасное помогают творцу достучаться до сердца каждого жителя России.

7. Позиция автора . Итогом размышлений становится такая позиция В.А. Солоухина : любовь к Родине формируется благодаря любви к природе. Из тысяч примет окружающего мира складывается то общее, что русский человек любит сильнее всего на свете.

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения = ВЫВОД (СМ. п. 1) .

Нельзя не согласиться с мнением автора. Я считаю, что только тот человек может по-настоящему понять Отечество, который с любовью и уважением относится к родной природе и культуре . Еще в XIX веке М.Ю. Лермонтов писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!» Особенно милым сердцу поэта оказывается обыкновенный деревенский пейзаж. Действительно, Родину любят не за красоту; это более глубокое и сильное чувство, с которым тесно связаны такие понятия, как человечность и доброта.

ВЫВОД. Таким образом, любовь к природе – это неотъемлемая составляющая любви к Родине, обогащающая человеческую жизнь.

1. Проблема была сформулирована так:

Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране?

Соответствует ли ВЫВОД этой проблеме? Есть ли ответ на поставленный вопрос?

2. Какая часть композиции сочинения пропущена? Как она могла бы выглядеть?

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. СМ. п. 1-й. Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы ), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ .

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине формируется у человека на протяжении всей жизни, становится более глубоким и осознанным.

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине «возникает не стихийно», оно крепнет, набирает силу при созерцании неяркого обаяния родных мест и под воздействием русской литературы.

Академическое познание, изучение творческого созидания никогда не встанет вровень с художественным восприятием этого созидания. Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать «Войну и мир» или смотреть и слушать «Лебединое озеро». Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.

Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности… Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества.

Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.

«Уничижение паче гордости», — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает его. Настоящий художник ждет от других обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли… Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским…

Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по подготовке к выполнению задания части С в ЕГЭ.

Psycentr-Algis.ru

Блог о психических расстройствах и заболеваниях

Какие направления встретятся

В этом году направления стали абстрактнее. Если раньше из названия тема сразу была понятна — теперь составители хотят увидеть размышления ученика. Вам предстоит выбрать одно из следующих направлений:

«Я и другие»

Это направление предполагает, что ученик осознает роль взаимодействия личности и общества. Могут попасться темы: «Что такое толерантность?», «Может ли человек жить вне общества» или «В чем причины одиночества?».

«Забвению не подлежит»

Эти темы проверяют способность размышлять о значимых исторических событиях, деятелях и явлениях. Ученики могут встретить темы: «Роль личности в истории народа?», «Кого можно назвать учителем человечества?» или «Почему важно помнить о подвигах на войне?».

«Разговор с собой»

Здесь выпускник должен поразмышлять о том, что значит быть самим собой. Направление связано с вопросами, которыми мы задаемся. Поэтому могут попасться темы: «Как найти себя?» или «Зачем человеку совесть?».

«Время перемен» 

В рамках этого направления нужно подумать о меняющемся мире и его новых принципах. Кроме того, можно поразмышлять о том, как меняется человек. Возможно, встретятся темы: «Каковы причины внутренних изменений?», «Можно ли меняться, оставаясь собой?» или «Может ли человек жить без перемен?».

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» 

Это направление призывает подумать об интересах современного человека и об его отличиях от представителей прошлого поколения. Здесь встречаются такие темы: «Что читает мое поколение?», «О чем мечтает мое поколение?», «Может ли компьютер заменить книгу?».

Критерии проверки

Есть два основных критерия: соответствие теме и аргументация. Здесь все просто. Нужно следить за ходом мыслей и качеством ваших доказательств. Если вы получите баллы за эти критерии — «зачет» у вас в кармане. Но не забывайте, что проверят еще композицию, качество речи, грамотность и уникальность. Минимальный объем сочинения 250 слов если вы не наберете столько - вашу работу не будут читать. 

Где брать аргументы

Обязательно нужно привести один аргумент с опорой на литературное произведение, второй — на любой другой источник (публицистика, история и художественная культура). Поэтому до декабря стоит познакомиться с новыми книгами и освежить в памяти уже прочитанные. Разделите любимые книги по направлениям и выделите ключевые моменты — это поможет быстро сориентироваться и найти аргумент.

Главное в сочинении — соответствие теме. Татьяна Александровна посоветовала: «Когда вы приводите в пример произведение — обязательно указывайте полное имя автора, название, без ошибок упоминайте имена героев. Помните, что опираться необходимо на определенный эпизод текста, который поможет раскрыть ваш тезис. Вы должны анализировать фрагмент, а не пересказывать его. И не забудьте сделать микровывод после приведенного вами примера. Про это часто забывают и впоследствии теряют баллы». 

Что обязательно прочитать

В отличие от экзамена по литературе, на итоговом сочинении нет кодификатора, который нужно прочитать. К счастью, есть произведения, которые подходят для всех направлений, среди них «Капитанская дочка» А.С Пушкина. Если вы не знаете, где найти аргумент — попробуйте вспомнить этот роман. В нем есть темы чести, любви, истории, патриотизма. Не забываем и про роман-эпопею Л.Н Толстого «Война и мир» — он тоже имеет богатую проблематику. О темах в произведении мы рассказали здесь. 

Прочитайте короткие рассказы А.П Чехова, они наполнены сатирой — это поможет раскрыть многие темы. 

Помните, что вы можете брать аргументы не только из русской литературы. Например, у Рэя Брэдбери есть небольшие произведения, которые тоже подходят для всех направлений. 

Важно не откладывать подготовку и уже сейчас тренироваться в написании сочинений. «Готовиться к сочинению лучше с начала учебного года. Уже известны направления, поэтому нужно успеть написать пробные работы по каждому из них», - рассказала Татьяна Александровна.

Дает ли сочинение дополнительные баллы? 

За хорошую работу в некоторых университетах добавят до 10 баллов к результатам ЕГЭ. При просмотре индивидуальных достижений сочинение проверят в МГУ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, РГГУ, ЮФУ и в других. Учтите, что вузы добавят баллы только за идеальную работу. По данным ФИПИ, некоторые университеты требуют два литературных аргумента для того, чтобы сочинение зачли. Эту информацию можно уточнить на сайте вуза. Помимо основных критериев в университете проверяют оригинальность и фактическую точность в фоновом (не литературном) материале.

Однако не на всех факультетах посмотрят итоговое сочинение. Чаще всего работа важна для гуманитарных направлений, в частности для журналистики и филологии. 


Структура итогового сочинения

В этой работе нет ничего особенного, поэтому композиция самая простая:

Вступление 

Здесь вы рассуждаете по теме сочинения и выдвигаете тезис, который нужно доказать. Если тема сочинения это вопрос — дайте ответ на него, а если это цитата — раскройте ее.

Основная часть

Нужно привести два аргумента в защиту тезиса. Помните, что лучше разбить основную часть на два абзаца и в конце каждого сделать микровывод.

Важно правильно строить логические переходы от одного аргумента к другому. Не делайте резкий и несвязанный скачок от первой части ко второй. Такого быть не должно. Используйте следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами: «обратимся к...», «вспомним также», «перейдём к...». 

Заключение

Здесь вы должны повторить тезис  и подвести итоги всего рассуждения. 

ФИПИ рекомендует написать сочинение от 300 до 350 слов, однако минимум — 250. Если вы не набираете больше 300 — не нужно писать лишнего, это может лишь добавить речевых ошибок. Подробно почитать о композиции сочинения вы можете здесь. 


Вариант 1.

«Как хорошо уметь прощать», — хочется сказать, перефразировав строчку известного стихотворения о чтении. Задумывался ли кто-либо о том, почему важно уметь прощать? По-моему, это умение очень важное и нужное. Оно освобождает сердце от злобы, ненависти, жажды мести для чистых и искренних чувств: великодушия, доброты, радости. Немало примеров для подтверждения этой мысли можно найти в произведениях художественной литературы.

В романе А.С. Пушкина «Дубровский» повествуется о ссоре двух старинных друзей: Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Она привела к тому, что Троекуров, влиятельный барин, отсудил имение у Дубровского, у которого не было ни связей, ни достаточного богатства. Суд вынес решение передать имение Кириле Петровичу, а Дубровский, не выдержав этой несправедливости, умер. Его сын Владимир, оставшись без отца и без дома, решил отомстить обидчику родителя и под именем Дефоржа, француза-гувернера, проник в дом к Троекурову, где он обдумывает, как страшнее отомстить человеку, который свел его отца в могилу, а его лишил даже скромного угла, оставил ни с чем. Пока он вынашивал план мести, случились невероятные изменения. Владимир влюбился в дочь Троекурова Марью Кириловну, а девушка ответила ему взаимностью. Ради нее младший Дубровский отказывается от своего замысла и всем сердцем прощает врага. Вместо черной ненависти и мести его душу наполняет нежное чувство любви к тихой и скромной девушке. Дубровский понимает, что, если он причинит зло отцу любимой, ей придется испытать те же чувства, что и ему, когда он потерял своего отца. Поступить так жестоко с ней он не смог. Любовь учит человека важному умению – прощать, которое, освобождая душу от ненависти, позволяет человеку жить в радости и в гармонии с собой.

Умение прощать примиряет людей, помогает им понять друг друга, облегчить страдания.  К таким выводам можно прийти, читая  поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова.  В поисках счастливого человека странники пришли к Матрене Тимофеевне Корчагиной, прозванной в народе Губернаторшей. Она рассказывает о своей непростой жизни. В девушках ей жилось счастливо у родителей, а после замужества попала она «из девичьей холи в ад». В семье мужа ее невзлюбили, старались обидеть, задеть, оскорбить, а защитить ее было некому, так как муж много времени проводит на заработках. Огромной радостью для нее стало рождение первенца, сына Демушки. Во время полевых работ Матрена Тимофеевна вынуждена была оставлять его со старым дедом Савелием, который однажды не уследил за мальчиком, и его съели свиньи. Страшным горем это событие стало для матери, даже спустя десятилетия ей непросто рассказывать о тех страшных днях странникам. Савелий не мог смотреть в глаза женщине и ушел в Песочный монастырь, однако спустя несколько лет, когда они вновь встретились на могиле мальчика, Матрена Тимофеевна простила Савелия и забрала к себе жить. В ее образе сочетаются такие качества, как трудолюбие, решительность, смелость, верность, честность, жертвенность и умение прощать, поэтому она и не смогла поступить иначе.  Простив смерть Демушки, она облегчила душу старику и себе тоже, а это было очень важно для них обоих. Матрена Тимофеевна сумела понять, насколько важно ее прощение не только для старого человека, но и для нее самой.

Проанализировав произведения русской литературы, мы приходим к выводу, что человеку нужно уметь прощать, чтобы не копить в душе негативные чувства, не отравлять ими свою душу, а жить в радости и гармонии с собой и со всем миром.

Вариант 2.

«Почему важно уметь прощать?» Этот непростой вопрос мы каждый раз задаем себе, когда встаем перед выбором отомстить или забыть об обиде, когда размышляем о смысле жизни или заглядываем в свою душу, словно проводим там ревизию человеческих качеств. Многие классики русской и зарубежной литературы считают, что умение прощать очень важно и необходимо для человека. Оно характерно для людей великодушных, сильных, желающих жить в мире и гармонии.

Произведение А.П. Платонова «Юшка» знакомо многим читателям. Главный герой произведения – человек простой, добрый, беззащитный. Он был невысокий, худой, бедный. Юшке было сорок лет, но выглядел он старше, так как болел чахоткой, которая сделала его физически слабым. Он плохо видел, глаза его были всегда влажны, будто в них были невысохшие слезы. Ходил Юшка всегда в одной и той же одежде, которая за долгие годы сильно износилась, но хозяин не обращал на это никакого внимания. В городе все знали этого незлобного, скромного человека, и все жители от детей до пожилых старались обидеть его, поглумиться над ним, выместить на безответном человеке свою злобу. Ребятишки бросали в него камни, землю, а взрослые обижали грубым словом или поднимали руку. Но Юшка всегда терпел, никогда и никому он не ответил грубо, со злостью. Он умел прощать людям непонимание, бесчеловечность, жестокость. Его душа оставалась чистой, словно вода родника, словно он давно уже знал простую истину: душа и мысли человека должны быть чище, чем его лицо и тело. Умение по-доброму относиться к людям, прощать им наделяло героя внутренним зрением и огромной силой. Он видел и замечал то, что не замечали другие и мог выносить разные житейские лишения и тяготы.

Но жизненные примеры и литературные произведения говорят о том, что есть люди, которые не умеют простить, понять другого, даже близкого человека. Часто это непонимание и неумение простить приводит к трагедии. Героиня романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина знакома многим читателям. Арина Петровна – женщина властная, расчетливая, жадная. У нее четверо детей, но особых материнских чувств она не испытывает к ним, так же, как не испытывает любви к своему мужу. Она считает своих домочадцев обузой, не доверяет никому из них. Автор не наделяет свою героиню никакими положительными чертами: она скупая, склочная, суровая барыня, не умеет понять тех, кто рядом с ней. Она требует от детей полного послушания, а тех, кто посмел поступить по-своему, зло проклинает. Арина Петровна не умеет выслушать, понять и простить. Сына Степана она не прощает за то, что тот растратил свой капитал, нищенствовал, а потом вернулся к маменьке в Головлево. Она проклинает свою дочь Анну, на которую имела большие виды, но та из-под материнской опеки сбежала с корнетом, который бросил ее через некоторое время с маленькими дочерьми-близнецами. Ни разу она не выслушала ни сыновей, ни дочь, не постаралась понять их и тем более простить. Это привело к трагедии: один за другим умирают сыновья Степан и Павел, дочь Анна. Обманутая сыном Иудушкой, Арина Петровна остается одна и умирает. Неумение находить компромисс, сочувствовать, дарить тепло своей души, прощать не позволяет жить спокойно, отравляет жизнь человека.

Таким образом, произведения художественной литературы позволяют нам сделать вывод о том, что умение прощать очень важно для каждого, так как оно очищает душу человека, делает его благороднее, чище и выше других, а также наделяет огромной силой, благодаря которой он может вынести все житейские тяготы.

Какие будут темы

комментарии ФИПИ

1. Забвению не подлежит 

Темы сочинений данного направления нацелены на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. 

Примерный список литературы от «ПУ»: «Слово о полку Игореве», А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», М.Ю. Лермонтов «Бородино», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», А. Ахматова «Реквием», Б. Васильев «А зори здесь тихие...», Л.Н. Толстой «Война и мир» (можно использовать и в других направлениях) и др.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с этим направлением, вы можете обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Примерный список литературы: А.С. Грибоедов «Горе от ума», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И.С. Тургенев «Отцы и дети», 

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Размазня», «В аптеке», «Беззащитное существо», «Человек в футляре», «Ионыч», Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» и др.

3. Время перемен 

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники, а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями. 

Примерный список литературы: А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», С. Есенин «Я усталым таким еще не был», Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго», Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном», Э.М. Ремарк «Три товарища» и др.

4. Разговор с собой 

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. 

Примерный список литературы: Л.Н. Толстой «Война и мир», И.А. Гончаров «Обломов», М. Горький «На дне», Ф.М. Достоевский «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения 

Это направление приглашает к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Примерный список литературы: П. Санаев «Похороните меня за плинтусом», Стругацкие «Трудно быть богом», Е. Замятин «Мы», Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» и др.