Был канун рождества сторож переселенческого барака егэ ответы

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные: то есть, а именно
  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
  7. тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  • Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  • Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  • Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
  • Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  • Следствия: так что
  • Уступительные: хотя, несмотря на то что
  • Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  • Изъяснительные: что, как, чтобы
  • В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.
  • Решай с ответами.
  • Изучай ЕГЭ русского языка.

«Выполнение задания требует

КРОМЕ ТОГО

НАПРИМЕР, ТАК

НАОБОРОТ

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

ТО ЕСТЬ

ОДНАКО, ЗАТО, НО

ИМЕННО, ВЕДЬ

ДАЖЕ

Вносят значение усиления.

НЕ СЛУЧАЙНО

«Выполнение задания требует выявления отношений между предложениями текста и определения средств связи между предложениями …экзаменуемый должен подобрать это слово самостоятельно.

Вводное слово, союз, частица, наречие

Когда используется? (отношения между предложениями текста)

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ

КРОМЕ ТОГО

Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО

НАПРИМЕР, ТАК

НАОБОРОТ

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указывают на порядок изложения аргументов.

НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ

«вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

ТО ЕСТЬ

Используется для уточнения сказанного ранее.

ОДНАКО, ЗАТО, НО

Используются для противопоставления смысла одного предложения другому.

ИМЕННО, ВЕДЬ

Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.

ДАЖЕ

Вносят значение усиления.

НЕ СЛУЧАЙНО

Имеет значение «по этой причине».

    Соединительные: тоже

    Разделительные: ли

    Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

    Градационные: а

    Пояснительные: то есть, а именно

    Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

    тоже, да и, то есть, а именно.

    Временные: лишь

    Причинные: что

    Условные: скоро

    Целевые: чтобы

    Следствия: так что

    Уступительные: хотя, несмотря на то что

    Сравнительные: (устар.)

    Изъяснительные: что, как, чтобы

    В начале предложения не употребляются союзы: чтобы.

    1. текста.

      предложениями.

Образец

Текст

Задание

Предложение 3 поясняет

осциллографа?)

Ответ: НАПРИМЕР

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

    Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

    Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

    Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

    Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

    Пояснительные: то есть, а именно

    Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

    В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

    Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

    Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

    Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

    Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

    Следствия: так что

    Уступительные: хотя, несмотря на то что

    Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

    Изъяснительные: что, как, чтобы

    В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.

1.Внимательно вчитаться в текст, понять логику автора.

    1. Выяснить (по таблице) значение, которое вводное слово, конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения автора исходного текста.

      Путём подстановки подобрать нужное слово или сочетание слов, не нарушающих логическое соответствие между предложениями.

Образец

Текст

(1) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (3) …если к нему подключить микрофон и пропеть какую – нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

Задание

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

Предложение 3 поясняет то, о чём говорилось в предложении 2 (каким образом можно наблюдать

несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа?)

Когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде, используются вводные слова: НАПРИМЕР, ТАК.

Ответ: НАПРИМЕР

1.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность - явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3)<...>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с "внутренним содержанием" планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.

  1. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. (2)<...> главной составляющей магмы является окись кремния. (3)От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения - спокойный или взрывной, форма вулкана.

  1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...>состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

4.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном - около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3)<...>, повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.

5.Самостоятельно подберите слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.

(1)Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа потенциальных угроз для её безопасности. (2)Специалисты составили перечень действий, которые необходимо провести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии возможных нападений на компьютерную систему. (3)<...>, что при проведении анализа потенциальных угроз безопасности компьютерной системы эксперт ставил себя на место злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть специалисту необходимо было понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защищаться.

6.Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. (3)<...> такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно.

7.Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)<...> «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то

«Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался настолько слаб для плавания в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о досрочном прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о возвращении.

8.Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3)<...> в настоящее время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.

9.Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

(1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «роман- тизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3) в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины приро- ды вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик.

10.Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска в третьем

(3) предложении текста. Запишите это сочетание слов.

(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, об- разуется риф - возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов - микроскопических мор- ских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3)<...> вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

11.Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Радиатор автомобиля представляет собой замкнутую систему, в связи с чем зимой возникают трудно- сти. (2)При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, из-за чего мотор перегревается, и, что ещё хуже, замёрзшая вода расширяется и может взорвать патрубки. (3)<...> воду для радиатора смешивают с антифризом - содержащей сахар жидкостью, не позволяющей воде пре- вратиться в лёд даже при минусовой температуре.

12. Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Окраска оперения у сов, как правило, «защитная», то есть она сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха. (2)Перья лесных сов имеют обычно коричневатый цвет, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок. (3)<...> cовы, которые живут в пустыне, и их родственники, водящиеся на равнинной местности, отличаются более светлой, почти рыжей окраской; у полярных сов цвет оперения снежно-белый.

13.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. (2)<...> дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. (3)Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда- нибудь доказано.

14.Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)<...> основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)Поэтому и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

15.Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор - процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<...> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Ответы:

1-естественно, разумеется, безусловно 2-но

3-эти

5-оказалось, выяснилось 6-несмотря на это

7-если

8 - однако, но 9- неслучайно

10- по мере того как

11. - так что 12 – вот

    бесспорно, конечно

    –всё-таки

    Ведь

Формулировка задания:

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Согласно на-блю-де-ни-ям со-вре-мен-ных ис-сле-до-ва-те-лей у человека, по-лу-ча-ю-ще-го ос-нов-ную ин-фор-ма-цию в Сети, ме-ня-ет-ся «природа» чтения. (2)Раз-ви-ва-ют-ся на-вы-ки поверхностного, ска-ни-ру-ю-ще-го чтения, а остав-ший-ся без упо-треб-ле-ния навык вни-ма-тель-но-го чте-ния длин-но-го тек-ста исчезает, как любая способность, ко-то-рую не тренируют. (3)<...> сознание, при-вык-шее ра-бо-тать с мел-ки-ми ку-соч-ка-ми и от-дель-ны-ми фрагментами, не свя-зан-ны-ми между собой, плохо справ-ля-ет-ся с боль-ши-ми текстами, тре-бу-ю-щи-ми вре-ме-ни и внимания.

Правильный ответ: вследствие этого поэтому

Комментарий:

Слово «следовательно» и ему подобные не подходят, так как после них нужно было бы поставить запятую, это вводные слова, являющиеся выводом из цепочки доказательного ряда. От нас требуется подобрать подчинительный союз.

Союз «вследствие этого» можно заменить «поэтому».

Что нужно знать:

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

1) Лексический повтор - повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

2) Синонимы . В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

3) Антонимы У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей . (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1) личные местоимения, притяжательные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели . Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) - во втором тексте средства связи - лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4) союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5) частицы

6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко . (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) - все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить - искусство. Уметь слушать - культура . (Д.Лихачёв)

Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2020. Теория и практика. «Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения»

Материалы для подготовки к ЕГЭ:

Формулировка задания из демоверсии ЕГЭ

«Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».

Алгоритм выполнения:

1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста/весь текст.

2. Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением/ между предложением, в котором пропущено слово, и частью текста до этого предложения.

3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, в задании может быть предложено найти частицу или ограничительно-выделительную частицу. Для успешного выполнения задания важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.

Теория ко 2 заданию ЕГЭ

В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями. Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.

В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.

Средства связи, необходимые для выполнения 2 задания:

Частицы

Местоимения

Наречия

Числительные (собирательные и порядковые)

Вводные слова и словосочетания

Союзы. Определение. Разряды.

Союз – служебная часть речи, которая соединяет между собой синтаксически однородные слова в простом предложении, а также целые предложения.

Союзы бывают:

1) Сочинительные и подчинительные

2) Простые (состоят из одного слова: но, а, однако) и составные (состоят из из двух или более слов: как…так и, не только…но и)

По своей структуре составные союзы бывают:

1) повторяющиеся (состоят из двух одинаковых частей) – то ли…то ли, и…и, ни…ни.

2) двойные (состоят из двух неодинаковых частей) – не только…но и, если не…то и т.д.

Сочинительные союзы – союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного (сложносочиненного предложения).

Помимо соединения однородных членов и частей сложносочиненного предложения, сочинительные союзы могут связывать самостоятельные предложения в тексте/фрагменте текста.

Сочинительные союзы на границе предложений имеют значение, близкое к значению союзов, соединяющих части ССП.

Разряды сочинительных союзов:

    Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и)

    Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то)

    Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)

    Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько)

    Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем)

    Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))

Подчинительные союзы – союзы, которые связывают простые предложения в сложном предложении (СПП).

Подчинительные союзы могут выступать в качестве средств связи между предложениями только в случае парцелляции (авторского членения текста)

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

    изъяснительные (что, чтобы, как, …)

    обстоятельственные

    времени (когда, лишь, едва, …)

    места (где, куда, откуда, ...)

    образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой, ...)

    сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)

    причины (так как, потому что, …)

    условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…)

    уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …)

    цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …)

    следствия (так что)

Разделение подчинительных на группы условно , одни и те же союзы могут относиться к различным группам в зависимости от вопроса, который мы задаем от главного предложения к придаточному.

Союзы как средства связи между предложениями.


Примеры:
Шофер остановился в раздумье. А через минуту он уже спал за баранкой: долгая дорога его утомила. (В. Архангельский)
Антон Иванович дремал, припав к моему плечу. Но когда с досады закричал шофер, он решил, что нужно действовать. (В. Архангельский)
Чайную закрыли, и мы отправились на ночлег. И удивительно крепко спали на полу, в школе, на голых досках. (В. Архангельский)

Частицы. Определение. Разряды.

Частица – служебная часть речи, выражает различные добавочные смысловые оттенки слов и предложений, а также употребляется для образования новых слов или аналитических форм самостоятельных слов.

Разряды частиц:

1. Формообразующие

    повелительное наклонение, условное(сослагательно) пусть, пускай, давай, давайте, да, бы (б), бывало

    степень сравнения прилагательный и наречий (более, менее, самый)

Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце!

2. Смыслоразличительные (смысловые)

1) отрицательные : не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не, нет;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль), что, что ли, как;

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то (я-то), всего, всего-навсего;

6) восклицательные : что за, ну и, как, куда как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну, всё;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

Среди частиц есть омонимичные:

Например, ЭТО может быть как частицей, так и местоимением.

ЧТО может быть частицей, а может быть местоимением.

Частицы как средства связи между предложениями.

Частицы соединяют предложение с одним из предыдущих или с группой предложений.

Примеры.

Вед ь (оттенок причины, причинно-следственные отношения, синоним союза потому что, так как).

Вот (используется для введения иллюстрации, примеров)

Матери написал коротко. Это первая весточка из Минусинкого округа.

Подробное письмо отправит из Шу-шу-шу. Ведь уже скоро он доберется до места своего «окончательного успокоения», как рассчитывает полиция и как в шутку говорит он сам о себе.

Местоимения. Определение. Разряды.

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая содержит обобщающее указание на предметы и признаки, но не называет их.

Разряды местоимений:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они - во всех падежах (тебя, к нему, ее, с нами и т.д.)

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их - во всех падежах (моего, твоей и т.д.). Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету.

Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п.

Примеры:

Его куртка висела на вешалке. (Чья куртка?) – его. Это притяжательное местоимение.

Я хорошо понимаю его. (Понимаю кого?) – его. Это личное местоимение.

Указательные: это, те, этот, таков, тот, столько, сей, оный и т.д.

Возвратное: себя

Вопросительные: кто, что, какой, каков, сколько, чей, чем, кому, кого и т.д.

Относительные: (те же, что и вопросительные, используются в качестве средств связи в сложноподчиненных предложениях)

Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий и т.д.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- и частицей не, которая превращается в приставку или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

Местоимения как средства связи предложений в тексте.

Среди средств связи самостоятельных предложений наиболее широко распространены личные местоимения (он, она, оно, они ) и притяжательные местоимения (его, ее, их ) в именительном или косвенных падежах.

(1)У сороки есть прозвище - белобока. (2) И правда, по бокам перышки у неё совсем белые. (3) А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. (4) Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. (5) И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! (Г. Скребицкий)

Второе предложение соединено с первым при помощи местоимения в родительном падеже (у нее), а пятое связано с четвертым местоимением он в предложном падеже (на нем).

В качестве средств связи используются и другие местоимения. Одни из них связывают только конкретные предложения, другие могут относиться к большей части текста.

Указательное местоимение это может соотноситься с любым именем независимо от его рода и числа.

Попугаи действительно похожи на генералов... И впрямь - это был чванливый генералитет, траурное заседание военного совета, последняя выставка военных сюртуков, лампасов, эполетов, хохолков, доломанов, шпор, черных бородок буланже. Это был захваченный в плен штаб интервентов, зарвавшихся слишком далеко в чужую, враждебную, плохо изученную страну и обреченных на гибель. (В. П. Катаев)

Местоимение такой (такая, такое) имеет дополнительное оценочное значение.

Определительное местоимение все имеет такую же функцию, что и в простом предложении с однородными членами.

Великолепен чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит, могучую, свободную широту всего произведения.

Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, явился первым художником, раскрывшим под кажущимся однообразием степного пейзажа целый мир красок и звуков. Собственные детские впечатления от поездок по донецкой степи помогли ему передать чистоту и свежесть детского восприятия мира, соединенную с мудрым взглядом художника.

Все наполнено в «Степи» молодостью, захватывающей новизной всех восприятий и чувств.

Числительные. Общая информация.

В качестве средств связи могут быть использованы порядковые и собирательные числительные.

Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро).

Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете (пятый, десятый).

Числительные как средства связи.

В качестве средств связи собирательные числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.

Из собирательных числительных в качестве средств связи чаще других используются числительные оба и двое .

Накануне было вот что.

Запряг отец лошадь и, войдя в избу, сказал матери:

- Давай холсты, я поеду на станцию.

Сестра стирала рубахи, а мать возилась с шерстью.

- Не дам, - сказала она.

- Что ж, не жравши будешь? - спросил отец.-- Я куплю муки на них.

Мать молчала.

Отец пошел в амбар, сбил топором замок с ящика и начал выбирать холсты, полотенца и сарафаны, складывая все в мешок и бросая на телегу.

- Мамка! - закричала сестра, посмотрев в окно. - Гляди-ка, он сундук разбил!

Обе с плачем выскочили на улицу и подбежали к амбару. Отец уже добирал последки. Ни просьбы, ни мольбы не помогли.

Здесь числительное обе относится к существительным мать и сестра.

Собирательные числительные от двое до семеро часто употребляются в сочетании с определительным местоимением – все трое, все шестеро, все пятеро и т.д.

Наречия. Определение. Разряды.

Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признака и предмета, отвечает на вопросы где, как, куда, откуда, зачем, почему и т.д.

По функции наречия бывают:

    Знаменательные (называют признаки действий или других признаков)

    Местоименные (там, так, тогда)

По значению:

1) Определительные

    образа действия (как, каким образом?): так, по-летнему, по-товарищески, весело, громко, вдвоем;

    меры и степени (очень, чересчур, втрое): сколько, в какой степени, на сколько, очень, вдоволь, чуть-чуть, немного;

2) Обстоятельственные

    места (где, куда, откуда): вперед, издали, справа, вдалеке, здесь, куда-то;

    времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор): сегодня, ночью, давно, сейчас, послезавтра, всегда, тогда;

    причины: потому, сгоряча, поневоле;

    цели (зачем, с какой целью): назло, нарочно, затем, назло, наперекор, специально;

Наречия как средства связи предложений в тексте

В качестве средств связи обычно выступают наречия времени, места, а также местоименные наречия в личных значениях.

Пример: Слева виднелась гора. Тонкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Вводные слова и словосочетания. Группы вводных слов

    обособляются запятыми

    не являются членами предложения

    к ним нельзя задать вопрос

Группы вводных слов по значению:

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д)

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

3. Связь мыслей, последовательность изложения

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

4. Источник сообщения

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

5. Приемы и способы оформления мыслей

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание

Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.

7. Оценка меры того, о чем говорится

По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.

8. Степень обычности сообщаемого

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.

9. Выражение экспрессивности высказывания

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.