Был канун рождества сторож переселенческого барака сочинение егэ проблема

Сочинение Анализ рассказа Н.Телешова «Елка Митрича»

У каждого человека есть книги, которые он может перечитывать снова и снова. И выбор этих книг не зависит от количества страниц или необычного сюжета. Самое главное – в их содержании. В нем человек находит то, что его волнует и беспокоит, что радует и огорчает, что заставляет размышлять и думать. Такие книги являются для него помощниками и друзьями.

У меня тоже есть подобная книга. Это рассказ Николая Телешова «Елка Митрича». Главный герой – сторож переселенческого барака. С ранней весны до поздней осени через город, в котором жил Митрич, проходили переселенцы. И их бывало так много, что добрые люди выстроили для них домики, которые и стал сторожить главный герой. Среди переселенцев часто попадались дети, которых автор называет «Божьими детьми».

У них родители либо умерли, либо пропали, и им некуда было деваться. Поэтому они оставались под присмотром сторожа и его жены Аграфены. В эту зиму таких детей у Митрича набралось восемь. И добрый сторож решил устроить для детворы настоящий праздник с елкой и угощением. Люди, к которым обратился за помощью Митрич, тоже не остались в стороне. Церковный сторож дал свечных огарков для украшения елки, чиновник прислал деньги, на которые герой рассказа купил колбасу, хлеб и конфеты. И хотя елка была не такая нарядная, как хотел Митрич, но радости от нее было столько, что герой пустился в пляс вместе с детьми, которые визжали, шумели. Для них Рождество стало настоящим праздником. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Герой рассказа — очень добрый человек. Для чужих детей, ничьих, он пытается сделать что-то хорошее. Совершенно бескорыстно, не требуя ничего взамен. Радость детей становится его радостью. Все свои действия герой оценивает как «правильно» и «неправильно» и не задумывается о мнении других. Праздник он устраивает для себя и для «Божьих детей», которые мало видели от окружающих ласки, заботы и участия. Теперь же елку Митрича никто из них не забудет, потому что она для них останется самым ярким и радостным воспоминанием в жизни. А ведь когда человек вспоминает что-то хорошее, то он меняется и начинает лучше относиться к другим. И чем больше он отдает людям, тем богаче становится его душа, тем добрее становится окружающий его мир.

Дети в рассказе не случайно названы «Божьими людьми». Смысл этого выражения я поняла сразу, так как уже встречалась с ним в другом литературном произведении — притче Юлии Галко «Сиротка Маня», напечатанном в одном из номеров православного журнала для детей «Зернышки». В ней шла речь о девочке, у которой не было родителей, и это ее очень расстраивало. Однажды героине притчи приснился сон, в котором явилась к ней Божия Матерь и сказала: «Мария, не бойся, у кого нет на земле родителей, у того — небесные». На следующий день Маня отправилась искать своих небесных родителей и зашла в церковь, где священник показал ей иконы и сказал, что это Матерь Божия и Господь. Получается, что и у «Божьих детей» тоже есть свои защитники. Но, к сожалению, без помощи окружающих они могут не справиться. Поэтому взрослые должны оберегать детей, не только своих, но и чужих, ничейных, которые не виноваты в том, что потеряли своих родителей.

Рассказ «Елка Митрича» небольшой по объему, но в нем есть много полезного для читателей: и для детей, и для взрослых. Каждый ребенок должен ценить своих родителей, их заботу и внимание, прислушиваться к их советам и радоваться полученным от них подаркам. А взрослые обязаны помогать детям, поддерживать их, когда им трудно, стараться делать их жизнь счастливой и радостной. Ведь люди тоже могут творить «чудеса» и делать мир добрее и лучше.

Полезный материал по теме:

  1. Анализ рассказа М. Зощенко «Беда»
  2. Анализ рассказа В.Набокова «Письмо в Россию»
  3. «Темные аллеи», И. Бунин, анализ рассказа.
  4. Анализ святочного рассказа Л.Андреева «Ангелочек»
  5. Анализ рассказа Ф. Абрамова «О чём плачут лошади»

Образец сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

Сочинение-рассуждение по сказке Ф.Кривина «Волк на елке»

Проблема роли красоты в жизни человека

Вариант 1

К1. Абзац №1. Формулировка проблемы

Я прочитала сказку Ф.Кривина «Волк на елке». Автор задается вопросом: какую роль играет красота в жизни человека? Ф.Кривин убеждает нас в том, что красота мира, природы может сблизить и врагов, может изменить духовный мир людей. (35 слов)

К2. Абзац №2. Комментарий к проблеме.

Эту проблему писатель раскрывает на примере сказки с героями-животными. Он, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и животными, но аналогия эта в данном произведении необычна. Волк всегда в сказках злой, всегда ловит зайца, а трусливый заяц от него убегает. Но именно в этой сказке всегда непримиримые враги вдруг оказываются «рядышком», внутри них «что-то переворачивается». И заяц, и волк видят «чудо»-елку, которая «вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом», ее как будто «убрали к празднику». Эти сказочные герои восхищаются одним и тем же, становятся восприимчивыми к красоте. (88 слов)

К3. Абзац №3. Авторская позиция+ согласие или несогласие с автором

Перед нами сказка-аллегория и, конечно, под животными «спрятаны» люди. Авторская позиция в тексте выражена через мысли Зайца и Волка. Заяц считает, что «есть на свете кое-что посильнее волков», а волк думает, что «не в зайцах счастье». Так Ф.Кривин подводит нас к выводу о том, что не в деньгах счастье (а именно такая пословица вспоминается сразу нам, читателям), а в красоте. Не достаток и деньги составляют истинную красоту. Красота мира, красота природы, наконец, духовная красота человека может воздействовать на него так, что он забывает обо всем на свете. Не могу не согласиться с мнением автора: Не хлебом единым жив человек (101 слово)

К4. Абзац №4. Аргумент №1. Аргумент №2

Этому можно найти множество примеров из русской литературы. А.С.Пушкин, И.Тургенев, Н.Некрасов, С.Есенин, А.Фет, Ф.Тютчев -вот лишь список немногих поэтов, для которых природа всегда была живым, разумным существом и помогала погрузиться человеку в мир красоты. «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться»,-утверждал А.Фет. Он видел в природе источник таинственной жизни, которая может быть доступна человеку только в моменты высшего душевного подъема. В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» три поэтических предмета- природа, любовь и песня тесно сплетены и образуют фетовскую Вселенную Красоты. Там, где красота- природа, там и любовь-красота. Все вместе делает человека нравственно красивым. И у Ф.Тютчева в природе «есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык». Красота для него — в вечном движении, внутренней музыке мира. Многие его стихотворения показывают нам, как прекрасна природа, и человек невольно останавливается перед этой красотой и испытывает самые лучшие человеческие чувства: восхищения, очарования, любви, гордости…(153сл.)

Абзац №5. Заключение.

Итак, автор показал нам, что только истинная красота, красота мира и природы, способна на то, что человек может изменить свои взгляды на жизнь, само отношение к жизни. Красота может спасти от одиночества. Как тут не вспомнить слова Л.Н.Толстого, что «красота спасет мир»! (42 слова)

419 слов

Вариант 2

Вступление

Я прочитала сказку Ф.Кривина «Волк на елке». Автор задается вопросом: какую роль играет красота в жизни человека? Ф.Кривин убеждает нас в том, что красота мира, природы может сблизить и врагов, может изменить духовный мир людей. Эту проблему писатель раскрывает на примере сказки с героями-животными. Он, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и животными, но аналогия эта в данном произведении необычна. Волк всегда в сказках злой, всегда ловит зайца, а трусливый заяц от него убегает. Но именно в этой сказке всегда непримиримые враги вдруг оказываются «рядышком», внутри них «что-то переворачивается». И заяц, и волк видят «чудо»-елку, которая «вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом», ее как будто «убрали к празднику». Эти сказочные герои восхищаются одним и тем же, волк становится восприимчивым к красоте. (123 слова)

Основная часть

Авторская позиция в тексте выражена через мысли Зайца и Волка. Заяц считает, что «есть на свете кое-что посильнее волков», а волк думает, что «не в зайцах счастье». Так Ф.Кривин подводит нас к выводу о том, что не в деньгах счастье (а именно такая пословица вспоминается сразу нам, читателям), а в красоте. Не достаток и деньги составляют истинную красоту. Красота мира, красота природы, наконец, духовная красота человека может воздействовать на него так, что он забывает обо всем на свете. Не могу не согласиться с мнением автора: Не хлебом единым жив человек Этому можно найти множество примеров из русской литературы. А.С.Пушкин, И.Тургенев, Н.Некрасов, С.Есенин, А.Фет, Ф.Тютчев -вот лишь список немногих поэтов, для которых природа всегда была живым, разумным существом и помогала погрузиться человеку в мир красоты. «Нельзя пред вечной красотой не петь, не славить, не молиться»,-утверждал А.Фет. Он видел в природе источник таинственной жизни, которая может быть доступна человеку только в моменты высшего душевного подъема. В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» три поэтических предмета- природа, любовь и песня тесно сплетены и образуют фетовскую Вселенную Красоты. Там, где красота- природа, там и любовь-красота. Все вместе делает человека нравственно красивым. И у Ф.Тютчева в природе «есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык». Красота для него — в вечном движении, внутренней музыке мира. Многие его стихотворения показывают нам, как прекрасна природа, и человек невольно останавливается перед этой красотой и испытывает самые лучшие человеческие чувства: восхищения, очарования, любви, гордости…(153.)

Заключение

Итак, автор показал нам, что только истинная красота, красота мира и природы, способна на то, что человек может изменить свои взгляды на жизнь, само отношение к жизни. Красота может спасти от одиночества. Как тут не вспомнить слова Л.Н.Толстого, что «красота спасет мир»! (42 слова)

404 слова

б) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

Как понять, что данная проблема основная?

Алгоритм действий.

Этот вопрос (проблема) больше всего волнует автора.

Этому вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста.

Только основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления автора.

Решения этого вопроса (этой проблеме) ищет автор, вызывая читателя на разговор.

Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже.

С какими словами сочетается слово «проблема»?

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы.

Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Философские проблемы

затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления

Социальные проблемы

касаются устройства жизни общества.

Политические проблемы

связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы

отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы

связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Экологическая,насущная , острая, важная, назревшая, серьёзная, сложная, трудная, глубокая , основная , главная.

Какие проблемы Вы видите в исходном тексте?

Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Формулировка проблемы текста с использованием типовых конструкций невопросительного характера, включающих слова «проблема (чего?)», «вопрос (о чём?)».

Какую роль играет праздник в жизни человека?

Проблема роли праздника в жизни человека.

Что такое милосердие? В чём оно проявляется? Влияют ли финансовые возможности человека на способность быть милосердным?

Проблема милосердия.

Какова роль доброго поступка в нашей жизни?

Проблема доброго поступка, роли дорого поступка в жизни человека.

IV . Составьте комментарий к сформулированной проблеме текста.

Комментарий - оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Структура комментария

Первый пример Связь между Второй пример

примерами

Пояснения к примеру Пояснения к примеру

ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ

ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

Он несет надеж­ду на счастье, на избав­ление от напастей и бед. В христианском мире этот день знаменует рождение Христа Спасите­ля, который принес людям исцеление от болез­ней, прощение грехов, исполнение самых завет­ных желаний

Прямое цитирование

Далее автор особо подчёркивает , что всё предпраздничное время старик находился в особом расположении духа: « Душа его переполнилась такою радостью, что он не помнил, бывал ли ещё когда-нибудь в его жизни этакий праздник ». А ёлка, которую Семён Дмитриевич устроил для детей, у которых не было родителей, удалась на славу, а ребята, такие «угрюмые и задумчивые», на какое-то время отвлеклись от своих обид и бед , и старик радовался празднику, как ребёнок.

Косвенное цитирование.

Продолжая выстраивать систему аргументов, Н.Д.Телешов отмечает , что, когда зажгли ёлку, глаза детей « оживились, личики зарумянились», а Митрич хлопал в ладоши и ликовал, глядя на светящиеся огоньки на ёлке и веселящихся ребятишек.

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте.

Н.Д.Телешов считает, главным атрибутом праздника Рождества Христова является наряженная елка, вокруг которой дети обязательно водят хороводы. Все поздравляют друг друга, кто-то шутит, кто-то поёт, дети задорно смеются.

ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ

-В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого, что)…

Герой говорит: « Цитата» .

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

- Автор не случайно обращает наше внимание на…

Поступок героя показывает, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ

ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?

Для сравнения обратимся к другому примеру.

Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера позволяют сделать вывод:

ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей работы, и в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2 оценивания сочинения.

!!!Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

V .Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.

Что значит сформулировать позицию автора?

Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Проблема

(вопрос)

(ответ)

Позиция автора проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

    позиция автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам ).

    позитивное (положительное);

    негативное (отрицательное);

    нейтральное;

    двойственное;

Учитывается также, каково настроение автора.

Это может быть:

    ирония;

    сарказм;

    грустная, печальная тональность;

    радостная тональность;

    оптимистичный настрой;

    пессимистический настрой.

главное, самое важное, надо, нужно.

Оценочная лексика

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная лексика; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка.

Средства выразительности

Вводные слова

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора.

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.

Авторская позиция по основной проблеме текста – это основная мысль текста, она совпадает с идеей текста. Идея того или другого текста, как известно, обусловлена мировоззрением пишущего, его представлением об идеале. Постигая смысл того или иного текста, мы пытаемся приоткрыть духовный мир писателя, знакомимся с его взглядами на окружающий мир, ценностными приоритетами.

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. Чтобы определить позицию автора художественного текста, необходимо ответить на следующие вопросы:

    положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

    как относятся к герою окружающие его персонажи?

    как сказываются поступки героев на других персонажах произведения?

Ещё одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

    Праздник очень важен для людей. Причём это касается и детей, и взрослых. Дети могут искренне радоваться, веселиться, это помогает им забыть обо всех невзгодах и почувствовать себя счастливыми. А взрослые, благодаря празднику, забывают о возрасте, о проблемах, погружаются в детство, счастливое и беззаботное.

    Милосердие – это способность заботиться о других. Организация праздника – это тоже акт милосердия, поскольку это попытка подарить детям кусочек счастья. Человек даже в одиночку может сделать по-настоящему доброе дело, проявить милосердие, потому что это чувство идёт изнутри, оно не требует больших финансовых затрат, человеком движет только желание помочь, порадовать, осчастливить.

    Когда человек делает добро, приносит счастье другим, это и его самого делает счастливым.

Позиция Н.Д.Телешова состоит в утверждении мысли, что…

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

    Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

    Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Имейте в виду! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К3 оценивания сочинения.

VI .Выражаем своё мнение по сформулированной проблеме и

обоснование отношения к позиции автора.

Собственная позиция - мнение ученика по проблеме исходного текста. Обоснование - это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом)

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и поддерживающие его суждения.

Два способа

    Подтвердить тезис (привести аргументы "за")

    Опровергнуть тезис (контраргументация (аргументы "против»): доказать тезис, опровергая противоположный).

АРГУМЕНТАЦИЯ

Аргументы к пафосу

Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определённые чувства, эмоции и сформировать определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идёт о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Аргументы к обещанию

предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.

Аргументы к угрозе

указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).

Примеры обоснования

    факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);

    иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;

    опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);

    обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);

    обращение к логике (индукция, дедукция).

Виды обоснования

    Доказательство

    Опровержение

    Подтверждение

    Объяснение

    Интерпретация

    Определение

    Оправдание

Примеры обоснования

аргументы "за"

аргументы "за" и "против"

аргументы "за"

Можете использовать данные ниже обороты речи:

    Мне близка и понятна точка зрения писателя . Я, так же, как и он, считаю, что…

    Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Невозможно прожить жизнь, не совершив ни одной ошибки…

    Позволю себе высказать свою точку зрения на эту проблему.

    Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской.

    Я согласен (согласна) с позицией автора и тоже считаю, что…

Можно ли приводить литературный аргумент?

«Можно, если он встраивается в ваше рассуждение, если он действительно подходит, если он действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы доказываете»,- считает А.Г.Нарушевич.

«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, экзаменуемый получит 0 баллов за собственную позицию\. получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому будьте очень осторожны с приведённой аргументацией»,- утверждает И.П.Цыбулько.

Имейте в виду! Хорошая речь – важная составляющая имиджа делового человека.

!!! Если Вы справитесь с поставленной задачей, Вы удовлетворите критерию К 4 оценивания сочинения.

VII .Сделайте вывод (напишите заключение к сочинению).

Вывод к приведённым Вами аргументам часто становится в вашей работе и вашим заключением к сочинению. Только обязательно выделите Ваши суждения в отдельный абзац!

Используйте следующие конструкции:

Иными словами,…

В заключение отмечу, что…

Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть, что..

Таким образом, …

В заключение хочется отметить(подчеркнуть, сказать), что …

Итак,…

VIII . Отредактируйте черновик.

IX . Перепишите текст сочинения набело.

X . Ещё раз перечитайте текст сочинения и аккуратно внесите последние правки.

Имейте в виду! Очень важно при этом правильно распределить время, чтобы вы обязательно успели отредактировать и проверить сочинение.

Этот текст удивительным образом высвечивает пробелы в наших представлениях о России, ее истории и истории литературы. Советский период, а затем период «перестройки», каждый по-своему, переворачивали устоявшиеся пласты религиозных, культурных и бытовых традиций, привычек, писаных и неписаных законов жизни народа России, и сейчас нам приходится восстанавливать культурно-бытовой контекст литературных сюжетов, заново открывать Россию, как Америку… Рождественский рассказ Н.Д. Телешова наполнен для нас такими открытиями и этим прекрасен и ценен.Что же делать выпускникам, готовясь к сочинению по этому (или подобному) тексту? Надеюсь, моя публикация будет полезной как некая технологическая инструкция для анализа любого текста.

Шаг 1. Прочесть внимательно комментарий, помещенный за текстом и извлечь из него максимум информации.

*Николай Дмитриевич Телешо́в (1867–1957) русский советский писатель , поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда» (1899– 1916). Рассказ «Ёлка Митрича» (1897) входит в цикл «Переселенцы», посвящённый большому переселению за Урал, в Сибирь, где крестьянам давали наделы земли.

  1. Характеристика «советский писатель» справедлива по датам и биографиям, но по сути граничит с фактической ошибкой: рассказ написан в 1897 году и принадлежит к особому жанру рождественских (святочных) рассказов и традиции совсем не советского формата. В советское время жанр продолжал развиваться либо в творчестве «внутренних эмигрантов», напр., Пастернака, Бродского, либо под эгидой новогодних «чудес». Пометим тему рождества красным.
  2. Тема переселенчества как исторического фона данного сюжета заявлена в тексте: (2). Пока педагоги создают необходимый фонд фоновых знаний, ученикам приходится пользоваться минимальными исходными данными.

Н.Д. Телешов пишет о переселении крестьян в Сибирь , которое происходило в XIX веке с разной интенсивностью, но после реформы 1861 г. (падение крепостного права) поощрялось правительством и стало более или менее организованным. В тексте ситуация описана в (20)-(26), потом упоминается переселенческий чиновник (28). Надо понять, что процесс переселения был не исключительным бедствием, а постоянным, многолетним, обычным, добровольным движением. В период войн он стихийно приостанавливался, поэтому мотив лихих времен, бедствий и т.п. надо исключить.

Шаг 2. Анализируем сильные позиции текста, в данном случае заглавие, зачин и концовку. Они должны задавать основы тематической сетки (нейросети) текста. Анализ дает однозначный результат: заглавие и зачин недвусмысленно выдвигают на первый план тему рождественских праздников, а концовка подчеркивает правильность чего-то, соответствие каким-то правилам. Выясняем, каковы были писаные и неписаные правила празднования Рождества во всех христианских странах и в дореволюционной России.

Правила

  1. Это праздник радости по поводу рождения младенца Христа, поэтому непременно надо устраивать веселые, радостные праздники с елкой именно для детей . См. сказку Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король » (1816 год), а также балет на основе переложения сказки, сделанного в 1844 году Александром Дюма-отцом. Напомним также, что «Евангелие» — буквально — «благая, радостная весть, благовест».
    1. Важным компонентом события было поклонение волхвов , принесших младенцу Иисусу дары. Поэтому неотъемлемый атрибут Рождества — подарки. И тут суть для нас не столько в символике этих подарков, сколько в традициях дарения. Можно вспомнить «Ночь перед Рождеством» Гоголя, где весь сюжет строится вокруг черевичек-туфелек (как архетипично, не правда ли?). Эти туфельки, одни и те же, сыграли роль чудесного подарка кузнеца-художника Вакулы своей прекрасной Оксане, а также подарка-пожертвования матушки-царицы своему простолюдину-подданному по его нижайшей и наивнейшей просьбе. У человека англоязычной культуры естественна ассоциация с рассказом О.Генри «Дары волхвов», который знаком и русским читателям.
  2. Дети получали подарки, висевшие на елке: пряники, игрушки. Вспомним главу «Елка» из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».
  3. Но еще в допетровские времена, т.е. до елок и публичных праздников царь Алексей Михайлович Тишайший, глубоко верующий человек, рано утром в рождественский сочельник делал «тайный выход» в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню тюремным сидельцам, чтобы у всех был праздник!
    Ради спасения собственной души одаривали деньгами или угощением неимущих, больных, заключенных (так, заключенным долговой тюрьмы подавали деньги на выкуп), а также находящихся на службе — на карауле, на каком-либо дежурстве…Традиция благотворительности была очень сильна: бабушка автора этих строк в 70-е годы ХХ века пекла пирожки и относила их в больницу, а также солдатам-срочникам, стоявшим на карауле в воинской части.
  4. В конце XIX в. существовала достаточно строгая рождественская традиция чинопочитания: нижестоящий чиновник, служащий должен был прийти с визитом к начальнику и расписаться в специальной книге поздравлений, оставить визитную карточку (с поздравлениями или без) или поздравить лично (в зависимости от чина). В ответ вышестоящий начальник должен был для ближайших накрыть стол, а низших одарить рюмкой водки или денежкой.

Шаг 3. Читаем текст, отмечая смысловые повторы, несущие тот или иной мотив.