Был канун рождества сочинение егэ телешов

Был канун рождества сочинение егэ телешов

Сочинение 2

Основной темой произведения является рассуждение писателя на вечную тему жизни и смерти, используя в рассказе образ главного героя – Слепцова, познавшего сильное человеческое переживание в связи с потерей единственного сына, бывшего для него в качестве самого близкого человека, его надеждой и утешением. 

Структура произведения состоит из четырех частей, выражающих определенный этап в состоянии героя, который приближает Слепцова к падению в бездну, и демонстрирующих нарастающий драматизм рассказа. За все время повествование описывается полный день из жизни героя, за который он успевает обдумать вопросы смерти и принять решение о дальнейшей жизни.

Линия смерти представлена в рассказе образом умершего сына Слепцова, воспоминания о котором преследуют героя на протяжении всего произведения, в качестве же линии жизни изображена картина возрождения огромной ночной бабочки, индийского шелкопряда среди множества мертвых насекомых накануне рождественского праздника.

Сюжетную линию рассказа иллюстрируют изображения художественных деталей в виде низкого плюшевого стула, сочувствующего герою, треснувшей восковой капельки, передающей душевный надлом горюющего отца, церковного креста, символизирующего сияние новой жизни и, конечно, образов бабочек, ассоциирующихся со стремительным полетом, красотой и краткостью человеческой судьбы.

Кроме описаний природных явлений, писатель использует временные и пространственные художественные детали, выражающиеся в воспоминаниях героя, перемещении его мыслей о жизни сына в городе, его посещении деревенской усадьбы, вида нежилого флигеля, символизирующего временной разрыв между прошлым счастьем и тоскливым настоящим. Слепцов тонко ощущает запахи, звуки, цвета, которые наполняют окружающее его пространство, осознавая в природе оправдание людской жизни и божественное утешение.

В роли основного символа произведения выступает рождественский христианский праздник, напоминающий герою об обреченном на вечные страдания Иисусе Христе, с неизменным атрибутом в виде зеленой ели, означающей вечную молодость. В душе героя поселяется сознание бесцельности и бесплодности жизненных испытаний, но чудесное превращение из кокона бабочки, заставляет Слепцова изменить свой внутренний душевный настрой в сторону наличия в земной жизни истинных чудес в виде продолжения его ребенка в образе великолепного насекомого, рожденного в преддверие божественного праздника.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Рождество

Анализ рассказа Рождество

б) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

Как понять, что данная проблема основная?

Алгоритм действий.

Этот вопрос (проблема) больше всего волнует автора.

Этому вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста.

Только основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления автора.

Решения этого вопроса (этой проблеме) ищет автор, вызывая читателя на разговор.

Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже.

С какими словами сочетается слово «проблема»?

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность... какой-либо проблемы.

Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Философские проблемы

затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления

Социальные проблемы

касаются устройства жизни общества.

Политические проблемы

связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы

отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы

связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Экологическая,насущная , острая, важная, назревшая, серьёзная, сложная, трудная, глубокая , основная , главная.

Какие проблемы Вы видите в исходном тексте?

Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Формулировка проблемы текста с использованием типовых конструкций невопросительного характера, включающих слова «проблема (чего?)», «вопрос (о чём?)».

Какую роль играет праздник в жизни человека?

Проблема роли праздника в жизни человека.

Что такое милосердие? В чём оно проявляется? Влияют ли финансовые возможности человека на способность быть милосердным?

Проблема милосердия.

Какова роль доброго поступка в нашей жизни?

Проблема доброго поступка, роли дорого поступка в жизни человека.

IV . Составьте комментарий к сформулированной проблеме текста.

Комментарий - оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Структура комментария

Первый пример Связь между Второй пример

примерами

Пояснения к примеру Пояснения к примеру

ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ

ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

Он несет надеж­ду на счастье, на избав­ление от напастей и бед. В христианском мире этот день знаменует рождение Христа Спасите­ля, который принес людям исцеление от болез­ней, прощение грехов, исполнение самых завет­ных желаний

Прямое цитирование

Далее автор особо подчёркивает , что всё предпраздничное время старик находился в особом расположении духа: « Душа его переполнилась такою радостью, что он не помнил, бывал ли ещё когда-нибудь в его жизни этакий праздник ». А ёлка, которую Семён Дмитриевич устроил для детей, у которых не было родителей, удалась на славу, а ребята, такие «угрюмые и задумчивые», на какое-то время отвлеклись от своих обид и бед , и старик радовался празднику, как ребёнок.

Косвенное цитирование.

Продолжая выстраивать систему аргументов, Н.Д.Телешов отмечает , что, когда зажгли ёлку, глаза детей « оживились, личики зарумянились», а Митрич хлопал в ладоши и ликовал, глядя на светящиеся огоньки на ёлке и веселящихся ребятишек.

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте.

Н.Д.Телешов считает, главным атрибутом праздника Рождества Христова является наряженная елка, вокруг которой дети обязательно водят хороводы. Все поздравляют друг друга, кто-то шутит, кто-то поёт, дети задорно смеются.

ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ

-В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого, что)…

Герой говорит: « Цитата» .

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

- Автор не случайно обращает наше внимание на…

Поступок героя показывает, что…

Слова (мысли) героя позволяют понять…

Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ

ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?

Для сравнения обратимся к другому примеру.

Указание на связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера позволяют сделать вывод:

ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей работы, и в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2 оценивания сочинения.

!!!Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

V .Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.

Что значит сформулировать позицию автора?

Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Проблема

(вопрос)

(ответ)

Позиция автора проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

    позиция автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам ).

    позитивное (положительное);

    негативное (отрицательное);

    нейтральное;

    двойственное;

Учитывается также, каково настроение автора.

Это может быть:

    ирония;

    сарказм;

    грустная, печальная тональность;

    радостная тональность;

    оптимистичный настрой;

    пессимистический настрой.

главное, самое важное, надо, нужно.

Оценочная лексика

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная лексика; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка.

Средства выразительности

Вводные слова

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора.

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.

Авторская позиция по основной проблеме текста – это основная мысль текста, она совпадает с идеей текста. Идея того или другого текста, как известно, обусловлена мировоззрением пишущего, его представлением об идеале. Постигая смысл того или иного текста, мы пытаемся приоткрыть духовный мир писателя, знакомимся с его взглядами на окружающий мир, ценностными приоритетами.

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. Чтобы определить позицию автора художественного текста, необходимо ответить на следующие вопросы:

    положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

    как относятся к герою окружающие его персонажи?

    как сказываются поступки героев на других персонажах произведения?

Ещё одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

    Праздник очень важен для людей. Причём это касается и детей, и взрослых. Дети могут искренне радоваться, веселиться, это помогает им забыть обо всех невзгодах и почувствовать себя счастливыми. А взрослые, благодаря празднику, забывают о возрасте, о проблемах, погружаются в детство, счастливое и беззаботное.

    Милосердие – это способность заботиться о других. Организация праздника – это тоже акт милосердия, поскольку это попытка подарить детям кусочек счастья. Человек даже в одиночку может сделать по-настоящему доброе дело, проявить милосердие, потому что это чувство идёт изнутри, оно не требует больших финансовых затрат, человеком движет только желание помочь, порадовать, осчастливить.

    Когда человек делает добро, приносит счастье другим, это и его самого делает счастливым.

Позиция Н.Д.Телешова состоит в утверждении мысли, что…

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

    Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

    Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Имейте в виду! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К3 оценивания сочинения.

VI .Выражаем своё мнение по сформулированной проблеме и

обоснование отношения к позиции автора.

Собственная позиция - мнение ученика по проблеме исходного текста. Обоснование - это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом)

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и поддерживающие его суждения.

Два способа

    Подтвердить тезис (привести аргументы "за")

    Опровергнуть тезис (контраргументация (аргументы "против»): доказать тезис, опровергая противоположный).

АРГУМЕНТАЦИЯ

Аргументы к пафосу

Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определённые чувства, эмоции и сформировать определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идёт о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Аргументы к обещанию

предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.

Аргументы к угрозе

указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).

Примеры обоснования

    факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);

    иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;

    опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);

    обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);

    обращение к логике (индукция, дедукция).

Виды обоснования

    Доказательство

    Опровержение

    Подтверждение

    Объяснение

    Интерпретация

    Определение

    Оправдание

Примеры обоснования

аргументы "за"

аргументы "за" и "против"

аргументы "за"

Можете использовать данные ниже обороты речи:

    Мне близка и понятна точка зрения писателя . Я, так же, как и он, считаю, что…

    Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Невозможно прожить жизнь, не совершив ни одной ошибки…

    Позволю себе высказать свою точку зрения на эту проблему.

    Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской.

    Я согласен (согласна) с позицией автора и тоже считаю, что…

Можно ли приводить литературный аргумент?

«Можно, если он встраивается в ваше рассуждение, если он действительно подходит, если он действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы доказываете»,- считает А.Г.Нарушевич.

«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, экзаменуемый получит 0 баллов за собственную позицию\. получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому будьте очень осторожны с приведённой аргументацией»,- утверждает И.П.Цыбулько.

Имейте в виду! Хорошая речь – важная составляющая имиджа делового человека.

!!! Если Вы справитесь с поставленной задачей, Вы удовлетворите критерию К 4 оценивания сочинения.

VII .Сделайте вывод (напишите заключение к сочинению).

Вывод к приведённым Вами аргументам часто становится в вашей работе и вашим заключением к сочинению. Только обязательно выделите Ваши суждения в отдельный абзац!

Используйте следующие конструкции:

Иными словами,…

В заключение отмечу, что…

Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть, что..

Таким образом, …

В заключение хочется отметить(подчеркнуть, сказать), что …

Итак,…

VIII . Отредактируйте черновик.

IX . Перепишите текст сочинения набело.

X . Ещё раз перечитайте текст сочинения и аккуратно внесите последние правки.

Имейте в виду! Очень важно при этом правильно распределить время, чтобы вы обязательно успели отредактировать и проверить сочинение.

Этот текст удивительным образом высвечивает пробелы в наших представлениях о России, ее истории и истории литературы. Советский период, а затем период «перестройки», каждый по-своему, переворачивали устоявшиеся пласты религиозных, культурных и бытовых традиций, привычек, писаных и неписаных законов жизни народа России, и сейчас нам приходится восстанавливать культурно-бытовой контекст литературных сюжетов, заново открывать Россию, как Америку… Рождественский рассказ Н.Д. Телешова наполнен для нас такими открытиями и этим прекрасен и ценен.Что же делать выпускникам, готовясь к сочинению по этому (или подобному) тексту? Надеюсь, моя публикация будет полезной как некая технологическая инструкция для анализа любого текста.

Шаг 1. Прочесть внимательно комментарий, помещенный за текстом и извлечь из него максимум информации.

*Николай Дмитриевич Телешо́в (1867–1957) русский советский писатель , поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда» (1899– 1916). Рассказ «Ёлка Митрича» (1897) входит в цикл «Переселенцы», посвящённый большому переселению за Урал, в Сибирь, где крестьянам давали наделы земли.

  1. Характеристика «советский писатель» справедлива по датам и биографиям, но по сути граничит с фактической ошибкой: рассказ написан в 1897 году и принадлежит к особому жанру рождественских (святочных) рассказов и традиции совсем не советского формата. В советское время жанр продолжал развиваться либо в творчестве «внутренних эмигрантов», напр., Пастернака, Бродского, либо под эгидой новогодних «чудес». Пометим тему рождества красным.
  2. Тема переселенчества как исторического фона данного сюжета заявлена в тексте: (2). Пока педагоги создают необходимый фонд фоновых знаний, ученикам приходится пользоваться минимальными исходными данными.

Н.Д. Телешов пишет о переселении крестьян в Сибирь , которое происходило в XIX веке с разной интенсивностью, но после реформы 1861 г. (падение крепостного права) поощрялось правительством и стало более или менее организованным. В тексте ситуация описана в (20)-(26), потом упоминается переселенческий чиновник (28). Надо понять, что процесс переселения был не исключительным бедствием, а постоянным, многолетним, обычным, добровольным движением. В период войн он стихийно приостанавливался, поэтому мотив лихих времен, бедствий и т.п. надо исключить.

Шаг 2. Анализируем сильные позиции текста, в данном случае заглавие, зачин и концовку. Они должны задавать основы тематической сетки (нейросети) текста. Анализ дает однозначный результат: заглавие и зачин недвусмысленно выдвигают на первый план тему рождественских праздников, а концовка подчеркивает правильность чего-то, соответствие каким-то правилам. Выясняем, каковы были писаные и неписаные правила празднования Рождества во всех христианских странах и в дореволюционной России.

Правила

  1. Это праздник радости по поводу рождения младенца Христа, поэтому непременно надо устраивать веселые, радостные праздники с елкой именно для детей . См. сказку Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король » (1816 год), а также балет на основе переложения сказки, сделанного в 1844 году Александром Дюма-отцом. Напомним также, что «Евангелие» — буквально — «благая, радостная весть, благовест».
    1. Важным компонентом события было поклонение волхвов , принесших младенцу Иисусу дары. Поэтому неотъемлемый атрибут Рождества — подарки. И тут суть для нас не столько в символике этих подарков, сколько в традициях дарения. Можно вспомнить «Ночь перед Рождеством» Гоголя, где весь сюжет строится вокруг черевичек-туфелек (как архетипично, не правда ли?). Эти туфельки, одни и те же, сыграли роль чудесного подарка кузнеца-художника Вакулы своей прекрасной Оксане, а также подарка-пожертвования матушки-царицы своему простолюдину-подданному по его нижайшей и наивнейшей просьбе. У человека англоязычной культуры естественна ассоциация с рассказом О.Генри «Дары волхвов», который знаком и русским читателям.
  2. Дети получали подарки, висевшие на елке: пряники, игрушки. Вспомним главу «Елка» из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».
  3. Но еще в допетровские времена, т.е. до елок и публичных праздников царь Алексей Михайлович Тишайший, глубоко верующий человек, рано утром в рождественский сочельник делал «тайный выход» в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню тюремным сидельцам, чтобы у всех был праздник!
    Ради спасения собственной души одаривали деньгами или угощением неимущих, больных, заключенных (так, заключенным долговой тюрьмы подавали деньги на выкуп), а также находящихся на службе — на карауле, на каком-либо дежурстве…Традиция благотворительности была очень сильна: бабушка автора этих строк в 70-е годы ХХ века пекла пирожки и относила их в больницу, а также солдатам-срочникам, стоявшим на карауле в воинской части.
  4. В конце XIX в. существовала достаточно строгая рождественская традиция чинопочитания: нижестоящий чиновник, служащий должен был прийти с визитом к начальнику и расписаться в специальной книге поздравлений, оставить визитную карточку (с поздравлениями или без) или поздравить лично (в зависимости от чина). В ответ вышестоящий начальник должен был для ближайших накрыть стол, а низших одарить рюмкой водки или денежкой.

Шаг 3. Читаем текст, отмечая смысловые повторы, несущие тот или иной мотив.

Тезисы

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения