Бунин чистый понедельник анализ для егэ

Бунин чистый понедельник анализ для егэ

История создания

Иван Алексеевич Бунин пребывал в эмиграции во Франции, когда написал книгу «Темные аллеи», над которой трудился с 1937 по 1945 г. Работа над книгой была для писателя в какой-то мере спасением от трагизма жизни: в то время он сильно нуждался в деньгах и был одинок. У него пропали всякие надежды на возвращение домой. Кроме того, на него оказывала свое влияние депрессивная обстановка военного времени в Европе, где вовсю свирепствовала коричневая чума фашизма. «Чистый понедельник» входит в этот цикл рассказов. Он был написан в мае 1944 г.

Автор очень любил это произведение и по праву считал его лучшей своей работой. В своих мемуарах он оставил памятную запись:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Действие в рассказе «Чистый понедельник» происходит в 1913 году — во время творческого расцвета и личного счастья писателя. Интересно, что Бунин не наделил героев именами, но время указал достаточно точно. Видимо, вспоминая о том периоде, писатель испытывал ностальгию, которая помогала ему, изгнаннику, забыться от тоски по тем самым местам, куда ушла главная героиня новеллы. С рассказчиком Бунина роднит горькое ощущение утраты: он тоже потерял любовь — свою царскую Россию. Читатель видит ее во всем: описании капустников, вечеров Андрея Белого, современной литературы. С особым трепетом Бунин вспоминает прогулки на Ордынке, бой часов Спасской башни, восточный стиль древней столицы.

Жанр, направление

Жанр произведения «Чистый понедельник» – новелла. Этому жанру присущ неожиданный поворот сюжета, который заставляет переосмыслить смысл произведения. В данном рассказе – это неожиданный уход героини в монастырь.

Направление творчества Бунина тесно связано с символизмом. Несмотря на то, что «Темные аллеи» многие критики воспринимают как дань классической русской прозе, в новелле читатель увидит новые модернистские черты: 

  • мотив незаконченности (оборванная на полутакте лунная соната, разлука главных героев после первой ночи);
  • необычная композиция: фабула не совпадает с сюжетом;
  • смелые религиозные отсылки: влюбленные стали близки в первый день Великого поста;
  • о символизме в тексте читателю говорят своеобразные подсказки: например, роль музыки. Неоконченная лунная соната является символом назревающих перемен в душе героини. Лунный свет, оттеняющий героиню, одетую в черное, символизирует несчастную любовь. Траурное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу;
  • контрастность: любовь предстает мукой и счастьем. 

Смысл названия

Чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощенного воскресения. Религиозный смысл названия сводится к тому, что после падения (близости с мужчиной) героиня искупает грех, начиная новую жизнь в стенах монастыря. Этот праздник является символом перелома и перехода: от легкомыслия к воздержанию. Иван Бунин на протяжении всей новеллы рисует нить жизни героини, начиная от разных забав и потех, заканчивая принятием религии, решением девушки служить Богу.

Автор проводит параллель с заголовком новеллы, где главной героиней является девушка, которая не может сделать выбор и не знает, что ей нужно от жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, не просто первого дня недели, а религиозного празднества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своей прежней обстановки.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Чистый понедельник» базируется на трёх частях:

  1. Экспозиция. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения. 
  2. Кульминация. Вторая часть говорит о событиях Чистого понедельника. Любовное соитие героев и великий грех (ведь время совпадает с церковным праздником, означающим начало воздержания и поста) — самая высшая точка напряжения в тексте.
  3. Развязка. Уход девушки в монастырь и переживания рассказчика.

Особенность композиции рассказа «Чистый понедельник» заключается в том, что фабула не совпадает с сюжетом: о знакомстве рассказывает именно герой.

Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти. Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением. Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.

Суть: о чем?

Героиня рассказа стоит перед выбором между любовью к Богу, чистой и непорочной, и любовью к мужчине, греховной и нечистой. В Чистый понедельник они стали близки, а утром расстались. Героиня написала письмо, в котором сказала, что собирается пойти в монастырь, и просит ее не искать. Главный герой долго не мог смириться с расставанием.

Спустя пару лет после того Чистого понедельника, он случайно заметил ее в веренице инокинь. Она тоже будто почувствовала его присутствие в темноте. Более подобно основные события рассказа изложены в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена. Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов. Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением. Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.

Главная героиня противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы.
Главный герой Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив.

Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.

Темы

Тематика рассказа «Чистый понедельник» может быть описана более подробно, если читатель напишет в комментариях, чего не хватило в статье Многомудрого Литрекона.

  1. Основной темой рассказа служит любовь. Именно она дарит человеку смысл жизни. Героиня нашла свою любовь в служении Богу. А вот главный герой потерял свой земной идеал и сбился с пути. Этим автор хотел подчеркнуть хрупкость и бренность мирской страсти, которой не сравниться с духовным началом.
  2. Тема предназначения в жизни. Героиня рассказа находится в поисках себя, не знает, чего хочет на самом деле. Но она чувствует свое призвание в служении Богу и идет до конца, чтобы воплотить свой потенциал.
  3. Тема нравственного выбора. Любой человек имеет право выбора, и каждый решает, как ему поступить в той или иной ситуации. Главная героиня рассказа сделала свой шаг – уход в монастырь, но главный герой никак не может смириться с расставанием и обрести гармонию внутри себя. В нем нет силы и целенаправленности, которые есть в его избраннице.
  4. Вера и религия. Сомневающийся и вопрошающий человек может найти себя в стенах монастыря и молитве. В атмосфере пошлости и декаданса, окружающих героев на закате России, Он потерялся, а Она нашла спасение в служении чему-то вечному и истинному.
  5. Цвета и звуки. В произведении заметен переход от избытка темных цветов к светлым. Это означает, что героиня нашла выход из тьмы сомнений.
  6. Счастье. Автор традиционно указывает на то, что в страсти нет счастья. Любовь — удар, который оставляет незаживающие рубцы, но не длится долго. Скорее, притяжение сердец делает людей несчастными, а не радостными. Любовью невозможно насытиться, она всегда оставляет голод.

Проблемы

Проблематика рассказа «Чистый понедельник» тоже будет дополнена, если Многомудрый Литрекон получит весточку от читателя.

  1. Неразделенная любовь — основная проблема книги. Герой страдает от того, что лишился избранницы, а она разрывается между страстью и духовными потребностями своей души. Неслучайно читателя поражает контраст ее внешности с внутренними чертами характера: дьявольская темная красота (черные волосы, угольные глаза, смуглая кожа) и светлые порывы к Богу.
  2. Проблема взаимопонимания между главными героями. Девушка не видит счастья в семье, она нашла себя в службе и духовном призвании. Герой же не понимает ее и пытается навязать свое видение их будущего – брак и семья. Любовь не делает людей близкими, она лишь обнажает взаимные противоречия.
  3. Проблема счастья. У героев разные понятия счастья. Если для него – это брак и семья, то для девушки счастье – это служение Богу. Он стремится к земным наслаждениям и радостям, ее же не удовлетворяет роскошь праздной жизни. «Счастье наше, дружок,- приводит героиня слова Платона Каратаева, — как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету». Герои богаты, молоды, красивы, но несчастны, значит, великая радость заключается не в этих ценностях.
  4. Отчаяние — тоже проблема, затронутая Буниным. Слабый герой сломался и стал топить свое горе в вине. Он слился с мрачной обстановкой, где узкие улочки усеяны кабаками и падшими женщинами.

Основная идея

На протяжении книги автор с помощью описания цвета изобразил путь души от темного начала к светлому. Главная мысль рассказа «Чистый понедельник» созвучна названию — это очищение души от скверны и пошлости праздного прозябания. Герои молоды, богаты, красивы, но все это не дает им призвания, смысла, света. Поэтому женщина стала искать его в аскезе и нашла. Ее духовные запросы обрели ответ в вере. Если сначала Бунин описывает пурпурные, черные и золотые оттенки в описании героев (цвета греха, крови и смерти) и их обстановки, то в последних строках мы все чаще встречаем белый цвет — символ непорочности и очищения души, которая избрала свой путь. 

Смысл новеллы «Чистый понедельник» заключается в том, героиня ушла не из дома, не от любви, а в свой дом и к своей мечте. «Нет, в жёны я не гожусь» — решила она для себя и была права. Каждый из нас должен иметь смелость, чтобы пойти своим путем, даже если это заденет чьи-то чувства. Главный герой все равно испытал великое счастье любви, которое, как любая вспышка, не могло длиться долго, но оставило в его душе яркий свет.

Чему учит?

Мораль, которую автор заложил в новеллу «Чистый понедельник», – это призыв к тому, чтобы каждый стремился к самоопределению. Не нужно бояться осуждения с чьей-либо стороны. Если ты уверен в своем решении, то это твое призвание. Если бы героиня уступила и сыграла не свою роль, то едва ли оба персонажа смогли быть счастливы в театральной позе несвойственных им ролей. Не зря автор постоянно подчеркивает бутафорию их образа жизни:

«Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью…» .

Нравственные уроки «Чистого понедельника» склоняют читателя к размышлению о своем пути и месте в жизни. 

История создания

С 1937 по 1945 гг. Иван Бунин пишет интригующее произведение, в последующем оно войдет в сборник «Темные аллеи». Во время написания книги автор эмигрировал во Францию. Благодаря работе над рассказом, писатель в некоторой степени был отвлечен от черной полосы, проходящей в его жизни.

Бунин говорил, что «Чистый понедельник» — это наилучшая работа, которая была им написана:

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Жанр, направление

«Чистый понедельник» написан в направлении реализма. Но до Бунина о любви так не писали. Писатель находит те единственные слова, которые не опошляют чувства, а каждый раз заново открывают знакомые всем эмоции.

Произведение «Чистый понедельник» — новелла, небольшое бытовое произведение, чем-то схожее с рассказом. Отличие можно найти лишь в сюжетном и композиционном построении. Жанру новелла, в отличие от рассказа, свойственно присутствие некоего поворота событий. В данной книге таким поворотом является изменение взглядов на жизнь у героини и резкая смена ее образа жизни.

Смысл названия

Иван Бунин наглядно проводит параллель с названием произведения, сделав главной героиней девушку, которая мечется между противоположностями, и еще пока не знает, что ей нужно в жизни. Она меняется к лучшему с понедельника, причем не просто первого дня новой недели, а религиозного торжества, той переломной точки, которая отмечена самой церковью, куда направляется героиня, чтобы очиститься от роскоши, праздности и суеты своего прежнего быта.

Чистый понедельник – это первый в календаре праздник Великого Поста, и ведущий к прощеному воскресенью. Автор протягивает нить переломной жизни героини: от различных забав и ненужных потех, до принятия религии, и ухода в монастырь.

Суть

Рассказ ведется от первого лица. Основные события таковы: рассказчик каждый вечер посещает девушку, проживающую напротив храма Христа спасителя, к которой испытывает сильные чувства. Он безмерно болтлив, она очень молчалива. Между ними не было близости, и это держит его в недоумении, и каком-то ожидании.

На протяжении определенного времени они продолжают ходить по театрам, вместе проводить вечера. Близится прощеное воскресенье, и они едут в Новодевичий монастырь. По пути героиня ведет беседу о том, как вчера была на раскольничьем кладбище, и с восхищением описывает обряд захоронения архиепископа. Рассказчик не подмечал в ней раннее некую религиозность, и поэтому слушал внимательно, горящими влюбленными глазами. Героиня примечает это, и поражается тому, как сильно он ее любит.

Вечером они идут на капустник, после чего повествователь провожает ее домой. Девушка просит отпустить кучеров, чего раньше не делала, и подняться к ней. Это был только их вечер.

На утро героиня говорит, что уезжает в Тверь, в монастырь — ее не нужно ни ждать, ни искать.

Герой пускается по кабакам, и лишь спустя два года приходит в себя. Это было прощенное воскресенье. Он подходит к Марфо-Мариинской обители, где в то время шел крестный ход, в котором он увидел любимую женщину. Их взгляды пересеклись. Но герой повернулся и спокойно вышел из ворот. Сюжет раскрыт более подробно в нашем кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Образ главной героини можно рассмотреть с нескольких ракурсов повествователя: влюбленный юноша оценивает избранницу как участник событий, также он видит ее в роли человека, который лишь вспоминает прошлое. Его взгляды на жизнь после влюбленности, после страсти — меняются. К концу новеллы читатель видит теперь уже его зрелость и глубину мыслей, а вначале герой был ослеплен своей страстью и за ней не видел характер своей возлюбленной, не чувствовал ее душу. В этом причина его потери и того отчаяния, в которое он погрузился после исчезновения дамы сердца.

В произведении нельзя найти имя девушки. Для рассказчика это просто та самая — неповторимая. Героиня – неоднозначная натура. Она имеет образованность, утонченность, ум, но при этом отстраняется от мира. Ее влечет недостижимый идеал, к которому она может стремиться только в стенах обители. Но в то же время она полюбила мужчину и не может просто так уйти от него. Контраст чувств приводит к внутреннему конфликту, который мы можем мельком проследить в ее напряженном молчании, в ее стремлении к тихим и укромным уголкам, к раздумью и одиночеству.  Девушка еще пока не может понять, что ей нужно. Ее соблазняет шикарная жизнь, но, в то же время, она сопротивляется ей, и пытается найти что-то другое, что осветит ее путь смыслом. И в этом честном выборе, в этой верности самой себе кроется великая сила, находится великое счастье, которое с таким удовольствием описал Бунин.

Темы и проблемы

  1. Основная тема – это любовь. Именно она дарит человеку смысл в жизни. Для девушки путеводной звездой стало божественное откровение, она нашла себя, а вот ее избранник, потеряв женщину своей мечты, сбился с пути.
  2. Проблема непонимания. Вся суть трагедии героев состоит в недопонимании друг друга. Девушка, испытывая любовь к рассказчику, не видит в этом ничего хорошего – для нее это проблема, а не выход из запутавшейся ситуации. Она ищет себя не в семье, а в службе и духовном призвании. Он же искренне этого не видит и пытается навязать ей свое видение будущего – создание брачных уз.
  3. Тема выбора также присутствует в новелле. Выбор есть у каждого человека, и каждый сам решает, как поступить верно. Главная героиня выбрала свой путь – уход в монастырь. Герой же продолжал ее любить, и не мог смириться с ее выбором, из-за этого не мог обрести внутреннюю гармонию, найти себя.
  4. Также у И. А. Бунина прослеживается тема предназначения человека в жизни. Главная героиня не знает, чего хочет, но чувствует свое призвание. Ей очень трудно понять саму себя, и из-за этого рассказчик также не может до конца в ней разобраться. Однако она идет на зов своей души, смутно угадывая предназначение – предначертание высших сил. И это очень хорошо для них обоих. Если бы женщина ошиблась и вышла замуж, она бы навсегда осталась несчастной и в этом винила того, кто сбил ее с пути. А мужчина мучился бы от неразделенного счастья.
  5. Проблема счастья. Герой видит его в любви к даме, но дама движется по другой системе координат. Она найдет гармонию лишь наедине с Богом.  

Вариант 2

После прочтения рассказа Бунина Чистый понедельник возникает ощущение тревожности и какого-то опасения. Как бы пафосно не звучало, но такое опасение ощущается за судьбы родины и подобные темы.

Ведь история часто повторяется и сейчас тоже начало века подобное периоду Чистого понедельника и тоже ощущаются перемены и смена эпох.

Главные герои этого рассказа могут казаться бездельниками и людьми, которые совершенно не волнуются о судьбе собственной родины. Тем не менее, они являются в действительности невероятно чуткими людьми, глубоко способными ощутить чувства друг друга и ветер перемен.

Бунин создает своеобразный слепок времени, его рассказ довольно кинематографичен. Тут вспоминаются слова режиссера Тарковского, который называл кино застывшим временем. Рассказ Бунина тоже почему-то кажется застывшим временем, и этот факт подтверждается четкими временными рамками, которые автор указывает в рассказе.

Удивительным образом, но в рассказе отсутствуют имена главных героев, хотя даны имена другие персонажей, многие из которых являются своеобразными символами эпохи. Бунин указывает на известных деятелей искусства, которые во многом творили эпоху того времени, фактически были творцами самого времени. При этом главные герои не указываются, они просто существуют как два столпа, как противоположности создающие целостность, как два глаза, через которые читатель смотрит на мир этого рассказа.

Основной темой является тревога и любовь. Довольно банальные отношения героев кажутся способом как-то отстраниться от действительности, отыскать нечто настоящее. К слову, для этого героиня также увлекается историей и религией, где хочет получить опору.

Любовь для каждого из них является ценностью, которую они берегут. Особенно героиня, она оттягивает момент близости, так как относится к нему невероятно трепетно. Сама близость насыщена каким-то ощущением обреченности и довлеющего фатума, которого героиня не выдерживает и сбегает под надзор более великой силы – Господа.

Разлука героев как бы аккомпанирует историческим событиям. Из периода благоденствия России предстоит перейти в период разлуки с прежними устоями.

Анализ 3

Это произведение занимает особое место в сборнике рассказов «Темные аллеи», объединенных темой любви. Сам Бунин писал, что благодарен Богу за то, что дал ему возможность создать «Чистый понедельник», поведав о прекрасной, но трагической истории любви.

Главные герои безымянны, но мы узнаем, что они оба молоды, красивы, богаты, любят друг друга. Жизнь их беспечна и полна удовольствий. У них есть все, необходимое для счастья, нет никаких внешних препятствий. Тем не менее им не суждено было быть вместе, по желанию героини они расстаются, казалось бы, без видимых причин.

Внезапно их настигло сильное чувство. Они испытывали взаимное, почти мистическое притяжение, чувствуя присутствие и взгляды друг друга. Много загадочного и таинственного было для него в ее облике. В ней сочетались утонченная восточная красота и западное образование. Но много странного и нелепого ощущал герой в их отношениях. Она его любит, но не соглашается стать его женой, не верит в возможность счастья и избегает разговоров об их будущем. Его поражает двойственность ее натуры. При своей любви к роскоши, изысканной одежде, дорогим ресторанам, развлечениям и театрам, она учится на каких-то курсах, посещает монастыри и кладбища. Ей свойственны легкомыслие и скромность, веселость и задумчивость, страстность и холодность. Любит модные стихи и слушает церковное пение, с удовольствием танцует, курит, но соблюдает строгий пост. Она словно мечется, не может понять свое предназначение в жизни. И зреет в ее душе стремление осуществить какое-то свое желание.

В названии рассказа раскрывается смысл происходящего. Именно в чистый понедельник начинается для героини новая жизнь. Этот день, наступающий после разгульной Масленицы, для верующих знаменует начало Великого поста, время очищения от греховных помыслов и деяний. Накануне, в прощенное воскресенье, она в последний раз со своим избранником ужинает, веселится на театральном капустнике, прощаясь со своей прошлой жизнью. Утром сообщает о своем отъезде. Через две недели ему пишет, что намерена уйти в монастырь и принять послушание.

Мучительно переживал главный герой эту неожиданную разлуку, спасаясь в разгулах. Спустя два года, душевная боль сменилась равнодушием и чувством безнадежности. Тоскуя, бродит он по московским улочкам, вспоминая счастливое время, проведенное с любимой. И словно ведомый какой-то мистической силой, едет в Марфо-Мариинскую обитель, где в веренице монахинь замечает, как одна, подняв голову, устремила свой взгляд в темноту, где он стоял, словно почувствовав его присутствие. В сердце героини, даже обретя успокоение в духовной жизни, продолжала жить любовь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник

Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник

2 вариант

Зона - звучит страшновато… Комфорта – конечно, смягчает выражение. Вообще, это то состояние, которое тебя устраивает! Тут и о месте, и о людях, книгах, делах… Я в своей зоне комфорта! Тут я всё знаю, мне всё комфортно.

Кстати, всё равно у всех разная зона комфорта. У миллионера и слесаря они точно разные. Первому нужно выпить шампанского такого-то года какой-то определенной фирмы, ещё из своего хрустального с золотом бокала, закусить черной икрой! Второму – хорошо и пиво из бутылки. Если ему предложить это суперское шампанское, так ему и не понравится – не оценит! И миллионер вряд ли полюбит «Балтику».

Для некоторых спортсменов, которые с детства привыкли к нагрузкам, комфортна ежедневная тренировка. Те, кто привык к конфликтам, могут нормально себя чувствовать в постоянных ссорах, даже создавать их намеренно. При этом наверняка она станут говорить, что в вечных скандалах им совсем и не нравится жить, они страдают, вот только, если всё спокойно, им сразу некомфортно. Вот почему сами создают конфликтную ситуацию даже без повода. Даже там, где можно просто пожать плечами и уйти: на улице, в магазине – с абсолютно чужими незнакомыми людьми.

В общем, дело привычки! Но говорят, что эту зону комфорта нужно постоянно расширять, что нельзя «зависать» в ней, так как тогда мозг совсем расслабляется… То есть ты делаешь всё по приятной привычке! А за ней не замечаешь чего-то нового. Ведь ты по идее меняешься, а твоя жизнь – нет. Вот почему советуют хотя бы выбирать разные пути к своей цели – не только на улице. Также говорят, что нужно специально делать то, что не нравится. Пробовать! Бросать себе вызов! Вот смогу я прыгнуть с парашюта? Вот не люблю я змей, а смогу ли взять одну в руки? Тогда ты преодолеваешь свой страх. И может вдруг оказаться, что страха и нет – одни фантазии были! И ты становишься сильней, опытней…

Ну, тут просто осторожней надо быть. Иногда ты не любишь что-то не просто так. Не ешь помидоры, а вдруг у тебя на них аллергия? Но если чуть попробовал, то можно это и понять… Мебель опять же советуют менять местами в квартире! Вообще, ко всему человек привыкает – создает опять себе зону комфорта. Важно посмотреть на всё со стороны, чтобы понять, а точно ли это удобно, или ты просто привык к неудобному.

У меня, в принципе, с этим всё нормально. Я во всем строю свою зону комфорта, но когда она готова, то быстро мне надоедает, и я всё переделываю! Так вот и живём!

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое «зона комфорта»?

Что такое «зона комфорта»?

Часть 1. Сведения по теории и истории литературы

  1. Художественная литература как искусство слова
  2. Фольклор. Жанры фольклора
  3. Художественный образ. Художественное время и пространство
  4. Содержание и форма. Поэтика
  5. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
  6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
  7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
  8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
  9. Деталь. Символ. Подтекст
  10. Психологизм. Народность. Историзм
  11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
  12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
  13. Стиль
  14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
  15. Литературная критика

Часть 2. Список литературы

Кодификатор по литературе 2021 ЕГЭ также включает список всех произведений, которые выпускник должен прочитать и знать содержание. На деле, при подготовке к экзамену ученику потребуются не все книги из школьной программы.

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ в.

  • Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
  • Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
  • Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)