Быков сотников аргументы к сочинению егэ

Быков сотников аргументы к сочинению егэ

Содержание

Проблема нравственной оценки факта войны. (М. Зусак “Книжный вор”)

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель – девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

↑ Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны? (Л.Н. Толстой “Война и мир”, Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Человеку, столкнувшемуся с ужасами войны трудно понять, зачем она нужна. Так, один из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов не участвует в сражениях, однако пытается всеми силами помочь своему народу. Он не осознает истинного ужаса войны, пока не становится свидетелем Бородинской битвы. Видя бойню, граф ужасается ее бесчеловечности. Он попадает в плен, испытывает физические и душевные мучения, пытается постичь природу войны, но не может. Пьер не в состоянии самостоятельно справиться с душевным кризисом, и только его встреча с Платоном Каратаевым помогает ему понять, что счастье заключается не в победе или поражении, а в простых человеческих радостях. Счастье находится внутри каждого человека, в его поиске ответов на вечные вопросы, осознание себя как части человеческого мира. А война, с его точки зрения, негуманна и противоестественна.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ
Главный герой повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» Алексей Третьяков мучительно размышляет о причинах, значении войны для народа, человека, жизни. Он не находит весомых объяснений необходимости войны. Её бессмысленность, обесценивание человеческой жизни ради достижения какой бы то ни было важной цели ужасает героя, вызывает недоумение: «… Одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда?нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было предотвратить это? И миллионы остались бы живы…».

↑ Как дети переживали военные события? В чем заключалось их участие в борьбе с врагом? (Л. Кассиль и М. Поляновский “Улица младшего сына”)

Не только взрослые, но и дети вставали на защиту своей Родины во время войны. Они хотели помочь своей стране, своему городу и своей семье в борьбе с врагом. В центре повести Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына» – обычный мальчик Володя Дубинин из Керчи. Произведение начинается с того, что рассказчики видят улицу, названную в честь ребенка. Заинтересовавшись этим, они идут в музей, чтобы узнать, кто такой Володя. Рассказчики беседуют с мамой мальчика, находят его школу и товарищей и узнают, что Володя – обычный мальчик со своими мечтами и планами, в жизнь которого ворвалась война. Его отец, капитан военного корабля, научил сына быть стойким и храбрым. Мальчик отважно вступил в отряд партизан, добывал новости из тыла врага и первым узнал об отступлении немцев. К сожалению, мальчик погиб во время разминирования подходов к каменоломне. Однако город не забыл своего маленького героя, который, несмотря на юные годы, совершал ежедневный подвиг наравне со взрослыми и пожертвовал своей жизнью ради спасения других. 

↑ Как относились взрослые к участию детей в военных событиях? (В. Катаев “Сын полка”)

 Война – страшна и бесчеловечна, это не место для детей. На войне люди теряют близких, ожесточаются. Взрослые всеми силами пытаются оградить детей от ужасов войны, но, к сожалению, им не всегда это удается. Главный герой повести Валентина Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев теряет на войне всю свою семью, скитается по лесу, пытаясь пробраться сквозь линию фронта к «своим». Там ребенка находят разведчики и приводят его в лагерь к командиру. Мальчик счастлив, он выжил, пробился сквозь линию фронта, его вкусно накормили и уложили спать. Однако капитан Енакиев понимает, что ребенку не место в армии, он с грустью вспоминает своего сына и решает отправить Ваню детский приемник. По дороге Ваня сбегает, пытаясь вернуться в батарею. После неудачной попытки ему удается это сделать, и капитан вынужден смириться: он видит, как мальчик старается быть полезным, рвется в бой. Ваня хочет помочь общему делу: он проявляет инициативу и идет в разведку, в букваре рисует карту местности, но за этим занятием его ловят немцы. К счастью, в общей суматохе про ребенка забывают и ему удается бежать. Енакиев восхищается стремлением мальчика защитить свою страну, однако переживает за него. Чтобы спасти жизнь ребенку, командир отправляет Ваню с важным посланием подальше от места битвы. Весь расчет первого орудия погибает, а в письме, которое передал Енакиев, командир прощается с батареей и просит позаботиться о Ване Солнцеве.

↑ Проблема проявления человечности на войне, проявление сострадания, милосердия к пленному врагу. (Л. Толстой “Война и мир”)

Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

↑ Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны? (Е. Верейская “Три девочки”)

 В центре повести Елены Верейской «Три девочки» – подруги, из беззаботного детства шагнувших в страшное военное время. Подруги Наташа, Катя и Люся живут в коммунальной квартире в Ленинграде, вместе проводят время и ходят в обычную школу. Их ждет самое трудное испытание в жизни, ведь неожиданно начинается война. Школу разрушают, и подруги прекращают свою учебу, теперь они вынуждены учиться выживать. Девочки быстро взрослеют: веселая и легкомысленная Люся превращается в ответственную и организованную девушку, Наташа становится более вдумчивой, а Катя – уверенной в себе. Однако даже в такое время они остаются людьми и продолжают заботиться о близких, несмотря на тяжелые жизненные условия. Война не разобщила их, а сделала еще дружнее. Каждый из членов дружной «коммунальной семьи» в первую очередь думал о других. Очень трогателен эпизод в книге, где доктор отдает большую часть своего пайка маленькому мальчику. Рискуя умереть от голода, люди делятся всем, что у них есть, и это вселяет надежду и заставляет их верить в победу. Забота, любовь и поддержка могут творить чудеса, только благодаря таким отношениям, люди смогли пережить одни их самых тяжелых дней в истории нашей страны.

↑ Почему люди хранят память о войне? (О. Берггольц “Стихи о себе”)

Несмотря на тяжесть воспоминаний о войне, нужно хранить их. Матери, потерявшие детей, взрослые и дети, видевшие смерть близких, никогда не забудут эти страшные страницы в истории нашей страны, но и современники не должны забывать. Для этого существует огромное количество книг, песен, фильмов, призванных рассказать о страшном времени. Например, в «Стихах о себе» Ольга Берггольц призывает всегда помнить военное время, людей, сражавшихся на фронте и умиравших от голода в блокадном Ленинграде. Поэтесса обращается к людям, которые хотели бы сгладить «в робкой памяти людей» это, и уверяет их, что не даст забыть «как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». Прошедшая всю войну и потерявшая в Ленинграде мужа Ольга Берггольц сдержала свое обещание, оставив после своей смерти множество стихотворений, очерков и дневниковых записей.

↑ Что помогает победить на войне? (Л.Толстой “Война и мир”)

 Невозможно одержать победу в войне в одиночку. Только сплотившись перед лицом общей беды и найдя в себе храбрость противостоять страху, можно победить. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» особенно остро ощущается чувство единства. Разные люди объединились в борьбе за жизнь и свободу. Храбрость каждого солдата, боевой дух армии и вера в собственные силы помогли русским победить французскую армию, посягнувшую на родную землю. Батальные сцены Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений особенно ярко показывают сплоченность людей. Побеждают в этой войне не карьеристы, которые хотят лишь чинов и наград, а обычные солдаты, крестьяне, ополченцы, ежеминутно совершающие подвиг. Скромный командир батареи Тушин, Тихон Щербатый и Платон Каратаев, купец Ферапонтов, юный Петя Ростов, объединяющие в себе основные качества русского народа, сражались не потому что им приказали, они сражались по своей воле, защищали свой дом и своих близких, именно поэтому победили в войне.
Что объединяет людей в годы войны? (Л. Толстой “Война и мир”)
Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей. Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи. Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

↑ Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед? (Л. Толстой “Война и мир”)

Один из героев романа Л.Н. Толстого Андрей Болконский шел на войну для с намерениями построить блестящую военную карьеру. Он оставил свою семью, чтобы получить славу в сражениях. Как горько было его разочарование, когда он понял, что проиграл в этой битве. То, что представлялось ему в мечтах как прекрасные батальные сцены, в жизни оказалось страшной бойней с кровью и человеческими страданиями. Осознание пришло к нему как прозрение, он понял, что война страшна, и она не несет в себе ничего, кроме боли. Это личное поражение на войне заставило его переоценить свою жизнь и признать, что семья, дружба и любовь намного важнее славы и признания.
ВОЙНА И МИР КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВОЙНА И МИР АНАЛИЗ

↑ Какие чувства вызывает стойкость поверженного врага у победителя? (В. Кондратьев “Сашка”)

Проблема сострадания к врагу рассматривается в повести В. Кондратьева «Сашка». Молодой русский боец берет в плен немецкого солдата. Пообщавшись с ротным, пленный не выдает никакой информации, поэтому Сашке приказывают доставить его в штаб. По дороге солдат показывал пленному листовку, на которой написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину. Однако комбат, потерявший близкого человека в этой войне, приказывает расстрелять немца. Совесть не позволяет Сашке убить безоружного человека, такого же как он молодого парня, который ведет себя так же, как бы он повел себя в плену. Немец не выдает своих, не умоляет пощадить его, сохраняя человеческое достоинство. Рискуя попасть под трибунал, Сашка не выполняет приказ командира. Вера в правоту спасает ему и его пленному жизнь, и командир отменяет приказ.

↑ Как война меняет мировосприятие и характер человека? (В. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»)

Г. Бакланов в повести «Навеки – девятнадцатилетние» говорит о значимости и ценности человека, о его ответственности, памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так». Война – это катастрофа. Однако она ведет не только к трагедии, к гибели людей, к ломке их сознания, но и способствует духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым. На войне происходит переоценка ценностей, мировосприятие и характер человека меняются.

↑ Проблема бесчеловечности войны. (И. Шмелев “Солнце мертвых”)

В эпопее «Солнце мертвых» И. Шмелёва показывает все ужасы войны. «Запах тленья», «гогот, топот и рык» человекообразных, это вагоны «свежего человечьего мяса, молодого мяса!» и «сто двадцать тысяч голов! Человеческих!». Война – это поглощение мира живых миром мертвых. Она делает из человека зверя, заставляет совершать страшные вещи. Как бы ни были велики внешние вещественные разрушения и уничтожения, не они ужасают И. Шмелёва: ни ураган, ни голод, ни снегопад, ни высыхающие от засухи посевы. Зло начинается там, где начинается человек, не противящийся ему, для него «всё – ни?че?го!» «и нет никого, и никаких». Для писателя бесспорно, что человеческий душевно?духовный мир – это место борьбы добра со злом, и бесспорно также то, что всегда, в любых обстоятельствах, даже во время войны, будут люди, в которых зверь не победит человека.

↑ Ответственность человека за поступки, которые он совершил на войне. Душевная травма участников войны. (В. гроссман “Авель”)

В рассказе «Авель (Шестое августа)» В.С. Гроссман размышляет о войне в целом. Показывая трагедию Хиросимы, писатель говорит не только о общечеловеческой беде и экологической катастрофе, но и о личной трагедии человека. Юный бомбардир Коннор несёт бремя ответственности за то, что он стал тем человеком, которому суждено нажатием кнопки привести в действие убивающий механизм. Для Коннора это личная война, где каждый остаётся всего лишь человеком с присущими ему слабостями и страхами в желании сохранить собственную жизнь. Однако порой, для того чтобы остаться человеком, нужно умереть. Гроссман уверен, что подлинная человечность невозможна без сопричастности происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Сопряжение в одном человеке обострённого чувства Мира и солдатской исполнительности, навязанной государственной машиной и системой воспитания, оказывается для юноши роковым и приводит к расколу сознания. Члены экипажа по-разному воспринимают случившееся, не все они ощущают свою ответственность за содеянное, говорят о высоких целях. Беспрецедентный даже по фашистским меркам акт фашизма оправдывается общественной мыслью, преподносясь как борьба с пресловутым фашизмом. Однако Джозеф Коннер испытывает острое сознание вины, все время моет руки, как бы пытаясь отмыть их от крови невинных. Герой сходит с ума, поняв, что его внутренний человек не может жить с той ношей, которую он на себя взвалил.

Проблема

В чем проявляется сила и слабость человека?

Отношение автора к проблеме

В каждом человеке заключается недюжинная сила и великая слабость, которые могут  проявляться по-разному.

Аргументы

  1. Сильные люди умеют признавать свои ошибки.
  2. Слабые люди перекладывают всю вину и ответственность на других.
  3. Сила заключается в богатстве души, внутреннего мира человека, а слабость – в духовной нищете.
  4. Сильные люди способны прощать других. Они великодушны. А слабые мстят, плетут интриги, ранят исподтишка.
  5. Сила проявляется в благородстве, способности созидать, создавать, а слабость всегда разрушительна и агрессивна.
  6. Сила человека в его мудрости, в знаниях.

Синонимы к слову проявляться

Выражаться, отпечатлеваться,  чувствоваться, проблескивать, отражаться, находить выражение, сказываться, заявлять о себе,  высказываться, становиться заметным, указываться, отпечатываться, обнаруживаться, высвечиваться, проступать, изливаться, представать, замечаться, сверкать, звучать, просвечивать, прорываться, подступать; выявляться; вырисовываться; демонстрироваться; пробуждаться;  выливаться; звучать; замечаться.

Синонимы к слову сила

Мочь, дух, крепость, стойкость, могущественность,  великомощие, суперсила, всесильность, могучесть, значимость, мощь, магнетизм, неуязвимость.

Синонимы к слову слабость

Порок, минус, дефект, беспомощность, немощь, слабая сторона, недостаток, уязвимое место, уязвимость, малодушие, червоточина, немочь, недостаток, скверность, немощность, хилость, немогота, тщедушие, безвольность, бессильность.

Синонимы к слову человек

Персона, особа, лицо, индивид, муж, смертный, индивидуум.

Эпитеты к слову сила

Целебная, богатырская, целящая, большая, увлекательная, бычья, тяжелая, великая, титаническая, громадная, темная, дюжая (разг.), творческая,  железная (разг.), тайная, звериная (разг.), таинственная, крепкая, суровая, лошадиная, страшная, медвежья, стихийная, могучая, спокойная, молодая,  созидательная, недюжинная, слепая, необъятная, свежая, свободная, сатанинская, необыкновенная, роковая, непомерная, разрушительная, нечеловеческая, природная, огромная, порывистая, страшная (разг.), подспудная, титаническая, подавляющая, удивительная, повелительная, чудовищная, плодородная, юная, первозданная, злая, первобытно-дикая, размашистая, первобытная, разящая, огромная, свинцовая, нравственная, хищная, непреодолимая, безграничная, неумолимая, безудержная, непреклонная, беспокойная, непобедимая, бессознательная, необузданная, бешеная, необоримая, благодатная, неистовая, благотворная, незримая, бодрая, неведомая, бодрящая, небесная, божественная (устар.), народная, буйная, мистическая, бунтовская, магнетическая (устар.), величественная, магическая, веселая, колдовская, властная, исполинская, влекущая, зрелая, внутренняя, загадочная, волнующая, жизнеутверждающая, волшебная, жизненная, всепобеждающая, живительная, всесокрушающая, живая, высшая, жестокая, гигантская, дьявольская, гипнотическая, душевная, гордая, дремлющая, громадная, дикая, грозная, дивная, грубая, дерзкая.

Эпитеты к слову слабость

Минутная, женская, постыдная, великая, предательская, любая, старческая, особая, непростительная, определенная, мышечная, простая,  ватная, детская,    противная, серьезная, позорная, внешняя, телесная, большая, секундная, несчастная, кажущаяся, личная, мимолётная, обычная, сравнительная,    сердечная, политическая, очевидная, небольшая, мнимая, внезапная, необыкновенная, болезненная, чужая, душевная, военная, непозволительная, основная, врождённая, дурацкая, временная, постоянная, относительная, смертельная, физическая, легкая, неодолимая, известная, мгновенная,    половая, нынешняя, необъяснимая, дикая, извечная, маленькая, женская, тайная, непреодолимая, экономическая, непонятная, духовная, человеческая, нервная, отвратительная, главная, умственная, откровенная, общая,  крайняя,   неимоверная, резкая, естественная, собственная, внутренняя, жуткая, неожиданная, недавняя, подобная, чрезвычайная, проклятая, неприятная, вчерашняя,  сильная, маленькая, блаженная, единственная, явная, мужская,   страшная, чудовищная, преступная, психическая, природная, странная,  невероятная, психическая, ужасная, странная, приятная, моральная  

Эпитеты к слову человек

Умный, глупый, грубый, добрый, щедрый, порядочный, ответственный, честный, грамотный, безграмотный, бездушный, великодушный, целеустремленный, таинственный, грозный, душевный, страстный, неприметный, творческий, креативный, талантливый, ленивый, трудолюбивый, старательный, блаженный, неприятный, высокий, низкий, толстый, тонкий, аккуратный, неряшливый, дикий, резкий, единственный, ужасный, великий, сердечный, болезненный, чудовищный, серьезный, веселый, грустный, одинокий, семейный, холостой, бездарный, понимающий, правдивый, лживый.

Аргументы из литературы

  1. Л. Н. Толстой «Война и мир». Роман-эпопея «Война и мир» великого мастера прозы Л.Н. Толстого – произведение на все времена. Каждое поколение читателей открывает в нем что-то свое, интересное для него и его современников. Среди многих героев романа  есть как положительные, так и отрицательные. На одних хочется равняться, брать с них пример, а другие отталкивают, насколько мерзки их поступки и слова. Достойное место среди персонажей занимает М.И. Кутузов – великий русский полководец. Для читателей это человек добрый, порядочный, сильный. На мой взгляд, его сила заключается в мудрости. В его отношении к солдатам и офицерам чувствуется опыт, проницательность. Он понимает, что победа в любом сражении зависит в первую очередь от настроя армии, поэтому и под Браунау, и перед Аустерлицким сражением Кутузов заботится о поднятии духа войска, он переживает о том, хорошо ли питаются солдаты, каково их обмундирование. Незадолго до Аустерлицкого боя полководец раздражен, так как он видит уже исход предстоящей битвы и переживает за солдат, которые не понимают, что и зачем они должны защищать. Чувствует настроение солдат и всего русского народа и перед Бородинским сражением, он удерживает армию от бесполезных сражений, чтобы сохранить жизнь солдатам и офицерам. Он никогда не торопится в своих действиях, считая, что этим можно навредить делу. «Нельзя срывать яблоко зеленым, этим можно навредить и яблоне, и яблоку, а себе набить оскомину», — считал полководец. Жизненный опыт, мудрость дают ему силу и уверенность в своей правоте, поэтому он и добивается своих целей, уверенно управляет армией, слывет в обществе хоть и «хитрым лисом», но все же талантливым полководцем. То есть пример М.И. Кутузова доказывает, что сила человека действительно заключается в мудрости. Чем мудрее человек, тем он сильнее и увереннее.
  2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Может ли быть сильным человек, который не боится говорить правду и даже считает, что ее как раз говорить легко и приятно? Бесспорно, на этот вопрос многие ответили бы положительно. Читая роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, мы тоже приходим к такому выводу. Один из главных героев произведения – странствующий философ, которого зовут Иешуа Га-Ноцри. Добрый, мягкий, великодушный, он любит правду. Иешуа даже не понимает, как можно говорить то, что не соответствует истине. Это разрушает человека, личность. Он считает всех добрыми и порядочными. Для него добр и Понтий Пилат, и Марк Крысобой, несмотря на то, что один из них его не помиловал, а другой воплотил казнь в жизнь. Га-Ноцри даже ради спасения своей жизни не склоняется ко лжи, хотя, думается, понимает всяческие  намеки прокуратора. Он честно и открыто отвечает на все вопросы Понтия Пилата, ничего не скрывая и не кривя душой, чем и удивил немало повидавшего на своем веку прокуратора Иудеи. Понтий Пилат привык, что многие ему льстили, преданно заглядывали в глаза, пытались предугадать ход его мыслей или поступков, чтобы угодить, а Иешуа вел себя по-другому: не заискивал, не льстил, был открыт и спокоен. В нем чувствовалась уверенность и внутренняя сила, которые и раздражали Понтия Пилата, и пугали. Прокуратор Иудеи, наоборот, предстает перед читателями человеком слабым. Его слабость – в трусости. Он боится за свое положение в обществе. Несмотря на то, что Понтий Пилат проникся симпатией к молодому бродячему философу, он не решился оправдать его, так как боится потерять те блага, которые у него есть. Ему, пятому прокуратору Иудеи, страшно брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу Га-Ноцри, поэтому он перекладывает вопрос о помиловании на плечи Синедриона, надеясь, что он помилует Иешуа. Но этого не произошло. Итак, М.А. Булгаков утверждает, что сила человека – в правде, в уверенности в своей правоте, а слабость – в трусости.
  3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Чистая, искренняя, всепоглощающая любовь – это бесценный дар судьбы, который, увы, суждено получить не каждому человеку. Любовь способна на разные чудеса. Она наделяет любого человека недюжинной силой, делает его способным не только противостоять различным трудностям, но и побеждать их. Бессмертный роман «Мастер и Маргарита» великого мастера прозы М.А. Булгакова подтверждает эту мысль и убеждает нас в ее истинности. Мастер и Маргарита – главные герои произведения. До встречи они жили своей жизнью. У Маргариты была обеспеченная жизнь: муж – высокопоставленный чиновник, квартира с домработницей. Мастер служил в музее. Но однажды он выиграл в лотерею крупную сумму денег, оставил работу, снял у застройщика небольшую квартиру и начал писать роман о Понтии Пилате, прокураторе Иудеи. В это время он и встретил Маргариту на пустынной весенней улице. Любовь сразила их с первого взгляда, словно «наемный убийца». Возлюбленная приходила к Мастеру каждый день, вдохновляла его, читала написанное и восхищалась его талантом. А когда книга была написана, критика со всей жестокостью и непониманием обрушилась на Мастера, доведя его до психиатрической лечебницы. Оставшись без любимого, Маргарита чуть не сошла с ума. Вся жизнь потеряла для нее смысл, не было никакой радости. Полгода она искала его и нигде не находила, словно Мастер повалился сквозь землю. И когда неизвестные предложили ей продать душу дьяволу ради спасения любимого, Маргарита согласилась. Она стала ведьмой. Любовь наделила женщину огромной силой, лишила страха. Ей не страшно было быть ведьмой, исполнять роль королевы бала у Сатаны. В ней просыпается дикая сила и тогда, когда она громит квартиру критика Латунского, из-за которого пропал Мастер. Ей не страшно отказаться от роскошной жизни, любящего мужа, уютного дома. Маргарита стойко выносит все тяготы роли королевы бала. Ей не страшно шагнуть в неизвестность. Она сильная женщина, и сильна своей любовью. Маргарита получает в награду вечную жизнь со своим возлюбленным и становится идеалом для подражания многим любящим людям. Никогда нельзя отрекаться без борьбы от того, кого любишь и кто любит тебя. Потому что тот, кто любит, невероятно силен и сможет пройти все испытания и стать счастливым.
  4. В. Быков «Сотников». Трусливый человек всегда слаб, так как трусость порождает в его сердце страх, который парализует его волю, желания, путает мысли. Такие люди теряют способность адекватно мыслить, становятся уязвимыми. Смелые люди сильны, так как они обладают стойкостью и мужеством, которые не дают им возможности сдаться жизненным обстоятельствам. Бесспорно, подтверждение этой мысли мы находим на страницах любимых произведений. Интерес к книгам В. Быкова, прошедшего по дорогам Великой Отечественной войны, и до настоящего времени огромен. В повести «Сотников» он рассказывает о двух белорусских партизанах – Сотникове и Рыбаке. Однажды им пришлось вместе идти в деревню за продовольствием для небольшого партизанского отряда. Сотников был болен и слаб, но не отказался от задания. Как потом он объяснил Рыбаку, потому что отказались другие. Товарищи совершенно разные по духу. Первый попал в отряд по велению сердца, по идейным соображениям. Он не силен физически, но его дух нельзя было сломить никому и ничему. Рыбак – выходец из крестьянской семьи. Он обладает большой физической силой, крепкий, выносливый, но такого внутреннего стержня, как у Сотникова, у него нет. Когда, возвращаясь с задания, они попадают в плен к немцам, бывший крестьянин становится предателем, ему страшно умирать. Желая спасти свою жизнь, избежать мучительной казни, он дает показания, думая, что может перехитрить полицаев, а потом соглашается с ними сотрудничать, оправдываясь тем, что получит ценную информацию, которую можно будет передать в отряд. Но чем больше он говорил, тем больше запутывался сам. Трусость загнала его в капкан, который захлопнулся, когда полицаи назначили его исполнителем казни Сотникова, которого не смогли сломить никакие пытки. Он не сдал своих товарищей, не предал их, потому что понимал, что его убьют. Он остался верным своим идеалам, товарищам, общему делу. Таким образом, смелость человека заключается в мужестве и стойкости, а слабость – в трусости.
  5. В.А. Закруткин «Матерь человеческая». Сила человека в великодушии. Это бесценное качество характера помогает вынести все жизненные трудности, не сдаться под ударами судьбы. Повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая» – яркий пример, подтверждающий эту мысль. Писатель на фронтовой дороге стал невольным свидетелем случая, который описывает в произведении. Во время Великой Отечественной войны фашисты безжалостно сожгли небольшой степной хутор, жителей угнали в плен, Ивана и Васятку, мужа и сына главной героини Марии, повесили на старой яблоне на окраине хутора. Спаслась только Мария, спрятавшись среди высоких стеблей кукурузы. Ей нужно было жить во имя еще не рожденного ребенка, который незримо связывал ее с казненными немцами мужем и сыном. На первые сутки к Марии пристали коровы, потом появился пес, гроза всего хутора. Женщина решила поселиться в уцелевшем погребе, где она нашла раненного немца, молоденького Вернера Брахта. Увидев его, Мария подняла на него вилы, чтобы отомстить за все то зло, которое сотворили фашисты, но короткое слово «мама» заставило ее отказаться от этого замысла. Она не только не убила немецкого солдата, но и ухаживала за ним, пытаясь вылечить и поставить на ноги. Когда он все же умер от раны, Мария похоронила его. Ни минуты она не оставалась без дела. Женщина чувствовала ответственность перед всем хутором, поэтому убирала урожай, оставшийся на полях: собирала кукурузу, выкапывала картофель, свеклу. Мария заботится о скотине, которой становится все больше, так как сожженному хутору пришли овцы, вернулись куры, голуби, пристали лошади. За всеми она ухаживает, кормит, поит. А потом в степи находит семерых голодных детей-сирот из ленинградского детского дома, для которых становится настоящей матерью. Мария всю теплоту своего сердца отдает им, детям, ставшим для нее родными. Ее душевные качества помогают ей пережить трудности, спасти детей-сирот, трудиться во благо своего народа, родить сына, названного в честь погибшего брата Василием. Душевная красота и чистота Марии столь велики, что наделяют ее невероятной силой, стойкостью и мужеством.
  6. Л.Н. Толстой «Война и мир». С героями Л.Н. Толстого знакомы многие поклонники классика русской литературы. В течение нескольких столетий мы зачитываемся его произведениями, находя в них не только ответы на все вопросы, но и своих кумиров, идеалы для подражания. В романе-эпопее «Война и мир» есть герои удивительной чистоты, добрые, милосердные и сильные. Они лучше других способны сопротивляться всему гнусному, злому, недоброму, могут обогреть и поддержать в минуты жизненных неурядиц. Их невероятная сила заключается в их душевых качествах, в золотом сердце. К таким героям мы относим Марью Болконскую, сестру князя Андрея Болконского. Мы ее не встретим ни в одном светском салоне Петербурга, не увидим ни в одном модном доме или известной гостиной.. Она почти безвыездно живет с отцом в Лысых горах. Княжна не обладает броской красотой, она некрасива, но ее бездонные лучистые глаза, которые сразу приковывают к себе внимание, выражают всю красоту ее души. Княжна Марья очень добра. Она не может не помочь странницам, юродивым и нищенкам, прекрасно понимая, насколько важна для них ее помощь. В них она нашла себе утешение. Это было единственное, в чем она ослушалась старого князя: отец гонял «божьих людей», а Марья тайно их принимала.  Она стойко выносит капризы своего отца, старого князя Николая Болконского, человека сурового, с тяжелым характером. Но девушка не обижается на него, а любит его и глубоко уважает, оправдывает вспышки его беспричинного гнева. Не мечтая уже о замужестве, она решает посвятить свою жизнь служению родным и близким: сначала отцу и брату, потом племяннику Николеньке, оставшемуся сиротой. Но даже когда ее судьба решилась и княжна Марья вышла замуж за Николая Ростова, то не бросает Николеньку, а воспитывает его, как своего сына, она помогает и мужу в решении его финансовых проблем, оставшихся после смерти отца, графа Ростова. Ее пример показывает, что человек силен своими нравственными качествами, которые не только помогают выдержать все удары судьбы, но и помогать другим, тем, кто нуждается в защите и опеке.

Аргументы из жизни

  1. Сильный человек – это человек, который умеет побеждать свои страхи и комплексы, не отчаивается в трудные моменты жизни, а сохраняет оптимизм и веру в будущее во все времена. На такие мысли меня натолкнула история известного австралийского мотивационного оратора, писателя, мецената Ника Вуйчича. Мальчика, родившегося без рук и ног, ждала жизнь, полная трудностей и разочарований. К человеку, который не похож на других, часто в обществе относятся негативно. Ник тоже прошел через такое отношение и непонимание, но не только смог все выдержать и не сломаться, но и сумел найти свое место в жизни, получить образование, создать семью. Сейчас он известен во всем мире, счастливо живет со своей семьей, воспитывает своих детей и помогает людям с ограниченными возможностями  поверить в себя, хотя в его жизни нередко были моменты, когда Нику хотелось умереть. В своих интервью он рассказывал, что примерно в десятилетнем возрасте хотел уйти из жизни, но его остановила любовь к родителям. Он знал, насколько они его любят и насколько страшна смерть сына будет для них. И он решил жить. Постепенно Ник понял, что Бог не просто так дает испытания, а для чего-то. Ему они были посланы для того, чтобы помогать другим, на собственном примере учить людей не сдаваться трудностям, а идти вперед к своим целям.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Сила молчит — слабость кричит», — гласит русская пословица. В ней имеется в виду, что сила может многое вынести без стона и крика, а слабость кричит уже при малейших трудностях.
  2. «Силен тот, который валит, но сильнее — который подымает», — утверждает русская пословица. Она считает, что сильным можно назвать человека, который может свалить другого с ног, но сильнее тот, кто помогает встать, протягивает руку помощи.
  3. «Сильный не мстит бессильному», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что сильный человек никогда не опускается до мести, тем более не мстит бессильному.
  4. «Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя», — говорит русский народ в пословице. По его мнению, истинно сильным можно назвать того человека, который умеет побеждать себя, свои комплексы и страхи.
  5. «Кто за правое дело дерется, у того и сила двойная берется», — гласит русская пословица. Она утверждает, что у человека, который берется за правое дело, появляется двойная сила, чтобы справиться с трудностями.
  6. «Не суди по силе руки, а суди по силе сердца», — утверждает русская пословица. В ней мудрый народ говорит, что о силе человека нужно судить не по силе его руки, а по силе сердца, то есть важнее не физическая сила, а внутренняя, духовная.
  7. «Сила да ум — счастье», — говорится в русской пословице. Она имеет в виду, что счастье человека заключается в силе и в уме.
  8. «Сила не в силе, а в правде», — утверждает русская пословица. Русский народ считал, что сила заключается не в физической силе, а в правде, которую можно отнести к силе внутренней, духовной.
  9. «И сила уму уступает», — говорили наши предки. По их мнению, сила человека уступает его уму, то есть знания берут верх, побеждают даже силу.
  10.  «Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает», — утверждает русская пословица. По мнению наших предков, доброе сердце сильнее всего на свете. Оно способно победить и силу, и ум.

Патриотизм вопреки всему

Многим любителям русской литературы известны строки М. Ю. Лермонтова: «Прощай, немытая Россия…». Некоторые даже толкуют их превратно. Но, на мой взгляд, это всего лишь некий жест, практически граничащий с отчаянием. Негодование, которое бурлило и выплескивалось наружу коротким и легким «прощай!». Пусть он и побежден системой, однако не сломлен духом. В сущности, автор в этом произведении прощается не с самой Россией и не с ее жителями, а с государственным устройством и порядками, которые для Лермонтова неприемлемы. Но мы чувствуем боль, которую причиняет ему расставание. Чувствуем ту злобу, которая горит в сердце истинного патриота, который переживает за свою страну. Это и есть настоящая любовь к родине, характеризующаяся желанием изменить ее к лучшему.

Милосердие и равнодушие в атмосфере военных действий

В романе Толстого «Война и мир» Берг, муж Веры Ростовой, проявляет кощунственное равнодушие к соотечественникам. Во время эвакуации из осажденной Москвы он пользуется горем и смятением людей, покупая их редкие и ценные вещи подешевле. Его не волнует судьба отечества, он смотрит только в свой карман. Беды окружающих беженцев, напуганных и задавленных войной, его никак не трогают. В то же время крестьяне жгут все имеющееся у них достояние, лишь бы оно не досталось врагу. Они сжигают дома, убивают скот, рушат целые деревни. Ради победы они рискуют всем, уходят в леса и живут одной семьей. На контрасте Толстой показывает безразличие и сострадание, противопоставляя бесчестную элиту и бедняков, оказавшихся богаче духовно.
В поэме Александра Твардовского «Василий Теркин» описано единение народа перед лицом смертельной угрозы. В главе «Два солдата» старики приветствуют Василия и даже кормят его, потратив драгоценные съестные припасы на незнакомца. Взамен на гостеприимство герой чинит пожилой чете часы и прочую утварь, а также развлекает их обнадеживающими разговорами. Хоть старуха и неохотно достает угощение, Теркин ее не попрекает, ведь понимает, как тяжело им живется в деревне, где даже некому помочь дров наколоть – все на фронте. Однако даже разные люди находят общий язык и сострадают друг другу, когда над родиной сгустились тучи. В этом единении и заключался призыв автора.
В повести Василя Быкова «Сотников» Демчиха прячет партизан, несмотря на смертельный риск. Она колеблется, будучи напуганной и загнанной деревенской бабой, а не героиней с обложки. Перед нами живой человек не без слабостей. Она не рада незваным гостям, по деревне кружат полицаи, и если они что-то найдут, никто не выживет. И все же сострадание в женщине берет верх: она укрывает бойцов сопротивления. И ее подвиг не остался незамеченным: на допросе с пытками и истязаниями Сотников не выдает свою покровительницу, тщательно пытаясь выгородить ее, свалить вину на себя. Так, милосердие на войне порождает милосердие, а жестокость – только жестокость.
В романе Толстого «Война и мир» описаны некоторые эпизоды, указывающие на проявление равнодушия и отзывчивости в отношении к пленным. Русские люди спасли от смерти офицера Рамбаля и его денщика. Замерзшие французы сами пришли к вражескому лагерю, они умирали от обморожения и голода. Наши соотечественники проявили милосердие: накормили их кашей, налили им согревающей водки, а офицера даже на руках отнесли в палатку. А вот оккупанты были менее жалостливы: знакомый француз не заступился за Безухова, увидев его в толпе пленных. Сам граф едва остался в живых, получая скуднейший паек в тюрьме и идя по морозу на привязи. В таких условиях погиб ослабевший Платон Каратаев, которому никто из врагов и не думал давать каши с водкой. Пример русских солдат поучителен: он демонстрирует истину, что на войне нужно оставаться человеком.
Интересный пример описал Александр Пушкин в романе «Капитанская дочка». Пугачев, атаман бунтовщиков, проявил милосердие и помиловал Петра, уважая в нем доброту и щедрость. Юноша когда-то одарил его полушубком, не скупясь на помощь незнакомцу из простонародья. Емельян продолжил делать ему добро и после «расплаты», ведь и на войне стремился к справедливости. А вот императрица Екатерина проявила равнодушие к судьбе преданного ей офицера и сдалась лишь на уговоры Марьи. На войне она проявила варварскую жестокость, устроив казнь мятежников на площади. Неудивительно, что народ шел против ее деспотической власти. Только сострадание может помочь человеку остановить разрушительную силу ненависти и вражды.

Нравственный выбор на войне

В повести Гоголя «Тарас Бульба» младший сын главного героя находится на распутье между любовью и родиной. Он выбирает первое, навсегда отрекаясь от семьи и отчизны. Его выбор товарищи не приняли. Особенно горевал отец, ведь единственным шансом восстановить честь рода было убийство предателя. Боевое братство мстило за смерть своих близких и за притеснение веры, святую месть попрал Андрий, и за отстаивание этой идеи Тарас тоже сделал свой тяжелый, но необходимый выбор. Он убивает сына, доказывая однополчанам, что самое главное для него, как атамана, — это спасение родины, а не мелкие интересы. Так он навек скрепляет казацкое товарищество, которое будет бороться с «ляхами» и после его смерти.
В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» героиня тоже принимала отчаянное решение. Дине нравился русский человек, которого насильно удерживали ее родственники, друзья, ее народ. Перед ней стоял выбор между родством и любовью, узами долга и велением чувства. Она колебалась, думала, решала, но не смогла не помочь, так как понимала, что Жилин не достоин такой участи. Он добр, силен и честен, но денег на выкуп у него нет, и в том не его вина. Несмотря на то, что татары и русские воевали, что одни захватывали других, девочка сделала нравственный выбор в пользу справедливости, а не жестокости. В этом, наверное, выражается превосходство детей над взрослыми: даже в борьбе они проявляют меньше злости.
В романе Ремарка «На западном фронте без перемен» изображен образ военного комиссара, который призывал старшеклассников, совсем еще мальчишек, на Первую Мировую войну. При этом из истории мы помним, что Германия не защищалась, а нападала, то есть ребята шли на смерть ради чужих амбиций. Однако их сердца были воспламенены словами этого бесчестного человека. Так, главные герои пошли на фронт. И только там они поняли, что их агитатор – трус, отсиживающийся в тылу. Он посылает юношей на погибель, а сам сидит дома. Его выбор – безнравственный. Он обличает слабовольного лицемера в этом с виду мужественном офицере.
В поэме Твардовского «Василий Теркин» главный герой переплывает ледяную реку, чтобы довести до сведения командования важные донесения. Он бросается в воду под обстрелом, рискуя замерзнуть на смерть или утонуть, схватив вражескую пулю. Но Василий делает выбор в пользу долга – идеи, которая больше него самого. Он вносит свой вклад в победу, думая не о себе, а об исходе операции.

Взаимопомощь и эгоизм на передовой

В романе Толстого «Война и мир» Наташа Ростова готова уступить раненым подводы, лишь бы помочь им избежать преследований французов и покинуть осажденный город. Она готова потерять ценные вещи, несмотря на то, что ее семья находится на грани разорения. Все дело в ее воспитании: Ростовы всегда готовы были помочь и выручить человека из беды. Отношения им дороже денег. А вот Берг, муж Веры Ростовой, во время эвакуации выторговывал у напуганных людей вещи по дешевке, дабы нажить капитал. Увы, на войне не все выдерживают проверку на нравственность. Истинное лицо человека, эгоиста или благодетеля, всегда проявит себя.
В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого «кружок аристократов» демонстрирует неприятные черты характера знати, оказавшейся на войне из-за тщеславия. Например, Гальцин – трус, все об этом знают, но никто не говорит, потому что он – высокородный дворянин. Он лениво предлагает свою помощь на вылазке, но его все лицемерно отговаривают, зная, что тот никуда не пойдет, да и толку от него мало. Этот человек – малодушный эгоист, который думает только о себе, не обращая внимания на нужды отечества и трагедию собственного народа. В то же время Толстой описывает молчаливый подвиг врачей, которые работают сверхурочно и сдерживают разгулявшиеся нервы от увиденного ужаса. Их не наградят и не повысят, им до этого нет дела, ведь цель у них одна – спасти как можно больше солдат.
В романе Михаила Булгакова «Белая Гвардия» Сергей Тальберг бросает свою жену и убегает из раздираемой гражданской войной страны. Он эгоистично и цинично оставляет в России все, что ему было дорого, все, чему он клялся быть верным до конца. Елену взяли под защиту братья, которые, в отличие от родственника, до последнего служили тому, кому дали присягу. Они оберегали и утешали покинутую сестру, ведь весь совестливый народ объединился под бременем угрозы. К примеру, выдающийся подвиг совершает командир Най-Турс, спасая юнкеров от неминуемой гибели в напрасном бою. Сам он гибнет, зато помогает безвинным и обманутым гетманом юношам сохранить жизнь и покинуть осажденный город.

Негативное влияние войны на общество

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» жертвой войны становится весь казацкий народ. Былой уклад жизни рушится из-за братоубийственной распри. Гибнут кормильцы, дети выходят из-под повиновения, вдовы сходят с ума от горя и невыносимого ярма труда. Трагически складывается судьба абсолютно всех героев: гибнут Аксинья и Петр, заражается сифилисом и совершает самоубийство Дарья, разочаровывается в жизни Григорий, умирает одинокая и забытая Наталья, черствеет и наглеет Михаил, убегает и несчастливо живет Дуняша. Все поколения находятся в разладе, брат идет на брата, земля осиротела, ведь в пылу битвы о ней позабыли. В итоге гражданская война привела лишь к опустошению и горю, а не к светлому будущему, которое обещали все враждующие стороны.
В поэме Михаила Лермонтова «Мцыри» герой стал очередной жертвой войны. Его подобрал русский военный, насильно увёз из родного дома и, наверное, дальше распоряжался бы его судьбой, если бы мальчик не заболел. Тогда его почти что бездыханное тело было брошено на попечение монахов в попутном монастыре. Мцыри вырос, ему уготовили участь послушника, а затем и священнослужителя, но он так и не смирился с произволом похитителей. Юноша хотел вернуться на родину, воссоединиться с семьей, утолить жажду любви и жизни. Однако его лишили всего этого, ведь он был всего лишь пленником, и даже после побега оказался вновь в своей тюрьме. Эта история — эхо войны, так как борьба стран калечит судьбы простых людей.
В романе Николая Гоголя «Мертвые души» есть вставка, которая является отделённой историей. Это повесть о капитане Копейкине. В ней рассказывается о судьбе калеки, который стал жертвой войны. В бою за родину он стал инвалидом. В надежде получить пенсию или какое-то вспоможение он приехал в столицу и начал ходить к чиновникам. Однако те ожесточились на своих удобных рабочих местах и лишь загоняли бедного человека, никак не облегчив его исполненную страданиями жизнь. Увы, постоянные войны в Российской империи породили множество таких случаев, поэтому никто на них особо не реагировал. Тут нельзя даже однозначно кого-то винить. Общество стало равнодушным и жестоким, так люди оборонялись от постоянных тревог и потерь.
В рассказе Варлама Шаламова «Последний бой майора Пугачева» главные герои, честно оборонявшие родину во время войны, попали в трудовой лагерь на родине за то, что когда-то они были в плену у немцев. Никто не пожалел этих достойных людей, никто не проявил снисхождение, а ведь они не виновны в том, что попали в плен. И дело не только в жестоких и несправедливых политиках, дело в народе, который очерствел от постоянного горя, от неизбывных лишений. Само общество равнодушно внимало страданиям невинных солдат. И они тоже вынуждены были убивать охрану, бежать и отстреливаться, потому что кровавая резня и их сделала такими: беспощадными, злыми и отчаянными.

Дети и женщины на фронте

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» главные героини – женщины. Они, конечно, больше мужчин боялись идти на войну, у каждой из них остались близкие и родные люди. Рита даже оставила родителям сына. Однако девушки самозабвенно сражаются и не отступают, хоть и противостоят шестнадцати солдатам. Каждая из них борется героически, каждая преодолевает свой страх смерти во имя спасения отчизны. Их подвиг воспринимается особенно тяжело, ведь хрупким женщинам не место на поле брани. Однако они разрушили этот стереотип и победили боязнь, сковывающую и более подходящих бойцов.
В романе Бориса Васильева «В списках не значился» последние защитники Брестской крепости пытаются спасти женщин и детей от голодной смерти. У них не хватает воды и припасов. С болью в сердце бойцы провожают их в немецкий плен, другого выхода нет. Однако враги не жалели даже будущих матерей. Беременную жену Плужникова, Мирру, забивают сапогами и протыкают штыком. Ее изуродованный труп забрасывают кирпичами. Трагедия войны заключается в том, что она лишает людей человечности, высвобождая все их скрытые пороки.
В произведении Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» герои – не солдаты, а юные пионеры. Пока на фронтах длится ожесточенная схватка, они, как могут, помогают отечеству выстоять в беде. Ребята делают тяжелую работу за вдов, сирот и одиноких матерей, которым даже некому дров наколоть. Они тайком выполняют все эти задания, не дожидаясь похвал и почестей. Для них главное – внести свой скромный, но важный вклад в победу. Их судьбы тоже скомканы войной. Женя, например, растет на попечении старшей сестры, отца же они видят раз в несколько месяцев. Однако это не мешает детям выполнять свой маленький гражданский долг.

Проблема благородства и низости в бою

В романе Бориса Васильева «В списках не значился» Мирра вынуждена сдаться в плен, когда обнаруживает, что беременна от Николая. В их укрытии нет воды и пищи, молодые люди чудом выживают, ведь на них ведется настоящая охота. Но вот хромая еврейская девушка выбирается из подполья, чтобы спасти жизнь своему ребенку. За ней зорко наблюдает Плужников. Однако у нее не получилось смешаться с толпой. Чтобы ее муж не выдал себя, не пошел ее спасать, она отходит подальше, и Николай не видит, как его супругу бьют бешеные оккупанты, как ранят ее штыком, как заваливают ее тело кирпичами. В этом ее поступке столько благородства, столько любви и самопожертвования, что его сложно воспринимать без внутреннего содрогания. Хрупкая женщина оказалась сильнее, мужественнее и благороднее, чем представители «избранной нации» и сильного пола.
В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» подлинное благородство в условиях войны проявляет Остап, когда даже под пыткой не издает ни единого крика. Он не подарил врагу зрелища и ликования, победив его духовно. В своем предсмертном слове он лишь обратился к отцу, которого не ожидал уже услышать. Но услышал. И понял, что дело их живо, а значит, и он жив. В этом самоотречении во имя идеи раскрылась его богатая и сильная натура. А вот окружающая его праздная толпа – символ человеческой низости, ведь люди собрались, чтобы смаковать боль другого человека. Это ужасно, и Гоголь подчеркивает, как ужасен лик этой разношерстной публики, как противен ее ропот. Он противопоставил ее жестокость добродетели Остапа, и мы понимаем, на чьей стороне автор в этом конфликте.
Благородство и низость человека по-настоящему проявляются только в экстренных ситуациях. Например, в повести Василя Быкова «Сотников» два героя повели себя совершенно по-разному, хоть и жили бок о бок в одном отряде. Рыбак предал страну, друзей, свой долг из-за страха боли и смерти. Он стал полицаем и даже помог своим новым сотоварищам повесить бывшего напарника. Сотников же о себе не думал, хоть и претерпел мучения от пыток. Он пытался спасти Демчиху, своего бывшего друга, отвести беду от отряда. Поэтому он все валил на себя. Этот благородный человек не позволил себя сломать и с достоинством отдал жизнь за родину.

Определение и понятие совестливости

Совесть — внутренняя потребность индивида нести ответственность за совершенные действия. Считается, что человек «слышит голос», когда нарушает свои нравственные принципы и моральные нормы.

Для чего нужен совестливый голос

Совестливость — это компас, помогающий личности не сбиться с верного пути. Когда человек поступает плохо, то совестливый голос укоряет его за это действие. Память об этом чувстве не дает совершить подобный поступок вновь. Индивид испытывает стыд и больше не желает совершать проступок.

Так, можно сказать, что совестливость оберегает людей от совершения плохих дел и регулирует человеческое поведение, основываясь на памяти и опыте. Только не всегда получается полностью полагаться на свою совесть. Например, бывают случаи, когда человек не совершает плохих дел (например, воровство), но в своей семье не заботится о детях. Ему не совестливо от этого, поэтому только серьезная помощь со стороны направит на верный путь. Со временем он поймет свои ошибки и предотвратит их повторение в будущем. Главное, чтобы не было слишком поздно.

Таким образом, совесть — инстинкт, позволяющий отличить добро от зла. Она позволяет не сожалеть о своих поступках.

Как использовать и слышать

slyshat_sovest.jpg

Личность должна понимать, что совесть работает в будущем, а не в прошлом. Это говорит о том, что не стоит ждать, пока она проснется. Нужно думать о возможных последствиях своих действий, заранее понимать, какое наказание ждет за проступок. Принятие ответственности за свои решения и дела поможет избавить себя от мук и укоров совести при воспоминаниях.

Для этого достаточно руководствоваться следующими правилами:

  1. Не спорить с внутренним голосом.
  2. Признавать ошибки спокойно, не отрицать их, так как это приведет к повтору неправильных действий.
  3. Осознанно принимать решения.

Долг и совесть — самые сильные мотивы, помогающие индивиду пережить тяжелые испытания, преодолеть страхи. Благодаря этим качествам люди способны создать прекрасное общество.

Моральные нормы и нравственность прививаются ребенку с детства. Если этого не происходит, то у детей совестливый голос может молчать. Родители должны своим примером показывать правильные поступки, а также объяснять, что только осознанные действия помогут избежать укоров совести и стыда.

Изменение чувства с возрастом

chelovek_rassuzhdaet.jpg

Ребенок растет. Меняется его мировоззрение. Соответственно, изменяется и совесть. Это понятие становится шире. Если в детстве человек осознает, что нельзя воровать, убивать, причинять страдание и так далее (то есть глобальные нравственные принципы), то с возрастом он рассуждает уже на более глубокие темы, например, как правильно жить, приносить пользу обществу. Развитие качеств личности, становление ее характера способствуют изменению совестливости. Человек задумывается о порядочности, смысле существования, самостоятельности, эффективности жизни.

Таким образом, можно сказать, что совесть обязывает людей делать только хорошие вещи, поступать правильно, не совершать порочных действий, способных привести к чувству стыда, страху и душевной муке.

Примеры совести из жизни человека

0fef7dce91008e2a0503b128d3426daa.jpg

Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей.

Например он может рассказать о том, как обманывал маму или папу, говоря, что в школу нужно идти позже, или что заболел и не может пойти на важное мероприятие, или о том, как первый раз что-то украл из магазина, а потом вернул украденное обратно.

Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т. д.

Также в качестве аргумента из жизни может выступить фрагмент из любого фильма или его характеристика. Например, достаточно вспомнить события фильма «Мальчик в полосатой пижаме», где героя терзает то, что у него есть на столе хлеб и вода, лучшие игрушки, а у ровесника нет даже крыши над головой.

Проблема совести в литературных произведениях

img30.jpg

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Так, в романе «Война и мир» Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.

Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.

В повести В. Быкова «Сотников» главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.

Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”

ec95-f502-4cbf-80c7-1bd71ce25709.jpg

Роман Федора Михайловича — самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не «тварью дрожащей», а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.

Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.

Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.

Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

У В. Астафьева есть рассказ «Конь с розовой гривой».

В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.

Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

Н. Гоголь «Мертвые души»

Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.

В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.

Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.

Что такое совесть — определение для сочинения

По толковому словарю Даля понятие «совесть» обозначает способность человека понимать мораль, нравственность, контролировать свои действия в рамках права и нравственности, требовать от себя их выполнения, давать отчет о своих поступках.

slide_9.jpg

Достоевский Ф. М. говорил, что это чувство есть действие Бога в человеке. Суворов А. В. дополнял эту мысль тем, что она трогает нежно душу и освещает человека, следует за ним везде, помогает осознать ошибки, не дает ему поступать неправильно.

Древнегреческий философ Демокрит давал определение совести как стыд перед собой.